Иван Яковлевич Трашутин — советский конструктор дизельных двигателей, главный конструктор по моторостроению Танкограда ЧТЗ, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, инженер-полковник и почетный гражданин города Челябинска.

01

Родился Иван Яковлевич Трашутин (1906–1986) 18 января (по новому стилю) 1906 года в рудном поселке Горловка Екатеринославской губернии (Донбасс). На долю семьи Трашутиных выпали тяжелые испытания. Когда из семи детей Якова Игнатьевича и Марфы Никитичны пятеро умерло, они решили уехать из Горловки. В 1914 году семья обосновалась в Харькове. Отец поступил на службу на паровозостроительный завод в литейный цех. Маленький Ваня был на заводе частым гостем. После смены Яков Игнатьевич водил сына по цехам, объясняя, как делаются моторы.

Весной 1918 года отец ушел добровольцем в Красную Армию. Двенадцатилетнему Ване, который остался в семье за старшего, пришлось устраиваться на работу. Он поступил на тот же завод, где трудился  отец. Сначала был мальчиком-рассыльным, затем — подручным слесаря и, наконец, стал слесарем по сборке дизелей.

В 1920 году Иван вступил в комсомол и с головой окунулся в молодежную жизнь. В 1922 году по решению заводского комсомола ему вручили путевку на рабочий факультет, поскольку в детстве он закончил только три класса церковно-приходской школы. В 1925 году Трашутин стал членом Всесоюзной коммунистической партии (ВКП (б)) и в этом же году был направлен для продолжения образования на механический факультет Харьковского технологического института имени В.И. Ленина.

02

Окончив учебное заведение, Иван получил диплом «инженера-механика», после чего вернулся на родной Харьковский паровозный завод (ХПЗ), где занял должность инженера-конструктора в отделе тепловых двигателей. На заводе, помимо производства паровозов и тракторов, большое внимание уделяли моторостроению. В 1929 году на ХПЗ впервые в стране стали разрабатывать проект бескомпрессорного дизеля Д-40 для стационарных установок и судов. Иван Яковлевич с энтузиазмом включился в этот процесс и глубоко изучал конструирование двигателей.

03

Весной 1931 года для получения нового опыта Трашутин был направлен в учебную командировку в США, в Массачусетский технологический институт, где каждый его день был заполнен не только учебой, но и поездками на заводы, в научно-исследовательские институты. На летних каникулах Иван Яковлевич работал контролером по приемке у американских фирм оборудования для строящегося Челябинского тракторного завода (ЧТЗ).

04

В 1933 году Трашутин защитил диссертацию, получив степень магистра технических наук. В декабре 1933 года его назначили старшим инженером-конструктором дизельного отдела ХПЗ. А уже в 1937 году он  становится помощником начальника отдела опытных работ на том же заводе. На Ивана Яковлевича ложится большая ответственность. Он занимается разработкой и испытанием быстроходного дизеля, который с апреля 1937 года получил литерное обозначение В-2. Изначально дизель-мотор В-2 создавался на основе топливоподающей аппаратуры немецкой фирмы «Бош», но в 1937 году ее поставки были прекращены и возникла необходимость в своей – отечественной. И в том же 1937 году на ЧТЗ был пущен первый в нашей стране цех топливной аппаратуры. Тогда Иван Яковлевич впервые побывал в Челябинске.

В 30-е годы по стране прокатилась волна репрессий. 25 мая 1938 г. Трашутин был арестован органами НКВД СССР. Его обвинили в шпионаже (сказалась зарубежная командировка). Под следствием в тюрьме Иван Яковлевич находился около полутора лет. Однако после назначения в ноябре 1938 года Народным комиссаром внутренних дел СССР Л. П. Берия некоторые дела были пересмотрены, в том числе и дело Трашутина, и 2 февраля 1939 года его освободили и восстановили на работе.

