Иван Васильевич Бесчастнов (1925–1996) – скульптор, художник, член Союза художников СССР (1963), участник Великой Отечественной войны.

01

Иван Васильевич Бесчастнов родился 1 декабря 1925 года в селе Панфилово (ныне Муромского района Владимирской области) в многодетной семье. В этом же селе появились на свет живописцы, друзья И. В. Бесчастнова – заслуженный художник РСФСР Сергей Иванович Чирков и Василий Васильевич Серов: «Странно, но рисованием я занимался далеко неравномерно. После раннего детства вроде и не очень тянуло к нему. Не то, что Чирков, который был побойчее и которого заметил художник из нашего села Василий Васильевич Серов. Сначала как мальчика, играющего на скрипке, а затем увидел и его способности к рисованию. Сергей занимался в кружке при доме пионеров в Муроме, которым руководил Серов. В школу мы иногда ходили по улице Кавказской, где жил художник, видели, как в тёплые дни он писал свои картины прямо на улице. Мне это сильно нравилось, но признаться в своём увлечении рисованием я стеснялся. И только когда мне исполнилось 16 лет, почувствовал неодолимое влечение к искусству. Стал рисовать всё, что попадалось на глаза: кувшин и лапти, виды из окна и вокруг дома, всех своих близких. Жаль, конечно, что уже не было в селе Серова, который был призван в армию в самом начале войны».

В 1942 году Иван окончил среднюю школу №10 города Мурома: «Программу десятого класса пробежали за четыре месяца. Какая там учёба? В голове мало что осталось от неё. Я окончил школу без троек. Таких выпускников принимали тогда в вузы без экзаменов. Да куда поедешь, до института ли?

После окончания школы нас направили на строительство аэродрома в селе Саваслейке. Лопаты, лошади, люди с трамбовками в руках и весь этот муравейник равнял и равнял землю. Вернулся я оттуда, и меня приняли художником на фанерный завод. Летом 1942 года провожали в Красную армию ребят 1924 года рождения. Это были почти мои ровесники, всех я знал. Провожали и брата Валентина. Когда поезд отправлялся со станции, кто-то из теплушки бросил слова: «Победу добывать поехали!» Среди провожающих раздался рёв. Ещё бы! Кто-то из ребят вернётся живыми? Толпа бежала за вагонами, хватаясь за них руками.

А в январе 1943 года и я получил повестку: «Явиться со всеми вещами». Нас также посадили в теплушки и повезли на Восток. Ехали довольно долго и вот, наконец, Казань. Старые казармы из красного кирпича показались тёмными, хмурыми. Потом свыклись. Разбили нас согласно роста по ротам и взводам. Я попал в первый взвод, а в трёх других ребята шли всё меньше и меньше. В форме с курсантскими погонами (их только что ввели) приняли присягу и начались занятия в военно-пехотном училище, которое было эвакуировано сюда из Житомира».

02

В июле 1943 года Бесчастнов был направлен под Орёл, который являлся в то время частью северного фланга Курской дуги. В рамках операции «Кутузов», начавшейся 12 июля 1943 года, войска Красной армии освободили город от захватчиков и 5 августа 1943 года окончательно разгромили засевшую там вражескую группировку. Позже Иван воевал на Брянском фронте в составе 26-й гвардейской дивизии. Под городом Карачевом был тяжело ранен, попал в госпиталь: «Полгода лечили меня в госпитале. На комиссии хирург переспросил меня: «Бесчастнов, говоришь, твоя фамилия? А на самом деле ты человек счастливый. Жив остался и домой поедешь». Признали меня негодным к военной службе, дали инвалидность. И вот я снова дома, в своём селе. Сколько было радости у меня и у родных! Они меня не ждали. Пирогов наелся вдоволь. И такое всё родное и знакомое вокруг, словно никуда и не уезжал отсюда. А война осталась как в кошмарном сне».

Немного поправившись, устроился художником-оформителем на фанерном заводе в Муроме: «Сколько же было написано там лозунгов, соцобязательств, «молний»!» Всё свободное время я рисовал, писал этюды, портреты. Это дело всё больше затягивало».

Почти через четверть века, в 1969 году, на центральной площади села Панфилово был установлен мемориал в память о павших в годы Великой Отечественной войны. Его автором станет Иван Васильевич Бесчастнов, потерявший на фронте старшего брата Валентина, и главный архитектор Мурома Николай Андреевич Беспалов: «Из 350 человек, ушедших на Великую Отечественную, почти 200 не вернулись. Когда я работал над скульптурой, то снова нахлынули воспоминания войны в рельефе «Прощание воинов». И над всем этим в изображении матери – материнская скорбь. Для меня скорбь усилилась тем, что когда начиналась работа, то жива ещё была мама, а когда дело завершалось, её уже не стало в живых». Образ скорбящей матери художник лепил со своей мамы.

03
Мемориал в селе Панфилово. 1969 год

В 1945–1946 годах И. В. Бесчастнов учился на живописно-педагогическом отделении Ивановского художественного училища (ныне Ивановское художественное училище им. М. И. Малютина), поступив сразу на второй курс: «Часто вставали, бывало, по будильнику ещё затемно, и рисовали с гипсовых моделей. Все музеи и выставки были наши. А всё остальное время я проводил в библиотеке. И не только приобрёл «капитал» по искусству, но и нажил багаж по литературе. Не забыть мне помощи преподавателя по истории искусств В. Г. Золотовой. Она направляла мою любознательность в нужное русло. Низко ей кланяюсь. Не забыть и любимой фразы И. Н. Нефёдова: «Мысли-то у вас орлинные, а крылья-то куриные». Я был отличником и получал повышенную стипендию». Посетив во время учёбы вместе с сокурсником Фёдором Васильевичем Шапаевым, будущим заслуженным художником РСФСР, столичные музеи, Иван Бесчастнов стал задумываться о скульптуре: «Она меня всё больше завлекала объёмом, величием, ещё чем-то, пока неясным. Прочитал книгу Голубкиной о ремесле скульптора и сам решил попробовать. В Иванове скульпторов не было. Не было и пластилина, а глина, хоть и не шибко хорошая для этого, в своём селе была под рукой». Так было принято решение подать документы в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина).

