1

Дом Бреслина – особняк купца Аврума Бреслина, здание в стиле позднего модерна, одно из самых таинственных и загадочных в городе, памятник архитектуры регионального значения.

Если представить культуру и историю Челябинска в виде карты, то здание по улице Цвиллинга, 15, известное как «дом Бреслина», сразу выделится на ней белым пятном. Это здание – одно из самых таинственных и загадочных в городе. С ним связано множество мифов, многие из которых появились в 1990-х годах после обнаружения под домом подземного хода.

Немного об истории дома и о личности человека, чьим именем этот дом назван.

Аврум Бреслин – купец, приметная личность в Челябинске в начале XX века. Он представлял биржу в Восточном порайонном комитете, был председателем общества взаимного кредита, старшиной общественного собрания и председателем правления синагоги. В 1905 году Бреслин, а вернее, его жена Лия Берковна Бреслина становится владелицей большого каменного дома в 11 комнат и каменного флигеля в 6 комнат, которые находились в центре города – на углу улиц Большой (ул. Цвиллинга) и Исетской (ул. К. Маркса). Во дворе имелись подвал, амбары, баня, каретник, конюшня и коровники. Собственно, в таком виде двор существовал еще в конце XIX века. После покупки двора несколько лет ничего не менялось. А в описании 1911 года уже указано, что помимо прочих построек рядом появился «строящийся каменный дом в 9 комнат». В описании 1916 года этот дом уже числится – правда, назывался он одноэтажным… Видимо, Лия Берковна считала по-европейски, когда счет жилых этажей начинался со второго этажа. Итак, дата постройки дома – 1911-1912 гг., а не 1898-1903, как указано во многих документах. Это помогло разрешить еще одну загадку – здание относили к стилистике позднего модерна, но дом, построенный на рубеже XIX–XX веков, никак не мог иметь черты позднего модерна. Теперь все встало на свои места.

Имя архитектора здания неизвестно. По стилевым особенностям этот дом – постройка позднего модерна, имеющая свои строгие принципы, благодаря которым здание и привлекает едва уловимым своеобразием. Северный и западный фасады совершенно различны по оформлению.

2

Обратите внимание на мощные высокие столбы усеченной формы, сужающиеся кверху. Они укрепили глухую северную деформированную стену. Именно по этой причине в стене не прорезаны окна, хотя есть неглубокие декоративные ниши для них. Отчего произошла деформация стен неизвестно, но столбы северного фасада были вынужденным оригинальным, даже остроумным архитектурным решением. Выступы в стене завершаются парными столбами с круглыми декоративными деталями. На крыше они соединяются декоративной железной решеткой, что становится последним, завершающим штрихом в стилевом решении композиции. Отсутствие излишних украшательских элементов придают ей благородную сдержанность.

Западный фасад отличается по стилю и обработке. Столбы разбивают его на геометрическую сетку, состоящую из блоков-ячеек. Центральный блок объединяет окна первого и второго этажей. Они разной формы – прямоугольные и узкие на втором и широкие, с полуциркульным завершением, почти арочные, на первом. Окна украшены лепными наличниками. Вся остальная лепнина – простая геометрия: сочетание прямых линий и окружностей.

3

Внутреннее построение особняка Бреслина подчинено принципам архитектуры модерна: мелкий, почти тесный вестибюль без «парадной» лестницы контрастирует с просторным холлом. Он отделен от вестибюля перепадами пола и потолка, что дает вошедшему в него ощущение воздушной наполненности и свободы. Мощные круглые колонны делят пространство холла по центру, отсюда и начинается «круговое» движение по зданию. Так называемое движение «по спирали» – модное изобретение стиля модерн. Говорить о первоначальной планировке комнат трудно, многие из них неоднократно перестраивались. Отделка интерьеров и декоративные детали тоже не сохранились, ведь дому более 100 лет! Среди построек разного времени дом Бреслина выделяется стильностью и служит акцентом в архитектурной панораме города.

4

Особняк был построен Бреслиным как доходный дом. Самым приметным его «квартирантом» была редакция оппозиционной газеты «Голос Приуралья». Хозяин дома поместил ее на втором этаже своего роскошного особняка. Вход в помещение редакции был с правого крыла главного фасада.

5

Здесь же размещались типография и переплетная мастерская, принадлежащие Лие Берковне. С левого крыла главного фасада можно было подняться в помещения, которые сдавались для жилья. Неизвестно, в чем был интерес Бреслина, но факт остается фактом: газета «Голос Приуралья» издавалась на его деньги. И частенько доставляла Бреслину неприятности – редакцию штрафовали за откровенные статьи в адрес как местных, так и более высоких властей.

Первый номер газеты вышел в 1906 году. А первым редактором газеты «Голос Приуралья» стал Виктор Александрович Весновский, человек в Челябинске случайный, но оставивший неизгладимый след изданием справочника «Весь Челябинск». Весновский получил духовное образование, но стал журналистом, который сделал главной темой труд и «рабочий вопрос». Виктор Александрович, возможно, и остался бы в Челябинске навсегда, но проведя год в тюрьме за публикацию наказа крестьян Челябинского уезда депутатам Государственной думы, он решил уехать из города. После его отъезда редакцию газеты возглавляли многие известные в Челябинске люди, в том числе Александр Гаврилович Туркин, первый профессиональный писатель Челябинска. Последний номер газеты «Голос Приуралья» (№109) вышел 22 мая 1916 года.

