Лев Николаевич Головницкий – скульптор, народный художник РСФСР (1980), член Союза художников СССР (1955), лауреат премии им. Ленинского комсомола (1967), Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1977), действительный член Академии художеств СССР (1988), профессор.
Лев Николаевич Головницкий (1929–1994) родился 10 декабря 1929 года в городе Кургане Уральской области РСФСР (ныне административный центр Курганской области). Корни рода Головницких из Белоруссии. Первым приехал на Урал его отец – Николай Павлович (1904–1964), который стал паровозным машинистом на железной дороге. Мать – Клавдия Александровна (1905–1987) скромная, застенчивая женщина, в Великую Отечественную войну работала на заводе, стояла у станка, делала патроны. У Льва был старший брат Юрий (1925–1943), который посещал изокружок, и приобщил к рисованию Льва. В 1943 году Юрий ушел на фронт и погиб на Курской дуге.
В 1932 году семья перебралась в Челябинск. С раннего детства Лев проявлял интерес к рисованию и чтению. Часто рисовывал лица родителей и своего брата. «Творческих людей в семье Головницких не было, кроме деда по материнской линии. Он был художником-самоучкой, расписывал церкви и украшал лепниной дома. Глядя на него, маленький Лёва, вместе со страшим братом Юрой, тоже тянулся к карандашам. Детское увлечение настолько завоевало сердце мальчика, что даже в войну он не бросил рисовать», – рассказывает журналист Первого областного информагентства Полина Герасимова.
В 1944–1947 гг. Лев посещал изостудию Михаила Мироновича Лошакова при Дворце пионеров г. Челябинска (ныне Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской).
Супруги Головницкие назвали младшего сына необычным именем, считая что оно притягивает удачу и признание, и оказались правы. Его руководитель и наставник Михаил Миронович Лошаков сразу заметил способности Лёвы и настоял на том, чтобы он учился дальше. «Михаил Михайлович уговорил родителей отправить сына в Саратовское художественное училище, снабдив его на дорогу мешком картошки с собственного огорода», – пишет журналист, краевед, книгоиздатель и общественный деятель Александр Золотов.
Лев Головницкий уезжает на учебу в Саратовское художественное училище. Фото С. Переплетчиков
В 1947 году, по окончании школы, Лев отправился в Саратовское художественное училище (Саратовское художественное училище им. Боголюбова) и без проблем туда поступил. С удовольствием рисовал и занимался лепкой, а вот по общеобразовательным предметам учился очень плохо. Его даже хотели отчислить. Но его заботливые и внимательные преподаватели Эмиль Эккерт и Елена Морозова отстояли талантливого юношу. «Эмиль-Оскар Фридрихович Эккерт отстоял, поручился за юношу. А потом даже отдал ему в жены младшую дочь Энрику, учившуюся с Лёвой в одной группе», – пишет Александр Золотов.
К защите диплома Лев Головницкий подошел уже первым учеником. Дипломную скульптуру «Писатель Николай Алексеевич Островский» защитил на «отлично». Работа была оценена как самая удачная и интересная. Позже бюст Николая Островского был отправлен в Москву, где собирались произведения для Всероссийской выставки. Там юноша встретился с корифеями советской скульптуры, в том числе со знаменитым скульптором-монументалистом Евгением Викторовичем Вучетичем. Мастер обратил внимание на молодое дарование и положительно оценил его работу.
Так тема борьбы и преодоления прочно вошла в творчество будущего народного художника РСФСР (1980) Льва Головницкого. Вслед за образом Н.А. Островского, автора книги «Как закалялась сталь», Лев Николаевич создал еще одну скульптуру – героя романа «Павку Корчагина». «Это был психологический портрет целого поколения героев-романтиков, борцов, верных идеалам революции, рвущихся вперед, к победе. Надо сказать, что образ был необычный для скульптуры того времени: пафосной, декоративной, официальной, прославляющей достижения советской страны, где преобладали крепкие физкультурники, колхозницы со снопами, рабочие с молотами. Такие скульптуры украшали порталы зданий, парки», – пишет журналист Е.Б. Рохацевич.
