Ольга Николаевна Пона – хореограф, педагог, заслуженная артистка РФ (2007), художественный руководитель Челябинского театра современного танца.

01

Ольга Николаевна Пона родилась 3 октября 1959 года в городе Новотроицке Оренбургской области, точнее в одном из его посёлков, близ железной дороги. Росла талантливым и любознательным ребенком. В 16 лет поступила на автотракторный факультет Челябинского политехнического института им. Ленинского комсомола (ЧПИ) (ныне Южно-Уральский государственный университет), специальность «Двигатели внутреннего сгорания», в 1980 году его окончила. На вопрос журналиста, помогает или мешает изначальное техническое образование, отвечает следующее: «Да, помогает! Я сама, например, конструирую декорации к своим спектаклям. А математическое мышление даёт логику».

Ольга приехала в Челябинск учиться. Здесь она впервые побывала в театрах и на концертных площадках города. Признается, что тогда открыла для себя театр как феномен. С теплотой вспоминает время учебы в институте: «Это были годы невероятного расцвета художественной самодеятельности. На каждом факультете института играл свой вокально-инструментальный ансамбль. В «Манекен» было не попасть. Одних танцевальных коллективов было несколько. Я пришла в ансамбль народных танцев, которым тогда руководил кто-то из студентов. Танцевать не умела, но это было и неважно. Принимали по принципу: нравится – танцуй. Через год к нам пришел Владимир Пона, который превратил коллектив народных танцев в ансамбль хореографических миниатюр. Каждая миниатюра была законченной театрально-танцевальной историей. В то время еще не было такого понятия “современный танец”. Но это был именно он».

02

Танцами Ольга Пона начала заниматься поздно, в 21 год. По окончании технического вуза, в 1980 году поступила на хореографический факультет Челябинского государственного института культуры (ЧГИК), специализацию «Клубный работник высшей квалификации, руководитель самодеятельного хореографического коллектива». В 1985 году его окончила.

«Я не понимаю, почему меня приняли. Видимо, в надежде, что когда-нибудь что-то у меня получится», – рассуждает именитый хореограф. Но относительно поздний приход в профессию оказал положительное влияние на творчество. Ведь Ольга не боялась экспериментов, шла и идет на риск.

В ЧГИК Ольгу Николаевну учили замечательные педагоги: В.И. Панферова, Л.Д. Ивлева и Н.Н. Вдовенко. «Вспоминаю эти годы как время абсолютного счастья, потому, что мы, студенты, каждый день были вовлечены в процесс сочинения чего-либо: этюдов, комбинаций, постановок и спектаклей. Своих и чужих. И вообще, получение гуманитарного образования – это особая ценность, ведь изучение литературы, философии, истории искусств, музыки в дополнение к хореографическим диисциплинам развивает и формирует человека, а большие физические нагрузки делают сильным, и не только физически».

В 1980-90-х годах Ольга солировала в хореографических ансамблях «Движение» и «Русский вариант». Затем преподавала современный танец в учебных заведениях: Челябинском колледже культуры (1990-1992), хореографичеком отделении ЧГИК (1993-1995), факультете современного танца Екатеринбургского гуманитарного института (ныне Гуманитарный университет, с 2003 г.).

С 1992 года, со дня основания, Ольга Пона работает в Челябинском театре современного танца, является его художественным руководителем, хореографом и педагогом. Сотрудничает с российскими и зарубежными театральными коллективами, участвует в хореографических постановках в городах России. Ольга преподает и ставит танцы в центре современного танца в Голландии (1998, 2000-2001), в Германии (2000, 2002), США (2004), Македонии (2006), Франции (2007) и т.д.

Хореограф имеет дипломы и премии ряда российских и международных конкурсов современного танца. Дважды была лауретом национальной театральной премии «Золотая маска», представляя спектакли «Зарисовки с натуры» (2001) и «Ожидание» (2003). В 2002 году участвовала в Челябинском городском конкурсе «Человек года». В 2020 году получила региональную общественную премию за вклад в развитие культуры и искусства «Признание», а от журнала «Балет»  в 2008 году – приз «Душа танца».

