Анатолий Ошерович Кролл – российский джазовый дирижер, композитор, пианист, аранжировщик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), народный артист Российской Федерации (1998).
Анатолий Кролл родился 20 апреля 1943 года в Челябинске, куда его семья была эвакуирована из Харькова. Отец – Ошер Лейбович Кролл (1898-1964), мама – Фаина Павловна Ческина (1904-1959), старшие братья – Владимир (1929 г.р.) и Павел (1935 г.р.). Несмотря на бедную жизнь в ветхом бараке в поселке Песчаный, где кроме них жили еще несколько семей, у них было пианино: его старший брат Владимир еще на Украине начал заниматься музыкой, а родители очень хотели, чтобы он стал музыкантом. Однако Владимира больше тянуло к технике, зато у Анатолия очень рано проявились выдающиеся музыкальные способности. В четырехлетнем возрасте он уже начал извлекать первые звуки из инструмента. «Сначала были "буквы", потом музыкальные "слоги", потом музыкальные "слова", а потом я уже начал извлекать какие-то музыкальные "предложения". Это был совершенно неосознанный процесс. Я просто иногда подслушивал то, что играл мой старший брат…», – вспоминает Анатолий Ошерович.
Слушая радио, мальчишка с легкостью запоминал услышанные мелодии и затем воспроизводил их на пианино, чем вызывал у окружающих большой восторг. «Абсолютный слух позволял мне безошибочно определять не только звучавшую ноту, но и любое их сочетание, в каком бы безумном порядке они ни звучали. В 6-7 лет уже играл целые отрывки из оперетт Кальмана, которые обожала моя мама. А затем увлекся музыкой Александра Наумовича Цфасмана, часто звучавшего тогда по радио». Молва о талантливом молодом музыканте поползла по Челябинску. Анатолия, по его словам, стали «демонстрировать как некий уникальный "экспонат"». К девяти годам освоил аккордеон и стал героем парков и скверов. Его начали приглашать в различные молодежные компании и показывать всевозможным эстрадникам-гастролерам.
Анатолий Кролл (слева) на аккордеоне в школьном ансамбле, 1950-е гг.
В Челябинске Анатолий учился в музыкальной школе по классу фортепиано под руководством замечательного педагога – Миры Лазаревны Герчиковой.
Позже поступил и окончил Челябинское музыкальное училище им. П. И. Чайковского (1956-1959) (ныне Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского) также по классу фортепиано. Затем с отличием, экстерном – академию имени Гнесиных.
Профессиональную деятельность Анатолий Ошерович начал рано. Вот что он рассказал журналисту издания «Модная классика» Лидии Фёдоровне Садчиковой: «В 14 лет началась моя трудовая деятельность в оркестре Николая Архипова при кинотеатре имени Пушкина. Челябинские старожилы, наверное, помнят, что в 50-е годы между сеансами оркестр развлекал публику перед началом фильма. Я играл на аккордеоне вместе с легендарным контрабасистом Роликом Гериком и барабанщиком Юрием Фишером. Нам пришлось преодолеть много препятствий, чтобы доказать: джаз – не буржуазная музыка, как считали советские идеологи. Это общечеловеческая ценность».
Работал в качестве пианиста и руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской (1959), а затем Ульяновской (1960) филармониях. Первая слава пришла в неполные 18 лет, стал самым молодым в то время дирижером – музыкальным руководителем Государственного Эстрадного Оркестра Узбекистана (1960-1962). С оркестром и его популярными в то время солистами Батыром и Луизой Закировыми состоялись первые записи грампластинок.
В 1963 году А. Кролл возглавил созданный им при Тульской филармонии молодёжный джаз-оркестр, который существовал семь лет. Он притягивал к себе джазменов и любителей джаза со всего Советского Союза. Гастрольные выступления проходили при аншлагах. В разное время в биг-бэнде А. Кролла работали такие музыканты, как: саксофонисты А. Пищиков, Р. Кунсман, С. Григорьев, А. Бирюков; трубач В. Гусейнов, барабанщики А. Симоновский, Ю. Генбачев и И. Юрченко; контрабасист С. Мартынов, И. Кантюков; тромбонисты А. Шабашов и В. Бударин; пианист В. Девяткин и др.; вокалисты В. Пономарева, В. Макаров, М. Журавлева и многие российские джаз-звезды 1960-1990-х годов.
