Боевая техника времен Великой Отечественной войны и послевоенного времени представлена не только в музеях Москвы или Санкт-Петербурга. В Челябинске тоже немало мест, где можно посмотреть грозное оружие Победы – боевую технику, которая защищала Москву, Ленинград, дошла до Берлина, участвовала в боях на Дальнем Востоке… А еще у нас есть уникальная возможность полюбоваться боевыми машинами, которые были на вооружении нашей Армии во второй половине ХХ века.

Прежде всего, отправляемся в парк «Сад Победы», который находится в Тракторозаводском районе Челябинска.

1

Именно там находится единственный на Урале музей военной техники под открытым небом. Открытие экспозиции состоялось в 2007 году. На выставке представлены танки, зенитные установки, автомобили Великой Отечественной войны и послевоенные образцы военной техники. Рядом с каждой машиной установлен стенд с кратким описанием и техническими характеристиками. Взрослые и дети с удовольствием фотографируются рядом с танками или зенитками. А самые смелые позируют, сидя на башне танка или в кузове автомобиля!

Первоначально в экспозиции были выставлены 15 экспонатов. Сейчас их 19.

2

Перед Вами легенда! Танк Т-34 – лучший танк Второй мировой войныи самый узнаваемый её символ.

Осенью 1941 года Челябинский тракторный завод объединился с эвакуированными в наш город Ленинградским Кировским заводом и Харьковским дизель-моторным заводом №75, а также цехами тракторного завода из Сталинграда, «Красного пролетария» из Москвы. Новое объединение по производству танков получило в народе название Танкоград. И начался массовый выпуск танков. Производство Т-34 было освоено всего за месяц. Первые танки Т-34 были отправлены на фронт в 1942 году. Они получили нежное прозвище «ласточка» и принёсли советским войскам победу в обороне Москвы и Сталинграда.

3

Эту боевую машину знают даже дети! Знаменитые «Катюши» – именно так назывались гвардейские реактивные миномёты БМ-13 – самое секретное и мощное оружие войны. Их ещё называли «гитарой», «секреткой», «адской мясорубкой», и почему-то «Раисой Ивановной». О «Катюшах» ходили легенды: говорили, например, что они появляются из-под земли. Стрельба «Катюш» производила ошеломляющее действие: неожиданный град снарядов огненной стеной обрушивался на врага. За десять секунд она запускала на 8 километров 16 реактивных снарядов! При этом издавала очень характерный вой, за который немцы называли ее «оргАн Сталина». Участие «Катюш» в сражениях во многом определило нашу победу. «Катюши» прошли всю войну от Москвы до Берлина, став настоящими символами Победы.

4

Автомобиль ЗИС-5 – вроде бы не приметный, самый обычный грузовик. Он был основным транспортным автомобилем Красной Армии во время Великой Отечественной войны. В годы войны эти грузовые автомобили совершали настоящий подвиг – подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, перевозили бойцов.

5

Почетное место в музее занимает тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152. Первая партия этих установок вышла в 1943 году с челябинского Кировского завода. У советских воинов она получила образное название «зверобой»: 40-килограмовые снаряды этой самоходки буквально срывали башни «тигров» и «пантер», она была незаменима во время штурмов. Несмотря на то, что ИСУ-152 считалась неповоротливой, благодаря усиленной броне самоходка выдерживала удары вражеских снарядов.

6 7

На выставке в «Саду Победы» представлен знаменитый танк ИС-3, названный в честь верховного главнокомандующего Советского Союза Иосифа Сталина. Его разработали в 1944 году, а приняли на вооружение в 1945. Его огневые, технические и тактические качества определили название танка – «машина прорыва» или «Победа». Этот танк не успел принять участие в сражениях Второй мировой войны, но оказал существенное влияние на развитие танкостроения во всем мире. Презентация нового танка ИС-3 на параде Победы в Берлине повергла в шок наших союзников по антигитлеровской коалиции – такого танка не было на вооружении ни в одной армии мира. Кстати, башню танка разработал конструктор челябинского завода Михаил Федорович Балжи.