В январе 1939 года постановлением правительства из состава ХПЗ выделили производство танковых дизелей В-2 в самостоятельный дизельный завод – Государственный союзный завод №75. Иван Трашутин возглавил специальное конструкторское бюро по двигателю В-2. Перед ним стояла задача пустить дизельные моторы в массовое производство. Решая эту задачу, Трашутин работал совместно с главным конструктором завода М.И. Кошкиным. И результатом стало рождение легендарного танка Т-34, на который установили модернизированный вариант двигателя В2-34 мощностью в 500 л.с. Также Иван Яковлевич выполнил и вторую модернизацию – двигатель В2-К для тяжелого танка КВ-2 мощностью в 640 л.с. Мечта М.И. Кошкина сбылась. Ни одна страна в мире на тот момент не могла создать ничего подобного! Фирме «Дженерал Моторс», например, понадобилось десять лет, чтобы сконструировать двухтактный дизель «Джи-Эм-Си», мощностью всего 210 л.с. А заводы Европы и Америки на протяжении многих лет так и не смогли вставить в танки дизель, хотя они и были основателями дизельного двигателя в тракторах.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, состоялся пробег двух танков Т-34 с дизельными моторами В-2 по маршруту Харьков – Москва. Возглавлял пробег Михаил Ильич Кошкин. В сороковом году март выдался холодный и снежный. Танки Т-34 прошли сквозь снега и метели и на седьмой день, 12 марта, прибыли в Москву. На площади у Кремля новую технику осматривали Сталин, Ворошилов и другие члены Политбюро. Сталин осмотрел танки Т-34 и спросил у Кошкина, насколько хороши их тактические и технические данные. Кошкин ответил, что машины проходимы, маневренны и выносливы. И у них отличный двигатель. А Ворошилов сказал:

 — На заводе машину прозвали «ласточкой».

— «Ласточкой»? — удивился Сталин. — Ну что ж, высокого ей полета — «ласточке».

После начала Великой Отечественной войны завод №75 был эвакуирован из Харькова в Челябинск. Во время эвакуации Иван Яковлевич чудом остался жив. В дом, где он находился, попала авиационная бомба и его нашли под обломками рухнувшего здания.

В Челябинске на базе Харьковского, Кировского и Челябинского тракторных заводов был создан мощный танкостроительный комбинат — Челябинский Кировский завод, известный во всем мире под названием «Танкоград».

05
Танковые двигатели на конвейере

В октябре 1941 года Трашутин был назначен главным конструктором по моторостроению ЧКЗ и главным конструктором специального конструкторского бюро №75, в котором проработал бессменным руководителем на протяжении последующих 40 лет жизни. В начале войны в Челябинске всего за 35 дней было налажено производство дизельных двигателей. И когда стало ясно, что тяжелому танку КВ-2 нужен более мощный двигатель, конструкторский коллектив Трашутина внес ряд изменений без остановки серийного производства. В первые месяцы 1943 года для нового тяжелого танка ИС-1 в СКБ Трашутина был создан новый двигатель В2-ИС, который отличался улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью. А в дальнейшем на его базе появились двигатели для танков ИС-2 и ИС-3. ИС-3 – тот самый танк, что сегодня возвышается на пьедестале на Комсомольской площади. Были созданы двигатели и под другие образцы боевой техники.

За преданность своему детищу – дизельному двигателю В-2 – в народе Трашутина величали Иван-дизель.

Сотрудники кадровых служб вспоминали его уважительное отношение к людям. Он часто лично просил за своих сотрудников и был единственным руководителем завода, который потом благодарил, когда его просьбы или ходатайства удовлетворялись. Его трогательное отношение к детям проявлялось даже в шутливых поступках, таких как подкидывание конфет в капюшоны курток. Возможно, именно это стремление к заботе о детях и стало причиной выбора места для установки бюста – «Детского парка имени Терешковой».