Скульптура «Павка Корчагин» 1955 г.
В 1952 году Лев Головницкий благополучно окончил училище и вернулся с молодой женой Энрикой в Челябинск. Жили с родителями Льва в маленькой комнатушке коммунальной квартиры. Очень скоро у пары родилась двойня – Наташа и Павлик.
Лев Николаевич много работал. Желание создавать работы, соответствующее духу эпохи, никогда не покидало молодого скульптора. Признание пришло в октябре 1958 года, когда состоялось открытие памятника «Орлёнок» на Алом поле Челябинска. Эта работа, будучи еще скульптурой, побывала на выставках в Москве и Брюсселе и всюду производила неизгладимое впечатление. Поэтому молодежь Челябинска при выборе варианта памятника комсомольцам-героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале проголосовала за скульптуру Льва Головницкого. «И вот Орлёнок открыт. Как говорится, Лев уже на другой день проснулся знаменитым. К памятнику приводят гостей города. Монумент выпускается в виде значков и сувенирной фигурки. Изображается на открытках, обложках блокнотов и тетрадей», – пишет А. Золотов.
Льву Головницкому в то время было всего 28 лет. Это был его первый опыт, но именно он дал автору путевку в жизнь. Наталья Кончаловская, известный советский писатель, поэт и переводчик, побывав в Челябинске, оставила в своих воспоминаниях такую запись: «Если бы скульптор Лев Головницкий больше ничего не создал, то все равно его имя осталось бы прославленным: настолько прочное место заняла эта скульптура в истории советского искусства. Орлёнок сразу входит в ваше сознание, ошеломляя своей человеческой, исторической, внутренней и внешней подлинностью. Орлёнок всегда с нами и среди нас». А еще, именно в этой скульптуре автор постарался максимально точно отразить черты своего погибшего брата Юрия и посвятил монумент ему.
Памятник стал визитной карточкой Челябинска. Областным комитетом комсомола была учреждена премия «Орлёнок», которой удостоился и автор скульптуры. Премию присуждали за творческие достижения в области науки, культуры, искусства, образования и спорта. А в 1967 году за этот памятник Лев Николаевич получил премию Ленинского комсомола.
Энрика Головницкая, жена скульптора вспоминала: «Идеи у Льва возникали ночью. Днем невозможно все разложить по полочкам. Когда ложился спать, брал под подушку карандаш. Ночью просыпался от увиденной во сне композиции, той, что мучила его днем. Быстро зарисовывал и опять ложился спать. Так появился образ Орлёнка по-своему похожего и не похожего на всех остальных орлят – юных героев Гражданской и Великой Отечественной войн».
В 1959 году состоялось открытие памятника В.И. Ленину, который был приурочен к празднованию 40-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В 1957 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие скульпторы и архитекторы из Москвы, Свердловска, Челябинска – всего было представлено 18 городов. От Челябинска свой проект представляли Лев Головницкий и Евгений Александров. Позже к ним присоединился соавтор Виталий Зайков (напротив челябинского вокзала стоит его скульптура «Сказ об Урале»). Памятник получился очень удачным. Впервые в истории вождь был изображен в движении, и был одним из крупнейших в стране. Позже эта идея повторялась другими скульпторами по всему Советскому Союзу.
Вслед за этими монументами Лев Николаевич взялся за сложные многофигурные композиции «Межи перепаханы» (1959) (была номинирована на Ленинскую премию) и «Двадцатые годы» (1967). Как заявлял сам скульптор: «Мы, работники искусства, обязаны оставить поколениям запечатленные в бронзе и полотнах те великие и драматические мгновения эпохи, в которые решались судьбы народов. Вот это и считаю делом своей жизни…». Сегодня эти работы находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени С.Т. Коненкова.
