Борис Афанасьевич Морозов – театральный режиссер, педагог, актер, заслуженный деятель искусств РФ (1993), народный артист РФ (1998), профессор, член президиума Дельфийского национального комитета России, главный режиссер Центрального академического театра Российской армии (1995–2020). Один из создателей челябинского театра «Манекен», лауреат премии «Светлое прошлое» фонда Олега Митяева (2008).

01

Борис Афанасьевич Морозов родился 20 ноября 1944 года в селе Остафьево Подольского района Московской области в семье военного офицера. Отец – Афанасий Алексеевич Морозов (1908–1957) полковник, штурман авиации дальнего действия, мать – Раиса Митрофановна Морозова (1914 г. рожд.). В послевоенные годы семья Морозовых часто меняла место жительства. Побывала в Виннице, в Иванове, пока наконец, в 1951 году, окончательно не обосновалась в Челябинске. «Я вырос в семье штурмана авиации дальнего действия, отец – фронтовик, всю войну прошел. Патриотические ориентиры мне не навязаны, они – внутри», – делится Борис Афанасьевич.

В школе мальчишка активно занимался спортом, футболом и баскетболом, а любовь к театру привили родители. Они часто устраивали домашние концерты, в которых Борис и его старший брат Анатолий (известный российский режиссер) читали стихи, играли на пианино. Отец часто читал вслух пьесы русских классиков: «Лес» А. Островского и «Ревизор» Н. Гоголя. Особенно любимым произведением было «Горячее сердце» А. Островского (позже поставленная сыном на сцене Малого театра). Борис Морозов до сих пор с теплотой вспоминает эти тихие семейные вечера.

По окончании средней школы в 1960 году Борис поступил в Челябинский политехнический институт (ЧПИ) (ныне Южно-Уральский государственный университет), на специальность «обработка металлов давлением». Параллельно учебе трудился в «горячем» кузнечно-прессовом цехе Челябинского металлургического комбината (ЧМК). В то время существовало требование, что человек, поступивший на очное отделение вуза и не имевший до того рабочего стажа, был обязан в течение двух лет совмещать учебу с работой по избранному профилю. Так Борис Морозов получил специальность «кузнец свободной ковки 4-го разряда».

В институте юноша увлекся самодеятельностью. Середина 1960-х годов славилась расцветом студенческой самодеятельности, прежде всего театральной, – вот и в ЧПИ родился Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ), где первыми режиссёрами спектаклей стали братья Морозовы, Анатолий и Борис.

02
Выступления СТЭМ в актовом зале ЧПИ (середина 1960-х)

«Морозовский театр» стал своего рода колыбелью будущего знаменитого студийного театра «Манекен». Днём рождения театра стала дата 1 апреля 1963 года. В этот день в актовом зале ЧПИ с большим успехом выступила сборная группа факультетов института с премьерой «От сессии до сессии», тогда то и было принято решение эту дату считать днем рождения коллектива. А художественным руководителем назначить Анатолия Морозова.

В театре «Манекен» Борис Морозов проработал с 1963 по 1967 гг., решительно утверждая: «Без всякой ложной скромности говорю, я был в театре первый артист, играл все главные роли». Одновременно преподавал в Челябинском политехническом институте дисциплину «Теория машин и механизмов».

03
Из миниатюр 1960-х: второй справа — Борис Морозов

«Манекен» был очень знаменит среди студенческих театров страны. В 1966 году получил звание лауреата I Всесоюзного фестиваля студенческих и эстрадных театров. Сам Аркадий Исаакович Райкин вручал труппе Большой Приз.

Артисты и режиссёры театра становились лауреатами и победителями, участвуя в различных российских и зарубежных конкурсах и фестивалях. Например: в Горьковском фестивале студенческих театров, фестивалях в Ташкенте, Вроцлаве (Польша) и др. В 1967 году театр был награжден первой премией ЦК ВЛКСМ за спектакль «Любава». Позже принял участие во Всепольском фестивале студенческих театров со спектаклем «Предъявите ваши сердца».

04

В 1967 году успевший попробовать свои силы в режиссуре Борис Морозов оставляет город своей юности, своих «манекеновских» коллег и друзей, и отправляется в Москву. Решает круто изменить свою жизнь. Подает документы одновременно в два вуза: на актерский факультет Щукинского училища (Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова) и в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС) на режиссуру. Но когда экзамены совпали по времени, то желание стать режиссером перевесило.

