Наум Юрьевич Орлов – режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1985), заслуженный деятель искусств РСФСР и Татарской АССР, профессор Челябинского государственного института культуры (1973–1998), почётный гражданин города Челябинска (1996), художественный руководитель (1973–2003) Челябинского государственного академического театра драмы, ныне носящего его имя.

01 1

Наум Юрьевич Орлов (1924–2003) родился 20 февраля 1924 года в городе Чернигове на Украине, в семье уроженца города Прилуки – Юрия Яковлевича Орлова (1897–1968). Родители были медиками, работали в Киевском медицинском институте. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, вместе с институтом были эвакуированы в Челябинск.

02
Родители Н. Ю. Орлова

03
Наум Орлов в младенчестве

В 1943 году Наум Юрьевич учился в театральной студии при Челябинском театре драмы им. С. М. Цвиллинга. В архиве театра сохранилась книга приказов за 1943 год, где записаны фамилии студентов, принятых в студию, среди них значится: «Наум Юрьевич Орлов». Затем болезнь, больница. Еще не оправившись от болезни, после нескольких переездов городов он приехал в Киев, где в 1945 году поступил в только что открывшийся театральный институт.

В 1949 году окончил Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого) по специальностям «режиссер драматических театров» и «театровед». Учился на курсе советского режиссёра театра, актёра, педагога – Владимира Александровича Нелли. Наставниками и педагогами были: Константин Павлович Хохлов – художественный руководитель Киевского русского театра имени Леси Украинки (1938–1954) и Николаай Алексеевич Соколов – советский актёр и театральный режиссёр.

04
Годы учебы в Киевском институте театрального искусства имени Карпенко-Карого

05
Начало творческого пути Н. Ю. Орлова

Творческую деятельность Н. Ю. Орлов начинал как режиссёр в театрах Киева и Одессы – Драматическом театре им. П. К. Саксаганского в Александрии Кировоградской области (1950–1952) и Одесского ТЮЗа им. Н. А. Островского (1952–1957), затем был главным режиссёром Одесского украинского театра им. Октябрьской революции (1957–1964). Параллельно в 1962–1965 гг. работал художественным руководителем Студии киноактера при Одесской киностудии, где познакомился с Татьяной Сельвинской, сценографом главных его спектаклей.

06
На репетиции спектакля «Правда и кривда». Одесский украинский театр им. Октябрьской революции. 1965 г.

С 1965 по 1973 годы Н. Ю. Орлов был главным режиссёром Казанского русского драматического театра (ныне Казанский академический русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова), где детальное изображение исторической эпохи, точная передача характеров персонажей ярко проявились в таких спектаклях как: «Зыковы» (1966), и «Варвары» (1972) М. Горького, «Бег» М. А. Булгакова (1967), «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе (1969), «На золотом дне» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1970), «Единственный свидетель» А. С. и П. Л. Тур (1971).

07

Наум Юрьевич смело использовал приёмы гротеска при постановке таких сатирических произведений как: «Баня» В. В. Маяковского (1967), «Забыть Герострата?!» Г. И. Горина (1973). Масштабностью и величием отличались спектакли «Между ливнями» А. П. Штейна (1969), «Первая конная» В. В. Вишневского (1970), «Продолжение» Д. Н.Валеева (1972).

Режиссёр применял в своей работе разнообразные сценические приёмы, например: выразительное оформление декораций; интеллектуальное и логическое завершение действий, что помогало делать спектакли запоминающимися в мире театрального искусства.

В 1973 году Наум Юрьевич Орлов возглавил Челябинский государственный театр драмы им. С. М. Цвиллинга. Сначала как главный режиссёр, затем с 1987 года – художественный руководитель Челябинского государственного академического театра драмы им. С. М. Цвиллинга.

08

Приход Н. Ю. Орлова в театр стал судьбой как для самого режиссёра, так и для всей театральной труппы. Он буквально «возродил» театр, вернув ему былую славу одного из лучших театральных коллективов. Дебютировал с комедией «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (1974). Пьеса была написана известными комедиографами Б. Рацер и В. Константиновым по мотивам знаменитого романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Вместе с художником Т. Сельвинской и хореографами Н. Дрозниным и В. Панферовым создал яркую, гротесковую, с элементами мюзикла и циркового ревю комедию-буфф о бравом солдате Первой мировой войны. Трюки, клоунада, эксцентрика создавали впечатляющий сплав театральности. В спектакле участвовала практически вся труппа театра, и все блестяще справились с поставленной задачей. Это был спектакль-долгожитель, который не сходил со сцены семнадцать лет.

Из воспоминаний режиссёра: «Первым моим спектаклем в Челябинске стал "Иосиф Швейк против Франца Иосифа". Мне намекали, что для режиссёрской премьеры лучше взять что-то советское, прочное и крепкое по тем временам. Но я рискнул и дал возможность в этой работе всем актерам плясать, петь, одним словом, полностью раскрепоститься. Получилось».

