Леонид Аронович Шварцман – художник, режиссер мультипликационного кино, народный художник РФ (2002), основатель и почетный директор Московского музея анимации (2006), лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (2017). В годы войны работал на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) токарем, художником-оформителем; лауреат народной премии «Светлое прошлое» (Челябинск, 2007).
Леонид (Израиль) Аронович Шварцман (1920–2022) родился 30 августа 1920 года в Минске в семье бухгалтера и домохозяйки. Отец – Арон Нахманович, мать – Рахил Соломоновна (Шлиомовна) воспитывали троих детей: старшего сына Нахмана (1910), дочь Генриэтту (1911) и младщего сына Леонида (Израиля) (1920). Леонид был поздним ребенком, двое старших детей были старше его почти на 20 лет. «Мои родители и брат с сестрой – из XIX века», – говорил с улыбкой в интервью Леонид Аронович. Минск тогда был довольно маленьким. Дети во дворе играли в лапту, догонялки, салки. А дома маленький Израиль играл с любимой игрушкой – лошадкой на колесиках, или рассматривал картинки в книжках.
Семья не была религиозной, но дома общались на идише, ходили в синагогу. «Когда Леонид был в 2-м классе, к нему начал ходить ребе (учитель в иудаизме) и обучать ивриту. Мальчик всячески противился. Он в принципе не понимал религию и не любил синагогу, как и все дети СССР, планировал вступить в пионеры. Занятия закончились спустя 2 года тем, что ребе ударил ребенка молитвенником по голове и, хлопнув дверью, ушел», – пишет в своей статье журналист Елизавета Сергеева. Среда, в которой Шварцман вырос, была тотально еврейской: «В классе евреев была львиная доля, двор был еврейский, за исключением сына дворника Алёшки, который знал идиш лучше меня».
В 1934 году случилась непоправимая беда – умер отец Леонида, его насмерть сбила машина. Потрясение для четырнадцатилетнего мальчишки было сильным, и чтобы не переживать, он всю свою энергию направил в творчество. Рисовал все, что видел: собственный двор и пустырь, где катался на коньках с друзьями. К шестнадцати годам точно знал, что хочет стать художником. Посещал студию, где преподавал выпускник Императорской Академии художеств Валентин Викторович Волков. В 18 лет на семейном совете было принято решение, что Леонид отправится в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) к старшей сестре Этте. Мальчишка мечтал поступить в Академию художеств, но не смог, не хватило умений. Начал учиться в школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина).
После окончания школы в мае 1941 года Леонида Шварцмана призвали в армию. Вскоре грянула Великая Отечественная война (1941–1945). «Сообщение о начале войны прозвучало в воскресенье, 22 июня, когда я писал на пленэре какой-то этюд. Вернувшись на дачу, узнал, что немецкие войска без предупреждения напали на Советский Союз, бомбили Минск, Киев и другие города. Так, с красками в руках, я встретил эту большую и страшную войну», – вспоминал Леонид Аронович. На фронт Леонида не взяли, потому что в военкомате было потеряно его личное дело. Строил укрепления под Ленинградом, устроился токарем в ремонтно-механический цех Кировского завода, ранее известного как Путиловский – один из крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий России. В ноябре 1941 года по распоряжению Военного комиссариата был эвакуирован из блокадного Ленинграда в тыл как специалист-механик. Сначала молодого человека отправили самолетом в г. Тихвин Ленинградской области, а позже поездом в г. Челябинск. Отправили туда, где обосновался во время эвакуации Кировский завод, где на базе Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) и других эвакуированных предприятий, был сформирован «Танкоград» – один из основных поставщиков военной техники для фронта: танков, самоходных артиллерийских установок и танковых двигателей.
На Челябинском Кировском заводе Леонид Шварцман работал токарем, а в свободное время рисовал. Однажды его попросили что-то нарисовать для заводской стенгазеты «Крокодил». Получилось так здорово, что на художника-токаря обратил внимание директор завода, легендарный Исаак Моисеевич Зальцман. Определил парня рисовать газету и распорядился перевести на должность художника-оформителя в специально созданную художественную мастерскую. Леонид работал там до конца войны. Эта газета теперь хранится в музее ЧТЗ. Затем Л.А. Шварцман нарисовал портрет Сергея Кирова для главной проходной завода имени Кирова (ЧТЗ носил его имя) к годовщине его убийства. В Челябинске, в 1942 году, ему вручают медаль «За оборону Ленинграда».

Леонид Шварцман (второй справа в нижнем ряду) среди рабочих Челябинского тракторного завода. Челябинск, 1945 г.
Мать Леонида Ароновича, которую он перевёз незадолго до войны в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), погибла в 1942 году. «В Минске она погибла бы в первые же дни. Многие из тех, кто сумел уйти или уехать из города, выжили, оставшиеся погибли в гетто», – вспоминал Леонид Аронович.
По окончании войны Леонид увидел чудо – мультфильм «Бэмби» Уолта Диснея и твердо решил, что хочет стать художником-мультипликатором. «Я по-настоящему оценил анимацию в 1945 году. В Москву привезли фильм Диснея "Бемби", который стал для меня потрясением и до сих пор им остается», – вспоминал Леонид Аронович.
В сентябре 1945 года отправился в Москву поступать во Всероссиийский государственный университет кинематографии (ВГИК) (ныне Всероссиийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова) на художника-постановщика мультипликационных фильмов и успешно сдал экзамены. Рассказывал, что пришлось выбирать: быть художником натурного или мультипликационного кино: «В натурном кино делают интересные эскизы, но строительство декораций ближе к работе прораба. Ну я и пошел в мультипликацию. В ней все основано на графике, близкой к книжной, а мне это нравилось, как и иллюстрация». Кафедрой мультипликации в этот момент заведует Иван Петрович Иванов-Вано. Живопись и рисунок преподают Юрий Пименов, Константин Морозов, Григорий Шегаль. Первые два года молодой студент живёт в общежитии на станции «Мамонтовка».

