Вардкес Айкович Авакян – скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, народный художник Российской Федерации, почётный гражданин Челябинска, автор многих челябинских памятников, посвященных вечному студенту, Игорю Курчатову, Сергею Прокофьеву и Михаилу Глинке.
Представляем фрагмент исследовательской работы «Мой дедушка Вардкес Авакян – почетный гражданин Челябинска» Александра Билянова (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №147 г. Челябинска»), посвященную его дедушке – Вардкесу Авакяну.
Страницы биографии Вардкеса Авакяна
Вардкес Айкович Авакян родился на границе Армении и Азербайджана, но на Урале прожил большую часть жизни. Мастер населил улицы Челябинска великими людьми-глыбами – смелыми героями, задумчивыми гениями и учеными-легендами. Несмотря на солидный возраст – ему исполнилось 90 лет, он до сих пор порой трудится в мастерской. Вардкес Айкович – открытый и честный человек, немногословный и мудрый.
Родился в 1931 году в селе Гемур, располагавшимся в долине, окруженной с трех сторон заснеженными горами, где пробивались родники и минеральные источники. Древний край с изумительной природой, столетиями формировавшийся национальный уклад жизни, популярный мотив армянских сказок, когда женщина наделяется наивысшей добродетелью и являет собой образец совершенства, – все это способствовало развитию художественного вкуса и представлений о ценностях жизни будущего скульптора. Жители деревни пахали землю, выращивали горох, держали коров, коз и овец.
Отец Вардкеса (мой прадед) был уважаемым человеком на селе. На все дела мастер: хороший кузнец, делал для семьи мебель, держал пасеку, косил сено, отличный охотник.
Мама Вардкеса (моя прабабушка) занималась воспитанием детей, знала много пословиц, поговорок и притч. Она пряла пряжу, вязала, из глины лепила горшки и доверяла их обжиг в печи юному Вардкесу.
Как любой ребёнок, он любил мечтать. Сначала мечтал стать конструктором, чтобы его изобретения могли облегчить труд людей.
В школьные годы формировался интерес к творчеству.
С детства приученный к труду, уважительному отношению к предкам, истории, женщине-матери, Вардкес Авакян позже проявил все эти качества в творчестве. Не случайно судьба одарила его сильной и трепетной любовью к скульптурному материалу – мрамору. Эстетика, характер камня органично совпали с природой художника, и это определило круг образов и тем в творчестве Авакяна, его стиль и творческий метод.
Окончил Ереванское художественное училище. С 1956 года живет и работает в Челябинске. Приехав в Челябинск, молодой скульптор получил возможность работать с любимым своим материалом – мрамором, достиг признания и авторитета.
Дедушка активно участвовал на всех выставках. Тема Урала, его люди-труженики входили в круг интересов скульптора. Ему хотелось открыть и понять этот новый для себя край, почувствовать дух уральцев. Здесь создалась крепкая дружная семья и родились дети – Лаура (моя мама), Микаэл, Дмитрий.
Становление скульптора
Вардкес Айкович приехал в Челябинск в 25 лет, сразу после Ереванского художественного училища. Поначалу работал скульптором-бутафором в театре оперы и балета. Начинал с изваяний целинников и работниц, потом воплощал известных академиков, поэтов, композиторов. Самыми личными и важными для мастера оставались женские фигуры из мрамора.
Лирическая сторона дарования скульптора проявилась в теме материнства. Она навеяна воспоминаниями о детстве, о заботливой, трудолюбивой, остроумной маме Гегецик. Это скульптуры «Пирамида» (мрамор), «В пути» (мрамор), «Скорбящая мать» (мрамор).
Музыка, поэзия, горячо любимые моим дедом с детства, стали одной из тем его творчества. Вардкес Авакян говорит: «И хороший скульптор, и зритель не могут не слышать музыку в линиях. Разве когда вы видите работы Микеланджело, вы не слышите мощных мелодий Бетховена?».
