Александр Николаевич Комаровский – инженер, государственный и военный деятель, генерал армии (1972), Герой Социалистического Труда (1949), доктор технических наук (1956), лауреат Ленинской (1968) и Государственной (1951) премий СССР, награжден семью орденами Ленина. Возглавлял трест «Челябметаллургстрой» (1942–1944), руководил проектированием и строительством объектов атомной промышленности в Челябинской области (1945–1963), заместитель министра среднего машиностроения СССР (1956–1963).
Александр Николаевич Комаровский – единственный из военных строителей, кому было присвоено звание генерала армии. Строитель Александр Комаровский прошёл путь от рядового инженера до генерала армии, руководителя атомного и оборонного строительного комплекса Советского Союза. Активный участник строительства канала имени Москвы, оборонительных рубежей Южного, Юго-Западного и Сталинградского фронтов Великой Отечественной войны, Челябинского металлургического завода, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске, ускорителя элементарных частиц в Дубне, Серпуховского синхрофазотрона, Новосибирского Академгородка, Звездного городка космонавтов и ряда других важнейших оборонных объектов.
Александр Николаевич Комаровский (1906–1973) родился 20 мая (7 мая по старому стилю) 1906 года в Петербурге в семье инженера-гидротехника. Его отец, Николай Александрович, принимал участие в строительстве шлюзов, плотин Мариинской водной системы. С его именем связан водный путь, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем. В 1914–1917 гг. семья жила в г. Череповце ныне Вологодской области. В 1917 г. Николай Александрович получил назначение в Москву, он был утвержден начальником Москворецко-Окского округа водных путей сообщения.
В столице семья устроилась на Никитском бульваре. Недалеко от дома была опытно-показательная школа им. Ф.Нансена. «Размещалась она недалеко от нашего дома в старом школьном помещении с прекрасно оборудованными кабинетами и возглавлялась обаятельным профессором географии московского университета Александром Сергеевичем Барковым, оставившим у меня самые светлые воспоминания», – отмечал Александр Николаевич. «Главное: надо научиться мыслить самостоятельно, уметь обобщать и анализировать материал», – часто говорил ученикам А.С. Барков. Он поощрял подготовку рефератов старшеклассниками. Александр Комаровский подготовил в школе свой первый доклад «Есть ли жизнь на Марсе?».
В своих воспоминаниях А.Н. Комаровский высоко оценил уровень преподавания в школе: «В школе был довольно сильный состав преподавателей, многие из которых уже тогда были профессорами университета… учебная программа акцентировалась на точных науках. Большой удельный вес занимали, например, математика и физика. Помнится, в последнем классе активно работал у нас кружок высшей математики, которым руководил один из преподавателей университета. Может быть, поэтому большинство моих одноклассников в дальнейшем стали инженерами, учеными». Александр окончил школу в 1922 г.
Николай Александрович брал сына на стройки, чтобы сын видел, что делают знания, талант и умелые руки инженера. Александр мечтал стать инженером-судостроителем. Но в Москве не было судостроительного вуза, и пришлось остановиться на запасном варианте – пойти по стопам отца и поступать на строительное отделение водного факультета Московского института инженеров транспорта (МИИТ). В институте профессор Ф.Е. Максименко читал лекции по гидравлике, П.А Велихов по сопротивлению материалов, И.П. Прокофьев по строительной механике, А.И. Фидман по гидротехнике. Студенты активно вовлекались в научную деятельность кафедр, особенно в те исследования, которые были актуальны для промышленности, энергетики и транспорта. Чтобы расширить технические знания студентов и вызвать у них интерес к науке, им поручали готовить доклады на темы, которые не входили в учебную программу. Александр Комаровский получил ценный опыт в области научных исследований, участвуя в работе кафедры гидротехнических сооружений.
Ещё одним важным этапом в обучении была производственная практика. Александр Николаевич впоследствии отмечал: «И были мы не просто практикантами-наблюдателями. Каждый из нас назначался на определенную должность с четко очерченными обязанностями и нес полную ответственность за темпы и качество работы. Мне, в частности, пришлось сначала быть старшим рабочим по заготовке свай и шпунтов. Потом – техником по забивке их паровыми копрами и по бетонированию фундамента (флютбета) плотины. Надо ли говорить, как это утверждало нас в собственных глазах!»
Студент Александр Комаровский (первый справа) на производственной практике
Александр Николаевич получил специальность инженера путей сообщения. Его дипломный проект «Донская лестница шлюзов Волго-Донского канала» был приравнен к серьезной научной работе. «Работа над этой темой принесла известную пользу, – признавался потом Александр Николаевич. – Через три с половиной года мне пришлось проектировать и строить шлюзы на канале Москва–Волга». Председатель квалификационной комиссии К. Н. Акулов – начальник управления водных путей сообщения НКПС, крупнейший в то время гидротехник – наложил на проекте резолюцию: «Оставить проект в фундаментальной библиотеке института». Это была наивысшая оценка. Александру предложили остаться в аспирантуре института, но он отказался, считая для себя более важным приобретение практического опыта.
А. Н. Комаровский начал работать в Московском проектном бюро «Свирьстрой». Здесь он получил опыт инженера-конструктора и инженера-проектировщика. Молодой инженер твёрдо отстаивал свои взгляды. Он доказал преимущество своего проекта Свирьской плотины.
В 1929 г. Александр Николаевич составил пособие по сооружениям, применявшимся для искусственных водных путей. Гидротехник, профессор Ленинградского института инженеров путей сообщения В. Е. Тимонов предложил Н. Комаровскому поработать над актуальной в те годы темой воздействия льда на гидротехнические сооружения. Результатом 4-летней работы явились книги «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод» и «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним».
После выполнения московским проектным бюро Свирьстроя основных задач и его ликвидации в 1929 году, Александр Николаевич работал в Водоканалпроекте, проектируя различные сооружения системы водоснабжения Донбасса, а затем – заведующим Гидробюро небольшого треста «Гидротехстрой» ВСНХ СССР.
В 1931 г. А. Н. Комаровский был направлен на строительство Канала имени Москвы. Сначала был начальником гидротехнического сектора управления строительства канала. С апреля 1934 г. – заместитель начальника работ Южного (Московского) района строительства канала. Комаровский пишет: «Работы шли круглые сутки, посменно. Ночью громадная площадь была залита светом. Лично мой производственный маршрут начинался в 6–7 часов утра, обычно с котлована 8-го шлюза, затем продолжался осмотром строительства одноарочного моста через шлюз тоннеля под каналом на Волоколамском шоссе, опускался в глубокий котлован 7-го шлюза и к полуночи завершался на поднимающейся Химкинской плотине. Так работали тогда большинство строителей канала».