Леонид Шварцман, Мамонтовка, общежитие, 1947 г.
На третьем курсе сделал курсовую работу, посвященную разработке образа «Буратино». Образ настолько понравился преподавателю Леонида, художнику-мультипликатору Анатолию Сазонову, что отметив «профессиональную разработку персонажей» он приглашает Шварцмана быть своим ассистентом на фильме «Федя Зайцев», который начали снимать на киностудии «Союзмультфильм» сёстры Брумберг. Леонид помогает с эскизами и создаёт своих первых персонажей — солдатиков и матросиков. «Таким образом, с 1948 года я стал штатным сотрудником киностудии «Союзмультфильм», на которой проработал до 2002-го, более полувека. Я тогда даже начал получать какую-то небольшую зарплату, из Мамонтовки переехал в Москву. Снимал углы, комнатенки. В общем, постепенно превращался в москвича». Параллельно учебе, с 1948 года Ленид работал ассистентом художника в таких мультфильмах как «Федя Зайцев» (1948); «Чудесный колокольчик» (1949); «Девочка в цирке» (1950); «Жёлтый аист» (1950).
В 1951 году Шварцман защищает дипломный проект во ВГИКе – выпускной фильм на кафедре режессуры «Слово о полку Игореве». Диплом получился настоящим визуальным экспериментом, где главным акцентом стали создание оригинальных композиций и воплощение неоднозначных характеров. «Диплом был выполнен не в традиционной для ВГИКа манере. Тогда эскизы в основном писались маслом. Технику я выбрал смешанную: карандаш, гуашь, акварель. От масла отказался – хотелось передать в эскизах больше воздуха, в том числе воздуха эпохи. Что касается цвета, то он был не сплошной, я, скорее, подсвечивал цветом эскизы, акцентируя драматизм происходящего», – признавался художник.

Эскиз к дипломной работе «Слово о полку Игореве», 1951
В 1951 году Леонид окончил Всероссиийский государственный университет кинематографии (ВГИК) и начал работать художником-постановщиком. «Леонид Аронович был талантливым и дружелюбным человеком. Эти качества характера проявились у него еще во время обучения во ВГИКе, а также в мастерской художников мультфильма прославленного мастера Ивана Петровича Иванова (Вано). Ученики, коллеги и друзья, а потом и сотрудники студии “Союзмультфильм” называли Шварцмана – Лёликом. Такое ласковое имя сохранилось за Леонидом Ароновичем до конца его нелёгкой, но счастливой творческой жизни», – вспоминали коллеги.
Первым фильмом Леонида Шварцмана как художника-постановщика стал «Аленький цветочек» (1952) по одноименной сказке Сергея Аксакова. Художественный стиль и образы героев он разрабатывал в тесном сотрудничестве с художником Александром Винокуровым и режиссёром Львом Атамановым. Их совместная работа сложилась в удивительно гармоничный и плодотворный союз. Л. Атаманов был генератором идей, А. Винокуров создавал волшебную атмосферу фильма, а уникальных запоминающихся персонажей, близких каждому зрителю, разработывал Л. Шварцман. «Требовалась большая подготовительная работа. И мы с Винокуровым в поисках материала пересмотрели бесчисленное количество всевозможных альбомов в Библиотеке имени Ленина, в Театральной библиотеке изучали работы театральных художников разных времён, по ходу этих поисков делали быстрые эскизы. Но многое мы придумали сами», – подчеркивал Леонид Аронович.
Мало кто знает, что «Аленький цветочек» сделан в сложной технике «эклер» (ротоскопирование): сначала снимали сцены с участием настоящих артистов, затем зафиксированная на киноплёнку игра актёров кадр за кадром переводилась в рисованное изображение. Так роль Настеньки исполнила Нина Крачковская, роль прекрасного принца – молодой Алексей Баталов, чудища – Михаил Астангов.
Из-под его пера вышли такие гениальные произведения, как «Золотая антилопа» (1954); «Пёс и кот» (1955); «Снежная королева» (1957); «Похитители красок» (1959); «Ключ» (1961); «Сказка про чужие краски» (1962). Тогда еще не было компьютерной графики и мультфильмы создавали из подручных материалов: пластилина, пластика, картона, чем и занимался мультипликатор.