Конструктор регулярно совершал поездки на фронт, чтобы посмотреть, как дизели работают в бою. Иван Яковлевич написал учебное пособие «Рекомендации по эксплуатации двигателя В-2 и его модификаций», которое всю войну печаталось массовыми тиражами и рассылалось в части действующей армии, учебные полки и танковые училища. 21 января 1945 года Ивану Яковлевичу Трашутину было присвоено воинское звание инженера-полковника.

В годы войны моторный завод выпускал шесть модификаций дизелей, было изготовлено 48,5 тысячи танковых моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры. Команда СКБ №75 под руководством И. Я. Трашутина внесла более 750 крупных изменений в конструкцию двигателя, которые повысили мощность и надежность серийной продукции.

30 апреля 1945 года за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкции танковых дизелей СКБ по дизелям №73 и лично И. Я. Трашутин были награждены орденом Ленина.

06
Я.Е. Вихман, И.Я. Трашутин, П.Е. Саблев

Трашутин и становление ЮУрГУ

Чтобы выпускать для фронта танки и дизельные двигатели к ним в необходимом количестве в период Великой Отечественной войны, нужны были хорошо обученные кадры рабочих, инженеров и технологов. И в связи с этим в ноябре 1943 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение об организации в Челябинске механико-машиностроительного института (ЧММИ). ЧММИ был открыт и уже в декабре этого же года 14 преподавателей и 80 студентов начали работать и учиться в нём.

Одной из первых в новом вузе стала кафедра двигателей внутреннего сгорания (ДВС), у истоков которой стоял Иван Яковлевич Трашутин, так как конструкторы в те дни нужны были, прежде всего, для его конструкторского бюро (КБ). Практические и лабораторные занятия со студентами в открывшемся вузе проводились в цехах и мастерских Челябинского тракторного завода. Многие из специалистов завода, в том числе и специалисты КБ Трашутина, принимали участие в организации учебного процесса, среди которых мы можем вспомнить такие имена, как А.К. Башкина, П.И. Степанова, М.И. Цапкина, В.С. Морозова, В.Д. Рагульского и др.

Главный конструктор был жёстким, когда возникала необходимость быстрого исполнения назревших решений, и доброжелательным, когда видел в сотруднике стремление повысить уровень компетентности, улучшить схему механизма, предотвратить возможность дефекта. Но в любом случае характерной для него чертой была объективность.

Трашутин твёрдо знал — кадры решают всё. Поэтому изыскивал возможности для материальной поддержки подготовки молодых специалистов на основе организации производственных практик на оплачиваемых рабочих местах предприятия, а также на основе совместного с вузами проведения научно-исследовательских работ по договорной тематике.

При поддержке Трашутина в ЧММИ (при кафедре ДВС) была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория, в деятельности которой активное участие принимала студенческая молодёжь.

Создавая ЧММИ — Челябинский механико-машиностроительный институт, у истоков которого стоял И. Я. Трашутин, никто не предполагал, что этот институт ожидает долгая и насыщенная жизнь, наполненная многими техническими открытиями. ЧММИ, созданный в 1943 году, в 1951 году был преобразован в ЧПИ — Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола. В 1990 году был переименован в ЧГТУ — Челябинский государственный технический университет. А с 1997 года по наши дни мы знаем этот технический университет под аббревиатурой ЮУрГУ — Южно-Уральский государственный университет, который знают далеко за пределами Челябинска.

За время существования кафедры ДВС, на основе которой впоследствии возник автотракторный факультет, преподавателями, аспирантами и сотрудниками кафедры были подготовлены и защищены не только кандидатские, но и докторские диссертации.

Таким образом, в Челябинске сложилась мощная научно-производственная база двигателестроения, сформированная дважды Героем социалистического труда Иваном Яковлевичем Трашутиным.

