Александр Игоревич Березин – актёр, директор театра «Манекен», кандидат технических наук (1986), заслуженный артист РФ (2005).

1

Александр Игоревич Березин родился 30 марта 1958 года в Челябинске, в семье служащих. «Детство прошло хорошо, но быстро», – улыбаясь, вспоминает он.

Александр окончил школу и поступил учиться в Челябинский политехнический институт (ЧПИ) (ныне Южно-Уральском Государственном университете (ЮУрГУ)), на автотракторный факультет, специальность «Динамика и прочность машин». После окончания вуза в 1980 году Александр Игоревич работал преподавателем на кафедре «Сопротивление материалов, динамика и прочность машин» Челябинского политехнического института. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата технических наук, но театр тянул к себе.

С февраля 1976 года одновременно учился и работал в Челябинском политехническом институте, играл в студенческом театре «Манекен», где его мастером и наставником был Анатолий Афанасьевич Морозов – режиссёр, заслуженный работник культуры РСФСР.

2

В интервью журналистам Александр Игоревич рассказывает как любительский театр превращался в профессиональный: от студенческого театра эстрадных миниатюр (СТЭМ) (1963), затем театра студии «Манекен» (1980) – до муниципального профессионального театра «Манекен» (1992) и наконец Центра искусств «Театр+Кино» (2000).

Будучи гостем передачи «Очевидно было» от Гранада TV (12.04.2022) в беседе с директором по информационному развитию медиахолдинга «Гранада Пресс» Андреем Трушниковым и заведующим сектором проектных технологий ЧОУНБ (Челябинская областная универсальная библиотека) Рифатом Абдрашитовым о развитии культурного пространства Челябинского политехнического института, зародившегося весной 1963 года, детально вспоминал и рассказывал, как всё начиналось со студенческого театра эстрадных миниатюр – СТЭМ, который в последующем получил имя «Манекен» и стал лучшим студтеатром в стране.

С ностальгией говорил о том, как под помещение творческого коллектива был выделен подвал на улице Сони Кривой: «Сначала студенты играли на большой сцене тысячного зала ЧПИ, а во дворе главного корпуса института в очень маленьком нежилом двухэтажном доме, на втором этаже устраивали читки, собрания, хранили декорации и костюмы. В этом доме, который называли «курятником», театру были выделены две комнаты, в которые вела металлическая лестница. В них труппа театра «жила», вплоть до того, что в какой-то момент даже пыталась играть там камерные спектакли… Позже было сделано «Великое дело» – построили общежитие №8 и внизу, по плану было предусмотрено прокатное бюро для студентов, а въехали туда Мы – театр «Манекен».

3

Вспоминал, как была создана одна из первых камерных сцен в России вместимостью зала в 100 человек, что особенностью этой сцены стало то, что зритель и актер находились друг от друга в метре, и это способствовало взаимопониманию двух сторон. Уточнял, что постепенно происходили перемены. Несмотря на то, что театр получил звание народного, постановки держались на голом энтузиазме. Это должно было закончиться. Всем нужно было расти...

И вот когда режиссер и основатель театра Анатолий Морозов уехал в культурную столицу страны – Санкт-Петербург, произошёл судьбоносный поворот в жизни коллектива театра и Александра Игоревича непосредственно. Новый художественный руководитель театра Юрий Иванович Бобков решил в корне поменять ситуацию: «Я не хочу заниматься самодеятельностью, буду строить профессиональный театр. Возьму с собою любого из вас, кто этого захочет». С этих слов началась перестройка: кто-то уходил, кто-то нервно что-то доказывал, пытаясь оставить все как прежде. Новые спектакли ставились командой в пять человек.

Александр Игоревич в это время преподавал в ВУЗе, защитил диссертацию, но понимал, что душа его всецело принадлежит театру. В 1993 году оставил преподавание и стал директором театра «Манекен».