Ольга Пона организовала и поддерживает сайт Челябинского театра современного танца по адресу https://ponadance.ru, а также страницу ВК: https://vk.com/ponadance.

03

Челябинский театр современного танца (ЧТСС) создан при поддержке Администрации города, в августе 1992 года. Имеет статус муниципального театра и является одним из «китов», на которых «держится» отечественный contemporary (пер.: одного возраста; одной эпохи; живущий или существующий в одно время с кем-либо, чем-либо).

Основатели и первые художественные руководители коллектива – балетмейстер Владимир Пона, благодаря самоотверженности которого театр возник, и хореограф – Ольга Пона, чье творчество стало фирменным стилем театра. За годы существования, в совместном творчестве создано 90 спектаклей, лучшие из которых показаны во многих городах России и за рубежом. Труппа участвует в фестивалях современного танца: «Золотая маска» (Москва / Санкт-Петербург), «ЦЕХ» (Москва), Глобалданс 2002 (Дюссельдорф), Международный танцевальный фестиваль (Витебск) и др. Более тридцати раз коллектив был лауреатом российской театральной премии «Золотая маска». Дважды получил её в номинации «Лучший спектакль современного танца» за спектакли «Зарисовки с натуры» и «Ожидание».

Сегодня в состав труппы входит 21 танцовщик, 13 из которых – хореографы, которые создают собственные спектакли. «Мы никогда не считали себя каким-то выдающимся коллективом. Просто идем своим путем. Ищем свой танцевальный язык, – делится Ольга Николаевна. – Каждый танцовщик за годы своего пребывания в коллективе профессионально растёт. Мы приглашаем педагогов, хореографов, участвуем во многих проектах. Всё время развиваемся, словом! 13 из наших танцовщиков сами ставят спектакли. Мы работаем в сотворчестве. Кроме того, танцовщики театра сами являются педагогами и хореографами для многочисленных танцевальных школ Челябинска».

У театра нет собственной сцены. Показы спектаклей проходят на театральных площадках города («Манекен», Молодежный, Камерный) и страны (Тюмень, Уфа, Миасс и др.). Исключение – иммерсивные спектакли для детей (так называют постановки, аудитория которых становится их соучастником. Иногда гости проявляют инициативу, а во многих спектаклях актеры сами взаимодействуют со зрителем: завязывают глаза, обнимают, приглашают к совместному действию), которые проходят в здании ДК, на ул. Новороссийская, 63.

Ольга Николаевна делится: «Мы никогда не были театром в классическом смысле слова. Всегда были “бродячей” труппой. Арендовали спортивные залы, к примеру, на пятом этаже Теплотеха. Сами мыли пол после тренировок баскетбольной команды. Стелили на него линолеум, который привозили с собой, потому что танцевали босиком. Расставляли зеркала и аппаратуру, которую также привозили самостоятельно. Не было ни раздевалок, ни костюмерных. Полное отсутствие душевых, а иногда и туалетов, было, пожалуй, самым грустным. Каждый раз мы создавали заново жизненное пространство, чтобы репетировать. Но это не главное. Когда есть в тебе жажда творчества, все это мелочи. В таких условиях одновременно с нами существуют многие российские труппы современного танца».

04 05

Только спустя годы театр получил репетиционный зал во дворце культуры (ДК) завода металлоконструкций (АО «Челябинский завод металлоконструкций»). «Когда нам предложили это помещение, мы подумали, почему и бы нет? Пусть это будет наше место. Наш дом», – вспоминает Ольга. Своими силами отремонтировали спортзал, и теперь из окон просторного помещения на третьем этаже ДК открывается великолепный вид на озеро Смолино. «Иногда у тебя ничего не клеится, обуревают сомнения, нервничаешь – но подходишь к станку, встаешь у окна, и озеро успокаивает. Как бы говорит: неважно, где ты, хоть на краю города, здесь ты можешь делать все что хочешь», – рассуждает хореограф.

