Константин Владимирович Фокин – художник, живописец-монументалист, член Союза художников СССР (1975), преподаватель Челябинского государственного института культуры, лауреат премии Законодательного собрания Челябинской области работникам культуры и искусства (2011).
Константин Владимирович Фокин (1940–2023) – один из самых ярких художников Южного Урала, чье имя в художественной жизни Челябинска справедливо считается знаковым. Лучшие его произведения – «Казнь Степана Разина», «Художник и его картина», «Бабы», «Самозванца везут» хранятся в Челябинском и Екатеринбургском музеях изобразительных искусств, Магнитогорской и Пермской картинных галереях и в частных собраниях в России и за рубежом.
Фокин является потомком известной творческой династии. Его двоюродным дедом был знаменитый артист балета и балетмейстер Михаил Фокин, сподвижник Сергея Дягилева организатора «Русских сезонов» в Париже. Отец Константина, Владимир Николаевич Фокин, тоже был человеком высокообразованным – он преподавал историю, французский и итальянский языки, имел блестящий педагогический дар. Биография его сына Константина Владимировича – это не только продолжение истории рода Фокиных, но и часть нашей русской культуры.
Знаменитый артист балета и балетмейстер Михаил Фокин
Константин Фокин родился 18 июня 1940 года в Красноярске. И очень гордился, что с любимым художником Василием Ивановичем Суриковым его связывает не только один город, но и одна улица.
В пять лет Костя тяжело заболел, и чтобы легче переносить болезнь, он начал рисовать. Первый его рисунок – необычной формы патефон. Мальчик представлял, что внутри него сидит крошечный человек и поет... Так рисование помогло ребенку победить болезнь. А потом стало его любимой профессией на всю жизнь! Кстати, этот рисунок Константин Владимирович бережно хранил и очень им гордился. Тем более, что нарисовал он его на обратной стороне фотографии Михаила Фокина. Преемственность поколений!
Как вспоминал Константин Владимирович, детей в семье воспитывали по-спартански. Начиная с апреля месяца, они ходили босиком (кроме школы). Отец приучал мальчишек к труду. Они отлично справлялись с ведением домашнего хозяйства – ходили за водой, кололи дрова, стояли в очереди за хлебом. В 1954 году семья переехала в Пермь, где Константин начал заниматься в изостудии Дворца пионеров у Ю. Д. Михайленко. Он очень много рисовал как акварелью, так и маслом. В 14 лет Константин Фокин начал вести дневники, которые и сегодня раскрывают многие его тайны и делают понятными его поступки и творения.
С 1957 по 1962 Фокин учился в Свердловском художественном училище. В это время там преподавали известные художники Геннадий Мосин и Миша Брусиловский, которые по словам самого Константина Владимировича «оказали решающее влияние на его художественное становление».
Стремясь овладеть в совершенстве мастерством художника, мечтая создавать большое искусство, Фокин продолжил обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. «Мухинка» обогатила художественные представления молодого художника, его мировоззрение, помогла определить свое направление в искусстве.
Уже ранние холсты Константина Фокина («Дворик в Чебаркуле», 1966; «Пир королей», 1968; «Пианист», 1968) удивляют своей смелостью и экспериментами в духе соц-арта.
В 1962–1965 гг жил в г. Ленинграде и г. Перми, работал в Пермском книжном издательстве. Графически точны его иллюстрации к авторскому сборнику Л. Правдина «Сразу после грозы» (Пермь: Пермское книжное издательство, 1965).
С молодых лет Фокин выделялся независимостью, творческой свободой, оригинальностью суждений, социальными принципами. У Константина Владимировича всегда была своя позиция и почерк не только в художественном пространстве, но и в жизни. Его девиз по жизни – «Оставаться порядочным, независимо от обстоятельств. А порядочность – это говорить, что думаешь, не кривить душой, исполнять, что положено, добросовестно, со всей страстью и энергией. И не обманывать». С 1966 года Константин Фокин принимает активное участие в художественных выставках.
С начала семидесятых годов, оказавшись с семьей в Челябинске, молодой художник активно работал в росписи, создал серии гравюр романтического и символического плана, используя язык искусства классического авангарда 1910–20 годов. Это был самый важный и плодотворный период творчества Константина Фокина, характеризуемый, прежде всего, преобладанием монументализма.
Фокин работал над большими полотнами из русской истории: «Казнь Степана Разина на Красной площади в Москве 6 июня 1671 года», серия картин, навеянных «Словом о полку Игореве», «Петр I. Русское барокко» и «Ломоносов» и др. Он смело выступал вразрез с ключевой стилистической линией развития искусства Советского Союза и выбирал сюжеты и стилистику, ярко повествующие о ключевых, переломных моментах в истории страны.
«Казнь Степана Разина», 1980 г.
«Поход Игоря Святославовича на половцев», 1985 г.
Художник, отражая в своих полотнах значимые исторические события прошлого России, возвращался к живописным размышлениям о судьбах страны, её героях и народе до своих последних дней.
Однако где-то к середине 80-х Константин Фокин ощущает исчерпанность диалога между станковой живописью и монументальным искусством. Итоги этого большого периода он подводит в картинах «Бабы», «Страсти-шоу», «Самозванца везут».