На выставке боевой техники представлены бронетехника и артиллерийские орудия послевоенных лет.

8

После окончания Второй мировой войны активно создавали мощные артиллерийские зенитные орудия, которые могли бы поражать бомбардировщики, летящие на больших высотах. Одним из таких орудий является зенитка КС-19, появившаяся в 1947 году. Такая зенитка доставала самолёты, которые летели со скоростью 1200 км/час на высоте до 15 км. Зенитная пушка КС-19 многие годы была на вооружении ПВО страны и охраняла важные стратегические объекты.

9

После войны была создана самая мощная советская зенитная пулеметная установка ЗПУ-4. Она поражала цель по дальности 2 км, а по высоте 1,5 км, совершала 600 выстрелов в минуту на ствол.

10

БТР-60, который представлен на фотографии, открыл новую страницув создании колесных бронетранспортеров. Разработка этой машины проводилась в 1956-1959 годах. Она отличалась от предшественников улучшенной проходимостью, позволяющей следить за противником, и способностью плавать. Созданные на основе БТР-60 многочисленные боевые машины до сих пор остаются на вооружении российской армии.

11

Прямой наследник «Катюши» – установка «Град» или РСЗО БМ-21. С 1963 года «Град» принят на вооружение Советской Армии. Новая система залпового огня «стала самой массовой в мире. В отличие от «Катюши» она имеет 40 реактивных снарядов. «Град» максимально поражает цель на 40 км, минимально – не более 1,6 км.

12 13

Любители танков могут познакомиться на выставке в «Саду Победы» с образцами танков от Т-54 до Т-80.

14

Необычным объектом в экспозиции стал настоящий боевой катер Днепропетровской флотилии «Ураган». Он долгие годы простоял в детском лагере поселка Каштак. Рабочие Челябинского компрессорного завода катер отреставрировали. Новый экспонат торжественно установили в «Саду Победы» в день Военно-морского флота в 2013 году. Это один из любимых объектов детей, посещающих парк – ведь на палубе судна можно себя почувствовать настоящими капитанами!

15

В «Саду Победы» много других памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Но музей боевой техники – самое посещаемое место, причем в любое время года.

16

Памятник «Катюше» можно увидеть еще на улице Доватора около Дома культуры завода им. Колющенко. Открытие его состоялось 8 мая 1975 года в честь 30-летия Победы. Авторы композиции – архитектор Евгений Викторович Александров и скульптор Виталий Семенович Зайков. Текст для памятника написан Марком Гроссманом:

«Создателям гвардейских минометов —
Оружия отмщенья и побед
С великой благодарностью».

Почему «Катюша» стоит около завода им. Колющенко? Это не случайно. Ведь собирали знаменитые «Катюши» на заводе им. Колющенко. Хотя долгие годы об этом мало кто знал, так как информация была засекречена. Первые «Катюши» под покровом ночи были отправлены на фронт в 1942 году. С того времени каждый месяц армия получала 45 машин, которые наводили ужас на врага. Самое интересное то, что секрет этого грозного оружия за годы войны так и не был разгадан. Этот памятник поставлен в знак уважения трудового подвига южноуральцев, ковавших орудие Победы.

17

Еще одно значимое место в Челябинске – Комсомольская площадь. Именно отсюда в 1942 году уходили на фронт добровольцы 97-й танковой бригады.

На Комсомольской площади установлен танк ИС-3 как памятник героическим труженикам Танкограда. Монумент, открытие которого состоялось 8 мая 1965 года, сооружен по проекту архитектора Евгения Викторовича Александрова. На постаменте слова (автор В. Брагин):

«Уральцы, вам
Чьи руки золотые
Ковали здесь
Победу над врагом».

