Елена Александровна Щетинкина – художник, график, скульптор, керамист, фарфорист, художник по костюмам, член Союза художников России и Юнеско.

01

Елена Александровна Щетинкина родилась 17 июля 1950 года в селе Доцан Читинской области. Отец – Александр Петрович Филимонов – был офицером, служил в Забайкалье. Мать – Софья Ивановна Федотова – учительница, работала там же «по распределению» после окончания педагогического университета. Молодые познакомились, поженились, и родились у них три дочки: Галина, Елена и Нина. От мамы Елена переняла любовь к чтению и желание дойти до сути, найти то самое зерно, которое станет стержнем очередного цикла работ. А от отца – целеустремленность, стойкость и умение справляться с любыми задачами. Родители всегда поддерживали дочь в ее творчестве. Мама бережно и умело направляла фантазии Елены в правильное русло. Воспитывала в ней и двух ее сестрах художественный вкус и усидчивость, обучая вышиванию. Приучала к терпению при выполнении любого сложного дела.

В 1956 году после демобилизации отца семья переехала в Казань. Лена в возрасте 12 лет по примеру старшей сестры поступила в Казанскую художественную школу. Училась легко, получая большое удовольствие от своих занятий. Была одной из заметных учениц. После одного из международных конкурсов, где была отмечена ее работа, Елену пригласили в Москву в индийское посольство для вручения награды. Этой наградой был вышитый вручную золотом шарф, который стал не просто первой оценкой ее творчества, но и своеобразным талисманом.

В 15 лет Елена поступила в Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина, блестящего художника, ученика Ильи Репина. Мечтала стать скульптором, но, к сожалению, в этот год отделение скульптуры закрыли. Тогда девушка выбрала отделение живописи. Любимым педагогом Елены стал Евгений Владимирович Зуев, художник высочайшей живописной культуры. Учеба у такого корифея много давала и ко многому обязывала.

Училась Елена с удовольствием, выходя за рамки учебной программы, рисовала, писала этюды. Поскольку с юности была человеком неординарным, то и дипломная работа по окончании училища была тоже неординарной. Темы для дипломных работ предлагались в духе времени: «Горький в булочной Деренкова», «Первый арест Ленина» и тому подобные. Они совершенно не увлекли Елену Александровну. Дипломной работой Е.А. Щетинкиной стала «Мадонна с младенцем». Хотя поначалу она предложила тему «Ленин с дамой в сирени» по мотивам «Сирени» М. Врубеля. Конечно, не позволили, а жаль.

В 1969 году Елена окончила Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина. Там встретила своего будущего мужа, который на долгие годы стал ее соратником, сподвижником, помощником во всех ее замыслах. В семье царила атмосфера творчества. Они были уже родителями маленького сына, когда решили поступать в Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова) на отделение керамики. «Строгановка встретила меня без любви, ректор почему-то сказал, что они слишком стары, чтобы бороться со мной. Комиссия сомневалась: стоит ли давать мне право на конкурсное состязание; наконец, один скульптор по фамилии Мельник вступился за меня. Пришлось дать клятву, что я буду на экзаменах рисовать то, что вижу, а не то, что думаю. И это была правда: никогда, ни до, ни после, не рисовала я так академично, как на этих экзаменах. Их нервировала некоторая стилизация в моих рисунках, которые я показывала, как самостоятельные работы. Позднее, уже на первом курсе, педагоги яростно бились около моих работ, клеймя их словом «модерн»; это было как ругательство, но меньше 5 баллов не оценивали». Ей повезло с преподавателем по рисунку. Юрий Абрамович Тур был человеком сложным, категоричным, иногда нетерпимым, но при этом замечательным учителем. Преподавал рисунок, был прекрасным скульптором. В отличие от других преподавателей по рисунку, просто ставивших перед учениками натурщика и уходивших, всегда давал очень точные советы по объему рисунка, именно с точки зрения скульптора. Его любимое выражение: «самое главное – рисовать, остальное – потом» стало для Елены Щетинкиной не просто линией поведения, но и главным принципом ее жизни.

На кафедре керамики у Елены Александровны были сложности. Человек, не допускавший в творчестве ни малейшей халтуры, готовый идти в защите своих принципов до конца, она отказалась срисовывать по клеточкам портрет из журнала для панно с изображением известного академика. Конфликт с деканом факультета перед дипломом грозил студентке Щетинкиной нешуточными неприятностями. Никто из преподавателей не хотел обострять отношения с деканом и не брал на диплом строптивицу. Рискнул заведующий отделением. Защита дипломной работы, которой стал чайно-блинный сервиз с символикой Московской Олимпиады, прошла на отлично, или на «пять с похвалой», как откомментировал руководитель диплома.

