Татьяна Борисовна Предеина – балерина, народная артистка России (2005), профессор, кандидат искусствоведения, педагог; первая действующая прима, ставшая кандидатом наук; входит в топ-5 рейтинга известных женщин Челябинской области.

1 

Татьяна Борисовна Предеина родилась 10 июня 1968 года в Челябинске в семье служащих. С четырёх лет занималась фигурным катанием во дворце спорта «Юность». Первый тренер в «Юности» знаменитая фигуристка Нина Курносенко посоветовала родителям отдать девочку в балет. Татьяну перевели в 10-ю школу, где она начала заниматься балетом.

С 1978 по 1986 годы обучалась в Пермском хореографическом училище у педагога Людмилы Павловны Сахаровой – народной артистки СССР, балетмейстера и хореографа. Татьяна хорошо училась, была круглой отличницей, Ленинским стипендиатом. На выпускном экзамене танцевала партию Маши в балете «Щелкунчик».

1 2 3 4

В 2007 г. с отличием окончила педагогический факультет, а в 2011 г. – аспирантуру  Московской государственной академии хореографии.

В 2013 году в Российском университете театрального искусства – ГИТИС (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Москва) защитила кандидатскую диссертацию по искусствоведению на тему «Проблемы развития регионального балетного театра с середины 1950-х годов по настоящее время (на примере Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки)». Стала первой в России действующей прима-балериной, получившей учёную степень. «Диссертацию по искусствоведению Татьяна писала в гримерной в перерывах между репетициями и выступлениями, по сути, в экстремальных условиях», – пишет журналист Татьяна Строганова. В 2014 году получила степень кандидата искусствоведения.

1 

В 1986–1987 годах начала свою творческую деятельность солисткой балетной труппы в Свердловском театре оперы и балета (ныне Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета (Урал Опера Балет)).

Затем в 1987–1990 гг. работала в Пермском государственном академическом театре оперы и балета им. Чайковского.

В 1990–1996 гг. танцевала в московском театре «Кремлёвский балет», где познакомилась с балериной Екатериной Максимовой – народной артисткой РФ. Именно эта великая балерина стала на долгие годы педагогом-репетитором Татьяны Борисовны. Под её руководством были подготовлены ведущие партии в балетах: «Анюта» В. Гаврилина, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Золушка» С. Прокофьева, «Жизели» А. Адана и другие.

В своих мемуарах «Мадам "Нет"» Екатерина Сергеевна Максимова писала: «Предеина по своему профессиональному уровню вполне могла бы танцевать в Москве. У неё хорошая фигурка, красивые ноги, хорошие физические данные. Но у Тани всё сложилось в Челябинске, в театре её приняли и очень полюбили. Она там действительно королева. Таня молодец, нашла своё место в жизни… Тот факт, что Предеина осталась верна родному городу, и часто летала в Москву репетировать партии, чтобы затем исполнять их на челябинской сцене, говорит о неоспоримой любви прославленной балерины к Челябинску и его жителям».

Татьяна Борисовна была одной из любимых учениц выдающейся балерины и педагога Екатерина Максимовой и блистательного хореографа Владимира Васильева. В связи с этим с 2002 года является организатором и участником международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой».

С 1994 года Татьяна Борисовна стала ведущей балериной Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки. С успехом выступала на международных фестивалях балета: «Звезды Урала» в Перми (1999), «Памяти Рудольфа Нуриева» в Уфе (2000), имени Р. Нуриева в Казани (2001), «Сыктывкарская весна» (2002), «Звезды мирового балета» в Киеве (2006), в Риге (2008), на фестивале «Terpsicore» в Португалии (2016). Была участницей гала-концерта, посвящённого памяти Е. Максимовой в Большом театре (2014).

Отличительными чертами балерины являлись необыкновенное изящество и грациозность, чистота и академичность исполнения, филигранность техники. Образный мир её героинь всегда  несли разнообразие трактовок и индивидуальность исполнения. Она исполняла самые разнообразные по характерам образы, но преобладали партии лирического плана – возвышенные, романтические и характерные. В их числе: Одетта-Одиллия в балете П. Чайковского «Лебединое озеро», Пахита в одноименном балете Л. Минкуса, Сванильда в балете Л. Делиба «Коппелия», Китри и Повелительница дриад в балете Л. Минкуса «Дон Кихот», Жизель в одноименном балете А. Адана, Нурида в балете Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь», Девушка в «Шопениане», «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса и другие.