Летом 1947 года Иван Васильевич «с великим трудом добрался в Ленинград»: «На следующий день взял связку работ и пошёл в Академию художеств. Председатель приёмной комиссии порекомендовал идти на скульптурный факультет. И вот вместе с другими занимаюсь лепкой в подготовительной группе на литейном дворе. Из чудесной пулковской глины лепим портрет старика. Руководитель, известная потом скульптор Рыбалко, отметила живость моей работы, спросила, где учился. И так день за днём. Когда кончается лепка, сажусь и торчу допоздна в библиотеке. Многое, ведь, забылось после школы. Сданы, наконец, экзамены, и вывешивают списки принятых. Ага, есть и моя фамилия. Значит – принят. Ура!».

Учителями и наставниками у Ивана Васильевича были: народный художник СССР профессор Всеволод Всеволодович Лишев, заслуженный художник РСФСР Алексей Павлович Тимченко, скульптор, художник и реставратор Игорь Всеволодович Крестовский. В 1953 году будущий скульптор готовится к дипломной работе, в марте этого же года уходит из жизни Иосиф Виссарионович Сталин: «Во время похорон Сталина студентов собрали в зале бывшей церкви, а теперь клубе института. Молча стоим и слушаем по радио церемонию похорон. Я – на дипломе. Леплю фигуру легендарного чапаевского комиссара Фурманова. Задача сложная и работа идет трудно. Пошли робкие разговоры, что в искусстве надо изображать не «культ личности», а народ. Наконец, защита дипломных работ. Когда председатель комиссии М. Г. Манизер просил В. В. Лишева как профессора-руководителя высказать свое мнение о моей работе, тот сказал: «Как мать не видит недостатков у своего сына, так и я в работе товарища Бесчастнова не вижу недостатков». Манизер скривился и нашел-таки их. Но отеческие слова моего наставника не забыть никогда. Почти на все пятерки окончил я институт. Впереди – дорога в искусство. Лишев написал мне рекомендацию для приема в Союз художников, но я ею так и не воспользовался, а храню как дорогую память. В своем селе собрались родные и друзья, поздравили с окончанием института, «отметили это». Немного отдохнул, подышал родным воздухом и отправился к месту назначения: на Урал, в Челябинск. Оттуда был запрос. Нужны были скульпторы в индустриальном городе, обещали заказы и жилье. Правда, я предпочел иметь в направлении изо-студию в одном из дворцов культуры. На всякий случай. Может, здесь легче будет устроиться с жильем и мастерской».

Встреча с Челябинском состоялась в 1953 году: «Захудалые привокзальные постройки (сейчас-то всё изменилось, выросли новые дома, стоит скульптура). Пешком иду до центра. Ага, здесь уже лучше. Чувствуются масштабы большого города. Директор дворца культуры завода имени Орджоникидзе вдруг объявляет: «Откуда это взяли, что нам нужен руководитель изо-студии? У нас уже есть, правда, без образования. А знаете, вам лучше податься в товарищество художников, там хоть заработаете и прибарахлитесь». И в самом деле. Нужно подаваться к творчеству. Получил «подъёмные» в товариществе, подсказали, где лучше устроиться на квартиру. Познакомился со скульпторами. Их было трое: П. Я. Фоминых, Е. И. Макаров, Трофимов. Дали первый заказ: мне вылепить барельеф Ленина, Макарову – Сталина. Лепить было негде и мы работали у него в квартире. Потом ещё заказ: лепнина и формовка из гипса для Южноуральской ГРЭС. Работа была тяжёлая, неблагодарная».

С 1955 года скульптор впервые принял участие в областной выставке с рельефами «Русская песня» и «Русская пляска». Поступил заказ на бюст П. И. Чайковского для детской музыкальной школы: «Задумал лепить его с руками. Задача не из простых, дело шло медленно. Пригласил как-то посмотреть бюст молодого и очень талантливого скульптора Л. Н. Головницкого, который только что вернулся в свой родной город после учёбы в Саратовском художественном училище. Головницкий посмотрел работу в глине, многое одобрил, в чём-то подсказал, как улучшить работу. Художественный совет принял работу с одобрением. Я же почувствовал силу большого таланта Льва Николаевича».

04
Бюст П. И. Чайковского. Гипс. 1955 год

В эти годы региональное отделение Союза художников переживало новый виток развития. После окончания художественных училищ и вузов в Челябинск приехало более несколько десятков талантливых людей. Среди них, живописцы: Р. И. Габриэлян, А. О. Григорян, С. Б. Качальский, В. П. Мещеряков, В. А. Неясов, Н. Ф. Сурин; скульпторы: В. А. Авакян, И. В. Бесчастнов, Э. Э. Головницкая, Л. Н. Головницкий, В. С. Зайков, Е. И. Макаров, А. П. Суленев, П. Я. Фоминых; графики: В. В. Бубнов, Г. А. Филатов и др.