В 1967 году на Первом Международном джазовом фестивале «Таллин-67» обратил на себя внимание квартет Анатолия Кролла, где он сам блистательно выступил в качестве солиста-пианиста. Этот яркий джазовый ансамбль получил сразу несколько лауреатских наград: А. Кролл – как лучший пианист, А. Пищиков – как лучший саксофонист, а в целом квартет – как лучший джаз-ансамбль. Выступление было показано по Центральному телевидению Таллина и в дальнейшем записано на грампластинку. Оркестр А. Кролла Тульской филармонии начали называть «джазовым университетом», в который мечтали попасть певцы и музыканты со всей страны.
В 1971 году Анатолий Кролл был приглашен в Москву в «Росконцерт». Собрал большой эстрадный оркестр «Современник», переименованный позже в «Московский концертный оркестр», а потом и в «Полифоник бэнд».
Оркестр стал одним из самых значимых и популярных эстрадных коллективов СССР и проработал в «Росконцерте» около 20 лет. Записал множество грампластинок инструментальной и вокальной музыки с отечественными и зарубежными исполнителями.
В нем проходило становление таких исполнителей, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Леонид Серебренников, Наталия Капустина и более пяти лет формировалась творческая биография одной из ярчайших исполнительниц песни и джаза – Ларисы Долиной. Невыездной прежде коллектив постепенно получил возможность гастролировать за рубежом – в Болгарии, Польше, дважды в Чехословакии, Германии, Франции, Индии и т. д. Стал участником больших международных концертных программ: «Мелодии друзей», Фестиваль искусств в Индии, Фестиваль советской песни в Зеленой Гуре, Джазовый фестиваль в Праге.
Анатолий Кролл – автор музыки к фильмам кинорежиссёра Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1982), «Зимний вечер в Гаграх» (1984), «Сны» (1993), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений» (1997), а также к кинофильму «Простодушный» (1992) режиссера Евгения Гинзбурга, «Барханов и его телохранитель» (1996) и «Артист и мастер изображения» (2000) режиссера В. Лонского и др.
Анатолий Кролл в фильме «Мы из джаза»
Во всех работах А. О. Кролла в кинематографе обязательно участвовал и его оркестр, записывая музыку, а также часто снимаясь в них. О своей работе в кино маэстро говорит так: «К большинству картин Шахназарова я писал музыку после того, как фильм был снят. Я уже мог видеть, что сделал режиссер, как сыграли актеры. Если бы я писал музыку только на основе прочитанного сценария, у меня появлялся бы свой склад образов, не совпадающий с тем, что сделали реальные исполнители, режиссер, операторы. Для сочинения полноценной "музыкальной одежды" композитор должен увидеть картину хотя бы вчерне собранной. Понять – что хотел сказать режиссер и какие моменты можно усилить с помощью музыки».
Кино подарило Анатолию Ошеровичу много встреч с потрясающими актерами: Арменом Джигарханяном, Зиновием Гердтом, Олегом Басилашвили, певицей Ларисой Долиной и другими.
В 1991 году А. Кролл распустил оркестр и перешёл работать в театр «Темп» Союза театральных деятелей России в качестве художественного руководителя музыкальных программ и фестивалей. Создал инструментальную группу солистов «МКС Биг-Бэнд», названную в честь спонсора и патрона – Международного коммерческого союза. Этот оркестр успешно работал на эстраде с 1992 по 1999 годы. Стал, по мнению музыкальных критиков, лучшим из всех, которые когда-либо возглавлял Анатолий Ошерович. Оркестр практически сразу завоевал передовые позиции в российском джазе, замечательно выступив на Международном джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария, 1994) и получив Сертификат за выдающееся выступление. Провел блистательные гастрольные поездки во Францию (1994), выступив на ведущем телеканале Франции ТФ-I, а также в Швейцарии (1996) в культурной программе всемирного экономического форума в Давосе.