В течение многих лет являлась неоднократным лауреатом областного театрального фестиваля «Сцена года» в номинации «Лучшая женская роль в балете».

1 2 3 4

Татьяна  Борисовна Предеина – первая женщина Южного Урала, обладательница уникальной  награды, носящей имя  древнерусской  княгини Ольги. В 2005 году награждена медалью Святой Равноапостольной  княгини Ольги «За Веру  и Верность». Она – ПЕРВАЯ и всегда  останется первой  награжденной этой медалью в истории  нашего  края.

Историк, культуролог, театральный критик Загребин С.С. писал о балерине: «Предеина обладает редким сочетанием безупречной техники танца, грациозной музыкальности и драматического таланта. Все её роли – воплощение идеальной красоты танца и глубины психологического постижения образа. Каждый элемент её танца конструктивно выверен, эмоционально мотивирован и органично сплавлен безупречной логикой движения. При всем динамизме вариаций сохраняется графическая чёткость линий, каждый прыжок полон изысканного изящества, а классические позы утончённо красивы и наполненны внутренней экспрессией. И, что особенно ценно, танец Татьяны Предеиной одухотворён оригинальной индивидуальностью балерины. Глубокое личностное начало, проникнутое сильной волей и вместе с тем утончённой хрупкостью, создаёт особый образ, развитие которого совершенствуется в каждой танцевальной партии балерины».

С 2007 года Татьяна Борисовна является творческим руководителем и организатором фестиваля балета «Татьяна Предеина приглашает…», в котором принимают участие артисты балета российских музыкальных театров: Большого, Московского музыкального, Михайловского, Челябинского, Екатеринбургского, труппы «Кремлёвский балет» и студенты российских хореографических училищ. «У меня были некоторые опасения по поводу фестиваля, но наши зрители их полностью развеяли, а полные залы показали, что такой фестиваль нужен. Приятно, что в нем приняли участие не только приглашенные звезды из Москвы, Санкт-Петербурга, но и наши молодые артисты, которые показали себя весьма достойно».

1 2 3

Татьяна Предеина входит в состав жюри многих балетных фестивалей и конкурсов. Например, в 2013 году возглавляла жюри IX Межрегионального открытого конкурса молодых балетмейстеров им. Евгения Панфилова (Ханты-Мансийск); работала в составе жюри открытого конкурса артистов балета «Арабеск-2014» и «Арабеск-2016» им. Максимовой (Пермь). Была организатором V фестиваля, посвящённого 25-летию своей творческой деятельности (2013). На заключительном гала-концерте была удостоена Ордена Дягилева I степени «За пользу русской культуре», учреждённого международным благотворительным фондом «Дягилевъ-центр».

С 2008 г. преподаёт в Челябинском государственном институте культуры (ЧГИК). Щедро делится накопленным опытом с молодежью, помогая осваивать тонкости классического танца.

Автор статей, тезисов и докладов: «Эстетическое воспитание художественными средствами театра оперы и балета», «Классическое наследие в хореографии: балет А. Адана «Жизель», «К 165-летию первой постановки знаменитого балета в России», «Хореографическая миниатюра «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса. К вопросу реконструкции оригинального авторского текста М.М. Фокина», «Художественное воспитание подрастающего поколения средствами искусства», «Советский период развития челябинского балета 1956-1991» и др.

С различными балетными коллективами Татьяна Борисовна побывала на гастролях в Польше, Чехии, Германии, Франции, Италии, Голландии, Испании, Португалии, Швейцарии, Японии, Китае, США, где представляла балетное искусство России на высоком профессиональном уровне.