Молодое поколение оживило творческую атмосферу. Оптимизм, созидательная энергия, вера в счастливое будущее прочитывались во всех созданных ими работах. Тема боевого и трудового подвига, образ советского человека-победителя, бытовые сюжеты нашли яркое отражение в живописных и скульптурных произведениях.

В 1957–1958 годах Бесчастнов совместно со скульптором Николаем Ивановичем Кондратьевым занимался реконструкцией фонтана на площади Революции в Челябинске, выполнив горельеф с изображением танцующих девушек и детей. Сам фонтан не сохранился, так как в конце 1970-х был демонтирован.

05 06
Фрагменты горельефева на фонтане на площади Революции

В 1950-е годы мастер увлёкся творчеством Павла Петровича Бажова: «Я ещё учился в институте, когда посмотрел вышедший на экраны цветной фильм по сказам Бажова «Каменный цветок». Фильм понравился. С интересной стороны был показан Урал. И здесь, на уральской земле, я внимательно прочитал его сказы, и мой альбом наполнился набросками, впечатлениями от них. Чем привлекли эти сказы? Великолепным знанием жизни и быта народа, любовью к мастерству умельцев. Фантазия и реальность так тесно в них переплитаются, что дают большие возможности для творчества». На тему «Каменного цветка» И. В. Бесчастновым был сделан рельеф, показанный на одной из высавток. Но самого автора работа не удовлетворила: «Жизненного материала явно не хватало. Что же я сижу? Ведь бажовские места вот они, рядом. Побывал на родине Бажова, на Полевском заводе, посидел на Думной горе, где была когда-то караулка дедушки Слышко, посмотрел на заброшенные Гумешки. Дух сказов стал роднее. В Свердловске посетил дом П. П. Бажова. Здесь я подышал обстановкой, воздухом сказителя. Пригласили фотографа, у которого я купил с десяток фото писателя».

В 1958 году на конкурс для каслинского литья И. В. Бесчастнов представил небольшой настольный бюст П. П. Бажова, который был растирожирован, а автор получил премию.

07
Бюст П. П. Бажова. Каслинское литьё

В 1960 году на 1-й республиканской художественной выставке «Советская Россия» был представлен мраморный бюст уральского сказителя: «Задумал сделать большой мраморный бюст. В своей тесной мастерской лепить было трудно, а из мрамора вырубать было и вовсе невозможно. Над мрамором пришлось трудиться в коридоре. В это время в Челябинск приезжали выдающийся скульптор народный художник СССР Томский, мой друг С. Чирков (от Министерства культуры) и Киселёв (от ЦК партии). При обходе мастерских Томский работу над бюстом одобрил. Вскоре бюст Бажова был принят в Москве на выставку «Советская Россия», закуплен с нее, а фото с него напечатал журнал «Художник». Искусствовед Леонид Петрович Байнов: «Тщательно моделированное лицо писателя горельефом выступает из бесформенной каменной глыбы. У него высокий лоб, умные, проницательные глаза. Найдя точное соответствие пластического решения творческой и человеческой сущности Бажова, скульптор подчеркнул в его образе тонкую интеллектуальность».

08
Бюст П. П. Бажова. Мрамор. 1960 год

В 1970-е годы скульптор вернулся к бажовской теме. Оборонный завод «Пластмасс» из Копейска попросил И. В. Бесчастнова сделать для подведомственного дворца культуры «Юбилейный» рельефы. Так появились работы «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Ермаковы лебеди», отлитые в Каслях из алюминия и чугуна, которые украсили не только дворец, но и челябинскую гостиницу «Турист». Через некоторое время Каслинский литейный завод (ныне Каслинский завод архитектурно-художественного литья) предложил Бесчастнову создать серию ажурных рельефов: «Трудно работать для каслинского литья: работа мелкая, сидишь не разгибаясь, а надо проработать каждый миллиметр изображения, надо «подковать блоху», иначе не будет лёгкости, кружева, так характерных для каслинского литья. Трудно, но интересно! Всю зиму просидел я над рельефами, но работал с удовольствием. И вот пять рельефов пошли в продажу для населения. Оказалось, имеют немалый успех. Сейчас их выпустили более двадцати тысяч и продолжают делать и делать».

09
Рельеф «Каменный цветок». Каслинское литьё

10
Рельеф «Великий Полоз». Каслинское литьё

11
Рельеф «Серебряное копытце». Каслинское литьё

12
Рельеф «Ермаковы лебеди». Каслинское литьё

13
Рельеф «Золотой волос». Каслинское литьё

14
Рельеф «Сказы Бажова». Каслинское литьё.
В центре поясное изображение П.П.Бажова с курительной трубкой в правой руке и книгой в левой.
Вокруг по периметру размещены сценки из сказов «Серебряное копытце», «Ермаковы лебеди», «Золотой волос»,
«Синюшкин колодец», «Великий Полоз» и «Каменный цветок»