06

Ольга Пона за период своей творческой деятельности создала более 20 спектаклей и миниатюр: «Пушкин. Коллаж» (2024), «Диалоги» (2023), «Кто живет в волшебном городе?» (2022), «Дюймовочка» (2020), «Бегущие» (2019), «Несинхронно» (2018), «Картон» (2017), «proКино» (2016), «Теоретическая модель абсолютной свободы» (2015), «Встречи» (2014), «Погружения и испытания» (2013), «Пунктиры» (2012), «Вертикальные связи» (2011), Случайности» (2009), «Ромео и Джульетта» (2007), «Притяжение» (2007),  «Другая сторона реки» (2006), «Немного ностальгии» (2005), «Знает ли жизнь английская королева» (2004), «Поезд» (2003), «Смотрящие в бесконечность» (2002), «www.лица.ru» (2001), «Ожидание» (2000),  «Еще одна птица» (2000), «Зарисовки с натуры» (1999), и т. д. На ее счету постановки в зарубежных театрах: «Пунктиры» – при поддержке «Tanzhaus nrw», Дюссельдорф, Германия; «Немного ностальгии» – для American Dance Festival; «Другая сторона реки» – по заказу «Театра де ля Виль» в Париже, копродукция с «Kampnagel», Гамбург, и «Tanzhaus nrw»; «The Pushing Factor» – Арнем, Нидерланды, «Dots and Dashes» – Любляна, Словения; «Укрытие» – по заказу театра «Pumpenhaus» в Мюнстере, Германия.

В своих работах художественный руководитель постоянно экспериментирует, смело обращаясь к осмыслению жизненных ситуаций. На вопрос журналиста, как появляются идеи спектаклей, отвечает следующее: «Нередко это зарисовки с натуры. Приходится наблюдать за жизненными ситуациями, делая для себя какие-то выводы. Одна из моих постановок, например, «Бегущие» по роману лауреата Нобелевской премии 2019 года в области литературы Ольги Токарчук «Бегуны», была очень своевременна. Мы ничего не успеваем, вечно куда-то спешим, нам некогда задуматься о чём-то сущностном, о главном… Кто-то движется сквозь время, кто-то – сквозь пространство. Кто-то странствует с целью, кто-то без. Есть ли в этом бесконечном беге по жизни моменты остановок-замираний, чтобы разглядеть важное, почувствовать близкого, услышать или произнести главные слова? Темп жизни уплотняется по нарастающей, как снежный ком. Вот эта книга и эти мысли меня и вдохновили на спектакль. А ещё может вдохновить музыка и танец». Хореограф исследовала феномен стремительного ритма жизни людей, живущих в мегаполисах.

07 08

В текущем 2024 году Ольга Николаевна поставила спектакль «Пушкин. Коллаж» к 225-летию со дня рождения великого поэта. Премьера состоялась на сцене театра «Манекен», и это не только признание в любви к Александру Сергеевичу, но и к творцам в целом: писателям и танцорам, импровизаторам и тем, кто существует в этом жанре.

Художественный руководитель театра О. Пона сама придумала сценографию, костюмы, выбрала подходящие фрагменты текста и воплотила спектакль на сцене. Постановка состоит из нескольких отдельных новелл, в которых произносится текст. Это задумка Ольги Николаевны приходится кстати, тем более что артисты театра отлично владеют голосом и «умеют им играть».

Журналист Первого областного информагентства Евгения Старцева в своей статье пишет: «Спектакль Челябинского театра современного танца поделен на мозаику, на части коллажа: танец восьми актеров перемешивается с диалогами о поэте, искусстве, о тайнах, что скрываются под вуалью творчества».