18

Многие челябинцы в День Победы посещают мемориальный комплекс «Память», находящийся на Лесном кладбище. Там тоже можно полюбоваться на боевую технику – гаубицу М-30, танк Т-55, БМП-1 и БТР-60. Правда, оружием Великой Отечественной войны является только 122-миллиметровая гаубица М-30, остальная техника представляет собой послевоенные образцы.

19

Знаменитая 122-миллиметровая гаубица М-30. Она могла стрелять почти на 12 километров, делая до 6 выстрелов за минуту. Гаубицы М-30 проявили себя в Курской битве, при освобождении Европы и взятии Берлина.

20

Такой же БТР-60 мы видели в «Саду Победы».

21

На пьедестале танк Т-55. Он состоял на вооружении Советской Армии с 1958 по 1979 годы. Это настоящий пионер нового поколения боевых машин, которые способны вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия.

22

БМП-1. Эта боевая машина была разработана на Челябинском тракторном заводе. Выпускалась с 1966 по 1983 годы. БМП-1 отличалась тем, что имела противоатомную защиту, автоматическую герметизацию корпуса и обладала способностью плавать.

Все эти боевые машины, включая гаубицу М-30, принимали участие во многих войнах и локальных конфликтах середины и конца ХХ века.

23

Обрамлен комплекс «Память» двумя зенитно-ракетными комплексами С-75.

24

Если вы живете на Северо-Западе, то на пересечении проспекта Победы и улицы Молодогвардейцев можно увидеть гаубицу М-30. Именно там, около «Рембыттехники», 9 мая 2003 года появился памятник гаубице М-30. Памятник символизирует трудовой подвиг работников тыла в годы Великой Отечественной войны и подвиг советских артиллеристов.

25

Эта установка «Град» находится на улице Блюхера перед зданием НПО «Сплав», которое как раз и разрабатывает перспективные системы залпового огня.

26

А на улице Гагарина около музея памяти воинов-интернационалистов стоит боевая машина десанта БМД-1, разработанная в 1969 году специально для воздушно-десантных войск, как напоминание уже о конфликтах нашего времени — от Афганистана до Южной Осетии.

Кому интересна тема танков, то возле «Киномакса-Победы» на Комсомольском проспекте можно посмотреть на танк Т-62. Именно он был основным боевым танком в 60-70 годах ХХ века.

27

Не все челябинцы знают о музее истории Южно-Уральской железной дороги, который находится возле вокзала. Именно там можно увидеть самый необычный памятник танку: танк Т-62 выставлен рядом с «Танком-паровозом 9П». Самое забавное, что модель 9П называлась «танк-паровоз», и такое же название получил весь памятник. Видимо, это и подтолкнуло его создателей разместить рядом с танком-паровозом с настоящий танк.

Танк-паровоз 9П называли еще «танковыми паровозами». Надо сказать, что к боевым гусеничным машинам он никакого отношения не имеет. В этих паровозах вода и топливо хранились в специальных емкостях (танках), которые были установлены на самом локомотиве. Паровоз активно использовали на стройках, крупных заводах, станциях как в годы войны, так и в мирное время. Два танка вместе символизируют единство тыла и фронта, чьи усилия в годы Великой Отечественной были направлены на победу.

28

В центре экспозиции, посвященной Победе – паровоз ЭУ. Он выпущен в 1932 году. Именно эти паровозы в годы войны осуществляли перевозку бойцов, продовольствия, военной техники.

29

В память о воинах-железнодорожниках, которые ковали Победу в тылу и сражались на фронтах Великой Отечественной войны, установлен паровоз П36-0182. За цветные лампасы он получил неофициальное название «генерал».

30 31 32

В музее можно увидеть и вагон-хлебопекарню, и вагон-кухню, и теплушку, перевозившую в годы войны не только бойцов, но и лошадей.

