Александр Филиппович Аменд – доктор педагогических наук (1997), профессор, заслуженный учитель школы РСФСР, ректор Челябинского государственного педагогического университета (1994–2000), действительный член Международной академии наук высшей школы, почётный гражданин города Челябинска (1999), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

1 1

Александр Филипович Аменд (1929–2012) родился 16 января 1929 года, в рабочем посёлке Линево Жирновского района Волгоградской области, в семье поволжских немцев. Отец – Филипп Яковлевич (1903–1937) вырос в зажиточной крестьянской семье, много трудился, но в начале 30-х годов прошлого века семью раскулачили и выслали – кого-то в Казахстан, а кого-то в Сибирь. В 1937 году Филиппа Яковлевича репрессировали, и дальнейшая судьба его неизвестна.

Мама – Амалия Андреевна (1906–1983) избежала ссылки. В связи с ее бедняцким происхождением, ей разрешили остаться в родном посёлке. Но жить в доме, принадлежавшем семье мужа, не позволили. Поэтому она с малолетним сыном на руках вынуждена была скитаться по родственникам. В начале Великой Отечественной войны поволжских немцев стали переселять в глубь России. Так Амалия Андреевна с Сашей оказалась сначала в селе Шульгино Тобольского района Тюменской области, а затем – в городе Златоуст Челябинской области. После войны осталась в городе. До выхода на пенсию работала на заводе имени Ленина.

До 1941 года Саша успел окончить только четыре класса сельской школы, с 12 лет работал на лесоповале и колхозных полях. В 1947 году устроился на машиностроительный завод имени Ленина, где трудилась его мама. Там он выучился на стропальщика и токаря, стал рабочим-универсалом. Трудолюбивый и любознательный юноша легко осваивал современную технику, планировал проработать на заводе всю свою жизнь. Обладая организаторскими способностями, возглавлял комсомольскую организацию цеха и занимался редакцией газеты «Молодой инструментальщик». В 23 года стал мастером.

У Александра не было среднего образования, поэтому вечерами он учился в школе рабочей молодежи. Окончив её, решил поступать в филиал Челябинского политехнического института (ныне Южно-Уральский государственный университет) города Златоуста. Но учителя и директор школы, разглядев в парне талант преподавателя, уговорили поступать в Челябинский государственный педагогический институт (ЧГПУ). Конкурс в тот год был огромный – 12 человек на место, но, несмотря на это, Саша успешно сдал экзамены и поступил на факультет иностранных языков.

Во время учебы в ЧГПУ Александр был отличником, принимал активное участие в общественной жизни института. Параллельно работал (1958–1960) воспитателем и учителем немецкого языка в школе-интернате №2. Затем, в связи с назначением его заместителем директора этой школы, перевелся на заочное отделение Свердловского государственного педагогического института, и в 1960 году с отличием его окончил.

По окончании вуза Александра Филипповича назначили директором школы №80 (1960–1962), затем школы-интерната №9 (1962–1965). И везде под его руководством создавались сильные, профессиональные педагогические коллективы. Он делал ремонты в школах, приглашал методистов и учёных из педагогических вузов Челябинска, Магнитогорска, Свердловска (ныне Екатеринбург). Открывал специализированные классы, создавал новаторскую для того времени кабинетную систему обучения. Это позволило сократить продолжительность учебного дня и количество классов, занимающихся во вторую смену, организовать на базе кабинетов работу кружков и факультативов, оптимизировать расписание учителей.

С 1965 по 1969 год А. Ф. Аменд возглавил отдел народного образования Советского района г. Челябинска. С его приходом в учебных заведениях района большое внимание стало уделяться учебно-воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе. Он поддерживал научное общество учащихся, созданное совместно преподавателями ЧГПУ и Дворца пионеров им. Н. К. Крупской. Одобрял техническое и художественное творчество учащихся.

2

С 1969 по 1978 год А. Ф. Аменд был назначен первым заместителем заведующего Челябинским областным отделом народного образования. Совместно с Николаем Сергеевичем Костиным, заведующим Челябинским областным отделом народного образования, был одним из лучших работников в системе народного образования СССР. Опыт работы школ Челябинской области под руководством этого тандема неоднократно одобрялся министерством просвещения, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Александр Филиппович внедрял научно разработанную систему трудового и экономического воспитания и профориентацию в практику работы школ и детских садов Челябинской области. В школах были созданы отличные трудовые мастерские, пришкольные участки, на которых выращивались овощи, фруктовые деревья; вводилось обучение востребованным трудовым профессиям. Много делал для развития физкультуры и спорта в Челябинской области.