С большим успехом проходили выступления оркестра на международных джазовых фестивалях в Москве (1994-1998), «Блэк Си» в Сочи (1994), в Минске (1995), Оренбурге (1995), Казани (1996), Сибири (1996), Самаре (1997). Постоянными были выступления «МКС Биг-Бэнда» на радио и телевидении. Им было подготовлено и показано множество тематических концертных программ, посвященных великим мастерам мирового джаза.
В 1998 году Анатолию Ошеровичу было присвоено звание народного артиста Российской Федерации.
В 2003 году Анатолий Ошерович Кролл принял приглашение руководства Российской академии музыки имени Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) преподавать в вузе, передавать свой богатейший многолетний опыт молодым джазовым музыкантам. Стал художественным руководителем оркестрового класса на кафедре инструментального джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных и дирижером джазового оркестра «Академик-бэнд».
Запоминающийся дебют «Академик-бэнда» состоялся в 2004 году на крупнейшем Московском международном фестивале «Российские звезды мирового джаза». Он сразу же заявил о себе как об одном из лучших биг-бэндов Москвы и России. В его состав вошли лучшие молодые джазовые музыканты страны, многие из которых уже являлись неоднократными победителями престижных джазовых конкурсов и фестивалей. У оркестра богатый репертуар – от шедевров джазовой классики до современнейших композиций. Он является постоянным и неизменным участником всех крупнейших международных джазовых фестивалей в Москве и других городах России. Часто выступает с сольными концертами на лучших концертных площадках: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Московского международного дома музыки, Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных.
Музыкальная общественность называет детище Анатолия Кролла «оркестром XXI века». «Вспоминаю один ярчайший момент, – делится Анатолий Ошерович, – Я пригласил на мастер-класс в Академию Гнесиных пианиста Херби Хэнкока – номер один мирового джаза. Играл и мой оркестр «Академик-бэнд», даже несколько вещей самого Хэнкока. Его реакция потрясла меня: он встал, поднял руки вверх и призвал зал к овации. Я был по-настоящему счастлив в тот момент…».
Анатолий Кролл и оркестр РАМ им. Гнесиных «Академик-Бэнд»
В 2004 году маэстро открыл еще одну страницу своей многогранной деятельности. Организовал несколько постоянно действующих крупнейших в Москве и России международных джазовых фестивалей и конкурсов, а также создал ряд тематических концертных программ: «Российские звезды мирового джаза»; «Шедевры симфоджаза»; «Польские звезды мирового джаза»; «Джаз Московской осени»; «Карнавалы джаза»; цикл «Российский джаз – великие имена»; фестиваль, «Очарование джаза», посвященный женскому исполнительскому искусству в джазе, и другие.
Особо хочется отметить фестиваль «Все цвета джаза», учрежденный ООН и ЮНЕСКО. Он проходит ежегодно весной во всех мировых джазовых столицах и является крупнейшим джазовым форумом в мире. В фестивале принимают участие все лучшие оркестры, ансамбли и солисты российского джаза. А после проведения очередного фестиваля Анатолий Ошерович получает благодарственные письма ЮНЕСКО за «внимательное отношение к мировой джазовой семье».
Необычайно широкий резонанс приобрел созданный А. О. Кроллом в 2011 году на базе Российской академии музыки имени Гнесиных Международный конкурс молодых джазовых исполнителей «GNESIN-JAZZ», проводимый ежегодно при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Российским музыкальным союзом и Национальным фондом поддержки правообладателей. Этот фестиваль-конкурс целенаправленно посвящён творчеству лучших молодых джазовых исполнителей.