С мая 1936 г. – начальник работ Центрального района канала. С 1937 г. – начальник и главный инженер эксплуатации канала, руководил работами по оформлению берегов канала, его благоустройству и озеленению.
22 апреля 1937 года газета «Известия» писала: «Вчера во второй половине дня канал Москва- Волга посетили товарищи Сталии, Молотов, Ворошилов и Ежов. НА СНИМКЕ: товарищ Сталин беседует с начальником работ Центрального района Комаровским в районе станции Влахернская. Слева направо — товарищи Молотов, Комаровский, Сталин, Ежов, Ворошилов».
Газета «Известия» 23 апреля 1937 г.
Деятельность Александра Николаевича на строительстве канала, как одного из молодых и перспективных инженеров-строителей, была отмечена в одной из статей газеты «Известия»: «Из молодых инженеров, строивших канал, Александру Комаровскому выпала особая честь. Он начал с изысканий, перешёл на проектирование и, наконец, строил. Вместе с учителем молодых инженеров канала – Сергеем Яковлевичем Жуком он прошёл пешком всю трассу канала. Комаровский руководил постройкой Волоколамских тоннелей у с. Тушина, замечательного одноарочного моста инженера Бачелиса, седьмого и восьмого шлюзов. Сейчас Комаровский начальник работ Центрального района. 22 апреля он давал товарищу Сталину объяснения при осмотре сооружений канала. Молодой, энергичный, он стоял перед вождём и рассказывал ему о деле рук своих».
4 мая 1937 г. в газете «Известия» был репортаж с митинга в честь первого прибытия теплоходов в Северный речной порт канала Москва–Волга: «Инженер Комаровский произнес речь от имени инженерно-технических работников канала: «Мы молоды и полны сил. Большинство из нас пришли на эту гигантскую стройку прямо со школьной скамьи. Многие из инженеров и техников, создавших канал, еще в комсомольском возрасте. Мы с гордостью рапортуем нашей великой Родине, что грандиозный канал, все его замечательные сооружения и механизмы сделаны без иностранной помощи»».
Руководители строительства канала Москва-Волга. Александр Комаровский в центре. 1937 год
Александр Николаевич проявил себя талантливым инженером, отличным организатором и принципиальным руководителем. За работу на строительстве канала был награждён орденом Ленина.
Газета «Правда» 29 апреля 1937 г. №118 (7084)
В сентябре 1937 года после окончания строительства Канала имени Москвы А.Н. Комаровский назначен заместителем начальника строительства Куйбышевского гидроузла. Он пришёл к выводу, что место строительства из-за неблагоприятных геологических условий выбрано ошибочно и вступил в конфликт с начальником строительства Сергеем Яковлевичем Жуком. Строительство было приостановлено, а после войны возобновлено в другом месте.
Александр Николаевич Комаровский по предложению Народного комиссариата обороны неоднократно выступал консультантом в области военного строительства. Его деятельность как военного инженера, включающая консультирование, проектирование и строительство оборонных объектов, высоко ценилась командованием.
В 1938 году А. Н. Комаровский назначен руководителем сектора капитального строительства в Народном комиссариате водного транспорта СССР, зачислен в ряды Красной армии и получил воинское звание военинженера 1 ранга, что соответствовало званию полковника. В мае 1939 года Комаровский был переведён в Народный комиссариат морского флота СССР и назначен заместителем народного комиссара морского флота по строительству и механизации портов.
С декабря 1939 года Александр Николаевич занимал должность заместителя народного комиссара военно-морского флота СССР по строительству с присвоением воинского звания бригинженера (бригадного военного инженера). Руководил проектированием и строительством морских портов и судоремонтных предприятий. Принимал непосредственное участие в сооружении военно-морских баз и гидротехнических сооружений, руководил всеми работами Наркомстроя СССР по Дальнему Востоку и Северо-Западу страны. Для осуществления этих задач был создан «Главспецгидрострой», руководство которым в декабре 1939 г. было возложено на А.Н. Комаровского. На этой должности ему предстояло курировать строительство крупных железобетонных плавучих доков в Херсоне, на Чёрном море. Основная проблема заключалась в том, чтобы изготовить тонкие объёмные железобетонные элементы из бетона высокой плотности и водопроницаемости. Это получилось. Александр Николаевич вспоминал: «Мы все с большим волнением следили за этим сложным и, вероятно, беспрецедентным и в мировой практике перегоном крупного железобетонного плавучего дока. И телеграмма капитана о благополучном завершении рейса была праздником для всего наркомата... и далее, спустя тридцать лет, мне вновь пришлось столкнуться с работой этой же верфи и крупными железобетонными дорогами. Были в нашей работе и определённые недостатки, это в первую очередь... [недостаточное внимание] к силе штормовых ветров». Результатом этого невнимания стало полное разрушение железобетонных ограждений подпорных стенок в Хосте и в Пицунде.
С началом Великой Отечественной войны Александр Николаевич Комаровский выполнял ряд заданий по эвакуации в тыл промышленных предприятий. 5 августа 1941 г. Александр Николаевич Комаровский был назначен начальником 5-го управления оборонительных работ, на которое было возложено строительство оборонительных путей для Южного и Юго-Западных фронтов, создание оборонительных рубежей по Днепру от Киева до Херсона. После завершения работ по устройству противотанковых и противопехотных препятствий под Харьковом 5-ое управление было направлено на строительство оборонительных укреплений на Сталинградском направлении и переоформлено в 5-ую сапёрную армию. В октябре 1941 года бригадный инженер А.Н. Комаровский назначается командующим 5-й саперной армией и заместителем начальника Главного управления оборонительных работ Народного комиссариата обороны СССР. Одной из главных задач 5-й саперной армии стало строительство ДОТов, командных пунктов и других оборонительных сооружений.