09
Сцена из спектакля «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (1974)

Через год после «Швейка» был поставлен спектакль «Русские люди» К. Симонова (1975). Наум Юрьевич нашёл какое-то неуловимое, но впечатляющее эмоциональное соприкосновение пьесы с современностью. Патриотическая пьеса в его трактовке была окрашена глубоким лирическим чувством, драма войны слилась с личной человеческой драмой.

«…Понятие родины в спектакле сужалось до масштабов разрушенного блиндажа и клочка земли вокруг него. Люди жили в атмосфере тревоги и трудных будней войны. Почти все – не солдаты. И все – бойцы. Рядовые воины, независимо от чинов и званий. Несколько человек, на которых строится действие пьесы, олицитворяли огромную страну, которую они должны защитить», – отмечал Н. Ю. Орлов.

Вот так просто: из быта людей, из ежедневного, ежечастного противостояния врагу складывались реалии спектакля. Трагический финал, звучал мощным аккордом главной темы: ВОЙНА УБИВАЕТ ЛЮБОВЬ – самое прекрасное, что есть в мире, ВОЙНА УБИВАЕТ БУДУЩЕЕ… Спектакль был высоко оценен Константином Симоновым во время гастролей театра в Москве в 1978 году: «…Театру удалось, создавая спектакль жесткий, “прорастить” сквозь него линию человеческих отношений, любви. А напряженность действия достичь не нагромождением батальных сцен, а внутренними средствами, которыми великолепно владеют почти все исполнители».

10
Во время гастролей в Москве в 1978 году. К. Симонов и Н. Орлов на сцене Малого тетра

В 1975 году за спектакль «Русские люди»  Наум Юрьевич получил диплом I степени Министерства культуры СССР.

Орлов умел виртуозно излекать новый смысл из давно известных произведений. Делал неожиданные открытия, которые с нетерпением ждали зрители. Один за другим были поставлены спектакли: «Протокол одного заседания» А. Гельмана (1976), «Егор Булычов и другие» М. Горького (1977), «Баня» В. Маяковского (1977), «Деньги для Марии» по В. Г. Распутину (1978), «Жестокие игры» А. Н. Арбузова (1979), «Отелло» У. Шекспира (1979).

«Он искал точную форму, особенную для каждого спектакля. Отсюда – разнообразие спектаклей и жанров его постановок. Это не эклектика, как считали иные, а принциальная позиция режиссера, стремящегося максимально выразить автора и пьесу», – пишет тетральный критик В. Рыжова.

11

С этим творческим багажом Н. Орлов подошел к работе, которая стала этапной для него и коллектива театра, к работе над самой сложной и неразгаданной пьесой М. Горького «Фальшивая монета» (1981), которая вывела режиссера на новый уровень художественности и открыла новые перспективы. Этот спектакль посвящен трагедии существования людей в условиях парадоксов смутного времени и был интересен и успешен благодаря философской глубине драматургии: «Фальшивое наследство, фальшивые деньги, фальшивая жизнь…». Режиссёр вынес приговор бездуховности и неспособности созидать. Этим спектаклем был завершён первый период работы Н. Орлова в театре.

12
Горький М. «Фальшивая монета» (1981)

«Я всегда был предан русской драматургической классике. Чехов, Горький, Островский. Пожалуй, только первому везет на современной сцене. Горького, писателя и прекрасного драматурга, под разными, чаще всего недобросовестными предлогами пытаются столкнуть с корабля современности… Мы ставили их и будем ставить. Челябинский драматический театр без русской национальной драматургии существовать не может. Это его основа», – считал Н. Ю. Орлов.

13
На строительстве нового здания театра – своего дома (1981)

В 1982 году драматический театр переехал в новое здание. Начался новый этап жизни. Наум Юрьевич вернулся к волнующей его теме – философскому осмыслению жизни. Практически отказался от современной драматургии (за последние десять лет поставил всего три современные пьесы). Его внимание было сосредоточенно на большой литературе XIX-XX веков, а в сценическом решении он удивлял жанровым и стилевым многообразием.

Первым спектаклем, показанным на новой сцене, была «Любовь Яровая» К. Тренева (1982). Раньше эта пьеса, наряду с «Оптимистической трагедией» Вс. Вишневского и «Бронепоездом» Вс. Иванова, возглавляла список так называемой «советской классики» и появлялась на разных сценах ко всем юбилейным революционным датам. Орлов же прочитал её по-своему, как историю женщины, которая становится революционеркой ценой предательства мужа. Режиссер построил свой спектакль вопреки традиции: если прежние интерпретаторы пьесы ставили в центр исторический конфликт, в котором просматривались личные судьбы героев, то в челябинском спектакле социальное раскрывалось через личное, глобальный конфликт эпохи – через трагедию двух человек. В 1984 году Наум Юрьевич за этот спектакль получил высокую награду – Золотую медаль имени народного артиста СССР А. Д. Попова.

