1

«Я выбрал дорогу и иду по ней всю жизнь», –
Владимир Караковский, советский и российский педагог

Владимир Абрамович Караковский – советский и российский педагог, автор педагогической системы, директор школы № 1 в Челябинске. Доктор педагогических наук (1989), заслуженный учитель школы РСФСР (1971), народный учитель СССР (1991), член-корреспондент РАО (1990), председатель Всесоюзного совета по народному образованию (1988-91), почетный доктор ЧГПУ (1996), лауреат премии им. Ленинского комсомола (1987), лауреат народной премии «Светлое прошлое» (2005). В.А. Караковский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. (2003).

Владимир Абрамович Караковский (1932-2015) родился в Свердловске 14 февраля 1932 года. Мать умерла при родах, и так случилось, что его приёмными родителями стали учителя – Роза Петровна Караковская и Абрам Залманович Караковский.

После школы Владимир избрал трудную профессию педагога. Поступал в Свердловский институт, но не прошёл как сын «врага народа» (в 1937 году Абрам Караковский был арестован по ложному доносу: его обвинили в подготовке покушения на Иосифа Сталина. Краковский старший взял вину на себя, чтобы спасти жену и приемного сына). Роза Петровна уговорила ректора Челябинского пединститута принять Владимира на учёбу.

2

С 1953 года, после окончания пединститута, Владимир работал в школах Челябинска – сначала учителем литературы и русского языка в школе № 48, в которой учился сам. «Школа, где прошли десять ученических лет, где еще трудились мои любимые учителя, где я помнил каждую ступеньку; «красный» диплом и на «отлично» проведенная педпрактика; немалый опыт работы с людьми — все вселяло уверенность, обнадеживало… Мою учительскую судьбу решили мои прежние учителя: они поддержали, не дали разочароваться в профессии, научили первым педагогическим премудростям».

Первые дни в школе Влдаимир Абрамович описывал в книге «Без звонка на перемену».

«Мне дали 6-ж класс, 38 детей. 18 из них были второгодниками… Я продержался только 20 минут нормально. На 21-й начал орать. Они, мерзавцы, не признавали меня за человека, демонстрировали полное пренебрежение... Они ходили по классу, громко разговаривая, сморкаясь, поворачивались ко мне спиной…. В первую неделю я понял, что из меня не будет педагога, и разочаровавшись в жизни заодно с профессией, подал заявление на увольнение. Завуч Августа Павловна приняла заявление, но попросила потерпеть полугодие пока не выйдет учительница из декрета.

Я вернулся в класс и сказал: «Пацаны, дайте мне возможность объяснить материал… А если останется время, я вам сказку почитаю». Они мне говорят: «Ладно, давай, только короче». Я быстренько пробормотал материал, потом открыл книгу «Конек-горбунок» Ершова. И когда я запел этот текст, в классе установилась такая тишина, что мне стало страшновато. Метаморфоза произошла с моими пацанами. Передо мной сидели не хулиганы, а нетронутые воспитанием ребятишки, которые не знали такой прелести, как сказки в стихах. Они были совершенно потрясены. Когда кончился урок, я сложил свои манатки и двинулся к дверям. Но туда же бросился парень, закрыл двери на швабру изнутри и говорит: «Читай!». В общем, меня спасли из плена учителя, идущие на смену. На следующий день прихожу, дети говорят опять: «Читай!». Я растянул эту сказку на 18 уроков. И понял главное: надо сначала овладеть ребятами, прежде чем преподавать им свой предмет. Надо вызвать у них интерес к учителю, к личности».