В трудных зимних условиях возводились рубежи обороны, которые были использованы войсками в оборонительных боях летом 1942 г. Профессиональная эрудиция и опыт по строительству крупных сооружений позволили А. Н. Комаровскому решать сложные технические вопросы во фронтовых условиях. По проекту многие сооружения должны были изготавливаться из монолитного железобетона. Это была трудновыполнимая задача в условиях морозов, без леса на опалубку, без средств для обогрева тепляков. Но выход из ситуации был найден, на Сталинградских заводах организовали массовое изготовление транспортабельных железобетонных деталей. По собственному проекту из этих деталей сооружались оборонительные сооружения. Эти конструкции прошли испытания на прочность и надёжность артиллерийским огнём.
В конце февраля 1942 года за «образцовое выполнение заданий правительства по строительству укрепленных рубежей против немецких захватчиков» А.Н. Комаровский был награжден Орденом Красного Знамени.
Учитывая успешный опыт А.Н.Комаровского в руководстве многочисленным коллективом строителей, 22 января 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) поручил Александру Николаевичу возглавить строительство Челябинского металлургического завода (ЧМЗ).
Создание завода качественных сталей в районе г. Челябинска с использованием руд Бакальского месторождения обсуждалось ещё в 1930 гг. Были проведены изыскательские работы, построено несколько бараков для строителей, но строительство было законсервировано. В августе 1940 г. принято решение о строительстве Бакальского металлургического завода для производства проката на базе Бакальских руд, Кузнецких и Карагандинских углей. Создаётся строительное управление Бакалстроя. С началом Великой Отечественной войны для строительства танков и других типов вооружений для фронта оборонной промышленности крайне не хватало высококачественных сталей, было решено форсировать строительство и ввод в строй Бакальского металлургического завода в Челябинске. Согласно постановлению ГКО СССР от 22 января 1942 года № 1181сс, подписанного И. В. Сталиным, А. Н. Комаровский был назначен «начальником Бакалстроя НКВД». В феврале-апреле 1942 года на место будущей стройки прибыли первые небольшие подразделения военных строителей из 5-й саперной армии из Сталинграда.
У деревни Шагол, где в условиях уральской зимы строились объекты ЧМЗ, кипела работа. С марта-апреля 1942 г. в строительстве принимали участие трудармейцы из числа мобилизованных немцев Поволжья. Строители – вольнонаёмные, заключённые, трудармейцы, всего 30 тыс. человек, построили 12 рабочих посёлков с общей жилой площадью свыше 40 тыс. кв. метров. Александр Николаевич пишет: «Вспоминая сейчас все стройки, на которых мне до или после этого приходилось участвовать, не могу назвать более сложной обстановки, если не считать, конечно, строительство оборонительных рубежей в прифронтовой полосе... Выход был найден совершенно необычайный для строительной практики. Трудно сейчас сказать, кто предложил для этой цели ивняк. Буквально через несколько дней после этого предложения сотни людей день и ночь уже плели из приобретённого ивняка щиты, которые устанавливались на деревянном каркасе с плотной забивкой пространства между щитами талой глиной, добываемой из-под почти двухметрового слоя мёрзлого грунта. Таким образом создавалась верхняя половина стены. Остальная часть „дома“ заглублялась в землю с закреплением стенок одним слоем плёнки»
С 13 августа 1942 года Бакалстрой был преобразован в Челябметаллургстрой НКВД СССР и под этим названием яркой страницей вошел в историю героического подвига советских тружеников тыла, воинов-строителей в годы Великой Отечественной войны.
Котлован – фундамент прокатного цеха ЧМЗ. 14 мая 1942
Первая очередь строительства была введена в эксплуатацию 7 февраля 1943 г. 22 февраля 1943 года А. Н. Комаровскому, который руководил строительством, было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-технической службы. К концу 1943 г. под его руководством работало уже 44 тыс. человек.
Следующими по важности задачами были: строительство подъездных путей, дорог и создание строительной базы. Дороги строились ускоренными темпами. Для строительства завода были проложены дороги – 64 км железных и 51 км автомобильных. Было организовано водо- и электроснабжение, построен бетонно-растворный узел, полигон для изготовления сборных железобетонных изделий, лесопильное и деревообрабатывающее хозяйства, цех металлоконструкций, восстановлен Потанинский кирпичный завод и другие подсобные хозяйства. Весной начались земляные работы на строительстве электросталеплавильных цехов и прокатного стана. Днем пуска завода считается 19 апреля 1943 г., когда был выплавлен первый металл. Отправка первых эшелонов с металлом на танковые и другие предприятия оборонной промышленности была волнующим для всех строителей событием. «И сейчас встает комок в горле, — писал после войны Александр Николаевич, — когда вспоминаешь дни отгрузки первых эшелонов нашей челябинской стали на танковый завод, митинги в цехах, полные горячего патриотизма речи рабочих и инженеров, принятие новых обязательств».
Такой крупный завод был построен поразительными темпами – всего за 9 месяцев. Ввод в действие в самый разгар Великой Отечественной войны первой очереди Челябинского металлургического завода помог стране получить значительные ресурсы качественных сталей. Это был массовый подвиг строителей, которые были полны решимости сделать всё, чтобы приблизить победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1943 года большая группа работников Челябметаллургстроя была награждена орденами и медалями, в их числе был и Александр Николаевич Комаровский, который получил орден Ленина.
В Челябинске произошло еще одно важное событие в жизни Александра Николаевича – встреча с будущей женой, Галиной Онуфриевной. Познакомившись в Челябинске, на Першинской площадке, супруги прожили в согласии более тридцати лет.
До мая 1944 г. А.Н. Комаровский – начальник Челябметаллургстроя, Челяблага, одного из многочисленных подразделений Главного управления лагерей промышленного строительства НКВД СССР. После 1944 г. судьба А.Н. Комаровского связана с Москвой. Он был начальником Главного управления лагерей промышленного строительства (Главпромстроя) – одной из самых мощных строительных организаций ГУЛАГа, занимался вопросами проектирования и строительства объектов атомной промышленности.
Александр Николаевич лично участвовал в выборе площадки для строительства первенца атомной индустрии комбината № 817 (ПО «Маяк») и первого атомграда «Челябинск-40» (г. Озерск). Он предложил свой проект стройплощадки плутониевого комбината, позже ставший моделью строительства всех сибирских атомных предприятий. А.Н. Комаровский предложил строить уникальные предприятия с большим количеством высококвалифицированных рабочих, специалистов и руководителей всех уровней – от бригадира до начальника стройки. Проектные работы совмещались со строительством специальных объектов и возведением жилых поселков для строителей, ученых и будущего персонала атомных объектов.