14
Спектакль К. Тренева «Любовь Яровая» (1982)

В 1986 году Челябинскому драматическому театру было присвоено звание Академический.

«Если мы понимаем под академизмом научную сухость и чопорность, то… театр не может существовать в таких условиях. Боже сохрани! Если так понимать академизм, то не надо нам никаких академических театров. Театр  – это открытость. Театр  – это радость. Театр жизнеутверждающ. Он академический в том смысле, что обязан и комедию ставить на высочайшем уровне», – поясняет Н. Орлов.

В 1996 году Н. Ю. Орлов взялся за осуществление интересного проекта «Театр Чехова». На малой сцене с успехом прошли премьеры спектаклей: «Безотцовщина» (1996), «Дядя Ваня» (1998), «Вишневый сад» (2020) и другие. В театральном сезоне 1998-1999 гг., ярчайшим событием стал спектакль по мотивам пьесы Г. Горина «Чума на оба ваших дома» (1999).

Как главный режиссер Наум Юрьевич придерживался мнения, что его театр несёт, в первую очередь, просветительскую функцию, знакомит зрителей с лучшими образцами мировой классической литературы. «Мы – русский общедоступный», – так называл Н. Орлов театр им. С. Цвиллинга.

Режиссерский почерк Н. Ю. Орлова поддерживал традиции русского классического, психологического театра. Он обладал особым режиссёрским даром – умел создать панораму, многоликое сценическое полотно, не потеряв в этом многоголосии «одинокий голос человека».

«Завоевать зрителя – это значит каждый вечер в 19-30, открывая занавес, начинать глубокий и откровенный разговор о самых серьезных, может быть, самых сокровенных, подчас, если хотите, интимных проблемах, волнующих нашего современника… Мы видим перед собой большую благородную цель, ради которой хочется жить и работать – будить в сердцах людей самое лучшее, чистое, светлое. Мы хотим через эмоциональное воздействие подойти к разговору на самые животрепещущие темы», – объяснял Н. Ю. Орлов.

В 1996 году Наум Юрьевич стал лауреатом конкурса «Человек года».

«Создавал театр людей – и это едва ли не самая главная особенность его творчества. Что бы он не ставил, главной мерой художественности становился человеческий критерий. Социальные конфликты обретали нравственную основу. Что делало его в полном смысле актёрским режиссером. Он умел доверять актёрам, раскрывал в них новое и неожиданное, пользовался разнообразными сценическими средствами и приёмами. Поэтому челябинская труппа была в эти годы одной из самых сильных и стабильных в России», – отмечает В. Рыжова.

У Наума Юрьевича был редкий дар – он умел собирать одарённых людей. Вместе с ним творили талантливые художники-сценографы: Яков Корсунский, Валентин Александров, Леонид Рошко, Александр Абрамов, Тимур Дидишвили, Елена Луценко, Галина Головченко, Олег Петров, Сергей Александров. 40 лет дружбы и творческого сотрудничества связывали Наума Орлова с художником исключительного дара Татьяной Сельвинской.

«Театр – это моя радость и печаль, успех и неудача, счастье и несчастье. Я всю свою творческую жизнь строю свой театральный дом. В нём есть фундамент, множество этажей-спектаклей нанизываются друг на друга, создавая причудливый силуэт ни на что не похожего здания. И есть в нём несущие балки, основа конструкции, которые не дают этому причудливому зданию пошатнуться, закачаться, рассыпаться. Вот это вот несущее основание, вопреки всем законам обычного строительства, создавалось не в начале, не в первую очередь, а постепенно, в течение всей творческой жизни, цементируя и скрепляя то, что мы называем традициями, основами, взглядами» – так говорил Наум Орлов о главном деле всей своей жизни.

15

Спектакли, поставленные Н. Ю. Орловым в театрах:

Одесский Театр юного зрителя (ТЮЗ) и Украинский театр имени Октябрьской революции (1957–1964):

«Вий» по Н. В. Гоголю;

«Баня» В. В. Маяковского;

«Волынщик из Стракониц» И. К. Тыла;

«Мария Тюдор» В. Гюго;

«Монна Ванна» М. Метерлинка;

«Последние» М. Горького;

«Патетическая соната» М. Кулиша.

Казанский русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова (1965-1973):

«Зыковы» М. Горького;

«Баня» В. В. Маяковского;

«Бег» М. А. Булгакова;

«Обыкновенная история» по И. А. Гончарову;

«Я, бабушка, Илико и Илларион» по Н. В. Думбадзе;

«Варвары» М. Горького;

«…забыть Герострата!» Г. И. Горина.