В 1980 году И. В. Бесчастнов создал рельеф по сказам Бажова для зала народных промыслов Музея декоративно-прикладного искусства Урала в Челябинске. Муромский искусствовед Геннадий Владимирович Хлебов в журнале «Уральский следопыт» (№ 6, 1986 год) пишет: «Работая над бажовскими темами, скульптор решил однажды объединить эпизоды сказов в единую многоплановую картину, дающую цельное представление о волшебном мире Урала и творчестве сказителя. Эта идея нашла воплощение в квадратном рельефном панно. В нём, как в книге, раскрытой сразу на многих страницах, живут и действуют сказочные герои – люди, звери, птицы. На барельефах Бесчастнова, как и в сказах Бажова, переплелись в единое сказочное повествование народная фантазия и житейская быль. Вот под деревом стоит Дарёнка со своей Мурёнкой и совсем рядом – «тут, вовсе близко» – козёл Серебряное копытце. Чудесное явление – пляска сказочной Поскакушки, явившейся Федюньке и старому деду Ефиму. Замерли в удивлении сынишки старателя Левонтия, увидев взметнувшегося перед ним Великого Полоза – властителя всего золота в Уральских горах. А вот не менее чудное чудо – в самой горе, в волшебном владении Хозяйки Медной горы Данила-мастер старательно вырубает каменный цветок, а перед ним появляется его невеста Катенька – самая обыкновенная девушка. Для нее тоже «гора раскрылась». Сидя на обыкновенной скамеечке, примеривает Танюшка волшебные украшения – «серьги и протча по женскому обряду», «памятку отцовскую». Перед Танюшкой на обыкновенном столе – волшебная шкатулка, которой сама Хозяйка Медной горы одарила Степана – отца её. Царственна, в изящном повороте восседает «Полозова дочь, что прозывается Золотой волос». В центре металлического кружева, образованного горными перевалами, хребами уральскими и деревьями, в узорной раме изображен сам Бажов – внимательный и мудрый старец».

15
«Дедушка Бажов и его сказы». Алюминий. 1980 (1981?) год

Период формирования творческих принципов и мировоззрения И. В. Бесчастнова пришёлся на время социалистического реализма (художественный метод, который стал официальным стилем в СССР и других социалистических странах, целью которого было изображать жизнь в свете коммунистических идеалов), что нашло своё отражение в монументальной и станковой скульптуре малых форм.

16
И. В. Бесчастнов в мастерской. Фото В. Ваганова

17 17.1
И. В. Бесчастнов в мастерской

В этот период И. В. Бесчастновым были созданы:

– мемориал «Павшим в Великой Отечественной войне» (1975; посёлок Новосинеглазово; совместно с архитектором И. В. Талалаем): «Не скорбь, а силу духа солдат хотелось передать в памятнике, посвящённом им. Обелиск и глыба бетона, выполненная под гранит, с мужественными лицами победителей, думаю, лучше всего подходят для этого замысла. Когда памятник нужно было срочно открыть к 30-летию Победы, то на месте установки было столпотворение техники и людей… Экскаватор с надрывом копает котлован под фундамент, а бульдозеры равняют землю. Рядом отливается обелиск. Огни электросварки не дают толком посмотреть, как делается каркас. Бригада девчонок смазывает огромную гипсовую форму, разложенную на земле. Без отдыха работают бетономешалки. А сроки поджимают. Наконец два мощных крана поднимают готовую бетонную глыбу на постамент. Вздох облегчения. На обработку скульптуры бросают бригаду с молотками и зубилами. Говорю – куда столько. Отобрал пятерых потолковей, прошу: «Ребята, только не трогайте лица, а то все испортите». Вот оно – «даешь!». Успели-таки. Директор завода посылал за мной машину (поселок входит в черту Челябинска), чтобы доставлять на место и отвозить обратно. В парадном костюме, с медалью «За отвагу» на груди присутствовал и я на открытии этого дорогого для меня монумента». Искусствовед Нина Михайловна Ворошнина отмечает: «Этот памятник – обобщённый образ защитников нашей Родины – Лётчика, Танкиста и Пехотинца. Скульптору удалось найти интересные типажи, которые как бы выхвачены из жизни».

18 19

– памятник Михаилу Ивановичу Калинину– российскому государственному и партийному деятелю, председателю Президиума Верховного Совета СССР (1976; совместно со скульптором Б. А. Магановым): «Когда модель в глине была принята художественным советом, то съездили и отобрали нужные блоки мрамора. В громадной чаше Коелгинского месторождения, которое находится в Челябинской области, мрамор, выпиленный камнерезной машиной, лежит ослепительно белый, как сахар. За короткое время бригада камнерезов перевела в мрамор метровую голову. Чтобы определить место установки бюста, изготовили макет и вместе с архитекторами двигали его с места на место. Наконец место найдено и к столетию со дня рождения Всероссийского старосты памятник-бюст был установлен. По мнению специалистов он хорошо вписывается в площадь перед Калининским райкомом партии и райисполкомом города Челябинска». В конце 1991 года – начале 1992 года был демонтирован и вывезен на склад Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища. В настоящее время местонахождение неизвестно. Являлся объектом культурного наследия регионального значения.

20 21

– памятник Герою Советского Союза Николаю Ивановичу Кузнецову (1977; совместно с архитектором Б. А. Барановым): «Медленно шла работа над памятником легендарному разведчику Н. И. Кузнецову. Уроженец Урала, он очень почитаем в здешних краях. Долго и внимательно работал в глине над его образом. Фигура его внешне застыла, но внутренне она в большом напряжении. Руки сжаты в кулаки, он замер и только голову повернул резко вбок, готовый, как пружина, мигом выйти на поединок с врагом. Таким он выглядит и на памятнике перед школой его имени в Челябинске. Высеченный из трёхметровой глыбы мрамора, он всегда среди шумной детворы, которая целый день снует перед его глазами». Является объектом культурного наследия регионального значения.

22

23
И. В. Бесчастнов (справа) на открытии памятниа

– рельефы-тондо Марата Казея и Володи Дубинина на площади пионеров-геров на Алом поле (1986). Историко-мемориальный комплекс открыт 14 сентября 1986 года к 250-летию Челябинска. Всего же мемориал включает 12 бронзовых портретов. Ансамбль является объектом культурного наследия регионального значения.

