Петр Иванович Кулешов – актер, режиссер, педагог, народный артист РСФСР (1978), артист Челябинского государственного академического театра драмы им. С.М. Цвиллинга (1938–1995), участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Челябинска (1978).
Петр Иванович Кулешов (1912–1995) родился 14 июня 1912 года в городе Калуге Московской губернии. В 1931 году окончил театральную студию при Калужском драматическом театре, где, собственно, и началась его карьера. «С первых лет работы в театре ему повезло работать с крупными режиссерами. Это И. Ростовцев – непревзайденный мастер сценической речи ; В. Энгелькрон, прививший молодому актеру любовь к отточенной форме, к графическому рисунку роли ; В. Редлих, которая воспитала стремление к углубленной работе над образом, умение раскрыть всю глубину ее характера», – пишет организатор музейного дела, историк, журналист Татьяна Палагина. Позже Петр работал в различных театрах страны: Калуги, Каширы, Смоленска, Архангельска, Сталинграда (Волгограда) и Новосибирском «Красном факеле».
Довоенное фото. Кулешов – третий слева
В сентябре 1938 года двадцатишестилетний Петр Кулешов приехал на работу в Челябинский областной драматический театр им. С.М. Цвиллинга (ныне Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова). На вокзале его встретил зам директора театра Григорий Давыдович Моргулис и доставил по назначению. Спустя полвека, о своем приезде в Челябинск артист вспоминал так: «В общем-то я застал город бурно растущим: ЧТЗ, ферросплавный… однако он еще выглядел неказисто, неуютно. Надо сказать, разочарован был и даже не предполагал, что Челябинск станет родным, судьбой. Встретили меня хорошо, выслали тарантас на вокзал, привезли прямо в театр с багажом – плетеной корзиной». Приехал Петр по приглашению своего друга, артиста старой русской школы И. Е. Рагозина, а первой ролью на сцене Челябинского драматического театра стал Якорев в пьесе А.М. Горького «Последние».
В первые годы работы в Челябинске Петр Иванович создал немало ярких запоминающихся образов. Уже тогда проявлял незаурядный дар комика. Лучшими ролями были: Загорецкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Дарвидошка («В пущах Полесья» по Я. Колосу), Косме («Дама-невидимка» П. Кальдерона). О встрече с челябинскими зрителями актер впоследствии говорил: «Она была настолько теплой, что я полностью изменил свое мнение о суровом климате Урала и остался здесь навсегда».
Кулешов в роли Загорецкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова)
Помимо работы в театре, Петр Иванович проводил мастер-классы по актерскому мастерству, выступал в челябинских детских домах и домах для престарелых.
С 1938 года Кулешов начал работать на Челябинском радио. Выступал с юмористическими рассказами, стихами, сказами и сказками. Он был большим мастером художественного чтения, поэтому радиослушатели с удовольствием слушали и запоминали все, что он декламировал, а голос артиста стал узнаваемым и родным. Когда на Южный Урал пришло телевидение, Петр Иванович стал постоянным участником телепрограмм. Играл в первой художественной постановке Челябинского телевидения «Ермолай и Мельничиха», а также в других телевизионных спектаклях.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг внесла большие изменения в жизнь театральных артистов. В июне 1941 года Петр Иванович с труппой театра был на гастролях по Челябинской области. В субботу 21 июня в Златоусте шел спектакль «Обрыв» по Гончарову. Петр Иванович вспоминал: «Спектакль успешно заканчивается, златоустовцы тепло прощаются с полюбившимися актерами, и мы в ночь выезжаем в свой стационар под мерный стук дымящего паровоза, сладко подремывая. В воскресенье рано утром наш поезд подошел к платформе станции Чебаркуль. День был солнечный, теплый, но на платформе было не по-утреннему оживленно. Красноармейцы грузили в вагоны боевую технику, сами размещались по нарам. Я, всегда охочий к общению с людьми, решил пошутить: „Куда же вы уезжаете, а мы приехали к вам играть спектакль!“ На что один из бойцов ответил: „Прощайте, может быть, навсегда!“ Мне показался ответ странным и несколько мрачноватым. Добравшись до своих домиков, после бессонной ночи мы уснули крепким сном. И вдруг на дворе раздалось громкое женское рыдание. Как по сигналу тревоги, все высыпали из своих комнат: перед нами стояла актриса Лизочка Барская и сквозь рыдания повторяла: „Война!... Война!“... Молотов по радио сказал, что рано утром на нас напала Германия и уже бомбила наши города».
22 июня был дан спектакль «Коварство и любовь» по Шиллеру, где Петр Иванович играл Гофмаршала фон Кальба, а на следующий день труппа вернулась в Челябинск...