А в марте 2017 года стартовал организованный А. О. Кроллом Международный конкурс молодых джазовых исполнителей в области джазового вокала «Гнесин-Джаз-Голос». В интервью российскому журналу «Джаз.Ру» говорил: «Готов заявить, что я целенаправленно пропагандирую понятие российского джаза! Мы вполне способны воспитывать звёзд мирового джаза. И если не научимся оценивать свои же собственные достижения, то у нас нет будущего».
На протяжении многих лет Анатолий Ошерович в разных городах России проводит проблемные семинары и конференции по вопросам оркестрового искусства, сопровождая их мастер-классами с оркестрами.
Помимо собственных творческих коллективов, активно сотрудничает с лучшими профессиональными джаз-оркестрами Москвы и всей России. А. О. Кролл неоднократно участвовал в создании новых концертных программ с биг-бэндами имени О. Лундстрема, И. Бутмана и другими. Продолжает сотрудничать с Ларисой Долиной, Юрием Антоновым, Олегом Митяевым и другими звездами первой величины.
Является художественным руководителем джазового фестиваля «Какой удивительный мир» (Челябинск). «За много лет существования фестиваля "Какой удивительный мир!" не пропустил ни одного! "Все святые места в моей биографии – в Челябинске. Сюда я всегда приезжаю с уже готовым настроением, наполненный трогательными чувствами», – признаётся маэстро.
Анатолий Ошерович курирует Международный джазовый фестиваль в Ростовской области, является президентом фестиваля экологически чистой музыки «Взлетная полоса» в рамках культурной программы Международного авиасалона «АвиаМАКС» (Москва), а также возглавляет ряд других региональных джазовых проектов. Выходя на сцену, говорит: «Я часто вижу в зале лица, ставшие для меня родными. Выхожу на сцену, и у меня ощущение, что я попадаю в огромную любимую семью».
Имя А. О. Кролла давно уже стало брендом и наилучшей рекомендацией, «знаком качества» для любого музыканта, работавшего когда-либо в оркестрах под его управлением.
11 марта 2014 года А. О. Кролл подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Сегодня А. О. Кролл является доцентом кафедры инструментального джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных; членом Ученого совета Российской академии музыки имени Гнесиных; доктором искусств Международной академии наук (МАН) – Сан-Марино; академиком Российской академии киноискусств «Ника»; почетным профессором Томского государственного университета и Челябинского государственного института культуры.
Преподаёт дисциплины «Джаз-бэнд», «Импровизация», «Оркестровый класс», «Работа с эстрадно-джазовым оркестром/ансамблем», «Чтение с листа».
Член правления Союза московских композиторов (СМК) и председатель творческой секции джазовой музыки СМК; член Союза кинематографистов России (СКР) и член правления Гильдии композиторов СКР; член совета Российского музыкального союза (РМС) и президент Гильдии джазовых исполнителей РМС; член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО; член Комиссии Департамента культуры г. Москвы по премиям города Москвы; член Совета гуманитарной секции Сенаторского клуба Совета Федерации РФ; член президиума правления ЦДРИ; вице-президент Авторского совета РАО, член Конкурсной комиссии народной премии «Светлое прошлое», член Экспертного совета Международного Объединенного Биографического Центра.
Имеет награды:
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989);
- Народный артист Российской Федерации (1998);
- Орден Почёта (2004);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008);
- Медаль ЮНЕСКО «За большой вклад в сотрудничество Российской Федерации с Организацией Объединенных Наций и ЮНЕСКО» (2013);
- Орден Дружбы (2014);
- Серебряный Крест Заслуги Республики Польша (2014);
- Диплом и золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты за большой вклад в культуру и образование (2016);
- Орден Александра Невского (2021).
Дискография:
- Оркестр Современник – дирижёр Анатолий Кролл (Мелодия, 1974);
- А. Кролл, оркестр «Современник» – 1983, «Мы из джаза»;
- МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла – 1996, «В джазе только девушки» (Союз);
- МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла – 1996 «In A Mellow Tone» (Союз);
- МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла – 1996, «Дни вина и роз» (Союз);
- Анатолий Кролл – 2002, «День полнолуния» (Boheme Music).