24 25

– памятник Петру Ильичу Чайковскому (1990; совместно с архитектором Н. И. Шевченко). Расположен в сквере Южно-Уральского института искусств им. П. И. Чайковского по адресу: Челябинск, ул. Плеханова, 41. Открытие было приурочено к 150-летию композитора. Вот как описывает работу искусствовед Виктор Иванович Титов: «Станковая скульптура по стилю, отличается четкостью исполнения: трехчетвертной поворот головы, глаза слегка прищурены, руки свободно сложены на груди. Бесчастнов попытался отразить в работе масштаб личности Чайковского, уделив внимание внутреннему миру композитора. Памятник в современном виде (в монументальном стиле) выполнен из бронзы; установлен на гранитный постамент; имеет форму гермы (4-гранный столб, завершённый скульптурной головой, первоначально бога Гермеса; отличается торжественностью и строгостью исполнения), для которой характерны прямоугольный обрез плеч и слияние скульптурного изображения с призматическим постаментом».

26

27
Скульптор И. В. Бесчастнов и директор Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского В. П. Оснач
на открытии памятника П. И. Чайковскому. 1990 год

В Челябинске установлены мемориальные доски авторства И. В. Бесчастнова: писателю А. А. Фадееву (1971; на здании Концертного зала им. С. С. Прокофьева; ул. Труда, д. 92; утрачена); краеведу В. П. Бирюкову (1975; на здании ЮУрГГПУ; пр. Ленина, д. 69); Герою Советского Союза А. И. Невзгодову (1980; в фойе актового зала ЮУрГГПУ; пр. Ленина, д. 69); народному артисту РСФСР Л. Л. Оболенскому (1993; ул. Сони Кривой, д. 38; заменена); заслуженной артистке РСФСР С. П. Вадовой (1993; ул. Кирова, д. 110); государственному деятелю В. П. Поляничко (1993; на здании Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской; Свердловский пр., д. 59); директору НИИ металургии М. И. Колосову (1994; на здании НИИ металлургии; ул. Павелецкая 2-я, д. 18); генерал-майору В. В. Смирнову (1994; на здании Главного управления МВД России по Челябинской области; ул. Елькина, д. 34); генерал-майору В. П. Новикову (2001; в фойе управления ФСБ России по Челябинской области; ул. Коммуны, д. 70).

28
Мемориальная доска В. П. Бирюкову

Иваном Васильевичем была также создана серия станковых портретов земляков: художника А. С. Пруцких (бронза; 1977); скульптора А. П. Суленёва (гипс; 1980); старшего горнового Челябинского металлургического завода И. В. Филимонова (чугун; 1978); ветерана ЧТЗ М. Я. Макагона (алюминий; 1981); Героя Социалистического Труда Г. В. Зайченко (гипс; 1982); Героя Советского Союза М. Д. Медякова (алюминий; 1985); Героя Советского Союза Г. А. Борисова с внучкой Юлей (алюминий; 1985) и др. Бесчастнов вспоминал: «На Челябинском металлургическом заводе обратил внимание на горнового И. В. Филимонова. Почти двадцать лет плавил он чугун в доменной печи и это так ярко отразилось на всём его облике. С подъёмом лепил его, чумазого, усталого после смены, в его «доспехах» и такого выразительного. Отлитый из чугуна же, этот портрет имел немалый успех. Сколько раз его репродуцировали в газетах и журналах! Великое это дело – быть ближе к жизни. К 50-летию прославленного тракторного завода я, как руководитель творческой группы художников, не только «организовывал», но и вылепил бюст бывшего генерального директора завода Героя Социалистического Труда Г. В. Зайченко и знаменитого М. Я. Макагона, который вывел первый трактор с конвейера ЧТЗ. Живой, ещё бодрый, прекрасный рассказчик, он был противоположностью «генеральному». Работать было приятно, и на рельефе я увязал нынешнее и прошлое: лицо ветерана и эпизод с изображением его на тракторе, где он в восторге машет кепкой».

29
Портрет А. С. Пруцких

30
Портрет А. П. Суленёва

31
Портрет И. В. Филимонова

32
Портрет Г. В. Зайченко

33
Портрет М. Я. Макагона

Свой талант И. В. Бесчастнов раскрыл при создании мемориальной скульптуры на кладбищах Челябинска. Им созданы надгробия на Успенском кладбище на могилах главного врача санитарно-эпидемиологической станции Челябинской области В. И. Серебрякова (мрамор; 1974) и его супруги А. Н. Серебряковой; начальника отдела статистического управления Челябинской области С. Е. Шигарова (чугун, мрамор; 1975); педагога Д. С. Макарова (мрамор, алюминий; 1978); Героя Социалистического Труда Я. П. Осадчего (гранит; 1979) и др.

34
Надгробие Я. П. Осадчего на Успенском кладбище

Среди других работ: в Челябинской области – стела героям Гражданской войны в Верхнеуральске (1967); мемориал «Вечная слава» в Аше (1974; совместно с архитектором Б. А. Барановым); во Владимирской области – стела Герою Советского Союза А. М. Краснухину в Муроме (1983; совместно с архитектором В. Н. Фитковским); мемориальная доска поэту Н. А. Некрасову в деревне Алешунино (1979).

С 1963 года – член Союза художников СССР. В 1971–1986 годах И. В. Бесчастнов избирался членом правления и председателем скульптурной секции Челябинского отделения Союза художников РСФСР. В 1987 году Челябинской студией телевидения о творчестве скульптора был снят телефильм «Работа — она штука долговековая».