В послевоенные годы Трашутин активно занимался разработкой двигателей для тракторной техники. Под его руководством были созданы модификации двигателей В-2 которые применялись в разных отраслях народного хозяйства: для нефтебуровых установок, рыболовецких судов, электростанций, земснарядов, другой техники. В 1950-х годах на базе дизеля В-2 по инициативе И.Я. Трашутина были разработаны дизель В-404С для антарктического вездехода «Харьковчанка», работавшего в условиях разреженного воздуха и сверхнизких температур, и дизель В-748 для дизель-электрического трактора ДЭТ-250, который стал основным для отечественных дизель-электрических тракторов. Применение боевых дизелей в народном хозяйстве получило широкое распространение не только в СССР, но и за рубежом. Дизели Трашутина по лицензии выпускались и в зарубежных странах.

Основным направлением работы Ивана Яковлевича Трашутина оставалось создание и внедрение в производство новых образцов специальных дизелей (дизеля В-12 и его модификаций) для боевой техники, которые считаются лучшими в мире танковых двигателей, двигателя В-54 и его модификаций, форсированного В-55 и его модификаций – базового для бронетанковой и другой специальной техники страны и др.

19 февраля 1966 года «за выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения» И.Я. Трашутину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Вершиной инженерного таланта Ивана Яковлевича явилась уникальная разработка многотопливных двигателей В-46, которые нашли применение более чем в 70 типах боевых машин, созданных в послевоенные годы.

07

Всего под руководством Трашутина было создано 87 основных двигателей для военной техники, в том числе для легких, средних, тяжелых танков, артиллерийских тягачей, бронетранспортеров, плавающих танков и бронемашин, гусеничных и колесных шасси под ракетные комплексы, паромно-мостовых машин, самоходных орудий. Кроме того, на двигателях Трашутина работали и продолжают работать самоходные подъемные краны, гусеничные экскаваторы, вездеходы, транспортные путеукладчики, котлованные машины, многие типы тракторов.

08

19 января 1976 года за выдающийся вклад в обороноспособность страны Иван Яковлевич был повторно удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.

09

В 1978 году он стал почетным гражданином города Челябинска.

10

В 1981 году Трашутин по состоянию здоровья вышел на пенсию и переехал в город Ленинград, оставив в Челябинске мощное конструкторское бюро. Умер 6 марта 1986 года после продолжительной болезни и был похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

В Тракторозаводском районе г. Челябинска в 1983 году был установлен бронзовый бюст И.Я. Трашутина.

11

В его честь названа улица, а также на фасаде «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и на доме, в котором он жил установлены мемориальные доски.

12 13

С 2001 г. на ЧТЗ учреждена Премия имени И. Я. Трашутина, которая вручается лучшим инженерам-технологам и инженерам-конструкторам.

В 2023 году в учебной аудитории кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Политехнического института ЮУрГУ состоялось торжественной открытие памятной доски к 90-летию Челябинского тракторного завода – УРАЛТРАК и 80-летию – ЮУрГУ и одной из самых первых кафедр – двигателей внутреннего сгорания. На памятной доске запечатлены основоположники – Иван Яковлевич Трашутин – разработчик легендарного танкового двигателя В-2, и Иван Иванович Вибе – основатель уральской школы двигателестроения.

Имя Ивана Яковлевича Трашутина еще при жизни вошло в историю отечественного танкостроения, стало неотъемлемой частью славы нашего Отечества.

15

Список рекомендуемых источников:

  1. Трашутин, И. Я. Ковал победу Танкоград / И. Я. Трашутин // Воспоминания (1941-1945) : [75-летию ЧТЗ посвящается] / В. А. Осипов. – Челябинск, [б.г.]. – С. 207-214 ; ЧТЗ – моя биография : сборник / составители: А. Г. Киреев, Е. Г. Ховив. – Челябинск, 1983. – С. 65-69.
  2. Трашутин, И. Я. Талантливый город / И. Я. Трашутин : [конструктор танков] // Челябинск в разных измерениях / составитель А. А. Золотов. – Челябинск, 1986. – С. 38 : ил.