Организаторская и творческая и деятельность Анатолия Кролла высоко оценена руководством России и города Москвы. В его честь были заложены две именные звезды – памятные знаки из красного гранита на Площадях Звезд в Москве (2003) и Екатеринбурге (2013).
Чем живет и увлекается маэстро сегодня? Классической музыкой и джазом. Любит книги о музыке и музыкантах. Обожает, как и вся его семья, домашних питомцев, собак и кошек.
Анатолий Ошерович – внимательный муж, отец и дедушка. Как он говорит сам: «Я благодарен жизни за то, что она мне подарила бесценное счастье – музыку и мою семью».
На прошлом юбилее на вопросы журналистов отвечал следующее: «В моей джазовой жизни есть всё: исполнительская деятельность, композиторская, продюсерская. И я не собираюсь останавливаться. Мне кажется, нет ничего хуже для человека, когда, проснувшись утром, он понимает, что ему нечем заняться. Самое страшное – когда у человека впереди пустота. Поэтому, если ты достиг чего-то хорошего, нужно стараться это хорошее продолжать».
Пожелаем маэстро творческого вдохновения, долголетия, здоровья и продолжения всего задуманного.
Список рекомендуемых источников:
- Анатолий Кролл // Портал Джаз.ру : [сайт]. – URL: https://www.jazz.ru/pages/kroll/ (дата обращения: 12.04.2023).
- Анатолий Кролл – биография, новости, личная жизнь // Штуки-дрюки : [сайт]. – URL: https://stuki-druki.com/authors/Kroll-Anatoliy.php (дата обращения: 12.04.2023).
- Анатолий Кролл. Благородный рыцарь джаза // Южный Урал. Народная премия «Светлое прошлое» / под патронатом Губернатора Челябинской области ; автор-составитель Наталья Денисова ; авторы идеи Н. Сандаков, О. Митяев. – Челябинск, 2013. – С. 168-175 : фот.
- Анатолий Кролл: «В джазе всё возможно». [народный артист России – о многоликости музыки, отзывчивости публики и вреде самовлюбленности] // Известияiz : [сайт]. – URL: https://iz.ru/736348/natalia-vasileva/anatolii-kroll-v-dzhaze-vse-vozmozhno (дата обращения: 10.04.2023).
- Анатолий Кролл – джазмен и композитор, написавший музыку к фильмам Карена Шахназарова // JAZZ81.1FM : [сайт]. – URL: https://radiojazzfm.ru/news/anatolij-kroll (дата обращения: 12.04.2023).
- Анатолий Кролл – Дюк Эллингтон. Сентиментальное настроение [видеоролик] // Штуки-дрюки : [сайт]. – URL: https://stuki-druki.com/authors/Kroll-Anatoliy.php (дата обращения: 12.04.2023).
- Анатолий Кролл: композитор, бэндлидер, продюсер, пианист, джазмен // Джаз.РУ : [сайт]. – – 20 апр. – URL: https://dzen.ru/media/jazz/anatolii-kroll-kompozitor-bendlider-prodiuser-pianist-djazmen-5cbb02ad0a13b900b4b7a6ce?utm_referer=www.google.com (дата обращения: 12.04.2023).
- Анатолий Кролл: Мы из джаза. «Семья и музыка – это вся моя жизнь» // womanhit : [сайт]. – URL: https://www.womanhit.ru/archive/571520-anatoliy-kroll-myi-iz-dzhaza.html (дата обращения: 12.04.2023).
- Бестужева, А. Маэстро джаза отметил юбилей на родине / А. Бестужева // Вечерний Челябинск. – 2013. – 24 апр. – С. 20.
- Гайнуллин, М. Трое суток джаза... / М. Гайнуллин // Челябинск. – 2003. – № 5. – С. 68-69.
