01

Паровоз «Красный Коммунар» стоит не в прокопченном локомотивном депо и не в станционном глухом тупике, а возле Дворца Железнодорожников, у входа в городской сад им. Пушкина. Около него любят фотографироваться, им любуются, дети забираются на самый верх, а какую историю хранит этот паровоз, знают немногие. А ведь он свидетель многих исторических событий. У паровоза удивительная судьба.

02 03

Локомотив модели «Ес-350» выпущен в 1915 году на заводе в США по заказу Министерства путей сообщения Российской империи. Во время Гражданской войны он состоял на службе у колчаковцев. В 1919 году, когда белогвардейцы отступали из Челябинска, они сжигали подвижные составы, локомотивы, чтобы они не достались большевикам. Пострадал и этот паровоз. Его поставили в тупик около депо, надеясь сдать на металлолом. Но ему была предназначена другая судьба...

Гражданская война привела страну к разрухе. Замерзли станки и механизмы на заводах, погасли топки паровозов. Многие районы охватил голод.

В феврале-марте 1920 года рабочие Челябинского паровозного депо выступили с инициативой – отремонтировать во внеурочное время паровоз и несколько товарных вагонов, загрузить их хлебом и отправить голодающей Москве. Эту акцию приурочили к 50-летию Владимира Ильича Ленина. Осмотрев совершенно разбитый, но мощный по тому времени паровоз «Ес-350», железнодорожники решили его поставить на колеса. 158 человек ремонтировали локомотив после рабочей смены и за счет собственных средств. Условия работы были исключительно трудны: без электрического освещения, при свете факелов, так как деповская электростанция еще не работала, без отопления. Особо отличилась при ремонте паровоза дышловая бригада под руководством слесаря Годунова, поршневая — слесаря Аобарских экипажная бригада тов. Ветышева и многие другие. Всего участвовало в ремонте ежедневно до ста рабочих. На восстановление паровоза ушло около двух месяцев.

04
«Великий почин» челябинских железнодорожников, 1920 г.

4 апреля у рабочих депо был праздник. Своим трудом они вдохнули жизнь в мертвый механизм, и локомотив ожил. Назвали его гордым именем – «Красный Коммунар». Кисть рабочего-художника украсила его картинами и революционными лозунгами – «Вперед без страха и сомненья!», «Мы путь земле укажем новый, владыкой мира будет труд!».

Газета «Советская правда» от 6 апреля 1920 года сообщала: «4 апреля рабочие паровозного депо станции Челябинск торжественно праздновали выпуск из ремонта паровоза "Коммунар" как свою первую победу в борьбе с разрухой на железнодорожном транспорте».

Об этом воспоминает кочегар «Красного коммунара» Ф. Г. Блинов:

«В конце апреля 1920 года паровоз был готов. По окончании ремонта в депо был проведен митинг, на котором присутствовало около 1000 человек. Было зачитано и принято приветствие В. И. Ленину в связи с его 50-летием и выбрана делегация от рабочих для поездки в Москву, в составе комиссара поезда — машиниста Гундарева, слесаря Муранова и от транспортной кооперации тов. Михалевича.

Для сопровождения поезда были сформированы две локомотивные бригады машинистов С. Новожилова и Ф. Альбова, помощников машиниста К. Гарагули, Ф. Малахова и кочегаров В. Хохлова и меня. Для размещения локомотивной бригады и охраны был оборудован специальный пассажирский вагон, где были запасные части и инструмент для ремонта вагонов в пути следования: предстоял большой непрерывный рейс с хлебным маршрутом в Москву за 2100 километров по разрушенным дорогам страны.

Вагонники еще в апреле внеурочно отремонтировали 40 грузовых вагонов, которые были загружены хлебом для голодающих рабочих Москвы и красноармейцев Западного фронта».

Постановление общего собрания служащих, мастеровых и рабочих станции Челябинск от 18-го апреля 1920 г.

Присутствовало 2000 человек.