Челябинский драматический театр (1973-2003):

«Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по Я. Гашеку;

«Русские люди» К. Симонова (1975);

«Тиль» Г. Горина по Ш. де Костеру (1975);

«Протокол одного заседания» А. И. Гельмана (1976);

«Егор Булычёв и другие» М. Горького (1977);

«Баня» В. Маяковского (1977);

«Деньги для Марии» по В. Г. Распутину (1978);

«Жестокие игры» А. Н. Арбузова (1979);

«Отелло» У. Шекспира (1979);

«Фальшивая монета» М. Горького (1981);

«Любовь Яровая» К. Тренёва (1982);

«Волынщик из Стракониц» Й. К. Тыла (1983);

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1984);

«Барабанщица» А. Д. Салынского (1985);

«Король Лир» У. Шекспира (1986);

«Лес» А. Н. Островского (1987);

«Брестский мир» М. Ф. Шатрова (1987);

«Самоубийца» Н. Эрдмана (1989);

«Зойкина квартира» М. Булгакова (1990);

«Антихрист» по Д. С. Мережковскому (1991);

«Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж. К. Каррьера (1991);

«Анфиса» Л. Андреева (1992);

«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва (1993);

«Безотцовщина» А. П. Чехова (1996);

«Дядя Ваня» А. П. Чехова (1998);

«Чума на оба ваши дома» Г. Горина (1999);

«Вишнёвый сад» А. П. Чехова (2000);

«Последние» М. Горького (2002).

Параллельно режиссёрской работе Н. Ю. Орлов с 1965–1973 гг. преподавал в Казанском театральном училище (техникуме). С 1973–1998 гг. – был профессором Челябинского государственного института культуры (ЧГИК). Подготовил несколько поколений молодых актеров, многие из которых стали мастерами сцены.

«Он очень деликатно, тонко, внимательно смотрел на каждого ученика и ждал от него проявлений, внутренних открытий. Он не говорил, как правильно или неправильно. Он смотрел и слушал. Рассказывал о своих постановках, об актерах, которые работали в этом театре. Рассказывал о неожиданных случаях. Как актер может проявить себя. Но никогда не говорил о том, как надо это делать. Вспоминая сейчас то, что давал Наум Юрьевич, самое ценное для меня – это уровень культуры, духовности, терпение к людям, терпение к творческому человеку. Этому научил меня Наум Юрьевич. Это я и пытаюсь сохранить в своей душе», – вспоминает Екатерина Зенцова, выпускница Челябинского института культуры и искусства (1998), актриса драматического театра.

16
Н.Ю. Орлов – профессор Челябинского государственного института культуры

Государственные награды Н. Ю. Орлова:

ордена:

«Знак Почета» – отмечая выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и искусства (1960);

«Дружбы народов» – за заслуги в области театрального искусства и плодотворную педагогическую деятельность (1994);

«За заслуги перед Отечеством» IV степени – в области культуры и искусства (1999);

медали:

Золотая медаль имени народного артиста СССР А. Д. Попова – за спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева (1984);

«50 лет Вооруженным силам СССР»;

«20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;

«За доблестный труд;

к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина»;

почетные звания:

Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1970);

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978);

Народный артист РСФСР (1985);

Почётный гражданин города Челябинска (1996);

«Человек года» (1996);

Лауреат премии имени Ф. Г. Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации (2001);

Почетный профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ–ЧГИК) (2003).

дипломы:

Диплом 1-й степени Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения М. Горького, за спектакль «Зыковы» (М. Горький) (1968);

Диплом 1-й степени Министерства культуры СССР, за спектакль «Русские люди» по пьесе К. Симонова (1975);

Дипломы и премии всероссийских фестивалей за спектакли Н. Ю. Орлова по пьесам «Между ливнями» (А. П. Штейн) и «Баня» (В. В. Маяковский) (1977);

Неоднократно избирался секретарём и членом правления Союза театральных деятелей РФ;

Член комиссии по Государственной премии РФ в области литературы и искусства при Президенте РФ.

17

Наум Юрьевич был счастлив в личной жизни. Его всегда поддерживала и вдохновляла семья: прекрасная жена Роза Захаровна – организатор в сфере культуры и искусства, заслуженный работник культуры РФ (1993), почетный гражданин г. Челябинска, экс директор Челябинского театра юных зрителей (ныне Челябинский Молодежный театр); дочери Ирина и Вера; обожаемая внучка Ксения. Живя в этом «женском царстве», в атмосфере тепла и любви он черпал силы для творчества.

18 19 20
В кругу семьи: жена Роза, дочь Вера, внучка Ксюша

«Орлов был романтик, большой романтик. Говорил: когда я успокоюсь, перестану делать спектакли и уйду на пенсию, займусь археологией, попрошусь к Здановичу. Исполню детскую мечту», – вспоминала Роза Захаровна Орлова.