Шли сложные 90-е годы. Трудно было везде и всем. Директор театра А. И. Березин и художественный руководитель Ю. И. Бобков понимали, что в прежнем помещении оставаться было уже нельзя. Александр Игоревич делился мыслями: «Как бы мы ни любили наш подвальчик, вдруг все почувствовали, что дальше просто физически мы не можем развиваться, не помещались туда. Для нас это стало вопросом жизни и смерти».

Время шло, искали новое помещение. Рассматривали здания детских садов. Но это было как минимум странно... Наконец, в 1995 году руководство города выделило театру «Манекен» новое помещение – кинотеатр им. А. С. Пушкина. Однако это здание мало подходило театру, нужна была серьёзная реконструкция. Не было хозяйственного двора, склада для декораций, гардероба и т. д. Всё нужно было выстраивать заново. Проект помог разработать Евгений Викторович Александров – заслуженный архитектор РСФСР, почётный гражданин Челябинска, а руководство и предприниматели города помогли в строительстве. Спустя пять лет, в 2000 году, театр «Манекен» переехал в помещение кинотеатра. Появился новый Центр искусств «Театр+Кино», который объединил на одной площадке кинотеатр имени А. С. Пушкина и театр «Манекен». Это событие стало значительным шагом на пути к профессиональному росту коллектива театра и Александра Игоревича Березина.

Александр Игоревич обладает тонким чувством юмора. На вопрос журналиста: «Если бы вы были мультяшным героем, то каким?, – ответил так, – Карабас Барабас из мультфильма «Приключения Буратино», имея, видимо, ввиду свою руководящую должность.

Занимаясь решением административно-хозяйственных вопросов огромного творческого коллектива, А. И. Березин параллельно играл в спектаклях, создавал образы, насыщенные особой энергетикой и пластичной выразительностью.

4 5

Вот перечень его театральных работ:

Текущий:
Капулетти («Ромео и Джульетта») (1996)
Черноусый («Беги, Веничка, беги») (1998)
капитан Перелла («Человек, зверь и добродетель») (2000)
Бригелла («Безумный день Труффальдино») (2002)
граф де Гиш («Сирано де Бержерак») (2007)
Живота («Доктор философии») (2008)
капитан Келлер («Сотворившая чудо») (2009)
Старик («Стулья / В хорошую погоду видна Луна») (2016)
Иван Павлович Яичница, экзекутор («Женитьба») (2019)

Архив:
массовка («Театральные комедии») (1976)
массовка («Передай по цепи») (1976)
ипостась поручика («41-й») (1977)
массовка («Две стрелы») (1977)
Андрей («Моя жизнь») (1980)
констебль Уорен («Наш городок») (1984)
Коля-Володя («Перламутровая Зинаида») (1988)
Мак-Грегор («Сердце Мак-Грегора») (1992)
Дон Жуан («Дон Жуан») (1994)
Гендальф («Хоббит») (1995)
Меркуцио («Ромео и Джульетта») (1996)
Медведь («Я тебя съем») (1997)
Степан Иванович («Ю») (1999)
Вальмонт («Опасные связи ») (2000)
Чарльз («Долгое счастливое Рождество») (2000)
Грэг («Сильвия») (2002)
Президент («Коварство и любовь ») (2003)
сэр Тоби («Двенадцатая ночь») (2008)
Граф («Санта-Крус») (2009)
Фамусов («Чацкий-Камчацкий») (2011) Дон Жуан («Дон Жуан»)
Капитан Перелла («Человек, зверь и добродетель»)
Грег («Сильвия»)
Президент фон Вальтер («Коварство и любовь»)
Бригелла, городской голова («Безумный день Труффальдино»)
Чарльз («Долгое счастливое Рождество»)
Стапан Иванович («Ю»)
Черноусый, вдохновенный создатель новой мировоззренческой системы, знаток Маркса и любитель Тургенева («Беги, Веничка, беги»)
Полковник Кинчин, он же Отелло («Мотылек»)
Живота Цвийович («Доктор философии»)
Сэр Тоби Бэлч («Двенадцатая ночь»)
Барон («Санта Крус»)
Капитан Келлер («Сотворившая чудо»)