3

Александр Филиппович находил время и для занятий научно-исследовательской работой. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию «Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе».

С 1978 по 1994 год Александр Филиппович был первым проректором по учебной работе Челябинского государственного педагогического института (ЧГПИ, ныне Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет). Под его руководством началось обновление материальной базы, устранена разобщенность кафедр и факультетов, отремонтирован актовый зал, спортивные сооружения и аудитории.

4

Большое внимание уделял организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Изучал и внедрял опыт передовых учителей-новаторов. Развивал учебно-воспитательную работу со студентами. Каждый год в вузе вводились новые специальности, осваивались современные методики подготовки специалистов, открывались дисплейные классы и оборудованные по последнему слову техники лингафонные кабинеты.

5

В 1994 году А. Ф. Аменд стал ректором ЧГПИ. На посту ректора ярко проявились его организаторские и управленческие способности. В сложные 90-е годы анализировалась и перестраивалась вся работа института. Были усовершенствованы научно-исследовательская и учебно-воспитательная работа, улучшена учебно-материальная база; возрос авторитет вуза.

В 1995 году вуз прошел государственную аттестацию и аккредитацию и получил статус педагогического университета. Открывались новые факультеты и институты: Институт здоровья и психологии, Институт социального и дополнительного образования (ИСИДО), Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения (РИПОДО), Институт дополнительных творческих педагогических профессий (ИДТПП), типография и другие различные подразделения, например, музейный комплекс ЧГПУ.

6
Торжественное открытие Института здоровья и экологии человека. Ректор ЧГПУ профессор А.Ф. Аменд вручает символический ключ директору института профессору З.И. Тюмасевой

А. Ф. Аменд способствовал открытию новых факультетов и таких специальностей, как «Социальная педагогика», «Информатика», «Психология», «Логопедия», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Технология и предпринимательство» и других. Под его руководством повсеместно были открыты представительства по подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ Челябинской, Тюменской областей и Башкирии. В 3 раза выросло количество студентов.

«Александр Филиппович – человек-глыба, человек-махина. Он давал людям крылья, для него не было невозможных задач. Александр Филиппович стал ректором нашего вуза в 1994 году. Это было очень тяжелое время. Аменд считал, что библиотека – это душа вуза. Он покупал нам компьютеры, оборудовал новые отделы: фонд редкой книги, зал искусств», – вспоминает директор научной библиотеки ЮУрГГПУ Елена Антоновна Краснова.

7

Возглавляемый А. Ф. Амендом университет вошел в число лучших педагогических вузов страны. На его базе регулярно стали проводиться крупные всероссийские научные форумы и конференции. Была создана социально-экономическая модель вуза, которая позволила решить в трудные десятилетия все социально-экономические проблемы. Повысилась квалификация профессорско-преподавательского состава.

Занимаясь административной работой, А. Ф. Аменд никогда не бросал науку. В 1997 году успешно защитил докторскую диссертацию «Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования».

8

Александром Филипповичем была создана научная школа по проблемам экономического образования, где он руководил кандидатскими и докторскими диссертациями по специальностям: «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика профессионального образования». Школа А. Ф. Аменда насчитывает свыше 100 специалистов, успешно защитивших свои диссертации. Число докторов и кандидатов наук среди преподавательского состава в те годы выросло с 43,8 до 61,3%.

9

Александр Филиппович Аменд – автор более 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий, основной темой которых является экономическое образование учащейся молодежи. Он умел прогнозировать и предвидеть необходимость, важность экономического образования и воспитания учащихся.

Еще в 80-х годах XX века, задолго до начала процесса модернизации российского образования, А. Ф. Аменд детально проработал проблему экономического образования и смог предложить конкретные практические пути её решения. Он одним из первых разработал основы непрерывного экономического образования, реализуемого в структуре – «дошкольное учреждение – начальная школа – основная общеобразовательная школа – средняя (полная) школа». Занимался вопросами эколого-экономического образования. Было разработано и издано множество методических рекомендации для директоров школ, методистов и учителей.

Профессор входил в состав редакционных коллегий научных журналов «Современная высшая школа: инновационный аспект» и «Вестник Челябинского государственного педагогического университета».

В 2000 году, оставив пост ректора, Александр Филиппович Аменд возглавил «Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров». Институт первым в России начал давать высшее образование воспитателям-педагогам детских садов. Работая преподавателем кафедры психологии, педагогики и предметной методики, подготовил сотни талантливых учителей.

