01

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом Юношеского Технического Творчества» (ГБУ ДО «ДЮТТ») – учреждение дополнительного образования, призванное организовывать процесс обучения и развития детей возрастом от 3 до 18 лет, посредством реализации дополнительных образовательных программ через творческую и познавательную деятельность. Общим признаком ДЮТТ является направленность на приобщение детей к техническому творчеству и изобретательской деятельности, развитие творческого мышления и навыков проектной работы.

Находится в Металлургическом районе города Челябинска.

В мае 2024 года учреждению исполнилось 60 лет со дня образования.

Адрес: г. Челябинск, ул. Черкасская 1а, 454031

Телефоны: 8 (351) 721-42-82, +7 900 029 50 10

Сайт: https://robo74.ru

Электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

1960 годы XX столетия – эпоха радикальных перемен во всем мире: эти годы открыли эру пилотируемой космонавтики. В России этой поры произошел мощный рост развития в экономической и промышленной сфере. Интенсификация производства требовала большого количества молодых кадров, страна остро нуждалась в рабочей интеллигенции, умеющей творчески мыслить и решать нестандартные задачи. Вопрос подготовки квалифицированных рабочих стал самым важным среди профессиональных учебных заведений.

В этой связи и начал свою деятельность Дом Юношеского Технического Творчества (ДЮТТ), который был открыт в мае 1964 года на базе профессионального училища №37. Назывался он на момент открытия «Дом техники профессионального образования» и располагался по адресу Шоссе Металлургов, 45 (здание сейчас находится на территории Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли, бывшего ПТУ №102).

02 0 02 1
Так выглядит здание по адресу Шоссе Металлургов, 45 сегодня

Штат был небольшим – 9 человек работали в 3-х лабораториях: токарной, радиотехнической и автотехнической. Директором был назначен Григорий Петрович Царицын – человек, стоявший у истоков развития технического творчества в Челябинске (до назначения он возглавлял станцию юных техников Челябинского тракторного завода). Дом техники имел статус областного и был одним из первых в стране учреждений в системе подготовки рабочих кадров. В Доме техники учащиеся профессионально-технических училищ города занимались в кружках, создавали различные приспособления и модели, учились творчески относится к своей будущей профессии.

03

В 1977 году приказом Министерства образования СССР Дом техники был выделен в самостоятельное учреждение. В эти годы в Доме техники проводилась большая работа по пропаганде технического творчества и научно-технических знаний среди молодежи: проходили всевозможные факультативные занятия по техническим знаниям, защищались проекты по техническому творчеству. Руководством Дома техники были налажены тесные партнерские отношения с предприятиями и высшими учебными заведениями Челябинской области. Многие талантливые инженеры-производственники передавали свой опыт молодому поколению. Одним из таких наставников был преподаватель из Челябинского политехнического института (сегодня Южно-Уральский государственнай университет) Виктор Борисович Христенко, сейчас занимающий пост президента Делового совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Постепенно количество кружков и лабораторий увеличивалось, появлялись новые направления деятельности, проводились массовые мероприятия с учащимися профессионально-технических училищ. Лучшие образцы, изготовленные руками учащихся, экспонировались на городских и областных выставках технического творчества, ВДНХ, за рубежом, были неоднократно отмечены всевозможными наградами: грамотами, дипломами, медалями.

Потребность в техническом творчестве с течением времени не только не уменьшалась, но возрастала с каждым годом. Филиалы Дома техники были открыты Магнитогорске и Симе, создавались кружки технического творчества на безе профессиональных училищ. Большой вклад в развитие Дома техники внесли его директора: Нурий Хасанович Тынчеров, Людмила Дмитриевна Костина, Василий Васильевич Федоров, Николай Петрович Зубцов, Вячеслав Константинович Бакин.