ГИТИСовский режиссерский курс был набран тогда замечательным русским артистом, режиссёром, педагогом, учителем – Андреем Алексеевичем Поповым. Человеком, который в ту пору возглавлял Центральный театр Советской армии (ЦТСА, ныне Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА)). «Андрей Алексеевич Попов для меня был Великим Учителем. Он во многом определил мою судьбу», – признавался Борис Афанасьевич. На курсе учились также друзья и коллеги по цеху: Анатолий Васильев и Иосиф Райхельгауз.

В 1972 году в Челябинском театре драмы имени Цвиллинга (ныне Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова) Б. А. Морозов поставил преддипломный спектакль «Случай в метро», который произвел большой резонанс в театральной среде. А уже дипломную работу, спектакль по пьесе И. Гаручавы и П. Хотяновского «Когда придет мой час», выпускник ставил на сцене ЦТСА по приглашению своего учителя и наставника А.А. Попова.

05

По окончании в 1973 году ГИТИСа по специальности «режиссер драматического театра» Б.А. Морозов стал главным режиссером Центрального театра Советской армии. За четыре года им были поставлены спектакли: «Птицы нашей молодости» И. Друцэ, «Ночью без звезд» А. Штейна, «Ковалева из провинции» И. Дворецкого с Людмилой Касаткиной в главной роли, «Спутники» по повести Веры Пановой, «Дело жизни» А. Хруцкого.

В 1977 году Борис Афанасьевич перешел в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, где получил настоящую творческую свободу. Режиссер называл период 1977–1981 гг. «удивительным временем, когда все получалось». Были поставлены замечательные спектакли: «Брысь, костлявая, брысь» по пьесе Саулюса Шальтяниса, легендарный «Сирано де Бержерак» по произведению Эдмона Ростана, не менее легендарные «Васса Железнова» и «Взрослая дочь молодого человека» Васильева. Театроведы и зрители с восторгом говорили о новом значительном сценическом феномене. Спектакли стали заметными явлениями в театральной жизни Москвы.

06

Период с 1982 по 1995 гг. для Бориса Афанасьевича Морозова был довольно сложным. Он работал режиссером во многих московских театрах:

– Московском академическом театре им. Вл. Маяковского (1982), где поставил спектакль «Смотрите, кто пришел!» по пьесе Владимира Арро;

– Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина (1983–1988), в котором были поставлены спектакли «Луна в форточке» по мотивам рассказов Михаила Булгакова, «Я – женщина» и «Крик» по произведениям Виктора Мережко, «Мотивы» по пьесе Михаила Ворфоломеева;

– Государственном академическом Малом театре (1988–1995), где поставил спектакли: «Леший», «И аз воздам», «Горячее сердце», «Пир победителей».

В своем творчестве режиссер всегда тяготел к яркой театральности и игровому началу артистов. Его спектакли отличались эффектными мизансценами и режиссерской фантазией, которые всегда были и будут востребованы театральной публикой. «Театр – это, по сути встреча двух людей: один сидит в зрительном зале, другой выходит на сцену. Тот, кто на сцене, рассказывает человеку в зале некую историю о том, что ему кажется сегодня важным. А актеры должны быть интересны настолько, чтобы зритель не пожалел о потраченном времени», – считает Борис Афанасьевич.

В эти же годы Б.А. Морозов ставил спектакли за рубежом: гоголевскую «Женитьбу» в Варшаве (1987, Польша), булгаковскую «Зойкину квартиру» на Бродвее (1990, США). «Колоссальное впечатление, колоссальные воспоминания: я поставил этот спектакль за 28 дней, а шел он ежедневно в течение четырех с лишним месяцев, что по американским меркам для драматического жанра чрезвычайно много», – вспоминает режиссер. На иврите, с израильскими актерами была поставлена чеховская «Чайка» в Тель-Авиве (1990, Израйль). Два спектакля в Германии, «Бесприданница» А.Н. Островского в Сеуле (1996, Южная Корея).