Петр Иванович Кулешов стал проситься на фронт. С 4 августа 1941 года – в действующей армии. Сначала Петр был минометчиком, затем поступил в Киевское военно-медицинское училище, которое находилось в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбург). По окончании, в 1942 году, стал военфельдшером, затем начальником медицинской службы отдельного минометного дивизиона. Добровольцем воевал на Западном фронте.
Но и в тяжелые военные времена Кулешов не переставал быть артистом. Например, после боя читал солдатам детскую поэтическую сказку «Базар», подаренную ему челябинским поэтом Василием Кузнецовым. «Звучала она так: “Утром однажды, в день выходной, кот Федот со своей женой, кошкой Матрёшкой, на базар собрались за фруктами, за продуктами, за картошкой…”. Бойцы слушали, смеялись и записывали. А затем отправляли сказку во фронтовом треугольнике домой своим детям и женам», – рассказывает хранитель музея Челябинского театра драмы имени Наума Орлова Александр Краснов.
Спустя время, Петр Иванович получил назначение руководителем армейского ансамбля песни и пляски, а затем – режиссёром фронтового ансамбля 3-го Прибалтийского фронта. С ним колесил по военным дорогам, выступая перед солдатами. В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится «Журнал фронтовой бригады Московского драматического театра имени А.Н.Островского Бригадир – Кулешов Петр Иванович, вел дневник – Эфенбах Александр Михайлович. 15 февраля – 3 апреля 1943 г». В Челябинск Петр Иванович вернулся в июне 1945 года с наградами: медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
По окончании войны П. И. Кулешов вновь стал работать в Челябинском государственном театре драмы им. С.М. Цвиллинга (ныне Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова). Первыми его работами после демобилизации стали: Дергачев в спектакле «Последняя жертва» А. Островского, Поднебеско в «Счастье» П. Павленко, Минутка в «Победителях» Б. Чирсова. Эти годы были насыщены активной и плодотворной творческой деятельностью.
В 1946 году на первой послевоенной городской елке в Челябинске артист драмтеатра Петр Кулешов выступал в роли сказочника вместе с детской писательницей Лидией Преображенской. Из отчета директора горсада имени А. С. Пушкина Розанова «Отчет о проведении общегородской новогодней ёлки в городском саду имени А. С. Пушкина в городе Челябинске с 31 декабря 1946 года по 12 января 1947 года»: «Выступление перед микрофоном артистов госдрамтеатра Кулешова и Ильинского. Всего ими прочитано 57 различных детских произведений: сказки, стихи, рассказы, в том числе:
а) сказки «Солнечный камень» П. Бажова, «Про Иванушку-дурачка», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Козочка», «Двое из сумы», «Молчаливые старики», «Заюшкина избушка», «Кот и лиса» и другие;
б) стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковского, «Бориска и киска» Серова, «Телефон» Чуковского, «Базар» Кузнецова, «Родина» Лермонтова и другие;
в) рассказы «Косточка» А. Толстого, «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике» М. Горького и другие.
Некоторые произведения исполнялись по 2–3 раза. Прослушало около репродуктора за все время в среднем 8 – 10 тысяч человек».
Самой памятной работой в театре в те годы стала роль Ивана Присыпкина в комедии-феерии В.В. Маяковского «Клоп» режиссера Е.Г. Марковой.
Колоритный комедийный талант, воображение, чувство юмора и способность полностью отдаваться делу были основой триумфа Кулешова в этой роли и принесли актеру театру и всесоюзную известность.В 1956 году этот спектакль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля театров, посвященного 40-летию Октябрьской революции, а Петр Иванович Кулешов назван лучшим исполнителем. Журналист, театральный критик В. Вохминцев в рецензии «Сатирический приговор мещанству» отмечал: «Присыпкин в исполнении Кулешова – живой человек, со всеми его конкретными житейскими чертами… метко, хлестко показывает артист и чванливую заносчивость гегемона, и его духовную бескрылость…».
В портретном очерке «Мастер атакующего смеха» журналист, критик А. Лазарев подчеркивал: «Присыпкин Кулешова — самый смешной… Мастер яркой комической детали, актер оснастил роль множеством находок, которые способствовали более глубокому раскрытию мысли произведения. Весьма показательно, что самый смешной Присыпкин являлся и самым страшным, вызывал по отношению к себе чувство наибольшего негодования и презрения. Помню это по своим ощущениям, знаю по свидетельству других очевидцев, по обширной прессе. В Присыпкине, созданном П. И. Кулешовым, отчетливо проступали черты тупого, самодовольного мещанина, сочетавшиеся с наглыми претензиями на «особую роль», которую он собирался играть в социалистическом обществе».