Эскиз к мульфильму «Снежная королева», 1957
Кстати, фильм «Золотая антилопа» был удостоен награды Каннского кинофестиваля «За высокие художественные качества». «"Золотая антилопа" была написана сценаристом Николаем Абрамовым по индийской сказке. И это стало ключом к изображению. Разумеется, мы не могли поехать в Индию. Пришлось ограничиваться разнообразными альбомами, книгами, картинами, художественными и документальными фильмами. Но прежде всего, это наша фантазия. Поэтому Индия в фильме, как и прочие страны в других лентах, отчасти сочинена нами», – признавался Л. Шварцман.
На киностудии «Союзмультфильм» Леонид познакомился со своей будущей супругой, мультипликатором и ассистентом режиссера Татьяной Владимировной Домбровской (1925–2021). «Нас с Таней познакомила на студии моя приятельница, уже спустя полгода мы поженились. А что тянуть, раз понял, что нашел своего человека?», – рассказывал Шварцман. В 1951 году пара поженилась, и Татьяна, со слов Леонида, стала не только женой, но и источником вдохновения. «Когда мы впервые встретились, мне было уже около тридцати, она моложе меня на пять лет… Таня была красавица. Стихи я ей не читал, вообще чрезмерной возвышенности избегал. Но моё к ней отношение она чувствовала, и взаимопонимание у нас сложилось едва ли не с первых дней».
Осенью 1959 года Леонид Шварцман приступил к преподавательской деятельности на двухлетних курсах для художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Студент этих курсов, будущий знаменитый мультипликатор Юрий Норштейн вспоминал: «Осень, начало занятий на двухгодичных курсах художников-мультипликаторов. Декан – Роман Абелевич Качанов. Его первые слова: "Рисунок будет у вас преподавать лучший художник нашей студии Лёля Шварцман, – потом поправил себя. – Леонид Аронович Шварцман". Вошёл человек, абсолютно лишённый какого-либо желания сразу отметиться чем-то необычным. Позже я с восторгом и удивлением открывал колоритных личностей студийного корпуса».

Мастер-класс Леонида Шварцмана в Пионерском лагере «Артек», 1958 г.
С 1963 года Л.А. Шварцман начал работать самостоятельно. Создал вместе со своими друзьями, художниками и режиссёрами, огромную сокровищницу великолепных мультфильмов.
Художник-постановщик:
- Заповедник (1963);
- Проверьте ваши часы (1963);
- Дядя Стёпа – милиционер (1964);
- Портрет (1965);
- Потерялась внучка (1966);
- Зайдите, пожалуйста! (1966);
- Варежка (1967);
- Соперники (1968);
- Крокодил Гена (1969);
- Письмо (1970);
- Чебурашка (1971);
- Решительный петух (киножурнал «Фитиль» № 108) (1971);
- Приехали-уехали (киножурнал «Фитиль» № 113) (1971);
- Волшебная палочка (1972);
- Мама (1972);
- Не по пути (киножурнал «Фитиль» № 125) (1972);
- Аврора (1973);
- Шапокляк (1974);
- Котёнок по имени Гав (выпуск 1) (1976);
- 38 попугаев (1976);
- 38 попугаев. Бабушка удава (1977);
- Котёнок по имени Гав (выпуск 2) (1977);
- 38 попугаев. Куда идёт слонёнок (1977);
- 38 попугаев. Как лечить удава (1977);
- 38 попугаев. А вдруг получится! (1978);
- 38 попугаев. Привет Мартышке (1978);
- Приключения Хомы (1978);
- 38 попугаев. Завтра будет завтра (1979);
- 38 попугаев. Зарядка для хвоста (1979);
- Котёнок по имени Гав (выпуск 3) (1979);
- Котёнок по имени Гав (выпуск 4) (1980);
- Ёжик плюс черепаха (1981);
- Как будто (1981);
- Котёнок по имени Гав (выпуск 5) (1982);
- Обезьянки. Гирлянда из малышей (1983);
- Чебурашка идёт в школу (1983);
- Обезьянки. Осторожно, обезьянки! (1984);
- 38 попугаев. Великое закрытие (1985);
- Обезьянки и грабители (1985);
- Я жду тебя, кит! (1986);
- Как обезьянки обедали (1987);
- Доверчивый дракон (1988);
- Всех поймал (1989);
- 38 попугаев. Ненаглядное пособие (1991);
- Слонёнок-турист (1992);
- Обезьянки, вперёд! (1993);
- Деревенский водевиль (1993);
- Ах, эти жмурки! (1994);
- Обезьянки в опере (1995);
- Обезьянки. Скорая помощь (1997;
- Дора-Дора-помидора (2001).

Эскиз к мультфильму «Дядя Стёпа – милиционер», 1964

Эскиз к мультфильму «Варежка», 1967

Куклы из мультфильма «Аврора», 1973

Эскиз к м/ф «Котёнок по имени Гав», 1976

Хома. Эскиз персонажа к м/ф «Приключения Хомы», 1978

Повтор эскизов персонажей из цикла м/ф «38 попугаев», 1997
С 1975 года Леонид Аронович стал режиссёром на студии «Союзмультфильм». Анатолий Сазонов говорил: «Я хочу выразить сожаление, что первоклассный художник уходит в режиссуру». Коллегами и соратниками по цеху Леонида Ароновича Шварцмана были: Лев Константинович Атаманов, Иван Васильевич Уфимцев, Роман Абелевич Качанов, Иван Семёнович Аксенчук и др. «Мне всё-таки ближе работа художника, хоть я много лет и проработал режиссёром», – признавался Шварцман.