Каждое полотно – это особый этап в творчестве Мастера, долгий и мучительный. Вот как это период описывает художник: «Степана Разина когда я делал, мне снилось это. Я делал два года сам холст, и он мне достался очень тяжело. Допустим, Пугачёв, который в два раза больше, мне легче достался. Хотя дольше», – говорит Фокин о картинах «Казнь Степана Разина 6 июля 1671 года на Красной площади в Москве» и «Самозванца везут». «Композиция о Пугачеве долго не складывалась, не хватало какой-то символической детали. Я начал читать литературу о русских обычаях и вдруг обнаружил скоморохов. Оказывается, у скоморохов были две главные фигуры: козел и медведь. Но чтобы их разместить на этом холсте, надо было убрать очень хорошую живопись, которая мне страшно нравилась. Вот этот вот момент был очень мучительный, тяжелый момент», – добавил Фокин.
В 1981–1983 гг. художник создал замечательное полотно «Бабы. День Победы». Приглядитесь – в бабьем царстве нет ни единого лица с улыбкой. Все как будто окаменели. Только одна неуклюже пляшет под гармошку. Победа – да, но сколько же горя. За каждой героиней можно разглядеть историю русской женщины. Тут и горькая неутолимая печаль, светлая радость, мольбы и вместе с тем сила прекрасных женщин, которые своим трудом приближали Победу…
«Бабы. День Победы», 1981-1983 гг.
Музыканты –еще один лейтмотив творчества Фокина. Скрипач, пианист, ангел, играющий на флейте. Но, особенно, любит изображать он отрешенных, сосредоточенных виолончелистов. У этого грустного, усталого инструмента, видимо, много общего с непарадной стороной жизни нашего героя.
Фокин на многих полотнах запечатлел любимый Ленинград. Причем, Ленинград у Фокина – не в академических красотах, а ракурсах неожиданных. Много северных пейзажей –любимое «место действия» у Фокина.
«Однажды белыми ночами», 1996 г.
А какие замечательные пейзажи на картинах Константина Владимировича!
В своих графических и живописных работах автор не раз обращается к образу своего знаменитого предка Михаила Фокина. Один его портрет выполнен маслом, другой входит в композицию одной из росписей, третий – гравюра, созданная в 1985 году. На ней Михаил Фокин в зените славы, наивысшего успеха, полный достоинства и веры в свой талант.
Линогравюра «Хореограф Михаил Фокин», 1985 г.
Генетическая связь с богатейшей культурой Серебряного века обусловила личностные качества и творческую программу художника Константина Фокина: широкая эрудиция, утверждение в искусстве героического, попытка выработать свою систему.
Все работы Константина Фокина не только масштабны, они очень колоритны: кажется, что мастер исследует всю доступную человеку цветовую палитру. Его картины можно рассматривать часами…
Константин Фокин всегда поражал и заражал своей энергией. Константин Владимирович всегда был сосредоточен на безостановочном процессе творения, находился в постоянном поиске совершенствования в искусстве. Вот как он об этом говорил: «Впервые Пикассо я увидел в 1956 году, была выставка в Эрмитаже. Одна из его картин меня очень задела. Я до сих пор помню то впечатление, когда ее увидел. Она была напротив дверного проема, и он как бы служил ей рамой. Меня она настолько удивила. Мне было 16 лет. И еще одна работа – «Портрет Солера». И с тех пор Пикассо стал для меня примером постоянного изменения художника». В 1967 году я четко, как программу сказал себе – я буду все время преодолевать себя. Даже пусть это будет хуже, будет неудача, но я не должен повторяться. Циклы какие-то есть, но все равно каждый раз я стараюсь уходить. Я считаю, что в этом и есть принцип творчества – все время обновляться». И он с каждым годом оттачивал свой талант. И менялся, работал в разных жанрах.
Фокин – автор 67 монументальных росписей. Еще в 70–80-х годах он создал свои знаменитые росписи: полиптих «Радость жизни» в ресторане «Уральские пельмени», на котором было представлено 140 персонажей (1979), триптих «Родина» в одноименном кинотеатре (1975), роспись плафона зрительного зала театра ЧТЗ (1983), цикл росписей в храме в честь Вознесения Христова в Магнитогорске; роспись плафонов зрительного зала и VIP-зала в концертном зале им. С. С. Прокофьева и других.
Его росписи обращают на себя внимание своей яркостью, былиной мощью, изысканной музыкальностью и неуловимой загадочностью. Очень жаль, что большинство его росписей, которые украшали залы общественных зданий нашего города, на сегодняшний день уничтожены. Для новых хозяев зданий они не представляли интерес.
А еще Фокин постоянно учился. Его учителя и вдохновители – великие мастера. Рембрандт, Дионисий, Микеланджело, Суриков, Петров-Водкин… «Я – блудный сын Рембрандта, уведенный на тропу испытаний как самой жизнью, так и искусством», – заявлял художник.
В 90-х годах Мастер обращается к христианским мотивам – ангелы и апостолы, соборы и библейские притчи. Как говорил Константин Владимирович: «Я художник русский, и для меня всегда идеалом живописи являлись иконы. Икона больше предназначена для того, чтобы молиться, а не для того, чтобы её созерцать. А живопись - для того, чтобы её рассматривать. Я атеист. Но я использую религиозные сюжеты, так как там, не нужно придумывать содержание, саму литературную канву. Моя живопись не религиозная. Она светская».