Дополнение к названию «Коллаж» стало более чем уместно. «Хореография спектакля соответствует содержанию каждого из кусочков коллажа: то широкая и легкая пластика, этюды, будто покрывающие, поглощающие все сценическое пространство; то нервные, судорожные, будто обрезанные, прерванные движения. Четверо мужчин, четверо женщин – они рассказывают историю того, кто не мог жить, не создавая то, что впоследствии назовут величайшим культурным наследием, настоящим чудом!» – пишет журналист сетевого издания «ЧелГид» Ксения Шумина.

09 10

Актёры Челябинского театра современного танца совместно с художественным руководителем О. Поной участвуют в культурной жизни Челябинска. Так, например, 1 сентября 2024 года коллектив принял участие в XIX Фестивале книги и чтения «Челябинск читающий», организованном Центральной библиотекой им. А.С. Пушкина при поддержке Управления культуры Администрации города Челябинска. Был представлен перформанс по творчеству А.С. Пушкина (отрывок из спектакля «Пушкин. Коллаж»).

«Восхитительная дерзость пластических решений, авторский рисунок танца, непредсказуемость музыкальных и хореографических линий, летающая акробатика – к этому языку приучил зрителя наш театр современного танца», – пишет в своей статье журналист Лана Литвер.

Актеры называют свой театр «лабораторией танца». Кроме постановок Ольги Николаевны на сценах города идут спектакли, созданные актерами-хореографами труппы театра: Татьяны Крицкой и Рафаэля Тимербакова «Икигай», Владимира Вдовенко «+ – В», Елены Пришвицыной и Владислава Морозова «Как это по-русски…», Ольги Горобчук «Тело: Requiem», Александра Шалонина «Анна, живи!», Ярослава Францева «Plumbum», Дмитрия Чегодаря «Иррациональный», Елены Пришвицыной и Владислава Морозова «Игроки», «Поцелуй меня дважды», Артёма Сущенко «Беляш», Степана Баннова «Медея. Страсти человеческие», Татьяна Крицкой, Рафаэля Тимербакова и Дмитрия Чегодаря «Антиципация», Владимира Вдовенко «Moza-Memory», Дениса Чернышова «Connect», «Одуванчики» и др.

Ольгу Пону окружают единомышленники, поэтому и создаются интересные, неординарные спектакли. Театр тепло принимают зрители, и неважно, где он выступает, в России или за рубежом. Спектакли визуальные, пластические, поэтому не нуждаются в дополнительных объяснениях или переводе.

Ольга Николаевна Пона часто дает интервью журналистам. Искренне делится с читателями своими мыслями:

«Художник идет к созданию произведения интуитивно. Является продуктом той культуры и того времени, в котором живет. Ощущает время разумом, чувством, волей, всеми фибрами души. Он отражает и объясняет нам нашу жизнь. Это очень важно – отрефлексировать момент, ответить на какие-то вопросы. И какие-то важные для общества явления предугадать может только художник и только через творчество. Не научный работник, не аналитик, которые оперируют прошлым опытом и известными формулами»;

«Современный танец – это приглашение к размышлению, к сочувствованию, к сопереживанию»;

«В современном танце нет ни морали, ни истории, ни вывода. Он самодостаточен, не создан, чтобы иллюстрировать что-то. Он не нуждается ни в сюжете, ни в музыке, ни в костюмах, ни в декорациях. Поэтому я не беру никогда классическую музыку, она будет отвлекать от танца, поэтому у меня саунд-дизайн: шумы, шорохи, шепоты, скрипы...»;

«Танцовщик должен быть парадоксален. Следовать паттернам (повторяющийся элемент) традиционных танцевальных техник скучно. Непредсказуемость – вот главный принцип в любом искусстве, не только в современной хореографии»;

«Наше главное выразительное средство – тело. Попробуйте надеть баснословный костюм на танцора – вы ничего не увидите. Самый лучший костюм – незаметный: шорты и футболка. То, что не отвлекает внимание»;

«Люди отличаются друг от друга способом мышления, поведением, характером. И движением. По тому, как человек движется, можно очень многое о нем рассказать. Технически сложное, закрученное танцевание – это показатель интеллекта».

