01
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины»

Наименование: ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины»

Сокращенное наименование: ЧСДМ (прежнее название – завод им. Колющенко)

Адрес: г. Челябинск, ул. С. Разина, 1

Сайт: https://umg-sdm.com/o-kompanii/production/ch/

ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины (завод им. Колющенко) – одно из крупнейших машиностроительных предприятий Уральского региона. Оно известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» специализируется на выпуске дорожно-строительной техники: бульдозеров, автогрейдеров, погрузчиков, скреперов и тд. А еще завод известен тем, что в годы Великой Отечественной войны в его цехах производили знаменитые реактивные установки «Катюши».

История этого старейшего предприятия началась в далеком 1898 году, когда бельгийская фирма «Столль и Ко» построила в Челябинске механический завод по производству конных плугов.

Богатства Урала издавна привлекали не только русских, но и иностранных промышленников. Особенно интенсивное освоение этого замечательного края началось в конце XIX века, когда железные дороги связали Сибирь с промышленными центрами России.

02
В.Г. Столль

Вильгельм Германович Столль, основатель акционерного общества «Столль и Ко», главная контора которого находилась в Воронеже, в 1896 году создал в Челябинске торговый склад земледельческих машин и орудий на Соборной площади (ныне площадь Искусств). А через два года на его базе был построен механический завод по производству конных плугов товарищества «В.Г. Столль и Ко». Историк и архивист Н. М. Чернавский в своем труде «Челябинск в его прошлом. 1736–1926 (хроника)» писал: «Положение города в центре земледельческого района обусловило и крупную торговлю здесь сельскохозяйственными машинами и орудиями, спрос на них развивался с улучшением земледельческой техники и переходом на более культурное ведение хозяйства. Начало этому делу положил директор Акционерного Общества Столль (в Воронеже) А. Е. Малкин, который в 1897 г. впервые привез в Челябинский уезд (на ст. Чумляк и в город) земледельческие машины для сбыта и сам показывал обращение с ними. Затем, в Челябинске устроен был склад собственного производства и от американской фирмы Мак-Кормика, а в 1899 г. Столлем устроен был собственный завод недалеко от станции на казачьей земле, который вырабатывал плуги и молотилки».

03

В момент постройки завод находился за пределами города (район железнодорожного вокзала был включен в состав городской территории лишь в 1916 г.).

В то время это был единственный завод такого профиля на Урале и в Сибири. Первоначально он представлял собой низкое угрюмое кирпичное здание с маленькими окнами, очень мрачное и неприветливое. В помещении было сыро и холодно. Работники по 12 часов трудились при скудном свете, а утроим и вечером – при тусклом освещении коптящих керосиновых ламп. Труд их не был механизирован – целый день в мастерских стоял оглушительный треск молотков, помещение было наполнено дымом и гарью. На заводе производили только сборку однолемешных плугов, детали к которым везли с Воронежского завода. На предприятии в то время насчитывалось не более 40 человек.

04
Реклама склада товарищества «В. Г. Столль и Ко», 1899 г.

В 1904 году фирма реконструировала завод и начала производить плуги новой конструкции, так как старые уже не находили сбыта. Но, несмотря на это, производство не приносило прибыли. Чтобы поправить положение, «Столль и Ко» стали выпускать молотилки кустарного типа, маслобойное оборудование и другую продукцию. Это заставило увеличить количество силового оборудования, станочный парк и количество рабочих.

В 1906 году после смерти владельца типографии, акцизного чиновника А.Н. Карпинского были приобретены его дом и флигель на ул. Большой (ныне – улица Цвиллинга), в которых разместилось представительство товарищества.

05
Контора и склад товарищества «В. Г. Столль и К°» на ул. Большой. Начало XX века

В 1913 году на производстве насчитывалось уже 196 рабочих и 35 служащих.

Жизнь рабочих завода «Столль и Ко» была безрадостной – каторжный труд, произвол администрации, безудержная эксплуатация. Жаловаться на существующие порядки и на бесчинства администрации было бесполезно. Поэтому рабочие начали сами отстаивать свои права.