Будущая производственная база атомной промышленности создавалась с большим размахом, с учётом долгосрочной перспективы. Темпы и масштабы строительства поражают воображение. Так, решение о строительстве комбината № 817 было принято 23 марта 1946 года, и уже через два года, 19 июня 1948 года, заработал реактор «А», предназначенный для производства плутония.
Главк подключился к восстановлению разрушенных во время войны Беломоро-Балтийского канала, торговых портов на Балтике. А.Н. Комаровский, как опытный и выдающийся организатор, руководил восстановлением военных, промышленных и гражданских объектов на всей пострадавшей от оккупантов территории Советского Союза.
После Великой Отечественной войны более двух десятилетий (1945–1963) Александр Николаевич возглавлял строительство уникальных объектов атомной промышленности, которое из-за жёстких сроков, вызванных напряженной международной обстановкой, велось одновременно с проектированием. Это известные во всем мире первая в мире атомная электростанция в Обнинске, мощный циклотрон в Дубне и крупнейший кольцевой ускоритель протонов – Серпуховский синхрофазотрон, Звёздный городок космонавтов, благоустроенные города для работников атомной отрасли Саров, Озёрск, Снежинск, Трёхгорный, Железногорск и другие.
В 1946 г. состоялось решение о строительстве исследовательского комплекса для нужд атомной энергетики. Выбор выпал на район у села Петякино вблизи станции Обнинская Киевской железной дороги. Одновременно с научно-исследовательскими объектами строился город, которому было дано имя Обнинск. После ряда экспериментов под непосредственным руководством академиков И. В. Курчатова и Н. А. Доллежаля к 1950 г. был разработан проект первой в мире атомной электростанции с энергетической мощностью 5 тыс. кВт. А. Н. Комаровский руководил и строительством первой мирной атомной электростанции в Обнинске.
Одновременно с Обнинском рос и другой город науки – Дубна. История его началась в 1947 г. в связи с решением о строительстве первого в СССР крупного ускорителя элементарных частиц – синхроциклотрона мощностью 600-700 МэВ (мегаэлектронвольт). Строительство и монтаж самого синхроциклотрона были завершены в 1949 г. За 2 года строительства было уложено 20 тыс. м3 бетона. Одно только верхнее защитное перекрытие толщиной 2 м весило 10 тыс. т. На обмотку системы питания и управления было уложено 500 км кабеля. После большой исследовательской работы, проведённой академиком В. И. Векслером на построенной действующей модели, в Физическом институте АН СССР в г. Дубна был построен синхрофазотрон мощностью 10 ГэВ. Александр Николаевич вспоминал: «Зимой, в начале 1951 года, обрушилась конструкция ремонтно-механического завода, смонтированная из привозных металлических элементов. Для расследования причин аварии выехал крупнейший металлург нашей страны академик И. П. Бардин, не говоря уже о начальнике Главка, отвечавшего за эту стройку. Первые итоги расследования ничего не дали, потребовались химические анализы металла. В конце концов, было установлено, что для металлоконструкций использовали хладноломкий металл». Пришлось демонтировать все конструкции. А это десятки тысяч тонн металлоконструкций, которые были заменены на металл, выдерживающий морозы в 40-50оС».
После успешного испытания атомной бомбы в 1949 году среди первых награжденных за выдающиеся достижения в организации строительства и за особые заслуги перед страной при создании объектов атомной промышленности был Александр Николаевич Комаровский. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Пять лет, с 1948 по 1953 гг., Александр Николаевич руководил строительством Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских горах. Одновременно с проектными работами шло строительство здания МГУ. Большой комплекс зданий и сооружений МГУ был закончен летом 1953 г., а 1 сентября состоялся торжественный митинг по случаю начала занятий на всех факультетах МГУ.
Неожиданным было поручение правительства реставрировать стены и башни московского Кремля. А.Н. Комаровскому и его сотрудникам удалось решить и эту задачу. Было проведено обследование, составлены реставрационные карты, разработаны методы разборки и старая кладка была заменена на новую.
С марта 1953 года Александр Николаевич Комаровский занимал должность руководителя Главпромстроя – организации по строительству объектов атомной промышленности. С 1955 по 1963 год он занимал пост заместителя министра среднего машиностроения СССР по вопросам строительства.
Фото 14 Александр Николаевич Комаровский, зам. министра обороны, выступает в Доме культуры ГХК 1950-е гг.
В послевоенный период в социалистических странах в Европе и Азии активно развивалось промышленное строительство. Многие проекты были разработаны и реализованы при непосредственном участии Александра Николаевича Комаровского, который щедро делился своими знаниями и опытом с инженерами и учёными дружественных стран.
В 1958 г. в одном из старейших вузов страны Московском инженерно-строительном институте (МИСИ, ныне Московский государственный строительный университет – МГСУ) была создана кафедра строительства ядерных установок (СЯУ). Руководителем кафедры стал заместитель министра среднего машиностроения, доктор технических наук, профессор, генерал-майор Александр Николаевич Комаровский. На кафедре производились исследовательские работы по направлениям: радиационная стойкость бетона, водород и защитные свойства бетона, засыпная биологическая защита, бетонная защита от гамма-излучений. Результаты исследований по защите ускорителей были использованы на практике. В частности, защита экспериментального зала ускорителя в Серпухове выполнена в соответствии с рекомендациями учёных кафедры. Работы кафедры были учтены в проекте реконструкции синхроциклотрона и в ряде других проектов. Именно при Александре Николаевиче были заложены принципы работы кафедры, позволившие подготовить крупных руководителей производства и науки в области проектирования и строительства ядерных объектов.
Научная школа, основанная А. Н. Комаровским, завоевала признание как в нашей стране, так и за рубежом, впервые решив ряд сложных задач в нестандартной строительной сфере. В честь А.Н. Комаровского названа учебно-научная лаборатория на факультете теплоэнергетического строительства (ТЭС) МГСУ и установлена мемориальная доска.
С 1963 и до последних дней своей жизни Александр Николаевич Комаровский был заместителем Министра обороны СССР по строительству. В это время он руководил строительством военных, оборонительных, ракетно-ядерных и других сооружений в масштабах страны.
22 февраля 1963 года А. Н. Комаровскому было присвоено очередное воинское звание – генерал-лейтенант инженерно-технической службы. А 16 июня 1965 года он получил звание генерал-полковника инженерно-технической службы.