07

В 1995 году Борис Афанасьевич вернулся в Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА). Работал с 1995 по 2020 гг. главным режиссером, поставил целую серию спектаклей по классическим произведениям мировой и русской драматургии. «В этом театре я сделал первые режиссерские шаги: поставил «Ковалеву из провинции» с Людмилой Касаткиной, работал с Ниной Сазоновой, Геннадием Крынкиным, Петром Вишняковым. Время неумолимо, многие ушли, сменилось поколение, и мне показалось важным сохранить движение этого театра. Есть особый дух в нашем зале и даже в закулисье… Сцена наполнена особой энергетикой и требует яркой формы, точных движений и внятного языка спектакля. Петер Штайн не видел места лучшего, чем наша сцена, для античной «Орестеи». Я же, когда репетиции переходят из зала на сцену, всегда делаю паузу. Мне необходимо вновь “вдохнуть” это пространство, ощутить его масштабность, почувствовать его токи», – признается режиссер.

За этот период Борис Морозов стал постановщиком спектаклей: «Много шума из ничего», «Гамлет» и «Отелло» У. Шекспира; «Сердце не камень» А.Н. Островского, «Севастопольский марш» по мотивам произведений Л.Н. Толстого, «Скупой» Ж.Б. Мольера, «Давным-давно» А. Гладкова, «На дне» М. Горького, за который в 1998 году была вручена Высшая театральная премия Москвы «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссерская работа».

08

Все свои спектакли Б.А. Морозов всегда выстраивал на актерской игре: «Для меня артист-человек на сцене – главное, он определяет смысл театра, который мне интересен, который я люблю. Театр непредсказуем, потому что непредсказуема индивидуальность артиста. Когда в Театре Станиславского мы готовили “Сирано де Бержерака”, Сергей Шакуров иногда делал такое, что меня, режиссера, приводило в изумление. Помню случай на репетиции “Смотрите, кто пришел” в “Маяковке”. Разобрали диалог, попробовали сыграть – я доволен, расстаемся до следующего дня. Неожиданно Владимир Яковлевич Самойлов – великий, на мой взгляд, артист, скромно говорит: “Боря, можно я еще разок попробую?” Какой же потрясающий уровень мастерства он показал в этой пробе, сколько нюансов добавил!».

За всю свою творческую деятельность Борис Афанасьевич активно работал с другими российскими театрами. Несколько постановок осуществил на сцене новосибирского театра «Глобус». С 1989 по 1995 гг. работал в «Доме Островского». В 2000 году в Московском театре-центре им. М.Н. Ермоловой выпустил спектакль «Царь Максимилиан» по пьесе А.Ремизова, а в 2002 г. в театре Сатиры – «Таланты и поклонники» А.Н. Островского. В театральном сезоне 2008/2009 гг. был выпущен премьерный спектакль по пьесе Ю.Полякова «Одноклассники». В Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина – «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Лес» А.Н. Островского. В 2005 году в Башкирском государственном театре оперы и балета поставил оперу «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова., а в 2008 году в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета – «Хованщину» М. Мусоргского.

09

Постановки в театре:

  • «Случай в метро» М. Бауэра (Челябинский театр драмы) (1972);
  • «Когда придёт мой час» И. Г. Гаручавы и П. А. Хотяновского (ЦАТСА) (1973)
  • «Птицы нашей молодости» И. П. Друцэ совместно со Б. А. Львовым-Анохиным (ЦАТСА) (1973)
  • «Ночью без звёзд» А. П. Штейна (ЦАТСА) (1974)
  • «Ковалёва из провинции» И. М. Дворецкого (ЦАТСА) (1975)
  • «Спутники» по пьесе В. Ф. Пановой (ЦАТСА) (1976)
  • «Дело жизни» А. В. Хруцкого (ЦАТСА) (1977)
  • «Брысь, костлявая, брысь!» С. Шальтяниса (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского) (1978)
  • «Мотивы» М. Ворфоломеева (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина) (1983)
  • «День Победы среди войны, или Блокадный оркестр» И. Гаручавы и П. Хотяновского (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина) (1985)
  • «Леший» А. П. Чехова (Малый театр) (1988)
  • «…И Аз воздам». Последние дни семейства Романовых, пьеса С. Кузнецова (Малый театр) (1990)
  • «Убийство Гонзаго». Драма в 2-х действиях Н. Йорданова. Перевод Э. Г. Макаровой (Малый театр) (1991)
  • «Горячее сердце» А. Н. Островского (Малый театр) (1992)
  • «Преступная мать, или Второй Тартюф». Нравоучительная драма в 5 действиях Бомарше (Малый театр) (1994)
  • «Миссис Лев» по пьесе С. Коковкина (Школа современной пьесы) (1995)
  • «Пир победителей». Комедия в 4-х актах А. И. Солженицына (Малый театр) (1995)
  • «Царь Максимилиан» А. М. Ремизова (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой) (2000)
  • «Скупой» Ж.Б. Мольера (ЦАТРА, Москва) (2001)
  • «Таланты и поклонники» А. Н. Островского (Московский театр сатиры) (2002)
  • «Севастопольский марш» по произведениям Л. Н. Толстого (ЦАТРА Москва) (2003)
  • «На дне» М. Горького
  • «Отелло» У. Шекспира
  • «Много шума из ничего» У. Шекспира (Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»)
  • «Сердце не камень» А. Островского
  • «Скупой» Ж.-Б.Мольера
  • «Севастопольский марш» Л. Толстого
  • «Гамлет» У. Шекспира
  • «Давным-давно» по музыкальной комедии А. К. Гладкова и Т. Н. Хренникова (2005)
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (БГАДТ им. Щепкина г. Белгород) (2005)
  • «Лес» А.Н. Островского (БГАДТ им. Щепкина г. Белгород) (2006)
  • «Волки и овцы» А. Н. Островского (Театр Российской армии) (2008)
  • «Заворожённое семейство» Л.Н. Толстого (БГАДТ им. Щепкина г. Белгород) (2008)
  • «Одноклассники» Ю. Полякова (ЦАТРА Москва, малая сцена) (2009)
  • «Вечно живые» В. Розова (ЦАТРА Москва, малая сцена) (2010)
  • «Зачем вы меня обижаете?» Н. Гоголя
  • «Госпожа министерша» Б. Нушича
  • «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого
  • «Ма-Мурэ» Ж.Сармана
  • «Судьба одного дома» инсц. В. Ерёмина
  • «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо
  • «Мольер (Кабала святош)» М. Булгакова

10

С 1976 по 2003 год Морозов снимался и занимался режиссурой в советских и российских кинокартинах. Первую узнаваемость ему принесла роль командира роты в популярном фильме «Весенний призыв» (1976). Позже снимался в фильмах «Вдовы» (секретарь райкома Геннадий Веретенников, 1976), «Садись рядом, Мишка!» (папа Миши – пожарный Юрий Афанасьев, 1977), «Быстрее собственной тени» (Олег Иванович, представитель спорткомитета, 1980), «Карнавал» (художник Александр Николаенко, друг Соломатина, 1981), «День командира дивизии» (Суханов, 1983), «Война окончена. Забудьте» (Алексей Михайлович, 1997) и др.

11
«Весенний призыв»
12
«Быстрее собственной тени»
13
«Карнавал»
14
«Карнавал»

Фильмы-спектакли (телеспектакли), где режиссером был Б.А. Морозов:

  • «Волны над нами» (ЦАТРА, 1973);
  • «Женитьба Белугина (театр К.С. Станиславского, 1978);
  • «Перед ужином» (1980);
  • «Зал ожидания» (1981);
  • «Поверю и пойду» (театр К.С. Станиславского, 1982);
  • «Смотрите, кто пришёл!» (театр им. В.В. Маяковского, 1987);
  • «Тройка» (1989);
  • «…И аз воздам» (Малый театр, 1990);
  • «Убийство Гонзаго» (Малый театр и новосибирский театр «Глобус», 1991);
  • «Леший»; (Малый театр, 1995);
  • «Сердце не камень»; (ЦАТРА, 2002);
  • «Волки и овцы» (2011).

15

Сегодня Борис Афанасьевич Морозов является профессором кафедры мастерства актёра Российского института театрального искусства – ГИТИС. Возглавляет «Мастерскую Бориса Морозова». «Мне нравится растить артистов – опять набрал в ГИТИСе первый курс, ребята интересные, живые. “В мировом театре было все, кроме вас” – этими словами встречаю своих учеников. Их давным-давно сказал замечательный педагог Владимир Левертов». Среди его учеников Александр Новин, Мария Горбань и другие актёры.

Борис Афанасьевич имеет звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (1993), народного артиста Российской Федерации (1998). Является членом Союза театральных деятелей (1975), Лауреатом премии Правительства Москвы в области литературы и искусства (1993), Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» (1997), членом президиума Дельфийского национального комитета России, лауреатом премии «Светлое прошлое» фонда Олега Митяева (2008).

16

16 июня 2020 года награжден ведомственной медалью за неоценимый вклад в творческую жизнь Театра Российской Армии. Главной для него всегда была работа в театре.

