Приглашаем на обзорную экскурсию по достопримечательностям Ленинского района с рассказом об истории Одигитриевского женского монастыря, пруда «Девичьи слёзы», монастырского сада «Плодушка» и исторических личностях.

По целому ряду причин Ленинский район долгое время был – и отчасти остаётся – таинственной книгой за семью печатями. Оборонно-промышленный характер его ключевых предприятий словно проецировал «подписку о неразглашении» на всё остальное: быт, культуру, городское пространство.

1. Ул. Агалакова – Пруд «Девичьи слёзы»

1

Наша экскурсия начинается с улицы им. А. С. Агалакова.

Алексей Семёнович Агалаков (1898–1973) – участник революции, гражданской и Отечественной войн, первый председатель Челябинской организации Социалистического Союза молодёжи комсомольцев, в отставку вышел как полковник юстиции.

2

Улица возникла в середине 1930-х гг. в пос. Железнодорожников. Первоначальное название, ул. Транспортников, получено 1 ноября 1937 года, а современное название улица носит с 10 сентября 1974 г.

Идёшь по улице среди многоэтажных жилых домов, и взгляду неожиданно открывается живописная картина – синяя гладь воды небольшого пруда «Девичьи слёзы».

3 4

Подобных болотистых прудов, котлованов, карьеров в Челябинске бесчисленное множество. Но далеко не каждый из них становится символическим и знаковым местом в городском историко-культурном пространстве.

В судьбе небольшого пруда «Девичьи слёзы» в Ленинском районе именно имя сыграло свою почти библейскую роль. Никто не знал, откуда появилось это имя. В городской топонимике здесь значился Богомазовский лог – место, которое в 1864 году челябинские власти выделили женскому Одигитриевскому монастырю под небольшую заимку, где послушницы разбили большой сад. Позднее появились упоминания о двух ключах-родниках, один из которых назывался Девичьим. Этот ключ был холодным и чистым, медленно тянулся к берегу озера Смолино, образуя небольшие, но глубокие заводи. На одной из них было решено устроить большой пруд. Монахини копали пруд обычными лопатами, долбили кирками, выравнивая берега и уходя всё глубже. В итоге небольшой, круглый, как блюдце, пруд оказался весьма глубоким – почти 10 метров. Слёзы тоже были – куда без них. К тому же в массовом народном восприятии сложился свой образ: грустная монахиня, во всём чёрном, ходит в монастыре и плачет от тяжёлой жизни. Да и пруд такой выкопать женскими руками – дело нелегкое. Возможно, именно тогда и появилось соответствующее название – «Девичьи слёзы».

К началу строительства массового жилья 1970-80-х годов прошлого века название затерялось окончательно, пруд просто называли котлованом. Возвращение имени произошло уже в 1996 году, когда начинается возрождение монастырской заимки, ознаменованное строительством белоснежного храма с синими куполами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А следом по Ленинскому району медленно, волна за волной, расходились и упоминания о «Девичьих слёзах».

5

Подлинное возрождение пруда началось в 2017 г. Благоустройство шло по проекту двух студенток-выпускниц Южно-Уральского государственного университета. При расчистке дна пруда от ила были вывезены тонны мусора, начались строительные работы. Заложенная в августе 2018 года геофизиком Николаем Михайловичем Андреевым скважина вернула к жизни пересыхающий пруд. Осенью 2018 года власти района представили дизайн-проект нового парка на месте Плодушки с идеей создания геопарка, где будут представлены все природные зоны Южного Урала. Вот так имя пруда вжилось, вросло и впиталось в городскую ткань.

6
Валерий Посельский. У пруда Девичьи слёзы

2. История основания монастыря

Волею судьбы, самое старое «обжитое место» Ленинского района когда-то было заброшенной окраиной, а сегодня стало его центром, почти сердцем. Девятиэтажные свечки красного кирпича смотрят в гладь небольшого пруда, за которым среди зелени – белые стены храма с синими куполами. Это старейший из частично сохранившихся храмов города – Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

8

В Ленинском районе в наши дни от обители дореволюционного Одигитриевского монастыря сохранилась только территория монастырской заимки: перестроенный храм во имя святителя Николая и монастырский сад, с любовью названный жителями города «Плодушкой».