На кафедре не было преподавателя, который мог бы учить студентов работе с шамотом – огнеупорной глиной, главным материалом керамистов. Поэтому все техники потом Елена Александровна осваивала самостоятельно. Выезжая на фарфоровые заводы, она по-настоящему влюбилась в фарфор, который стал делом всей ее жизни. «Я фанат фарфора. И, наверное, из числа юродивых: буду делать только то, что хочу», – говорит о себе Елена Александровна.

02

В 1979 году Е.А. Щетинкина окончила Московское высшее художественно-промышленное училище по специальности «художник-керамист» и распределилась на Южноуральский фарфоровый завод. Хотя могла бы работать на таких знаменитых фарфоровых производствах, как Дулёвский фарфоровый завод (Московская область) или Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.

Елене пророчили гибель таланта в глубинке, но она, полная творческих планов и идей, приехала на Урал, который поразил и покорил ее своей удивительной природой. Мечтала о создании такого же, как этот край, самобытного, узнаваемого южноуральского фарфора. Но мечтам противостояла суровая реальность. Южноуральский фарфоровый завод был создан после войны с целью обеспечить население недорогой, но качественной фарфоровой посудой. Поэтому ни о каких изысках думать не приходилось. Нужно было давать план, насыщать магазины утилитарными штампованными чашками и тарелками. Конечно, южноуральские художники создавали авторские сервизы, отличающиеся от массовых изделий и предназначенные для экспонирования на выставках. Но это было совсем не то, чего хотелось Елене Александровне. Когда через год она стала главным художником Южноуральского фарфорового завода, то с присущим ей пылом принялась осуществлять свои идеи: укрепила на предприятии художественную лабораторию, много и индивидуально работала с модельщиками и художниками, для мастеров, придумывавших сюжеты, организовывала «творческие дни», когда можно было посещать выставки или работать дома, изучая необходимую литературу, создавала образцы мелкой пластики, сувенирной и подарочной продукции и, главное, поддерживала в своих художниках желание заниматься «свободным» творчеством на собственном примере.

В 1980 года Е. Щетинкина стала членом Союза художников России. С 1979 по 1987 годы работала главным художником Южноуральского фарфорового завода (г. Южноуральск Челябинская область).

03

Внутренняя свобода, присутствующая в творчестве Е.А. Щетинкиной, всегда требовала от нее независимости. Она не хотела, да и не могла работать в заданных рамках, а заводское производство независимости не предполагало. Административная работа отнимала время у творчества. «Замыслы фонтанировали во мне, но тяжелая неразворотливая колода предприятия давила на меня, удваивая силу атмосферного давления». После долгих и трудных раздумий приняла решение уйти с завода, стать свободным художником. Это было смелым решением. На заводе была стабильность, художник был главной, знаковой фигурой, обладал определенным положением. Поменять все это на неизвестность, неопределенность решился бы не каждый. Но у Елены Александровны была своя собственная шкала ценностей, в которой свобода творчества стояла превыше всего. Ее скульптура-чайник «Птица на воде» стала воплощением этой свободы: «Работая над моделью чайника «Птица на воде», я ощутила свободу от жесткой функциональности, свободу от производственных запретов, сжимавших мои фарфоровые крылья тисками…».

04
«Птица на воде», 1994

В 1987 году Е.А. Щетинкина с семьей переехала в Челябинск. Став свободным художником, смогла позволить себе работать только над теми темами, которые на время работы над ними становились ее жизнью. Ее выставки всегда вызывают ажиотаж и горячие споры среди любителей искусства. Необычно и смело работает она с фарфором. Елена и сама похожа на фарфоровую статуэтку: маленькая, хрупкая, изящная. Ни на кого не похожая, никому не подражающая, творящая свои произведения по какому-то только ею ощущаемому сигналу Космоса.

05

Работы Е.А. Щетинкиной несут и глубокий философский смысл. «Елена Щетинкина – художник. И в данном случае это определение шире, чем просто обозначение профессиональной деятельности, точнее – это способ бытия, в котором искусство позволяет в целостности образа отразить цельность мира. Творчески свободно существуя в пространстве искусства и жизни, Елена Щетинкина являет собой воплощение художника-философа, на новом временном витке задающаяся вопросами о смысле бытия и предназначении человека. Синтетичность творческой природы и универсальность образования позволяют Елене Щетинкиной равноценно работать и в скульптуре, и в живописи, и в графике», – пишет в своей статье Светлана Шляпникова, старший научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств.