11

Театр современного танца – культурный бренд Челябинской области. Неоднократно отмечен государственными наградами и премиями. Большая заслуга в этом принадлежит художественному руководителю театра – Ольге Поне. Хореограф воспитала ни одно поколение танцовщиков, учила подопечных c достоинством переживать возникающие сложности и не бояться идти на творческий риск при сочинении хореографических работ. Только так они приобретут собственный художественный почерк, взгляд на вещи в жизни и в искусстве.

Ольга Пона постоянно следит за творчеством других российских танцевальных коллективов, но одно считает безусловным: «Для того, чтобы развивался современный танец в России – а сейчас он развивается благодаря энтузиастам, – этому жанру необходимо большее внимание со стороны государства и большее финансирование компаний, проектов, фестивалей, частных инициатив, лабораторий, образовательных площадок».

Ольга Николаевна очень позитивный, коммуникабельный человек. Красивая и жизнерадостная женщина, профессионал своего дела. Есть семья, увлечения и хобби. Вспоминая, рассказывает: «Мои юность и молодость пришлись на 90е годы, когда в магазинах ничего не было, пустые полки. Поэтому, как все, наверное, девушки того времени, могу вязать и шить. Сейчас это неактуально, всё можно купить. Но и сейчас какие-то предметы реквизита для спектакля я сама придумать могу. Или смоделировать костюмы для артистов. Семья… Это мой сын Иван Пона – музыкант, играет в составе джазового ансамбля «Уральский диксиленд», и его жена, моя невестка Дарья Пона  – фотограф одного из местных изданий».

Вся её жизнь – это поиск новых идей, танцевальных движений. «Ты никогда не знаешь, что у тебя получится. Когда ты молодой, тебе не страшно. Ты не обременен авторитетом, опытом побед, удач, никто особенно от тебя ничего не ждет. Сейчас ты не можешь позволить себе повторяться и не оправдать ожиданий», – рассуждает хореограф.

При каждой встрече с читателями и зрителями желает: «Избегать рутины. Испытывать глубокий интерес к чему-то, потому что это очень важно! Искать в своей жизни элементы творчества».

Список рекомендуемых источников:

интервью О.Н. Поны:

  1. Челябинск «Признание 2020» : видеоролик : [вручение премии Ольге Поне] // YouTube : [видеохостинг]. – URL: https://ponadance.ru/critique/#!fancybox/yt/R4sg2CdOg_E (дата обращения: 24.09.2024).
  2. Пона, О. Н. Ольга Пона «Не бойтесь экспериментировать, идите на риск!» : [беседа с руководителями и хореографами Челябинского театра современного танца / записала И. Богданова] / О. Пона // Миссия. – 2021. – дек. – URL: https://missiya.info/articles/23775 (дата обращения: 19.09.2024).
  3. Пона, О. «Картон» : [интервью с художественным руководителем Театра современного танца (Челябинск) / записала Марина Итина] / О. Пона // MASK BOOK : [сайт]. – URL: http://maskbook.ru/olga-pona/ (дата обращения: 12.09.2024).
  4. Пона, О. Н. «Мы же не поп-звезды» : Ольга Пона об искусстве, которое не может строиться как конвейер : [беседа с руководителем Челябинского театра современного танца] / О. Пона // Южноуральская панорама. – 2012. – 21 февр.. – С. 8.
  5. Пона, О. Н. Ольга Пона: «Танец сам по себе – музыка» : [беседа c художественным руководителем Театра современного танца] / О. Н. Пона // Модная классика. – 2018. – № 20. – С. 34-36.
  6. Пона, О. Свободная пластика : [беседа с руководителями и хореографами Челябинского театра современного танца / записал А. Валеев] / О. Пона // Челябинский рабочий. – 2002. – 13 апр.
  7. Пона, О. Н. Сочините историю сами : челябинский хореограф Ольга Пона: «если человек считает, что раз муха не полюбила комара, то это нечто западное, мы имеем дело с примитивным сознанием» : [беседа с челябинским хореографом / вел Айвар Валеев] / О. Н. Пона // Челябинский рабочий. – 2009. – 3 окт. (№183).