Восхождение на Олимп у Головницкого получилось стремительным. Ему было около тридцати, когда он возглавил областную организацию художников и был избран членом правления Союзов художников СССР. На протяжении всего творческого пути оставался верным принципу: «Образы должны быть наполнены психологическим смыслом, и всегда быть на острие борьбы». Создал много скульптур, монументов и барельефов.
8 мая 1975 года был открыт памятник «Добровольцам-танкистам», история создания которого подробно представлена на сайте http://танкоградпобеда.рф: «9 мая 1943 года на улице Кирова состоялись торжественные проводы челябинских добровольцев-танкистов на фронт. Через 30 лет на этом историческом месте в память о земляках-добровольцах, был воздвигнут монумент. Рабочий на броне башни танка, он еще не снял заводскую спецовку и не одет еще как танкист, лишь шлем на голове. Своим видом, поднятой рукой он призывает к бою, к уничтожению врага…».
Памятник «Добровольцам-танкистам»
В 1975 году вместе с женой Энрикой, Лев Головницкий создал монумент «Память» («Скорбящие Матери»), посвященный Великой Отечественной войне. Памятник был установлен на кургане Лесного кладбища в Челябинске. В композиции – две женщины – мать и жена, держащие в руках каску воина... В их силуэтах изображены скорбь и печаль. Это своеобразный гимн русским женщинам. Памятник напоминает, что в военные годы Челябинск стал не только городом-кузницей оружия, но и городом-госпиталем. И здесь, в глубоком тылу, воины лечились и умирали от смертельных ран.
Супруги Головницкие профессионально сотрудничали на протяжении всей своей творческой жизни. Кроме монумента «Память», ими был создан бюст Александру Пушкину, который в 1983 году установили в Городском саду им. Пушкина (Челябинск). Работа была начата в 1979 году и продолжалась четыре года. В интервью на вопрос журналиста газеты «Челябинский рабочий»: «Почему вы избрали для памятника молодого поэта» Лев Николаевич отвечал так: «Есть гении, которые подавляют своим величием, порабощают сознание своей неправдоподобностью. Пушкин – другое. Он велик, мы это чувствуем. Но он лёгок, он увлекает за собой. Он поэт для всех возрастов. Он как бы вне времени. И одновременно удивляешься, как в столь юные годы в нём могла сосредоточится такая духовная сила, мудрость народа. Вот именно в этот период, когда уже были крупные достижения, «Руслан и Людмила», например, а впереди — захватывающие дух надежды, и хотели мы запечатлеть Пушкина». Данный памятник является объектом культурного наследия регионального значения.
Жена Льва Головницкого, Энрика Эмильевна, тоже скульптор, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР. Работала в жанре декоративно-прикладного искусства. Создавала монументальные портреты и жанровые скульптуры малых форм. Её работы выставлялись на республиканских и всесоюзных выставках. Самой известной является памятник девушке-снайперу Наташе Ковшовой, у школы №56 (Челябинск). Энрика помогала Льву Николаевичу во всех его начинаниях и организационных делах. Всегда поддерживала и вдохновляла на творчество.
Энрике Головницкая – жена скульптора
Памятники и монументы Льва Головницкого красивы и оригинальны, как и их создатель. Он всегда привлекал внимание. У него была белоснежная кожа и светлые вьющиеся волосы, характерный нос, который Головницкий любил обыгрывать в автошаржах. Как человек творческий, мог позволить себе одеваться оригинально. Если пиджак, то яркий, если ботинки, то с рантом. Одежда была удобной, обычно это были куртка и свитер, но стильные и с шиком. Он даже шапку не всегда надевал, потому что копна вьющихся волос отлично справлялась с этой ролью. Как-то зимой он вообще вместо шапки носил лисий треух. Это было очень стильно, модно и молодежно. За яркую внешность его любили снимать фотографы, особенно Владимир Белковский.