06
Работники товарищества «В. Г. Столль и К°» во дворе заводской конторы. Начало XX века

Их борьбой руководил Дмитрий Васильевич Колющенко. Он являлся членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) с 1903 года и на заводе работал токарем механического цеха. Колющенко вместе с партийными товарищами проводили маевки, забастовки и демонстрации, в которых принимали участие рабочие завода. По его инициативе на заводе был организован первый в Челябинске заводской комитет (завком), контролирующий действия администрации и защиту прав трудящихся. Дмитрия Васильевича избрали членом Челябинского Военно-революционного комитета и ввели в состав городского комитера РСДРП(б). Революционная деятельность Колющенко выходила за пределы завода. Его имя пользовалось большим авторитетом у челябинских большевиков и беспартийных рабочих.

07
Дмитрий Васильевич Колющенко

С началом Первой мировой войны Столль распорядился реконструировать завод с тем, чтобы выполнять военные заказы. В срочном порядке были построены механосборочный, литейный и другие цеха, проведены пути для перевозки грузов в вагонетках, установлены подъемники. Штат рабочих увеличился до 400 человек. По тому времени это уже было крупное предприятие. Изделия завода – снаряды, мины, гранаты и патроны – пользовались большим спросом, и фирма сумела не только оправдать производственные затраты на реконструкцию, но и нажить немалые прибыли.

В годы революции и гражданской войны деятельность завода была приостановлена, а летом 1919 года его оборудование было вывезено в Сибирь отступавшими частями Белой армии. После установления Советской власти в Челябинске рабочие завода разыскали в Сибири оборудование, восстановили его и наладили выпуск плугов и молотилок.

В 1922 году по просьбе трудящихся в честь революционера Колющенко, убитого во время белогвардейского мятежа в ночь на 3 июня 1918 года, заводу было присвоено его имя.

В 1920-30 годах на предприятии проводится реконструкция, расширяются производственные площади, появляются новые цеха и новое более совершенное оборудование. Высшие и средние учебные заведения страны посылают на завод своих первых выпускников. Ежегодно завод участвует в межведомственных испытаниях новых образцов машин и даже отправляет свою продукцию за границу.

08
Выставка сельскохозяйственного инвентаря 1923-1927 гг.

В 1923 году продукция завода – плуги и молотилки – получила Диплом второй степени Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В 1925 году завод им. Колющенко стал ведущим предприятием в стране по производству конных плугов, выпуская их по 10000 штук в год. Сельскохозяйственную технику он производил вплоть до начала 1940-х годов.

09
Площадка внутри завода, 1937 год

С началом войны в 1941 году завод поменял название на «Челябинский завод №701». В его цехах было установлено оборудование эвакуированных московского завода «Компрессор», Херсонского завода им. Г. И. Петровского, одного из цехов Сумского завода им. М. И. Фрунзе. С первых дней Великой Отечественной войны предприятие перешло на выпуск продукции оборонного значения: мин, снарядов, бомб.

10

Колющенцам было поручено освоение производства и легендарной «Катюши» – секретного реактивного миномета БМ-13. Эта информация долгие годы была засекреченной. И только в 70-х годах стало известно о том, что грозное оружие Победы производили на челябинском заводе им. Колющенко. Производство комплектующих было рассредоточено по разным цехам, поэтому конечную продукцию могли видеть только сборщики, а рабочие и мастера, инженеры и техники, месяцами работая над БМ-13, так и не знали, что они производят.

11
Залп дивизиона БМ-13-16 во время Сталинградской битвы

«Катюша» наводила ужас на немцев. Пугающим был не только мощный свист реактивного снаряда, который развивал в полете скоростьдо 355 метров в секунду. Дело в том, что пусковое устройство «Катюши» работало по принципу арифмометра: крутишь ручку, и снаряды вылетают один за другим. Две штуки – каждую секунду. Максимальная дальность стрельбы – более восьми километров. Этим и достигался «убийственный» эффект стрельбы из этого чудо-орудия: неожиданно град снарядов стеной огня обрушивался на врага… Аналогов этой машине не было. Немцы обещали награды, деньги и отпуск в тыл тем, кто захватит эту установку, но до самого конца войны ни одна «Катюша» не попала в руки врага. Кстати, не сразу эту машину назвали «Катюшей». Офицеры установку называли по-разному: «гитара», «секретка», «адская мясорубка» и даже «Раиса Сергеевна».