В 2020 году Б.А. Морозов ушел на заслуженный отдых. Живет и работает в Москве. Супруга – Исида Ольга Николаевна (1941 г. рожд.), кандидат технических наук, доцент Московского государственного университета электроники и математики (МГИЭМ). Есть две дочери, которые окончили ГИТИС (РАТИ) и связали свои жизни с театральным искусством. Екатерина (1973 г. рожд.) – театровед, Татьяна (1982 г. рожд.) – актриса ЦАТРА. Трое внуков.

Одним из главных увлечений Бориса Афанасьевича является спорт. Он фанат футбола. Активно участвовал в театральных чемпионатах. Вот что он говорит по этому поводу: «Свою увлеченность я передал внуку, да так страстно, что футбол стал его судьбой. С театром эта игра связана непредсказуемостью мгновений, живым контактом и уникальной неповторимостью каждого спектакля-матча. Точнее всех говорил об этом родстве Питер Брук. Он писал, что спектакль – тот же футбольный матч, вратарь команды, которая пошла в наступление, а значит, мяч далеко от ворот, не расслабляется, он – в игре. И артист, даже если стоит на самом дальнем плане, должен чувствовать, где мяч. Мяч в театре – та точка внимания, куда режиссер “направляет” зрителя. Мяч делает пасы, пересекает сценическое пространство, и все участники спектакля “ловят” эти движения».

Список рекомендуемых источников:

интервью с Б.А. Морозовым:

  1. Морозов, Б. А. Борис Морозов : «Театр – встреча двух людей, зрителя и актера» : [интервью с режиссером / записала Елена Федоренко] / Б. А. Морозов // Культура : газета : [сайт]. – 2019. –28 нояб. – URL: https://portal-kultura.ru/articles/person/298378-boris-morozov-teatr-vstrecha-dvukh-lyudey-zritelya-i-aktera/ (дата обращения: 15.10.2024).
  2. Морозов, Б. А. Борис Морозов : с белгородским театром я всегда шел по первопутку : [интервью с режиссером / беседовала Наталья Почернина] / Б. А. Морозов // БелПресса : [сайт]. – 2019. – 27 сент. – URL: https://www.belpressa.ru/culture/iskusstvo/28420.html (дата обращения: 15.10.2024).
  3. Морозов, Б. А. Борис Морозов : «Режиссеры потеряли центр» : [беседа с режиссером Центрального Академического театра Российской Армии (Москва), народным артистом РФ, уроженцем Челябинска Борисом Морозовым] / Б. А. Морозов // Вечерний Челябинск. – 2013. – 22 мая. – С. 8.
  4. Морозов, Б. А. На искусство – копейки. Основатель «Манекена» об обывателях, ТВ и мате : [беседа с народным артистом России, режиссером / беседовал Эльдар Гизатуллин] / Б. А. Морозов // Аргументы и факты. Челябинск. – 2013. – 10-16 апр. (№15). – С. 21.
  5. Морозов, Б. А. Начальник Зельдина и Касаткиной : [беседа с главным режиссером Центрального театра Российской армии, народным артистом России Борисом Морозовым] / Б. А. Морозов // Вечерний Челябинск. – 2009. – 23 янв. – С. 17.

о нём:

  1. Борис Морозов // Кино-Театр.РУ : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/6611/bio/ (дата обращения: 15.10.2024).
  2. Борис Морозов // Глобус : Новосибирский молодежный театр : [сайт]. – URL: https://www.globus-nsk.ru/persony/detail/producer_42/ (дата обращения: 21.10.2024).
  3. Борис Афанасьевич Морозов : Главный режиссер Центрального Академического Театра Российской Армии, народный артист РФ, Лауреат государственной премии // Хрустальная Турандот : [сайт]. – URL: https://www.1turandot.ru/winner_page_cpt/winner_morozov_boris_cpt/ (дата обращения: 15.10.2024).
  4. Иванов, А. Борис Морозов покидает театр Российской Армии / А. Иванов // Театръ : [сайт]. – 2020. – 17 июня. – URL: https://oteatre.info/morozov-pokidaet-teatr/ (дата обращения: 15.10.2024).
  5. Литвер, Л. Пять страниц из истории «Манекена» к 60‑летию театра / Л. Литвер // Первое областное информагенство : [сайт]. – 2023. – 1 апр. – URL: https://www.1obl.ru/free-time/razvlecheniya/maneken-kak-studenty-dvorniki-doktora-i-aviakonstruktory-sozdali-znamenityy-teatr/ (дата обращения: 21.10.2024).
  6. Морозов Борис Афанасьевич // Знаменитые земляки – лауреаты народной премии «Светлое прошлое» : биобиблиографическое пособие / Благотворительный Фонд культурных инициатив Олега Митяева, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинская областная универсальная научная библиотека ; составитель: Л. В. Макарова, Н. В. Козлова]. – Челябинск, 2012. – С. 131-134.
  7. Морозов Борис Афанасьевич // Международный объединенный биографический центр : [сайт]. – URL: http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/7-theatre/808-morozovba (дата обращения: 15.10.2024).
  8. Морозов Борис Афанасьевич // Театр имени Пушкина : [сайт]. – URL: https://teatrpushkin.ru/persona/detail/morozov-boris-afanasievich/ (дата обращения: 15.10.2024).
  9. Борис Морозов Морозов Борис Афанасьевич // Театральные музеи и архивы России и русского зарубежья : [сайт]. – URL: https://theatre-museum.ru/persons/135114 (дата обращения: 15.10.2024).
  10. Морозов Борис Афанасьевич // Центральный Академический Театр Российской Армии : [сайт]. – URL: https://teatrarmii.ru/direction/MOROZOV-best/ (дата обращения: 15.10.2024).
  11. Морозов Борис Афанасьевич // Челябинск в жизни и творчестве замечательных людей Мультимедийный энциклопедический словарь культурного наследия : [сайт]. – URL: https://dict.susu.ru/personel/morozov-boris-afanasevich/ (дата обращения: 15.10.2024).
  12. Морозов Борис Афанасьевич // Энциклопедия Кругосвет : универсальная научно-популярная энциклопедия : [сайт]. – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MOROZOV_BORIS_AFANASEVICH.html (дата обращения: 15.10.2024).
  13. Морозов Борис Афанасьевич // Rus.Team : [сайт]. – URL: https://rus.team/people/morozov-boris-afanasevich (дата обращения: 15.10.2024).
  14. Морозов Борис Афанасьевич. Режиссер // Государственный академический Малый театр : [сайт]. – URL: https://www.maly.ru/people?name=MorozovB (дата обращения: 15.10.2024).
  15. О театре. История : [история театра «Манекен»] // Театр Манекен : [сайт]. – URL: https://teatrmaneken.ru/articles/history/ (дата обращения: 25.10.2024).

рецензии на спектакли:

  1. Некрасова, А. Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова «Вечно живые» : [театральная постановка 2010 года на сцене Центрального академического театра Российской Армии] / А. Некрасова // DC dailyculture : [сайт]. – URL: http://dailyculture.ru/stati/teatr/voyna-kak-zerkalo-dushi-spektakl-borisa-morozova-vechno-zhivye/ (дата обращения: 25.10.2024).
  2. Москвитин, В. Одиночество таланта / В. Москвитин : [рецензия на спектакль «Кабала святош» в Центральном академическом театре Российской Армии. Режиссер Б. А. Морозов] / В. Москвитин // Современная драматургия. – 2017. – № 3. – С. 169-170.
  3. Сафуанов, И. В круговерти истории : [рецензия на спектакль «Красное колесо» по А. Солженицыну в Центрального академического театра Российской Армии. Режиссер Б. А. Морозов] / И. Сафуанов // Современная драматургия. – 2019. – № 1. – С. 152-153.
  4. Солженицын в театре и кино : [видеть «Бытия черты» ; «Красное колесо» на сцене Центрального академического театра Российской Армии] : заседание семинара «Труды и дни Александра Солженицына» // Солженицынские тетради : материалы и исследования. – 2019. – № 7. – С. 167-181.
  5. Федорова, В. Пьеса о жизни : [размышления о спектакле «Одноклассники» на сцене Центрального академического театра Российской Армии. Режиссер Б. А. Морозов] / В. Федорова // Театральная жизнь. (Афиша). – 2009. – № 3. – С. 22-23.

Источники фото: https://rus.team, https://www.maly.ru, https://www.1obl.ru, https://teatrmaneken.ru, https://teatrarmii.ru, https://chekhovfest.ru, https://www.kino-teatr.ru, https://dzen.ru, https://www.fondmityaev.ru

Ольга Ткаченко