***

  1. Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения : труды Международной научно-технической конференции, 26-28 апреля 2006 года, г. Челябинск : [посвящается 100-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического Труда, главного конструктора танковых дизелей И. Я. Трашутина] / редколлегия: Б. А. Шароглазов (ответственный редактор) [и др.]. – Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2006. – 353 с. : ил., портр.
  2. Белоусов, В. Легендарный конструктор / В. Белоусов // Конструктор танковых дизелей И. Я. Трашутин : Уральская школа двигателестроения / составители : В. А. Путин, В. Н. Бондарь. – Челябинск, 2006. – С. 57-61. – (Человек века).
  3. Бочаров, А. Трашутин Иван Яковлевич / А. Бочаров // Герои страны : международный патриотический интернет-проект : [сайт]. – URL: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10076 (дата обращения: 25.01.2025).
  4. Гайнуллин, М. Укротитель «тигров» : создатель лучших в мире танковых двигателей жил в Челябинске : [исполнилось 110 лет со дня рождения одного из создателей транспортного дизеля В 2, которым оснащались практически все самые ходовые танки Второй мировой – КВ, ИС, Т 34 – Ивана Яковлевича Трашутина] / М. Гайнуллин // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2016. – № 4 (3602) (21 янв.). – С. 14.
  5. Дружинина, Э. Б. Трашутин Иван Яковлевич / Э. Б. Дружинина // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2000. – С. 879 ; Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 6 (Си – Ф) / редколлегия: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.] – Челябинск, 2008. – С. 559.
  6. Они создавали Челябинскую область : [Иван Яковлевич Трашутин : видеосюжет] / Челябинская областная универсальная научная библиотека ; автор проекта: М. Дубровина ; автор текста: А. Магнитова, пресс-секретарь ООО «ЧТЗ-Уралтрак». – Челябинск : ЧОУНБ. Отдел краеведения, 2019. – 1 видеофайл. – (Культура Южного Урала в контексте Великой Отечественной войны (1941-1945) ; (Именная история Челябинской области. Тыл фронту) // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина : [сайт]. – URL: https://www.prlib.ru/item/1300821 (дата обращения: 25.01.2025).
  7. Иван Яковлевич Трашутин : [1906-1986] / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составители: Л. В. Каменская, Т. Н. Кичева. –Челябинск, 2014. – 28 с. – Библиогр. в конце ст.
  8. Карташов, Н. Ф. Свет золотых звезд : [документальная повесть о И. Я. Трашутине] / Н. Карташов.– Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1979. – 120 с.
  9. Киреева, М. В. Наука – фронту : конструкторское бюро Харьковского дизель-моторного завода в Челябинске : [в эвакуации Харьковский завод, объединенный с ленинградским Кировским и Челябинским тракторным получил название Челябинский Кировский завод. Конструкторское бюро завода возглавил – И. Я. Трашутин] / М. В. Киреева // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов : сборник научных трудов : материалы VII тематической и III Международной конференции «Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов» / редколлегия: В. Л. Виницкий [и др.]. – Челябинск, 2012. – С. 125-128. – Библиогр. в конце ст. (6 назв.)
  10. Климович, Е. С. Трашутин И. Я. – конструктор танковых двигателей : [основные этапы жизни и деятельности выдающегося советского конструктора танковых двигателей Ивана Яковлевича Трашутина] / Е. С. Климович, С. А. Халаджиев // Изобретательство. – 2015. – Т. 15, № 5. – С. 26-32. – Библиогр.: С. 32 (2 назв.).
  11. Конструктор танковых дизелей И. Я. Тращутин. Уральская школа двигателестроения : монография / составители: В. А. Путин [и др.]. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 2006 – 558 с. – (Человек века). – Библиогр.: с. 540-542.