Трудовой подвиг колющенцев в годы войны навсегда останется в благодарной памяти потомков. В канун 30-летия Победы челябинская «Катюша» была установлена на постамент у заводского дома культуры. Боевая машина с укрепленными на направляющих снарядами стала памятником мужеству и мастерству героев тыла.

12
Памятник «Катюше», 1980-е годы

После войны началась новая страница в биографии завода. В стране развернулось большое строительство, и предприятие было перепрофилировано на выпуск дорожно-строительной техники. В 1946 году из заводских ворот вышли первые машины: прицепной грейдер, моторный каток, скрепер и бульдозер с гусеничным 80-сильным трактором. В 1948 году совместно с институтом ВНИИстройдормаш на заводе был создан опытный образец автогрейдера Д-144.

С 1954 года машины с маркой завода вышли на мировой рынок и поставлялись более чем в 40 стран мира. Продукция колющенцев получила мировую известность. В 1958 году серийный автогрейдер Д-144 на международнеой ярмарке в Дамаске был награжден почетным дипломом, а автогрейдер Д-395 получил золотую медаль и диплом почета на Всемирной выставке в Брюсселе. С тех пор завод принимал участие во всех международных выставках и ярмарках, а также на ВДНХ СССР.

Шли годы. Завод неузаваемо изменился. Трудно представить, что когда-то на его месте стояли маленькие тесные помещения, не имеющие ничего, кроме нагревательных печей, наковален, слесарных тисков и небольшого количества станков.

13
Конвейерная сборка. Первомайская трудовая вахта. 1965 г. Фото В. Георгиева

1960-е годы – время бурного развития предприятия: открываются новые цеха, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. На заводе начинают производить рыхлительное оборудование на тракторы и бульдозеры ЧТЗ. За успешное выполнение плана и высокое качество машин в 1966 году коллектив завода был награжден орденом Ленина. В 1972 году с конвейера завода сошел автогрейдер ДЗ-98, который был отмечен Золотой медалью ВДНХ СССР. Он и сегодня пользуется огромным спросом и является самой известной техникой этого предприятия. Старейший челябинский завод поставлял свои автогрейдеры мощностью 250 л. с. на крупнейшие стройки страны, включая и Байкало-Амурскую магистраль.

Дорожная техника нашего завода в конце 1980-х годов поставлялась более чем в 50 стран мира.

Во время перестройки, когда многие предприятия сокращали объемы производства, завод, преодолев многие сложности, освоил выпуск новых видов техники. Так, на предприятии начали разрабатывать фронтальные погрузчики, внедорожные самосвалы, трактора ТС-10 с гидростатической трансмиссией и оригинальной подвеской ходовой части, не имеющей аналогов в России.

14 15 16
Строительно-дорожная техника, выпускаемая заводом

Завод несколько раз менял свое название. Сейчас это ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», входящий в группу UMG.

Это предприятие является ведущим в отрасли дорожного машиностроения. Совершенствуются конструкции машин, появляются современные корпуса, внедряются прогрессивные технологические процессы, создаются механизированные и автомеханизированные линии – все это способствует резкому повышению качества продукции, увеличению надежности и долговечности дорожных машин.

17 18

Строительно-дорожная техника на ЗАО «ЧСДМ» эксплуатируется на всей территории России, во многих странах мира. Завод ведет активную внешнеэкономическую деятельность. Челябинские машины находятся в арсенале многих промышленных и строительных гигантов страны. Без челябинских бульдозеров, скреперов, автогрейдеров не обходится ни одна крупная стройка. Их можно встретить и на строительстве железнодорожных магистралей, и у золотодобытчиков, и у шахтостроителей, и на строительстве газопроводов, и на лесозаготовках.