Художник-постановщик Леонид Шварцман и режиссер Иван Уфимцев во время съемок мультфильма из серии «38 попугаев», 1978 г.
Л. А. Шварцман стал создателем уникальных картин Золотой Коллекции анимационного кино России, обожаемых всеми детьми и взрослыми нашей страны и зрителями всего мира.
Режиссёр-постановщик мульпликационных фильмов:
- Как верблюжонок и ослик в школу ходили (1975);
- Котёнок по имени Гав (выпуск 5) (1982);
- Гирлянда из малышей (1983);
- Осторожно, обезьянки! (1984);
- Обезьянки и грабители (1985);
- Я жду тебя, кит! (1986);
- Как обезьянки обедали (1987);
- Доверчивый дракон (1988);
- Всех поймал (1989);
- Невиданная, неслыханная (1990);
- Обезьянки, вперёд! (1993);
- Обезьянки в опере (1995);
- Обезьянки. Скорая помощь (1997).
Л.А. Шварцман является автором Чебурашки в мультипликационном фильме Романа Качанова «Крокодил Гена» (1969). «Режиссер Роман Качанов как-то мне рассказал, что был в гостях. И сын его друга читал книгу Эдуарда Николаевича Успенского о крокодиле Гене. Качанов тоже посмотрел книгу, она ему показалась забавной, вот он мне и предложил сделать мультфильм. Так образ непонятного зверька Чебурашки, который любит апельсины, описательно создал Эдуард Успенский, а я воплотил его на экране. Из-за этого писатель ужасно ревновал, и до последних дней жизни сражался за права на Чебурашку», – вспоминал Леонид Аронович. Он рассказал, как создавался образ Чебурашки: «Глаза ему сразу сделал детские, удивлённые, человеческие. Хоть и большие, но не "как у филина". У Успенского же сказано: "Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя". Всё. О больших ушах — ни слова. Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз. На нём, правда, у Чебурашки ещё есть медвежий хвостик. И ножки поначалу были подлиннее. Я сделал эскиз в цвете и чертёж, мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью».

Первый эскиз Чебурашки к фильму «Крокодил Гена», 1968 г
С писателем Эдуардом Успенским у Л.А. Шварцмана случился скандал. Леонид Аронович рассказывал: «Успенский, мягко говоря, сложный человек. Он не любил идти на компромиссы. Когда мы работали по его книге, не появлялся на студии, не принимал участия в создании образов своих героев. Правда, вместе с Качановым писал сценарии для каждого из трех фильмов: “Крокодил Гена”, “Шапокляк” и “Чебурашка”. А все визуальные персонажи – моих рук дело. Потом мастера-кукольники по ним создали героев. Куклы имели металлический каркас. Он позволял делать всевозможные движения глазами, руками, ногами. Именно этот образ и полюбил весь мир. Никаких отчислений я не получал. Даже от Японии, где герои очень полюбились. Правда, мы с одной художницей проиллюстрировали книгу о крокодиле, которую издали в Стране восходящего солнца, и гонораром, хотя он оказался не такой большой, были очень довольны. Больше материальных вознаграждений, кроме зарплаты в «Союзмультфильме», я не получал. Я знал, что склочный, недобрый и завистливый Успенский со многими судился. Я не смог доказать авторство Чебурашки. Но мне это совсем не надо было. Смешно и нелепо, что Чебурашка “сам появился” из ниоткуда! Что теперь говорить-то».

Крокодил Гена. Чертёж куклы, 1980-е

Крокодил Гена. Копия куклы из серии мультфильмов про Чебурашку
Л.А. Шварцман был знаком и дружил с писателем Григорием Остером. Совместная дружба помогла создать целую плеяду обожаемых мультобразов: шуструю Мартышку, медлительного и философичного Удава, спокойного Слоненка, и конечно харизматичного Попугая, которые умиляли не одно поколение зрителей. Журналист Лана Литвер писала: «Леонид Аронович Шварцман автор не только Чебурашки и крокодила Гены, но и «Котенка по имени Гав», «38 попугаев», он автор историй про неугомонных обезьянок и их маму, а также других любимых советских мультфильмов. Черты героев как правило художник “подсматривал” в жизни». Образы героев мульфильмов приходили спонтанно, поэтому Леонид Аронович делал наброски везде – на ходу, на улице, в общественном транспорте. Иногда приходил на детские площадки и наблюдал за детьми, заимствуя некие жесты и ужимки.
В 2004 году мультипликационный герой Чебурашка стал талисманом сборной России на летних Олимпийских играх в Афинах. Его полюбили все участники и зрители Олимпиады. «С балкона ГУМа я напутствовал наших спортсменов и вручал им копию нашей куклы. Он был коричневого цвета, каким мы его знаем в фильме. А вот на зимних Олимпийских играх в Турине Чебурашка переоделся в белый мех. Когда наша команда отправилась на Олимпиаду в Пекин, кукла стала красной, потому что в Китае красный — цвет удачи. Но, даже меняя цвета, Чебурашка оставался самим собой», – отмечал Лев Аронович.
7 июля 2016 года, в честь 80-летия киностудии «Союзмультфильм», Чебурашка совершает космический полёт на Международную космическую станцию.
Художник Леонид Аронович Шварцман известен как книжный график, он рисовал иллюстрации к литературным произведениям, которые до последнего времени были практически неизвестны. Созданные в 1954–1957 гг., они долгое время были доступны лишь узкому кругу близких людей. Не случайно обращение Леонида Ароновича к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя: «Гоголь притягивал меня своим чувством и пониманием Петербурга», – пояснял Л.А.Шварцман. – «Я жил на Петроградской стороне, на Каменноостровском проспекте. <…> Жил я и на 9-й линии Васильевского острова. В свободное от учебы время ходил в Эрмитаж, Русский музей, но больше всего любил бродить по городу, особенно белыми ночами часами смотреть на Неву, всегда разную, в зависимости от света, освещения. <…> Помимо ансамблевой архитектуры, пейзаж города одухотворяет огромная, свободно дышащая Нева со своими притоками. Она словно легкие каменного города. Смотреть на Петербург глазами Гоголя или Пушкина – чрезвычайно увлекательное занятие. Открывается другое, не очевидное туристическому взгляду пространство».