06

Елена Александровна активно участвует в выставках Союза художников в Челябинске. Сама проводит экскурсии. Ее работы поражают неординарностью мышления. Фарфор в ее работах раскрывается с совершенно неожиданной стороны, демонстрируя необычайные художественно-пластические возможности. Она отказывается от классических приемов работы с каркасом, создает символические и аллегорические образы. Эти ее «вольные» работы никогда не включали в себя посуду. Работая заводским художником, Елена Александровна посуду не создавала принципиально. Уже позже она вернется к этому виду произведений, но будут эти вещи совершенно не похожими на обычные. Каждая чашка – образ, каждый чайник – философское эссе. В это время ею был создан целый ряд знаковых скульптур: «Святая Русь», «Байкальская Венера», «Тридцать» и другие, поражающие метафоричностью чувств и образов.

07
«Тридцать», 1980-е гг

08
«Святая Русь», 1985

Например, ее скульптура «Вирус», созданная еще в 80-е годы и навеянная стихами Поля Элюара «Животные и их люди, люди и их животные», внезапно «выстрелила» в дни пандемии и самоизоляции. Удивительно, как спустя столько лет эта работа так точно попала в наше время.

09

Елена Александровна – художник универсальный. Может работать и в скульптуре, и в живописи, и в графике, переходя от одного вида к другому без малейшего напряжения. Скульптура предполагает долгую работу, графика оперативна, позволяет мгновенно зафиксировать эмоцию или образ. Часто именно в графике рождаются решения, которые потом воплощаются в объемах.

Такая универсальность таланта Щетинкиной делает ее знаменитые циклы необычайно интересными. Часто Елена Александровна создает циклы на одну тему: Евангельский, Пушкинский, Бердяевский, Китайский, Французский, Греческий, Уральский. В них входят и фарфоровые скульптуры, и живопись, и пастель, и керамика, и майолика. Художник постоянно экспериментирует с техниками, материалами, приемами. Соединяя технологически несовместимые шамот и фарфор, достигает особой выразительности.

10

Замысел циклов рождается часто внезапно, из звуков музыки, из строчек стихотворения, из прочитанной книги, из знакомства с необычным интересным человеком, из путешествий. А разные техники и материалы дают ей возможность наиболее полно выразить идею.

У каждого художника есть какая-то своя, особая тема, к которой он возвращается на протяжении всей своей жизни. Для Елены Александровны такой темой стал образ А. С. Пушкина, как высшее проявление творческого начала.

11

С А. С. Пушкиным у нее особые отношения. «…Александр Сергеевич приходит, когда захочет и с кем захочет: – делится Елена Александровна, – когда мне весело или грустно, когда легко или горько. Приходит разный: юный и беспечный на легких крыльях одуванчиков – в июне; неистовый и переполненный стихами, весь занесенный золотыми листьями, мощный, как титан – в октябре; желчный и печальный, уходящий в тоске – в феврале…». Но всегда это Пушкин, живой, настоящий, страдающий или счастливый. Как удалось Елене Александровне увидеть и прочувствовать трагическое одиночество гения, даже в окружении любящих друзей и влюбленных женщин – это секрет художника.

12 13 14

15
«В пустыне духа», 1996-2002

16
«Болдинская осень», 2016

17
«И музу призывал на пир воображенья…», 1999

18
«Поэт и муза», 1990

19
«Чашечка кофе», 1986

20
«Бубенцы», 1998

Не имеющий аналогов в истории искусства Бердяевский цикл – совершенно особое явление и в творчестве самой Елены Александровны. Он возник как своеобразный изобразительный комментарий к философскому труду Н. Бердяева «Смысл творчества». Читая его, Елена Александровна делала пометки на полях. Это были не обычные подчеркивания, а пометки художника: сначала вместо обычных галочек – птицы, а подчеркивание текста постепенно переходит в рисунки, и вот уже листы и развороты книги от начала до конца покрыты движущимися, летящими и завивающимися линиями, фигурами, среди которых огромное всевидящее око, наблюдающее за всем происходящим, Философия в женском облике, в роскошных полях шляпы которой гнездятся птицы и соприкасаются облака и многое-многое другое. Чтение-размышление-рисование, отражение пересечений и соприкосновений раздумий философа и художника, перерастает в графические листы и декоративно-символические фарфоровые скульптуры, объединенные единством смысла и формы, такая своеобразная философская пластика языка, формы и смысла – Бердяевский цикл. «.. .В абсолютном упоении качаться на волнах философской мысли в ослепительном свете идеального сияющего христианства, – то падая в мрачную бездну, то отчаянно взмывая в манящий золотой космос; из прошлого – в будущее...».

21
«Цивилизация», «Нисходящий», 2002

22
«Противостояние», 1997

И совершенно логично Бердяевский цикл переплетается с циклом Евангельским. Да и все циклы Е. А. Щетинкиной переплетены между собой, иногда явно, иногда глубинно. Лучше самой Елены Александровны об этом не скажешь: «Исторические видения накладываются на переживания места. Графический цикл плавно переходит в фарфор и глину или наоборот. Работая в цикле, никогда не можешь запланировать, что будет завтра: все происходит методом прирастания и неожиданного разворота. Когда достигаешь максимального вхождения в тему, здесь и происходят всплески и озарения».