04

80-90-е годы были сложными для страны. Система дополнительного образования в целом и система технического творчества в частности переживала нелегкие времена. Были сложности с финансированием, талантливые квалифицированные кадры переходили в другие сферы деятельности. Несмотря на это, в Челябинской области при поддержке администрации области и Главного управления образования и науки удалось не только сохранить, но и обеспечить работу системы технического творчества в начальном профессиональном образовании.

Главное управление профессионального образования в 1994 году выделило для Дома техники здание по адресу: Черкасская, 1а, где он и находится по сей день. Большая площадь позволила увеличить число лабораторий, отчего произошел приток специалистов и учащихся.

История здания по адресу: Черкасская, 1а. У самого здания долгая история. Здание было построено в начале 30-х годов прошлого века на территории бывшего поселка Бакалстальстроя (в просторечии Бакала) – ныне части Металлургического района. На Першинской площадке должен был возводиться Бакальский металлургический комбинат, и Бакал интенсивно застраивался бараками для размещения рабочих.

05
Так выглядели стандартные дома Бакалстальстроя

С 1936 по 1954 здание занимала средняя образовательная школа №29 – первая школа в районе (в 1954 году для школы было построено отдельное здание по улице Байкальская, 44). С 1954 до начала 70-х годов помещение занимало ПУ №37, пока не переехало в специально для него построенное новое здание по адресу: ул. Мира, д.67а (ныне, путем слияния с другими училищами, ПУ №37 преобразовано в Южно-Уральский Многопрофильный колледж). В 1972 году в здании на Черкасской 1а разместилось только что основанное профессионально-техническое училище №102 (ныне Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, что по Шоссе Металлургов, 47).

06
Училище №102 на Черкасской, 1А

И, наконец, с 1994 года по настоящий момент здание занимает Дом юношеского технического творчества.

07 
Здание ДЮТТ по Черкасской, 1А в 2010-2020 годах

В 1996 году работа Дома техники получила высокую оценку – было получено 1-е место по результатам Всероссийского смотра-конкурса.

В 2002 году Дом техники профессионального образования был переименован в Дом юношеского технического творчества Челябинской области. В его составе – методический кабинет, 7 творческих лабораторий, в том числе моды, дизайна, декоративной обработки дерева и камня, фото-видеостудия, 94 творческих объединений на базе учреждений начального профессионального образования области.

В 2001-2013 годы директором ДЮТТ была Татьяна Михайловна Нейфельф. С октября 1993 года Т.М. Нейфельд работала методистом Дома техники ПТО, затем начальником отдела оргмассовых мероприятий (1995-2001 гг.). С 2001 года являлась директором ГБОУ «Дом юношеского технического творчества Челябинской области». В годы ее руководства ДЮТТ Челябинской области по результатам Всероссийских смотр-конкурсов Домов и Центров технического творчества в 2004, 2005 годах занимал III место, в 2006г. – 2 место, в 2007г. – 1 место, в 2013 г. – 1 место. Дважды, в 2007 и 2009 гг., ГБОУ ДОД ДЮТТ Челябинской области был удостоен гранта Губернатора Челябинской области.

Татьяна Михайловна внесла большой вклад в развитие технического и декоративно-прикладного творчества в системе начального и среднего профессионального образования Челябинской области.

08 
Татьяна Михайловна Нейфельф

С июня 2013 по сегодняшний момент Дом юношеского технического творчества Челябинской области возглавляет Владислав Николаевич Халамов. Владислав Николаевич окончил Металлургический техникум по специальности техник-электромеханик, позже получил диплом инженера по радиоэлектронным системам Южно-Уральского государственного университета. В 2004 году получил дополнительное высшее образование по специальности менеджмент организации в Челябинском филиале Уральской Академии государственной службы.

