Зайнула Нигаматович Латфулин – художник, живописец, монументалист, график, рисовальщик, акварелист, гравер, член Союза художников России (1984), член правления Челябинского отделения Союза художников (ЧОСХ), участник создания творческого объединения «Традиция» (1992), председатель Челябинского отделения Союза художников России (2001).

1

Зайнула Нигаматович Латфулин – мастер, поддерживающий традиции башкирского художественного искусства. Творчество художника самобытно и выразительно. В нем слились традиционные мотивы народного лубка, непосредственность быта, национальная неповторимая самобытность. Картины этничны, наивны, но именно в этом и заключается их прелесть. «Всегда в картинах Зайнулы Нигаматовича ощущаешь чувство меры на национальное, и несмотря на простой быт, чувство изысканности. Как ни удивительно, простые половички и интерьеры маленьких избушек, деревенские шкафчики для посуды с цветочными горшками, занавески на окнах становятся какими-то невиданно изящными атрибутами», – делится своим впечатлением о творчестве художника Галина Семеновна Трифонова, кандидат исторических наук, доцент, член Союза художников России.

2

Зайнула Нигаматович родился 13 мая 1947 года в башкирской деревне Курманово Кунашакского района Челябинской области. Спустя год, семья переехала в Челябинск, но все равно мастер считает себя уроженцем тех мест. Семья состояла из 6 человек, из них четверо детей. Папа Нигамат, бывший фронтовик, работал на шахте, а мама Файхана занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Зайнула учился в школе № 9, в колхозном поселке на окраине города Челябинска. По праздникам в доме собирались многочисленные родственники, пели башкирские и русские песни, отец играл на гармошке, а дети наслаждались теплом душевной атмосферы.

Талант к рисованию у Зайнулы проснулся рано, и он с удовольствием ходил в изостудию Рудольфа Александровича Павлова при Дворце культуры железнодорожников. После окончания школы поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (ЛВХПУ), ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА), на факультет художественной монументалистики. Учился и набирался опыта у известных преподавателей и замечательных художников Глеба Александровича Савинова и Анатолия Алексеевича Казанцева. Слушал лекции Льва Николаевича Гумилева – российского ученого, писателя и переводчика.

Окончив училище, в 1979 году вернулся на Южный Урал, в Челябинск. Галина Трифонова, беря как-то интервью у Зайнулы Нигаматовича поинтересовалась: «Наверное, после такой насыщенной студенческой жизни в Ленинграде не хватало потом этой атмосферы в Челябинске?», но мастер с достоинством ответил: «У меня здесь куча родственников, все мои корни здесь. И это гораздо дороже всего остального».

Сразу после окончания учебы в Мухе (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА)), в восьмидесятых годах, Зайнула Нигаматович Латфулин начал активно принимать участие в областных выставках, позже уже в московских, республиканских и общесоюзных. Заявлял о себе как график, станковый живописец и монументалист. Он привнес в искусство нашего края национальную башкирскую самобытность. Живописец Алексей Михайлович Смирнов называл молодого талантливого художника «башкирским Шагалом».

Творчество Зайнулы Латфулина национально-выразительно. Он создает сложные жанровые полотна, пейзажи и портреты. Будучи блистательным монументалистом и превосходным живописцем, развивает традиции башкирской художественной культуры. Его работы не спутаешь ни с какими другими. Они отражают первородность национальных традиций и обычаев; жизненный уклад башкирских семей и раздумья о судьбах родных и близких. Обращая внимание на форму исполнения произведений художника, мы можем увидеть характерные черты башкирского народа – этничность, неторопливость и напевность. Работы красочны, спокойны и композиционно свободны.

3 4 5

В произведениях мастера часто повторяются одни и те же «герои»: подвижные дети и подростки; девушки и парни в национальных башкирских костюмах; старики и старухи в окружении деревенской утвари, в простой и добротной одежде. Движения неторопливы, как в замедленной киносъемке, словно они совершают веками установленные ритуалы. Особый трепет чувств и человеческое тепло живописец вносит в изображение пожилых людей. С бережной тщательностью выписывает их морщины, неповторимую форму рук и тела. Изображения выразительны, точны, ёмки. Картины уникальны.