Петр Кулешов в роли Присыпкина, 1956 г
Газета «Челябинский рабочий» так писала об актерской игре Петра Ивановича: «Каждый выход Присыпкина – Кулешова сопровождается бурной восторженной реакцией зала – здесь и смех, и аплодисменты. Сначала может показаться, что актер только и заботится о том, чтобы в зале не угасал смех. Но чем дальше развертывается действо, тем все яснее становится, что актер не смешит, а разит, что смех в его руках – грозное оружие против зла…». Сам актер говорил о своем персонаже: «Хотелось, чтобы в моего Присыпкина поверили. Я вообще противник какой-либо прямолинейности и схематизма в искусстве…»
Авторитетный советский театровед, критик, доктор искусствоведения Б. Ростоцкий также отмечал игру П.И.Кулешова : «Жанровая природа пьесы в ряде моментов раскрыта в спектакле Челябинского театра полнее, энергичнее, последовательнее и цельнее, даже такого образцового спектакля, каким является «Клоп» Московского театра сатиры. Это обусловлено прежде всего исполнением роли Присыпкина П. Кулешовым».
фрагмент спектакля «Клоп» В. Маяковского, в роли Присыпкина Петр Кулешов, 1956 г
В 1958 году спектакль был записан и показан по Центральному телевидению. Легендарная постановка не сходила со сцены 15 лет, за эти годы сыграно 230 спектаклей, и все они с Петром Ивановичем в главной роли.
11 апреля 1957 года актеру П. И. Кулешову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Трудолюбие, профессионализм и артистический талант быстро выдвинули Петра Ивановича Кулешова в число ведущих артистов Челябинского государственного академического театра драмы им. С.М. Цвиллинга. За 63 года своей творческой деятельности он смог воплотить на сцене более 300 разноплановых ролей. Был одним из самых репертуарных артистов театра. На сцене умел делать все: прекрасно двигаться и говорить, перевоплощаться и быть органичным в любом образе. С одинаковым успехом создавал драматические, лирико-комедийные, сатирические и гротесковые роли. Артист был очень убедителен в ролях, требующих точного жизненного правдоподобия. Достаточно вспомнить такие роли, как Чичиков («Мертвые души» Н.В. Гоголя), Сорин («Чайка» А.П. Чехова), Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского), Журден («Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера), Эрнандо («Изобретательная влюбленная Лопе де Веги), Счастливцев («Лес» А.Н. Островского), Тристан («Собака на сене» Лопе де Веги), Кемской («Фальшивая монета» Горького), Дед Гордей («Деньги для Марии» В. Распутин), Тесть («Беседы при ясной луне» В. Шукшин) и др.
Эрнандо («Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега)
Кемской («Фальшивая монета» М. Горький)
Дед Гордей («Деньги для Марии» В. Распутин)
Тесть («Беседы при ясной луне» В. Шукшин)
Роль Акима в спектакле «Власть тьмы» была творческой вехой в артистической биографии П.И. Кулешова. Героя Л. Толстого артист сыграл тонко, пронзительно и почти трагически. А вершиной драматического дарования и тонкого психологизма стала роль Достигаева в спектакле М. Горького «Достигаев и другие».
Достигаев ( «Достигаев и другие» М. Горький)
В начале 70-х годов одним из самых ярких спектаклей театра стал «Село Степанчиково и его обитатели» по произведению Ф. М. Достоевского. В этой постановке В. Н. Панова роль Фомы Опискина блестяще исполнил П. И. Кулешов.
«П. И. Кулешов всегда оставался самим собой — актером яркой, неповторимой индивидуальности, всегда поддерживающим самые смелые искания театра, может быть, поэтому он никогда не испытывал голода на роли. Сам Петр Иванович считает, что залог непрерывного профессионального роста актера заключается в том, чтобы он попадал в ситуации, требующие от него преодоления самого себя. Театр ставил П. И. Кулешова в такие условия. Ему, актеру явно комедийного амплуа, нередко предлагались роли драматического и трагического звучания. Так, в списке его замечательных работ появились роли Акима, Достигаева, председателя райисполкома Матюшева («Мария» А. Салынского) и др.», – отмечал профессор А. И. Лазарев.
Разные роли были подвластны П.И. Кулешову, но больше он предпочитал произведения с остротой сюжета. Если в его распоряжении оказывалась роль эксцентрическая, тут равных актеру не было. В спектакле «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по произведению Я. Гашека (режиссер Н. Ю. Орлов) Кулешов замечательно сыграл Фельдкурата Каца, безпробудного и очень активного пьяницу. «Это был блестящий каскад уморительно смешных трюков. Он пел шансоньетку, лихо отплясывал цыганочку и канкан, стремительно пробегал по барьеру. А когда его несли к Лукашу, висел на палке, ухватившись за нее руками и ногами, и при этом пел. И все это делал с необычайной легкостью и в 60, и почти в 80 лет: спектакль шел на сцене 17 лет, и всякий раз бессменно на сцену выходил П. Кулешов», – пишет Татьяна Палагина.