После Ташкентского землетрясения 1966 года находившиеся под начальством Комаровского стройбатовцы сделали исключительно много для восстановления города. Александр Николаевич Комаровский лично находился в Ташкенте, сам посещал стройки, оперативно решая возникавшие проблемы, делал все для того, чтобы у людей до наступления зимы была крыша над головой. Позже около одной из школ Ташкента установили памятную стелу в честь Комаровского (в 90-е годы утрачена).
Еще одной важной страницей его биографии стало руководство строительством Звездного городка для космонавтов. В 1963 году по инициативе маршала авиации С. И. Руденко, занимавшего в то время должность Главкома ВВС, был разработан первый генеральный план жилого городка. В обсуждении плана участвовали космонавты Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, П. Р. Попович, В. В. Терешкова, В. Ф. Быковский и А. Г. Николаев. 29 мая 1964 года заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск А. Н. Комаровский утвердил представленные ему генеральный план Звездного городка. Для строительства объектов «важного государственного значения» были привлечены бригады лучших строителей Москвы и Московской области. Некоторые объекты были построены по уникальным проектам, не имевшим аналогов в градостроительстве.
Заместитель министра обороны по строительству А.Н. Комаровский, космонавты В.А. Шаталов и Г.Т. Береговой обсуждают технические проекты строительных объектов. Звездный городок. Октябрь 1972 г.
Космонавты Г.Т. Береговой, В.А. Шаталов, заместитель министра обороны по строительству А.Н. Комаровский во время осмотра строительных площадок Звездного городка. Октябрь 1972 г.
Комиссия во главе с заместителем министра обороны по строительству А.Н. Комаровский на строительной площадке Звездного городка. Октябрь 1972 г.
На всех должностях, которые занимал Александр Николаевич, он демонстрировал глубокое понимание теории и выдающиеся организаторские способности. Он всегда был в поиске новых решений и применял новаторские подходы к решению задач. На руководимых им объектах использовались самые передовые методы строительства и монтажа, что позволяло быстро и эффективно выполнять работы.
А.Н. Комаровский и первый директор ЧМЗ Я. Сокол. Челябинск, 1964
Те, кому довелось работать с Александром Николаевичем на строительных площадках, участвовать в совещаниях и планерках, которые он проводил, и, самое главное, наблюдать за его работой, навсегда запомнили этого человека. Его непреклонность и требовательность всегда сочетались с высокой культурой, что производило особое впечатление. Он умел вдохновлять всех, кто работал с ним, своей невероятной энергией и страстной любовью к своему делу – строительству.
Летчик-космонавт Ю.А. Гагарин, генерал-полковник А.Н. Комаровский и летчик-космонавт П.Р. Попович. Москва, Красная площадь, 9 мая 1965 г.
В 1972 г. ему был присвоено звание генерала армии. Это был первый в истории страны случай присвоения военному инженеру звания генерала.
А. Н. Комаровский вёл активную научную деятельность, в том числе участвовал в решении важных задач в области оборонного, промышленного, гидротехнического строительства. Он написал множество научных трудов, среди которых монографии «Строительство ядерных объектов» и «Строительные конструкции ускорителей». Эти работы были опубликованы не только в России, но и за рубежом: в Оксфорде, Лондоне, Нью-Йорке и Париже. В 1972 году вышла его автобиографическая книга «Записки строителя», в которой он описал свою жизнь до 1964 года.
Активное участие принимал Комаровский в общественно-политической жизни страны. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970–1973), депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом XIX съезда КПСС.
За многолетний труд А. Н. Комаровский награждён семью орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Знаком Почёта, двумя орденами Красной Звезды, орденами и медалями зарубежных стран. За выдающиеся достижения в работе по выполнение заданий партии и правительства Александр Николаевич Комаровский удостоен звания Героя Социалистического Труда, Ленинской и Государственных премий.
Награды
Награды СССР
- Герой Социалистического Труда (29.10.1949);
- Семь орденов Ленина (14.07.1937, 29.04.1943, 16.05.1945, 29.10.1949, 11.09.1956, 07.03.1962, 19.05.1966);
- Два ордена Красного Знамени (21.02.1942, 30.12.1956);
- Орден Отечественной войны 1-й степени (27.02.1946);
- Два ордена Красной Звезды (30.01.1951, 22.02.1968);
- Медаль «За отвагу» (07.03.1962);
- Медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944);
- Медаль «За оборону Сталинграда»;
- Ряд других медалей.
Иностранные награды
- Орден Сухэ-Батора (МНР, 18.01.1969)
- Командорский крест ордена Возрождения Польши со звездой (ПНР)
- Офицерский крест ордена Возрождения Польши (ПНР, 6.10.1973)
- Медаль «Братство по оружию» (ПНР)
- Медаль «30 лет Халхин-Гольской Победы» (МНР, 1969)
- Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (МНР, 15.03.1971)
- Медаль «50 лет Монгольской Народной Революции» (МНР, 16.12.1971)
- Медаль «25 лет Болгарской народной армии» (НРБ, 1968)
- Медаль «За укрепление дружбы по оружию» (ЧССР)
Александр Николаевич умер в Москве 19 ноября 1973 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Некролог был опубликован во всех центральных газетах и подписан всеми членами партии и правительства.
Студенты Челябинского металлургического техникума на Новодевичьем кладбище в Москве у могилы генерала армии А.Н.Комаровского
Память
В 2006 году Министерством обороны РФ учреждена ведомственная медаль «Генерал армии Комаровский».
Постановлением Совета Министров СССР от 25 декабря 1973 года имя генерала армии А.Н. Комаровского присвоено Ленинградскому высшему военному инженерно-строительному Краснознамённому училищу (позже Санкт-Петербургское высшее военное инженерное строительное Краснознамённое училище имени генерала армии А.Н. Комаровского, ныне ВИТУ).
В честь А.Н. Комаровского названа учебно-научная лаборатория на факультете теплоэнергетического строительства (ТЭС) Московского государственного строительного университета (МГСУ) и установлена мемориальная доска.
В Москве в переулке Сивцев Вражек на фасаде дома №31, где жил А. Н. Комаровский в 1966-1973 гг, в 2006 году открыта мемориальная доска.
В 2020 году в Парке «Патриот» (Кубинка, Московская область) в экспозиции Военно-строительного комплекса установлен памятник Комаровскому.