Список рекомендуемых источников:

  1. 100 лет на российском рынке : [юбилей завода им. Д. В. Колющенко] // Акционер. – 1998. – 22 мая.
  2. Бастионы индустрии // Челябинск / редакторы: В. И. Дмитриев, Л. Н. Лукашевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 1976. – С. 39-85.
  3. Боже, В. Вильгельм Столль и его завод / В. Боже // Союз «Южно-уральская торгово-промышленная палата» : [сайт]. – URL: https://tpp74.ru/nashi-pro9/zhurnal4/arhiv-nomer/2009/biznes-ve0/vilgelm-s9/ (дата обращения: 21.04.2014).
  4. Бухдрукер, С. М. Сергей Бухдрукер «Зверь действия» : [беседа с челябинским предпринимателем / вела Г. Галиуллина] / С. М. Бухдрукер // Успех как стиль жизни : деловая элита Урала в лицах и цифрах / Г. Галиуллина. – Челябинск, 1998. – С. 105-112 : фот. цв.
  5. Ваганов, А. С днем рождения, завод! / А. Ваганов // Челябинск. – 1998. – № 6. – С. 12-13.
  6. Гайнуллин, М. Как на легендарном заводе боролись с пьянством и прогулами : [Челябинский завод имени Колющенко] / М. Гайнуллин // Южноуральская панорама. – 2020. – 16 нояб. – URL: https://up74.ru/articles/obshchestvo/125022/ (дата обращения: 21.04.2014).
  7. Династия Федоровых // Живая история : 80 лет Советскому району города Челябинска / составление и литературная обработка : К. Шишов ; редакционная коллегия: М. В. Буренков, Е. В. Астахова, И. Р. Амиров. – Челябинск, 2017. – С. 146-147.
  8. Завод имени Колющенко // Южный Урал. Хроника Великой Отечественной. 1941-1945 / составитель Н. Денисова. – Челябинск, 2015. – С. 100-101.
  9. Завод им. Д. Колющенко // Войну нельзя забыть... / редактор Н. А. Тулина. – Челябинск, 2005. – С. 103-123.
  10. Завод имени Колющенко : несколько имен, одна история. История завода имени Колющенко // ЧЕЛТРАКСНАБ : спецтехника и запчасти : [сайт]. – URL: https://chelts.ru/stati/stati_45.html (дата обращения: 15.03.2024).
  11. ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» // Магистраль в будущее : 75 лет Советскому району города Челябинска / автор-составитель К. А. Шишов. – Челябинск, 2012. – С. 84-85: цв. ил.
  12. Игнатьева, Р. И. Династии Игнатьевых – 380 лет на заводе им. Колющенко / Р. И. Игнатьева // Комсомол в моей судьбе : [воспоминания бывших комсомольцев о жизни, работе, общественной деятельности в рядах ВЛКСМ] / редактор-составитель А. М. Котляренко. – Челябинск, 2018. – С. 170-178
  13. Карташов, Н. Опорный край державы / Н. Карташов // Каменный пояс : литературно-художественный и общественно-политический сборник. – Челябинск, 1975. – С. 105-123.
  14. Карташов, Н. Челябинские «катюши» / Н. Карташов // Командармы индустрии : архив южноуральского журналиста: [в 3 книгах] / автор текста Н. Карташов ; составитель С. А. Григорьев. – Москва, 2004. – Кн. 1. – С. 350-356. – На тит. л. : 70-летию Челябинской области посвящается. – На обороте тит. л. авт.: Рафаил Фадеевич Шнейвайс (лит. псевд.: Николай Карташов).
  15. «Катюша» : (площадь у ДК завода им. Д. В. Колющенко, ул. Доватора, 15) // Монументальные образы Челябинска / Центр историко-культурного наследия г. Челябинска ; автор текста О. Кудзоев. – Челябинск : [б. и.], [2003]. – С. 71 : фот. цв.
  16. Климова, М. В. «Катюша» на постаменте / М. В. Климова // Объединенный государственный архив Челябинской области : [сайт]. – 2020. – 7 мая. – URL: https://archive74.ru/news/katyusha-na-postamente (дата обращения: 28.02.2024).