Тема музыки в работах Мастера выражается в образах балерин и танцовщиц. Словно распустившийся цветок, балерина раскинула руки-крылья, лежащие на пышной пачке («Балерина»). Одухотворенность, грациозность образа рождается не только благодаря текучим плавным музыкальным линиям силуэта, но подчеркивается контрастом утонченной фигуры девушки и балетной пачки, представляющей собой слегка тронутый блок массивного камня.
Долгие годы Мастер шёл к созданию образа Ф. Шаляпина. Слушал его голос. Монументальна фигура певца в полный рост. Ощущается внутренняя сила. Шаляпин напоминает древнеримского героя.
Интересны интерпретации представителей литературного мира. Из мощного вертикального блока как бы выдвигается сидящая фигура молодого Сергея Есенина.
Дедушка – счастливый человек, потому что он всегда работает над темами, ему интересными. Он свободен, это качество настоящего профессионала.
Желание творчески работать, создавать новые образы давало скульптору величайшее терпение. Он создавал портреты рабочих, металлургов, строителей, шахтёров.
Надолго в памяти деда осталось посещение шахты в Копейске. Спустился вместе с шахтёрами: пространства мало, темно, жутко и нет солнца. Поднявшись из шахты, он испытал великое счастье стоять на земле, задумал работу «Шахтёр и солнце». Она и сейчас находиться в мастерской, время от времени дед возвращается, что-то доделывает, но не торопится с ней расставаться.
Одна из последних работ, представляющая образ металлурга, наблюдающего за льющейся лавой металла, передаёт гордость за результаты своего труда, профессионализм.
Интервью со скульптором и его родными
Вардкес Авакян мечтал о работе над монументальной скульптурой. Мечта воплотилась в его авторских произведениях. Дедушка в начале каждой работы старается понять, кого он изображает и что этот человек оставил после себя.
На сегодняшний день деду 91 год, но он бывает в своей мастерской, которая находится в уютном подвале на улице Коммуны, неподалеку от Алого поля, за дверью, разрисованной ярким граффити.
Мастерская деда больше напоминает музей. Десятки скульптур смотрят на посетителя со всех сторон. Прямо на лестнице встречает уходящий в тишину и безмолвие Бетховен, напротив гения – неоконченная «Свобода», рядом с ней – Рахманинов. Даже не верится, что все эти эмоции, лица, живые изгибы – всего лишь холодный камень.
В ходе нашего исследования мы побеседовали с Мастером и его родными.
Александр: Почему скульптуры получаются как живые?
Мастер: «Все зависит от автора: доброта, честность мастерство. Для каждой работы свой камень (Баландино. Коелга)»
Александр: Какие черты характера помогают стать известным?
Мастер: «Я не стремился стать известным и таковым себя не считаю. Честно работал всю жизнь, без выходных и отдыха, все мысли о работе. До сих пор мучают сны, разные образы. И во сне нет отдыха.»
Александр: Почему в молодости не поехал в Италию, а остался в Челябинске?
Мастер: «В то время Италия была недоступна. Границы были закрыты. А раз не было таких возможностей, не было и таких желаний. Мне была доступна Коелга. Было сложно. Самолюбие не позволяло сдаться. И окружали прекрасные люди»
Александр: Что в профессии скульптора важнее руки или голова?
Мастер: «Я уважаю свои руки. Если что-то не так сделаю в скульптуре, они не виноваты, всё диктует мозг. Важно, чтобы руки подчинялись голове. Наверное, не у всех так»
Александр: А почему Вы не стали скульптором, как Ваш отец?
Лаура Вардкесовна (дочь): Я мечтала стать врачом, им и стала. «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств», – утверждал Гиппократ. Так что можно сказать, что я тоже работник искусства.
Дмитрий Вардкесович (сын): Чтобы создавать образы людей, нужно очень любить людей. Я не стал скульптором, потому что для этого надо иметь и талант, и эту любовь. Имеется в виду не только любовь к внешности человека, но любовь к человеку как к творению Бога, творению природы.