  12. Леонидова, И. Дело «Ивана-дизеля» продолжается : [в музее Челябинского тракторного завода в 2011 году прошел цикл мероприятий посвященных 70-летию с момента начала Великой Отечественной войны. Первая встреча посвящена 105-летию конструктора танковых двигателей И. Я. Трашутина] / И. Леонидова // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2011. – 19 янв. – С. 3.
  13. Логиновская, А. В память об Иване-Дизеле : [«Трашутинские чтения» к 110-летию со дня рождения главного конструктора по моторостроению Челябинского тракторного завода – Ивана Яковлевича Трашутина] / А. Логиновская // Возрождение Урала. Челябинск. – 2016. – № 2 (825) (22 янв.). – С. 2.
  14. На его дизелях ходили все наши танки : [18 января 2016 года в Музее Боевой и Трудовой славы ЧТЗ состоялись «Трашутинские чтения», приуроченные к 110-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Трашутина] // Изборский клуб Хартленд. – 2016. – 16 янв. – URL: https://acon15.ru/index.php/tanki-pobedy-programma/204-trashutinskie-chteniya/326-na-ego-dizelyakh-khodili-vse-nashi-tanki (дата обращения: 25.01.2025).
  15. Павленко, В. Д. И. Я. Трашутин – король советских танковых двигателей : [к 100-летию со дня рождения] / В. Д. Павленко, Г. К. Павленко // Челябинск в прошлом и настоящем : материалы III научной краеведческой конференции, 13 сентября 2006 года / составители: Н. А. Ваганова, Т. Ф. Берестова, Н. С. Рассказова ; научный редактор Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2006. – С. 111-114.
  16. Памятник – бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда И. Я. Трашутина // Памятники истории Челябинской области : справочник / составитель М.А. Чулкина. – Челябинск, 1990. – С. 42-43.
  17. Пушкарева, Т. П. Иван Яковлевич Трашутин // Музейный вестник / Челябинский государственный институт культуры ; составитель: Н. В. Овчинникова. – Челябинск. – Вып. 21. – С. 56-59. – URL: https://chgik.ru/sites/default/files/mv_21.pdf (дата обращения: 25.01.2025).
  18. Пушкарева, Т. П. Трашутин Иван Яковлевич : 100 лет со дня рождения / Т. П. Пушкарева // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2006 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составители: И. Н. Пережогина [и др.] ; редакторы: О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. – Челябинск, 2005. – С. 59-63.
  19. России славная плеяда : «Конструктор «Танкограда» : [статья о главном конструкторе по моторостроению Челябинского Кировского завода (Танкограда) – Иване Яковлевиче Трашутине] // Знание–сила. – 2018. – № 11. – С. 96.
  20. Сырцева, Е. Подвиг дизелестроителей Танкограда : [о конструкторе двигателей Челябинского тракторного завода – Иване Яковлевиче Трашутине] / Е. Сырцева // Почетные граждане города Челябинска / Алексеев Н. [и др.]. – Челябинск, 2015. – С. 241-246.
  21. Трашутин Иван Яковлевич // Автотракторный факультет. Южно-Уральский государственный университет : энциклопедия : [сайт]. – URL: https://encyclopediaat.susu.ru/t/1250-trashutin-ivan-yakovlevich.html (дата обращения: 25.01.2025).
  22. Трашутин Иван Яковлевич // Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 26 (Тихоходки – Ульяново) / главный редактор А. М. Прохоров. – Москва, 1977. – С. 176.
  23. Трашутин Иван Яковлевич // Гордость Южного Урала : почетные граждане Челябинской области : энциклопедия / редакционная коллегия: И. И. Вишев [и др.]. – Челябинск : Книга, 2019. – С. 556
  24. Трашутин Иван Яковлевич (1906-1986) // «Из одного металла льют...» : политехники на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / составители: Н. Д. Кузьмина , В. Б. Феркель. – Челябинск, 2008. – С. 423-424.