А сам женский монастырь до революции расположен был в центре Челябинска. Монастырь назван Одигитриевский, в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» или Смоленской.

9

Одигитрия – значит, Указующая путь, Путеводительница. По преданию, это название получила одна из первых икон Божией Матери с младенцем Христом на руках, написанная еще евангелистом Лукой.

Письменные свидетельства, рассказывающие нам о возникновении и жизни монастыря, сохранились в ОГАЧО (Объединённый государственный архив Челябинской области). А в областном краеведческом музее хранится книга «Челябинский Одигитриевский женский монастырь», написанная рясофорной послушницей (послушник – лицо, готовящееся к принятию монашества и которому благословлено носить некоторую иноческую одежду) Раисой Будриной в 1904 году.

Храм – это сакральное место, с историческим шлейфом и мощной энергетикой, которая отдается вовне. Мы чувствуем ее, едва переступив порог, испытывая одновременно и трепет, и умиротворение. История храмов уникальна, наполнена драматическими событиями и является важной страницей летописи города, в котором они находятся. Их история полна удивительных фактов, иногда трагичных, а порой и волшебных…

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Одигитриевского женского монастыря находится в Ленинском районе на улице Энергетиков, 21а.

Изначально эта территория отводилась под заимку (хутор) монастыря, а сам монастырь был основан в 1862 году в центре Челябинска, на улице Большой (ул. Цвиллинга), где в настоящее время находится здание областной администрации и гостиница «Южный Урал».

Одигитриевский женский монастырь был крупнейшей и широко известной обителью на Южном Урале. Начало монастырю положила сестринская община, созданная в 1849 г. по инициативе Анны Максимовны Полежаевой. «В миру» она была крестьянкой из села Варламово Оренбургской губернии. С юных лет стремилась к уединенной благочестивой жизни. Когда Анне исполнилось 26 лет, она с тремя девицами удалилась в пустынное место на острове на озере Чебаркуль. Рассказывают, что однажды, подплывая на лодке к берегу, попала она в настоящую бурю, которая занялась совершенно неожиданно и так же неожиданно стихла, как только отшельница дала обещание оставить свою землянку на острове и найти другое место для обители.

Совершив путешествие по святым местам, изучив духовные книги и монастырскую жизнь, Анна Полежаева в 1848 г. отправилась в город Челябинск с намерением организовать женский монастырь. Она приобрела небольшой деревянный домик за рекой около Троицкой церкви и создала женскую общину. Через пять лет с ней было 15 сподвижниц, все они трудились и вели строгую монашескую жизнь. В 1854 г. Анна Полежаева официально была назначена настоятельницей общины. И только 3 апреля 1862 года указом императора Николая I Одигитриевская община была возведена в ранг монастыря с припиской «безо всякого пособия от казны». Анна тогда была пострижена в монахини под именем Агнии. Жили сёстры «собственным содержанием». Монастырь славился своими ремёслами. Монахини писали иконы для церквей Урала. В мастерских вышивали стеклярусом и бисером, шили облачение, одежду. На весь город славилась пекарня, которая делала просфоры для всех челябинских церквей. Работали переплётная, ковровая и столярная мастерские.

Бесконечные заботы подорвали здоровье Агнии, но перед смертью она избрала новую настоятельницу, и в 1872 году, в возрасте 57 лет, она тихо передала дух свой в руки Божьи. Похоронена игуменья в монастырской ограде при Одигитриевской церкви.

Были у монастыря и пашни, мельница, молочная ферма, пасека, скотный двор. А вот места под монастырский сад пока не было.

3. Судьба монастырского хутора. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

В монастырской летописи садовая история берёт начало в 1864 году. Тогда женскому монастырю были отведены 50 десятин казачьей земли под заимку рядом со смолинскими хуторами. Старший землемер, хорунжий Халин, «учинил межевание отвода». Он начертил план в виде прямоугольника, в центре которого большим крестом отметил место под церковь, а рядом, крестиками, место под «предположительное кладбище», хуторок с домишками, огород, пашни, пастбища.