21
Наум Юрьевич Орлов на отдыхе (2002)

Жили Орловы в знаменитом «Доме на площади». Во дворе дома режиссёр выгуливал собаку, а просто так на скамейке во дворе не сидел. Любил гулять пешком. Вместе с актёром Владимиром Милосердовым встречались у дома на площади и шли по проспекту до парка Гагарина, где вместе гуляли и беседовали среди сосен, а потом возвращались обратно, так же пешком.

22
С любимой собакой Диором

В квартире Орловых часто бывали знаменитые столичные гости, среди них – театральный критик Михаил Швыдкой, тогда он ещё работал в журнале «Театр», затем – министр культуры страны, знаменитые актёры – Валентин Гафт, Константин Райкин, Галина Волчек. «Общались мы просто, нам было интересно друг с другом, давали друг другу творческую подпитку», – говорит Роза Орлова и уже с улыбкой добавляет: «Не думали, что надо сфотографироваться на память. Как это происходит сейчас».

Наум Юрьевич Орлов говорил: «Сегодня люди обременяют себя добыванием богатства или хождением во власть. Мне этого ничего не нужно. Много лет тому назад я обременил себя искусством, театральным искусством. Один из гениев человеческой деятельности как-то заметил, что жизнь – это театр. Мне посчастливилось – театр стал моей жизнью. Я построил его и каждый день благодарю Бога за то, что хочу и могу в нем работать».

23

«Жизнь не стоит на месте. Для меня работать – значит жить. Когда за твоей спиной целый театр, десятки одаренных, уникальных людей, нельзя расслабиться ни на минуту. Именно это помогает мне держаться на плаву, быть в форме. Десятки спектаклей, сотни ролей, которые нужно пройти от начала до конца… Тяжкий и благословенный труд. А сколько еще будет совершено и сделано – для людей, для театра, для города… Очень важно ощущать свою востребованность, заполненность каждого дня, каждого мига. Именно поэтому я считаю себя счастливым человеком», – признавался Н. Ю. Орлов.

За период 30-летней работы в Челябинске Орлову Н. Ю. удалось создать высокопрофессиональный творческий коллектив, способный решать самые сложные художественные задачи, «построить» новое здание театра (1982). Многие годы Челябинский театр драмы был известен в России как «Театр Орлова». Его театральные постановки всегда отличались безупречностью вкуса и профессионализмом высочайшего уровня. Всего на Челябинской сцене Орловым поставлено около 46 спектаклей по пьесам лучших российских и зарубежных драматургов.

24

«Сквозь годы и исторические расстояния, спектакли и постановки мы сумели высоко пронести знамя классического искусства. За время своего существования театр драмы стал одним из важнейших центров духовного развития Челябинска, реальным средостением реальной культуры, душой крупного промышленного региона. Мы не боимся упадка интереса к сценическому пространству, конкуренции со стороны кино, телевидения или интернета: вряд ли что-то может помешать извечной тяге человека самовыражаться в режиме «реального времени». Да здравствует театр – вечно молодое и живое искусство!». Н. Ю. Орлов.

25

Наум Юрьевич Орлов умер 1 августа 2003 года в Челябинске. Похоронен на Успенском кладбище Челябинска.

Памяти режиссёра:

  • 22 августа 2003 года на основании постановления губернатора Челябинской области П. И. Сумина, Челябинскому академическому театру драмы присвоено имя Н. Ю. Орлова;
  • 1 сентября 2003 года в Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) учреждена стипендия имени Н.Ю. Орлова;
  • 20 февраля 2004 года, в Челябинске, на фасаде здания, где жил Н. Ю. Орлов (1977–2003), была установлена мемориальная доска (скульптор С. Н. Воробьёв, архитектор В. Н. Фитковский). Адрес: г. Челябинск, ул. Цвиллинга 36;

26

  • В 2007 году вышел биобиблиографический указатель «Легенда театра. Жизнь и творчество Н. Ю. Орлова»;

27

  • В 2014 году, к 90-летию учителя и мастера была издана книга «Мгновенья жизни в свете рампы»;

28

  • В феврале 2014 года, региональным отделением Союза театральных деятелей и Челябинским театром драмы была учреждена медаль имени Наума Орлова «За честь и достоинство».

29

 

Список рекомендуемых источников:

Президиум Верховного Совета РСФСР О присвоении почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР Орлову Н. Ю. : указ от 11 декабря, 1978 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1978. – № 50. – С. 944.

Президиум Верховного Совета РСФСР О присвоении почетного звания «Народный артист РСФСР» Орлову Н. Ю. : указ от 20 августа 1985 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1985. – № 34. – С. 878.