Именем А.Н. Комаровского названа улица в Металлургическом районе города Челябинска, мемориальная табличка находится на доме №7а по ул. Комаровского.
В 1984 году для поощрения передовиков производства ПСМО «Челябметаллургстрой» была учреждена премия имени А.Н. Комаровского.
В Южно-Уральском многопрофильном колледже (ЮУМК) создана мемориальная экспозиция «Генерал, ученый, строитель», посвященная начальнику строительства Челябинского металлургического комбината, Герою Социалистического Труда генералу армии А.Н. Комаровскому. Вдова А.Н. Комаровского – Галина Онуфриевна – подарила музею личные вещи героя: парадно-выходной мундир, фуражку, письменный прибор, часы.
Галина Онофриевна (вторая справа в первом ряду) со студентами Челябинского металлургического техникума в Москве
А.Н. Комаровский был выдающимся инженером своего времени. «Моя военная специальность – строитель», – писал о себе генерал армии Александр Николаевич Комаровский. На многих объектах самоотверженно работали военные строители под руководством А. Н. Комаровского. В годы Великой Отечественной войны А. Н. Комаровский руководил строительством оборонительных укреплений на южном фланге советско-германского фронта и был командующим сапёрной армией, которая создала мощные укрепления под Сталинградом. Под руководством А. Н. Комаровского строители совершили настоящий трудовой подвиг во время войны. Они в кратчайшие сроки и в невероятно сложных условиях построили огромный металлургический завод в Челябинске, обеспечивший качественными сталями производство военной техники. После войны А. Н. Комаровский более двух десятилетий возглавлял строительство уникальных объектов атомной промышленности, включая первую в мире атомную электростанцию в Обнинске, синхрофазотрон в Серпухове и благоустроенные города для атомщиков.
Александр Николаевич Комаровский – один из выдающихся людей России, чьи имена составляют славу и гордость Отечества. Память об Александре Николаевиче Комаровском живёт в построенных им объектах.
Список рекомендуемых источников:
работы Комаровского А. Н.:
- Гидротехнические работы : практическое пособие для десятников и техников / под редакцией А. Н. Комаровского ; составители: Н. В. Карташов [и др.]. – Москва ; Ленинград : Госстройиздат, 1939. – 360 с. : ил. и черт. – Библиография в конце глав.
- Комаровский, А. Н. Записки строителя : публицистика / А. Н. Комаровский. – Москва : Воениздат, 1973. – 263 с. : ил., табл., схем. – URL: https://elib.biblioatom.ru/text/komarovskiy_zapiski-stroitelya_1973/p6/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский, А. Н. Защитные оболочки ядерных реакторов / А. Н. Комаровский. – Москва : Атомиздат, 1958. – 67 с. : ил. – Библиография: с. 66-67 (49 назв.).
- Комаровский А. Н. Нагревание конструкций, окружающих ядерный реактор / А. Н. Комаровский // Атомная энергия. – 1958. – Т. 5, вып. 2. – С. 119-123. – URL: https://elib.biblioatom.ru/text/atomnaya-energiya_t5-2_1958/p119/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский, А. Н. Новое в строительных схемах и конструкциях ядерных реакторов / А. Н. Комаровский // Атомная энергия. – 1960. – Т. 8, вып. 6. – С. 505-513. – URL: https://elib.biblioatom.ru/text/atomnaya-energiya_t8-6_1960/p505/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский, А. Н. Организация работ на строительстве Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова / А. Н. Комаровский. – Москва : Госстройиздат, 1958. – 328 с.
- Комаровский, А. Н. Панельное и крупноблочное строительство промышленных и энергетических объектов / А. Н. Комаровский. – Москва ; Ленинград : Энергия, 1965. – 440 с. : ил. – Библиография: с. 428-440.
- Комаровский, А. Н. Панельное и крупноблочное строительство промышленных и энергетических объектов / А. Н. Комаровский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Энергия, 1970. – 535 с. : ил. и карт. – Библиография: с. 519-535.
- Комаровский, А. Н. Подготовительные работы на крупных строительствах / А. Н. Комаровский. – Москва ; Ленинград : Госэнергоиздат, 1959. – 407 с. : ил. и карт. – Библиография в конце глав.
- Комаровский, А. Н. Предварительно напряженный железобетон в строительстве ядерных установок / А. Н. Комаровский. – Москва : Атомиздат, 1968. – 139 с. : ил. Библиография в конце разделов.
- Комаровский, А. Н. Пути экономии стали в реакторостроении / А. Н. Комаровский // Атомная энергия. – 1959. – Т. 7, вып. 3. – С. 205-214. – URL: https://elib.biblioatom.ru/text/atomnaya-energiya_t7-3_1959/p205/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский, А. Н. Строительные конструкции ускорителей : учебное пособие для инженерно-строительных вузов и факультетов / А. Н. Комаровский. – 2-е изд., перераб. – Москва : Высшая школа, 1961. – 136 с. : ил. – Библиография в конце книги (26 назв.).
- Комаровский, А. Н. Строительные конструкции ядерных реакторов : учебное пособие инженерно-строительных вузов и факультетов / А. Н. Комаровский. – Москва : Атомиздат, 1958. – 164 с. : ил. – Библиография: с. 62-65 (75 назв.). – URL: https://elib.biblioatom.ru/text/komarovskiy_stroitelnye-konstruktsii-reaktorov_1958/p0/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский, А. Н. Строительные материалы для защиты от излучений ядерных реакторов и ускорителей : учебное пособие для инженерно-строительных вузов и факультетов / А. Н. Комаровский. – Москва : Атомиздат, 1958. – 123 с. : черт. – Библиография: с. 120-122 (56 назв.).
- Комаровский, А. Н. Строительство ядерных установок / А. Н. Комаровский. – Москва ; Ленинград : Госэнергоиздат, 1961. – 336 с. : ил. – Библиография в конце глав.
- Комаровский, А. Н. Строительство ядерных установок / А. Н. Комаровский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Москва : Атомиздат, 1969. – 503 с. : ил. – Библиография в конце глав.
- Кузовлев, Г. М. Специальные гидротехнические сооружения на атомных предприятиях / Г. М. Кузовлев ; под редакцией А. Н. Комаровского. – Москва : Атомиздат, 1966. – 283 с. : ил. – Библиография: с. 276-281.