Фрагмент спектакля «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» Я. Гашека. Фельдкурат Кац – Петр Кулешов
На юбилейном вечере в честь 80-летия со дня рождения и 60-летия на сцене театра Петр Иванович Кулешов выбрал для своего бенефиса именно этот спектакль. В 80 лет актер пел и танцевал на огромной 14-метровой сцене без фонограммы, под живой оркестр.
Фельдкурат Кац – Петр Кулешов («Иосиф Швейк против Франца Иосифа» Я. Гашек).
Петр Иванович Кулешов – артист редкого дарования. Он был одинаково убедителен как в ролях, требующих точного воспроизведения реальности, так и в гротескных образах. Вот как вспоминал о Петре Ивановиче Наум Юрьевич Орлов: «Я осознанно ставил «Лес» на Петра Ивановича – Аркашку, а Варфоломеев играл Несчастливцева. Мне хотелось, чтобы это были артисты, которые уже помаялись, которые уже походили по земле, немолодые. Они уже видели горький хлеб актерской жизни. Он был неподражаем. Он играл очень ярко. Для него не было главным – смешить. Главное – это горечь, которую испытывает русский актер в этой неизбывной бедности, в этом кочевье, и в то же время ничто его не может остановить: он артист».
Петр Иванович уделял внимание даже самым мелким деталям, которые способствовали более глубокому раскрытию роли и основной мысли всего спектакля. В театральной среде ходили легенды о том, как актёр в спектакле «С любовью не шутят» выходил на сцену с крошечной собачкой на руках. Собачка подыгрывала ему, демонстрируя отношение к персонажам, и это отношение точно совпадало с настроением хозяина. Зрители понимали его и восторженно принимали актёра с его трюком. В спектакле «Падь серебряная» по пьесе Н.Погодина, посвящённом героизму пограничников, П. И. Кулешову помогала специально обученная им овчарка. Она провожала раненого хозяина, которого уносили на носилках в госпиталь, а потом, когда он возвращался, летела к нему через всю сцену. Это создавало в зале эмоциональный накал, который всегда заканчивался бурными аплодисментами.
Актеру большого жизненного и художественного опыта Петру Ивановичу Кулешову было свойственно постоянное стремление к новому в творчестве, движение и дар перспективного видения мира. «Хорошо играть не с тем партнером или не с теми партнерами, которые правильно произносят заученные слова, которые точно двигаются по установленным режиссером траекториям, а с теми, которые живут на сцене помыслами и страстями своих героев, от которых поэтому не знаешь, чего ожидать, которые держат тебя в напряжении и заставляют вступить с ними в своеобразное психологическое соревнование», – признавался П. И. Кулешов.
Кроме актерской профессии П.И. Кулешов занимался также режиссурой. Некоторое время занимал пост главного режиссера театра. В Челябинском драматическом театре поставил 16 спектаклей, которые впоследствии стали украшением театрального репертуара: «Палата» С.И. Алешина; «Перебежчик», «Единственный свидетель» А.С. и П.Л. Тур; «Неравный брак» В.К. Константинова и Б.М. Рацера и др.
В 1962 году стал режиссером и автором вместе со своей ученицей, актрисой Майей Глебовной Дробининой, композиции по повести «РВС» Аркадия Гайдара (спектакль прошел около 500 раз) и литературной композиции по повести Валентина Катаева «Сын полка».
В 1963 г. Петр Иванович поставил спектакль «Палата» по пьесе С. Алешина. Критик Ю. Черепанов отметил достоинства режиссуры: «Режиссерская работа П. Кулешова точна по мысли, ярка по форме и глубока по содержанию…»
Петр Иванович активно пропагандировал сценическое искусство в Челябинске и Челябинской области. С 1938 года вел предмет «выразительное чтение» в Челябинском учительском институте (ныне Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет). На театральном отделении Челябинского музыкального училища руководил художественной самодеятельностью. Преподавал юным дарованиям актерское мастерство. В театральной студии при Челябинском драматическом театре несколько лет вел «технику речи» и «художественное слово».
Помимо работы в театре, Петр Иванович Кулешов практически ежедневно выступал с концертами в воинских частях, заводских цехах, общежитиях, дворцах культуры и кинотеатрах. В 1950-е годы участвовал во концертах на Челябинском железнодорожном вокзале для уезжающих на целину. В мае 1955 г. в газете «Челябинский рабочий» была опубликована его заметка об отправке трудовых бригад на целину: «Артисты передают привет от работников искусств Челябинска и желают успеха в предстоящем труде…». В газете «Вечерний Челябинск» 1969 г писали: «Было решено, на предприятиях и учреждениях ежемесячно проводить отчеты-концерты на крупных заводах Челябинска с участием ведущей труппы актеров театра: заслуженных артистов РСФСР Е. Агеева, П. Кулешова, В. Чермянинова и др. Большая часть программы подготовлена заново, а П. Кулешов взял индивидуальное обязательство приготовить целое отделение “Сказы о Ленине”».