Последние полтора года своей жизни (2010-2011) Александр Аменд провел в подготовке уникального шеститомного научно-популярного издания «Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества». Это сборник статей ведущих ученых, педагогов, методистов Челябинской области; научно-публицистическое пособие, нацеленное на обеспечение профессиональной подготовки преподавателей высшей школы XXI века.

10

Александр Филиппович Аменд больше всего ценил в людях порядочность. С коллегами и студентами, аспирантами всегда был приветлив. Его жизненное кредо звучало так: «Любить людей, любить свою работу, честно к ней относиться и отдаваться ей полностью». В 1998 году в Челябинске стал победителем конкурса «Человек года» в номинации «Образование».

За огромный вклад и успехи в развитии образования награжден «Орденом Дружбы», «Знак Почёта», шестью медалями и др.

Награды и ордена:

  • Орден «Знак Почёта» (1976);
  • Заслуженный учитель школы РСФСР (1978);
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1984);
  • Отличник народного просвещения СССР (1984);
  • Медаль «Ветеран труда» (1987);
  • Орден Дружбы (1995);
  • Орден Почёта (1998);
  • Почетный работник высшего профессионального образования (1998);
  • Заслуженный работник высшей школы РФ (2004);
  • Медаль К. Д. Ушинского;
  • Медаль ЧГПУ «За трудовые заслуги» I степени;
  • Победитель конкурса «Человек года» в номинации «Образование» (1998);
  • Почётный гражданин Челябинска (1999).

11
А.Ф. Аменд с женой

12
Дети А.Ф Аменда

Александр Филиппович немало сделал для развития образования Челябинской области, но главным достижением всегда считал «…создание прекрасной семьи, воспитание замечательных детей: сына Виктора и дочери Ирины». Супруга, Эльвира Богдановна (1934–2008), была для мужа не только любимой женщиной, хранительницей очага, но и помощником, советчиком во всех делах. Познакомились они в студенческие годы. По окончании вуза Эльвира Богдановна преподавала иностранный язык в школе-интернате №9. Позже получила второе высшее образование и работала дефектологом в детском саду.

«Вспоминаю, как Александр Филиппович разговаривал со своей супругой Эльвирой Богдановной. В его голосе было столько тепла, нежности, любви и ласки. Примечательно то, что они родились 16 января. И не только это их объединяло… Александр Филиппович её оберегал от переживаний, невзгод, постоянно звонил домой с работы. Семья для Александра Филипповича всегда была важной и значимой составляющей жизни», – делится Светлана Сергеевна Демцура – кандидат педагогических наук, выпускница (2004) математического факультета ЧГПУ.

Скончался Александр Филиппович Аменд после продолжительной болезни 18 февраля 2012 года. Похоронен на Успенском кладбище в городе Челябинске.

Воспоминания и теплые слова о ректоре, коллеге, наставнике и друге А.Ф. Аменде:

Нина Афанасьевна Вахрушева – директор музейного комплекса ЮУрГГПУ, педагог, кандидат педагогических наук, выпускница историко-педагогического факультета ЧГПИ 1973 года: «Мы изучали и изучаем опыт педагогов-новаторов: Ильина, Караковского, Никитина, Шаталова, а каким новатором являлся Александр Филиппович, не все знают. Созидатель — его главное качество. Оно проявлялось на всех этапах его деятельности: молодой директор 80-й школы за два года успел сделать пристрой к школе, разместив там мастерские, спортзал и дополнительные классы. В школе-интернате создал детский завод, выпускающий мебель, организовал свиноферму и посадил фруктовый сад на трех гектарах. Когда Александр Филиппович возглавлял Советский районный отдел народного образования, он построил три школы и новые корпуса к ним, около 20 детских садов. В ЧГПУ была построена вставка между главным корпусом и корпусом факультета иностранных языков, первое общежитие было преобразовано в учебный корпус; открыта оранжерея и так далее. Но главным, где бы он ни работал, было создание особого климата, атмосферы творчества и оптимизма. Это человек, которому были интересны и близки заботы студентов и ветеранов, преподавателей и сотрудников, выпускников разных лет».

13

Алексей Богачев – первый проректор ЮУрГГПУ, кандидат педагогических наук, выпускник исторического факультета 1997 года: «Александр Филиппович всегда был и будет образцом настоящего руководителя с большой буквы. Меня всегда поражала его работоспособность. Он первым приходил в вуз, а уходил всегда самым последним. При этом всегда сохранял максимальную доброжелательность и любовь к человеку».