  25. Трашутин Иван Яковлевич // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) : энциклопедия : [сайт]. – URL: https://энциклопедия.минобороны.рф/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=11106@morfDictionary (дата обращения: 25.01.2025).
  26. Трашутин Иван Яковлевич // «Мы – с Автотракторного факультета…» : люди и техника в современной истории : [к 65-летию Автотракторного факультета Южно-Уральского государственного университета] / В. А. Путин, Ю. В. Рождественский, А. П. Моисеев. – Челябинск, 2008. – С. 555.
  27. Трашутин Иван Яковлевич // Победа века : Челябинская область в Великой Отечественной войне : популярная военная энциклопедия / составитель А. П. Моисеев. – Челябинск, 2000. – С. 464.
  28. Трашутин Иван Яковлевич // Почетные граждане города Челябинска : справочник / Управление культуры Администрации г. Челябинска, Централизованная библиотечная система, муниципальное учреждение культуры (Челябинск); составители: Г. В. Бречко, Л. А. Мангилева. – Челябинск, 2011. – С. 129-130. – Библиогр.: с. 178-180.
  29. Трашутин Иван Яковлевич (1906-1986) // Комаров, Л. С. Россия танков не имела : документально-художественное повествование / Л. С. Комаров. – Челябинск, 2023. – С. 95-97.
  30. Трашутин Иван Яковлевич // РУВИКИ : [сайт интернет-энциклопедии]. – URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Трашутин,_Иван_Яковлевич (дата обращения: 25.01.2025).
  31. Трашутин Иван Яковлевич // Челябинская городская дума : официальный сайт. – URL: https://www.chelduma.ru/information/honorable/trashutin-ivan-yakovlevich/ (дата обращения: 25.01.2025).
  32. Трашутин Иван Яковлевич // Челябинская областная универсальная научная библиотека : [информационный портал библиотек Челябинской области]. – URL: https://chelreglib.ru/ru/pages/kray/projects/oni_sozdavali_chelyabinskuyu_oblast/trashutin/ (дата обращения: 25.01.2025).
  33. Трашутин Иван Яковлевич : история // LIVEJOURNAL : [сайт]. – 2025. – 18 янв. – URL: https://andrei-bt.livejournal.com/2375329.html (дата обращения: 25.01.2025).
  34. Чуносов, А. Главный конструктор Иван Трашутин : [о конструкторе танковых дизелей в Челябинском Танкограде.] / А. Чуносов // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2006. – 26 янв. – С. 9 ; Челябинск-СИТИ. – 2008.– № 4 (май). – С. 62-63 : фот. цв.
  35. Шароглазов, Б. А. Связь школ: Иван-дизель, Иван-трактор, Иван-цикл : [И. Я. Трашутин – конструктор двигателей, дважды Герой Социалистического труда, в течение 40 лет работал главным конструктором на ЧТЗ] / Б. А. Шароглазов // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения : труды Международной научно-технической конференции, 26-28 апреля 2006 года, г. Челябинск. – Челябинск, 2006. – С. 8-14 ; Научная библиотека Южно-Уральского Государственного Университета : [сайт] – URL: – URL: https://lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_HISTORY&key=000444227&dtype=F&etype=.pdf (дата обращения: 25.01.2025).
  36. Шестаков, А. Л. Памяти дважды Героя Социалистического Труда главного конструктора по танковым дизелям И. Я. Трашутина / Л. Шестаков // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения : труды Международной научно-технической конференции, 26-28 апреля 2006 года, г. Челябинск. – Челябинск, 2006. – С. 5-6.

Источники фото: https://шурави.екатеринбург.рф, https://arhistrazh.livejournal.com, http://www.chtz.ru, Конструктор танковых дизелей И. Я. Трашутин : уральская школа двигателестроения : монография / автор-составитель В. А. Путин и др. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 2006. – 558 с. – (Человек века).

 

Мария Вяткина,
библиотека №11 им. Ярослава Гашека