После Владимир Абрамович работал завучем в школе № 109, а с 1962 года на протяжении 15 лет был директором школы № 1. За это время он разработал основы своей педагогической методики, педагогики сотрудничества, которые потом применял в московской школе № 825. Создал прекрасный учительский коллектив, стал инициатором коммунарского движения, сделал традиционными собственные для школы праздники: Праздник песни, Праздник чести школы и многие другие традиции. Создал в школе № 1 музей памяти учителей и учеников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

3

А в 1970 году с подачи Караковского перед зданием школы № 1 открыли прекрасный памятник. Его авторами стали скульптор Виктор Петрович Бокарев и архитектор Илья Владимирович Талалай. Строили всей школой. Негласным гимном памяти погибшим во время Великой Отечественной войны учителям и выпускникам «первой школы» стала песня на стихи челябинского поэта Ефима Ховива (отец ученицы школы) и музыку Маргариты Васильевны Илларионовой (учитель музыки), а 19 сентября 1970 года – день открытия памятника – стал датой, в которую вспоминают погибших учителей и выпускников.

4 5

С 1977 года Владимир Абрамович возглавил школу № 825 в Москве. Школа стала педагогической лабораторией, в которой он продолжил создавать и отрабатывать педагогические приемы, вместе с коллективом делясь своим опытом с коллегами по всему миру. Сейчас по методике педагогики сотрудничества и творческого воспитания работают многие школы в нашей стране. Разработки Караковского так же востребованы и продолжают служить на пользу детям.

Что же такое педагогика сотрудничества? Это система приемов воспитания и обучения, основанная на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Идеологом педагогики сотрудничества стал Симон Львович Соловейчик. Он предлагал педагогам перейти от авторитарности к диалогу с учащимися. Основными принципами стали: взаимодействие, сотрудничество, партнёрские отношения, гуманизм, творчество, развитие личности, коллективизм, взаимообогащение. Не «делай как я», а «давай подумаем, как это сделать вместе». Не фиксированный набор знаний, а развитие творческих качеств обучаемого, командный способ решения задач при наличии индивидуального подхода к каждому.

Педагогика сотрудничества при кажущейся легкости и доступности, – на самом деле сложный процесс, непривычный для многих образовательных учреждений.

Владимиру Абрамовичу удавалось оставаться новатором и в условиях жесткого контроля за системой образования, и во время оттепелей. Начиная с 90-х годов прошлого века, педагогика столкнулась с совершенно новым и неожиданным вызовом. Рушились накопленные системой советской педагогики разработки. Возникала абсолютно новая ситуация в воспитании. Но как ни странно, оставались востребованы те принципы, которые были разработаны Караковским ранее. Творчество в воспитании, равенство учителя и обучаемого, демократизм, самоуправление и многие другие.

Начало 2000, Караковский отозвался статьей «Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодежи». Он сумел предвидеть многие процессы, которые через два десятилетия станут актуальны для современного мира.

Караковский писал: «Виртуализация развивается с пугающей скоростью. Нашим детям предстоит осваивать эту новую реальность, а некоторые уже живут в ней. Подавляющее большинство современных педагогов не готовы к встрече с этим явлением. Однако отворачиваться от него, не учитывать и тем более делать вид, что ничего такого не происходит, уже нельзя. Парадокс еще заключается в самой этимологии этого слова: оно происходит от латинского virtus, что в переводе означает «истина».

Он видел три реальности, в которых происходит развитие ребенка.

«Первая – объективная повседневная реальность, которую он изменить не может. Он должен принять её как данность, постараться понять и приспособиться, приноровиться к ней, обрести опыт, который, как известно, – «сын ошибок трудных».

Вторая – субъективная реальность, которую можно на какое-то время создать сообща, по взаимному согласию. В ней реализуются потребности, не реализованные в повседневной жизни.

Третья – виртуальная реальность, созданная новыми технологиями, в которой можно видеть, слышать, двигаться и даже осязать. В этих трёх реальностях так причудливо переплелись вымысел и реальность, мнимость и истинность, что, похоже, мы постепенно подходим к принципиально новому пониманию и ощущению человеческого бытия».

Владимира Абрамовича не стало 3 марта 2015 года.

Сейчас по методике педагогики сотрудничества и творческого воспитания работают многие школы в нашей стране. Разработки Караковского так же востребованы и продолжают служить на пользу детям.