Иллюстрации Л.А.Шварцмана к повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Иллюстрации Л.А.Шварцмана к повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Долгие годы сотрудничал с издательствами: «Детгиз», «Малыш», «Просвещение» и студией «Диафильм». Леонид Аронович считал, что «мультипликация очень близка к книжной графике». И многие его персонажи из мультфильмов перекочевали на страницы детских книг.
Леонид Шварцман считал себя в первую очередь художником и говорил, что самое дорогое для него – изобразительное искусство. Он много рисовал с натуры – Гурзуф, Ленинград, Подмосковье, Измайлово…

Портрет девочки, 1940-50-е гг.
В 1996 году Леонид Шварцман начинает писать серию живописных работ «Старый Минск. Воспоминания детства»: «На моих эскизах к серии "Старый Минск. Воспоминания детства" я как раз рисовал свои детские воспоминания и впечатления. Едва ли не на всех картинах цикла "Старый Минск" изображён маленький мальчик. Он играет во дворе, возвращается из школы с друзьями, делает уроки. Так вот, этот мальчик и есть я».
Был участником различных выставок, и персональных в том числе.
За полвека в фильмографии Л.А. Шварцмана набралось около 70 мультфильмов, коротко- и полнометражных, каждый из которых – настоящее произведение искусства, неизменно вызывающее ностальгию. На вопрос «Как бы вы себя охарактеризовали, если бы писали о себе справку в энциклопедию?», Леонид Аронович ответил: «Как художника детской книги и мультипликации».
Награды Л.А. Шварцмана:
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1942);
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества – за вклад в развитие отечественного анимационного искусства (2017);
- Орден Александра Невского – за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (2020);
- награда «Мультконцерт» к 100-летию российской анимации (2012).
- приз «За вклад в профессию» XI Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале (2006);
- Национальная анимационная премия «Икар» в номинации «Мастер» (2020);
- Специальный приз имени Алексея Германа Национальной кинематографической премии «Ника» – за вклад в отечественный кинематограф (2021);
- Награда фонда Одри Хепберн «Голливуд – детям» (1997);
- Народная премия «Светлое прошлое» (2007);
- «Золотой знак ЧТЗ» (2007).
Во время вручения президентской премии в области литературы и искусства в 2017 году Леонид Аронович, набравшись храбрости, обратился к Владимиру Путину с просьбой разобраться в вопросе отчисления авторских, так как незадолго до этого руководство «Союзмультфильма» приняло решение о прекращении выплат классикам российской анимации.
Некоторые награды и призы на фестивалях:
- «Золотая антилопа» – Почётный диплом за высокие художественные качества VII Каннского международного кинофестиваля (1955);
- «Золотая антилопа» – Диплом Международного кинофестиваля в Дурбане (ЮАР) (1955);
- «Золотая антилопа» – Диплом I Британского международного кинофестиваля в Лондоне (1955);
- «Золотая антилопа» – Диплом Международного кинофестиваля короткометражных фильмов в Белграде (1957);
- «Снежная королева» – первая премия «Золотой лев Св. Марка» в категории анимационных фильмов на XXII МКФ в Венеции (1957);
- «Снежная королева» – первая премия в категории анимационных фильмов на XI МКФ в Каннах (1958);
- «Снежная королева» – первая премия на Международном фестивале анимационных фильмов в Риме (1958);
- «Снежная королева» – особый приз фильму, удостоенному наград на разных фестивалях, на I ВКФ в Москве (1958);
- «Снежная королева» – признан лучшим фильмом года на III Британском МКФ в Лондоне (Фестиваль фестивалей) (1959);
- «Похитители красок» (режиссер Лев Атаманов) – Диплом III Международного фестиваля анимационного кино в Анси (Франция) (1960);
- «Варежка» – серебряная медаль в конкурсе детских фильмов МКФ в Москве (1967);
- «Варежка» – первая премия МКФ мультипликационного кино в Аннеси (1967);
- «Варежка» – приз города Хихона «За высокое художественное качество мультипликации» МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (1968);
- «Варежка» – Гран-при «Золотая пластина» МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (1968);
- «Варежка» – первая премия III Всесоюзного кинофестиваля (1968);
- «Чебурашка» – приз и премия за лучший мультфильм V Всесоюзного кинофестиваля (Тбилиси) (1972 год);
- «38 попугаев» — 1-я премия «Хрустальный кубок» на МКФ в Загребе (1975), диплом на Χ ВКФ в Риге (1977);
- «Бабушка Удава» — 1-я премия на МКФ в Португалии (1978);
- «А вдруг получится» — 2-я премия и диплом на ΧΙΙ ВКФ в Ашхабаде (1979).
- «Обезьянки. Гирлянда из малышей» (совместно с М. Мирошкиной) – за лучший детский фильм XIV МКФ в Тампере (1983).
- «Обезьянки. Осторожно, обезьянки!» (совместно с М. Мирошкиной) – приз за лучший детский фильм по разделу мультипликации на Всесоюзном кинофестивале в Минске (1984).
- «Снежная королева» – признан 17-м лучшим анимационным фильмом в истории на Международном фестивале анимационных фильмов «Лапута» в Токио (Япония) (2003) и др..
Звания Л.А. Шмарцмана:
- Заслуженный художник РСФСР – за заслуги в области советского киноискусства (1981);
- Народный художник Российской Федерации – за большие заслуги в области искусства (2002);
- член Академии кинематографических искусств «Ника»;
- член «Association International du Film d'Animation» (ASIFA)) — международной некоммерческой организации, посвящённой развитию анимационного искусства;
- Почётный директор Музея анимационного кино (2006);
- Почётный член Российской Академии художеств (2020).
Биография Шварцмана не раз оказывалась предметом документальных фильмов: «Мир анимации или анимации мира» (2001); «Старые стены» (из сериала «Союзмультфильм: Сказки и были») (2003); «Художник — профессия и судьба» (из сериала «Союзмультфильм: Сказки и были») (2003); «Сценарий для Буратино» (из сериала «Куклы в мире людей») (2005); «Художник-постановщик» (из сериала «Фабрика чудес») (2006); «Невесомая жизнь» (2006); «Это Эдик: Сказка о подаренном и украденном детстве (фильм про Эдуарда Успенского) (2000). В этих картинах можно увидеть самого мастера.
Интересные факты из жизни Л.А. Шварцмана
- знаменитый седой пучок волос у героини мультфильма «Крокодил Гена» Шапокляк скопирован с причёски тёщи Леонида Ароновича – Нины Францевны Домбровской;
- Л.А. Шварцман был переученным левшой, но при этом рисовал левой рукой;
- каждый Новый год артист дарил родным и близким по рисунку зверя из восточного гороскопа, который «вступал в должность» со сменой года. Этой традиции было по меньшей мере 30 лет. На вопрос, как живет в 100 лет, отвечал: «Трудновато: и глаза подводят, и руки. Хотя я всё равно рисую. На протяжении многих лет рисую новогодние открытки и дарю их друзьям. Чем же я ещё занимаюсь? Читаю».;
- родители дали мультипликатору имя Израиль. Но домашние, ребята во дворе и одноклассники называли его Лёлей. Повзрослев, Шварцман понял: сочетание Израиль Аронович трудно выговорить, поэтому в 1967 году сменил имя на Леонид. «Лёля – моё детское имя. Не знаю почему, но, сколько себя помню, меня так звали. А настоящее моё имя – Израиль. Но, поскольку Израиль – имя довольно сложное, да и жили мы, мягко говоря, в непростые и отнюдь не вегетарианские времена, вот я лет в сорок и переименовался»;
- однажды, во время заграничной командировки Шварцман потратил все деньги на фломастеры. Друзья отнеслись к покупке скептически, мол, можно было бы приобрести и более дефицитный продукт. Но мультипликатор радовался, ведь фломастеры были многоразовыми: их можно было заправлять чернилами самостоятельно. Вот таким был Леонид Аронович;
- в честь 95-летия Л.А. Шварцмана был расписан папирус.