За годы своей творческой деятельности П. И. Кулешов принял участие в тысячах концертов, из которых только на фронте состоялось около шестисот, провел огромное количество творческих вечеров, прочел сотни лекций. В его репертуаре было более 130 рассказов, басен, фельетонов. Журналист Л. Федорова писала об артисте: «Когда читает Кулешов, в зале устанавливается та атмосфера зрительского единства, которая образно определяется выражением “на одном дыхании”. В этом дыхании масса самых разных эмоциональных оттенков, вызванных радостным искусством большого мастера. И только одно может прервать это единое дыхание – долгие благодарные аплодисменты».
П. И. Кулешов снимался и в кино: в кинофильме «Гонка с преследованием» (Свердловская киностудия); в трехсерийном фильме «Рекордсмен» (режиссер Б. Горелов, киностудия «Ленфильм») сыграл роль немецкого бизнесмена Шлюйцера; Деда-колдуна Василия Федоровича в фильме «Сестрички Либерти» (режиссер В. Грамматиков, киностудия «Мосфильм»).
Дед-колдун в фильме «Сестрички Либерти» (1990)
Самые запоминающиеся театральные работы :
- Чичиков («Мертвые души» Н. Гоголя);
- Аким («Власть тьмы» Л. Толстого);
- Сорин («Чайка» А. Чехова);
- Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского);
- Счастливцев («Лес» А. Островского);
- Тугоуховский («Горе от ума» А. Грибоедова);
- Журден («Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера);
- Валер («Тартюф» Мольер);
- Тристан («Собака на сене» Л. де Веги);
- Родриго («Отелло» Шекспира);
- Кемской («Фальшивая монета» М. Горького);
- Достигаев («Достигаев и другие» М. Горького);
- Головастиков («Варвары» М. Горького);
- Присыпкин («Клоп» В. Маяковского);
- Фельдкурат Кац («Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по Я. Гашеку);
- Чир («Любовь Яровая» К.Тренева);
- Юрий Поднебеско («Счастье» П. Павленко);
- дед Гордей («Деньги для Марии» В. Распутина);
- Николай-угодник («Беседы при ясной луне» В. Шукшина) и др.
роли в кино:
- «Гонка с преследованием» (1979);
- Дед-колдун «Сестрички Либерти» (1990);
- Шлюйцер «Рекордсмен»;
- «Человек со свалки» (1991).
Петр Иванович Кулешов активно занимался общественной деятельностью. Был депутатом городского Совета, председателем правления Челябинского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО) (1975–1978), председателем месткома театра, членом художественного совета филармонии. Внес огромный вклад в театральное искусство города Челябинска. Часто был членом жюри многочисленных конкурсов художественной самодеятельности. В течение многих лет был режиссером театра мимики и жеста, который ставил спектакли для глухонемых зрителей. Под его руководством этот театр первым в России получил звание народного.
30 июня 1978 года актёр, режиссёр Пётр Иванович Кулешов был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
19 сентября 1978 года, на основании решения исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов, П.И. Кулешову было присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска».
Награды:
- орден Отечественной войны I степени (6 апреля 1985 г);
- орден Трудового Красного Знамени;
- медаль «За отвагу» (31 декабря 1944 г);
- медаль «За боевые заслуги» (5 сентября 1943 г)
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9 мая 1945 г);
Звания:
- Заслуженный артист РСФСР (1957);
- Народный артист РСФСР (1978);
- Почетный гражданин г. Челябинска (1978).
Петр Иванович был артистом «старой школы». Не знал слов: «не умею», «трудно», «устл». Любил репетировать и играть. С нетерпением всегда ждал новой роли, огорчался, когда ее долго не было. Всю жизнь продолжал трудиться над совершенствованием своего мастерства. Любил повторять: «Чем больше чувствуешь свою нужность людям, тем больший долг перед ними ощущаешь. А мне всегда есть о чем говорить со своими зрителями…». 63 года проработал актером театра, из них 58 лет провел на подмостках Челябинского драматического театра, радуя жителей и гостей города великолепными премьерами и своим актерским мастерством– он сыграл свыше 300 ролей. «…Нести людям радость — это большое счастье. Петр Кулешов наделен им сполна… Кулешов в Челябинске — мерило артистического мастерства…» – так оценивал работу мастера А. И. Лазарев. «Этот человек видел в жизни все — и, всегда любя жизнь, это все нес на сцену», – считает хранитель музея театра Александр Краснов.
Скончался П.И. Кулешов 4 июля 1995 года в Челябинске. Похоронен на Успенском кладбище Челябинска.