Артем Аркадьевич Саламатов – заместитель проректора по учебной работе ЧелГУ, доктор педагогических наук, профессор, выпускник естественно-технологического факультета ЧГПУ 2001 года: «Александр Филиппович определил наши судьбы – и мою, и других учеников. Он был моим наставником. Он всегда повторял, что нужно успевать жить. И поэтому, если диссертация готова, он делал все возможное, чтобы человек защитился, чтобы подарить ему путевку в жизнь. Так случилось и со мной, в 2003 я уже защитил кандидатскую диссертацию. И своей ранней защитой, и своей карьерой я обязан ему».

Елена Антоновна Краснова – директор научной библиотеки ЮУрГГПУ, кандидат педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования, выпускница факультета иностранных языков 1978 года:

«Казалось, никогда не уставал, всегда был рядом, всегда держал руку на пульсе. Обладал невероятной работоспособностью. Работал по выходным, за все время ректорства ни разу не ходил в отпуск! Он даже в Москву летал так: утром улетит, вечером прилетит. И в Москве успевал все важное сделать, и еще вернуться и тут успеть все, что запланировано»;

«Александр Филиппович – человек огромной души. За что мы все его просто обожали? Он так искренне умел радоваться успехам других. Его любимая фраза: «Я хочу искренне поклониться вам в пояс». Нам этой фразы потом очень сильно не хватало!»;

«Аменд всегда был с нами на равных. В автобусе сидел рядом. Обедал с нами в одной столовой. Не позволял для себя ничего эксклюзивного сообразно своему положению. Он хотел лично знать, чем живет его коллектив, на каких стульях мы сидим. Он улучшал условия сначала нам всем, потом себе. Для него нужды студенчества – всегда была задача номер один. Он платил стипендию абсолютно всем студентам (включая троечников и тех, кто учился на контрактной основе). У него в общежитии студенты платили символическую плату. Студенты его обожали, боготворили, слушались».

«Он был настоящий лорд: всегда элегантный, подтянутый, благоухающий хорошим ароматом мужских духов. Мы равнялись на него. Это был Учитель с большой буквы, образец во всем!»

14 15 16

Светлана Сергеевна Демцура – кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, выпускница математического факультета ЧГПУ 2004 года:

«Прошло много лет, а для многих людей ЧГПУ до сих пор тесно связан и ассоциируется с именем Аменда. Будучи студенткой ЧГПУ, я всегда с замиранием слушала выступления ректора со сцены актового зала и не переставала удивляться его энергичности, масштабности воплощаемых идей. Александр Филиппович жил жизнью вуза, отдавал любимой работе все свои силы без остатка. Все студенты любили его за неподдельный интерес к их жизни. Каждое утро ректор лично встречал и приветствовал коллектив вуза».

«Я благодарна судьбе, что мне выпал удивительный шанс под руководством Александра Филипповича заниматься научно-исследовательской деятельностью, писать и защищать сперва курсовую, потом квалификационную, а затем и диссертационную работу. Александр Филиппович – прекрасный Учитель. Моё профессиональное становление, победы в научных конкурсах грантов – это его заслуга. Он как никто другой умел вдохновить на успех, подарить «путёвку в жизнь». В работе он был очень требователен не только к своим ученикам, но, прежде всего, к самому себе».

«Энергичный, жизнерадостный, порядочный, ответственный, пунктуальный. По нему можно было сверять часы, сверять жизнь».

«Александр Филиппович – это человек-легенда. Его дела и поступки – это жизненный ориентир для каждого из нас».

Памяти ученого:

1 марта 2012 года на заседании Ученого совета ЧГПУ имя Александра Филипповича Аменда было присвоено научной библиотеке Челябинского государственного педагогического университета;

18 февраля 2013 года в главном читальном зале Научной библиотеки состоялось открытие мемориальной доски памяти А. Ф. Аменда;

17

Учениками Александра Филипповича Аменда создан сайт «Научная школа профессора А. Ф. Аменда» для того, чтобы наиболее полно рассказать интернет-сообществу о неординарной, выдающейся, талантливой личности, познакомить людей с его многочисленными научными трудами и достижениями

Александр Филиппович продолжает жить в сердцах и поступках его учеников.