Заслушав доклад товарища Муранова о паровозе «Красный Коммунар», собрание постановило: принимая во внимание острый недостаток в Центре в паровозах, мы, рабочие станции Челябинск, идя навстречу нашим товарищам – братья Центральной Советской Республики и желая им оказать помощь, шлем им в память пятидесятилетнего рождения нашего Великого Международного и Дорогого Вождя Пролетариата Товарища Ленина, созданный из совершенного мертвеца, своим бесплатным коммунистическим упорным трудом, своим отдыхом от работы, живой гигант паровоз «Красный Коммунар» и посылая последний, мы, рабочие станции Челябинск, говорим нашему Великому Вождю пролетариата товарищу Ленину «Ты 33 года ведешь борьбу за счастливую жизнь рабочих и крестьян Всего Мира, и результатом этой Твоей неутомимой борьбы есть победа пролетариата России над своим вековым врагом, победа на всех фронтах. Получив возможность перейти к фронту труда, мы, рабочий станции Челябинск – часть многомиллионного организованного Тобою пролетариата, шлем Тебе, Дорого Наш Вождь, в память твоего 50-летнего Юбилея Гигант паровоз «Красный Коммунар», твердо веря в приближение международной революции, и даем наше непреклонное слово дать Максимум энергии и работоспособности и восстановить железнодорожный транспорт.

Да Здравствует Наш Дорого и Великий Вождь!
Да Здравствует Владимир Ильич Ленин!
Да Здравствует III Интернационал!

С подлинным верно
Председатель Челябинского УЧКПРОФСОЖА (подпись)
Тов. Председателя (подпись)
Секретарь (подпись)
Комиссар Челябинского ж.-д. узла (подпись)

Ранним утром 3 мая 1920 года в 30 вагонов эшелона было погружено 27 тысяч пудов хлеба, и состав отправился в Москву. Уже 7 мая поезд прибыл в столицу. Для того времени это было рекордом: поезда из Челябинска в Москву шли по 10-15 суток. Трудовой подвиг южноуральцев лег в основу организации скоростных маршрутов с хлебом из Сибири.

О перемещении важного груза по стране можно было снять целый приключенческий фильм! Как вспоминали участники поездки, дорога была нелегкой. «Первое приключение» случилось на подъезде к Златоусту – сломался насос. Пришлось его менять. В Уфе чекисты потребовали показать груз, и только благодаря вмешательству народного комиссара внутренних дел, начальника Особого отдела ВЧК Феликса Дзержинского удалось продолжить движение «без лишних вопросов». На одной из станций кто-то подсыпал песок в вагонные буксы. Если бы это не заметили вовремя, то аварии было бы не избежать. Но основная сложность была в нехватке топлива. В топку шли заборы, старые шпалы, деревья – все, что могло гореть. Дошло даже до того, что в Ульяновске на паровоз загрузили несколько тонн сушенной волжской рыбы в качестве альтернативы углю и дровам. Оказалось, что сушеная рыба хорошо горит, так что на «рыбной тяге» эшелон преодолел оставшиеся километры и доставил важный груз в Москву.

05
В.И. Ленин с делегатами «Красного Коммунара»

В столице посланцев южноуральских рабочих пригласили в Кремль, к Ленину. В качестве премии все получили билеты в Большой театр на оперу «Князь Игорь», чайный сервиз и телогрейку. А в партийную организацию депо рабочие привезли письмо Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича, первого управляющего делами нового правительства, Совета народных комиссаров, в котором рабочим-железнодорожникам была выражена сердечная благодарность. Это вызвало среди железнодорожников Южного Урала новую волну энтузиазма и трудовой подъём по восстановлению транспорта. К середине 1920 года более половины разрушенного паровозного парка Челябинска было восстановлено.

Ну, а как же сложилась дальнейшая жизнь «Коммунара»? Он был замечательным работягой и немало еще потрудился. Он работал на Карагандинской железной дороге. В годы Великой Отечественной войны паровоз «Ес-350» трудился на Амурской железной дороге, доставляя грузы для фронта. Потом перевозил уголь предприятий Коркинского разреза. А в 1951 году был переведен на комбинат «Дальвостокуголь».

В 1957 году благодаря краеведу и бывшему начальнику одного из участков ЮУЖД Александру Ивановичу Козыреву, который раскопал в архивах историю «хлебного эшелона», локомотив был найден. Железнодорожники Челябинска обратились в Министерство путей сообщения с просьбой передать им исторический паровоз на вечное хранение. Их просьба была удовлетворена, и в 1959 году паровоз был возвращен на родину, в Челябинск.

06 07 08
Открытие памятника, апрель 1960 г.