Памяти Кулешова:
- на фасаде дома, где жил Кулешов (проспект Ленина, 43), в 1999 году была установлена мемориальная доска с барельефом актера;
- 16 июня 2012 года в фойе челябинского театра драмы работала выставка, посвященная 100-летию со дня рождения П.И. Кулешова.
- портрет Петра Кулешова висит в памятной галерее современного театра драмы.
«Петр Иванович Кулешов обладал удивительно счастливым качеством сразу же располагать к себе зрителей. Как только он появлялся на сцене, будь то в Челябинске или других городах страны раздавались дружные рукоплескания, и лица зрителей озарялись улыбкой. Он был народным артистом не по званию, а по всеобщему признанию», – пишет в своей статье Татьяна Палагина.
Александр Иванович Лазарев, профессор, доктор филологических наук: «Представить культуру и духовную жизнь Челябинска за это полустолетие без образов, созданных прекрасным артистом Петром Ивановичем Кулешовым, пожалуй что, невозможно. Его судьба прочно срослась с судьбой города, стала его украшением и славой».
Список рекомендуемых источников:
официальные документы:
- Челябинский городской Совет народных депутатов. Решение. «Почетный гражданин города Челябинска» : [звание присвоено П. И. Кулешову] : решение исполнительного комитета от 19 сентября 1978 года, № 336 // Администрация города Челябинска : официальный сайт. – URL: https://cheladmin.gov74.ru/cheladmin/gorod/pochetnye-grazhdane/30.htm (дата обращения: 13.05.2025).
сочинения П. И. Кулешова:
- Кулешов, П. И. Из воспоминаний / П. И. Кулешов // Мой Челябинск : город глазами современников / редактор-составитель А. А. Золотов. – Челябинск, 2010. – С. 63-64.
- Кулешов, П. И. Как живой с живыми говоря...: [об исполнении актером сказов П. Бажова со сцены] / П. И. Кулешов // Южный Урал : литературно-художественный альманах. – Челябинск, 1951. – № 5. – С. 40-42.
- Кулешов, П. Любить и украшать / П. Кулешов // Челябинский рабочий. – 1986. – 5 июля.
- Кулешов, П. Счастливые страницы искусства / П. Кулешов // Челябинский драматический театр имени С. М. Цвиллинга : сборник / составитель Б. С. Рябинин. – Челябинск, 1983. – С. 37-47.
о нём:
- 100 лет назад родился актер Петр Иванович Кулешов : [14 июня 1912] // Беzформата. – URL: https://chelyabinsk.bezformata.com/listnews/akter-petr-ivanovich-kuleshov/4857424/ (дата обращения: 26.05.2025).
- Бавильский, Д. В память о выдающемся актере : [открытие мемориальной доски на доме, где жил П. И. Кулешов] / Д. Бавильский // Челябинский рабочий. – 1999. – 4 дек.
- Белова, Л. И. Петр Иванович Кулешов – «звезда» челябинской театральной сцены 1960–1970 гг. / Л. И. Белова // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : материалы Международной научной конференции, 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург / под редакцией: Н. Б. Кирилловой [и др.]. – Екатеринбург, 2019. – С. 195-198. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/74685/1/978-5-7996-2689-1_2019.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
- Быкова, П. Какие спектакли показывали труженикам тыла в годы войны / П. Быкова // Южноуралькая панорама. Челябинск. – 2025. – 16 февр. – URL: https://up74.ru/articles/kultura/161909/ (дата обращения: 26.05.25).
- Ваганов, А. Челябинец более 20 лет рассказывает байки про театр и город : [в т.ч. о Кулешове Петре Ивановиче] / А. Ваганов // Вечерний Челябинск : [сайт]. – 2023. – 25 марта. – URL: https://vecherka.su/articles/culture/191147/ (дата обращения: 13.05.2025).
- Ванштейн, Л. В шесть часов вечера после войны… / Л. Ванштейн // Челябинский рабочий. – 1980. – 9 мая.
- Городецкая, Л. Спектакль поставил… народный артист : [о П. И. Кулешове] / Л. Городецкая // Вечерний Челябинск. – 1980. – 24 окт.
- Дмитрин, Г. К. Кулешов Петр Иванович / Г. К. Дмитрин // Слава трудовая / Г. К. Дмитрин. – Челябинск, 1986. – С. 77-78.
- Дружинина, Э. Б. Кулешов Петр Иванович : 90 лет со дня рождения / Э. Б. Дружинина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2002 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения; составители: И. Н. Пережогина [и др.] ; редакторы: О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. – Челябинск, 2002. – С. 174-176.
- Казанцев, И. Остановиться, оглянуться... : [выдающиеся театральные деятели – П. И. Кулешов и Н. Ю. Орлов, удостоенные звания «Почетный гражданин города». В память о них в центре Челябинска установлены мемориальные доски] / И. Казанцев // Ч.А.С. – Человек. Архитектура. Строительство. – Челябинск. – 2007. – № 4 (10). – С. 46-47.