Евангельский цикл – очень сокровенная и сложная тема. В нем поднимаются вопросы о смысле жизни и роли художника, о том, как соотносятся между собой Бог, человек, творец. Сервиз «Воскресение» – одно из важнейших составляющих Евангельского цикла. Невесомость и белоснежность раскрывающихся лепестков в формах чашек, сливочника и чайника – своеобразный символ чудесного и таинственного события одного из величайших христианских праздников. Скульптуры Моисея, Иоанна Предтечи, четырех евангелистов и пронизанная золотым свечением фигура Христа составляют гармоничное целое.

23
«Воскресение», 1990-1994

Увлечение древнекитайской культурой и философией даосов привело к рождению Китайского цикла. Елена Александровна Щетинкина создает свой собственный образ Поднебесной, основываясь на поэтическом осмыслении произведений искусства, философии, литературы, запечатлевая тайный смысл, аромат древней культуры. Гармоничное единство мира, его символическое восприятие, созерцательность составляют основу всех произведений китайского цикла. В этом мире нет ничего случайного, и все имеет иносказательное толкование.

24
«Неуловимая мечта», 2003-2005

Во Французском цикле воплощен дух прекрасного Парижа, где Елена Александровна неоднократно бывала (2006, 2010). Париж Е. А. Щетинкиной удивительно многолик. Портрет его состоит из лиц «… то средневекового монаха, то современного панка с пирсингом, то юноши серебряного века с загадочной вакхической улыбкой», исторических персонажей и случайно мелькнувших на улицах современных парижан. Париж Щетинкиной завораживает, заманивает, околдовывает. Сквозь черты реального города проступают образы, пришедшие из книг, современность смешивается со средневековьем. В Париже с большим успехом прошла авторская выставка Елены Александровны «Река времени Париж». Там она впервые создала инсталляцию из венских стульев, ткани, веревок, органзы, вентилятора и подсветки. Это тоже одна из особенностей искусства Елены Щетинкиной – экспериментировать, не боясь ничего нового. И главным успехом выставки было то, что парижане приняли Париж, увиденный глазами современного русского художника.

25
«Парижская зима», 2010

26
«Портрет», 2007

И, наконец, идея Уральского цикла. Она родилась у Елены Александровны в тот момент, когда из иллюминатора самолета она впервые увидела Уральские горы, и в воображении художника Урал предстал в виде древнего ящера, с головой к северу, а хвостом к югу. Много лет она продолжает работать над этим циклом. В новых произведениях легенды и мифы Урала вплетаются в ткань современности, художник размышляет над феноменом евразийства, который, по ее ощущениям, многое определяет в жизни людей и особенностях Урала, разделяющего и одновременно соединяющего Европу и Азию. Так постепенно рождался цикл Евразийский.

27
«Сыростан», 1991

28
«Аркаим», 2003

Тема евразийства – учения о самобытной цивилизации, объединяющей элементы Востока и Запада, расположенной между Европой и Азией, но отличающейся от обеих в геополитическом и культурном аспектах, – вдохновляет Елену Александровну уже много лет.

Елена Александровна Щетинкина – частый посетитель Центральной библиотеки имени Пушкина, и то, как внимательно и вдумчиво она читает все, что относится к ее будущему творению, вызывает уважение и восхищение. Сначала она выбирает все книги, где хотя бы упоминается что-то по интересующей ее теме. Постепенно из огромного количества литературы остаются самые нужные. Они перечитываются не раз и не два, как будто художник ищет в строчках текста какое-то сокровенное знание. Ее способность воспринимать текст как живое явление, улавливать пульс поэтической и философской мысли рождает собственные пластические метафоры. Так было и с «Калицей» («Калица» – в переводе с древнеарийского – круглый город) – циклом произведений из фарфора и 15 акварельных работ. 15 московских легенд, таинственных историй, создавая который она попыталась дойти до сути, разгадать тайну московского притяжения через символы, в том числе архитектурные, через мифы, легенды. Елене Александровне удалось увидеть и разгадать то, чего не смогли увидеть коренные москвичи. А также обнаружить сакральную связь Москвы с Уралом.

29

Гиперборейский цикл также связан со славянской мифологией, русскими сказками. Художник ищет ответ на вопрос, как возникла цивилизация, давшая начало русскому народу, формированию его языка, культуры, обычаев. За основу взяты самые известные сказки – «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», древние выражения «на все четыре стороны», «чур меня» и другие, к которым мы настолько привыкли, что даже не задумываемся об их смысле. Фарфоровые фигуры и акварельная «Русь Гиперборейская» является размышлением автора об основополагающих чертах характера русского народа – его стойкости и героизме, доброжелательности и мудрости.