Лев Головницкий, фото Владимир Белковский
Л.Н. Головницкий был членом и председателем правления Челябинского областного Союза художников (ЧОСХ), делегатом съездов художников. С 1955 года член Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). В 1969–1973 гг. избирался депутатом Челябинского городского Совета депутатов трудящихся.
В 1979 году создал грандиозный монумент «Тыл – фронту», который стоит в Магнитогорске и входит в состав трех монументальных работ в мире, посвященных Великой Отечественной войне (1941–1945). Три огромных меча напоминают о победе над фашизмом в 1945 году. Один в Трептов-парке в Берлине, где советский солдат в одной руке держит меч, а в другой спасенную немецкую девочку. Второй в Волгограде – в руке Родины-матери. Третий, выкованный в тылу, находится в Магнитке.
«На берегу реки Урал в Магнитке насыпали 18‑метровый холм. На нём установили фигуры рабочего и солдата. Рабочий-металлург передаёт воину меч, который был выкован из металла, выплавленного из 500‑миллионной руды горы Магнитной. (Символично, что воином, который позировал Вучетичу при создании памятника в Берлине, был бывший работник ММК Яков Одарченко!). Фигуры весом 83 тонны поднялись ввысь на 16 метров», – пишет в своей статье журналист С. Смирнов.
Монумент «Тыл-фронту» г. Магнитогорск
Лев Николаевич принимал участие в республиканских, всесоюзных, областных и зональных выставках. Совершал творческие поездки в Италию (1960, 1970), Японию (1968), Чехословакию (1968), США (1975) и Францию (1977).
В 1980 году Л.Н. Головницкий закончил экстерном Магнитогорский педагогический институт (ныне Магнитогорский государственный университет МаГУ). Был приверженцем стиля социалистического реализма. Его работы до сих пор украшают многие города России и хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и в галереях и музеях многих российских городов.
Перечень работ Л. Н. Головницкого:
- «Н. Островский» (1952);
- «Павка Корчагин» (1955);
- «Межи перепаханы. 1929 год» (1959);
- «Орлёнок» (памятник комсомольцам – героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале) (Челябинск), (1958);
- Памятник Ленину (Челябинск), (в соавторстве со скульптором Зайковым Виталием Семёновичем) (1959);
- «Первая палатка» (Магнитогорск), (1966);
- «Двадцатые годы» («Партии рядовой»), (1967);
- «Гимн борцам» (серия, 1969-71);
- «Добровольцам танкистам» (Челябинск), (1975);
- «Память» («Скорбящие Матери») (Челябинск), (1975);
- «Магнитогорцы» (триптих, 1975);
- Памятник «Тыл-фронту» (Магнитогорск), (1979);
- Бюст А. С. Пушкина (Челябинск), (1983);
- Бюст генерального конструктора ЧТЗ И. Я. Трашутина (Челябинск) (1983);
- Бюст дважды Героя Социалистического Труда академика В.П. Макеева (Коломна) (1984);
- Участвовал в проектировании памятника В.И. Ленину на Ленинских горах в г. Москве (1961-68);
Помимо скульптуры, Головницкий занимался графикой. В фондах Челябинской областной картинной галереи (Челябинский государственный музей изобразительных искусств) хранится его графический цикл «Рим – вечный город».
Скульптор награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1986), серебряной медалью Академии художеств СССР имени Е. В. Вучетича (1980). Премией Ленинского комсомола (1967) – за скульптуру «Орлёнок» – памятник комсомольцам-героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале ; Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина (1977) – за скульптурные композиции «Уральцы», «Гимн борцам», «Межи перепаханы».
Л. Головницкий, фото Владимира Белковского
Льв Николаевич работал по 10-12 часов ежедневно, почти без выходных. У него не было друзей в общепринятом понимании – застолья, пикники.... Иногда летом выезжал на машине «Волга» в горнозаводскую часть области с Александром Золотовым и любовался старой архитектурой и пейзажами. Любил охоту, рыбалку, был непривзойденным грибником.