К 90-летию со дня рождения Ленина, 20 апреля 1960 года, «Коммунар» был установлен как памятник около Дворца культуры Железнодорожников. У паровоза состоялся митинг, на котором Сергей Муранов, участник легендарного рейса, рассказал, как был удостоен большой чести сопровождать хлебный поезд для голодающей Москвы, о встрече с В. И. Лениным. Под звуки гимна Советского Союза старейшие железнодорожники Челябинска сняли покрывало с мемориальной доски, установленной на паровозе «Красный Коммунар».

09
Открытие памятника-реалии. Делегация у тендера паровоза, апрель 1960 г.

На паровозе «Красный Коммунар» размещена мемориальная доска с надписью на паровозе: «Паровоз “Коммунар” в 1920 г. был отремонтирован челябинскими железнодорожниками на субботниках. В честь 50-летия В. И. Ленина с маршрутом хлеба был отправлен трудящимся гор. Москвы. Делегация челябинских железнодорожников, сопровождавшая поезд, 8 мая 1920 года была принята В. И. Лениным.

В 1959 г. паровоз по просьбе коллектива локомотивного депо возвращен в Челябинск на вечное хранение»

10

Легендарный паровоз является объектом культурного наследия регионального значения.

11 12
Памятник паровозу у ДК ЖД, 1965 г.

           Паровоз «Коммунар»
В июльскую жару и в день холодный
Стоит он в парке –
Старый паровоз,
Что москвичам когда-то в год голодный
Хлеб братский
От челябинцев привез.
А в пору ту и здесь несытно ели,
Но хлеба для Москвы не пожалели,
Уральцы поделились в трудный час –
Последним и насущным,
Не излишком…
И сколько же девчонок
И мальчишек
Уральский хлеб от смерти, может, спас.
                                                     А. Куницын

13
Памятник паровозу из набора открыток «Челябинск», 1984

Адрес: ул. Цвиллинга, 54, у здания ДК Железнодорожников

Список рекомендуемых источников:

  1. Александров, А. В. По историко-революционным местам Челябинска : объекты туристического показа в 1960-1970-е годы / А. В. Александров // Провинциальный город в событиях 1917 года : новые подходы, исследовательские проблемы, открытия : материалы конференции / Упр. культуры Администрации г. Челябинска, Центр ист.-культур. наследия г. Челябинска. – Челябинск, 2017. – С. 186-199.
  2. Бастионы индустрии // Челябинск / редакторы: В. И. Дмитриев, Л. Н. Лукашевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 1976. – С. 39-85.
  3. Блинов, Ф. Г. История «Коммунара» / Ф. Г. Блинов // Локомотивщики : история локомотивного хозяйства Южно-Уральской железной дороги / составитель А. Л. Казаков. – Екатеринбург, 2007. – С. 258-259 : фот. цв.
  4. Варавка, Л. В. Красный Коммунар, паровоз-памятник / Л. В. Варавка // Челябинск: энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 428.
  5. Время «Красного Коммунара» // Уральский исток Транссиба : история Южно-Уральской железной дороги / редактор-составитель А.Л. Казаков. – Челябинск, 2004. – С. 246-253.
  6. Героические страницы : из истории локомотивного депо Челябинска. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1975. – 268 с. : ил.
  7. Депо Челябинск // Локомотивщики : история локомотивного хозяйства Южно-Уральской железной дороги / составитель А. Л. Казаков. – Екатеринбург, 2007. – С. 234-249 : фот. цв.
  8. Елфимов, Ю. Есть только символ... / Ю. Елфимов // Рифей, 1990 : уральский краеведческий сборник / составитель А. П. Моисеев. – Челябинск, 1990. – С. 7-14.
  9. Каукина, Т. И. Паровоз «Коммунар» – памятник ушедшей эпохи (к 100-летию выпуска первых паровозов серии Е) / Т. И. Каукина // Музейный вестник / составитель Н. В. Овчинникова. – Челябинск, 2016. – Вып. 21. – С. 91.
  10. Клавдиенко, Е. Наш паровоз вперед летит / Е. Клавдиенко // ПоЧел : [сайт]. – 2014. – 27 янв. – URL: http://pochel.ru/c/article/3557-nash-parovoz-vperyod-letit/ (дата обращения: 06.05.2024).
  11. Красный «Коммунар» // Челябинск в разных измерениях / составитель А. А. Золотов. – Челябинск, 1986. – С. 83.
  12. Красный «Коммунар» // Penelopa Urgumova : [сайт]. – 2018. – 24 июня. – URL: https://penelopaurjumova.wordpress.com/2018/06/24/красный-коммунар/ (дата обращения: 06.05.2024).
  13. Латышев, Ю. Паровоз «Красный коммунар» в Челябинске / Ю. Латышев // Наш Урал : [сайт]. – 2017. – 14 сент. – URL: https://nashural.ru/mesta/chelyabinskaya-oblast/parovoz-krasniy-kommunar/ (дата обращения: 17.05.2023).
  14. Латышев, Ю. Паровоз «Красный Коммунар» / Ю. Латышев // Группа «АрхиСтраж» : [сайт]. – 2017. – 14 авг. – URL: https://arhistrazh.livejournal.com/39912.html (дата обращения: 17.05.2023).
  15. Локомотив – величина постоянная // Аргументы и факты. Челябинск : [сайт]. – 2007. – 24 окт. – URL: https://chel.aif.ru/archive/1761785 (дата обращения: 06.05.2024).
  16. Начало новой эпохи// Живая история : 80 лет Советскому району города Челябинска / составление и литературная обработка Кирилла Шишова ; редакционная коллегия: М. В. Буренков, Е. В. Астахова, И. Р. Амиров. – Челябинск, 2017. – С. 60-61.
  17. Памятник-реалия : легендарный паровоз «Красный Коммунар» // chelmuseum.ru : [сайт]. – 2019. – 13 июня. – URL: http://www.chelmuseum.ru/specialists/scientific_publications/534/ (дата обращения: 06.03.2024).
  18. Паровоз «Коммунар» : (площадь у ДК железнодорожников; ул. Цвиллинга) // Монументальные образы Челябинска / Центр ист.-культур. наследия г. Челябинска ; автор текста О. Кудзоев. – Челябинск, 2003. – С. 73.
  19. Паровоз «Коммунар» : (ул. Цвиллинга, 54) // Памятники истории Челябинской области : справочник / составитель и научный редактор М. А. Чулкина. – Челябинск, 1990. – С. 39-40.
  20. Паровоз «Красный коммунар» : памятник с героической историей // dzen.ru : [блог-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/Y_MyEniupAqqDAN4 (дата обращения: 06.03.2024).
  21. Паровоз «Красный Коммунар» в подарок В. И. Ленину // Уральский исток Транссиба : история Южно-Уральской железной дороги. – Челябинск, 2009. – C. 250-253. – URL: https://history-russia.livejournal.com/576468.html (дата обращения: 06.03.2024).
  22. Ростовцев, С. Н. Памятник-реалия: легендарный паровоз «Красный коммунар» / С. Н. Ростовцев, А. Н. Машарова // Гороховские чтения : материалы девятой региональной музейной конференции / Министерство культуры Челябинской области, Государственный исторический музей Южного Урала ; составитель, научный редактор А. Н. Лымарев ; редакционная коллегия В. И. Богдановский (председатель) [и др]. – Челябинск, 2018. – С. 334-337. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mhgict (дата обращения: 06.03.2024). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  23. Рохацевич, Е. К 100-летию первого субботника / Е. Рохацевич // Объединенный государственный архив Челябинской области : официальный сайт. – URL: https://archive74.ru/news/k-100-letiyu-pervogo-subbotnika (дата обращения: 06.03.2024).
  24. Самсонов, В. Ф. Подарок Ильичу / В. Ф. Самсонов // Памятное : по местам революционной, боевой и трудовой славы Челябинска / В. Самсонов. – Челябинск, 1968. – С. 79-82.
  25. Самсонов, В. Ф. Южноуральцы – москвичам / В. Ф. Самсонов // Память о подвиге и славе. По мемориальным местам Челябинска : [к 60-летию Победы над германским фашизмом] / В. Ф. Самсонов. – Челябинск, 2005. – С. 82-86.

Источники фото:

https://nashural.ru/mesta, http://chelmuseum.ru, https://arhistrazh.livejournal.com, http://pochel.ru, из книги «Уральский исток Транссиба», фото библиотеки

 

Ирина Подобед