6

На фото 1909 года запечатлена редколлегия газеты. В центре – Виктор Александрович Весновский. За круглым столом чинно сидят почтенные господа – белые воротнички, галстуки-бабочки, начищенные ботинки… Они вполне могли жить спокойной жизнью, но не давали им покоя принципы «добра, правды и труда».

После революции в здании находились кинотеатр «АРС», позднее пчеловодческое товарищество и клуб пищевиков.

7

В 30-х годах в здании разместился кинотеатр «Дом обороны». В годы Великой Отечественной войны на втором этаже здания жили музыканты эвакуированного из столицы симфонического оркестра.

В 1967-1968 годы в связи с реконструкцией здания был заложен вход с правой стороны главного фасада и сделан пристрой с южного фасада. В 1969 г. в это здание переехал театр юных зрителей. С 1991 г. в этом помещении находится камерный театр.

С особняком связана одна загадочная история.

8

В 1990-х годах во время капитального ремонта здания был обнаружен подземный ход! Никто не сомневался в том, что подземный ход был старым – на это указывал старинный кирпич, с помощью которого был облицован свод. Подземный ход вел прямо к площади Искусств, бывшей Соборной, и оперному театру, где раньше находился Христорождественский собор. Для чего были построены эти подземелья? И какое отношение к этому имеет Бреслин? Вокруг этой истории возникло множество легенд.

Согласно одной из них, Миасская долина была золотоносной, недаром ее называли «уральским Клондайком». Челябинские краеведы вспомнили романтическую легенду – якобы по подземельям переправляли мешки с намытым в реке Миасс золотом для дальнейшей переработки. Возможно, этим занимался сам хозяин особняка Бреслин…

Согласно другой версии – по реке доставляли грузы, потом их перегружали на телеги и по подземному ходу перевозили в производственные цеха.

Одну из гипотез выдвинул известный челябинский историк и краевед Владимир Боже. Он считает, что подземные ходы – это коммуникации первого челябинского водопровода, построенного в 1911–1912 гг.

Краевед Гияз Самигулов высказал еще одно предположение. В этом квартале находились дома и магазины самых богатых челябинских купцов. И они строили подвалы, которые использовались для хранения товаров. Подвалы были соединены переходами для перемещения товаров из одного подвала в другой, не поднимая на поверхность. Под домом Бреслина тоже были подвалы, которые использовали для хозяйственных нужд. А еще говорили, что хозяин дома с женой и челябинскими театралами устраивали в подвале спиритические сеансы. Как бы то ни было, но история с подземным ходом принесла особняку известность.

9

Сегодня это здание смотрится несколько иначе. Небольшой пустырь рядом с ним заполнился новой постройкой в том же стиле модерн. Старинное здание и новострой создали органичный угловой архитектурный ансамбль.

Адрес: ул. Цвиллинга, 15

Координаты: широта – 55.165829, долгота – 61.403994

Список рекомендуемых источников:

  1. Гейль, В. От эклектики до модерна : особенности развития архитектуры Челябинска в конце XIX - начале XX вв. / В. Гейль // Челябинск. Архитектура. Строительство. – 2005. – N 4 (11). – С. 36-39.
  2. Дмитриев, А. Особняк Бреслина. Хозяева и квартиранты / А. Дмитриев // Врата Рифея : сборник / редактор В. С. Боже. – Москва, 1996. – С. 181-183. – (Вся Россия).
  3. Латышев, Ю. Усадьба Бреслиных / Ю. Латышев // LIVEGOURNAL. Группа «АрхиСтраж» : [сайт]. – URL: https://arhistrazh.livejournal.com/49658.html (дата обращения: 5.10.2022).
  4. Овчаренко, И. Загадка позднего модерна / И. Овчаренко // Автограф. Челябинск-арт. – 2001. – № 3 (13). – С. 4-7.
  5. Самигулов, Г. Х. Камерный театр – дом Бреслина, или Таинственные подземные ходы : [беседа со старшим научным сотрудником Южно-Уральского Государственного Университета ; вел Олег Синицын] / Г. Х. Самигулов, О. Синицын // Вечерний Челябинск. – 2020. – 2 октября. – С. 9.
  6. Самигулов, Г. Камерный театр – загадки старого дома / Г. Самигулов // LIVEGOURNAL : [сайт]. – URL: https://gayaz-samigulov.livejournal.com/146445.html (дата обращения: 5.10.2022).
  7. Самые красивые дома города // Челябинск. Между западом и востоком = Chelyabinsk. Between east and west : фотоальбом / главный редактор И. В. Бухарин ; автор текста Т. М. Гончарова. – Челябинск, 2011. – С. 90-123.
  8. Фонотов, М. С. Дом Бреслина. Газетная обитель / М. С. Фонотов // Такой Челябинск, каким я знаю его в XXI веке / М. С. Фонотов. – Челябинск, 2008. – С. 80-81.
  9. Шабалин, С. М. Стилистические особенности архитектуры модерна в Челябинске / С. М. Шабалин // Модерн: взгляд из провинции : сборник докладов на научно-практической конференции (16-18 марта 1994 г.) / Челябинская областная картинная галерея ; составитель Г. С. Трифонова. – Челябинск, 1995. – С. 28-44.

 

Ирина Подобед