«Неведомый святой воин» Фреска Преображенского собора града Китежа,1994 г.
«Распятие с огненным восхождением Ильи», 2006 г.
В живописной практике Константина Фокина есть росписи храмов.
И некоторые картины мастера передают эффект фресок. «Богоматерь с младенцем «Умиление»» (1994 год) транслирует ощущение материнской любви и природной нежности, а «Неведомый пророк» (1994 год) кажется воплощением стойкости и аскетизма. Особое внимание живописец уделил фактуре этих картин-икон: густые, пастозные мазки соседствуют с нарочито пустыми, незакрашенными фрагментами холста.
«Богоматерь с младенцем «Умиление»» Фреска Преображенского собора града Китежа, 1994 г.
«Неведомый пророк» Фреска Преображенского собора града Китежа, 1994 г
По словам художника, в каждой его картине есть двойное и тройное дно. Тем интереснее любителям живописи разгадывать тайны его полотен.
Например, картина «Купание в Калязине». Христос сходит на реку в Калязине, вдоль которой идут поезда, особой жизнью живет музыка. Уральский хребет – как перевал между прошлым и будущим, по одну сторону – Ермак с дружиной, по другую – советские ЛЭП.
В 2015 году Фокин создал полотно «Художественное исследование картин Сурикова».
«Художественное исследование картин Сурикова», 2015 г.
Этот жанр является ноу-хау. Своих главных героев Василий Суриков очень часто изображал в профиль, чтобы подчеркнуть особые связи между ними и между другими персонажами и предметами. В этой работе можно увидеть автопортрет Константина Владимировича. Естественно, тоже в профиль.
На вопрос «Что значит – быть русским художником?» Константин Владимирович отвечал: «Для меня, например, музыка Чайковского – выражение русской души: мы – народ нежный, ласковый, но и грозный. В нас нельзя просто так пальцем тыкать, как, допустим, в тигра. Тигр откусит палец, и мы откусим. Мы – другие, не похожие ни на Восток, ни на Запад. У нас другой мир, он иначе соткан. Наш мир соткан из совести и справедливости… Я написал работу о Василии Сурикове, как собственное видение этого художника. Думаю, когда опубликую, искусствоведы на меня с вилами пойдут. Но уверен, что именно он в русском искусстве был первооткрывателем совершенно новых путей».
Самым грандиозным и по замыслу, и по масштабу является полотно «Рождение нового мира». Размер работы «Рождение нового мира» составляет 6 метров в длину и 4 метра 20 сантиметров в высоту. Константин Фокин замыслил эту работу еще в 1980-е годы, а приступил к ней в 2011-м. Работа заняла 20 лет, но осталась незавершенной.
«Рождение нового мира», 2011-2022
Автор изобразил историю России от безмолвствующего народа и средневековых иконописцев, включая Андрея Рублева и Даниила Черного, до исторических и культурных персонажей ХХ века. На картине можно увидеть последнего царя, революционеров и великих поэтов рубежа веков, генсеков и палачей. От Христа до вполне узнаваемого Дзержинского. Фокин гордился загадками и перекличками, которыми намеренно насытил «Рождение нового мира». «Я считаю, что это событие глобального значения, и мы должны на него отвечать. Не так: «Ура!» Эта картина отражает определенную трагичность того события, но я могу сказать, как историк, художник, это событие никогда в истории никто не забудет. Как не забудут Ленина, как не забудут Сталина. Потому что революция, Ленин и Сталин – они останутся в веках, как Иван Грозный. Это вещи, которые священны и несокрушимы».
Художник незадолго до смерти делился планами о создании грандиозной фрески о гибели Зои Космодемьянской, о Челябинске. Но не успел…
Картины мастера отличает «суровый стиль». Правда, в отличие от коллег по упражнениям в суровости, Фокин – художник светлый и яркий. Фокин поражает не только разнообразием пластических подходов, которые менялись от периода к периоду, но и умением аккумулировать внутренний свет. А потом щедро раздаривать его не только в самих холстах, но и в окружающем пространстве.
Светом, живыми красками и гармонией наполнены и невероятные картины природы, в которых художник умело передает малейшие нюансы освещения, игру теней, движение воздуха. Его пейзажи – это не просто изображение местности, это скорее эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, приглашение к созерцанию и размышлению.
«Раскинулся на холмах лунный шелк», 2001 г.
В Челябинске, где долгие годы творил и преподавал Константин Фокин, у художника состоялись несколько персональных выставок: две в Челябинской областной картинной галерее – в 1995 и 2006 годах, а затем в 2017 году в Выставочном зале Союза художников России.
Последняя прижизненная выставка Константина Фокина в Челябинске была открыта в сентябре 2020 года и приурочена к 80-летию художника. Конечно, всего богатого творческого багажа Константина Фокина челябинцы, к сожалению, так и не увидели. Многие крупноформатные монументальные работы художника так и остались в его мастерской. Они были настолько большие (более шести метров в длину), что вывезти их из мастерской и разместить в выставочных залах Челябинска не представлялось возможным.
И почитатели таланта Фокина смогли их увидеть только после смерти мастера на выставке «Поединок с вечностью», приуроченной к годовщине смерти Константина Фокина, которая была организована в Екатеринбурге в центре «Эрмитаж-Урал» в 1923 году. Дерзкая палитра, огромный формат, фантастический размах тем – так охарактеризовали эту выставку.
