Тенгиз Александрович Махарадзе – театральный режиссёр и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986), член Союза театральных деятелей (1996), почетный академик Академии искусства Грузии (1997), профессор кафедры режиссуры и актерского мастерства Челябинского государственного института культуры (ЧГИК) (1992-2002 гг.).

1

Тенгиз Александрович Махарадзе (1937-2008 гг.) родился 21 декабря 1937 года в Тбилиси в семье служащих. Вырос в Батуми, видел и знал грузинский романтический театр, театр высокой традиции. В 1966 году окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне – Белорусская государственная академия искусств (БГАИ)) по специальности «Режиссура драмы». С 1967 по 1974 , а также с 1977 по 1997 годы был главным режиссером Челябинского театра юных зрителей (ТЮЗ) (ныне – Челябинский государственный драматический «Молодежный театр»), где осуществил постановку 45 спектаклей. А всего за время творческой деятельности им было поставлено более 110 спектаклей.

Известный челябинский журналист и театральный критик Ирина Израилевна Моргулес писала: «То, что с теми, кто заполняет залы детских и юношеских театров, надо разговаривать всерьез, предлагая лучшую драматургию и не боясь сложного сценического языка, Тенгиз Махарадзе считал с самого начала своей деятельности и с годами только убеждался в правильности такого подхода к театру юных зрителей».

Тенгиз Александрович был учеником Марии Осиповны Кнебель – советского режиссера, актрисы, педагога, доктора искусствоведения и теоретика театра. В течение многих лет являлся членом её режиссерской лаборатории. Мария Осиповна – значимая фигура для российского театра XX века. С одной стороны, она – ученица К. С. Станиславского, работала еще в старом МХАТе (Московский художественный театр имени А. П. Чехова) и была наследницей его метода работы. С другой стороны, Мария Осиповна – сторонница театральной методики драматического актера, театрального педагога и режиссёра М. А. Чехова, которая вышла из системы Станиславского, но имела свои особенности: как психологические, так и эстетические. Школа была высочайшего класса, в ней Мария Осиповна в 1960-80-е гг. воспитала множество тюзовских режиссёров, в том числе Тенгиза Махарадзе – режиссёра традиционного русского психологического театра. Как говорил Т. Махарадзе, «…Мария Осипов­на учила, что спектакль до­лжен быть кристально про­зрачным и ясным: мозги не надо затуманивать ни себе, ни зрителю. Искать простой язык».

Лаборатория М.О. Кнебель — главный генератор взлета театров юного зрите­ля. Поэтому выбор пути именно тюзов­ской режиссуры для Махарад­зе был осоз­нанным. И когда Министерство культуры России в 1967 году предложило 29-летнему Тенгизом Махарадзе стать главным режиссером Челябинского ТЮЗа, он согласился.

Первый спектакль, который Т. Махарадзе поставил в Челябинске – «Синяя ворона» по пьесе Радия Погодина. Потом были «В поисках радости» В. Розова, «Гроза» А.Н. Островского, где Катерину играла Татьяна Каратаева, первая актриса театра и жена главного режиссера, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова, «Глоток свободы» Б. Окуджавы Этот репертуар был почти зеркальным отражением репертуара молодого «Современника» Олега Ефремова и Центрального детского театра Анатолия Эфроса.

2

Что ставил Махарадзе на сцене челябинского ТЮЗа? Жанровый диапазон его творчества был широк. На сцене театра с блеском проходили психологические драмы и волшебные детские сказки. Для взрослых были поставлены спектакли «Если бы небо было зеркалом» Н. В. Думбадзе, «Ущелье крылатых коней» и «Легенда о чудях» К. В. Скворцова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Революционный этюд» М. Ф. Шатрова, «Король-олень» Карло Гоцци, «Кровавая свадьба» Гарсия Лорки и другие. Много и с удовольствием ставил для детей: «Трень-брень» Р. П. Погодина, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Конек-горбунок» П. П. Ершова, «Приключения Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла, «Золушка» Ш. Перро, «Сто фантазий» Ю. Мориц. У него было своё представление о детском театре. На первый план выдвигалась задача формирования личности ребёнка. Одним из самых популярных спектаклей был «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен. Постановка была сыграна более 400 раз, но даже после снятия спектакля с репертуара зрители потребовали его возвращения.

