Галина Васильевна Клековкина – артистка балета, актриса Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки, заслуженная артистка РСФСР, руководитель хореографической студии «Вальс» при гимназии № 80 города Челябинска.

1

Галина Васильевна Клековкина родилась 18 апреля 1952 года в Саратове. Танцевать начала рано. После окончания школы поступила в Саратовское хореографическое училище (ныне Саратовский областной колледж искусств). Училась у народной артистки РСФСР Веры Андреевны Дубровиной, русской артистки балета и замечательного педагога.

Окончив училище, в 1970 году Галина Васильевна поступила на работу в Свердловский театр оперы и балета имени А.В. Луначарского (ныне Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), проработала там 5 лет, а затем уже с мужем Александром Сергеевичем Клековкиным переехала в Челябинск и осталась здесь жить.

2

В Челябинске в течение 20 лет Галина Васильевна служила в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. И. Глинки. Принимала участие в фестивалях оперного и балетного искусства: «Молодой балет России» в Москве и «Болдинская осень» в городе Горький (ныне Нижний Новгород).

Галина Васильевна была ведущей актрисой лирического плана Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки с 1975 по 1995 годы. На сцене театра исполняла большое количество ведущих партий в таких спектаклях как: Маша («Щелкунчик» П.И. Чайковский), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковский); Шахерезада («1001 ночь» Ф. Амиров); Жизель («Жизель» А. Адан); Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьев); Фригия («Спартак» А. Хачатурян); Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьев); Анюта («Анюта» В. Гаврилина); Гаянэ («Гаянэ» А Хачатурян); Ева  («Сотворение мира» А. Петров); Катерина («Сказ о каменном цветке» С. Прокофьев); Алиман («Материнское поле» К. М. Молдобасанов); Белоснежка («Маленькая принцесса и семь гномов» Б. Павловский); Никия («Баядерка» Л. Минкус); Лиза («Двенадцать стульев» Г. Гладков); Виолетта («Дама с камелиями» Дж. Верди).

Любимой героиней Галины Васильевны была Жизель. Это «фантастический балет» в двух актах композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли. В основу балета легла древняя славянская легенда о виллисах (фантастических, вечно танцующих существах, в которых превращаются умершие девушки, при жизни любившие танцевать и не испытавшие счастья замужества), пересказанная Генрихом Гейне.

Впервые в афише театра оперы и балета имени М.И. Глинки балет «Жизель» появился в 1960 году. Спектакль ставился несколько раз. В 1976 году, в котором танцевала Галина Васильевна Клековкина, свою версию предложила заслуженный деятель искусств России Ольга Тарасова. Спектакль был поставлен на основе декораций театрального художника Якова Зиновьевича Корсунского. В главных женских партиях также танцевали артистки театра Галина Борейко и Алла Осадчая. Мужские партии исполняли Виктор Дмитриев, Александр Клековкин, Валерий Терентьев, народный артист России Евгений Попов и многие другие. Всего спектакль «Жизель» состоялся 277 раз, и до сих пор является одним из самых популярных и любимых челябинскими зрителями.

3 4

С 1979 года Галина Васильевна много гастролировала. Танцевала на Кипре, в Сирии, Иордании, Испании, Кувейте и Италии. В 1992-93 годах была в Китае.

В биографии Галины Васильевны есть одно очень знаковое событие. Балерина танцевала с гениальным Марисом Лиепа. А в семейном альбоме есть фотография с памятной надписью: «С благодарностью за 2,5 Жизели. Твой Марис Лиепа». Этот автограф великий танцовщик оставил артистке во время своего выступления в Челябинске в 1981 году. «Почему 2,5 Жизели?», – спросила однажны балерину в своем интервью журналист Олеся Горюк. А Галина Васильевна уверенно и откровенно ответила, – «Когда Марис приехал, нас сразу же вызвали на правительственный концерт, где мы станцевали только па-де-де из первого акта. А потом у нас еще было два полноценных спектакля. Конечно, я помню их от первой до последней минуты. Марис в первую очередь актер, но и как партнер он великолепен – крепкий, сильный, уверенный. С ним было очень легко танцевать».

5

Галина Васильевна также вспоминает времена, когда была ведущей балериной в  Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. И. Глинки. В своем амплуа «лирической героини» она танцевала со всеми «принцами», что были в труппе – Мунтагировым, Поповым, Ждановым. «Встреча и работа с каждым из них душевно обогащала», – делится своими воспоминаниями балерина.