Книги и статьи, выступления на конференциях – интереснейшее наследие педагога, не потеряло своей значимости и сегодня. Значит Караковский жив и продолжает свою работу по воспитанию детей!

Имя Владимира Абрамовича Караковского навсегда останется среди имен педагогов-новаторов нашего времени – Амонашвили, Тубельский, Ильин, Днепров, Шаталов, Караковский.

Семья Владимира Абрамовича Караковского: жена, Инна Алексеевна, преподаватель математики, ангел-хранитель семьи, сын, два внука и внучка, восемь правнуков. Сын – Владимир Владимирович и внук – Алексей Владимирович Караковские также получили педагогическое образование. Владимир Владимирович, по образованию историк, окончил Московский государственный педагогический институт, работал в Юго-Западном округе столицы – начальником отдела по борьбе с организованной преступностью, полковник полиции в отставке. Алексей Владимирович Караковский окончил факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, российский музыкант, поэт, писатель, публицист.

Было время школу № 1 в Челябинске на улице Красной называли «школой Караковского». Челябинцам повезло. Много лет в Челябинске воспитывал детей Владимир Абрамович Караковский – Учитель, Педагог, замечательный Человек.

6

Сочинения Караковского В.А.:

  1. Караковский, В. А. Азбука нравственности : методические рекомендации. [3 класс] // В. А. Караковский // Сельская школа. – 2004. – № 2. – С. 58.
  2. Караковский, В. А. Без звонка на перемену / В. А. Караковский. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1977. – 174, [1] с.
  3. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! : Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общей редакцией Н. Л. Селивановой. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 252, [1] с.
  4. Караковский, В. А. Воспитай гражданина : [записки директора школы № 825 г. Москвы] / В. А. Караковский. – Москва : Московский рабочий, 1987. – 142, [2] с.
  5. Караковский, В. А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. – Москва : НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с. – (Библиотечка журнала «Воспитательная работа в школе»). – URL: http://www.instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/Караковский_В.А._Воспитание_для_всех.pdf (дата обращения: 1.11.2022).
  6. Караковский, В. А. Воспитание эффективно, если оно системно / В. А. Караковский // Воспитательная Система. – 2005.
  7. Караковский, В. А. Воспитательная система обычной школы / В. А. Караковский // Народное образование. – 2001. – № 1. – С. 77.
  8. Караковский, В. А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / В. А. Караковский. – Москва, 1989. – 37 с.
  9. Караковский В. А. Воспитательная система школы : педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. – Москва, 1991.
  10. Караковский, В. А. Грани воспитания : (Раздумья педагога) / В. А. Караковский. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1974. – 129 с.
  11. Караковский, В. А. Директор – учитель – ученик / В. А. Караковский. – Москва : Знание, 1982. – 96 с. : ил. – (Новое в жизни, науке, технике).
  12. Караковский, В. А. Любимые мои ученики : [рассказ директора московской школы-лаборатории № 825] / В. А. Караковский. – Москва : Знание, 1987. – 79,[1] с. : ил. – (Педагогика и психология; 12/1987).
  13. Караковский, В. А. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский // Воспитание школьников. – 1993. – № 3. – С. 2.
  14. Караковский, В. А. Поурочное тематическое планирование курса «Обществознание»/ [11-й класс] // Школьное планирование. – 2003. – № 1. – С. 81.
  15. Караковский, В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива / В. А. Караковский. – Москва : Знание, 1978. – 64 с. – (В помощь лектору. Библиотечка «Опыт педагогического мастерства»).
  16. Караковский, В. А. Система воспитательной работы с коллективом учащихся средней образовательной школы : опыт монографического исследования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / В. А. Караковский. – Москва, 1977. – 198 с. : ил.
  17. Караковский, В. А. Стать человеком : общечеловеческие ценности – основа целостности учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский ; Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа». – Москва : [Б. и.], 1993. – 80 с.
  18. Караковский, В. А. Училище – моя судьба : [записки директора училища] / В. Караковский; перевод с русского Н. Бузин ; послесловие А. Мудрика. – Москва : Прогресс ; София : Нар. просвета, 1990. – 275, [2] с.
  19. Караковский, В. А. Чтобы воспитание было успешным... / В. А. Караковский. – Москва : Знание, 1979. – 95 с. : ил. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 8).
  20. Караковский, В. А. Школьное воспитание как управляемая система / В. А. Караковский // Мир образования. – 1997. – № 1. – С. 79.
  21. Педагогические вершины. Вып. 1 : Владимир Караковский / составители : Л. Каминская, Ю. Каминский. – Москва : Логос. – 2003. – 205, [2] с.
  22. Управление воспитательной системой школы : проблемы и решения / Научный центр современных проблем воспитания, Институт теории образования и педагогики РАО ; Л. В. Алиева , Т. А. Аржакаева, В. И. Аршинов [и др.] ; редколлегия : В. А. Караковский [и др.]. – Москва : Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.
  23. Школа воспитания : 825-й маршрут / под научной редакцией В. А. Караковского, Д. В. Григорьева. – Москва : Педагогическое общество России, 2004. – 415 с.