Работы Н. Ю. Орлова:

  1. Орлов, Н. В театре моей памяти: устные рассказы, записанные Дмитрием Бавильским / Н. Орлов // Урал. – 2002. – № 2 ; № 3. – URL: https://magazines.gorky.media/ural/2002/3/v-teatre-moej-pamyati-2.html (дата обращения: 16.02.2024).
  2. Орлов, Н. Ю. Исповедальная интонация / Н. Ю. Орлов // Театр. – 1996. – [спец. вып.]. – С. 114-115.
  3. Орлов, Н. Ю. Профессия: режиссёр: из устных рассказов : [о себе] / Н. Ю. Орлов // Уральская новь. – 1998. – № 2. – С. 148-156.
  4. Орлов, Н. Ю. Работники искусства – сельским труженикам / Н. Ю. Орлов // Село моё Южно-Уральское : опыт работы культпросветучреждений Челябинской области / составитель Д. Б. Перчик [и др.]. – Москва, 1983. – С. 105-111. – (Б-ка «В помощь клубному работнику»; № 5).
  5. Орлов, Н. Ю. Самый современный из всех видов искусств…/ Н. Ю. Орлов // Челябинский драматический театр имени С. М. Цвиллинга. – Челябинск, 1983. – С. 21-36.
  6. Основы теории драматического искусства в терминах : учебное пособие по специальностям 050200 «Режиссура» и 050100 «Актерское искусство» / В. А Петров ; рецензент Н. Ю. Орлов ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства, каф. театр. искусства. – Челябинск, 2002. – 111 с. – Список лит.: 23 назв.

О нём:

  1. Бавильский, Д. Дон Кихот Челябинский : [Науму Орлову – 75 лет] / Д. Бавильский // Культура. – 1999. – 11-17 мая.
  2. Бачурина, И. А. Личные коллекции деятелей культуры Урала в фонде научной библиотеки Челябинского государственного института культуры / И. А. Бачурина // Архив в социуме – социум в архиве : материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции / Государственный комитет по делам архивов Челябинской области, Объединенный государственный архив Челябинской области, Челябинская областная универсальная библиотека, Российское историческое общество ; составитель, научный редактор Н. А. Антипин. – Челябинск, 2021. – С. 462-464.
  3. Белковский, С. Дом на площади (продолжение. Часть 2) : [Дом облисполкома, дом с Центральным гастрономом, Дом на площади – как бы его ни называли, был и остаётся главным домом центра Челябинска. В нем жили известные люди, в том числе семья режиссера Челябинского драматического театра – Н. Ю. Орлова] / С. Белковский // Миссия : [сайт]. – 2018. – Сент. (№ 153) : фот. из архива С. Белковского. – URL: https://missiya.info/articles/10807 (дата обращения: 12.03.2024).
  4. Благов, Ю. А. Орлов Наум Юрьевич / Ю. А. Благов // Tatarica : татарская онлайн энциклопедия. – URL: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/teatr/personalii/orlov-naum-yurevich (дата обращения: 05.02.2024).
  5. Вписаны в историю города : почетные граждане Челябинска : [Орлов Н. Ю.] // Действующие лица. – 2006. – № 9 (95). – С. 72.
  6. Гладких, И. Наум Орлов – новый главный / И. Гладких // Старик Качалов нас заметил... : рассказ о жизни и творческом пути народного артиста России В. И. Милосердова / И. Гладких. – Челябинск, 2000. – С. 114-123.
  7. Дружинина, Э. Б. Орлов Наум Юрьевич / Э. Б. Дружинина // Челябинская область: энциклопедия / главный редактор К. Н. Бочкарев. – Челябинск, 2005. – 7 т. Т. 4 (М-О). – С. 778.
  8. Дружинина, Э. Б. Орлов Наум Юрьевич / Э. Б. Дружинина // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 609-610.
  9. Журавлева, О. Судьба режиссера, судьба театра : к 70-летию Н. Ю. Орлова / О. Журавлева // Общее дело (Челябинск). – 1994. – № 1 (янв.-февр.). – С.11.
  10. Каталог книг личной библиотеки Н.Ю. Орлова, переданных в дар НБ ЧелГУ / под редакцией: Л. Н. Киселевой, Н. Ф. Грошевой ; Науч. б-ка ЧелГУ. – Челябинск, 2005. – 43 с. – URL: https://library.csu.ru/media/files/srk/OrlovN.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
  11. Лазарев, А. И. Вся жизнь - театру : [к 60-летию Н. Ю. Орлова] / А. И. Лазарев // История русской литературы. Литература Урала. Статьи о театре : избранное / А. И. Лазарев ; составители: А. С. Гришин, Г. А. Губанова. – Челябинск, 2011. – С. 326-329. – (Академия культуры и искусств : из творческого наследия).
  12. Легенда театра. Жизнь и творчество Н. Ю. Орлова : биобилиографический указатель / составители: Г. А. Губанова, Е. С. Казанцева ; под научной редакцией Г. А. Губановой ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – 240 с.
  13. Личная (владельческая) библиотека Н. Ю. Орлова // Научная библиотека Челябинского государственного университета : [сайт]. – URL: https://library.csu.ru//ru/pages/resources/srk/collections-srk/orlov/ (дата обращения: 10.02.2024).
  14. Мгновенья жизни в свете рампы / составитель Т. В. Палагина. – Челябинск : [б. и.], 2014. – 40 с. : фот. цв. – (На обложке: 90-летию со дня рождения народного артиста России Наума Орлова посвящается).
  15. Наум Орлов // Кино-Театр. Ру : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/69980/bio/ (дата обращения: 08.02.2024).
  16. Наум Орлов. В театре моей памяти : монография о творчестве народного артиста России Н. Ю. Орлова / составитель Т. А. Поплавская. – Челябинск : Автограф, 2004. – 240 с. : ил.
  17. Наум Юрьевич Орлов : на пути к Творчеству // Государственный исторический музей Южного Урала : [сайт]. – 2019. – 20 февр. – URL: http://www.chelmuseum.ru/specialists/scientific_publications/518/ (дата обращения: 12.02.2024).
  18. О Науме Орлове // Театр драмы имени Наума Орлова : [сайт]. – URL: https://www.cheldrama.ru/articles/naum-orlov/ (дата обращения: 08.02.2024).
  19. Орлов, Н. Ю. Наум Орлов: «Как трудно выдавливать из себя раба!.» : [беседа с главным режиссером Челяб. гос. акад. театра драмы им. С. Цвиллинга / вел А. Лобашев] / Н. Ю. Орлов // Летопись добра : три века благотворительности на Южном Урале. Кн. 1 : Челябинские благотворители / редактор А. Лобашев. – Челябинск, 2004. – С. 136-138.
  20. Орлов, Н. Ю. О Н. Ю. Орлове. Наум Орлов: «Чтобы играть распад личности, надо сначала сыграть личность» : [беседа с художественным руководителем Челябинского театра драмы / вел В. Спешков] / Н. Ю. Орлов, В. Спешков // Евреи в Челябинске : биографический словарь / редакционный совет: В. Б. Феркель (председатель) [и др.]. – Челябинск, 2018. – С. 5.
  21. Орлов, Н. Ю. Репетир, или время прислушиваться к себе… : [беседа с художественным руководителем Челябинского академического театра драмы / вела Яна Николаенко] / Н. Ю. Орлов // Миссия. – 2003. – Сент. (№ 7). – С. 14-22 : фот. – URL: https://missiya.info/articles/7686 (дата обращения: 15.02.2024).
  22. Орлов, Н. Ю. «Театр, каким я его вижу» / [интервью с главным режиссёром драмаческого театра им. С. М. Цвиллинга / подготовила Г. Н. Затевахина] / Н. Ю. Орлов // Автограф. Челябинск-арт. – 1999. – № 1 (4). – С. 18-19.