Папирус в честь Л.А. Шварцмана от Михаила Гумелей
В августе 2020 года мультипликатору исполнилось 100 лет. С вековым юбилеем его поздравлял президент РФ Владимир Путин. С гордостью окрестил Леонида Шварцмана «патриархом российской школы анимации», на творчестве которого выросло не одно поколение, и пожелал крепкого здоровья.

Леонид Шварцман с Владимиром Путиным, 2020 г
В честь 100-летия своего Почётного директора Леонида Ароновича Шварцмана «Московский Музей Анимации» с 30 августа по 6 сентября 2020 года провёл в Москве единственный артфестиваль «Лёляленд» на территории Измайловского кремля.
Супруги: Леонид Аронович Шварцман и Татьяна Владимировна Домбровская прожили в браке 70 лет. В 2021 году отмечали годовщину свадьбы. Татьяна Домбровская как и муж была долгожителем, в сентябре 2020 года ей исполнилось 95 лет. Сохраняя активность, принимала большое участие в жизни мужа.

Леонид Шварцман с женой Татьяной Домбровской
Супруги Шварцман жили в двухкомнатной квартире в Измайлово – районе на востоке Москвы. По хозяйству им помогали наёмные работники. После смерти Татьяны Владимировны в 2021 году Леонид Аронович жил в одиночестве. Детей у них не было. В интервью с журналистами часто говорил, что воспринимал зрителей как своих детей и внуков. Сохранить присутствие духа Леониду Ароновичу помогал активный образ жизни. О секрете своего долголетия говорил: «Уже 90 лет я по утрам делаю легкую зарядку, что и всем советую. Раньше бегал трусцой, ходил на лыжах, любил велосипед, плавал в море или бассейне. Ем полезные вещи. Люблю сырые овощи больше, чем фрукты. Сладким не увлекаюсь. Не пил особо, лишь изредка в хорошей компании и по большим праздникам. Но вот до 75 лет курил. А потом бросил. Но главное, что я всю жизнь для детей работал – был мультипликатором с 1948 года. А значит, с интересом провел жизнь».
Леонид Аронович Шварцман – один из легендарнейших сотрудников «Союзмультфильма» и кумир тысяч детей СССР и России скончался 2 июля 2022 года в московской больнице на 102-м году жизни от остановки сердца. 5 июля прошло отпевание в церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе и прощание в Московском Доме кино. Похоронен в селе Заречье (Киржачский район, Владимирская область).
«Наши мультфильмы учили доброте. То, созданное в наш период – самое дорогое и драгоценное, что было сделано на «Союзмультфильме». Заботились о детях, чтобы они росли на хороших, добрых, человеческих ценностях», – рассуждал мастер анимации Леонид Аронович Шварцман. И с этим невозможно поспорить.
Памяти Л.А. Шварцмана:
В Подземном музее парка «Зарядье» 24 декабря 2023 года состоялась выставка «Мультивселенная Леонида Шварцмана». Она знакомила посетилей с работами мастера, рассказывала, как создавались знаменитые герои: Чебурашка, Крокодил Гена, Снежная королева, Котенок Гав и др.
«Леонид Аронович тонко чувствовал жизнь и искусство. И передал через своих героев фантастическое жизнелюбие и гармонию с окружающим миром… Все, что вложено в его персонажей: искренность, доброту, легкость, справедливость – он сохранял в себе. С нами идет по жизни целая плеяда его героев. Будь то добросовестный Дядя Степа, сентиментальный Котенок по имени Гав или легендарные Крокодил Гена с Чебурашкой. Все его творчество – как символ жизни, в которой главными остаются не мрак, а свет и доброта, не холод, а тепло и человечность», – делится Юлиана Слащева, председатель Совета директоров киностудии «Союзмультфильм».
Список рекомендуемыз источников:
работы Л.А. Шварцмана:
- 10 популярных мультфильмов художника Леонида Шварцмана // LIVEJOURNAL : [сайт]. – URL: https://picturehistory.livejournal.com/7537303.html (дата обращения: 04.07.2025).
- Витензон, Ж. Варежка : [по мотивам одноимененного мультипликационного фильма для детей] / Ж. Витензон ; художник Л. Шварцман. – Москва : ООО «Алтей-М», 1995. – 15 с. : цв. ил.
- Витензон, Ж. З. Варежка, и другие сказки : фильм-сказка : [для детей] / Ж. З. Витензон ; художник Л. Шварцман. – Москва : Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1987. – 17 с. : цв. ил.