о ней:

  1. «Бегущие» : [26 ноября 2019 года, в рамках IX Международного фестиваля современного танца «На грани», состоялась премьера спектакля] // territoryfest.com : [сайт]. – URL: https://territoryfest.com/running (дата обращения: 21.09.2024).
  2. Валеев, А. Ожидание в лицах : Челяб. хореограф Ольга Пона нашла основную метафору русской жизни / А. Валеев // Эксперт-Урал. – Екатеринбург. – 2002. – № 10.
  3. Ефремов, В. Ольга Пона – наше все / В. Ефремов // Челябинский рабочий. – 2013. – 16 нояб.
  4. Карманова, Е. В. Пона Ольга Николаевна / Е. В. Карманова // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 5 / редколлегия: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.].– Челябинск, 2008. – С. 304.
  5. Ковалева, Л. Три Пушкина. В Челябинске показали стихи в танце / Л. Ковалева // Южноуральская панорама : [сайт]. – 2024. – 5 июня. – URL: https://up74.ru/articles/kultura/155800/ (дата обращения: 24.09.2024).
  6. Литвер, Л. На языке тела : [Театр современного танца представил на сцене оперного театра сразу две премьеры: «Бегущие» и «Светлые образы»] / Л. Литвер // Первое областное. Информагентство : [сайт]. – 2021. – 15 янв. – URL: https://www.1obl.ru/news/kultura/na-yazyke-tela/ (дата обращения: 24.09.2024).
  7. Литвер, Л. Ольга Пона представила в Челябинске новый спектакль «Диалоги» / Л. Литвер // Первое областное. Информагентство : [сайт]. – 2023. – 19 июня. – URL: https://www.1obl.ru/free-time/razvlecheniya/olga-pona-predstavila-v-chelyabinske-novyy-spektakl-dialogi/ (дата обращения: 12.09.2024).
  8. Литвер, Л. Правила жизни Ольги Пона. Челябинскому Театру современного танца в 2022 году исполнилось 30 лет / Л. Литвер // Первое областное. Информагентство : [сайт]. – 2023. – 6 янв. – URL: https://www.1obl.ru/news/kultura/pravila-zhizni-olgi-pona/ (дата обращения: 12.09.2024).
  9. Мельникова, И. Челябинский театр современного танца в «Ожидании» / И. Мельникова // Челябинский рабочий. – 2002. – 13 февр.
  10. Михалева, А. Взломщики и традиционалисты : [участие театра О. Поны (Челябинск) в фестивале современного танца (2002)] / А. Михалева // Балет. – 2002. – № 4/5.
  11. Моргулес, И. «Душа танца» – это Ольга Пона / И. Моргулес // Южноуральская панорама. – 2012. – 5 июня. – С. 8.
  12. Моргулес, И. Конфликт в бесконфликтном мире: [в Челябинском Академическом театре драмы имени Наума Орлова прошла премьера спектакля «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова. Спектакль был поставлен при участии Театра современного танца] / И. Моргулес // Южноуральская панорама. – 2014. – № 64 (3266). – 6 мая. – С. 4.
  13. Наборщикова, С. Русские сен-денисты на отдельной дороге : [участие труппы О. Поны (Челябинск) во Всероссийском фестивале театров танца] / С. Наборщикова // Балет. – 2002. – № 2. – С.31- 32.
  14. О театре // Челябинский театр современного танца : [сайт]. – URL: https://ponadance.ru (дата обращения: 12.09.2024).
  15. Ольга Пона : хореограф, педагог, художественный руководитель театра // Челябинский театр современного танца : [сайт]. – URL: https://ponadance.ru/team/choreographers/olga-pona/ (дата обращения: 12.09.2024).