О нем, о его творческих успехах часто говорили и писали как журналисты, так и коллеги, искусствоведы, среди которых Е. Вучетич, Н. Томский, М. Аникушин, Л. Кербель и другие. В изданном Челябинской областной универсальной научной библиотекой указателе «Скульптор Лев Головницкий» содержатся ссылки на 377 источников.
В 1987 году, в период перестройки, семья Головницких решилась всей семьей переехать жить и работать в Красноярск. Лев Николаевич в 1988–1990 гг. работал академиком-секретарём Сибирского-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР. С 1989–1991 гг. занимался политикой, избирался народным депутатом СССР. В 1990–1994 гг. являлся председателем отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Академии художеств. И несмотря на тяжёлую болезнь, продолжал творить. Будучи руководителем скульптурной мастерской, работал преподавателем на кафедре скульптуры в Красноярском художественном институте (ныне Красноярский государственный художественный институт), преподавал на кафедре скульптуры.
Л. Головницкий, фото А. Колющенко
В 1993 году вновь сменил место жительства, переехал в Екатеринбург. Принял решение быть поближе к дочери и внучке, которую страстно обожал. Но, к сожалению, счастье продлилось недолго. 29 апреля 1994 года Льва Николаевича не стало. Урна с его прахом, по его завещанию, была захоронена в Челябинске на Успенском кладбище. «Сейчас здесь установлен простой железный крест с именами скульптора и его родителей. Никакого помпезного памятника академику нет. Ни мрамора, ни бронзы. Всё просто», – пишет С. Смирнов в своей статье журнала «Миссия».
Дети Головницких пошли своим путём: дочь Наталья выучилась на архитектора, живёт в Екатеринбурге, сын Павел – лесник, живёт в глухой тайге, неподалёку от Иркутска.
Звания Л.Н. Головницкого:
1955 – член Союза художников СССР;
1958-1961– Председатель правления Челябинской организации Союза художников РСФСР;
1960 – заслуженный художник РСФСР;
1975 – член-корреспондент Академии художеств СССР;
1980 – народный художник РСФСР;
1988 – академик Академии художеств СССР;
1987-1997 – академик-секретарь Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР.
Памяти скульптора:
- Имя Л.Н. Головницкого занесено в Книгу почёта ЦК ВЛКСМ;
- В 1998 году на доме, где жил Л. Н. Головницкий (Челябинск, пр-т Ленина, 77), была установлена мемориальная доска;
Памятная доска Л.Н. Головницкому
- В 2008 году вышла в свет книга, посвященная жизни и творчеству Льва Головницкого (к 80-летию мастера): Золотов, А. А. Причастность : скульптор Лев Головницкий / А. А. Золотов. – Челябинск : Авто Граф, 2008. – 201, [1] с. : ил., цв. ил.
- В 2012 году именем Л. Н. Головницкого названа улица в Челябинске, в жилом комплексе «Парковый» Курчатовского района города Челябинска;
- В 2024 году началась оцифровка с фотопленок, сделанных в середине семидесятых годов. На них – знаменитый челябинский скульптор Лев Головницкий, и его супруга, скульптор Энрика Головницкая. Материал готовится для фотовыставки «Неизвестный Головницкий».
Список рекомендуемых источников:
статьи Л.Н. Головницкого:
Головницкий, Л. Н. Пусть вечно взлетают орлята / Л. Н. Головницкий // Сотвори себя сам / А. Мурзин. – Москва, 1982. – С. 215-220.
Головницкий, Л. Я вырос на улице Советской / Л. Головницкий // Челябинск в разных измерениях / составитель А. А. Золотов. – Челябинск, 1986. – С. 34 : ил.
о нём:
Антипин, Н. А. Памятник «Добровольцам-танкистам» в Челябинске : история создания мемориала / Н. А. Антипин // Архив в социуме – социум в архиве : материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2023. – С. 292-297.
Белковский, С. В поисках рабочего. На пъедестале : [о памятнике танкистам-добровольцам Л. Головницкого] / С. Белковский // Возрождение Урала. – 2017. – № 33 (906) (25 авг.). – С. 5.