- Витензон, Ж. З. Письмо : [по одноименному мультипликационному фильму для детей] / Ж. Витензон ; художник Л. Шварцман. – Москва : ООО «Алтей-М», 1995. – 19 с. : цв. ил.
- Гирлянда из малышей : фильм-сказка для детей / автор текста Г. Б. Остер ; художник Л. А. Шварцман. – Москва : Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1985. – 19 с. : цв. ил.
- Доверчивый дракон : фильм-сказка : [подготовка к мультипликационному фильму] / автор текста С. А. Шац ; художник Л. А. Шварцман. – Москва : Киноцентр, 1993. – 18 с. : цв. ил.
- «Крокодил Гена и другие» : сборная программа мультипликационных фильмов : производство киностудии «Союзмультфильм» : [плакат] / художник Л. Шварцман. – Москва : Рекламфильм, 1969. – 1 л. : офсет ; 66 х 49 см.
- Михалков, С. В. Дядя Стёпа-милиционер : [поэма по мультфильму для дошкольного возраста] / С. В. Михалков ; художник-постановщик Л. Шварцман. – Москва : АСТ, Малыш, 2024. – 46 с. : цв. ил. – (Серия «Золотая коллекция Союзмультфильма»).
- Осторожно, обезьянки! : фильм-сказка для детей / автор текста Г. Б. Остер ; художник Л. А. Шварцман. – Москва : Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1987. – 20 с. : цв.
- Приключения Хомы : [по одноимененному мультфильму для детей / автор текста А. Иванов ; художник Л. Шварцман. – Москва : ТОО «Алтей», 1994. –19 с. : цв. ил.
- Успенский, Э. Н. Чебурашка : [для чтения взрослыми детям] / Э. Н. Успенский ; художник Л. А. Шварцман. – Москва : СИМБАТ, 2019. – 16 с. : ил.
- Я жду тебя, кит : фильм-сказка : [по мотивам рассказа Риэко Накагава «Охота на китов» : для детей] / автор текста Ж. З. Витензон ; художник Л. А. Шварцман. – Москва : Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1988. – 19 с. : цв. ил.
о нем:
- Васюнов, М. Почему мультфильмы Леонида Шварцмана совсем не устарели / М. Васюнов // Российская газета : [сайт]. – 2022. – 2 июля. – URL: https://rg.ru/2022/07/02/on-narisoval-nashe-detstvo-piat-multfilmov-leonida-shvarcmana.html (дата обращения: 04.07.2025).
- Велигжанина, А. Папа Чебурашки Леонид Шварцман : «Наши мультфильмы учили доброте и человечности» / А. Велигжанина // Комсомольская правда. Челябинск : [сайт]. – 2022. – 4 июля. – URL: https://www.kp.ru/daily/27413/4612662/ (дата обращения: 04.07.2025).
- Еганов, А. Мастер мультипликации: каким был творческий путь Леонида Шварцмана / А. Еганов // 24мир : [сайт]. – 2022. – 2 июля. – URL: https://mir24.tv/news/16514516/master-multiplikacii-kakim-byl-tvorcheskii-put-leonida-shvarcmana (дата обращения: 04.07.2025).
- Классик по имени Лёля в стране Мультипликации = A Classic, Liolly by Name, in the Land of Anmation : [альбом] / автор текста Н. Н. Абрамова. – Москва : Ключ-С, 2010. – 161 с. : ил., цв. ил., портр., цв. портр.
- Леонид Шварцман. Мастер образа : сборник / автор текста Л. Малюкова. – М. : Киностудия «Союзмультфильм», 2021. – 512 с.
- Леонид Шварцман // Культура РФ : [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/themes/269/leonid-shvarcman (дата обращения: 04.07.2025).
- Леонид Шварцман // Кинопоиск : [сайт]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/name/1135184/?utm_referrer=www.google.com (дата обращения: 03.07.2025).
- Леонид Шварцман // Кино-Театр.РУ : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/266394/works/ (дата обращения: 04.07.2025).
- Леонид Шварцман – биография, новости, личная жизнь // Штуки-дрюки : [сайт]. – URL: https://stuki-druki.com/authors/shvarcman-leonid.php (дата обращения: 03.07.2025).
- Леонид Шварцман. Вся жизнь ради добрых героев… // lzb.lt : [сайт]. – 2022. – 7 июля. – URL: https://www.lzb.lt/ru/2022/07/07/леонид-шварцман-вся-жизнь-ради-добрых/ (дата обращения: 03.07.2025).
- Леонид Шварцман : мультипликатор // biographe.ru : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/leonid-shvartsman (дата обращения: 03.07.2025).
- Литвер, Л. Пять малоизвестных фактов из истории Челябинской области : Автор Чебурашки в войну работал на ЧТЗ / Л. Литвер // Первое областное. Информагентство : [сайт]. – 2023. –17 янв.– URL: https://www.1obl.ru/news/kultura/pyat-maloizvestnykh-faktov-iz-istorii-chelyabinskoy-oblasti/ (дата обращения: 03.07.2025).
