Галина Михайловна Вяткина-Борейко – балерина, педагог, народная артистка РСФСР (1977).
Галина Михайловна Борейко (Вяткина) родилась 29 декабря 1938 года в Сталинграде (ныне Волгоград). Отец – Борейко Михаил Устинович (1910–1943), инженер по образованию, вскоре после рождения дочери был переведен на оборонный завод в г. Новочеркасск Ростовской области. Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Мать – Дьякова Александра Ивановна (1914–1994), после гибели мужа осталась с двумя детьми на руках – дочерью и сыном. При приближении фашистов к Дону была эвакуирована с детьми в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), где жила её сестра. Во время войны служила санитаркой в госпитале.
Уже в детстве, во Владикавказе, у Галины проявились музыкальный слух и способности к танцу. В 1945 году, учась в школе, посещала уроки музыки и танцевальный кружок во Дворце пионеров.
Во время летних каникул, когда девочка отдыхала в детском лагере, приехали педагоги из Лениградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой и сразу же обратили внимание на Галину.
«В Орджоникидзе планировали создать свой оперный театр, поэтому для обучения балету в Ленинграде сформировали так называемый "осетинский класс". К нам в республику приехали два педагога из Питера и отобрали лучших», – вспоминает Галина Михайловна.
Так с восьми лет, в 1947 году, для Галины Борейко началась жизнь в искусстве. Занималась она в классе педагога В. П. Мей, затем Е. В. Ширипиной Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой (ныне Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой). И уже в ходе учебы достойно проявила себя, завоевав в 1953 году диплом на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Бухаресте.
В 1955 году Галина Борейко окончила Ленинградское хореографическое училище, и на вопрос журналиста: «Что вы танцевали во время учёбы?, – отвечала следующее, – Я танцевала партии, называемые па-де-де, что переводится с французского языка, как "танец вдвоем". Они есть в каждом классическом спектакле: "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Жизель". Это как завершение, высшая форма хореографического действа».
На выпускном экзамене Галина танцевала па-де-де из спектакля «Дон Кихот», на сцене и под оркестр театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
«Дон Кихот» вообще считается сложнейшим классическим спектаклем, который заканчивается знаменитым праздничным па-де-де: свадьбой».
На этом экзамене девушку заметил художественный руководитель театра, народный артист РСФСР Фёдор Васильевич Лопухов и пригласил в труппу. Но по решению Министерства культуры весь выпуск 1955 года был направлен в Челябинск, где открывался Челябинский театр оперы и балета (нане Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. С. Глинки).
Открытие театра стало огромным событием в Челябинске и в стране в целом, потому что он был самым молодым театром СССР, а 40 человек труппы были выпускниками знаменитого императорского училища.
«В ту пору театр был настолько популярным, его так долго ждали... Он должен был перед войной еще открыться... Десять лет, испорченное заводом здание, – восстанавливалось (на сцене был горячий цех). Десять лет его готовили, потому что масло из стен выходило. Знаменитый потолок, который был расписан известным художником Дайнеко и отделан сусальным золотом, пришёл в негодность, и все это нужно было привести в порядок», – вспоминает Галина Михайловна.
Следом в новый театр приехал Ф. В. Лопухов, чтобы поставить знаменитый балет «Дон Кихот» Л. Минкуса. Предложил Галине главную партию Китри, и несмотря на возраст – 16 лет, она отлично справилась с поставленной задачей. Премьера состоялась в Магнитогорске (1957) и прошла с большим успехом. Этот балет потом долгие годы еще не сходил со сцены.
Вот как говорит сама Галина Михайловна: «Первый мой выход на сцене нашего театра в главной партии был в знаменитом спектакле "Дон Кихот", поставленный Федором Васильевичем Лопуховым. Так началась моя творческая жизнь в театре».
Галина Михайловна Вяткина-Борейко стояла у истоков зарождения и становления челябинского балета. Почти в каждой премьере получала ведущие партии, став прима-балериной театра.
С 1955–1981 гг. станцевала более 30 классических балетных партий.