Белковский, В. В. Век Льва Головницкого : альбом / В. В. Белковский. – Челябинск, 1995. – 31 л. с. : фот.. – (Душа и тело).
Белковский, С. В. Поэт фотографии : [фотографии Л. Головницкого] / С. Белковский. – [Екатеринбург] : Издательские решения : Ridero, 2023. – 206, [3] с. : ил., фот., портр., факс.
Ваганов, А. Люди – легенды : скульпторы : [в т.ч. А. Головницкий] / А. Ваганов // Вечерний Челябинск. – 2016. – 9 сент. – C. 9.
Воронов, Н. В. Орленок : скульптор А. Головницкий / Н. В. Воронов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1960. – [4] с. : ил.
Воронов, Н. В. Скульптор Л. Головницкий / Н. В. Воронов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1965. – 38, [2] с. : ил.
Вайнштейн, Л. А. Скульпторы : [творчество Льва Николаевича Головницкого] / Л. А. Вайнштейн // Репортаж из XX века : «Челябинский рабочий», 1908-1998 / редактор, составитель и ответственный за выпуск А. Л. Казаков. – Челябинск ; Екатеринбург, 1998. – С. 58-62 ; Челябинский рабочий. – 1957. – 15 дек.
Герасимова, П. Кем был Лев Головницкий? : [видеоролик] / П. Герасимова // Первое областное. Информагентство : [сайт]. – 2024. – 13 апр. – URL: https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey-itogi/itogi-ot-13-04-2024/kem-byl-lev-golovnitskiy/ (дата обращения: 20.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич (1929-1994) // Российская Академия художеств : [сайт]. – URL: https://rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=53557 (дата обращения: 25.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич // Дворец пионеров и школьников им. Крупской : [сайт]. – URL: https://old.chel-dpsh.ru/otkrytaya-entsiklopediya-dvortsa/item/898-golovnitskij-lev-nikolaevich (дата обращения: 19.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич // Красноярский край : официальный портал. – URL: http://www.krskstate.ru/nasledie/golovnitskiy (дата обращения: 14.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич // Легенды Южного Урала : выдающиеся люди Челябинской области : [сайт]. – URL: https://archive74.ru/Exhibitions/ural/razdel/kultura (дата обращения: 27.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич // necropolural : [сайт]. – URL: https://sites.google.com/site/necropolural/goroda-rossii/celabinsk/uspenskoe-kladbise/alfavitnyj-spisok-zahoronenij/golovnickij-lev-nikolaevic (дата обращения: 14.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич // Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске : [сайт]. – URL: http://rahusdv.ru/golovnicky (дата обращения: 14.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич // Челябинск в жизни и творчестве замечательных людей : мультимедийный энциклопедический словарь культурного наследия : [сайт]. – URL: https://dict.susu.ru/personel/golovniczkij-lev-nikolaevich/ (дата обращения: 14.11.2024).
Головницкий Лев Николаевич : [некролог] ; Правление Челябинской организации Союза художников РФ [и др.] // Челябинский рабочий. – 1994. – 5 мая.
Елистратова, М. А. Скульптор Лев Головницкий : биобиблиографический иллюстрированный указатель литературы / М. А. Елистратова. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1978. – 56 с., 8 л. ил.
Зеленков, И. И. Подвиг души. Памяти Л.Н. Головницкого / И. И. Зеленков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. – 2018. – № 3-1. – С. 214-218.
Золотов, А. Головницкий – известный и неизвестный / А. Золотов // Городской романс : книга о Челябинске и челябинцах, написанная самими челябинцами / составитель Е. Г. Ховив. – Челябинск, 1996. – С. 325-331.
Золотов, А. Каким его помню : [скульптор Лев Головницкий] / А. Золотов // Слово. – 2002. – С. 105-110.
Золотов, А. Лев Головницкий / А. Золотов // Врата Рифея : сборник / редактор В. С. Боже. – Москва, 1996. – С. 429-431. – (Вся Россия).