Лучшими работами Александра Игоревича Березина по мнению публики и театральных критиков считаются роли: Дон Жуана («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера), Кулыгина («Три сестры» А. П. Чехова), Меркуцио («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Коли-Володи («Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина), Джаспера Мак-Грегора («Сердце Мак-Грегора» В. Сарояна), Чарльза («Долгое счастливое Рождество» Т. Уайлдера), Черноусого («Беги, Веничка, беги!» В. В. Ерофеева).

С 1988 по 2000 год А. И. Березин являлся также одним из организаторов проведения международного фестиваля «Театральные опыты» на театральных сценах города Челябинска. «Хозяевам – актерам-бухгалтерам, актерам-начальникам транспортного цеха, актерам-директорам фестиваля, – доставалось: все без исключения «вкалывали» с утра до ночи, однако многолетний опыт позволил избежать досадных неувязок – все работало, как часы, и никто ни разу не услышал хотя бы одной жалобы на организацию работы фестиваля, да и не было причин. А если добавить к этому почти домашнюю заботу, радушие и доброжелательность, то понятно, почему те, кому довелось побывать на фестивале, до сих пор вспоминают его не иначе как: «О, Челябинск!..», – пишет театровед Наталья Мельникова.

В лихие 90-е годы, когда выяснилось, что потребность в таких театральных встречах велика, фестиваль стал традиционным. Раз в два года собирались в Челябинске непохожие друг на друга театры – и студийные, и профессиональные, и даже почти любительские. Их объединяло одно – уход от классики и академизма в эксперимент. Впрочем, слово «эксперимент» (как и слово «авангард») применительно к спектаклям, составлял программу «Театральных опытов», иногда чересчур оригинальных.

6

Сегодня, помимо спектаклей и показа фильмов, в здании центра «Театр+Кино» проходят фестивали, собирающие ценителей искусства. Также работают коллективы, стремящиеся мыслить интересно и оригинально, а Александр Игоревич Березин – опытный, уверенный в себе руководитель, вносит непосредственный вклад в организацию этих мероприятий.

В 2005 году Александру Игоревичу Березину было присвоено звание «Заслуженный артист РФ».

Всегда отмечает, что всё, что происходит в театре, делается в тесном контакте с художественным руководителем театра – Юрием Ивановичем Бобковым. И на вопрос журналиста: «Кому бы Вы поставили памятник на заднем дворе близ Центра искусств «Театр+Кино», где сейчас стоит памятник С. М. Цвиллингу?, – Александр Игоревич ответил, – Если бы это стало возможным, то туда бы мы поместили барельеф сразу нескольким людям, оказавшим влияние на развитие «Манекена», в том числе Геннадию Васильевичу Зайцеву (основатель СТЭМа), Анатолию Афанасьевичу Морозову и Юрию Ивановичу Бобкову».

Чем интересуется Александр Игоревич кроме театра? Какое у него хобби? «Охота и путешествия», – вот его краткий ответ. Эмоциональный, творческий человек не стоит на месте, постоянно совершенствуется и развивается, узнаёт что-то новое, интересное. Продолжает играть в театре и руководить им одновременно. Пожелаем ему творческих успехов на этом поприще.

Список рекомендуемых источников:

Диссертация:

Березин, А. И. Методы ускоренного расчета параметров неупругого циклического деформирования теплонапряженных конструкций : специальность 01.02.06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры» : автореферат диссертации кандидата технических наук / А. И. Березин ; научный руководитель Д. А. Гохфельц ; Министерство высшего и среднего специального образования СССР ; Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола. – Челябинск, 1986. – 19, [1] с.