Образному мышлению и символизму художника близки фрески, русские иконы, миниатюры Востока и конечно же мозаика. Из особенно значимых для челябинцев работ Зайнулы Нигаматовича Латфулина, как художника-мозаичника, нужно выделить мозаичные панно фасадов: библиотеки башкирской и татарской литературы №15 имени Шайхзада Бабича на ул. Цвиллинга д. 61 в Челябинске (1981), а так же на здании «Объединенного государственного архива Челябинской области» (ГУ ОГАЧО). Южноуральцы, которые редко бывают в выставочных залах или не бывают там совсем, могут полюбоваться ими в любое время и сегодня.

6 7 8 9

К знаменитым работам мастера также относятся: роспись детского клуба в городе Челябинске (1981); монументальная картина в детском оздоровительном лагере имени Гагарина близ города Кыштыма, которая в 1986 году была признана Республиканским экспертным Советом по монументальному искусству в Москве лучшей; мозаика на фасаде школы в поселке Дубровка Челябинской области (1988); роспись «Площадь павших революционеров» в институте повышения квалификации учителей (1987); мозаичное панно в ПТУ-65 (1992) и другие.

В 1992 году Зайнула Латфулин стал одним из организаторов и участников творческого объединения художников «Традиция». По его инициативе было возрождено молодежное объединение и традиционные выставки молодежи при Челябинском отделении Союза художников. И это не случайно. Именно работы Зайнулы Нигаматовича ярко отражают традиции татарского и башкирского народов. Отражают «духовный трепет обыденной жизни простого человека», – так красиво высказываются о творчестве мастера, друзья художника.

Долгие годы Зайнула Латфулин преподавал в Челябинском художественном училище, где воспитал большое количество талантливых учеников. Также увлеченно, как и к творчеству, относился к педагогической деятельности. Обучал студентов не просто базовым основам рисунка, но и живописной культуре и мастерству, всегда придавал большое значение этюдам на пленере, работе с натуры, создавал оригинальные натюрмортные постановки.

Зайнула Нигаматович – участник всесоюзных, республиканских, региональных и областных выставок. Его работы хранятся в музеях изобразительных искусств Екатеринбурга и Челябинска, Магнитогорской и Челябинской картинных галереях, а также в частных галереях зарубежных и российских  ценителей искусства.

«Зайнула Латфулин принадлежит к числу цельных натур, наделенных яркой индивидуальностью и мудростью, – делится своими мыслями председатель Челябинского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Анатолий Костюк. – Творчество такого художника всегда неповторимо».

Литература о нём:

  1. Бондарь, Л. Полагаясь на интуицию... / Л. Бондарь. – Текст : непосредственный // Автограф. Челябинск-Арт. – 2000. – N
  2. В художественном музее Южно-Уральского университета открылась выставка Зайнулы Латфулина // МедиаЗавод : [сайт]. – Текст : электронный. – URL : https://mediazavod.ru/articles/daily/kultura/127321/#gal-3 (дата обращения: 20.04.2022).
  3. Всеобщность категории символа в созидательной творческой практике. Некоторые семантические параллели древнего и современного искусства на примере творчества челябинских художников группы «Традиция». – Текст : непосредственный // Народное искусство Южного Урала : сборник материалов научно-практической конференции (14-16 мая 1997 г.) / Челябинская областная картинная галерея. – Челябинск, 1998. – С. 158-166.
  4. Живопись. Графика: каталог выставки / автор статьи А. В. Шипицын. – Челябинск, 2001. – Текст : непосредственный.
  5. Зайнула Латфулин // Паркер : [сайт]. – Текст : электронный. – URL : https://galleryparker.ru/zajnula-latfulin/ (дата обращения: 20.04.2022).
  6. Зайнула Латфулин: живопись, рисунок, гравюра, монументально-декоративное искусство: каталог выставки / автор-составитель Г. С. Трифонова. – Челябинск, 1992. – Текст : непосредственный.
  7. Зайнула Латфулин в круге первом // 74 ru. Челябинск онлайн : [сайт]. – Текст : электронный. – URL : https://74.ru/text/gorod/2012/10/31/59232861/ (дата обращения: 20.04.2022).
  8. Латфулин Зайнула Нигаматович. – Текст : электронный // Энциклопедия: Челябинск. – URL : http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1129 (дата обращения: 20.04.2022).
  9. Латфуллин Зайнула Нигаматович // Челябинское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» : [сайт]. – Текст : электронный. – URL : http://shrchel.ru/latfullin-zajnula-nigamatovich/ (дата обращения: 20.04.2022).
  10. Латфулин Зайнула Нигаматович [Изоматериал]. – Текст : непосредственный // Челябинская организация Союза художников России : посвящается 60-летию организации / ответственный за выпуск М. А. Комиссаров. – Челябинск, 1996. – С. 40 : цв. ил.
  11. Латфулин Зайнула Нигаматович. – Текст : непосредственный // Челябинская организация Союза художников России : справочник, 1936-1991 / автор-составитель О. А. Кудзоев. – Челябинск, 1996. – С. 147-148
  12. Марецкий, М. В Челябинской библиотеке откроется выставка башкирского Шагала Зайнулы Латфулина / М. Марецкий // Вечерний Челябинск. – 2016. – 12 мая. – Текст : электронный. – URL : https://vecherka.su/articles/news/120119/ (дата обращения: 20.04.2022).
  13. Наследие, которое мы должны сберечь. Такое уже не повторят. – Текст : электронный. – URL : https://zen.yandex.ru/media/chelurban/nasledie-kotoroe-my-doljny-sberech-takoe-uje-ne-povtoriat-5e54c6f4b7ff5817661e79e7 (дата обращения: 20.04.2022).
  14. О жизни и быте татарского народа расскажут картины Зайнулы Латфулина и Алины Муслимовой // URAL PRESS: Информационное агентство : [сайт]. – Текст : электронный. – URL : https://uralpress.ru/news/kultura/o-zhizni-i-byte-tatarskogo-naroda-rasskazhut-kartiny-zaynuly-latfulina-i-aliny (дата обращения: 20.04.2022).
  15. Персональная выставка Зайнулы Латфулина открылась в Челябинске // 74 ru. Челябинск онлайн : [сайт]. – Текст : электронный. – URL : https://74.ru/text/gorod/2012/05/15/59134641/ (дата обращения: 20.04.2022).
  16. Прокопьев, В. Судьба росписи / В. Прокопьев. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 1987. – 5 августа.
  17. Традиция: каталог [первой] выставки картин художественного объединения / автор-составитель Г. С. Трифонова. – Челябинск, 1993. – Текст : непосредственный.
  18. Трифонова, Г. С. Начало поиска / Г. С. Трифонова // Вечерний Челябинск. – 1981. –10 июня. – Текст : непосредственный.
  19. Трифонова, Г. С. Латфулин Зайнула Нигаматович : 50 лет со дня рождения / Г. С. Трифонова. – Текст : непосредственный // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1997 / составитель И. Н. Пережогина. – Челябинск, 1996. – С. 68-70.
  20. Трифонова, Г. С. Мир этот светел. Зайнула Латфулин как духовный пассионарий // Г. С. Трифонова. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 1997. – 20 мая.
  21. Трифонова, Г. С. Челябинская организация Союза художников РСФСР. Монументально-декоративная живопись (буклет) / Г. С. Трифонова. – Челябинск: УКИ. – 1986. – Текст : непосредственный.
  22. Трифонова, Г. С. Челябинское художественное объединение «Традиция» : 5 лет со времени создания / Г. С. Трифонова. – Текст : непосредственный // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1997 / составитель И. Н. Пережогина. – Челябинск, 1996. – С. 114-117.
  23. Хабиров, М. Полотна жизни Южного Урала, от которых становится теплее на душе / М. Хабиров // Вечерний Челябинск. – 2016. – 16 июня. – Текст : электронный. – URL : https://vecherka.su/articles/news/120842/ (дата обращения: 20.04.2022).
  24. Чуносов, А. Выставка в Свердловске / А. Чуносов. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 1987. – 11 ноября.
  25. Шипицын, А. Ощущение памяти / А. Шипицын. – Текст : непосредственный // Челябинск. – 2000. – N 12. – С. 42-45.
  26. Шипицын, А. Пять поворотов ключа / А. Шипицын. – Текст : непосредственный // Челябинск. – 1998. – N 1. – С. 45-47.

 

Источники фото:
фото 1 http://www.book-chel.ru
фото 2, 3, 4, 5 https://74.ru
фото 6, 7, 8 https://chelchel-ru.livejournal.com
фото: 9 https://archive74.ru

 

Ольга Ткаченко