1 

В 2018 году Татьяна Предеина стала моделью для памятника Майе Плисецкой, который установлен в центре Москвы на Большой Дмитровке, в сквере названном в честь легендарной примы. Открытие монумента состоялось 20 ноября 2016 года, в день рождения Майи Михайловны. Автором четырехметровой бронзовой статуи, запечатлевшим балерину в образе Кармен, стал известный челябинский скульптор заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был дружен с М.М. Плисецкой. Он благодарен Татьяне Предеиной за то, что, став натурщицей, она помогла оживить легенду, сделать «Майю» парящей на фоне неба. Татьяна Борисовна рассказала, как чувствовала себя в качестве натурщицы при создании памятника легенде отечественного балета.: «Все мы знаем Майю Плисецкую. Весь балетный и художественный мир преклоняется перед ее талантом. Мне посчастливилось быть знакомой с Майей Михайловной и даже танцевать с ней на одной сцене. Конечно, когда мне предложили позировать скульптору, я испытала гамму чувств, начиная от страха и заканчивая восторгом. Не скрою, мне это польстило. Но такая ответственность! Позируя, надо было держать этот накал, эту экспрессию. Очень трудно! Когда скульптор занимался руками, я снимала пуанты, чтобы ноги отдыхали. По сантиметру поворачивалась, давая возможность мастеру проработать каждую мышцу, складочку костюма. Ведь зритель с первого взгляда должен был понять, что это Майя. Мне кажется, автор справился прекрасно».

В 2019 году Татьяна Борисовна завершила исполнительскую карьеру, на прощание представив поклонникам партию Иды в одноименном балете.

1 

Сегодня Татьяна Борисовна занимается преподавательской деятельностью в Челябинском государственном институте культуры на кафедре искусства балетмейстера. Участвует в реализации образовательных программ: «Искусство балетмейстера», «Хореографическая педагогика в спорте», «Руководство хореографическим коллективом, танцевально-спортивным клубом. Преподавание хореографических дисциплин», «Руководство хореографическим любительским коллективом».

В театре оперы и балета им. М.И. Глинки стала педагогом-репетитором, передаёт новому поколению танцовщиков свой профессиональный опыт и мастерство.

В 2020 году была членом жюри XVI конкурса артистов балета «Арабеск».

Партии в спектаклях:

  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского;
  • Принцесса Флорина, Фея Сирени, Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. И. Чайковского;
  • Маша, Фея Драже, «Щелкунчик» П. И. Чайковского;
  • Мирта, Жизель, «Жизель» А. Адана;
  • Повелительница Дриад, Китри, «Дон Кихот» Л. Минкуса;
  • Солистка, Гран-па из балета Л. Минкуса «Пахита»;
  • Никия, картина «Тени» из балета Л. Минкуса «Баядерка»;
  • Сванильда, «Коппелия» Л. Делиба;
  • Сильфида, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена;
  • Флёр де Лис, «Эсмеральда» Ц. Пуни;
  • Анюта, «Анюта» В. Гаврилина;
  • Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева;
  • Фея Зимы, Золушка, «Золушка» С. Прокофьева;
  • Нурида, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова;
  • Русская красавица, «Семь красавиц» К. Караева;
  • Кармен, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрин;
  • Беатриче, «Слуга двух господ» М. Чулаки;
  • Герцогиня Альба, «El mundo de Гойя» В. Бесединой;
  • Белоснежка, «Белоснежка и семь гномов» Б. Павловского;
  • Мария, «Привал кавалерии» И. Армсгеймера;
  • Наяда, «Наяда и рыбак» Ц. Пуни;
  • Солистка, «Серенада» на музыку П. И. Чайковского;
  • Лизбет, «Холодное сердце» И. Ануфриева;
  • Вельможная панна, «Польский акт» в опере М. Глинки «Жизнь за царя»;
  • Марианна, «Синдбад. История любви великого корсара» на музыку Н. А. Римского-Корсакова.