Роли:
«Дон Кихот» Л. Минкуса – Китри;
«Эсмеральда» Ц. Пуни – Эсмеральда;
«Шурале» Ф. Яруллина – Суюмбике;
«Баядерка» Л. Минкуса – Никия;
«Маскарад» Л. Лапутина – баронесса Штраль;
«Пер Гюнт» Э. Грига – Анитра, Доврская дева;
«Шопениана» Ф. Шопена – Сильфида;
«Лебединое озеро» П. Чайковского – Одетта-Одиллия;
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева – Джульетта;
«Щелкунчик» П. Чайковского – Маша;
«Легенда о любви» А. Меликова – Ширин;
«Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева – Мария и Зарема;
«Спартак» А. Хачатуряна – Фригия;
«Тиль Уленшпигель» Е. Глебова – Неле;
«Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина – Кармен;
«Шакунтала» С. Баласаняна – Шакунтала;
«Асель» В. Власова – Асель;
«Тринадцать роз» А. Бертмана – Мария;
«Большой вальс» на музыку И. Штрауса – Фанни;
«Материнское поле» К. Молдобасанова – Толгонай и др.
Галина Михайловна – танцовщица лирико-романтического плана. Её танцу была свойственна чистота академического стиля. Критики и зрители всегда отмечали яркую индивидуальность талантливой балерины. Прекрасные физические, технические и актёрские данные позволяли ей глубоко проявить себя в разных, порою диаметрально противоположных характерах – и юных дувушек, и зрелых, страстных женщин. Всего за четверть века она создала на сцене более 30 художественных образов и получила большую любовь и признательность зрителей.
За творческие заслуги Г. М. Вяткина-Борейко первой в театре было присвоено звание «Народная артистка РФ» (1977).
«Мы объездили очень много городов Советского Союза: от Читы до Калининграда, от Архангельска до Сочи. И везде нас принимали замечательно. Если в Челябинске артистов уже знали, то в другом городе приходилось каждый раз заявлять о себе заново. После спектакля лично мне дарили: и только что написанные стихи, и огромные букеты цветов. Говорили – танцуйте до ста лет, вы приносите радость. Значит, я смогла затронуть какую-то струну в душе человека. Многих зрителей заставила своим творчеством сопереживать, понять что-то прекрасное. И это замечательно! Человек не может жить только материальной стороной. Поэтому-то и ходит в музеи и на спектакли, слушает музыку».
В 1981 году в связи с травмой Галина Михайловна оставила сцену и занялась педагогической деятельностью, став балетмейстером-репетитором театра.
С 1981 по 2015 год была педагогом-репетитором балетной труппы театра. Воспитала целую плеяду солистов балета, получивших признание в России и за рубежом, среди них: А. Булдаков, Е. Бычкунова, Н. Заякина, Д. Олюнина, Т. Предеина, М. Прокофьев, Т. Сулейманова, Д. Усталов, И. Ушакова, Т. Чистякова, А. Чумакова.
С 1986 по 1987 год была художественным руководителем балета.
«Я уехала из Ленинграда с твёрдой уверенностью, что вернусь через год-другой. Но осталась в Челябинске на всю жизнь. Встретила молодого человека».
Галина Михайловна вышла замуж двадцатилетней девушкой. В интервью с журналистом поделилсь: «Познакомилась с будущим мужем случайно. Портреты артистов театра оперы и балета были развешаны тогда по всему городу. Но официально театр ещё не открылся. Целый год мы репетировали, подготовили три спектакля. На одном из таких стендов Герман Платонович и увидел впервые моё фото. Он был тогда студентом четвёртого курса металлургического факультета Челябинского политехнического института. Оказался настойчивым. Очень красиво ухаживал. Заинтересовал не на шутку своим интеллектом, знаниями. Я даже и думать о Ленинграде перестала».
«Ребята из политехнического института у нас в мимансе подрабатывали артистами. Там, в мимансе, подрабатывал и Герман Вяткин, который позже стал моим мужем».
Муж – Герман Платонович Вяткин (1935 г.р.), учёный, в прошлом ректор, президент, ныне советник ректората Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), Член-корреспондент Академии наук РФ, Почетный гражданин Челябинской области.
Супруги больше 60 лет вместе. На просьбу журналиста поделиться секретами совместной жизни Галина Михайловна отвечает: «В семейной жизни важно понимание друг друга. Надо интересоваться, чем твой супруг занимается, обсуждать с ним его заботы, радоваться за него или, наоборот, огорчаться, давать советы, если, конечно, об этом просят. Женщина должна понимать: карьера мужа – в интересах семьи. А, значит, и для твоего (вместе с ним!) преуспевания». Так супруги рука об руку и идут по жизни: Галина Михайловна стала заслуженной артисткой (1967), Герман Платонович – кандидатом наук (1963). Балерина получила звание народной артистки (1977), муж стал доктором наук (1978), профессором, ректором, президентом, советником ЧПИ-ЮУрГУ.