- Ковель, К. Столетние фото : [выставка в фойе театра, посвящена 100-летию П. И. Кулешова – актера Челябинского театра драмы] / К. Ковель // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2012. – 14 июня. – С. 24.
- Кулешов – биография, новости, личная жизнь // Штуки-дрюки : [сайт]. – URL: https://stuki-druki.com/authors/kuleshov-petr-ivanovich.php (дата обращения: 13.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Администрация города Челябинска : официальный сайт. – URL: https://cheladmin.gov74.ru/cheladmin/gorod/pochetnye-grazhdane/30.htm (дата обращения: 24.04.25).
- Кулешов Петр Иванович // Гордость Южного Урала : почетные граждане Челябинской области : энциклопедия / редакционная коллегия: И. И. Вишев [и др.]. – Челябинск, 2019. – С. 548-549.
- Кулешов Петр Иванович // Некрополь деятелей искусств : [сайт]. – URL: https://akterruss.ucoz.net/index/0-433 (дата обращения: 26.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович : [1912-1995] // narod.ru : [сайт]. – URL: https://uralnecropol.narod.ru/kuleshov_pp.htm (дата обращения: 26.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Памятные места города Челябинска : [сайт]. – URL: https://virtmyz74.ucoz.ru/load/kuleshov_petr_ivanovich_sm_mesto_raspolozhenija_memorialnoj_doski/1-1-0-25 (дата обращения: 26.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Пантеон России : [сайт]. – URL: https://ruspanteon.ru/kuleshov-pyotr-ivanovich/ (дата обращения: 26.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Почетные граждане города Челябинска : справочник. – 2-е издание, переработанное и дополненное / МКУК «Централизованная библиотечная система» г. Челябинска, ЦБ им. А. С. Пушкина ; составители: Л. А. Мангилева, Г. В. Бречко. – Челябинск, 2023. – С. 138-140. – URL: https://kray.chelib.ru/images/kraebiblio/Почетные_граждане_города_Челябинска.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Челябинск в жизни и творчестве замечательных людей : Мультимедийный энциклопедический словарь культурного наследия : [сайт]. – URL: https://dict.susu.ru/personel/kuleshov-pyotr-ivanovich/ (дата обращения: 13.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Челябинская областная библиотека для молодежи : [сайт]. – URL: http://unbi74.ru/resursy/nashi-veb-proekty/pochetnye-grazhdane/1974-kuleshov-petr-ivanovich (дата обращения: 26.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова : [сайт]. – URL: https://www.cheldrama.ru/theatre/people/we-remember-them/petr-kuleshov/ (дата обращения: 26.05.2025).
- Кулешов Петр Иванович // Челябинский государственный драматический театр имени С. М. Цвиллинга : указатель литературы. – Челябинск, 1988. – С. 42-43.
- Кулешов Петр Иванович : краткая информация об актере // onteatr.ru : [сайт]. – URL: https://onteatr.ru/aktery/kuleshov-pjotr-ivanovich?tmpl=component&print=1 (дата обращения: 26.05.2025).
- Лазарев А. Мастер атакующего смеха / А. Лазарев // Челябинский рабочий. – 1960. – 23 дек.
- Лазарев, А. Счастливый талант : [к 75-летию П. И. Кулешова] / А. Лазарев // Челябинский рабочий. – 1987. – 30 мая.
- Лазарев, А. И. Театр в душе актера : [к 70-летию П. И. Кулешова] ; Счастливый талант : [к 75-летию П. И. Кулешова] / А. И. Лазарев // История русской литературы. Литература Урала. Статьи о театре : избранное / А. И. Лазарев ; составители и редакторы: А. С. Гришин, Г. А. Губанова. – Челябинск, 2011. – С. 332-336, 337-341. – (Академия культуры и искусств : из творческого наследия).
- Мемориальная доска Кулешову Петру Ивановичу // Память, словно крепкий гранит, имена и судьбы хранит…: справочник мемориальных досок города Челябинска. – Челябинск, 2013. – С. 11, 119.
- Палагина, Т. В. Кулешов Петр Иванович / Т. В. Палагина // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 444 ; Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 3 / редколлегия: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск, 2004. – С. 566. – URL: http://chel-portal.ru/en-9463 (дата обращения: 26.05.2025).
- Палагина, Т. «Наш Кулешов» : [об артисте Челябинского государственного академического драматического театра им. С. М. Цвиллинга – Петре Ивановиче Кулешове] / Т. Палагина // Почетные граждане города Челябинска / Н. Алексеев [и др.]. – Челябинск, 2015. – С. 113-116.