Концертные номера:

  • Карлотта Гризи и Мария Тальони, «Па-де-катр» Ц. Пуни, хореография А. Долина
  • «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса;
  • «Элегия» С. Рахманинова, хореография В. Васильева;
  • «Большое классическое па» на музыку Д. Обера, хореография В. Гзовского
  • па-де-де II акта, «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера, хореография Ф. Тальони, М. Петипа в редакции В. Тихомирова, постановка Ю. Бурлаки (в программе «Золотой век русского императорского балета»);
  • па-де-де, «Сильфида» Г. С. фон Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля;
  • Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст», хореография И. Ковалёва;
  • «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена, хореография Д. Брянцева;
  • «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, хореография В. Васильева;
  • «Аргентинские гаучо», музыка народная, хореография Н. Андросова;
  • леди Макбет, «Макбет» К. Молчанова, хореография К. Уральского;
  • «Вальс белых орхидей» на музыку М. Равеля, хореография К. Уральского;
  • «Прелюдия», музыкальная композиция группы «Сенс», хореография М. Ивата;
  • «Строптивая тень» О. Хромовой, хореография В. Гончарова.

Имеет награды и звания:

  • Заслуженная артистка России (1999);
  • Областная премия «За вклад в развитие культуры и искусства Урала» (2004);
  • Народная артистка России (2005);
  • Медаль святой равноапостольной княгини Ольги «За веру и верность», в рамках федеральной общественной программы «Возвеличим Россию своими делами» (2005);
  • Лауреат приза журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Звезда» (2006)
  • Лауреат премии «Золотая лира» в номинации «Театральное искусство» (2007)
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2008);
  • Орден Дягилева I степени «За пользу русской культуре» и кавалерство I степени (учреждён Международным благотворительным фондом «Дягилевъ-центр») (2013).
  • Неоднократный лауреат Фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена»
  • Диплом педагогу-репетитору за подготовку участника XVI конкурса артистов балета «Арабеск» (2020).

На вопрос журналиста «В чем сила женщины?» Татьяна Борисовна отвечает:

– «Сила в характере, который воспитывается, закаляется с детства. Когда он есть, в чем-то можно позволить себе быть слабой. В нашей профессии нужно быть сильной, иначе... затопчут. И, конечно, никогда нельзя терять терпение». Этому всегда учит своих учеников.

– «А в чём Предеина слабая?»

– «Сейчас я всем прямо об этом и расскажу! (Смеётся.) Кошек люблю, люблю поесть и поспать. Лениться люблю на диване с яблоком в руке. Но вот эта неведомая сила характера тебя поднимает - и потом испытываешь такую радость, что себя переборол, пошёл и сделал что-то полезное! Причём сделал так, что публика восторгается».

Сын Татьяны Борисовны Кирилл Данилов продолжил семейную профессию, он – танцор балета. Впечатляет зрителей своими внешними данными: красивый, высокий, больше двух метров ростом. Поэтому в его репертуаре в основном гротесковые партии: Дон Кихот в одноименном балете, фея Карабос в «Спящей красавице», злой гений Ротбарт в «Лебедином озере», Король мышей в «Щелкунчике» и т.д.

К юбилею актрисы, 10 июня 2023 года, на большой сцене Театра оперы и балета им. Глинки состоится гала-концерт «Татьяна Предеина приглашает». Вечер станет роскошным финалом ежегодного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой». Режиссером гала-концерта стала сама Татьяна Предеина. Она составила программу уникальных номеров, которые ранее не исполнялись на сцене челябинского театра. Это «Барокко» на музыку Вивальди, «Пиццикато» из балета «Сильвия», «Прелюдия» на музыку Рахманинова, па-де-де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа» и многие другие. В первых партиях выступят ведущие солисты челябинского театра, а также артисты Пермского театра оперы и балета и премьеры театра «Кремлевский балет».

Главным номером вечера станет выступление самой Татьяны Борисовны. Балерина снова выйдет в пуантах на главную сцену театра, чтобы исполнить произведение «Лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина, а также «Метаморфозы» на музыку Габриэля Форе в хореографии Юлии Репицыной.

1 

От всей души, желаем Татьяне Борисовне, здоровья, преданных учеников и творческих успехов!