35
Участники Великой Отечественной войны со своими жёнами: скульптор П. Я. Фоминых (1-й слева), скульптор И. В. Бесчастнов (3-й слева), художник В. А. Яранцев (5-й слева). 5 мая 1985 года

Произведения И. В. Бесчастнова хранятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, мемориального дома-музея П. П. Бажова, Челябинского государственного музея искусств, краеведческих музеев Мурома, Кыштыма, Магнитогорской картинной галереи. Также он стал одним из инициаторов создания в селе Панфилово картинной галерии, которая на сегодняшний день входит в состав Музейно-выставочного объединения С. И. Чиркова.

36
С. И. Чирков. Портрет скульптора Бесчастнова. 1968 год. Из собрания Музейно-выставочного объединения им. С. И. Чиркова

Иван Васильевич Бесчастнов ушёл из жизни 5 января 1996 года в Челябинске. Похоронен на Успенском кладбище.

37

На заседании Челябинской городской Думы 25 ноября 2025 года было принято решение о наименовании сквера на пересечении Свердловского проспекта (напротив дома № 86) и улицы Воровского в честь Ивана Васильевича Бесчастнова.

Леонид Петрович Байнов, искусствовед, член Союза художников СССР: «И. Бесчастнов принадлежит к тем мастерам, которые работают кропотливо, трудно, замыслы вынашивают медленно. Но именно в этих качествах – залог успеха. Творческие устремления И. Бесчастнова невозможно определить однозначно. Он с равным увлечением работает и над портретами, и в монументальном, и в монументально-декоративном искусстве. Большую роль в творчестве скульптора играют непосредственные жизненные наблюдения. Поэтому основой его творческого метода является работа с натуры. Но очевидо и другое – умение поэтически осмыслить этюдный материал, очистить от всего случайного».

Людмила Анатольевна Фёдорова, журналист, заслуженный работник культуры РСФСР: «У него благодарная работа, потому что предназначена потомкам и рассчитана на века. Потому что в скульптурах своих, запечатливая яркие мгновения, события, лица, он одушевляет память. В портретах участников Великой Отечественной войны, созданных Иваном Васильевичем Бесчастновым, – память о подвиге народном и о собственной фронтовой юности. В них страницы летописи нашего края, связанной с теми суровыми годами и рассказывающей о воинах-уральцах».

 Награды И. В. Бесчастнова:

  • орден Отечественной войны II степени (11.03.1985) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;
  • медаль «За отвагу» (17.02.1959);
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» – за участие в Великой Отечественной войне;
  • медаль «Ветеран труда»;
  • юбилейные медали;
  • почётные грамоты Союза художников РСФСР и Челябинского облисполкома;
  • премия Министерством культуры РСФСР за настольный бюст «П.П. Бажов» (1959).

Персональные выставки:

  • 1976 г., село Панфилово Владимирской области – совместная выставка уроженцев села Панфилова – И. В. Бесчастнова, В. В. Серова, В. В. Серова-младшего, С. И. Чиркова; в экспозиции 30 произведений И. В. Бесчастнова;
  • 1976 г., Челябинск (филиал Челябинской областной картинной галереи);
  • 1985–1986 гг., Челябинск (выставочный зал ЧОСХ);
  • 1986 г., город Муром Владимирской области;
  • 1987 г., село Панфилово Владимирской области;
  • 2015 г., Касли – «Легенды Урала в произведениях скульптора И. В. Бесчасткова» (Музей художественного литья).

Групповые выставки:

  • 1960 г., Москва – 1-я республиканская «Советская Россия» («Портрет писателя П. П. Бажова», мрамор, 1960);
  • 1967 г., Пермь – 2-я зональная «Урал социалистический» («Портрет колхозницы В. Кульдяевой», мрамор, 1967);
  • 1971 г., Москва – «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока» («Портрет колхозницы В. Кульдяевой», мрамор, 1967);
  • 1974 г., Уфа – 4-я зональная «Урал социалистический» («Пастух», чугун, 1972; «Серёжа», мрамор, 1973; «Портрет архитектора Н. А. Беспалова», мрамор, 1973);
  • 1979 г., Магнитогорск – юбилейная «50 лет Магнитогорску» («Старший горновой И. Филимонов», чугун, 1978);
  • 1979–1980 гг., Тюмень – 5-я зональная «Урал социалистический» («Старший горновой И. Филимонов», чугун, 1978; «Портрет скульптора П. Горяинова», чугун, 1978; «Портрет художника А. С. Пруцких» (рельеф), бронза, 1977);
  • 1982 г., Ворошиловград (ныне Луганск) – выставка произведений челябинских художников («Пастух», чугун, 1972; «Портрет художника А. С. Пруцких» (рельеф), бронза, 1977);
  • 1985 г., Свердловск (ныне Екатеринбург) – 6-я зональная «Урал социалистический» («Портрет ветерана ЧТЗ М. Я. Макагона», алюмииний, 1981; «Портрет ветерана радиозавода А. В. Скопина», медь, гальваника, 1982; «Портрет рабочего В. Смаева», алюминий, 1984);
  • 1989 г., Москва – «Художники Челябинска» («Портрет писателя П. П. Бажова», мрамор, 1960; «Портрет колхозницы В. Кульдяевой», мрамор, 1967; «Портрет художника А. С. Пруцких» (рельеф), бронза, 1977; «Старший горновой И. Филимонов», чугун, 1978);
  • 1991 г., Курган – 7-я зональная «Урал социалистический» («Ветеран Великой Отечественной войны В. П. Павлов», алюминий, 1986).

В тексте использованы неопубликованные «Воспоминания» И. В. Бесчастнова. Благодарим за их предоставление сына Дмитрия Ивановича Бесчастнова.