Золотов, А. Лев Головницкий : каким его помню / А. Золотов // Мы жили тогда на планете другой... / А. Золотов. – Челябинск, 2004. – C. 96-109.
Золотов, А. Мастер / А. Золотов // Минувшее проходит предо мною... / А. Золотов. – Челябинск, 2013. – C. 46-50.
Золотов, А. Мастер : [творчество челябинского скульптора Л. Н. Головницкого. Работа над памятником «Орленок»] / А. Золотов // Челябинск. – 1997. – № 5. – С. 24-25.
Золотов, А. А. Причастность : скульптор Лев Головницкий / А. А. Золотов. – Челябинск : Авто Граф, 2008. – 201, [1] с. : ил., цв. ил.
Золотов, А. Самобытный талант / Александр Золотов // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2009. – 11 дек. – С. 2.
Кудзоев, О. А. Головницкий Лев Николаевич / О. А. Кудзоев // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 1 (А-Г) / главный редактор К. Н. Бочкарев. – Челябинск, 2008. – С. 884-885.
Кудзоев, О. А. Память народа / О. А. Кудзоев // Художник. – 1979. – № 2.
Коган, Е. Все о Л. Головницком / Е. Коган // Урал. – 1980. – № 2. – С. 179-180.
Костарева, Т. В. Неизвестный Головницкий / Т. В. Костарева // Проблемы культурного образования : материалы областной научно-практической конференции 21 декабря 2010 г. / составитель Г. П. Суслова. – Челябинск. – 2011. – С. 27-32.
Куклина, Е. Богатыри родной земли / Е. Куклина // Магнитогорский рабочий. Магнитогорск. – 2009. – 25 июня – С. 3. [Тридцать лет назад в Магнитогорске был открыт монумент скульптора Л. Головницкого – «Тыл и фронт»].
Культура Челябинска : поиски и находки (1998) // Исторические чтения : материалы научной региональной конференции / Центр историко-культурного наследия г. Челябинска. – Челябинск, 2000, Вып. 5. – 2000. – 244 с.
Лев Головницкий в мастерской / фот. Владимира Белковского // Миссия : простыми словами о вечных ценностях. – 2019. – № 9 (165) (ноябрь). – С. 42.
Москалюк, М. В. Первые академики красноярья – Борис Ряузов, Лев Головницкий, Юрий Ишханов / М. В. Москалюк // Российская академия художеств и художественная культура Урала, Сибири и Дальнего Востока : материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции . Филиал Российской академии художеств в г. Красноярске ; «Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске» ; Кафедра ЮНЕСКО Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова ; Барнаул, 6-7 октября 2017 года. – Барнаул. – 2017. – С. 31-36.
Неизвестный Головницкий на фото Владимира Белковского : в архиве цифруются негативы // Объединенный государственный архив Челябинской области : официальный сайт. – URL: https://archive74.ru/news/neizvestnyy-golovnickiy-na-foto-vladimira-belkovskogo-v-arhive-cifruyutsya-negativy (дата обращения: 18.11.2024).
Олифер, А. Жизнь и судьба великого зодчего : [о Л. Н. Головницком] / А. Олифер // Вечерний Челябинск. – 2019. – 6 дек. – C. 6.
Рохацевич, Е. Взлети выше солнца! / Е. Рохацевич // Объединенный государственный архив Челябинской области : официальный сайт. – 2018. – 22 авг. – URL: https://archive74.ru/news/vzleti-vyshe-solnca (дата обращения: 28.12.2024).
Сергеев, С. Неизвестный Головницкий на пленках Владимира Белковского : [началась оцифровка с пленок, сделанных в середине семидесятых годов. На них – знаменитый челябинский скульптор Лев Головницкий, его супруга скульптор Энрика Головницкая] / С. Сергеев // Уралпресс : [сайт]. – 2024. – 16 мая. – URL: https://uralpress.ru/news/neizvestnyy-golovnickiy-na-plenkakh-vladimira-belkovskogo (дата обращения: 18.11.2024).