Масштаб выставки потрясает. На первой посмертной ретроспективе художника показано 76 холстов. Это и ранние работы мастера, приобретенные свердловскими искусствоведами еще в СССР («Не спи, художник», 1977; «Казнь Степана Разина», 1980; «Самозванца везут», 1987; «Страсти шоу», 1988), и вплоть до последней его широкомасштабной картины – «фрески» «Рождение нового мира» (2011–2022). Для того, чтобы доставить это огромное полотно из Челябинска в Екатеринбург, пришлось нанимать спецтехнику, спускать экспонат с помощью подъемника из окна мастерской, которая расположена на пятом этаже.
«Самый свободный художник России» – так себя называл Константин Фокин: «Потому что всегда делал всё, что хотел. Даже в росписях для различных государственных учреждений. Помню, сделал эскиз для росписи ГПТУ в честь Победы – там был изображен Сталин. Худсовет просто облалдел. Я объяснил, что присутствие Сталина объясняется тем, что он руководил обороной страны во время Великой Отечественной войны. И худсовет согласился».
«Я не подделывался под политическую систему, я в ней жил, сопротивляясь официальной доктрине идеологического аппарата, противопоставляя ей свое видение жизни, человека, творца. Ни в одной своей вещи (даже заказной) я не шел на компромисс с властями предержащими, отстаивая свою точку зрения», – говорил Константин Владимирович.
Вот такой был Фокин. У него никогда не было никаких званий и официальных должностей. Для кого-то он был сложный, неуживчивый, с взрывным темпераментом, но это безумно талантливый и незаурядный художник, явление в художественной жизни Южного Урала. О нем говорили как об интеллектуале, артистичном даже в бытовом общении, обладавшем большой духовной силой. Фокин и впрямь был не такой, как все. Во времена, когда в творчестве многие ценности девальвировались, превращались в прах, он оставался жрецом Искусства. Видимо, поэтому возле его работ можно подолгу стоять, разглядывая многочисленные персонажи. Часто среди них можно угадать образ самого художника. Так он отмечал на картинах свое авторство и свое отношение к отраженным на полотне событиям.
Очень жаль, что творческое наследие Константина Фокина практически не изучено.
Константин Владимирович не только блестящий художник, автор монографий, но и профессионал своего дела в преподавании. Ректор Челябинского государственного института культуры (ЧГИК) Владимир Рушанин, собирая в стенах вуза многих представителей творческой элиты Южного Урала, пригласил и Константина Владимировича в качестве преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства. С 2006 года по 2021 год Константин Владимирович работал в ЧГИКе, с удовольствием передавал свой опыт и творческие взгляды ученикам и последователям, многие из которых стали членами Союза художников. Он всегда пытался сохранить индивидуальность каждого ученика. Константин Владимирович передал им страстную любовь к искусству, отечественной истории, интерес к человеку вообще, необыкновенную заразительность в творчестве. Ученики Фокина с теплом, любовью, благодарностью вспоминают своего учителя, Мастера с большой буквы. И вспоминают напутствия Константина Владимировича: «Художник – это не только талант и школа, это амбиции, характер и труд».
По инициативе К. В. Фокина в Челябинском государственном институте культуры было создано объединение преподавателей и студентов «Великий чердак», члены которого занимались декоративно-прикладным искусством и народными промыслами.
Последним монументальным настенным шедевром Константина Фокина стала роспись стен театрального корпуса Челябинского института культуры, сделанная в 2017 году к 50-летию ВУЗа. Это совместная работа мастера со студентами. Работать им приходилось тайком: для всех рисунок должен был стать сюрпризом.
Фрагменты росписи стен театрального корпуса Челябинского института культуры
Две стены украшены портретами выдающихся деятелей России. На фреске красуются известные государственные деятели: Иван Грозный, Петр I, Ленин, Сталин, Путин. Кроме того, место нашлось и для ярких представителей сферы культуры: Ломоносов, Пушкин, Чайковский, Стравинский. Всего изображено почти 30 выдающихся личностей отечественной истории. Монументальная картина занимает 64 квадратных метра. Как говорил автор, в советские времена подобные росписи были созданы на стенах трех учебных заведений, а за новейшую историю России его творение единственное в своем роде. Сейчас это любимое место для селфи у студентов. А еще студенты и преподаватели могут подолгу рассматривать картину и разгадывать, кто еще, помимо, самых знаменитых лиц, на ней изображен.
Мастерская Константина Фокина на улице Молодогвардейцев многие годы являлась альтернативным культурным центром столицы Южного Урала. Именно здесь Фокин создавал свой мир, пытаясь заменить им унылую реальность за окном. Близко знавшие Константина Фокина вспоминают в мемуарах: «…в туалете у него лежали философский словарь, переведенный с французского, Шиллер, «Пармская обитель» и книга по коневодству. А в мастерской, по соседству с россыпью тюбиков с красками, собиралась-копилась его знаменитая фонотека – когда он писал, всегда слушал хорошую музыку. А еще у него была большая библиотека, и был он человеком образованным. Будучи сыном историка, он всегда интересовался летописью России. Он не столько ее изучал, сколько познавал, пропуская события через себя и выкладывая мысли и ощущения на своих полотнах». И, по выражению друзей, эта «живописная берлога» вполне отражала неуемный, жаждущий разных впечатлений мир художника. Фокин был известным в городе меломаном (свой «опус магнум» он писал, например, под симфонические поэмы Рихарда Штрауса) и книгочеем.