33

В нашем городе есть еще памятники-самолеты. Один из них был открыт в день 30-летия Победы над фашистской Германией и установлен у входа на территорию Челябинского военного авиационного института штурманов. Памятником стал настоящий фронтовой бомбардировщик Ил-28. Как раз на «илах» предшествующей модели советские авиаторы уже в августе 1941 года бомбили Берлин. Этот самолет отличался великолепными пилотажными и боевыми качествами, благодаря которым долгое время входил в число основных самолетов советских ВВС.

34

На территории Челябинского военного авиационного института штурманов расположен ещё один авиапамятник — фронтовой бомбардировщик Су-24М. Машину отличает надежное и более сложное техническое и радионавигационное оборудование и мощное вооружение. Этот бомбардировщик до сих пор остается одним из символов отечественно авиации.

35

Все приезжающие в Челябинский аэропорт обязательно обращают внимание на памятник, который находится на площади аэропорта – словно устремляется в небо военный самолет-истребитель МиГ-17. Это памятник тем, кто в 1941 году улетел на фронт и не вернулся. В том суровом году из летчиков челябинской гражданской авиации был сформирован военный авиаотряд №208. Памятник сооружен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне на средства от субботников челябинских авиаторов и учащихся школы поселка «Аэропорт».

Приглашаем всех любителей военной техники и истории на интересную экскурсию!

Список рекомендуемых источников:

  1. Авиапамятники Челябинска // LIVEGOURNAL : [сайт]. – URL: https://z25t.livejournal.com/39373.html  (дата обращения: 6.10.2022).
  2. Боевая слава Урала // 33 маршрута выходного дня : на отдых с детьми : путеводитель по Уралу. Челябинская и Свердловская области / составители : А. Карпович, Мураш. – Челябинск, 2013. – С. 64-65.
  3. Дьяков, С. Сад Победы в Челябинске – музей военной техники / С. Дьяков // Блог о путешествиях Сергея Дьякова. Путешествовать легко. Вот увидите! : [сайт]. – URL: http://travel-sami.ru/rossiya/sad-pobedy-v-chelyabinske-muzej-voennoj-texniki.html (дата обращения: 6.10.2022).
  4. «Катюша» и «Захар». В Челябинске должен появиться музей техники, собранной на Урале // Южноуральская панорама. – 2020. – 6 октября. – URL: https://up74.ru/articles/obshchestvo/121299/ (дата обращения: 6.10.2022).
  5. Краснов, А. Где в Челябинске посмотреть настоящую военную технику / А. Краснов // Блог Артема Краснова. Об автомобилях и не только : [сайт]. – URL: http://krasnov74.ru/2019/05/08/pamyatniky/  (дата обращения: 6.10.2022).
  6. Крехова, И. Первый танк – с ЧТЗ : тракторостроители подготовили Т-54 к выставке в парке Победы / И. Крехова // Воспоминания. 1941-1945 гг. : 75-летию ЧТЗ посвящается / В. А. Осипов. – Челябинск, [б.г.]. – С. 386-387.
  7. Музей военной техники в «Саду Победы» (Museum of military equipment in the "Victory Garden") // Rutraveller : [сайт]. – URL: https://rutraveller.ru/place/108677 (дата обращения: 6.10.2022).
  8. Музей военной техники // Челябинск всем. Гид по столице и области Южного Урала :  [сайт]. – URL: https://chelyabinsk-vsem.ru/2019/03/31/muzej-voennoj-tehniki/ (дата обращения: 6.10.2022).
  9. Музей истории подвижного состава ЮУЖД под открытым небом. Город Челябинск. Челябинская область // Фотоблог о достопримечательностях России и мира : [сайт]. – URL: https://www.isilgan.ru/2013/11/blog-post_17.html (дата обращения : 6.10.2022).
  10. Самсонов, В. Ф. Память о подвиге и славе. По мемориальным местам Челябинска : [к 60-летию Победы над германским фашизмом] / В. Ф. Самсонов. – Челябинск : Алое поле, 2005. – 238 с.

Источники фото:
https://z25t.livejournal.com
http://travel-sami.ru
https://74.ru
http://krasnov74.ru

 

Ирина Подобед