Перечень спектаклей, поставленных Т. Махарадзе, даёт представление о тщательности подбора репертуара. Режиссёр постоянно находился в развитии, в поиске того, что может стать визитной карточкой театра. Ведь в ТЮЗе зритель «обновляется» каждые пять лет. В 1972 году на II Всероссийском фестивале национальной драматургии и театрального искусства народов СССР за спектакль «Если бы небо было зеркалом» по пьесе Нодара Думбадзе режиссер был удостоен диплома второй степени Министерства культуры РСФСР.

Особое внимание заслуживает совместная работа Тенгиза Александровича с поэтом Константином Скворцовым, по пьесам которого («Ущелье крылатых коней» и «Легенда о чудях») были поставлены спектакли. Вот что вспоминает актер Челябинского молодежного театра Борис Черев о работе над спектаклем «Легенда о чудях»: «Это пьеса о племени, якобы жившем когда то на Урале… Задуман был не просто спектакль, а «шаманская опера». Мы сочиняли ритуалы – тризна (у древних славян: пиршество в память умершего), любовный ток, выборы вождя… Искали доисторическое звучание голосов, придумывали, как могли двигаться наши герои. 1986 год, а Махарадзе делает спектакль о народе, не принявшем перемен и исчезнувшем с лица ЗемлиТенгиз Александрович всегда был в поиске, ставил спектакли, которые опережали время».

3

Работа главного режиссера заключалась не только в постановке спектаклей, но и в формировании лица театра, создания коллектива единомышленников, атмосферы, способствующей росту всех участников творческого процесса. Тенгиз Александрович собрал превосходную труппу! Каждый актёр обладал редкой самобытностью, яркой индивидуальностью и неповторимым темпераментом. Яков Эверт, Евгений Фалевич, Валерий Егоров, Людмила Барад, Ольга Телякова, Алексей Шибков, Александр Мишуков, Валерий Червоткин, Борис Черев, Василий Мочалов, Наталья Антонова, Наталья Жернакова… С этими актерами можно было ставить весь мировой репертуар! В любом спектакле – в классике или экспериментальном проекте, в сказке или в пьесе для подростков – каждый актёр был предельно достоверен и органичен! Ольга Телякова, народная артистка России, актриса театра вспоминает: «В челябинский ТЮЗ я пришла в период творческого рассвета Тенгиза Александровича. Это был неординарный режиссёр, он руководил сложной, но очень талантливой труппой. Это было очень важно для меня – молодой начинающей актрисы: было на кого равняться, было с кем конкурировать».

Челябинский ТЮЗ был одним из ведущих ТЮЗов Советского Союза. Знаком качества для театров Москвы и регионов в 1980-е годы было появление на фестивале «Реальный театр» (раньше это был фестиваль ТЮЗов Урала, Сибири и Дальнего Востока), где театр при Т. А. Махарадзе постоянно принимал участие.

С челябинским ТЮЗом стремились работать крупные режиссёры, такие как Г. Егоров, И. Перепёлкин, Ф. Берман, А. Каневских и др. Союз театра с театральным художником-сценографом Татьяной Сельвинской был удачным. С Махарадзе они поставили много замечательных спектаклей: «Золушка» (1989), «Кровавая свадьба» (1991), «Испанцы» (1992), «Водевили» по Чехову (1992), «Поллианна» (1997), «Любовь Дона Перлимплина» (1997) – последний спектакль Тенгиза Александровича в ТЮЗе. С режиссером работали и другие талантливые художники, такие как М. Перчихина, С. Александров, С. Бархин, а также режиссеры по пластике В. Парфёнов, Ф. Иванов.