 09
Владислав Николаевич Халамов

Под его руководством ДЮТТ участвовал более чем в ста мероприятиях по техническому творчеству на разных уровнях – региональном, всероссийском и международном. Обучающиеся Челябинской области завоевали более 500 наград на соревнованиях по робототехнике. Под его руководством разработан и реализован проект «Темп-поколение», проходивший в 2015-16 учебном году. В результате реализации проекта к занятиям по техническому творчеству было привлечено 2442 обучающихся из 78 образовательных организаций 24 муниципальных образований Челябинской области.

На сегодняшний день образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

Техническая: «Авиамоделирование», «Робототехника», «Соревновательная робототехника», «Основы программирования на языке Python», «Программирование на Python», «Программирование на Arduino», «Основы на Arduino», «ЗD моделирование и конструирование», «Промышленный дизайн», «Авиа- и ракетомоделирование», «Трассовый автомоделизм», «Судомоделирование», «ИнженерикУм», «Инженерные кадры России», «Икаренок», «Естественнонаучный цикл», «Физико-химический цикл», «Математические основы цифровой трансформации», «Робоквантум», «IТ-квантум», «Хайтек цех», «Промышленный дизайн», «Аэроквантум», «Автоквантум», «VR/AR-квантум», «Шахматы», «Математика», «Английский язык», «Предметная область «Технология», Техноурок по профилю информационные технологии, Техноурок по профилю робо, «Основы программирования на языке JAVA», «Мобильная разработка», «Системное администрирование», «Виртуальная и дополненная реальность: моделирование, творчество,  визуализация», «Программирование роботов», «JAVA от А до Я», «Робо-лаборатория (навыки начального технического конструирования)», «Мобильная робототехника на базе конструктора «LEGO EV3», «Шахматная гостиная», «Общее развитие инженерного мышления», «Робототехника (Начальный уровень 1.0)», «Авиамоделирование (Вводный модуль)», «Промышленный дизайн и ЗD-моделирование», «IТ-моделирование (Начальный уровень)», «IТ-моделирование (Продвинутый уровень)», «Робототехника (Начальный уровень 2.0)», «Робототехника (Начальный уровень 3.0)», «Робототехника (продвинутый модуль 1.0)», «Робототехника (продвинутый модуль 2.0)».

Естественнонаучная: «Как знать все и ничего», «Наука в опытах и экспериментах».

Дистанционные курсы: Python (вводный модуль), «Естественные науки (вводный модуль)», «Автомоделирование (продвинутый модуль)».

Форма обучения: очная и дистанционная. Продолжительность академического часа — 45 минут, для дошкольников 5-6 лет — 30 минут.

10

В каждой образовательной программе в полной мере раскрывается научно-педагогическое обоснование программы:

1) новизна и актуальность идей;

2) перспективность предмета изучения;

3) профессиональная состоятельность идей;

4) педагогическая целесообразность;

5) приближенность к целевым интересам социума.

Наибольшее количество детей занимаются в объединениях технической направленности – примерно 90% от общего количества учащихся. Естественнонаучная направленность – 1 – 0,8 % от общего количества учащихся. На дистанционной форме обучения занимается 160 чел. (2,5% детей от общего количества учащихся).

В 2002-2003 учебном году в этих кружках, студиях, клубах, занималось более 5000 человек. Количество обучающихся на 2021-2023 гг. –  около 6500 человек.

Особое внимание в образовательной программе уделяется организации дополнительного образования для детей с ОВЗ (5% детей от общего количества учащихся), детей инвалидов, опекаемых детей и детей, состоящих на разных видах профилактического учета.

На сегодняшний день областной дом технического творчества имеет большую сеть филиалов по всей области в рамках разных проектов.

«Кванториум». Детский технопарк «Кванториум» – федеральная сеть детских технопарков, где дети от пяти до восемнадцати лет получают дополнительное образование. Проект ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Поэтому эти огромные структурированные территории оснащены самым современным инновационным и высокотехнологичным оборудованием, а для работы с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня. Обучение в технопарке –  это не привилегия для одаренных детей. Задача проекта – выявить этот талант и развить его. Главное у ученика –  это желание обучаться новому, саморазвиваться и быть готовым к изменениям.