  23. Орлов, Н. Театр – мой дом, я здесь живу / Н. Орлов // Мой Челябинск : город глазами современников / редактор-составитель А. А. Золотов. – Челябинск, 2010. – С. 140-141.
  24. Орлов Наум Юрьевич // Гордость Южного Урала. Почетные граждане Челябинской области : энциклопедия / редколлегия: И. И. Вишев [и др.]. – Челябинск, 2019. – С. 551-552.
  25. Орлов Наум Юрьевич // МОСТ. Библиотека для молодежи : [сайт]. – URL: https://mbi74.ru/resursy/nashi-veb-proekty/pochetnye-grazhdane/1985-orlov-naum-yurevich (дата обращения: 05.02.2024).
  26. Орлов Наум Юрьевич // Некрополь деятелей искусств : [сайт]. – URL: http://akterruss.ucoz.net/index/0-536 (дата обращения: 05.02.2024).
  27. Орлов Наум Юрьевич // Театральные музеи и архивы россии и русского зарубежья : [сайт]. – URL: https://theatre-museum.ru/persons/231888 (дата обращения: 05.02.2024).
  28. Орлов Наум Юрьевич // Почетные граждане города Челябинска : справочник / Управление культуры Администрации г. Челябинска, Централизованная библиотечная система, муниципальное учреждение культуры (Челябинск, город) ; составители: Г. В. Бречко, Л. А. Мангилева. – Челябинск : Крокус, 2011. – С. 106-107. – Библиогр.: с. 168-169.
  29. Орлов Наум Юрьевич // Челябинск в жизни и творчестве замечательных людей : мультимедийный энциклопедический словарь культурного наследия : [сайт]. – URL: https://dict.susu.ru/personel/orlov-naum-yurevich/ (дата обращения: 08.02.2024).
  30. Орлов Наум Юрьевич // Челябинская городская Дума : официальный сайт. – URL: https://www.chelduma.ru/information/honorable/orlov-naum-yurevich/ (дата обращения: 05.02.2024).
  31. Орлов Наум Юрьевич // Энциклопедия Кругосвет : Унивирсальная научно-популярная энциклопедия : [сайт]. – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ORLOV_NAUM_YUREVICH.html (дата обращения: 09.02.2024).
  32. Орлова, Р. З. Монолог Багиры : [беседа с женой режиссера Челябинского драматического театра – Н. Ю. Орлова / подготовила Светлана Бацан] / Р. З. Орлова // Миссия. – 2017. – Нояб. (№ 145) : фот. – URL: https://missiya.info/articles/9063 (дата обращения: 15.02.2024).
  33. Орлова, Р. З. Слушаю твоё дыхание, или Сила слабой половины… : [беседа с женой режиссёра Челябинского драматического театра – Н. Ю. Орлова / вела Любовь Усова] / Р. З. Орлова // Миссия : [сайт]. – 2005. – 28 февр. – URL: https://missiya.info/articles/11556 (дата обращения: 11.02.2024).
  34. Палагина, Т. В. Орлов Наум Юрьевич / Т. В. Палагина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2019 / Челябинский государственный институт культуры; Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составители: И. Н. Пережогина, Р. Р. Хайретдинова. – Челябинск, 2018. – С. 127-137.
  35. Палагина, Т. «Театр Орлова» / Т. Палагина // Почетные граждане города Челябинска / Н. Алексеев [и др.] ; Челябинская городская Дума. – Челябинск, 2015. – С. 157-160 : фот. цв.
  36. Пахнёва, М. А. Орлов Наум Юрьевич : 75 лет со дня рождения / М. А. Пахнева // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1999 / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения ; составители: И. Н. Пережогина [и др.] ; редакторы: О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. – Челябинск, 1999. – С. 23-25. – URL: https://chelreglib.ru/media/files/kray/publication/kalendar/N_Orlov.pdf (дата обращения: 16.02.2024).
  37. Рыбаков, Ю. Образ театра / Ю. Рыбаков // Челябинск. – 1997. – № 1. – С. 34-35.
  38. Рыжова, В. Науму Орлову – 75 лет / В. Рыжова // Автограф. Челябинск-Арт. – 1999. – № 1. – С. 15-17.
  39. Рыжова, В. Театр Орлова / В. Рыжова // Челябинский академический театр драмы : избранные очерки истории и современности : [в 2 томах] / редактор-составитель: В. Ф. Рыжова, Д. В. Бавильский, Т. В. Палагина. – Челябинск, 2001. – Т. 2: 1973-1999. – С. 9-25.
  40. Сельвинская, Т. Дифирамб : (Торжественная песнь) / Т. Сельвинская // Автограф. Челябинск-Арт. – 1999. – № 1. – С. 14.
  41. Сельвинская, Т. Реквием : [реквием посвящен Науму Орлову (1924-2003), художественному руководителю Челябинкого театра драмы] / Т. Сельвинская // Автограф. Челябинск-арт. – 2003. – № 3 (19). – С. 13-14.
  42. Скрипов, А. Театральный жизнь : [о драматическом театре им. С. М. Цвиллинга] / А. Скрипов // Челябинск. XX век / А. Скрипов ; редактор Т. И. Лурье. – Челябинск, 2000. – С. 313-314.
  43. Спешков, В. Место и время / В. Спешков // Врата Рифея : сборник / редактор В. С. Боже. – Москва, 1996. – С. 416-418. – (Вся Россия)
  44. Спицына, Ю. Наум Орлов - почетный гражданин Челябинска / Ю. Спицына // Челябинск в прошлом и настоящем : материалы III региональной научной краеведческой конференции, 13 сентября 2006 года / Челяб. обл. краевед. музей, Челяб. гос. акад. культуры и искусств; составители: Н. А. Ваганова, Т. Ф. Берестова, Н. С. Рассказова. – Челябинск, 2006. – С. 341-346.
  45. Хайкин, А. Орлов Н. Свой театр : Диалоги в письмах / А. Хайкин // Театр. – 1980. – № 9. – С. 48-58.
  46. Фёдорова, Л. Челябинский театр драмы помнит своего Мастера / Л. Фёдорова // Русский Шекспир : информационно-исследовательская база данных : [сайт]. – 2009. – 21 февр. – URL: https://rus-shake.ru/menu/news/6668.html (дата обращения: 12.02.2024).

Источники фото: https://www.cheldrama.ru, из книги «Легенда театра. Жизнь и творчество Н. Ю. Орлова», https://missiya.info, https://www.cheldrama.ru/theatre/news/, https://www.cheldrama.ru/articles/naum-orlov/, https://cheladmin.gov74.ru, https://myhist.ru, https://russiainphoto.ru

 

Ольга Ткаченко