На вопрос «Какого уровня был режиссёрский талант Махарадзе?» театральный критик, эксперт национального фестиваля «Золотая Маска» Владимир Спешков ответил следующее: «Он работал в интересном челябинском театральном контексте… Махарадзе был режиссером поэтического направления. Ему был свойственен театральный пафос, романтическая традиция. И даже если это не был театр поэтического слова, всегда в его работах градус романтики, поэзии был больше, чем у других. Махарадзе всегда всерьез проникал в мир автора. В нем было что-то от искателя высокого уровня. В режиссерском портрете, который я написал к шестидесятилетию Махарадзе, я назвал его «Дон Кихот с площади Революции» (с 1982 года театр находился на площади Революции). В 1986 году Тенгизу Александровичу было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

4

С 1992 по 2002 год Тенгиз Александрович работал на кафедре режиссуры и актёрского мастерства в Челябинской государственной академии культуры и искусств (сейчас Челябинский государственный институт культуры), вёл теоретический курс и практические занятия по режиссуре и актёрскому мастерству. Об этом периоде рассказал Евгений Гельфонд, режиссер, художественный руководитель Нового Художественного театра (НХТ): «Основное педагогическое кредо Тенгиза Александровича всегда было воспитать не столько профессионала, сколько человека, и даже не просто человека, а человека искусства. Тенгиз Александрович часто говорил: «мировоззрение – первично, профессия – вторична. А ещё он любил театр «живого человека», такой театр, в котором бъется живое сердце, кипят настоящие страсти и «здесь и сейчас», на глазах у зрителя рождается мысль…».   Девять его учеников-актёров успешно работают в челябинских и других театрах страны, получили почетные звания заслуженных артистов России, стали дипломантами всесоюзных и всероссийских фестивалей и конкурсов.

5

В 1997 году, на следующий день после премьеры спектакля «Любовь Дона Перлимплина» Ф. Г. Лорки, Тенгиз Александрович покинул Челябинский ТЮЗ. В 2000 году возглавил муниципальный театр «Вымысел» в Верхнем Уфалее и проработал в нём пять лет. Увлёк своими идеями и талантом молодых актёров. Вот как пишет Ирина Моргулес: «В 2000 году Махарадзе возглавил художественное руководство Верхнеуфалейского муниципального театра «Вымысел». Ездил в этот город, занимался с артистами – любителями, поставил несколько спектаклей на основе серьезной драматургии, в том числе и по прозе Чехова, организовал международную лабораторию по актерскому мастерству и сценической речи для артистов муниципальных театров малых городов Урала. И только когда почувствовал, что болезнь и работа несовместимы, уехал в Подмосковье…».

Большая часть жизни режиссера связана с Челябинском, а точнее – с театром для детей и юношества нашего города. Начинал с маленькой сцены на улице имени С. М. Цвиллинга (где сегодня распологается «Камерный театр», ул. Цвиллинга, 15), а уже потом принял историческое здание на площади Революции (ул. Кирова, 119). Органично сочетал в себе талант режиссера и организатора театрального дела.

Тенгизу Александровичу принадлежат гениальные слова: «В театре больше всего надо опасаться фанатизма, ибо фанатизм глядит мимо людей на некую неведомую цель. Главное в театре не утрачивать Человеческого и художественного достоинства. Театр – о Человеке, через Человека, во имя Человека!», – нельзя с этим не согласиться.

6

Тенгиз Александрович в 2006–2008 гг. жил в Москве. Ушел из жизни 15 октября 2008 года. Но южноуральцы продолжают помнить выдающегося режиссера, крупного художника, настоящего человека театра.

25 декабря 2009 года в Доме актера г. Челябинска был проведен вечер памяти Т. А. Махарадзе.

5 октября 2010 года в Челябинске на фасаде дома, в котором с 1985 по 2006 гг. жил Тенгиз Александрович (ул. Коммуны, 69), была установлена мемориальная доска, авторами которой являются архитектор Александр Кудрявцев и художник Сергей Черкашин.

7

В мае 2011 года на берегу реки Уфалейка, в центре города Верхний Уфалей по инициативе актеров муниципального театра «Вымысел» появился театральный сиреневый сад имени заслуженного деятеля искусств РСФСР Т. А. Махарадзе.