Константина Фокина, выдающегося станковиста, замечательного художника-монументалиста и педагога, определяющего долгие годы стиль и облик южноуральской арт-сцены, не стало 9 января 2023 года. Но он оставил потомкам свои замечательные полотна. И размышления о жизни. Когда Фокина спросили: «Чему научила Вас живопись?», то он ответил: «Жить. Любая вещь – это размышление над жизнью. Когда ты начинаешь писать, то получаешь не просто изображение, но ты про себя его вербально проговариваешь. Это определенное заключение о каком-либо опыте. Познание…» Нам еще предстоит познать этого великого Мастера, выдающегося челябинского художника – одного из ключевых персонажей уральской культурной сцены второй половины XX – начала XXI века.
Список рекомендуемых источников:
работы К. В Фокина:
- Изобразительное искусство. XX век. Челябинск : альбом : [репродукции картин К. Фокина «Омовение ног» (1991), «Берега Волхова» (1997), «Художник и картина» (1981), «Казнь Степана Разина» (1979), «Самозванца везут…» (1986), «Четыре ведьмы» (1990)] / Всероссийский фонд «Культурное наследие» ; Челябинская организация Союза художников России ; Челябинская областная картинная галерея ; вступительная статья Л. Сабельфельд. – Магнитогорск, 1996. – С. 82-89.
- Фокин, К. Живопись. Графика : каталог выставки / К. В. Фокин ; автор вступительной статьи Г. С. Трифонова. – Челябинск, 1995.
- Фокин, К. Контрасты–66 : каталог выставки / К. Фокин ; Министерство культуры Челябинской области ; Челябинский областной музей искусств ; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – 20 с.
- Фокин, К. Срез по диагонали : каталог выставки / К. Фокин ; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2005. – 13 с.
- Фокин Константин Владимирович : изоматериал // Изобразительное искусство, 20 век. Челябинск : альбом / вступительная статья и биографический материал Л. А. Сабельфельд. – Челябинск, 1996. – С. 82-89, 142 : цв. ил.
- Фокин Константин Владимирович : изоматериал // Челябинская организация Союза художников России / ответственный за выпуск М. А. Комиссаров. – Челябинск, 1996. – С. 93 : цв. ил.
- Челябинская организация Союза художников России. 1936–1996 : альбом : [репродукции работ К. Фокина]. – Челябинск, 1996. – С. 93.
публикации:
- Фокин, К. Автобиография / К. В. Фокин // Воспоминания / К. В. Фокин. – Челябинск, 2023. – С. 550-551.
- Фокин, К. Великий Чердак : [об открытии выставки «Великий Чердак», состоящей из работ студентов факультета декоративно-прикладного творчества] / К. Фокин // Академгородок (Челябинская государственная академия культуры и искусств). – 2009. – № 104. – 1 сент. – С. 8.
- Фокин, К. Вступление / К. В. Фокин // Воспоминания / К. В. Фокин. – Челябинск, 2023. – С. 12-21.
- Фокин, К. …И все-таки надежда… : [комментарий к статье Н. Шафаловича «Отметки на клочках» (о выставке молодого челябинского художника Александра Данилова)] / К. Фокин // Деловой Урал. – 1999. – 2 апр. – С. 3.
- Фокин, К. Иероглиф молитвы : Николай Аникин : творческий облик / К. Фокин // Деловой Урал. Челябинск. – 1999. – 22 янв. – С. 3.
- Фокин, К. Концепция моей жизни / К. Фокин // Музейный вестник / Челябинская государственная академия культуры и искусств ; составители: Е. Н. Алешко, Н. В. Овчинникова. – Челябинск, 2011. – Вып. 10. – С. 74-80 ; Вып. 11. – С. 69-76.
- Фокин, К. Людмила Костина не уступает даже Пикассо : [размышления о персональной выставке Людмилы Костиной] / К.Фокин // Вечерний Челябинск. – 2004. – 14 окт. – С. 3.
- Фокин, К. Не приемля темного и злого / К. Фокин // Комсомолец. – 1986. – 17 июня. – С. 3.
- Фокин, К. Новгороду Гимн : [о летней этюдной практике студентов Факультета декоративно-прикладного творчества Челябинской государственной академии культуры и искусств ] / К. Фокин // Академгородок (Челябинская государственная академия культуры и искусств). – 2009. – № 104. – 1 сент. – С. 8.
- Фокин, К. Нужны не «зеркалки», а творение искусства / К. Фокин // Челябинский рабочий. – 1974. – 13 янв. – С. 3.
- Фокин, К. Островки творчества в патине бытия / К. Фокин // Автограф. Челябинск-арт. – 2001. – № 1 (11). – С. 21-24.
- Фокин, К. Предварение / К. В. Фокин // Воспоминания / К. В. Фокин. – Челябинск, 2023. – С. 22-25.
- Фокин, К. Преодолевая пассивное видение : [размышления о выставке, посвященной 50-летию первой пятилетки] / К. Фокин ; фот. В. Шишкоедова // Вечерний Челябинск. – 1979. – 19 окт. – С. 4.