Место для строительства церкви определили сразу же – Богомазовский лог рядом с Девичьим ключом. Первым делом матушка-основательница с помощью благодетеля, мещанина Петра Ильиных, построила маленькую каменную часовню, а потом обратила её в храм, который и был освящён во имя Святителя Николая в 1864 году.

10

Неподалёку от церкви устроила кельи для рабочих сестёр, амбары для ссыпки зерна и загоны для скота. Здесь же матушка устроила колодец. Говорили, что вода в святом источнике считалась целебной, и к нему тянулись паломники. В советское время колодец уничижили, сровняв с землёй. Но не до конца. В наши дни, когда стали восстанавливать храм и подворье, строители обнаружили трубу, которая привела к оголовку колодца, выложенного бутовым камнем (куски природного камня неправильной формы). Рядом были найдены старинные гребёнки, которые рабочие передали в музей.

Уже в первые годы существования монастырской заимки выяснилось, что место здесь благодатное. Температура поднималась на пять градусов выше, чем в городе. Из архивных источников следует, что послушницы монастыря за хозяйство взялись крепко: на подворье были поля и сады, пасека, скотный и конный двор, теплицы. Рассказывают, что в теплицах, помимо привычных огурцов и помидоров, монахини выращивали даже грецкие орехи, абрикосы и виноград. Земля между двумя ключами – Девичьим и Казачьим – кормила, а небо благодарило за веру.

Но смутные революционные времена не оставят монахиням шансов на прежнюю размеренную жизнь. Едва Челябинск был освобождён от колчаковских войск, органы молодой советской власти сочли, что «угодницы божьи живут на широкую ногу», и предложили потесниться. Следом под предлогом уплотнения стали изыматься монастырские помещения, мастерские в центре города. Монахини писали письма в губернский революционный комитет с просьбой сохранить за ними храмы. Но в 1921 году 21 марта, ночью, монастырь в составе 240 человек был арестован и препровождён в военный лагерь. В тюрьму было посажено и до 100 мирских человек, которые встали на защиту монахинь. А первая кровь прольётся как раз на монастырской заимке: во дворе Никольской церкви, «именем революции» будут расстреляны несколько сестёр. Сейчас на месте расстрела установлен Поклонный крест из лиственницы как памятник похороненным здесь насельницам монастыря.

11 12

Монастырь закрыли в 1921 году, а в 1927 году с храмов сняли кресты и снесли купола. (фото 13, 14)

Только в 1996 г. начинается возрождение монастырской заимки, когда полуразрушенное здание Никольского храма было передано в собственность Челябинской епархии. Будущие служители храма приняли его в запущенном состоянии: в здании не было воды и отопления, была обрублена электропроводка, сгнили полы, выбиты оконные рамы. Но благодаря энергии и упорным усилиям тех, кто занимался восстановлением, 6 ноября 1999 года после ремонта центральный престол освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

15 16

По преданию, к иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость» православные обращаются с молитвой уже несколько столетий: с тех пор, как икона исцелила сестру патриарха Иоакима в Москве, – в годы, когда молодой Пётр Первый командовал своим «потешным войском».

Купола в храме установили в ясный весенний день 28 марта 1998 года.

17

И как рассказывают очевидцы, именно в этот момент все увидели в небе над церковью трёх сизокрылых голубей. Голуби долго кружили над вознёсшимся в небо крестом, как будто своим полётом, своими почётными кругами над храмом приветствовали его возрождение.

27 декабря 2012 года на Челябинском Епархиальном собрании было принято решение о возрождении Одигитриевского женского монастыря, в 2013 году создана монашеская община. Сестры приехали в Челябинск из разных городов России.

18

22 октября 2015 года официально открыли Одигитриевский женский монастырь в городе Челябинске, игуменьей которого была назначена монахиня Евсевия (Лобанова).

Двухэтажное белое здание церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» сильно выделяется на фоне общего обзора. Это единственное сохранившееся, а по сути реконструированное здание монастырской заимки.

19 20 21

Основой жизни женского монастыря является молитва. Продолжая традиции дореволюционного монастыря, сёстры в настоящее время возрождают иконописную мастерскую. Иконы пишутся по канонам и правилам, характерным для школ преподобного Андрея Рублёва (XIV–XV век). Занимаются сёстры и выпечкой хлеба, рукоделием, мыловарением, издательской деятельностью.