Каким Тенгиз Александрович был человеком в жизни? «В общении Тенгиз Александрович был интеллигентен и аристократичен, галантен и внимателен, учтив и спокоен. Всегда был открыт для диалога, умел воспринимать и понимать иное мнение, принимать иную позицию, сохраняя при этом чувство собственного достоинства и свои принципы. Мы уверены, что и сегодня Тенгиз Александрович был бы востребован в современном театре, продолжал бы поиски, оставаясь верным художественным традициям русского психологического театра», – так отвечает на вопрос Сергей Сергеевич Загребин – историк и культуролог, профессор кафедры философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ).

Театральные работы Т.А. Махарадзе:
«Синяя ворона» Р. Погодина (1967)
«Город на заре» А. Арбузова (1968)
«Тили-тили тесто» Р. Каца (1968)
«Глоток свободы» Б. Окуджавы (1969)
«Обыкновенная история» по И. Гончарову (1969)
«В поисках радости» В. Розова (1969)
«Чинчрака» Г. Нахуцришвили (1969)
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен (1970)
«Обратный адрес» А. Алексина (1970)
«Трень-брень» Р. Погодина (1971)
«Ущелье крылатых коней» К. Скворцова (1971)
«Если бы небо было зеркалом» Н. Думбадзе (1972)
«Гроза» А. Островского (1972)
«Легенда о Ричарде Тишкове» Л. Жуховицкого (1974)
«Остановите Малахова» В. Аграновского (1977)
«Бей барабан» А. Хмелика (1978)
«Сто фантазий» Ю. Мориц (1979)
«Революционный этюд» М. Шатрова (1979)
«Горе от ума» А. Грибоедова (1980)
«Подробности жизни» П. Нилина (с Е. Фалевич, 1980)
«Аленький цветочек» по С. Аксакову (1981)
«Ментуш» К. Скворцова (1982)
«Трубачи и трубочисты» В. Чепурина (с Н. Косенковаой, 1982)
«Чинарский манифест» А. Чхаидзе (1983)
«Журавлиные перья» Д. Киносита (1983)
«Минькино детство» по М. Шолохову (1984)
«И в шутку и всерьез» А. Чехова (1985)
«Король-Олень» К. Гоцци (1985)
«Легенда о Чудях» К. Скворцова (1986)
«Музыкальный момент» А. Александрова (1986)
«Овраг» А. и Л. Чутко (1987)
«Золушка» Т. Габбе (1989)
«Куриные головы» Д. Шпиро (1990)
«Кровавая свадьба» Ф.-Г. Лорки (1991)
«С любовью не шутят» П. Кальдерона (1991)
«Елена Премудрая» М. Бартенева (1991)
«Испанцы» М. Лермонтова (1992)
«Водевили» А. Чехова по водевилям «Предложение», «Медведь» (1992)
«Путешествие эфиопа из Иерусалима в Газу» Л. Улицкой (1992)
«Приключения Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла (1993)
«Про Иванушку-дурачка» М. Бартенева (1994)
«Дюймовочка» по Г-Х. Андерсену (1996)
«Трактирщица» К. Гольдони (1996)
«Поллианна» Э. Портер (1997)
«Любовь Дона Перлимплина» Ф.Г. Лорки (1997)

Список рекомендуемых источников:

  1. Антонова, Н. Интервью о Махарадзе. Часть 5. Наталья Антонова / Н. Антонова // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletant74.livejournal.com/12897.html (дата обращения: 13.12.2022).
  2. Вечер памяти Тенгиза Махарадзе // Вечерний Челябинск : [сайт]. – 2099. – 25 декабря. – URL: https://vecherka.su/articles/society/37999/ (дата обращения: 16.11.2022).
  3. Воронцова, Н. Быть необходимым театру и зрителю / Н. Воронцова // Вечерний Челябинск. – 1986. – 28 февраля.
  4. Гачечиладзе, Т. Интервью о Махарадзе. Часть 11. Тамаз Гачечиладзе / Т. Гачечиладзе // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletant74.livejournal.com/15471.html (дата обращения: 13.12.2022).
  5. Дышаленкова, Р. Театральный этюд о Роке и Благодати / Р. Дышаленкова // Автограф. Челябинск-Арт. – 1998. – № 2. – С. 27-28.
  6. Загребин, С. С. О Махарадзе. Часть 4. Загребины / С. С. Загребин // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletantlivejournal.com/12781.html (дата обращения: 15.11.2022).
  7. Зотова, Е. Тенгиз Махарадзе: «Сначала ты должен думать об энергии смысла» / Е. Зотова // Автограф. Челябинск-Арт. – 1998. – № 2. – С. 24-26.
  8. Калужских, Е. В. Махарадзе Тенгиз Александрович / Е. В. Калужских // Челябинская государственная академия культуры и искусств : энциклопедия / главный редактор и составитель Н. В. Овчинникова. – Челябинск, 2012. – С. 358.
  9. Махарадзе, Т. А. Быть блаженным – редкое качество: [беседа с режиссёром Челябинского театра для детей и молодежи / вела К. Максимова] / Т. А. Махарадзе // Челябинский рабочий. – 1994. – 1 апреля.
  10. Махарадзе, Т. А. Соразмерность – как обретение гармонии : [беседа с главным режиссером Челябинского театра для детей и молодежи Т. Махарадзе ; вел А. Урбанович] / Т. А. Махарадзе // Челябинск. – 1997. – № 12. – С. 45.
  11. Махарадзе, Т. А. Сто одиннадцать его спектаклей: [беседа с заслуженным деятелем искусств РСФСР, Т. Махарадзе ; вела И. Моргулес] / Т. А. Махарадзе // Южноуральская панорама. – 2001. – 27 марта.
  12. Миневцев, И. Интервью о Махарадзе. Часть 12. Иван Миневцев / И. Миневцев / LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletant74.livejournal.com/15748.html (дата обращения: 13.12.2022).
  13. Михайлова, А. А. Тенгиз Александрович Махарадзе: современник и наставник молодых : (творческий портрет) / А. А. Михайлова, Н. А. Дудченко // Культурные инициативы : материалы 51 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей (Челябинск, 4 апреля 2019 г.) / составитель и научный редактор: Ю. В. Гушул. – 2019. – С. 90-92.
  14. Олиферчук, В. Вечер памяти Тенгиза Махарадзе / В. Олиферчук // Вечерний Челябинск. – 2009. – 25 декабря.
  15. Памяти режиссёра: [в Челябинске открыта мемориальная доска в честь театрального режиссера, основателя театра юных зрителей и педагога Т. А. Махарадзе] // Южноуральская панорама. – 2010. – 5 октября. – С. 4.
  16. Памятные доски в Центральном районе города Челябинска : путеводитель / составители : Е. Ф. Зинченко [и др.] ; под редакцией В. Б. Феркеля. – Челябинск: [б. и.], 2015. – С. 89.
  17. Программа «Рампа» с Тенгизом Махарадзе. 1997 год : [видеоролик] // YouTube : [видеохостинг]. – URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=1mGc7m6SSq0 (дата обращения: 16.11.2022).
  18. Синецкая, Т. М. Махарадзе Тенгиз Александрович / Т. М. Синецкая // Челябинск: энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С. 505.
  19. Синецкая, Т. М. Махарадзе Тенгиз Александрович / Т. М. Синецкая // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 4 / редколегия и главный редактор: К. Н. Бочкарев [и др.]. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – С. 166. – URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?id=1407&what=card (дата обращения: 15.11.2022).