- Фокин, К. В. Проблемы преподавания декоративно-прикладного искусства / К. В. Фокин // Природное и культурное наследие Урала : материалы V региональной научно-практической конференции / Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – С. 324-326.
- Фокин, К. Размышления о русской пейзажной живописи / К. Фокин // КиберЛенинка : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-russkoy-peyzazhnoy-zhivopisi/viewer (дата обращения: 16.06.2025).
- Фокин, К. Тебе слово мое : [открытое письмо художника Фокина своему учителю М. Брусиловскому] / К. Фокин // Художник. Екатеринбург. – 1996. – № 5. – С. 4-6.
- Фокин, К. Фуза / К. Фокин // Константин Фокин : контрасты–66 / Министерство культуры Челябинской области, Челябинский областной музей искусств, Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – С. 3-10.
- Фокин, К. «Хороший художник определяется по профессионализму» / К. Фокин // Челябинский государственный музей изобразительных искусств : [сайт]. – 2020. – 7 окт. – URL: https://chelmusart.ru/node/18516 (дата обращения: 06.06.2025).
беседы:
- Фокин, К. Диалог после выставки : [беседа с художником / вела И. Духина] / К. Фокин // Вечерний Челябинск. – 1984. – 6 июля. – С. 3.
- Фокин, К. В. Константин Фокин : «Настоящим художником можно быть только в России» : [беседа с художником / вел Андрей Корецкий] ; фот. В. Голованова / К. Фокин // Голос. Челябинск. – 1993. – 18-25 дек. – С. 3.
- Фокин, К. В. Миры Константина Фокина : [беседа с челябинским художником и педагогом / К. В. Фокин / вел Александр Патритеев] // Вечерний Челябинск. – 2016. – 28 окт. – С. 8. – фото.
- Фокин, К. В. Музыкальный живописец : [беседа с художником / вел М. Кудряшов] // Вечерний Челябинск. – 2006. – 11 янв. – С. 6.
- Фокин, К. Русский бунт Константина Фокина : [беседа с художником / вела Галина Трифонова] / К. Фокин // 74.ru. Челябинск онлайн. – 2012. – 2 июля. – URL: https://74.ru/text/gorod/2012/07/02/59162161/ (дата обращения: 17.06.2025).
о нем:
- Opus magnum Константина Фокина // LIVEJOURNAL : [сайт]. – 2014. – 25 окт. – URL: https://paslen.livejournal.com/1860036.html (дата обращения: 17.06.2025).
- Антонова, К. Фокин из рода Фокиных : [о портретах Михаила Фокина, всемирно известного русского балетмейстера начала ХХ века, написанных его внучатым племянником Константином Фокиным] / К. И. Антонова // Ложа бенуар № 2 / К. И. Антонова. – Челябинск, 2008. – С. 50-52.
- Антонова, К. Художник из рода Фокиных / К. Антонова // Балет Урала. – 1989. – С. 3.
- Бавильский, Д. В плену у вечности и пропасти : Константин Фокин меняет картину уральского модернизма / Д. Бавильский // Новости искусства : [сайт]. – 2024. – 17 янв. – URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20240117-ktzt/ (дата обращения: 17.06.2025).
- Бавильский, Д. Заложник вечности : [персональная выставка Константина Фокина. Челябинская картинная галерея)] / Д. Бавильский // Урал. – 1996. – № 2. – С. 171-173.
- Байнов, Л. П. Фокин Константин Владимирович / Л. П. Байнов // Художники Челябинска / Л. П. Байнов. – Челябинск, 1979. – С. 113, 152.
- Балуева, Е. «Не спи, художник» – время всегда твое : [в Доме художника (г. Екатеринбург) торжественно вручена независимая региональная премия им. Геннадия Мосина челябинскому художнику-монументалисту Константину Фокину] / Е. Балуева ; фот. В. Лесенко // Вечерний Екатеринбург. – 2002. – № 20. – 31 янв. – С. 6.
- Большие полотна большого мастера : «Эрмитаж-Урал» открыл масштабную ретроспективу уральского живописца Константина Фокина // Культура Екатеринбурга : [сайт]. – 2023. – 28 дек. – URL: https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/art_post/929 (дата обращения: 06.06.2025).
- Бычков, В. В. Дни культуры России в Германии : [о проведении К. В. Фокиным мастер-класса для немецких студентов в рамках фестиваля «Международное культурное лето – 2007»] / В. В. Бычков // Академгородок (Челябинская государственная академия культуры и искусств). – 2007. – № 86. – 15–31 окт. – С. 10–11.
- В его картинах Русь отражена : [Константин Фокин выдвинут кандидатом в депутаты областного Совета от Челябинского фонда культуры] / фот. Э. Комарова // Вечерний Челябинск. – 1990. – 2 марта. – С. 8.
- Валеев, А. Фокус Фокина : [к 60-летнему юбилею художника] / А. Валеев; фот. М. Петрова // Челябинский рабочий. – 2000. – 22 июня. – С. 3.
- Васильева, С. В Челябинской картинной галерее… : [об открытии первой персональной выставки Константина Фокина в Челябинской областной картинной галерее] / С. Васильева // Аргументы и факты. Челябинск. – 1995. – № 40. – 28 окт. – С. 5.