Список рекомендуемых источников:

Труды А. Ф. Аменда:

  1. Аменд, А. Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Александр Филиппович Аменд ; Челябинский государственный педагогический институт. – Челябинск, 1975. – 229 с.
  2. Аменд, А. Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация в виде научного доклада доктора педагогических наук / Александр Филиппович Аменд. – Екатеринбург, 1997. – 58 с.
  3. Научная школа профессора А. Ф. Аменда : [сайт]. – URL: http://amend-af.narod.ru (дата обращения: 14.01.2024).

***

  1. Аменд, А. Ф. Взаимодействие школы, семьи и общественности в экономическом воспитании детей : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; научный редактор А. Н. Звягин ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск, ЧГПИ, 1987. – 16 с.
  2. Аменд, А. Ф. Воспитание бережного отношения учащихся к хлебу : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск : ЧГПИ, 1982. – 72 с.
  3. Аменд, А. Ф. Воспитание у школьников бережного отношения к книге : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; научный редактор Л. С. Шепелева ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
  4. Аменд, А. Ф. Воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к природе : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск : ЧГПИ, 1982. – 96 с.
  5. Аменд, А. Ф. Математические методы и модели в экономике / А. Ф. Аменд, В. Н. Худяков ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск: ЧГПИ, 1999. – 368 с.
  6. Аменд, А. Ф. Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи / А. Ф. Аменд // Учащаяся молодежь и рынок : сборник научных трудов. – Зелена Гура ; Москва, 1994. – С. 38-47.
  7. Аменд, А. Ф. Педагогическое руководство экономическим воспитанием школьников : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; научный редактор В. С. Татьянченко ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск, ЧГПИ, 1987. – 88 с.
  8. Аменд, А. Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения : избранные статьи : [в 2 томах] / А. Ф. Аменд ; под общей редакцией А. А. Саламатова, А. А. Горчинской ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т». – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2010. – 2 т. : ил.
  9. Аменд, А. Ф. Роль наглядной агитации в экономическом воспитании школьников : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; науч. редактор Л. Н. Рыньков. – Челябинск, ЧГПИ, 1987. – 24 с.
  10. Аменд, А. Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; научный редактор Ю. А. Конаржевский. – Челябинск, ЧГПИ, 1988. – 72 с.
  11. Аменд, А. Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования : монография / А. Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. – 152 с.
  12. Аменд, А.Ф. Теоретические основы эколого-экономического общего образования / А.Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. – 31 с.
  13. Аменд, А. Ф. Экономическое воспитание младших школьников : учебное пособие / А. Ф. Аменд. – Челябинск : ЧГПИ, 1982. – 177 с.
  14. Аменд, А. Ф. Экономическое воспитание учащихся начальных классов : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск : Б. и., 1981. – 70 с.
  15. Аменд, А. Ф. Экономическое образование и воспитание в процессе преподавания истории, основ Советского государства и права и обществоведения : методические рекомендации / А. Ф. Аменд, Н. П. Рябинина ; научный редактор А. Б. Цфасман. – Челябинск : ЧГПИ, 1987.
  16. Аменд, А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся в условиях школы полного (продленного) дня : методические рекомендации / А. Ф. Аменд, И. В. Спиридонова. – Челябинск, ЧГПИ, 1987.
  17. Аменд, А. Ф. Экономическое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе по математике : методические рекомендации / А. Ф. Аменд, В. Н. Худяков. – Челябинск, ЧГПИ, 1988. – 78 с.
  18. Аменд, А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся IV-X (V-XI) классов : учебное пособие / А. Ф. Аменд ; научный редактор Н. А. Томин ; Челяб. гос. пед. ин-т, Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. – Челябинск : ЧГПИ, 1988. – 164 с.
  19. Аменд, А. Ф. Элементы эколого-экономического образования и воспитания в курсе химии / А. Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. – 37 с.
  20. Аменд, А. Ф. Элементы экономического воспитания при изучении русского языка / А. Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПИ, 1988. – 59 с.
  21. Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения : сборник научных трудов : [в 3 томах] / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т» ; под общей редакцией А. Ф. Аменда. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2010. – 3 т.
  22. Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения: сборник научных трудов. в 3 т. Т. 1 / под общей редакцией А. Ф. Аменда. – Челябинск: ЧГПУ, 2010. – 383 с. – URL: http://elib.cspu.ru/xmlui;oginintype=subject/handle/123456789/419 (дата обращения: 14.01.2024).
  23. Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения: сборник научных трудов. в 3 т. Т. 3 / под общей редакцией А. Ф. Аменда. – Челябинск: ЧГПУ, 2010. – 650 с. – URL: http://elib.cspu.ru/xmlui;oginintype=subject/handle/123456789/421 (дата обращения: 14.01.2024).
  24. Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества : научно-популярное издание : [в 6 томах] / М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования и науки Челябинской обл., Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т» ; редколлегия: А. И. Кузнецов [и др.]. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2011. – 6 т.
  25. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи : сборник научных трудов / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т» ; под общей редакцией: А. Ф. Аменда, А. А. Саламатова, А. А. Горчинской. – Челябинск : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2009. – 438, [1] с.
  26. Образование в XXI веке : проблемы и поиски их решения : учебное пособие / П. И. Сумин [и др.] ; под редакцией А. Ф. Аменда, В. В. Латюшина. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. – 590 с.
  27. Сасова, И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / И. А. Сасова, А. Ф. Аменд ; под редакцией В. К. Розова. – Москва : Просвещениие, 1988. – 190, [2] с.
  28. Тюмасева, З. И. Прикоснись душой к душе / З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 200 с.
  29. Тюмасева, З. И. Природа как книга жизни / З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд. – Челябинск: ИУУ, 1992. – 140 с.
  30. Тюмасева, З. И. Экологическое строительство детской души / З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд. – Челябинск : Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995. – 239, [1] с. : ил.
  31. Тюмасева, З. И. Я – человек, ты – человек, мы – люди : учебное пособие [для 1-го кл. общеобразоват. шк.] / З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд ; Челяб. гос. пед. ун-т, Челяб. экол.-валеол. центр. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. – 195, [2] с.
  32. Экономическое воспитание школьников : библиографический указатель литературы / Челяб. гос. пед. ин-т ; составители: А. Ф. Аменд А. Ф. [и др.]. – Челябинск : Б. и., 1985 (1986). – 28, [2] с.
  33. Экономическое воспитание учащихся : методические рекомендации / Челяб. гос. пед. ин-т ; А. Ф. Аменд [и др.]. – Челябинск : Б. и., 1982. – 41 с.;
  34. Экономическое образование и воспитание на уроках географии / Челяб. гос. пед. ин-т ; А. Ф. Аменд [и др.]. – Челябинск: ЧГПИ, 1987. – 56 с.
  35. Экономическое образование и воспитание учащихся в учебно-производственном комбинате : методические рекомендации / А. Ф. Аменд, А. С. Прутченков, С. А. Репин [и др.] ; научный редактор Н. А. Томин. – Челябинск, ЧГПИ, 1988.