Скворцов, К. В. Алена Арзамасская : трагедия : [эскизы декораций Л. Н. Головницкого] / К. Скворцов. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1978. – 130, [2] с. : ил.
Скульптор Лев Головницкий : биобиблиографический иллюстрированный указатель литературы / Челябинская областная Публичная библиотека ; Отдел литературы по искусству ; составитель М. А. Елистратова. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1978. – 55 с. : ил., портр.
Смирнов, С. Лев Головницкий. Полёт Орлёнка / С. Смирнов // Миссия : [сайт]. – 2022. – № 186 (дек.). – https://missiya.info/articles/28566 (дата обращения: 18.11.2024).
Ткаченко, Е. Люди-легенды : [о скульпторе Э. Головницкой] / Е. Ткаченко // Миссия : [сайт]. – 2018. – № 154 (окт.). – URL: https://missiya.info/articles/10868 (дата обращения: 18.11.2024).
Уральский «Орлёнок» : [о Л. Н. Головницком] / Л. Рабченок, С. Строев, Н. Кончаловская, А. Золотов // Комсомол – моя судьба : 90-летие Челябинской областной комсомольской организации / автор-составитель Л. М. Рабченок. – 2008. – С. 193-197.
Устьянцева, Е. М. Герой своего времени. творческий портрет народного художника российской федерации Л. Н. Головницкого / Е. М. Устьянцева // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2022. – № 4 (13). – С. 136–145. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geroy-svoego-vremeni-tvorcheskiy-portret-narodnogo-hudozhnika-rossiyskoy-federatsii-l-n-golovnitskogo/viewer (дата обращения: 19.11.2024).
Устьянцева, Е. М. Головницкий Лев Николаевич : 70 лет со дня рождения / Е. М. Устьянцева // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1999 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составитель: И. Н. Пережогина [и др.] ; редакторы: О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. – Челябинск, 1999. – С. 117–119.
Фонотов, М. Наш Головницкий / М. Фонотов // Челябинский рабочий. – 2009. – 8 мая. — С. 6-7.
Футерман-Блюс, Е. Улица имени... : [творчество скульптора Л. Н. Головницкого] / Е. Футерман-Блюс // Ключевые люди. – 2014. – № 18 – С. 32-33. цв. ил.
Художники Челябинска – лауреаты премий Ленинского комсомола : [буклет] / Челябинская государственная академия культуры и искусств ; под редакцией В. Я. Рушанина ; составитель В. И. Титов. – Челябинск : Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2006. – 22 с. : ил.
Царинный, И. В. Неизвестный Головницкий. Творческий поиск в станковых произведениях скульптора / И. В. Царинный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2023. – Т. 23, № 2. – С. 82-88.
Челябинск. Скульптура в городе : [комплект открыток] / Центр историко-культурного наследия (Челябинск, город) ; фотографии В. С. Боже ; тексты В. В. Гейль. – Челябинск : Центр историко-культурного наследия, 2007. – 1 обл. (20 отд. л.) : фото.
Челябинск и Пушкин: к 40-летию открытия памятника в горсаду // Государственный исторический музей Южного Урала : [сайт]. – URL: https://chelmuseum.ru/science/articles/chelyabinsk-i-pushkin-k-40-letiyu-otkrytiya-pamyatnika-v-gorsadu/ (дата обращения: 19.11.2024).
Шишов, К. А. Город скульптора Головницкого : [о нереализованных эскизах мастера, об античном и мистическом в нашем городе] / К. А. Шишов // Вечерний Челябинск. – 2018. – 7 сент. – C. 9.
Источники фото:
https://archive74.ru, https://народы74.рф, https://rahusdv.ru/golovnicky, https://vk.com, http://танкоградпобеда.рф, https://archive74.ru/news/, https://vk.com, https://hornews.com
Ольга Ткаченко