- Вечности заложник… У времени в плену : [10 сентября 2020 года известный челябинский художник-монументалист Константин Фокин представит юбилейную персональную выставку в Музее изобразительных искусств] // Министерство культуры Челябинской области : [сайт]. – 2020. – 9 сент. – URL: https://mincult.gov74.ru/mincult/news/view.htm?id=10416154 (дата обращения: 17.06.2025).
- Генрих, К. «Страсти-шоу»: made in Челябинск : [об открытии выставки К. Фокина в Доме художников г. Екатеринбурга] / К. Генрих // Вечерний ведомости. Екатеринбург. – 2002. – № 10 (792). – 28 янв. – С. 3.
- Гизатуллин, Э. Зоя – святая. Челябинский художник напишет картину о Космодемьянской / Э. Гизатуллин // Аргументы и факты. Челябинск : [сайт]. – 2021. – 11 февр. – URL: https://chel.aif.ru/culture/zoya_svyataya_chelyabinskiy_hudozhnik_napishet_kartinu_o_kosmodemyanskoy (дата обращения: 17.06.2025).
- Гушул, Ю. В. Нацеленность только на будущее, или Методика работы над терминологическим словарем / Ю. В. Гушул // Музейный вестник / Челябинская государственная академия культуры и искусств ; составители: Е. Н. Алешко, Н. В. Овчинникова. – Челябинск, 2011. – Вып. 11. – С. 79-87.
- Дурманова, И. Масштаб Фокина : [в Екатеринбурге открылась выставка челябинского художника] / И. Дурманова // Южноуральская панорама. Челябинск. – 2024. – 1 февр. – С. 12.
- Духина, И. Делаю выставку... / И. Духина // Автограф. Челябинск-арт. – 1999. – № 2 (5). – С. 52-53.
- Клепикова, И. В «Эрмитаж–Урал» открылась выставка уральского художника-монументалиста Константина Фокина / И. Клепикова // Областная газета : [сайт]. – 2024. – 3 янв. – URL: https://oblgazeta.ru/culture-and-sports/museums/2024/01/31952/ (дата обращения: 17.06.2025).
- Козлова, Н. Кисть на чаше небесных весов : [о персональной выставке Константина Фокина в Челябинской картинной галерее] / Н. Козлова // Хроника. – 1995. – 7 дек. – С. 10.
- Константин Фокин и его «Великий чердак» : [ученицы: Маргарита Габидуллина и Анна Ржавитина о своем учителе ] // 74 Челябинск онлайн : [сайт]. – 2015. – 23 апр. – URL: https://74.ru/text/gorod/2015/04/23/59735221/ (дата обращения: 17.06.2025).
- Константин Фокин. Художник, запечатлевший историю Урала. – 2024. – 26 февр. – URL: https://chelmuseum.ru/novosti/konstantin-fokin-hudozhnik-zapechatlevshij-istoriyu-urala/ (дата обращения: 06.06.2025).
- Константин Фокин, художник : «В Мухинском нас поощряли к «хулиганству», наказывая» // 74.ru. Челябинск онлайн : [сайт]. – 2009. – 25 нояб. – URL: https://74.ru/text/education/2009/11/25/58718531/ (дата обращения: 16.06.2025).
- Кончеев, Б. Век искусства – короток, жизнь – вечна : персональная выставка Константина Фокина в Челябинской картинной галерее / Б. Кончеев // Независимая газета. – 1996. – 10 янв. – С. 7.
- Крапивин, С. «Профили» Константина Фокина. Почему Челябинск не может стать столицей изобразительного искусства / С. Крапивин // Пчела : новости Челябинска : [сайт]. – 2020. – 11 авг. –URL: https://pchela.news/news/detail/9836 (дата обращения: 06.06.2125).
- Новичков, В. Оазис культуры на улице Молодогвардейцев / В. Новичков // Воспоминания / К. В. Фокин. – Челябинск, 2023. – С. 10-11.
- Кудзоев, О. А. Фокин Константин Владимирович / О. А. Кудзоев // Челябинская организация Союза художников России, 1936–1991 : справочник / О. А. Кудзоев. – Челябинск, 1996. – С. 245-247.
- Кудрявцева, А. «Поединок с вечностью» художника Константина Фокина : фотоальбом / А. Кудрявцева // Туристер : [сайт]. – URL: https://anna-08.tourister.ru/photoalbum/52615 (дата обращения: 17.06.2025).
- Павлов, А. Благо есть великое : [об участии Константина Фокина в росписи Спасо-Вознесенского храма в Магнитогорске] / А. Павлов ; фот. А. Серебрякова // Магнитогорский металл. – 2002. – 19 окт. – С. 11.
- Патритеев, А. Миры Константина Фокина/ А. Патритеев // Ассоциация писателей Урала : [сайт]. – URL: https://aspur.ru/aleksandr-patriteev-miry-konstantina-fokina/ (дата обращения: 06.06.2025).
- Портнова, Т. Фокин рисует Фокина : [о двух картинах К. Фокина «Портрет русского балетмейстера М. Фокина» и «Осень артиста М. Фокина», посвященных его именитому предку, реформатору балетного искусства Михаилу Михайловичу Фокинуъ / Т. Портнова // Совет. балет. – 1991. – № 3. – С. 63-64.