30
«Хмелюшка». 2017

31
«Волхвы», 2018

32
«Три богатыря»

33

Работа с фарфором требует от человека специфического душевного склада и колоссального терпения – иногда от идеи до готового произведения из фарфора может пройти несколько лет. У Елены Щетинкиной есть скульптурный «Автопортрет», в котором нет черт лица, лишь ее рука, расписывающая скульптуру, – это и есть выражение ее сути человека, художника. Руки Елена Александровна лепила с натуры. Руки – это лицо художника. Он трудится, лепит. А из сосуда вылезает озорной когтистый дракончик. Это сущность художника, которая сквозит во всех работах.

34
«Автопортрет», 1985

Фарфор, сопротивлявшийся, но все же подчинившийся властным рукам скульптора, выдержавший нестерпимый жар обжиговой печи, выглядит, как родившийся само по себе, хотя работу скульптора-фарфориста можно сравнить с работой кузнеца или кочегара. Сначала скульптор создает модель, по которой из гипса отливается форма. В нее заливается шликер – тщательно раздробленные в муку каолин, кварц, полевой шпат, смешанные до получения однородной массы с водой. Форма с фарфоровой смесью оставляется для просушки на несколько дней. Первый обжиг, глазурование, второй высокотемпературный обжиг, декорирование. И на каждом этапе несоблюдение каких-то тонкостей может погубить изделие, и все нужно будет начинать заново. Гипсовка, обжиг, неподъемные формы – работа на износ! Отлить скульптуру из фарфора можно только в условиях завода, потому что в мастерской создать температуру 1400 градусов невозможно. Начиная с 1990-х годов, в России одно за другим стали закрываться фарфоровые предприятия. Во время последней поездка в Париж в Международный городок художников, Елена Александровна надеялась, что сможет договориться о работе на фарфоровых заводах в Лиможе или в Севре. Но это оказалось невозможным по нескольким причинам, в том числе и финансовым. Кого-то эта ситуация привела бы в отчаяние. Только не Елену Александровну: «самое главное – рисовать, остальное – потом». И она рисует, но в акварелях и пастелях присутствуют в разных вариантах скульптурные формы. И она продолжает искать возможности продолжить работу с фарфором. В результате упорных поисков под Уфой был обнаружен городок Октябрьский, где на фарфоровом заводе возобновили производство, модернизировав все, что можно: установили французские печи, немецкие станки и качественную фарфоровую массу. По технологиям и материалам завод в Октябрьском не уступает европейским. Именно там Елена Александровна вновь начала работать и осуществлять свои скульптурные мечты.

Сегодня произведения Е.А. Щетинкиной находятся во многих музейных собраниях: Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственного музея А. С. Пушкина, Пражской национальной галереи (Чехия), Челябинского музея изобразительных искусств, Государственного исторического музея Южного Урала, Магнитогорской картинной галереи, а также в частных коллекциях России, Франции, Англии, Италии, Австрии. Самая большая авторская коллекция находится в Челябинском государственном музее изобразительных искусств.

35

В арсенале художника 32 персональные выставки:

  • 1984 – Е. Щетинкина. Фарфор, керамика, пастель. Выставочный зал Союза художников (Челябинск);
  • 1984 – Е. Щетинкина. Пастель, фарфор (Магнитогорская картинная галерея);
  • 1988 – Пушкиниана. Скульптура, графика. Издательство «Детская литература» (Москва);
  • 1989 – Е. Щетинкина. Фарфор. Фонд культуры (Москва);
  • 1990 – Исповедь. Фарфор. Выставочный зал Союза художников (Челябинск);
  • 1990 – Е. Щетинкина. Пастель, фарфор. Дом Союзов (Москва);
  • 1993 – Эрос. Фарфор, майолика. Галерея «Каменный пояс» (Челябинск);
  • 1993 – Портрет. Пастель. Галерея «Каменный пояс» (Челябинск);
  • 1994 – Истоки. Фарфор, графика. Челябинская областная картинная галерея. Совместно с С. И. Филимоновой (Челябинск);
  • 1994 – Окно в Париж. Фарфор, пастель. Галерея «Ирвик» (Челябинск);
  • 1995 – Ростов Великий. Графика. Галерея «Ирвик» (Челябинск);
  • 1995 – Музыка. Выставка-концерт по мотивам музыки Г. Анохина. Галерея «Ирвик» (Челябинск);
  • 1996 – Соловей и роза. Фарфор, керамика, акварель, пастель. Челябинская областная картинная галерея (Челябинск);
  • 1999 – «Что в имени тебе моем?...» Фарфор, керамика, графика, живопись. К 200-летнему юбилею А. С. Пушкина. Челябинская областная картинная галерея (Челябинск);
  • 2003/2004 – Солнцестояние. Фарфор, керамика, графика. Выставочный зал Союза художников. (Челябинск);
  • 2004 – Солнцестояние–2. Фарфор, керамика, графика. Самарский художественный музей (Самара);
  • 2004 – «Что в имени тебе моем?...» Фарфор, керамика, графика. Государственный музей А.С. Пушкина (Москва);
  • 2004 – Ладонью не заслонишь небо. Фарфор, графика. Челябинская областная картинная галерея (Челябинск);
  • 2005 – Евразийская тоска. Фарфор, графика. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург);
  • 2005 – Евразийская тоска–2. Фарфор, графика. Резиденция губернатора Свердловской области (Екатеринбург);
  • 2006 – Елена Щетинкина. Графика. Выставочный зал Международного города художников (Париж);
  • 2007 – Река времени. Париж. Графика. Керамика. Инсталляция. Фотография. Выставочный зал Союза художников (Челябинск);
  • 2009 – «И божество и вдохновенье...» Акварель, пастель, фарфор, керамика, инсталляция. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина;
  • 2009 – Белая линия. Пастель, фарфор, инсталляция. Челябинский областной краеведческий музей (Челябинск);
  • 2010 – Париж. Рисунок, инсталляция. Выставочный зал Cite des arts (Париж);
  • 2011 –Уральский меридиан. Акварель, пастель, живопись чаем, фарфор, инсталляция. Челябинский областной краеведческий музей (Челябинск);
  • 2012 – Видение Парижа. Графика, фарфор, инсталляция. Челябинский государственный музей изобразительных искусств (Челябинск);
  • 2015 – Философия творчества. Графика, фарфор. Зал искусств Южно-Уральского государственного университета. (Челябинск);
  • 2015 – «Там чудеса...». Графика, фарфор. Челябинский государственный музей изобразительных искусств (Челябинск);
  • 2018 – «Театр сервиза». Инсталляция, графика. Челябинский государственный музей изобразительных искусств (Челябинск).

Бывая на выставках Елены Александровны, все отмечают их особую атмосферу. Творения художника полны света, доброй и чистой энергии – праны. Переходя от экспоната к экспонату, и сам подпитываешься этим добрым светом.

36
Нарцисс /Дракоша /Попутная волна /Селен, 2002

37
«Сарматы», 2013-2014

38
«Многие лета!», 2016

39 40

Во многих интервью Е.А. Щетинкиной часто задают вопрос, почему бы ей не заключить контракт с какими-нибудь торговыми сетями, чтобы получать средства и дополнительные возможности для творчества. Ответ всегда один – не хочу быть рабом, которому начнут выкручивать руки, говорить, что модно, а что нет. «Это иллюзия думать, что можно заниматься поиском денег и творчеством». Она предпочитает творчество, спасавшее ее в самые трудные дни, которых было немало. «Я никогда не сидела ничего не делая, чтобы дождаться вдохновения. Со мной такого не бывает. Я просто не успеваю выполнить то, что задумала. Мне не хватает жизни. Задумки есть – выполнить тяжело... Есть художники, которые нос по ветру держат. У меня этого нет. Я не участвую в событиях. Иду, двигаюсь по своему пути. Это гораздо сложнее, чем работать в духе времени. Все в тебе и вокруг направлено только на твою идею. Это сложно, но интересно», – говорит о своем творчестве Елена Александровна. Она художник не по профессии, а по образу жизни и даже больше – по способу бытия.

Недавно Елена Александровна потеряла мужа, который так хорошо ее понимал, ценил ее редкий талант, оберегал и помогал во всех ее замыслах. Рядом с ней в этом горе были сын, внук и творчество. От депрессии спасал любимый фарфор. И сегодня свой юбилей Елена Александровна будет отмечать на Дулёвском фарфоровом заводе, куда повезёт отливать новый цикл. С нетерпением будем ждать новой выставки, новых впечатлений.