У Галины Васильевны крепкая, дружная семья. Муж, Александр Сергеевич Клековкин, в прошлом – ведущий танцор балета (1972-1994), педагог и единомышленник. Сын, Максим Клековкин – ведущий солист «Урал Опера Балет» (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета) с 2009 года. Когда-то мама танцевала Джульетту, теперь ее сын исполняет партию лирического героя – Ромео в балете «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. В составе труппы «Урал Опера Балет» Максим много гастролирует за рубежом и по городам России.

16 июня 1983 года Галине Васильевне было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1994 году на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки состоялся бенефис актрисы.

6

С 1995 года Галина Васильевна работает педагогом дополнительного образования, хореографом по ритмике и классическому танцу в школе № 80 города Челябинска, является руководителем хореографической студии «Вальс». Коллектив, созданный ею на базе этой школы, неоднократно становился лауреатом фестиваля детского творчества «Хрустальная капель», областного конкурса классического танца «Вдохновение» и конкурса «Детство», Межрегионального фестиваля искусств «Путь к звёздам», городского фестиваля-конкурса хореографического творчества «Линия танца» и продолжает под ее руководством принимать участие в ежегодных районных и городских фестивалях.

7

Галина Васильевна гордится тем, что в 2018 году разработала и написала дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности «Хореография. От простого к сложному», которая рассчитана на учащихся от 9 до 17 лет. Уникальность Программы заключается в том, что обучение происходит по системе «От простого к сложному». Основная задача – приобщить обучающихся к классическому танцу, сформировать устойчивый интерес к хореографической деятельности, создать условия для творчества. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Вид занятий прост: кружковые занятия, репетиции, тренинги, беседы, конкурсы, игры-упражнения и, конечно, концерты. Программа создана на основе изучения опыта профессиональных преподавателей классического танца при Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М.И. Глинки.

Галина Васильевна и сегодня не стоит на месте, воспитывает подростающее поколение, приобщает детей к творчеству и прививает любовь к балетному искусству.

Произведения Г.В. Клековкиной:

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография. От простого к сложному»: возраст обучения 9-17 лет: Автор-составитель, педагог дополнительного образования Клековкина Г.В. – Челябинск, 2018. – Текст : электронный. – URL : http://gimn80.ucoz.ru/2019/programmydo/khoreografija-ot_prostogo_k_slozhnomu.pdf (дата обращения: 5.04.2022).

Литература о ней:

  1. Антонова, К. Балетная труппа Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки : Портретная галерея : [к 40-летию челябинского балета] / К. Антонова. – Текст : непосредственный // Балет. – 1997. – апрель-май. – №2] (89). – С.14-18.
  2. Горюк, О. Две с половиной Жизели / О. Горюк. – Текст : электронный // Миссия.– 2007. – апрель. – URL : https://missiya.info/articles/18593 (дата обращения: 5.04.2022).
  3. Журавлева, О. Открытие / О. Журавлева. – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – 1980. – 26 декабря.
  4. Журавлева, О. Трудный путь к удачному дебюту / О. Журавлева. – Текст : непосредственный // Советская культура. – 1983. – 17 февраля.
  5. Иванова, Д. Дебют балерины / Д. Иванова. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 1977. – 20 марта.
  6. Клековкина Галина Васильевна. – Текст : электронный. – URL : https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/377137/bio (дата обращения: 5.04.2022).
  7. Клековкина Галина Васильевна. – Текст : электронный // Энциклопедия: Челябинск. – URL : http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=648 (дата обращения: 5.04.2022).
  8. Клековкина Галина Васильевна. – Текст : электронный // Русский балет. Онлайн энциклопедия. – URL : https://www.pro-ballet.ru/html/k/klekovkina.html (дата обращения: 5.04.2022).
  9. Клековкина Галина Васильевна. – Текст : непосредственный // Челябинск: энциклопедия. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С. 380.
  10. Луканина, Л. Кувейт, Сирия, Иордания… / Л. Луканина. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 1978. – 22 августа.
  11. Терпсихора: в мире «земном» и мире «небесном». – Текст : непосредственный // Антонова, К. Ложа бенуар N 2 / К. Антонова. – Челябинск, 2008. – С. 97-98.
  12. Яровикова, И. Бенефис! / И. Яровикова: [бенефис солистки балета Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки – Г. Клековкиной]. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 1994. – 28 апреля.

 

Источники фото:
фото 1 http://gimn80.ucoz.ru
фото 2 http://www.book-chel.ru
фото 3, 6 https://missiya.info
фото 4, 5 http://www.chelopera.ru

 

Ольга Ткаченко