- Преподаватель расписал стену вуза портретами известных людей России // Хорошие новости : [сайт]. – 2018. – 6 апр. – URL: https://hornews.com/news/prepodavatel_raspisal_stenu/ (дата обращения: 06.06.2025).
- Рубинская, Н. Вернисаж к Рождеству : [два полотна Константина Фокина из личной коллекции В. Пустового представлены на выставке собраний провинциальных коллекционеров живописи] / Н. Рубинская // Челябинск. – 1998. – № 12. – С. 38-40.
- Семенов, В. «Радость жизни» – радость творчества : [штрихи к портрету Константина Фокина] / В. Семенов ; фот. Б. Клипиницера // Вечерний Челябинск. – 1979. – 18 мая. – С. 3.
- Симакова, С. Константин Фокин: «Помню запахи ледяного вечера» : [об открытии пятой персональной выставки Константина Владимировича Фокина в Челябинской картинной галерее] / С. Симакова // Вечерний Челябинск. – 2006. – 7 нояб. – С. 5.
- Спешков, В. Впервые : [об открытии первой персональной выставки Константина Фокина в Челябинской областной картинной галерее] / В. Спешков // Челябинский рабочий. – 1995. – 12 окт. – С. 4.
- Трифонова, Г. С. Из тех, кому дано расписывать плафоны небес / Г. С. Трифонова // Челябинск. Строительство. Архитектура. – 2006. – № 6.
- Трифонова, Г. Константин Фокин : феномен творчества / Г. Трифонова // Художник. Екатеринбург. – 1996. – №1 (5). – С. 1-7.
- Трифонова, Г. С. О Рембрандте in brevi (кратко) / Г. С. Трифонова // Автограф. Челябинск-арт. – 2006. – № 3 (28). – С. 74-78.
- Трифонова, Г. Преодоление : [о творчестве Константина Фокина в восьмидесятые годы ХХ столетия] / Г. Трифонова // Урал. – 1989. – № 11. – С. 191-192.
- Трифонова, Г. С. Фокин Константин Владимирович / Г. С. Трифонова // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 933 ; Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 6 / редколлегия: К. Н. Бочкарев (гл. редактор) [и др.]. – Челябинск, 2008. – С. 891.
- Трифонова, Г. С. Фокин Константин Владимирович : [60 лет со дня рождения] / Г. С. Трифонова // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2000 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отделение краеведения; составители: И. Н. Пережогина [и др.] ; редакторы: О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. – Челябинск, 2000. – С. 89-91.
- Трифонова, Г. С. Экзистенциальное пространство живописи Константина Фокина / Г. С. Трифонова // Константин Фокин : контрасты-66 / Министерство культуры Челябинской области, Челябинский областной Музей Искусств, Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – С. 18-20.
- Федорова, Л. Он достиг и высоты, и ясности :[об открытии первой персональной выставки Константина Фокина] / Л. Федорова ; фот. С. Васильева // Вечерний Челябинск. – 1995. – 12 окт. – С. 3.
- Фокин Константин Владимирович // Челябинск в жизни творчестве замечательных людей : мультимедийный энциклопедический словарь культурного наследия : [сайт]. – URL: https://dict.susu.ru/personel/fokin-konstantin-vladimirovich-2/ (дата обращения: 06.06.2025).
- Фокин Константин Владимирович // Челябинская организация Союза художников России : справочник, 1936-1991 / автор-составитель О. А. Кудзоев. – Челябинск, 1996. – С. 245-247.
- Фокин Константин Владимирович : творческий портрет / Челябинская государственная академия культуры и искусств ; составители: Е. Е. Пашнина, Ю. Б. Разина, Ю. Н. Трегубова ; ответственный за выпуск В. Я. Рушанин. – Челябинск, 2010. – 113 с. : цв. фот. – (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы). – URL: https://chgik.ru/exhibition/55-anniversary/books/bookpdf (дата обращения: 17.06.2025).
- Чепина, Е. Под знаком поиска: несколько страниц из жизни художника Константина Фокина / Е. Чепина // Вечерний Челябинск. – 2003. – 14 янв. – С. 6.
- Щелкунова, А. Фокин из рода Фокиных / А. Щелкунова // Вечерний Челябинск. – 1990. – 13 янв.
- Юрина, И. В Челябинске проходит выставка «самого свободного художника России» / И. Юрина // Красная Весна : информационное агентство : [сайт]. – 2020. – 29 сент. – URL: https://rossaprimavera.ru/article/aa4269c6?web_view=1&preload=1&audio_bridge=1 (дата обращения: 17.06.2025).
- Яковлева, О. Фокин под Шостаковича : [о работах Константина Фокина, представленных на выставке «Контрасты–66». / О. Яковлева // Челябинский рабочий. – 2006. – 14 дек. – С. 3.
Источники фото: https://chelmusart.ru/, https://www.belcanto.ru/, https://anna-08.tourister.ru/, https://mincult.gov74.ru/, https://vk.com/, https://archive.vecherka.su/, https://rossaprimavera.ru/, https://pchela.news/, https://hornews.com/, https://goskatalog.ru/, https://vk.com/wall, https://chelmuseum.ru/, Pravdin_L_N_Srazu_posle_grozy_Perm, из книги «Фокин Константин Владимирович: творческий портрет» (Челябинск, 2010)
Ирина Подобед