«У нас много общего! Он очень любил и сейчас любит искусство. Когда-то окончил музыкальную школу. Герман «самоорганизованный» и «самообразованный» человек. Изумительно знает литературу, живопись, историю. Умеет увлечь разговором». У пары был сын, но, к сожалению, погиб.
Галина Михайловна активно занималась общественной и просветительской деятельностью. Избиралась депутатом, выступала на предприятиях и в учебных заведениях области, на встречах со зрителями.
Награды и премии Г. М. Вяткиной-Борейко:
Заслуженная артистка РСФСР (1967);
Народная артистка РСФСР (1977);
Орден Дружбы (1996);
Государственная премия Челябинской области (2004);
Орден Почёта (2008);
Лауреат премии «Легенда» (2020).
«Я верю в силу искусства! Только нынче сожалею о том, что слишком часто искусство развивается на потребу публике. Тогда страдает уровень профессионализма. И это неизбежно. Петербургский балет продолжает сохранять чистоту и "лицо" академического танца. Эти традиции из поколения в поколение передаются, что очень ценно. Верю, так будет ещё долго».
Помимо театра, Галина Михайловна очень любит живопись и скульптуру. Любит хорошую музыку: из классики – произведения Чайковского, Прокофьева, Шостаковича; из современной – легкую, лаконичную. Если спектакль с позитивной музыкой, то для неё это просто праздник.
Философски относится к жизни: «Сегодня я благодарю судьбу, что так всё получилось. Не знаю, как бы сложилась моя судьба дальше, может быть, я бы уехала, потому что педагог всё время настаивала. Но так получилось, что здесь мне было хорошо, потому что я была признана публикой. Была признана руководителями, они меня поддерживали, помогали жильем и многим другим. У меня прекрасный муж, мы до сих пор понимаем друг друга, несмотря на то, что мы совершенно в разных областях работали. Понимаем друг друга, потому что оба творческие люди. Трудно загадывать, как бы сложилась моя судьба, не останься я в Челябинске. Здесь я прожила трудную, но счастливую жизнь».
На вопрос: «Хорошо ли готовите? – отвечает, – Нет, я инкубаторская (смеётся). С восьми лет воспитывалась в интернате при хореографическом училище на полном государственном обеспечении. Приготовлением фирменных блюд не блещу. Могу, правда, приготовить вкусный пирог с мясом из бездрожжевого теста. С тоненькой такой корочкой. Мне, видите ли, переедать нельзя – за фигурой всю жизнь слежу. Поэтому готовкой особенно не увлекалась никогда».
В 2008 году вышла в свет книга «Моя судьба меня хранила» о творческом пути ведущей балерины Челябинского театра оперы и балета Галины Борейко, над созданием которой трудились педагоги ЮУрГУ Татьяна Вольфович и Игорь Сибиряков. По признанию авторов, работа над книгой была не из лёгких, они трудились над ней в течение пяти лет. Одним из соавторов выступила и сама Галина Михайловна. Ведь проект содержал не только биографический аспект, но и хореографические, театроведческие моменты.
«Книга рождалась непросто. Надо было верно определить тональность, услышать, что хочет сказать собеседник, всё это творчески переварить и интересно изложить», – признался Игорь Сибиряков.
«Я очень долго отказывалась от предложений написать обо мне, потому что считала это не самым лучшим поводом для создания книги, – поделилась своим мнением Г. М. Борейко. – Однако со временем, когда театр перевалил полувековой рубеж и я увидела, что ушли практически все, с кем мы начинали, а молодёжь не знает о том, какое блистательное прошлое у этого театра, мне показалось, что пришло время об этом рассказать».
В 2020 году Галина Михайловна Борейко стала лауреатом премии «Легенда», которая была учреждена Ассоциацией музыкальных театров России и вручается выдающимся деятелям культуры в рамках фестиваля «Видеть музыку».
«Премия "Легенда" – это наш поклон тем, кто посвятил жизнь музыкальному театру. Наша благодарность им. Символ нашей любви и восхищения теми, у кого мы всю жизнь учимся, с кем спорим, кого боготворим», – говорит Георгий Исаакян, президент Ассоциации музыкальных театров.