- Песков, А. П. Вспоминая пережитое. Культура города через призму времени / А. П. Песков // Исторические чтения : материалы научной конференции / Центр историко-культурного наследия г. Челябинска ; редактор-составитель Э. Б. Дружинина. – Челябинск, 2000. – Вып. 5. – С. 204-280. – [из содерж.: Артист Петр Кулешов и его роль… в строительстве библиотеки. – С. 222-224].
- Петр Иванович Кулешов // Челябинский академический театр драмы : избранные очерки истории и современности : [в 2 томах] / редакторы-составители: В. Ф. Рыжова, Д. В. Бавильский, Т. В. Палагина. – Челябинск, 2001. – Т. 1 : 1921-1973 гг. – С. 78-81.
- Петр Кулешов : артист фронтовой бригады // Кино-театр.ру : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/group/front/k/a3/ (дата обращения: 26.05.2025).
- Петр Кулешов : биография // Кино-театр.ру : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/335823/bio/ (дата обращения: 26.05.2025).
- Рыжова, В. Петр Кулешов / В. Рыжова // Театральная жизнь. – 1985. – № 12. – С. 10.
- С Днем Победы! : [в годы Великой Отечественной войны П. И. Кулешов, с которым В. Н. Кузнецова связывала крепкая дружба, возглавлял фронтовую бригаду артистов. Нередко в перерывах между боями он читал солдатам «Базар»] : аудиозапись // URALSKAZ.SU : [сайт]. – 2014, – 8 мая. – URL: https://uralskaz.info/skaz/page/s-dnem-pobedy-1 (дата обращения: 26.05.2025).
- Скрижали века. Имена : [в т.ч. П. И. Кулешов] // Вечерний Челябинск. – 1999. – 29 марта.
- Спешков, В. Актер божьей милостью : [80 лет со дня рождения актера Петра Кулешова] / В. Спешков // Челябинский рабочий. – 1992. – 13 июня.
- Спешков, В. Последний : [90 лет со дня рождения актера Петра Кулешова] / В. Спешков // Челябинский рабочий. – 2002. – 14 июня.
- Спешков, В. Старейшина : Бенефис : [60-летие сценической жизни Петра Кулешова] / В. Спешков // Челябинский рабочий. – 1991. – 11 дек.
- Cто лет и триста ролей знаменитого актера Челябинска : [о П. И. Кулешове] // URALP – 2012. – 15 июня. – URL: https://uralpress.ru/news/kultura/cto-let-i-trista-roley-znamenitogo-aktera-chelyabinska (дата обращения: 26.05.2025).
- Сушков, Б. Театральная судьба Присыпкина : [о роли П. И. Кулешова] / Б. Сушков // Вечерний Челябинск. – 1969. – 3 марта.
- Татаркина, А. Р. Идеологическая работа челябинских театров с населением в годы «оттепели» (по материалам местной прессы) / А. Р. Татаркина, Л. И. Белова // International journal of experimental education. – – № 2. – С. 30-34. – URL: https://s.expeducation.ru/pdf/2020/2/11952.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
- Турова, Е. Челябинская елка 1946 года / Е. Турова // Объединенный государственный архив Челябинской области : официальный сайт. – 2022. – 30 дек. – URL: https://archive74.ru/news/chelyabinskaya-yolka-1946-goda (дата обращения: 26.05.2025).
- Федорова, Л. Кулешов снимается в кино / Л. Федорова // Вечерний Челябинск. – 1990. – 27 окт.
- Федорова, Л. Мы вас любим, Петр Иванович! : [об артисте Челябинского государственного академического драматического театра им. С. М. Цвиллинга – Петре Ивановиче Кулешове] / Л. Федорова // Вечерний Челябинск. – 1991. – 11 дек.
- Федорова, Л. Юбилей патриарха / Л. Федорова // Вечерний Челябинск. – 1992. – 16 июня.
- Черепанов, Ю. Рожденные вдохновением : [в т.ч. о П. И. Кулешове] / Ю. Черепанов // Любимые актеры. – Челябинск, 1966. – С. 7-32.
- Шумина, К. Как жил Челябинский театр драмы в годы войны / К. Шумина // Челгид : [сайт]. – 2021. – 11 июня. – URL: https://chel.guide/articles/kak-zhil-chelyabinskiy-teatr-dramy-v-gody-voyny (дата обращения: 26.05.2025).
Источники фото: https://cheladmin.gov74.ru, https://www.cheldrama.ru, https://dict.susu.ru/, https://archive74.ru/, https://vk.com/, https://up74.ru/, https://uralskaz.info/, https://vk.com/cheldrama, https://collectiononline.gctm.ru/, https://vk.com/cheldrama?z=photo, https://uralpress.ru/, https://chel.guide/, https://vk.com/wall, https://pamyat-naroda.ru/, из книг «Почетные граждане города Челябинска» (Челябинск, 2015), «Челябинский драматический театр имени С. М. Цвиллинга» (Челябинск, 1983), фото В. Колмогорова.
Ольга Ткаченко