Список рекомендуемых источников:

работы И. В. Бесчастнова:

  1. Бесчастнов, И. В. Бажов П. П. : [скульптура] / И. В. Бесчастнов // Мемориальный дом-музей П. П. Бажова : [сайт]. – URL: http://dombazhova.ru/bazhov_in_art/art_sculpture.htm (дата обращения: 07.11.2025).
  2. Бесчастнов, И. В. Мемориальная доска Владимиру Павловичу Бирюкову / И. В. Бесчастнов // Литературная карта Челябинской области : [сайт]. – URL: https://litkarta.chelreglib.ru/places/group/memorialnye-doski/place/memorialnaya-doska-vladimiru-pavlovichu-biryukovu/ (дата обращения: 07.11.2025).
  3. Бесчастнов, И. В. Памятник Герою Советского Союза Кузнецову Николаю Ивановичу / И. В. Бесчастнов // Народная память : [сайт]. – URL: http://народнаяпамять.рф/listing/памятник-кузнецову-николаю-иванович/ (дата обращения: 07.11.2025).
  4. Бесчастнов, И. В. Памятник Калинину М. И. : [Челябинск, ул. Кирова, 10] / И. В. Бесчастнов // Общественный фонд Южный Урал : [сайт]. – URL: https://pik174.ru/catalog/utrachennye-obekty-kulturnogo-naslediya/pamyatnik-kalininu-m-i-g-chelyabinsk-ul-kirova-10/ (дата обращения: 10.11.2025).
  5. Бесчастнов, И. В. Рельеф «Ермаковы лебеди» / И. В. Бесчастнов // Каслинский завод архитектурно-художественного литья : [сайт]. – URL: https://kasliart.ru/catalog/interernaya_khudozhestvennaya_plastika/relefy_barelefy/5087/ (дата обращения: 07.11.2025).
  6. Бесчастнов, И. В. Рельеф «Каменный цветок (по мотивам сказа П. П. Бажова)» / И. В. Бесчастнов // Каслинское литье : [сайт]. – URL: https://kaslicastiron.com/products/234 (дата обращения: 10.11.2025).
  7. Бесчастнов, И. В. Рельеф Сказы Бажова П.П. / И. В. Бесчастнов // Каслинский завод архитектурно-художественного литья : [сайт]. – URL: https://kasliart.ru/catalog/interernaya_khudozhestvennaya_plastika/relefy_barelefy/5119/ (дата обращения: 07.11.2025).
  8. Бесчастнов Иван Васильевич // Литье Каслинского завода архитектурно-художественного литья. Художественные вещи : альбом. – Касли, 2011. – С. 12-13, 46-47.
  9. Латышев, Ю. Памятник Калинину М. И. : [скульптор И. В. Бесчастнов, г. Челябинск, ул. Кирова, 10] / Ю. Латышев // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://arhistrazh.livejournal.com/52753.html (дата обращения: 10.11.2025).
  10. Латышев, Ю. Памятник Чайковскому П. И. : [скульптор И. В. Бесчастнов, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41] / Ю. Латышев // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://arhistrazh.livejournal.com/224706.html (дата обращения: 07.11.2025).

сочинения:

  1. Бесчастнов, И. Когда оживает мрамор : [о скульпторе П. Я. Фоминых] / И. Бесчастнов // Вечерний Челябинск. – 1973. – 9 июля. – С. 4.
  2. Бесчастнов, И. Верность Уралу : [о скульпторе А. П. Суленёве] / И. Бесчастнов // Челябинский рабочий. – 1978. – 20 июня. – С. 3.
  3. [Бесчастнов, И.] Жизнь, отданная скульптуре : [воспоминания И. В. Бесчастнова] / [И. Бесчастнов] // Комсомолец. – Челябинск, 1986. – 9 янв. – С. 2-3.

о нём:

каталоги:

  1. Выставка произведений Ивана Васильевича Бесчастнова : каталог : скульптура. – Челябинск, 1976. – 24 с.
  2. Выставка произведений Ивана Васильевича Бесчастнова, посвящённая 60-летию со дня рождения : скульптура, рисунок : каталог. – Челябинск, 1985. – 48 с.
  3. Художники села Панфилово : каталог / составитель Г. В. Хлебов. – Владимир, 1985. – 19 с.

книги, сборники, буклеты:

  1. Байнов, Л. П. Художники Челябинска : [скульптор И. В. Бесчастнов] / Л. П. Байнов. – Челябинск, 1979. – С. 109.
  2. Бесчастнов Иван Васильевич // Художники народов СССР. – Москва, 1970. – С. 391.
  3. Бесчастнов Иван Васильевич // Челябинская организация Союза художников России. – Челябинск, 1996. – С. 3.
  4. Бесчастнов Иван Васильевич (скульптор ; 1925–1996) : [биография] // Каслинский феникс : альбом / О. П. Губкин. – Екатеринбург, 2004. – С. 137, 161. – (Художественный металл Урала).
  5. Бесчастнов, Д. И. Скульптор Иван Бесчастнов / Д. И. Бесчастнов, Ю. В. Латышев // Генеалогия и архива : Материалы седьмой Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2025. – Кн. 2. – С. 27-43. – URL: pdf (дата обращения: 20.11.2025).
  6. Кудзоев, О. А. Бесчастнов Иван Васильевич / О. А. Кудзоев // Скульптурная летопись края / О. А. Кудзоев, А. С. Ваганов. – Челябинск, 1989. – С. 124, 138-139, 225.
  7. Скульптор Бесчастнов Иван Васильевич : буклет / автор текста Г. Хлебов. – Муром, Владимир, 1987.
  8. Титов, В. И. Бесчастнов Иван Васильевич / В. И. Титов // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 90 ; Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 1 / главный редактор К. Н. Бочкарев. – Челябинск, 2005. – С. 385-386. – URL: http://chel-portal.ru/en-1490 (дата обращения: 20.11.2025).