Монастырь осуществляет «С.П.А.С. консультирование», монахини являются участниками общероссийской благотворительной программы помощи кризисным беременным «Спаси Жизнь».

При монастыре открыта взрослая и детская Воскресная школа и библиотека. Фонд монастырской библиотеки насчитывает более 1000 православных книг для взрослых и детей.

22

Слева от центрального входа в церковь расположено небольшое монастырское кладбище как память о человеческих судьбах и печальных поворотах российской истории. На этом кладбище мы видим могилы, где захоронены 49 человек. Это только те, чьи имена были восстановлены монахинями по архивам.

25 27

4. Садово-парковый роман (Плодушка)

Городская жизнь стремительна по определению. В этом поточном ритме необходимы остановки, паузы, чтобы перевести дух в спокойном и уютном месте. Иногда просто хочется пройтись наедине с собой размеренным шагом по тенистым аллеям. И в Ленинском районе есть такое место – знаменитая Плодушка.

28

Название «Плодушка» закрепилось за ним несколько десятилетий назад – с тех пор, как на месте бывшего монастырского сада расположилась мичуринская плодовоовощная зональная опытная станция. Именно здесь монахини положили начало селекционной работе с плодовыми культурами на Южном Урале. При закладывании сада был положен научный подход, выписывалась нужная литература, а за саженцами монахини ездили в разные уголки России. Возможно, они побывали и в питомниках Тимирязевского института, тогда еще Петровской сельскохозяйственной академии.

Монахиням в их селекционной работе помогали дельным научным советом и местные хозяйства. В дореволюционном Челябинске лишь одно хозяйство могло называться опытным – Михайловский хутор братьев Покровских. Их сотрудничество с монахинями Одигитриевского монастыря началось с яблоневых и сливовых саженцев, которые Покровские привезли из Германии. Часть из них попала и на монастырскую заимку с научной целью – почвы хуторов отличались, и агрономам хотелось посмотреть, как саженцы поведут себя в разных условиях. Этот интерес и обусловил шефство В.В. Покровского над монастырским садом. Первые эксперименты в монастырском саду были связаны с «европейским жителем» – остролистным кленом; тогда же появилась и первая кленовая аллея.

30

Воодушевленные успехом, монахини высадили лиственницу сибирскую, дуб обыкновенный, липу и сливу, пирамидальные тополя, маньчжурский орех, грушу уссурийскую. На самой «Плодушке» груши росли аллеями.

31

Весной по всему монастырскому саду распускались белые цветы с терпким запахом – на ветках привезенной уссурийской груши. А осенью монастырский сад покрывался непривычно ярким багрянцем, среди которого желтели спелые плоды. Ими сначала торговал монастырь, затем, сразу после революции, сельхозартель «Сад-пчела» во главе с В.П. Ярушиным. Артель взялась за дело с размахом и, помимо плодовых деревьев, с удовольствием предоставляла горожанам саженцы желтой акации, боярышника, бузины, жимолости, калины. Но главным деревом в бывшем монастырском саду все же была яблоня. До монастырской заимки яблоневых садов на Южном Урале не было. Нет, деревца росли в оградах, но чтобы рядами, аллеями – нет!

32

На основе монастырского сада в 1931 году по инициативе И.В.Мичурина было организовано первое в Уральском регионе научно-исследовательское учреждение по садоводству – Уральская зональная плодово-ягодная опытная станция. К середине 1930-х годов ее укомплектовали кадрами и поставили «генеральную задачу»: «сбор и изучение наиболее ценных и зимостойких сортов плодово-ягодных культур». Контора станции и лаборатории разместились в бывших монастырских помещениях, рядом с развалинами Никольской церкви. Саженцы завозили, в основном, из сибирских питомников, как правило, это были сорта сибирских ранеток.