Список рекомендуемых источников:
- Антонова, К. И. Борейко Г. М. / К. И. Антонова // Академик : словари и энциклопедии : [сайт]. – URL: https://balet.academic.ru/299/Борейко_Г._М (дата обращения: 11.12.2023).
- Антонова, К. Балетная труппа Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки : Портретная галерея : [к 40-летию челябинского балета. 20 в. 1956-1996 гг.] // Балет. – 1997. – Апр.-май [№2](89). – С. 14-18.
- Богданова, И. Галина Вяткина: «Роль Пенелопы – не по мне» / И. Богданова // Миссия. – 2004. – 3 сент. – URL: https://missiya.info/articles/8850 (дата обращения: 12.12.2023).
- Борейко, Г. М. Скромный праздник для легенды : [беседа с народной артисткой России, педагогом-репититором Челябинского театра оперы и балета / вела Виктория Олиферчук] / Г. М. Борейко, В. Олиферчук ; фото Н. Фаттахова // Вечерний Челябинск. – 2014. – 22 янв. – С. 8. – URL: https://u24.ru/news/2796/u-izvestnoy-baleriny-galiny-boreyko-yubiley (дата обращения: 12.12.2023).
- Борейко (Вяткина) Галина Михайловна // Вся Россия XXI век. Челябинская область : энциклопедический словарь биографий современников / главный редактор В. Б. Кирилев. – Челябинск, 2009. – Кн. 2. – С. 46 : фот.
- Борейко (Вяткина) Галина Михайловна // Балет : энциклопедия / главный редактор Ю. Н. Григорович. – Москва, 1981.
- Вольфович, Т. В. Моя судьба меня хранила : творческий путь балерины Галины Борейко / Т. В. Вольфович, И. В. Сибиряков. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 154, [1] с., [16] л. ил. : портр.
- Галина Борейко // КИНО-ТЕАТР.РУ : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/377132/bio/ (дата обращения: 13.12.2023).
- Галина Борейко // RedDay : [сайт]. – URL: https://redday.ru/people/Borejko_Galina_Mihajlovna (дата обращения: 11.12.2023).
- Галина Борейко – лауреат премии «Легенда» : [видеоролик] // YouTube : [видеохостинг]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=9dSkJIcRwm0 (дата обращения: 13.12.2023).
- Галина Борейко стала лауреатом премии «Легенда» // Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. С. Глинки : официальный сайт. – 2020. – 19 нояб. – URL: http://www.chelopera.ru/events/2020/11/19/galina-borejko-stala-laureatom-premii-legenda/ (дата обращения: 12.12.2023).
- Галина Борейко, хореограф: «Моя судьба – это большое стечение обстоятельств» // 74.ru : [сайт]. – 2008. – 7 окт. – URL: https://74.ru/text/entertainment/2008/10/07/58279591/ (дата обращения: 13.12.2023).
- Маргина, Е. Высокий полёт / Е. Маргина // Челябинский рабочий. – 1976. – 16 окт.
- Олиферчук, В. «Моя судьба меня хранила» : на Южном Урале появилась книга, посвященная ведущей балерине челябинского театра / В. Олиферчук ; фото В. Никулина // Вечерний Челябинск. – 2009. – 20 нояб. – С. 10. – URL: https://archive.vecherka.su/articles/society/38449/ (дата обращения: 11.12.2023).
- Смирнов-Несвицкий, Ю. Солистка балета / Ю. Смирнов-Несвицкий // Челябинский рабочий. – 1959. – 27 нояб.
- Сурикова, Г. Браво, Галина Борейко! // Контакт (Челябинск). – 1996, май.
- Федоров, А. Балерина / А. Федоров // Челябинский рабочий. – 1966. – 25 нояб.
- Чадов, С. И. Вяткина-Борейко Галина Михайловна / С. И. Чадов // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев, 2001. – С. 176.
- Чадов, С. И. Вяткина-Борейко Галина Михайловна / С. И. Чадов // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 1. – Челябинск, 2008. – С. – URL: http://chel-portal.ru/enc/Vyatkina-Boreyko_Galina_Mihaylovna (дата обращения: 11.12.2023).
- Чуносов, А. Прима балета / А. Чуносов // Южноуральская панорама. – 2007. – 13 дек. – С. 9.
Источники фото: https://u24.ru, https://missiya.info, http://www.chelopera.ru, https://archive.vecherka.su
Ольга Ткаченко