Литература о нём:

  1. Александр Березин // Манекен : [сайт]. – URL: https://teatrmaneken.ru/akteryi/novyij-akter-2.html (дата обращения: 23.03.2023).
  2. Березин Александр Игоревич // Кино-Театр.ру : [сайт]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/ros/9804/bio/ (дата обращения: 23.03.2023).
  3. Березин Александр Игоревич // Челябинская область : [сайт]. – URL: http://chel-portal.ru/enc/Berezin_Aleksandr_Igorevich (дата обращения: 23.03.2023).
  4. Березин Александр Игоревич // ЮУрГУ. Автотракторный факультет : энциклопедия : [сайт]. – URL: https://encyclopediaat.susu.ru/b/236-berezin-aleksandr-igorevich.html (дата обращения: 23.03.2023).
  5. Березин Александр – актер театра «Манекен» (г. Челябинск) // Президентская библиотека им. Ельцина : [сайт]. – URL: https://www.prlib.ru/item/1276286 (дата обращения: 23.03.2023).
  6. Березин, А. И. «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе» (И. Ильф, Е. Петров) : [беседа с директором, ведущим артистом театра «Манекен» / вела С. Кондюрина] / А. И. Березин // Автограф. Челябинск-АРТ. – 2008. – № 1 (32). – С. 17-20 .
  7. Высокие награды и звания России : [Александр Игоревич Березин получил звание «Заслуженный артист России»] // Культура. – 2005. – 28 июля-3 авг. – С. 5.
  8. Директор театра «Манекен» Александр Березин: «До определенного момента все держалось на энтузиазме» // Полит74 : [сайт]. – URL: https://polit74.ru/culture-i-sport/direktor_teatra_maneken_aleksandr_berezin_do_opredelennogo_momenta_vse_derzhalos_na_entuziazme/ (дата обращения: 23.03.2023).
  9. Загребин, С. С. Березин Александр Игоревич / С. С. Загребин // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск : Каменный пояс, 2001. – С. 88 с. ; Челябинская область: энциклопедия. Т. 1. А-Г. – Челябинск : Каменный пояс, 2008. – С. 371.
  10. Запускаем видеоблог театра «Манекен» // Манекен : [сайт]. – URL: https://teatrmaneken.ru/sobyitiya/zapuskaem-videoblog-teatra-%C2%ABmaneken%C2%BB.html (дата обращения: 23.03.2023).
  11. Моргулес, И. Путь «Манекена»: не расплевались, не разодрались, не разбежались... : два юбилея в одном театре / И. Моргулес // Южноуральская панорама. – 2008. – 27 марта. – С. 10 .
  12. Муниципальное автономное учреждение «Челябинский Центр искусств «Театр + Кино» // Администрация Советского района города Челябинска : официальный сайт. – URL: http://www.sovadm74.ru/uchrezhdeniya-i-vedomstva/kultura (дата обращения: 23.03.2023).
  13. Проект ЧОУНБ «Очевидно было» вспоминает историю легендарного театра «Манекен» // Челябинский государственный институт культуры : [сайт]. – 2022. – 8 апр. – URL: https://chgik.ru/tematika-novosti/kultura-regiona?page=8 (дата обращения: 13.03.2023).
  14. Фёдорова, Л. Из дальних странствий возвратясь… / Л. Фёдорова // Вечерний Челябинск. – 2000. – 14 июля.
  15. Челябинцам рассказали забытые подробности истории театра «Манекен» : [видеоролик] // Челябинск Сегодня : [сайт]. – URL: https://cheltoday.ru/articles/sobytiya/chelyabintsam-rasskazali-zabytye-podrobnosti-o-teatre-maneken/ (дата обращения: 23.03.2023).

Источники фото: http://teatrmaneken.ru, https://www.kino-teatr.ru, https://chel.mk.ru, https://cheltoday.ru.

 

Ольга Ткаченко