33

Деревья обладали высокой морозоустойчивостью, но качество плодов было низким: плоды были мелкими и не очень вкусными. Чтобы добиться положительного результата – получить сладкое наливное яблочко – сотрудникам станции пришлось за первые 20 лет работы изучить более 400 сортов яблонь. На станции работал и ученик И.В. Мичурина, П.А. Жаворонков. В Челябинск, на Плодушку, он приехал накануне Великой Отечественной войны. За четверть века П.А. Жаворонков вывел 30 сортов яблонь, среди них – знаменитое «Уральское наливное».

Учёные были удивлены богатством монастырской заимки. Они сразу заметили, что деревья были высажены по науке. Разбивая сад, монахини отдали дань и садово-парковому искусству, строго очертив линии аллей – липовых, кленовых, кедровых.

35

В 1990-е годы рыночных реформ было уже не до яблок, государство сворачивало программы научных разработок. Земельные участки закреплялись за институтами, получая статус федеральных земель. Подключив все административные ресурсы, власти Ленинского района только в 2017 году добились передачи земель Плодушки в муниципальную собственность.

В настоящее время Монастырская заимка расположена в Ленинском районе в квартале, ограниченном улицами Энергетиков, Гранитной и Агалакова. Площадь составляет 29 Га. Постановлением Правительства Челябинской области №346-П от 16.07.2014 этой территории присвоен статус памятника истории и культуры достопримечательное место «Монастырская заимка «Плодушка».

36 37

Достопримечательное место «Монастырская заимка «Плодушка» включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и отнесена к объектам культурного наследия областного значения. Такое решение было принято парламентариями Законодательного Собрания Челябинской области. Благодаря этому зеленую зону удалось спасти от застройки, сохранив на ней 64 вида редких для Южного Урала растений.

Началось восстановление и превращение «Плодушки» в парк только в наши дни. Как только появились первые средства на благоустройство, в саду началась большая «ботаническая ревизия». Этого требовал охранный статус территории как объекта культурного наследия регионального значения. С самого начала в нём активно участвовали послушницы Одигитриевского монастыря и жители новых микрорайонов близ «Плодушки». Здесь высажены новые деревья, многие, даже столетние яблони, до сих пор обильно плодоносят, а их тонкий аромат притягивает в сад множество птиц.

39

«Плодушка» стала самой прекрасной частью зелёного пояса, о котором так мечтал Ленинский район, и проект её реконструкции ещё не закончен. Теперь в саду властвует ясенелистный клён, привезённый когда-то из Америки как экзотическое дерево и ставший за десятилетия сорной породой.

40

Ходят легенды, что в монастырском саду росли три вековых дуба. А жёлуди, из которых произрастали дубы, в своё время были привезены из Святой земли. Более того, взяты они были под кронами священного Мамврийского дуба, которому почти 5 тысяч лет и под которым Бог явился Аврааму…

К столетию (2021 г.) закрытия монастыря известный бард, наш земляк Олег Митяев выпустил клип на песню «Аннушка» (в соавторстве с композитором Сергеем Миклашевским), который посвятил женскому Одигитриевскому монастырю, его основательнице Анне Максимовне Полежаевой (в монашестве – игумения Агния). Он поет об Аннушке, которая «явилась напомнить о детских снах». Своеобразным символом обители создатели клипа сделали яблоню. Деревья в цвету постоянно появляются в кадре, напоминая о знаменитой «плодушке» – фруктовом саде, которые когда-то высадили сестры монастыря.

Людская память об Одигитриевском монастыре жива до сих пор, а значит и связь времён восстанавливается.

41

Наша экскурсия подошла к концу. Для тех, кто хочет ещё больше погрузиться в историю женского Одигитриевского монастыря и города Челябинска, мы предлагаем воспользоваться литературой из краеведческого фонда библиотек города.