Список рекомендуемых источников:

Избранные произведения Т. Б. Предеиной:

  1. Зазыкин, В. Г. Очерки психологии балетного творчества : монография / В. Г. Зазыкин, Т. Б. Предеина ; Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск : ЧГИК, 2021. – 175 с.
  2. Предеина, Т. Б. Балеты С. Прокофьева в моей творческой жизни / Т. Б. Предеина // Прокофьевские чтения : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (8 октября 2016), проходившей в рамках Всероссийского музыкального фестиваля. – 2016. – Вып. 1. – С. 179-191.
  3. Предеина, Т. Б. Вопросы периодизации истории отечественного балета XX-XXI веков / Т. Б. Предеина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – 2013. – № 1. – С. 103-108.
  4. Предеина, Т. Б. К вопросу сохранения классического наследия в балетном театре / Т. Б. Предеина // Молодежь в науке и культуре XXI века: научные школы : материалы международного научно-творческого форума (научной конференции), 1-2 ноября 2018 г. / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры» ; редколлегия: Синецкий С. Б. (пред.) [и др.]. – Челябинск : ЧГИК, 2018.
  5. Предеина, Т. Б. Классическое наследие в хореографии: балет А Адана «Жизель» / Т. Б. Предеина // Вопросы культурологии. – 2008. – № 3. – С. 48-53.
  6. Предеина, Т. Б. О некоторых факторах, оказавших влияние на становление балета на Южном Урале и формирование его творческой индивидуальности (результаты экспертной оценки проблемы) / Т. Б. Предеина // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. – Санкт-Петербург, 2011. – № 1. – С. 29-40.
  7. Предеина, Т. Б. Основы анализа балетной и танцевальной музыки. Принципы совместной работы преподавателя хореографических дисциплин и концертмейстера : учебно-методическое пособие / Т. Б. Предеина, Е. М. Потапович ; Министерство культуры Челябинской области, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского». – Челябинск : ЮУрГИИ, 2022. – 74 с. : ил., ноты. портр., табл.; 21 см.
  8. Предеина, Т. Б. Принципы работы педагога-репетитора над балетами классического наследия / Т. Б. Предеина // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции), 7-8 ноября 2019 г. / Челябинский государственный институт культуры ; составители: С. Б. Синецкий (отв. сост.), Ю. В. Гушул (науч. ред.). – Челябинск : ЧГИК, 2019. – Принципы работы педагога-репетитора над балетами классического наследия. – [4] с.
  9. Предеина, Т. Б. Проблемы развития регионального балетного театра с середины 1950-х годов по настоящее время: на примере Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки : специальность 17.00.01 : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Предеина Татьяна Борисовна ; Российский университет театрального искусства – ГИТИС. – Москва, 2013. – 240 с.
  10. Предеина, Т. Б. Творческая индивидуальность балетного театра: признаки и факторы, влияющие на её формирование / Т. Б. Предеина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – 2011. – № 3 (27). – С. 80-86.
  11. Предеина, Т. Б. Фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» в Челябинске: (15 лет с начала проведения) / Т. Б. Предеина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2017 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения / составители: И. Н. Пережогина, Р. Р. Хайретдинова ; редакторы: О. Д. Суховилова, Е. П. Митюшина. – 2017. – С. 376-381.
  12. Предеина Т. Б. Художественное воспитание подрастающего поколения средствами искусства / Т. Б. Предеина // Вестник института психологии и педагогики. – Челябинск, 2010. – Вып. 14. – С. 57-59.

О ней:

  1. Антонова, К. И. Предеина Татьяна Борисовна / К. И. Антонова, С. С. Загребин // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редколлегия: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск, 2006. – Т. 5. – С. 354-355.
  2. Антонова, К. И. Татьяна Предеина / К. И. Антонова // Ложа бенуар № 2 / К. И. Антонова. – Челябинск, 2008. – С. 231.
  3. Бабаскина, С. Фестиваль балета «Татьяна Предеина приглашает...» / С. Бабаскина // Страстной бульвар, 10 : журнал [сайт]. – 2013. – № 2-162. – URL: http://www.strast10.ru/node/2909 (дата обращения: 22.05.2023).
  4. В главной роли – Татьяна Предеина // Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки : официальный сайт. – 2018. – 30 янв. – URL: http://www.chelopera.ru/events/2018/01/30/v-glavnoj-roli-tatyana-predeina/ (дата обращения: 22.05.2023).
  5. Волкова, Е. Челябинская прима-балерина Татьяна Предеина снова выйдет на сцену / Е. Волкова // Первое областное информагентство. 1obl.ru : [сайт]. – URL: https://www.1obl.ru/news/kultura/chelyabinskaya-prima-balerina-tatyana-predeina-snova-vyydet-na-stsenu/ (дата обращения: 18.05.2023).
  6. Вольфович, Т. Татьяна Предеина приглашает... : [прима Челябинского балета] / Т. Вольфович // Балет. – 2019. – № 3 (2016). – С. 18-19. – (Портрет).
  7. Гончарова, О. Приглашение от звезды / О. Гончарова // Автограф. Челябинск-АРТ. – 2008. – № 1. – С. 37-41.
  8. Гузь, А. Уникальная награда для уникальной женщины / А. Гузь // mmc : [сайт]. – 2014. – 18 июня. – URL: http://mmc74212.narod.ru/rodnkray/Guz/index.htm (дата обращения: 17.05.2023).
  9. Загребин, С. С. Предеина Татьяна Борисовна: балерина : [50 лет со дня рождения] / С. С. Загребин // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2018 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения ; составители: И. Н. Пережогина, Р. Р. Хайретдинова. – Челябинск : Челябинский Дом печати, 2018. – С. 272-283.
  10. Загребин, С. Принцесса-грёза. Образ балерины в контексте творчества / С. Загребин // Деловой Урал. – Челябинск. – 2000. – 15 июня.
  11. Загребин, С. Предеина Татьяна Борисовна / С. Загребин // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 678-679. – URL: https://book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2365 (дата обращения: 18.05.2023).
  12. Киселев, В. Сокровище / В. Киселев // Городской дилижанс. – Челябинск. – 1998. – 13-19 апр.
  13. Леонидова, И. Признание таланта / И. Леонидова // Южноуральская панорама. – Челябинск, 2000. – 30 марта-5 апр. (№ 17). – С. 2.
  14. Максимова Е. Мадам «Нет». – Москва: АСТ-Пресс Книга, 2003. – 344 с. – (Звезды балета).
  15. Марьина, Т. Такой Предеиной у них нет // Уральский курьер. – Челябинск. – 2000. – 18 нояб.
  16. Олиферчук, В. Орден для балерины : [Татьяне Предеиной пожелали нести красоту на крыльях таланта] / В. Олиферчук, А. Голубев // Вечерний Челябинск. – 2013. – 19 июня. – С. 8.
  17. Панферов, В. И. Предеина Татьяна Борисовна / В. И. Панферов // Челябинская государственная академия культуры и искусств : энциклопедия / Челябинская государственная академия культуры и искусств ; главный редактор и составитель: Н. В. Овчинникова. – Челябинск, 2012. – С. 467-468.
  18. Предеина Татьяна Борисовна // Вся Россия XXI век. Челябинская область : энциклопедический словарь биографий современников / главный редактор В. Б. Кирилев. – Челябинск : Редакционно-издательский центр Урала. Союз писателей России, 2009. – Кн. 2. – С. 151 : фот.
  19. Предеина Татьяна Борисовна // Пермское государственное хореографическое училище : официальный сайт. – URL: https://balletperm.ru/graduates/?id=181 (дата обращения: 15.05.2023).
  20. Предеина Татьяна Борисовна // Челябинск в жизни и творчестве замечательных людей : мультимедийный энциклопедический словарь культурного наследия : [сайт]. – URL: https://dict.susu.ru/personel/predeina-tatyana-borisovna/ (дата обращения: 17.05.2023).