Монументальные памятники Вардкеса Авакяна в г. Челябинске
Памятник Игорю Курчатову открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска.
Игорь Курчатов – создатель советской атомной бомбы. История этого сооружения имеет отношение к истории города. Это должно было увековечить славу великого ученого и показать то, с какой гордостью относятся челябинцы к своему знаменитому земляку. Сооружение вышло грандиозным. Великому человеку– великий памятник!
Памятник С.С. Прокофьеву – это памятник, посвящённый выдающемуся русскому и советскому композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву. Памятник был установлен в 2000 году через дорогу от концертного зала имени Прокофьева. Над фигурой Сергея Прокофьева Вардкес Авакян работал 8 лет, вдохновлялся музыкой композитора.
Композитор изображён сидящим в кресле с открытой нотной тетрадью, лежащей на его левом колене. Кажется, что он глубоко задумался над своим новым произведением. Скульптура Прокофьева установлена на невысоком прямоугольном постаменте из красного гранита.
Памятник врачу появился совсем недавно, в 2005 году, перед зданием медицинской академии. Скульптура носит абстрактный характер и посвящена не какому-то конкретному деятелю медицины, а всем представителям этой благородной профессии. Изображен задумчивый молодой доктор в шапочке.
Символом ЮУрГУ стала скульптура студента авторства В. Авакяна. Но немногие знают, что фигуры сверху здания – Прометей с факелом и Слава – тоже его работы.
В 1994 году перед главным корпусом ЮУрГУ была установлена скульптура «Студент». Обобщенный образ студента – разносторонний человек, который учится и работает (по мнению автора), удался. Студент изображен взрослым, лицо сосредоточенно, на плечо накинул пиджак. Со скульптурой связано поверье многих студентов. Считается, что если потереть свою зачетку, то сессия пройдет удачно. Памятник студенту – старейший памятник в Челябинске, посвященный теме образования. Он установлен на площади перед зданием Южно-Уральского государственного университета.
Фигуры сверху здания – слева – Прометей с факелом, символизирующим огонь знаний, который великий титан несет людям, в данном случае студентам, входящим в университет. Справа – скульптура, изображающая Славу. В руке у нее венок, которым она покрывает головы выпускников вуза и ученых, – лавровый символ признания заслуг. Статуи выглядят очень тяжелыми из-за огромных размеров. Только они не тяжелые, потому что внутри пусто, сделаны из металла, а потому достаточно легкие. Расчет конструкций был выполнен на аэрокосмическом факультете.
Памятник М.И. Глинке в Челябинске установлен в 2004 году, он расположен на Площади Искусств, перед Театром оперы и балета им. Глинки. Открытие приурочено к 200-летию со дня рождения композитора.
Памятная скульптура создана из двух частей и весит 6 тонн. Первая часть являет собой постамент, выполненный из гранита, вторая – сама скульптура, имеющая высоту в 4,5 метра и отлитая из бронзы. Великий композитор изображается в полный рост, одной своей рукой он опирается на огромную тетрадь для нот, второй удерживает гармонь. Выбранный для композиции музыкальный инструмент символизирует связь творчества М. И. Глинки с народной музыкой.
Выразительные и крупные черты лица, уверенная поза, устойчивая монументальная фигура – все это рождает неизгладимое впечатление могущества и талантливости композитора. Симметричность скульптуры, ее параметры и пластичность прекрасно сочетаются с окружающей природой и ландшафтом, создавая особую атмосферу музыки на театральной площади.
Открытие памятника Я.П. Осадчему было приурочено ко Дню металлурга.
Яков Павлович Осадчий был руководителем трубопрокатного завода в Челябинске. Под его руководством это предприятие стало крупнейшим в мире трубным предприятием.
Бронзовый бюст Якова Осадчего, водруженный на гранитный постамент высотой 1,5 метра, появился на площади перед заводоуправлением в 2005 году.