  17. Коробцов, И. А. За словом – дело : [рассказ рабочего Челябинского завода дорожных машин им. Д. Колющенко] / И. А. Коробцов ; литературная запись В. И. Капустина. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1989. – 95 с. : ил. – (Рабочая честь).
  18. Куксов, А. «Разрешите отправиться на фронт» / А. Куксов // История людей : альманах / автор проекта и главный редактор Р. Валеев. – Челябинск, 2009. – Вып. 14-15 : Люди на войне. – С. 304-308. – (На Южном Урале).
  19. Латышев, Ю. Тайны старого Челябинска : завод, который основал дворянин / Ю. Латышев // Городской портал. Челябинск : [сайт]. – URL: https://gorodskoyportal.ru/chelyabinsk/news/news/64021214/ (дата обращения: 21.03.2024).
  20. Музей завода Колющенко // LIVEJOURNAL. SSGEN : [сайт]. – URL: https://ssgen.livejournal.com/739508.html (дата обращения: 15.03.2024).
  21. Наровлянская, С. Б. Оружие отмщенья и побед / С. Б. Наровлянская // Тыл – фронту : сборник воспоминаний, очерков, документов, писем / составители: Л. М. Евтеева, Р. М. Степакова. – Челябинск, 1990. – С. 108-122.
  22. Наровлянская, С. Б. Челябинский завод дорожных машин имени Д. В. Колющенко : 100 лет со времени основания / С. Б. Наровлянская, З. Н. Солдаткина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1998 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составители: И. Н. Пережогина [и др.] ; редакторы: О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. – Челябинск, 1998. – С. 154-157.
  23. Памятник труженикам тыла завода им. Д. В. Колющенко : (ул. Доватора, 15, у Дома культуры им. Д. В. Колющенко) // Памятники истории Челябинской области : справочник / составитель и научный редактор М. А. Чулкина. – Челябинск, 1990. – С. 43-44.
  24. Первому машиностроительному заводу Челябинска исполнилось 125 лет // bfm74 : [сайт]. – 2023. – 24 мая : фот. пресс-службы «ЧСДМ». – URL: https://bfmru/delovaya-sreda/pervomu-mashinostroitelnomu-zavodu-chelyabinska-ispolnilos-125-let/ (дата обращения: 28.03.2024).
  25. Перелом. Завод им. Колющенко // Магистраль в будущее : 75 лет Советскому району г. Челябинска / автор-составитель К. А. Шишов ; фот.: С. Тарасенко [и др.]. – Челябинск, 2012. – С. 33-35.
  26. Разные имена, одна история : к 125-летию завода им. Колющенко // Государственный исторический музей Южног Урала : [сайт]. – 2023. – 22 мая. – URL: http://www.chelmuseum.ru/news/26936/ (дата обращения: 28.02.2024).
  27. Самсонов, В. В краю Колющенко / В. Самсонов // Памятное : по местам революционной, боевой и трудовой славы Челябинска / В. Самсонов. – Челябинск, 1968. – С. 30-35.
  28. Самсонов, В. Ф. Поклон тебе «Катюша»! / В. Ф. Самсонов // Память о подвиге и славе : по мемориальным местам Челябинска / В. Ф. Самсонов. – Челябинск, 2005. – С. 144-148 : фот.
  29. Сельницын, С. Ф. Завод имени Колющенко / С. Ф. Сельницын. – Челябинск, 1963. – 75 с.
  30. Скрипов, А. Адская «Раиса Сергеевна» / А. Скрипов // Челябинск. XX век / А. Скрипов ; редактор Т. И. Лурье. – Челябинск, 2000. – С. 140-141.
  31. Скрипов, А. Рабочие выбирают директора / А. Скрипов // Челябинск. XX век / А. Скрипов ; редактор Т. И. Лурье. – Челябинск, 2000. – С. 291.