- Применение атомной энергии в народном хозяйстве : учебное пособие для втузов / А. А. Добринская [и др.] ; под общей редакцией А. Н. Комаровского. – Москва : Высшая школа, 1973. – 143 с. : ил. – Библиография в конце глав.
- Сборник материалов по обмену опытом в строительстве / ответственный редактор А. Н. Комаровский ; Министерство внутренних дел СССР, Главпромстрой. – Москва : Дориздат, 1951. – 51 с. : с ил.
- Сборник материалов по обмену опытом поточно-скоростного строительства жилых домов / ответственный редактор А. Н. Комаровский ; Министерство внутренних дел СССР, Главпромстрой. – Москва : Дориздат, 1950. – 91 с. : ил.
о нём:
- Александр Николаевич Комаровский : 1906-1973 // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2016 / Администрация Губернатора Челябинской области, Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составители: Л. В. Каменская, Р. Р. Хайретдинова. – Челябинск, 2015. – С. 34. – Библиография в конце ст. – URL: https://chelreglib.ru/media/files/resources/editions/kalend2016.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
- Антипин, Н. Самые известные южноуральские строители : [о А. Н. Комаровском] / Н. Антипин // Комсомольская правда. Челябинск. – 2014. – 8 авг. – С. 5.
- Богуненко, Н. Н. Комаровский Александр Николаевич / Н. Н. Богуненко, А. Д. Пелипенко, Г. А. Соснин // Герои атомного проекта. – Саров, 2005. – С. 196-197.
- Быстров, В. Генерал армии Александр Комаровский / В. Быстров // Полководцы и военачальники Великой Отечественной. – Москва, 1979. – Вып. 2 – С. 196-254 ; «Милитера. Военная литература : [сайт]. – URL: https://militera.lib.ru/bio/commanders2/04.html (дата обращения: 13.05.2025).
- Видный военный строитель А. Н. Комаровский (1906–1973) // Весь бетон : [сайт]. – URL: https://web.archive.org/web/20090313105738/http:/www.allbeton.ru/article/141/30.html (дата обращения: 30.04.2025).
- Гайнуллин, М. Ш. Он засветил «Маяк» : в первом атомщике страны человека было больше, чем инженера : [о А. Н. Комаровско] / М. Гайнуллин // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2014. – № 134 (3336) (4 сент.). – С. 26.
- Галайко, В. М. Я не люблю слово «Нет!» : [о жизни и деятельности генерала армии А. Н. Комаровского] / В. М. Галайко. – Москва : Восток Сервис, 2006. – 320 с.
- Геловани, А. В. Генерал армии А. Н. Комаровский : [к 70-летию со дня рождения] / А. В. Геловани // Военно-исторический журнал. – 1975. – № 5. – С. 125-125.
- Герой Научного полка : Александр Николаевич Комаровский // Московский государственный строительный университет : официальный сайт. – URL: https://mgsu.ru/news/Universitet/GeroyNauchnogopolkaAleksandrNikolaevichKomarovskiy/ (дата обращения: 13.05.2025).
- ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1917–1960 : [в т. ч. о А. Н. Комаровском] / составители: Н. В. Петров, А. И. Кокурин. – Москва : МФД, 2000. – 888 с. – (Серия «Россия. XX век. Документы»).
- Журавлёв, В. Великие стройки генерала Комаровского / В. Журавлёв // Стандарты и качество : [сайт]. – URL: https://ria-stk.ru/kvs/adetail.php?ID=175274 (дата обращения: 14.05.2025).
- Китаев, Е. А. На строительных высотах : [страницы истории ордена Ленина производственного строительно-монтажного объединения «Челябметаллургстрой», в т. ч. о Комаровском Александре Николаевиче] / Е. А. Китаев. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1991. – 238 с. – (Биография уральской индустрии).
- Комаровский Александр Николаевич // Военная энциклопедия : в 8 т. Т. 4 / председатель редакционной комиссии И. Д. Сергеев. – Москва, 1999. – С. 119-120.
- Комаровский Александр Николаевич // Герои атомного проекта. – Саров, 2005. – С. 196-199. – URL: https://elib.biblioatom.ru/text/geroi-atomnogo-proekta_2005/p196/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский Александр Николаевич // Герои страны : международный патриотический интернет-проект. – URL: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9040 (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский Александр Николаевич // Инженеры Урала : энциклопедия / редколлегия: Н. И. Данилов (гл. ред.) [и др.]. – Екатеринбург, 2001. – С. 269.
- Комаровский Александр Николаевич // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) : [сайт]. – URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12088485@cmsArticle (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский Александр Николаевич (1906-1973) : [биография] // РОСАТОМ. История : [сайт]. – URL: https://www.biblioatom.ru/persons/komarovskiy_aleksandr_nikolaevich/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Комаровский Александр Николаевич (1906-1973) // Строители атомной отрасли. Герои Социалистического Труда. – Москва, 2014. – С. 11. – URL: https://elib.biblioatom.ru/text/stroiteli-atomnoy-otrasli/p11/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Красуский, В. «Приказ – закон», – так считал бригинженер Комаровский / В. Красуский // Русское поле : [сайт]. – URL: https://suzhdenia.ruspole.info/node/12220 (дата обращения: 14.05.2025).
- Легалов, И. Н. Видный военный строитель А. Н. Комаровский (1906–1973) / И. Н. Легалов, В. М. Комов // allbeton : [сайт]. – 2008. – 11 июля. – URL: https://web.archive.org/web/20090313105738/http://www.allbeton.ru/article/141/30.html (дата обращения: 30.04.2025).
- Маламуд, Г. Я. Бакаллаг : [имеются сведения о А. Н. Комаровском] / Г. Я. Маламуд // Челябинск неизвестный : краеведческий сборник. – Челябинск, 1998. – Вып. 2. – С. 239-251.
- Мемориальная доска А. Н. Комаровскому (1906–1973) : [Москва, улица Сивцев Вражек] // narod.ru : [сайт]. – URL: https://novodevichiynecropol.narod.ru/07/komarovskiy_an_plaque.htm (дата обращения: 30.04.2025).
- Моисеев, А. П. Генерал строек. А. Н. Комаровский : [именем Александра Николаевича Комаровского названа улица Челябинска] / А. П. Моисеев // Память челябинских улиц / А. П. Моисеев. – Челябинск, 1988. – С. 195-198.