  21. Предеина Татьяна Борисовна // Челябинский государственный институт культуры : официальный сайт. – URL: https://chgik.ru/workers/predeina-tatyana-borisovna (дата обращения: 15.05.2023).
  22. Предеина Татьяна Борисовна // Жюри конкурса Международного союза хореографов (МСХ) : [сайт]. – URL: http://horeograf.spb.ru/jury (дата обращения: 18.05.2023).
  23. Предеина Т. Б. Диссертацию писала в гримерной : [беседа с челябинской балериной, народной артисткой России, хореографом-преподавателем / вела Татьяна Строганова] / Т. Б. Предеина // Челябинский рабочий. – 2014. – № 2 (10 янв.). – С. 4 .
  24. Предеина, Т. Рожденная для танцев : [беседа с народной артисткой России / вела Лидия Садчикова] / Т. Предеина // Челябинск-СИТИ. – 2007. – № 4 (дек.). – С. 72-75 : фото.цв.
  25. Предеина, Т. Б. Татьяна Предеина: «Балет не таблица умножения»: беседа с балериной Челябинского государственного театра оперы и балета имени Глинки / вела Лидия Старикова // Южноуральская панорама. – Челябинск, 2007. – 21 сент.
  26. Прима челябинского балета Татьяна Предеина удостоена ордена Сергея Дягилева // Медиаzавод : [сайт]. – 2013. – 17 июня. – URL: https://mediazavod.ru/articles/daily/kultura/134999/ (дата обращения: 15.05.2023).
  27. Симакова, С. Татьяна Предеина, балерина: «В этой профессии ты – вечный ученик» / С. Симакова // 74.ru. Челябинск онлайн : [сайт]. – 2009. – 29 июня. – URL: https://74.ru/text/education/2009/06/29/58666101/ (дата обращения: 5.06.2023).
  28. Славина, Л. Орден Татьяне Предеиной / Л. Славина // Челябинский рабочий. – 2013. – 19 июня.
  29. Старикова, Л. Душа и танец / Л. Старикова // Южноуральская панорама. – 2007. – 26 апр. – С. 1.
  30. Строганова, Т. В роли Жизели – кандидат наук. Татьяна Предеина – о балете и жёсткости / Т. Строганова // Аргументы и факты. Челябинск [сайт]. – 2018. – № 12. – 21 марта. – URL: https://chel.aif.ru/culture/art/v_roli_zhizeli_-_kandidat_nauk_tatyana_predeina_-_o_balete_i_zhyostkosti (дата обращения: 25.05.2023).
  31. Строганова, Т. Как челябинская балерина стала моделью для памятника Майе Плисецкой : [челябинская балерина позировала автору памятника легендарной российской приме] / Т. Строганова // RG.RU : [сайт]. – 2018. – 4 апр. – URL: https://rg.ru/2018/04/04/reg-urfo/balerina-stala-modeliu-dlia-pamiatnika-pliseckoj.html (дата обращения: 16.05.2023).
  32. Татьяна Предеина // Кино-Театр.PУ : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/ros/372645/foto/ (дата обращения: 15.05.2023).
  33. Татьяна Предеина, прима-балерина Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки / ответственный редактор: С. В. Бабаскина. – Челябинск : Авто Граф, 2013. – 139 с. : ил., портр.
  34. Татьяна Предеина / составитель С. С. Загребин. – Челябинск : Дом печати, 2002. – 20 с. : ил.
  35. Татьяна Предеина : комплект открыток / Челябинский государственный академический Театр оперы и балета им. М. И. Глинки. – Челябинск : Типография Авто Граф, 2013. – 23 открытки ; 16 см.
  36. Татьяна Предеина // Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки : официальный сайт. – URL: http://www.chelopera.ru/events/2015/06/18/tatyana-predeina-i-natalya-zavarzina-voshli-v-rejt/ (дата обращения: 15.05.2023).
  37. Фетисова, Е. В. Предеина Татьяна Борисовна / Е. В. Фетисова // Екатерина Максимова : энциклопедия творческой личности / Е. В. Фетисова ; автор идеи В. Г. Зазыкин. – Москва, 2014. – С. 136-137.
  38. Чадов, С. Браво, Татьяна! : [о балерине Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки Т. Предеиной] / С. Чадов // Возрождение Урала. – Челябинск, 1995. – 7 дек.
  39. Чернова, Т. Рождение лебедя / Т. Чернова // Пермское книжное издательство. – Челябинск, 2001.
  40. Черновол, Д. Балерина. / Д. Черновол // Свободные диалоги. – 1999. – 21 дек.

Источники фото: https://chgik.ru, https://balletperm.ru, https://uralpress.ru, http://www.chelopera.ru, https://rg.ru, https://www.1obl.ru, https://www.culture.ru

 

Ольга Ткаченко