Литература о нём:

  1. 90 лет со дня рождения Владимира Абрамовича Караковского // Гимназия № 1 : официальный сайт «МБОУ Гимназия № 1 г. Челябинска». – 2022. – 14 февраля. – URL: http://chelschool1.ru/новости/1906/90-лет-со-дня-рождения-владимира-абрамовича-караковского (дата обращения: 1.11.2022).
  2. Адамский, А. И. Караковский Владимир Абрамович / А. И. Адамский // Российская педагогическая энциклопедия. – Москва, 1993. – Т. 1. – URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/11/page31.html (дата обращения: 1.11.2022).
  3. Винокуров, Б. Наш комиссар / Б. Винокуров // Вечерний Челябинск. – 1971. – 30 июля.
  4. Журавлева, С. Учитель – фигура трагическая / С. Журавлева // Челябинский рабочий. – 1992. – 27 октября.
  5. Капитонова, Н. Владимир Караковский. Друг – «Учитель милостью божьей» / Н. Капитонова // «Во!круг книг : [блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотек Челябинска]. – 2022. – 18 июля. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2022/07/blog-post_18.html (дата обращения: 1.11.2022).
  6. Капитонова, Н. Владимир Караковский. Учитель милостью божьей / Н. Капитонова // Миссия. – 2019. – май. – URL: https://missiya.info/articles/12647 (дата обращения: 1.11.2022).
  7. Караковский Владимир Абрамович, советский и российский педагог // Справочник. от Автор24 : [сайт]. – URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/karakovskiy_vladimir_abramovich_sovetskiy_i_rossiyskiy_pedagog/ (дата обращения: 1.11.2022).
  8. Караковский Владимир Абрамович // Знаменитые земляки – лауреаты народной премии «Светлое прошлое» : биобиблиографическое пособие / Благотворительный Фонд культурных инициатив Олега Митяева, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинская областная универсальная научная библиотека ; составители : Л. В. Макарова, Н. В. Козлова. – Челябинск, 2012. – С. 67-70.
  9. Караковский Владимир Абрамович // Музейный вестник / составители : Н. А. Вахрушева, Л. М. Конев ; Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск. – 2000. – № 3. – С. 19-22.
  10. Караковский Владимир Абрамович // Челябинск : энциклопедия. – Челябинск : «Каменный пояс», 2001. – С. 359.
  11. Поляков, С. Д. Владимир Абрамович Караковский : педагогика и личность / С. Д. Поляков // Народное образование. – 2016. – № 6. – С. 139-143 ; CYBERLENINKA : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vladimir-abramovich-karakovskiy-pedagogika-i-lichnost/viewer (дата обращения: 1.11.2022).

Фото с сайтов chelschool1.ru, russiainphoto.ru, missiya.info, easyen.ru

 

Виктор Красуский