- Моисеев, А. Генерал строек. А. Н. Комаровский / А. Моисеев // Победа века : Челябинская область в Великой Отечественной войне : популярная военная энциклопедия / составитель А. П. Моисеев. – Челябинск, 2000. – С. 415-417.
- Новоселов, В. Н. Тайна сороковки / В. Н. Новоселов, В. С. Толстиков. – Екатеринбург : Уральский рабочий, 1995. – 320 с.
- Он засветил «Маяк» : Александр Комаровский // Они создавали Челябинскую область / руководитель проекта Н. А. Денисова ; составители: Н. А. Антипин, Д. Г. Графов. – Челябинск, 2014. – С. 108-113 : фот.
- Павленко, В. Д. Масштабное строительство / В. Д. Павленко, Г. К. Павленко // Через горнило войны к победе, 1941-1945 гг. – Челябинск, 2020. – С. 118-133. – (Южный Урал. Тыловая вахта памяти).
- Попов, Л А. Командарм Комаровский / Л. А. Попов // Бойцы вспоминают / Л. А. Попов ; Челябинский областной Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. – Челябинск, 2012. – С. 13-15. – (Популярная библиотека ветерана ; серия 13. Труженики тыла).
- Попов, Л. А. Командарм Комаровский / Л. А. Попов // Тезисы докладов научно-практической конференции / Челябинский областной краеведческий музей. – Челябинск, 1995. – С. 67-68.
- Попов, Л. А. Рассказы первостроителя / Л. А. Попов // Исторические чтения : материалы научной конференции «Неизвестная война : малоизученные страницы Великой Отечественной» (2004). – Челябинск, 2005. – Вып. 9. – С. 103-109.
- Попов, Л. А. Созидатели / Л. А. Попов // Бойцы вспоминают / Л. А. Попов ; Челябинский областной Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. – Челябинск, 2012. – С. 25-35. – (Популярная библиотека ветерана ; серия 13. Труженики тыла).
- Приказ – закон : [о генерале армии, военном строителе А. Н. Комаровском] // танкоградпобеда.рф : [сайт]. – URL: http://танкоградпобеда.рф/books/articles/articles_885.html (дата обращения: 14.05.2025).
- Скупов, Б. Военный строитель – строитель мира : [к 110-летию А. Н. Комаровского] / Б. Скупов // Союз офицеров-ветеранов Военно-строительных частей Атомной энергетики и промышленности (ВСЧ АЭП). – 2017. – 26 янв. – URL: https://25525.ru/voennyiy-stroitel-stroitel-mira/ ; https://ardexpert.ru/article/6451 (дата обращения: 14.05.2025).
- Стоякин, И. В. Комаровский Александр Николаевич / И. В. Стоякин, Г. А. Гончаров // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 398 ; Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 3 / редколлегия: К. Н. Бочкарев (гл. редактор) [и др.]. – Челябинск, 2004. – С. 302.
- Толстиков, В. С. А. Н. Комаровский – строитель, генерал, ученый / В. С. Толстиков // Уральские Бирюковские чтения : сборник научных и научно-популярных статей / редактор С. С. Загребин. – Челябинск, 2006. – Вып. 4, ч. 2 : Город как феномен культуры. – С. 393-399.
- Туров, Г. И. Первостроители : [о А. Н. Комаровском. Я. Д. Рапопорте, Д. К. Семичастном. Из истории г. Озерска] / Г. И. Туров // ПрО Маяк, 2003. – 22 авг.
- Турова, Е. Приказано : расстрелять / Е. Турова // Врата Рифея : сборник / редактор В. С. Боже. – Москва, 1996. – С. 290-294. – (Вся Россия).
- Филичкин, В. Они создавали историю Челябинской области : [в т. ч. о А. Н. Комаровском] / подготовил В. Филичкин // Вечерний Челябинск. – 2014. – № 71 (11783). – 19 сент. – С. 22-23, фото.
- Флыгин, Ю. Александр Комаровский. Помнят ли его в Ташкенте? / Ю. Флыгин // Письма о Ташкенте : [сайт]. – URL: https://mytashkent.uz/2017/05/20/aleksandr-komarovskij-pomnyat-li-ego-v-tashkente/ (дата обращения: 14.05.2025).
- Чабанова, А. Н. О жизни и деятельности генерала армии А. Н. Комаровского : [рецензия на книгу: Галайко В. М. Я не люблю слово «Нет!»] / А. Н. Чабанова // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 3. – С. 78-79. – (Критика и библиография).
- Черников, В. За завесой секретности или строительство № 859 (страницы истории Южноуральского управления (ЮУС)) / В. Черников. – Озерск, 1995. – 272 с. : ил. – (В надзаг. : 50-летию ЮУС посвящяется).
- Шестопалов, Н. Ф. Видный военный инженер-строитель : [о А. Н. Комаровском] / Н. Ф. Шестопалов // Военно-исторический журнал. – 1986. – № 5. – С. 88-90.
- Шмыров, Б. Д. Как создавалась легенда : [к 75-летию пуска Челябинского металлургического завода] / Б. Д. Шмыров // Архив в социуме - социум в архиве : материалы региональной научно-практической конференции / составитель Н. А. Антипин. – Челябинск, 2018. – С. 240-243.
- Шмыров, Б. Д. Комаровский Александр Николаевич : строитель, солдат, ученый / Б. Д. Шмыров. – Челябинск: АБРИС, 2014. – 158 с., ил. – Библиография: с. 144-146 (38 назв.). – (Серия: «Судьбою связаны с Уралом»).
- Шмыров Б. Металл Победы : начальник строительства : [о А. Н. Комаровском] / Б. Д. Шмыров // Военно-исторический архив. – 2011. – № 7. – С. 136.
- Шмыров, Б. Д. Перечитывая «Записки строителя» : [Челябинский период биографии А. Н. Комаровского] / Б. Д. Шмыров // Гороховские чтения, 2013. – Вып. 4. – С. 275-283. – Библиография в примечаниях: с. 282-283.
Источники фото: https://www.biblioatom.ru, https://www.suvc.ru, https://goskatalog.ru, https://moskva-volga.ru, https://yandex.ru, https://bd-chelarhiv.eps74.ru, https://vk.com, http://www.arhinovosti.ru, https://www.informio.ru, https://warheroes.ru, https://parkpatriot.ru
Любовь Аверина