Филиалы «Кванториума» находятся в таких городах, как Магнитогорск, Златоуст, Троицк, Копейск, Пласт.

11
На Ледовой арене «Уральская молния» прошел третий и заключительный день
Национального финала ХХ Российской Робототехнической Олимпиады

Центр цифрового образования «IT-куб» –  федеральная сеть детских центров IT творчества. Проект формирует современную образовательную экосистему, объединяющую компании-лидеров ИТ-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от 7 до 18 лет. Обучение дает актуальные и востребованные знания в сфере информационных технологий, подкрепленные практической работой, командными проектами, разработкой программных продуктов и информационных систем, творчеством и достижением целей. Филиалы центров, помимо Челябинска, есть в городах Южноуральск, Сатка, Магнитогорск, Снежинск, Кыштым, Миасс, Трехгорный.

 12
В «IT-кубе» Магнитогорска прошел региональный чемпионат по информационной безопасности,
участие в котором приняли 400 школьников из 15 муниципалитетов Челябинской области

Проект «Новые места дополнительного образования». В начале сентября 2020 года открылись «Новые места дополнительного образования», которые созданы в Челябинской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». Призваны обеспечить общедоступность дополнительного образования для всех категорий детей, независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи. Другими словами, это возможность ребятам из отдаленных сельских районов осуществить свои мечты. Это изучение робототехники, авиамоделирования, ЗD-моделирования под руководством опытных наставников. Это создание своих собственных проектов и работа на высокотехнологичном оборудовании. В рамках проекта приняли участие в обучении 1370 детей.

Данный проект затронул такие муниципальные образования, как г. Еманжелинск, пос. Красногорский, г. Южноуральск, г. Куса, с. Аргаяш, п. Бреды, с. Чесма.

Проект «Мобильный кванториум». С начала сентября 2020 года был запущен проект «Мобильный кванториум». Это детский технопарк, созданный на базе перевозной автомобильной станции. Миниатюрная лаборатория «на колесах», внутри которой обустроен многофункциональный цех для проведения опытов, моделирования и конструирования, включающий в себя устройства для работы в дополненной и виртуальной реальности, 3D-принтеры, лазерный гравер, сборочную и паяльную зону. Это современный формат дополнительного образования, нацеленный на вовлечение школьников в проектную и научно-исследовательскую деятельность: имея под рукой компьютер и телефон, можно создавать современные вещи, программировать, освоить современные технологии, используемые в промышленности.

13

Проект «Инженерные кадры России» («ИКаР»). «ИКаР» — линейка российских соревнований, направленных на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий у обучающихся.

Проект «ИКаРёнок». «ИКаРенок» – единственные Всероссийские соревнования для детей дошкольного возраста. Соревнования ИКаРенок включены в программу «От детского сада до производства».

14

За 60 лет в ДЮТТ сложился работоспособный творческий коллектив. Это педагоги дополнительного образования, методисты, заведующие лабораториями. Коллектив дома юношеского технического творчества ведет большую работу по продвижению и развитию технического творчества. Сотрудничает с учреждениями начального профессионального образования Челябинской области. ДЮТТ ведет работу по развитию технического творчества на базе учреждений, организует деятельность творческих коллектив, выставочную работу, конкурсы, методическую помощь.

Педагогический коллектив работает над обновлением и совершенствованием содержания дополнительного образования. В учебных лабораториях разрабатываются и проходят апробацию авторские образовательные программы, проводят семинары и мастер-классы для инженерно-педагогических работников начального профессионального образования.

15

Дом юношеского технического творчества осуществляет организационное и методическое руководство техническим творчеством в учреждениях начального профессионального образования Челябинской области. Создана система по развитию технического творчества в профессиональных училищах и лицеях. Основу ее составляют творческие объединения различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, декоративно-прикладной.