- День рождения Анатолия Кролла // Радио классической музыки «Орфей» : [сайт]. – 2021. – 20 апр. – URL: https://orpheusradio.ru/news/news/8628/den-rozhdeniya-anatoliya-krolla (дата обращения: 12.04.2023).
- Коломейский, И. По главной улице с биг-бендом / И. Коломейский, А. Коломейский // Автограф. Челябинск-арт. – 2003. – № 3 (19). – С. 68-70.
- Кролл, А. О. Анатолий Кролл: «Все святые места в моей биографии – в Челябинске» : [беседа с музыкантом / вела Л. Садчикова] / А. О. Кролл // Модная классика. – 2018. – № 20. – С. 30-33.
- Кролл, А. О. Анатолий Кролл играющий джаз : [беседа с уроженцем г. Челябинска, пианистом, композитором, дирижером, продюсером, народным артистом России в связи с его 70-летием / вела Л. Калугина] / А. О. Кролл // Миссия. – 2013. – Апр. (№ 3). – С. 104-107.
- Кролл Анатолий Ошерович // КИНО-ТЕАТР.РУ : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/23758/bio/ (дата обращения: 12.04.2023).
- Кролл Анатолий Ошерович // Российская академия музыки имени Гнесиных : [сайт]. – URL: https://gnesin-academy.ru/krol-anatolij-osherovich/ (дата обращения: 13.04.2023).
- Кролл Анатолий Ошерович // Международный объединенный биографический центр : [сайт]. – URL: http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/6/606-kroll (дата обращения: 12.04.2023).
- Кролл Анатолий // Филармония. Пермь : [сайт]. – URL: https://filarmonia.online/ispolniteli/krollanatolij.html (дата обращения: 12.04.2023).
- Кролл Анатолий // MEGABOOK : универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия : [сайт]. – URL: https://megabook.ru/article/Кролл Анатолий (дата обращения: 12.04.2023).
- Кульдяев, О. В. Кролл Анатолий Ошерович / О. В. Кульдяев // Челябинск : энциклопедия. – Челябинск, 2001. – С. 434 ; Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 3. – Челябинск, 2008. – С. 511. – URL: http://chel-portal.ru/en-9197 (дата обращения: 2.04.2023).
- Кролл, А. О. Мы говорим КРОЛЛ, подразумеваем «джаз» : [беседа с руководителем джазового оркестра «МКС Биг-Бэнд» / вела Л. Садчикова] / А. О. Кролл // Челябинский рабочий. Интервью XXI века : сборник интервью / под редакцией Б. Н Киршина. – Екатеринбург, 2008. – С. 263-265 : фото.цв. ; Челябинский рабочий. – 2003. – 29 мая.
- Кролл Анатолий Ошерович // Знаменитые земляки – лауреаты народной премии «Светлое прошлое» : биобиблиографическое пособие / Благотворительный Фонд культурных инициатив О. Митяева, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинская областная универсальная научная библиотека ; составители: Л. В. Макарова, Н. В. Козлова. – Челябинск, 2012. – С. 19-22.
- Риккер, Н. Анатолию Кроллу – 75! Юбилей в стиле джаз... / Н. Риккер // Модная классика. – 2018. – № 19. – С. 6-7 : фот. цв.
- Риккер, Н. Г. Джаз в Челябинске : история с продолжением... / Н. Г. Риккер ; Челябинская государственная филармония. – Челябинск : Челябинская государственная филармония ; Белгород : Константа, 2019. – 551, [4] с. : ил., портр.
- Трофимова, М. 20 апреля 1943 родился мэтр отечественного джаза Анатолий Кролл / М. Трофимова // classicalmusicnews : [сайт]. – URL: https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/anatoly-kroll-birthday/ (дата обращения: 12.04.2023).
Источники фото: https://www.classicalmusicnews.ru, https://yuvlatyshev.livejournal.com, https://stuki-druki.com, https://www.jazz.ru, https://www.jazzmap.ru, https://www.ugorizont.ru, из книги Н. Риккер «Джаз в Челябинске»
Ольга Ткаченко