41

Список рекомендуемых источников:

работы Е. А. Щетинкиной:

  1. Елена Щетинкина : керамика, графика : альбом / составитель и автор вступительной статьи С. Шляпникова. – Челябинск : Studio Divan, 2009. – 199 с. : ил., цв. ил., портр. Щетинкина Е. А.
  2. Елена Щетинкина : керамика, графика : альбом / составитель и автор вступительной статьи С. Шляпникова. – Челябинск : Авто Граф, 2022. – 198, [1] с. : ил., цв. ил., портр.
  3. Щетинкина Е. А. Евразийская тоска : фарфор, графика : каталог выставки / Е. Щетинкина ; Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. – Екатеринбург, 2005. – 12 с. : ил.
  4. Щетинкина, Е. А. Ладонью не заслонишь небо : фарфор, графика : каталог выставки – Челябинск, 2004 / Е. Щетинкина ; составитель С. Шляпникова. – Челябинск : Студия «Диван», 2004. – 28 с., цв. ил. : ил.
  5. Щетинкина, Е. А. Мои идолы / Е. Щетинкина ; фото А. Соколова.// Автограф. Челябинск-Арт. – Челябинск. – 2009. – № 1 (33). – С. 91-96.
  6. Щетинкина, Е. А. Отпечатки пальцев на лепестках роз : [беседа о Париже (Франция), где художница побывала с рабочей поездкой / вела Ирина Моргулес] // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2010. – 15 апр. – С. 12.
  7. Щетинкина, Е. А. Солнцестояние : фарфор, керамика, графика : каталог выставки / Е. Щетинкина ; Союз художников России, Челябинская организация ; автор статьи и составитель И. Духина. – Челябинск, 2003. – 38 с. : ил.
  8. Щетинкина, Е. А. Странички из дневника Елены Щетинкиной : [образ А. С. Пушкина в творчестве челябинской художницы] // Бизнес и культура. – Челябинск. – 2013. – Март №1 (4). – С.96-105. – ил.
  9. Щетинкина, Е. А. «Там чудеса...» : фарфор, графика, инсталляция : каталог выставки / Е. Щетинкина ; репродукционная фотосъемка А. Соколова. – Челябинск : Studio Divan, 2015. – 12 с. : ил.
  10. Щетинкина, Е. А. Уроки Севра : в России много идей, а во Франции – технологий, считает челябинская художница Елена Щетинкина, побывавшая на королевской мануфактуре : [беседа о поездке челябинской художницы в Париж, на стажировку на королевской мануфактуре в Севре / вела Лидия Панфилова] // Челябинский рабочий. – 2010. – 5 мая (№ 78).
  11. Щетинкина, Е. А. Фарфор – моя страсть : Челябинск достоин быть украшенным произведением Елены Щетинкиной : [беседа с художником декоративно-прикладного искусства / беседу вел Айвар Валеев] // Челябинский рабочий. – 2008. – 14 июня. – С. 4.
  12. Щетинкина, Е. А. Философия творчества по Н. А. Бердяеву : рисунок, акварель, фарфор, роспись : каталог выставки / Е. Щетинкина ; слово автора Е. Щетинкиной ; автор вступительной статьи и составитель каталога Г. С. Трифонова ; эссе Е. Шерстобитовой. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 36 с.
  13. Щетинкина, Е. А. «…Что в имени тебе моем?..» : рисунок, акварель, керамика, фарфор : буклет / Е. Щетинкина ; Государственный музей А. С. Пушкина, Челябинская областная картинная галерея ; автор статьи Г. Трифонова. –Москва, 2004. – 6 с.

о ней:

  1. Безгодова, Н. Творческие открытия Елены Щетинкиной : [творчество челябинского скульптора Е. Щетинкиной] / Н. Безгодова // Искусство XX – XXI вв. и молодое искусствоведение : сборник докладов научно-практической конференции на выставке «Челябинск: 100 лет искусства», 14-15 декабря 2011 года : к 275-летию города Челябинска / под редакцией Г. С. Трифоновой. – Челябинск, 2012. – С. 102-108. – Библиогр. : с. 108.
  2. Валеев, А. Там где, говорите, чудеса? : [открытие выставки Елены Щетинкиной в верхнем зале Челябинской картинной галереи] / А. Валеев // Челябинский рабочий. – 2016. – № 3 (27119) (21-27 янв.). – С. 32.
  3. Дурманова, И. В графике и фарфоре. Предания, сказания и легенды иной Москвы / И. Дурманова // Южноуральская панорама. Челябинск : [сайт]. – 2021. – 5 дек. – URL: https://upru/articles/kultura/136138/?ysclid=mbhokx5s7l639272705> (дата обращения: 16.06.2025).
  4. Духина, И. Диалоги с вечностью : мучительные вопросы и блистательные ответы философии в красках : [выставка челябинского художника Елены Щетинкиной «Философия творчества по Н. А. Бердяеву» открылась в зале искусств Южно-Уральского государственного университета (Челябинск)] / И. Духина // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2015. – № 40 (3452) (19 марта). – С. 14. – фото.
  5. Духина, И. Искушение Севром : в Челябинском музее искусств представлены фарфор и графика художника Елены Щетинкиной : [в Челябинском музее искусств представлена выставка челябинского художника «Видение Парижа»] / И. Духина ; фото В. Шишкоедова // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2012. – 11 окт. – С. 12.
  6. Моргулес, И. Льющиеся линии, ускользающие лики : [презентация альбома и открытие выставки «Белая линия» челябинской художницы Елены Щетинкиной в областном краеведческом музее] / И. Моргулес // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2009. – 12 сент. – С. 4.
  7. Рохацевич, Е. Лекция Елены Щетинкиной: фарфор и творческий полет / Е. Рохацевич // Объединенный государственный архив Челябинской области : [сайт]. – URL: https://archive74.ru/news/lekciya-eleny-shchetinkinoy-farfor-i-tvorcheskiy-polet (дата обращения: 16.06.2025).
  8. Сабельфельд, Л. А. Щетинкина Елена Александровна / Л. А. Сабельфельд // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 1052-1053 ; Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 7 / редколлегия: К. Н. Бочкарев (гл. редактор) [и др.]. – Челябинск, 2008. – С. 482. – URL: http://chel-portal.ru/enc/Shhetinkina_Elena_Aleksandrovna (дата обращения: 16.06.2025).
  9. Степанова, А. Образно-пластические открытия художника Елены Щетинкиной в новом цикле «Там чудеса...», представленном на экспозиции выставки в Челябинском государственном музее изобразительных искусств в 2016 году / А. Степанова // Художественное наследие и современность : сборник докладов научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и студентов, художников и архитекторов на выставке «Художники. Современники. Мастера», 16 марта 2016 / составитель и научный редактор Г. С. Трифонова. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – С. 53-57. – ил., цв. ил.
  10. Трифонова, Г. С. Современное искусство евразийского приграничья. «Уральский меридиан» Елены Щетинкиной : фарфор и графика / Г. С. Трифонова // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2021. – С. 59-63 ; КиберЛенинка : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-iskusstvo-evraziyskogo-prigranichya-uralskiy-meridian-eleny-schetinkinoy-farfor-i-grafika/viewer (дата обращения: 18.06.2025).
  11. Трифонова, Г. С. Философия творчества в современном художественном пространстве России: Н. А. Бердяев «Смысл творчества» и «Бердяевский цикл» Е. А. Щетинкиной / Г. С. Трифонова // Инновационная наука. – 2015. – С. 259-263 ; КиберЛенинка : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-tvorchestva-v-sovremennom-hudozhestvennom-prostranstve-rossii-n-a-berdyaev-smysl-tvorchestva-i-berdyaevskiy-tsikl-e-a/viewer (дата обращения: 18.06.2025).
  12. Челябинская художница пытается расшифровать коды древнерусской цивилизации // Славянская Традиция : [сайт]. – URL: https://slavtradition.com/svodki-smi/novosti/4416-chelyabinskaya-khudozhnitsa-pytaetsya-rasshifrovat-kody-drevnerusskoj-tsivilizatsii (дата обращения: 18.06.2025).
  13. Шабалина, Н. М. Фарфоровое производство на Южном Урале второй половины XX века : [в т.ч. о творчестве Е. А. Щетинкиной] / Н. М. Шабалина // Вестник Южно–Уральского государственного университета. – 2010. – № 8(184). – С. 90-96. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/farforovoe-proizvodstvo-na-yuzhnom-urale-vtoroy-poloviny-xxveka/viewer (дата обращения: 18.06.2025).
  14. Шляпникова, С. Щетинкина Елена. Выставка «Сквозь жар души...» / С. Шляпникова // Галерея на Чистых прудах : [сайт]. – URL: http://cleargallery.ru/gallery/open/aid-325 (дата обращения: 16.06.2025).
  15. Шляпникова, С. А. Щетинкина Елена Александровна : художник : [60 лет со дня рождения] / С. А. Шляпникова // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2010 / Челябинская областная универсальная научная библиотека ; составители: И. Н. Пережогина [и др.]. – Челябинск, 2010. – С. 105-116. – Библиография: с. 116-119.
  16. Яринич, Т. О. Золотом по фарфору – структурная гордость Королевы / Т. О. Яринич // Синтез судьбы : [сайт]. – 2013. – 12 апр. – URL: https://s-horoscope.ru/content/articles/2013/farfor-zoloto-korolevskaya-strukturnaya-gordost (дата обращения: 16.06.2025).

Источники фото: личный архив, из альбома «Елена Щетинкина» (Челябинск, 2009), https://chelmusart.ru/, http://cleargallery.ru/, art16.ru, https://archive74.ru/, https://chelmusart.ru/, https://vk.com/, https://up74.ru/, https://s-horoscope.ru/, https://vk.com/id, https://www.tourister.ru/

 Юлия Брюханова, Ольга Ткаченко