Список рекомендуемых источников:

  1. «Всех скорбящих Радость» // Вечерний Челябинск : [сайт]. – 2012. – 1 июня. – URL:  https://vecherka.su/articles/society/24927/ (дата обращения: 22.12.2022).
  2. Дореволюционный Челябинск в слове современников : собрание текстов / Центр историко-культурного наследия г. Челябинска ; составитель и научный редактор В. С. Боже. – Челябинск : Челябинский Дом печати, 1997. – 327, [1] с. – (Челябинская энциклопедия).
  3. Лицом к свету : очерк истории Одигитриевского женского монастыря г. Челябинска / Челябинская областная общественная организация Русский культурный центр ; автор-составитель Т. О. Воронова. – Челябинск : [б. и.], 2001. – 78 с. – Библиография: с. 67-68.
  4. Лютов, В. В. Вглядываясь в Ленинский / В. Лютов, О. Вепрев. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2015. – 303 с. : цв. ил. – (Национальное достояние России. Малая серия).
  5. Монастырская заимка Плодушка // Яндекс Карты : [сайт]. – URL:  https://yandex.ru/maps/org/monastyrskaya_zaimka_plodushka/52458600879/?ll=61.458752%2C55.131465&z=15 (дата обращения: 22.12.2022).
  6. Монастырь среди нас. Маленький Одигитриевский монастырь в большом Челябинске // Челябинский ОБZОР : [сайт]. – URL:  https://obzor174.ru/malenkiy-odigitrievskiy-monastyr-v-bolshom-chelyabinske (дата обращения: 22.12.2022).
  7. Одигитриевский женский монастырь // 2ГИС : [сайт]. – URL:  https://2gis.ru/chelyabinsk/firm/70000001021346719 (дата обращения: 22.12.2022).
  8. Одигитриевский женский монастырь: восстановилась связь времен // Летопись добра : три века благотворительности на Южном Урале / редактор А. Лобашев. – Челябинск, 2005. – Кн. 3 : Созидатели. – С. 241-252.
  9. Одигитриевский Челябинский женский монастырь : [сайт]. – URL:  http://монастырь74.рф/ (дата обращения: 22.12.2022).
  10. «Плодушка» // РАРИТЕТ. История Южного Урала : [сайт]. – URL:  http://raritet-chel.ucoz.ru/publ/vgljadyvajas_v_leninskij/plodushka/29-1-0-283 (дата обращения: 22.12.2022).
  11. Прыкина, Н. А. Одигитриевский женский монастырь / Н. А. Прыкина // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск : Каменный пояс, 2001. – C. 595-596.
  12. Пруд «Девичьи слёзы» // 2ГИС : [сайт]. – URL:  https://2gis.ru/chelyabinsk/geo/2111749520097603?m=61.445093%2C55.131041%2F14.54 (дата обращения: 22.12.2022).
  13. Уездный город Челябинск в открытках ифотографиях : [фотоальбом] / составитель Д. Г. Графов. – Челябинск : [б. и.], 2019. – 247 с. : фот. + 1 л. карта. – Указатель улиц, площадей, учреждений дореволюционного Челябинска : с. 242-243 ; с. 246-247. – Хронологическая летопись событий г. Челябинска 1736-1909 гг. : с. 244-245.
  14. Фирсанова, Н. Женская обитель в рабочем районе, или Станет ли Плодушка райским садом? / Н. Фирсанова // Вечерний Челябинск : [сайт]. – – 5 ноября. – URL:  https://vecherka.su/articles/society/116847/ (дата обращения: 22.12.2022).
  15. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» // 2ГИС : [сайт]. – URL:  https://2gis.ru/chelyabinsk/firm/2111590606310050 (дата обращения: 22.12.2022).
  16. Храм «Всех скорбящих Радость» // Одигитриевский Челябинский женский монастырь : [сайт]. – URL:  http://монастырь74.рф/fotogallereya/xram-vsex-skorbyashhix-radost (дата обращения: 22.12.2022).
  17. Челябинск. Одигитриевский женский монастырь (новый). Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» // СОБОРЫ.РУ : Народный каталог православной архитектуры : [сайт]. – URL:  https://sobory.ru/article/?object=13474 (дата обращения: 22.12.2022).
  18. Челябинская губерния, 1919-1923 гг.: абрис истории : сборник документов / Государственный комитет по делам архивов Челябинской области, Объединенный государственный архив Челябинскойобласти ; редактор Е. П. Турова ; составитель, научный редактор М. А. Базанов ; научный консультант И. В. Нарский. – Челябинск : [б. и.], 2019. – 647 с. – Географический уазатель: с. 581-589. – Перечень документов: с. 590-633. – Библиография: с. 634-638.

 

Библиотека №31