Регулярно в профессиональных училищах и лицеях области проводятся недели технического творчества, творческие игры, защиты проектов. Традицией ДЮТТ стали конкурсы профессионального мастерства и олимпиады по техническому творчеству.

16

Челябинская область – одна из немногих регионов, в которых данные формы сохранены, успешно применяются и совершенствуются. В среднем, в течение каждого учебного года, проводится 8–9 областных конкурсов профессионального мастерства, 8 олимпиад по техническому творчеству. Неоднократно проводились Всероссийские конкурсы профессионального мастерства.

Деятельность Дома юношеского технического творчества включает в себя организацию областных выставок технического и декоративно-прикладного творчества; областного этапа Всероссийского конкурса методических разработок; профильных семинаров и мастер-классов для руководителей творческих объединений; областного конкурса на лучший творческий проект по декоративно-прикладному творчеству; областного конкурса рационализации и изобретательства; областного этапа Всероссийских научно-технических чтений; областного этапа Всероссийского конкурса фотолюбительских работ.

В течение ряда последних лет Дом юношеского технического творчества, его специалисты и воспитанники – постоянные участники Всероссийских мероприятий по развитию технического творчества, где неоднократно занимают призовые места.

По итогам Всероссийского смотра-конкурса Домов техники и центров технического творчества в 2003 года Дому техники было присуждено III место.

Миссия ГБУ ДО «Дом юношеского технического творчества Челябинской области» заключается в создании системы поддержки и развития технического творчества обучающихся в условиях инновационной развивающейся образовательной среды.

Сегодня – это одно из лучших и старейших в России учреждений дополнительного образования. Программы ориентированы на решение задач развития общей культуры личности, адаптации ребенка к жизни в современном обществе, формирование личности, обладающей проективным отношением к миру и способной к сотрудничеству с другими людьми, на создание условий для осознанного выбора подростком будущей профессии и формирование им своих жизненных планов.

Источники:

Официальный сайт и соцсети:

  1. Техническое творчество Челябинской области: сайт. – URL: https://robo74.ru
  2. Техническое творчество Челябинской области: страница в VK. – URL: https://vk.com/tehkids74
  3. Техническое творчество Челябинской области: страница в OK. – URL: https://ok.ru/tehkids
  4. Техническое творчество Челябинской области: канал на Дзен [блог-платформа (VK)]. – URL: https://dzen.ru/tehkids?utm_referrer=robo74.ru
  5. Техническое творчество Челябинской области: канал на YouTube. – URL: https://www.youtube.com/channel/UC3P6PnoiXT6a4g6RHQTYLSA
  6. Техническое творчество: канал в Телеграм. – URL: https://t.me/tehkids74