  32. Скрипов, А. Революционный «Столль» / А. Скрипов // Челябинск. XX век / А. Скрипов; редактор Т. И. Лурье. – Челябинск, 2000. – С. 9-11.
  33. Строительно-дорожные машины, завод, г. Челябинск // Автотракторный факультет. Южно-Уральский государственный университет : энциклопедия : [сайт]. – URL: https://encyclopediaat.susu.ru/s/1200-stroitelno-dorozhnye-mashiny-zavod-g-chelyabinsk.html (дата обращения: 28.03.2024).
  34. Тарасов, С. М. Создатели стальных богатырей. Страницы истории Челябинского ордена Ленина завода дорожных машин им. Д. Колющенко / С. М. Тарасов, Б. М. Мещеряков, С. Б. Наровлянская. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1988. – 160 с. – (Биография уральской индустрии).
  35. Тарасов, С. М. Тайна «Катюши» : [рассказ главного конструктора (в годы войны) завода им. Колющенко / записал М. Фонотов] / С. М. Тарасов // Врата Рифея : сборник / редактор В. С. Боже. – Москва, 1996. – С. 282-284. – (Вся Россия).
  36. Трудовые будни тыла // Живая история : 80 лет Советскому району города Челябинска / составление и литературная обработка К. Шишова ; редакционная коллегия: М. В. Буренков, Е. В. Астахова, И. Р. Амиров. – Челябинск, 2017. – С. 91.
  37. Тыл – фронту : как в Челябинске ковали оружие Победы // Челябинск онлайн. 74.RU : [сайт]. – 2017. – 9 мая : фот. музея ЧТЗ, Объединенного государственного архивам Челябинской области, Игната Сарапулова. – URL: https://74.ru/text/gorod/2017/05/09/50431731/ (дата обращения: 28.03.2024).
  38. Фонотов, М. С. «Катюши» в ночном городе / М. Фонотов // Соловьиный остров : Южный Урал в этюдах / М. С. Фонотов. – Челябинск, 2001. – С. 122-123.
  39. Фонотов, М. «Катюши» в ночном городе / М. Фонотов // Родная старина : очерки истории Южного Урала / М. Фонотов. – Челябинск, 2011. – С. 113-116.
  40. Фонотов, М. Тайна «Катюши» / М. Фонотов // Победа века : Челябинская область в Великой Отечественной войне : популярная военная энциклопедия / составитель А. П. Моисеев. – Челябинск, 2000. – С. 384-387.
  41. Фонотов, М. Тайна «Катюши» / М. Фонотов // Тыл – фронту : сборник воспоминаний, очерков, документов, писем / составители: Л. М. Евтеева, Р. М. Степакова. – Челябинск, 1990. – С. 122-127.
  42. Челябинские строительно-дорожные машины // «Мы – с Автотракторного факультета...» : Люди и техника в современной истории / составители: В. А. Путин, Ю. В. Рождественский. – Челябинск, 2008. – С. 282-283.
  43. Челябинские строительно-дорожные машины : одно из крупнейших машиностроительных предприятий Уральского региона // UMG : Российский производитель строительно-дорожной и специальной техники : [сайт]. – URL: https://umg-sdm.com/o-kompanii/production/ch/ (дата обращения: 28.02.2024).
  44. Челябинский завод дорожно-строительных машин им. Колющенко // Челябинск, 2000 : Деловая элита : фотоальбом / составитель В. И. Богдановский. – Челябинск, 2000. – С. 132-133.
  45. Юность нашего «деда» // Челябинск. Десять путешествий по городу / редакторы: М. Г. Воропаев, Л. А. Ильичев. – Челябинск, 1971. – С. 51-56.

Источники фото: http://www.chelmuseum.ru, https://mv74.ru, https://upr-kult.eps74.ru, https://histrf.ru, https://umg-sdm.com, https://archive74.ru, https://chelts.ru, https://russiainphoto.ru, https://flectone.ru

 

Ирина Подобед