- Любимые мультфильмы и любимые герои, созданные Леонидом Шварцманом // РИА. Новости : [сайт]. – 2010. – 30 авг. – URL: https://ria.ru/20100830/270328501.html (дата обращения: 04.07.2025).
- Малюкова, Л. Памяти Леонида Шварцмана : отрывок из новой книги о создателе образа Чебурашки : [Л.А. Шварцмане] / Л. Малюкова // kinoart : [сайт]. – 2022. – 5 июля. – URL: https://kinoart.ru/texts/pamyati-leonida-shvartsmana-otryvok-iz-novoy-knigi-o-sozdatele-obraza-cheburashki (дата обращения: 04.07.2025).
- Метцель, М. Биография Леонида Шварцмана / М. Метцель // ТАСС : [сайт]. – 2022. – 2 июля. – URL: https://tass.ru/info/15106027 (дата обращения: 03.07.2025).
- Мультивселенная Леонида Шварцмана // Family.ru. Журнал для всей семьи : [сайт]. – – 25 дек. – URL: https://family.ru/multivselennaya-leonida-shvartsmana/ (дата обращения: 04.07.2025).
- Муравьева, О. Чебурашка против телепузиков: рассказ о художнике-мультипликаторе Л. Шварцмане / Ольга Муравьева / Дошкольное воспитание. – 2002. – №6. – С. 23-26.
- Памяти Леонида Шварцмана : 5 фактов о любимых мультфильмах и их авторе // Дзен : [сайт]. – 2022. – 3 июля. – URL: https://dzen.ru/a/YsGOXhyfFS_Nlso0 (дата обращения: 04.07.2025).
- Садчикова, Л. Помнится только хорошее / Лидия Садчикова // Челябинский рабочий. – 2008. – 22 янв.
- Санникова, В. Южный Урал – родина «слона» и древней морской ящерицы, сухопутная область со своим флотом, имеющая отношение к крокодилу Гене и Чебурашке / В. Санникова // Губерния. Челябинская область : [сайт]. – 2025. – 17 янв. – URL: https://gubernia74.ru/articles/society/1130689/ (дата обращения: 03.07.2025).
- Сергеева, Е. Леонид Шварцман : [интервью с художником] / Е. Сергеева // 24СМИ : [сайт]. – URL: https://24smi.org/celebrity/131513-leonid-shvartsman.html (дата обращения: 03.07.2025).
- Смирнов, В. Создатель Чебурашки награжден «Золотым знаком ЧТЗ» / В. Смирнов // Комсомольская правда. – 2008. – 23 янв.
- Успенский, Э. Н. Маленькие сказочки про Чебурашку и крокодила Гену / Э. Н. Успенский ; коллектив художников. – Москва : АСТ : Малыш, 2019. – 61 с. : цв. ил. – (Читаем сами без мамы).
- Ушел из жизни Леонид Аронович Шварцман // Всероссиийский государственный университет кинематографии : [сайт]. – URL: https://vgik.info/today/creativelife/detail.php?ID=11182 (дата обращения: 03.07.2025).
- Фото. «Котенок по имени Гав», «Варежка» и другие знаменитые мультфильмы Леонида Шварцмана // Ведомости : [сайт]. – URL: https://www.vedomosti.ru/society/galleries/2022/07/02/929570-znamenitie-multfilmi-shvartsmana#140737495900232 (дата обращения: 04.07.2025).
- Шварцман : [подборка статей : Чебурашка – начало ; Миры Леонида Шварцмана ; Умер создатель облика Чебурашки Леонид Шварцман ; Классик отечественной мультипликации Леонид Шварцман празднует столетний юбилей ; Вождь мультипликационного пролетариата ; 100 лет Леониду Шварцману ; Многие лета!!!!!!! ; Автору Чебурашки – 95 лет!] // pikabu : [сайт]. – URL: https://pikabu.ru/tag/Шварцман
- Шварцман, Л. А. Кто нарисовал Чебурашку и котенка по имени Гав? : [беседа с Л. А. Шварцманом / записала Е. Константинова] // Детская литература. – 2000. – № 4. – С. 66–69.
- Шварцман, Л. А. 38 попугаев и еще одно крылышко : [беседа с Л. А. Шварцманом / записала Л. Малюкова] // Новая газета – 2003. – 30 июня.
- Шварцман Леонид Аронович // Кино : энцикл. словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – М., 1986. – С. 494.
- Шварцман Леонид (Израиль) Аронович // Российская анимация в буквах и фигурах : [сайт]. – URL: https://animator.ru/db/?p=show_person&pid=110 (дата обращения: 03.07.2025).
- Шварцман Леонид (Израиль) Аронович : [к 100-летию известного мультипликатора Леонида Шварцмана Тот, кто подарил детство] // persono.ru : [сайт]. – 2020. – 1 сент. – URL: https://persono.ru/biography/leonidshvarcman-biografiya/ (дата обращения: 03.07.2025).
Источники фото: https://shvartsman100.ru, https://biographe.ru, https://24smi.org, https://persono.ru, https://www.kp.ru, https://pikabu.ru, https://www.vedomosti.ru,https://vk.com, https://www.osd.ru
Ольга Ткаченко


