***

  1. Августова, А. Южноуральские школьники смогут печатать на 3D-принтере детали для роботов / А. Августова // Южноуральская панорама. – Челябинск. – 2014. – 10 апр. – С. 6. –  URL: https://u.to/zH0DIA (дата обращения: 23.06.2023)
  2. Августова, А. Распечатайте конструктор / А. Августова // Южноуральская панорама. – 2014. – № 50 (3252) 10 апр. – С. 6.
  3. Инновационные образовательные конструкторы и робототехника в образовательном процессе: материалы Всероссийского форума / [сост.: О. В. Васильева и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 138 с.
  4. Крымцова, Ю. Мыслить технически. Какие технические возможности есть у школьников Южного Урала / Ю. Крымцова // Южноуральская панорама. – Челябинск. – 2022. – № 5. – С. 9. – URL: https://u.to/6X0DIA (дата обращения: 23.06.2023)
  5. Мамадова, М. Н. Тридцатая областная олимпиада по техническому творчеству: сб. метод. материалов / М. Н. Мамадова. – Челябинск: Дом юношеского технического творчества Челябинской области, 2008. – 122 с.
  6. Нейфельф Татьяна Михайловна [биографическая справка] // Образовательный портал Челябинска / Комитет по делам образования города Челябинска. – URL: https://www.chel-edu.ru/additional/100letie/istorii/talanti/neifelef/ (дата обращения: 23.06.2023)
  7. Нейфельд, Т. М. Дом юношеского технического творчества (ДЮТТ, Чел.) / Т. М. Нейфельд // Челябинская область : энциклопедия: в 7 т. – Челябинск : Камен. пояс, 2008. – Т. 2. – С. 148. – URL: http://chel-portal.ru/dom-yunosheskogo-tehnicheskogo-tvorchestva (дата обращения: 23.06.2023)
  8. Нейфельд, Т.М. Дом Юношеского Технического Творчества Челябинской области: 40 лет со времени открытия / Т.М. Нейфельд, Т.Я. Исмаилова // Календарь знаменательных и памятных дат: Челябинская область, 2004. – Челябинск, 2003. – С. 105–107.
  9. О ДЮТТе [история организации] // Техническое творчество Челябинской области: сайт. – URL: https://robo74.ru/about-us/about-dutt (дата обращения: 23.06.2023)
  10. 50 лет со времени открытия Дома юношеского технического творчества Челябинской области, г. Челябинск (1964) // Календарь знаменательных и памятных дат: Челябинская область, 2014. – Челябинск, 2014. – С. 34.
  11. Публичный доклад государственного учреждения дополнительного образования «Дом юношеского технического творчества Челябинской области» [анализ состояния и результатов развития на 2010 год]. – URL: https://uchebana5.ru//cont/2130997.html (дата обращения: 23.06.2023)
  12. Реутова, Ю. «Научатся ставить и достигать цели»: смотрим, каким будет челябинский технопарк для детей. «Кванториум» появится в городе к следующему учебному году / Ю. Реутова // «74.ру»: сетевое издание. – URL: https://74.ru/text/education/2017/08/30/51149671/. – Дата публикации: 30 августа 2017. (дата обращения: 23.06.2023)
  13. Реутова, Ю. Рисует идеально: в Челябинске дети собрали робота для раскрашивания яиц / Ю. Реутова // «74.ру»: сетевое издание. – URL: https://74.ru/text/education/2018/04/07/54279501/. – Дата публикации: 7 апреля 2018. (дата обращения: 23.06.2023)
  14. Реутова, Ю. Помогали почтальонам и ГИБДД: южноуральские школьники привезли 16 медалей с фестиваля роботов [об участии во всероссийском робототехническом фестивале ProFest] / Ю. Реутова // «74.ру»: сетевое издание. – URL: https://74.ru/text/education/2018/03/12/53636041/. – Дата публикации: 12 марта 2018. (дата обращения: 23.06.2023)
  15. Симакова, С. Владислав Халамов, директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области: «Ребенка в раннем возрасте надо выводить на производство» [интервью с директором ДЮТТ, В. Халамовым] // 74.ру: сетевое издание. – URL: https://74.ru/text/education/2014/07/07/59584531/?ysclid=lwg9arcnoe747496758. – Дата публикации: 7 июля 2014. (дата обращения: 23.06.2023)
  16. Халамов В.Н. Модель дополнительного образования детей для подготовки инженерных кадров России / В. Халамов // Народное образование. – 2016. – № 2/3. – С. 135-138. – (Технология и практика обучения).
  17. Царицын, Г. Путь к профессиям: [о работе станции юных техников Челябинского тракторного завода] / Г. Царицын ; под ред. М.П. Сергеева. – Челябинск, 1958.

Фото с сайтов: https://2gis.ru/chelyabinsk, https://robo74.ru, https://disk.yandex.ru, http://old.chgkipit.ru, https://vk.com, https://ocnewton.ru, https://vk.com/tehkids74, https://diabetis.ru и фотографии автора

 

Олеся Согрина