  20. Согрин, А. Интервью о Махарадзе. Часть 7. Алексей Согрин / А. Согрин // Diletant74 : [сайт]. – URL: https://vk.com/@diletant74-intervu-o-maharadze-chast-sedmaya-aleksei-sogrin?t2fs=5ce65cb17778242f45_3 (дата обращения: 13.12.2022).
  21. Спешков, В. Интервью о Тенгизе Махарадзе. Часть 1. Владимир Спешков / В. Спешков // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletantlivejournal.com/11399.html (дата обращения: 15.11.2022).
  22. Сычев, Ю. Д. Махарадзе Тенгиз Александрович (1937-2008), режиссёр: 80 лет со дня рождения / Ю. Д. Сычев // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2017 / Челябинская областная универсальная научная библиотека, отдел краеведения ; составители: И. Н. Пережогина, Р. Р. Хайретдинова. – Челябинск, 2017. – С. 327-331.
  23. Телякова, О. Интервью о Махарадзе. Часть 8. Ольга Телякова / О. Телякова // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletantlivejournal.com/14625.html (дата обращения: 13.12.2022).
  24. Тенгиз Махарадзе // kino-teatr.ru : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/388038/bio/ (дата обращения: 15.11.2022).
  25. Тенгиз Махарадзе: Все должно происходить естественно и само собой : [беседа с художественным руководителем театра «Вымысел», заслуж. деятелем искусств РСФСР Т. А. Махарадзе / записала С. Шляпникова] // Челябинский глобус : [сайт]. – URL: http://www.chelglobus.ru/theatres/vymysel/roof1.html (дата обращения: 15.11.2022).
  26. Тенгиз Махарадзе: «Сначала ты должен думать об энергии смысла»: [беседа с режиссёром Челябинского театра для детей и молодежи / вела Е. Зотова] // Автограф. Челябинск-АРТ. – 1998. – № 2. – С. 24-26.
  27. Тенгиз Александрович Махарадзе: современник и наставник молодых (творческий портрет). Часть 1 // Картинки Вернисаж : [сайт]. – URL: https://kartinki-vernisazh.ru/blog/tengiz_aleksandrovich_makharadze_sovremenniu_i_nastavnik_molodykh_tvorcheskij_portret_chast_1/2019-07-07-296?ysclid=laazoa1hoo256345597 (дата обращения: 15.11.2022).
  28. Точилкина, А. Интервью о Махарадзе. Часть 10. Алла Точилкина // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletantlivejournal.com/15316.html (дата обращения: 13.12.2022).
  29. Филонов, В. Интервью о Махарадзе. Часть 6. Владимир Филонов / В. Филонов // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletant74.livejournal.com/13302.html?utm_source=3userpost (дата обращения: 13.12.2022).
  30. Фоминых, Д. Интервью о Махарадзе. Часть 3. Дмитрий Фоминых. Пост первый. Пост второй / Д. Фоминых // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletant74.livejournal.com/12193.html (дата обращения: 13.12.2022).
  31. Худякова, С. Интервью о Махарадзе. Часть 9. Светлана Худякова / С.Худякова // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletantlivejournal.com/14881.html?utm_source=3userpost (дата обращения: 13.12.2022).
  32. Черев, Б. Интервью о Махарадзе. Часть 2. Борис Черев. Пост первый / Б. Черев // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletant74.livejournal.com/11724.html (дата обращения: 13.12.2022).
  33. Черев, Б. Интервью о Махарадзе. Часть 2. Борис Черев. Пост второй / Б. Черев // LIVEJOURNAL. Diletant74 : [сайт]. – URL: https://diletantlivejournal.com/11992.html (дата обращения: 16.11.2022).
  34. Шишов, К. А. Монологи в «Некрополе» / К. А. Шишов // Сочинения Кирилла Шишова : в 5 т. Т. 5 / К. А. Шишов. – Челябинск, 2007. – С. 153-155.
  35. Шишов, К. А. Уральский идальго с Кавказа. Махарадзе Тенгиз Александрович / К. А. Шишов // Краткий курс истории Фонда культуры и творческие портреты его сподвижников: [к 25-летию ЧООФК] / автор-составитель К. А. Шишов. – Челябинск, 2012. – С. 92-94.

Источники фото:
Автограф. Челябинск-АРТ. – 1998. –  №2 (обложка),
https://diletant74.livejournal.com, http://start-std.ru, https://diletant74.livejournal.com

 

Ольга Ткаченко