периодические издания:

  1. Байнов, Л. Родному Уралу : о выставке работ В. Мещерякова и И. Бесчастнова в Челябинской картинной галерее / Л. Байнов // Челябинский рабочий. – 1976. – 1 февр. – С. 3.
  2. Вайнштейн, Л. Этот прекрасный, прекрасный, прекрасный мир… : Три выставки в Челябинской картинной галерее : [упоминание о выставке работ В. П. Мещерякова и И. В. Бесчастнова] / Л. Вайнштейн // Челябинский рабочий. – 1976. – 24 янв. – С. 4.
  3. Ворошнина, Н. Юбилей скульптора : [о скульпторе И. В. Бесчастнове] / Н. Ворошнина // Челябинский рабочий. – 1975. – 7 дек. – С. 3.
  4. Леонов, Л. Мастер Бесчастнов : [о скульпторе И. В. Бесчастнове] / Л. Леонов // Челябинкий рабочий. – 1978. – 17 дек. – С. 3.
  5. Павлов, В. На кого полюбоваться : [о скульпторе И. В. Бесчастнове] / П. Павлов // Вечерний Челябинск. – 1980. – 12 дек. – С. 3.
  6. Серов, В. Не скудеть талантам в Панфилове : [о художниках В. В. Серове, С. И. Чиркове, скульпторе И. В. Бесчастнове] / В. Серов // Муромский рабочий. – 1990. – 2 марта. – С. 4.
  7. [Скульптор И. В. Бесчастнов] : [фотозаметка] // Вечерний Челябинск. – 1976. – 13 февр. – С. 3.
  8. Спектор, Г. Благородное стремление : В мастерских челябинских художников : [о художниках С. Б. Качальском, Н. Ф. Сурине, скульпторах А. П. Суленёве, И. В. Бесчастнове] / Г. Спектор // Челябинский рабочий. – 1959. – 20 сент. – С. 3.
  9. Старкова, Т. Панфиловские сезоны : [о праздновании Дня сельской картинной галереи; упоминание об И. В. Бесчастнове] / Т. Старкова // Муромский край. – 2017. – 13 сент. – С. 8, 10-11.
  10. Федорова, Л. В его памятниках – память о войне : [о скульпторе И. В. Бесчастнове] / Л. Федорова // Вечерний Челябинск. – 1985. – 8 мая. – С. 4.
  11. Хлебов, Г. И на Оке, и на Урале / Г. Хлебов // Художник. – 1989. – № 2. – С. 26-28.
  12. Хлебов, Г. Красоту показать… : [о скульпторе И. В. Бесчастнове] // Уральский следопыт. – 1986. – № 6. – С. 32-35.

интернет-ресурсы:

  1. Бесчастнов Иван Васильевич : выставка «Будем жить!» // Музейно-выставочный центр «Территория детства». Лицей № 11, г. Челябинск : [сайт]. – URL: http://memoryisus.tilda.ws/painter (дата обращения: 20.11.2025).
  2. Бесчастнов Иван Васильевич // Стена памяти : [сайт]. – URL: https://pomni.is74.ru/person/16522/Бесчастнов+Иван+Васильевич (дата обращения: 20.11.2025).
  3. Бесчастнов Иван Васильевич // РУВИКИ : [сайт]. – URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Бесчастнов,_Иван_Васильевич (дата обращения: 20.11.2025).
  4. Бесчастнов Иван Васильевич : биография // archive.org : [сайт]. – URL: https://web.archive.org/web/20160304201632/http://artru.info/ar/26190/ (дата обращения: 20.11.2025).
  5. Бесчастнов Иван Васильевич (1925–1996) // Земля Владимирская : электронная библиотека : [сайт]. – URL: https://land.lib33.ru/site/publication/5823?ysclid=miem86quag822904097 (дата обращения: 20.11.2025).
  6. Иван Бесчастнов // RedDay : [сайт]. – URL: https://redday.ru/people/Beschastnov_Ivan_Vasilevich (дата обращения: 20.11.2025).
  7. Иван Васильевич Бесчастнов // Каслинское литье : [сайт]. – URL: https://kaslicastiron.com/artists/393 (дата обращения: 20.11.2025). 

 Источники фото: 1, 2, 5, 6. 17, 18, 37фото из архива Д. Бесчастнова; 3 – http://memoryisus.tilda.ws/painter; 4, 29 – выставка произведений Ивана Васильевича Бесчастнова: каталог (Челябинск, 1976); 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14 – https://kasliart.ru; 15, 33 – Челябинская организация Союза художников России (Челябинск, 1996); 16, 30, 31, 32 – выставка произведений Ивана Васильевича Бесчастнова, посвящённая 60-летию со дня рождения: скульптура, рисунок: каталог (Челябинск, 1985); 19 – фото из архива библиотеки №20 Челябинска; 20 – https://pik174.ru; 21 – ОГАЧО; 22, 23 – https://pik174.ru; 24, 25 – фото Д. Семёновой; 26, 28, 34 – фото В. Колмогорова; 27 – https://okn.gov74.ru; 35 – ОГАЧО. Ф. Р-851. Оп. 2. Д. 43. Л. 1; 36 – https://goskatalog.ru.

Владимир Колмогоров, Ольга Ткаченко