  16. Ольга Пона – хореограф с высоким интеллектом // Ратник : [сайт]. – 2023. – 29 дек. – URL: https://ratnik.tv/articles/kultura/olga-pona-khoreograf-s-vysokim-intellektom/ (дата обращения: 24.09.2024).
  17. Пона Ольга : художественный руководитель Челябинского театра современного танца : выпускники хореографического факультета // Челябинский государственный институт культуры : [сайт]. – 2023. – 19 июня. – URL: https://chgik.ru/sitemap/pona-olga (дата обращения: 12.09.2024).
  18. Пона Ольга Николаевна // Автотракторный факультет ЮУрГУ : энциклопедия : [сайт]. – URL: https://encyclopediaat.susu.ru/p/101-polyatsko-vladimir-leonidovich.html (дата обращения: 12.09.2024).
  19. Ратобыльская, Т. Полеты во сне и наяву : театр Современного танца О. Пона провел гастроли в Германии / Т. Ратобыльская // Линия : приложение к журналу «Балет». – 2007. – № 4. – С. 12.
  20. Старцева, Е. Челябинский театр современного танца представил постановку о поиске смысла жизни. Через пластику – о философских проблемах, правильности выбранного пути и важности поддержки : [о спектакле «Икигай»] / Е. Старцева // Первое областное. Информагентство : [сайт]. – 2024. – 12 апр. – URL: https://www.1obl.ru/news/kultura/chelyabinskiy-teatr-sovremennogo-tantsa-predstavil-postanovku-o-poiske-smysla-zhizni/?ysclid=luy505pw2s267109663 (дата обращения: 24.09.2024).
  21. Старцева, Е. В Челябинске представили новый спектакль Ольги Пона «Пушкин. Коллаж» / Е. Старцева // Первое областное. Информагентство : [сайт]. – 2024. – 6 марта. – URL: https://www.1obl.ru/news/kultura/v-chelyabinske-predstavili-novyy-spektakl-olgi-pona-pushkin-kollazh/ (дата обращения: 19.09.2024).
  22. Танец как поэзия и наоборот : премьера «Пушкин. Коллаж» прошла в Челябинске / фот. Андрея Ткаченко // Челгид : [сайт]. – 2024. – 5 марта. – URL: https://chel.guide/articles/tanec-kak-poeziya-i-naoborot-premera-pushkin-kollazh-proshla-v-chelyabinske (дата обращения: 19.09.2024).
  23. Уральская, В. Витебск вчера, сегодня, завтра : (размышления о фестивале соврем. танца) : [среди участников – Челябинский театр современного танца под руководством О. и В. Поны со спектаклем «Ты у меня есть, или Тебя у меня нет»] / В. Уральская, Л. Гучмазова // Балет. – 2000. – янв. – февр. (105). – С. 23-24.
  24. Урин, В. «Второй европейский фестиваль в Москве состоялся» : [участие Челябинского Театра под руководством О. Поны в европейском фестивале современного танца] / В. Урин // Балет. – 2002. – № 1.
  25. Федорова, Л. «Маска», ты меня знаешь / Л. Федорова // Уральский курьер. – Челябинск. – 2002. – 28 марта.
  26. Челябинский театр современного танца : [альбом] / составитель: Татьяна Марьина. – [Челябинск : б. и.], 2022. – 222, [9] с. : фот., цв. фот.

Источники фото:

https://www.1obl.ru/free-time/, https://encyclopediaat.susu.ru, https://missiya.info, https://www.1obl.ru, https://ponadance.ru, https://www.1obl.ru, http://maskbook.ru/olga-pona/

 

Ольга Ткаченко