О нём:

  1. Почетный гражданин города Челябинска : [А. Ф. Аменд] : решение Челябинской городской Думы от 8 сентября 1999 г. №42/1 // uchebana5.ru : официальный сайт. – URL: https://uchebana5.ru/cont/2202105.html (дата обращения: 14.01.24).

***

  1. Аменд Александр Филиппович // Почетные граждане города Челябинска : справочник / Управление культуры Администрации г. Челябинска, Централизованная библиотечная система, муниципальное учреждение культуры (Челябинск, город) ; составители: Г. В. Бречко, Л. А. Мангилева. – Челябинск, 2011. – С. 50-51.
  2. Аменд Александр Филиппович (1929–2012) // Учителя-легенды : биобиблиографический справочник / МКУК «Централизованная библиотечная система» г. Челябинска, Центральная библиотека им. А. С. Пушкина ; составитель: Е. А. Чалюк ; редактор И. В. Беляева. – Челябинск, 2023. – С. 8-10. – URL: http://kray.chelib.ru/images/kraebiblio/Учителя-легенды.pdf (дата обращения: 14.01.24).
  3. Аменд Александр Филиппович // Центр военно-политических исследований : [сайт]. – URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/17843 (дата обращения: 08.01.24).
  4. Аменд Александр Филиппович // Челябинск академический : Кто есть кто : справочник / редколлегия: В. М. Тарасов [и др.]. – Челябинск, 1996. – С. 10.
  5. Аменд Александр Филиппович // Челябинская городская Дума : официальный сайт. – URL: https://www.chelduma.ru/information/honorable/amend-aleksandr-filippovich/ (дата обращения: 08.01.24).
  6. Аменд Александр Филиппович // Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск, 2004. – С. 187-188.
  7. Аменд Александр Филиппович // Челябинский педагогический… 80 лет успеха / cоставители: В. В. Садырин [и др.]. – Екатеринбург, 2014. – С. 15.
  8. Аменд Александр Филиппович // Гордость Южного Урала. Почетные граждане Челябинской области : энциклопедия / редколлегия: И. И. Вишев [и др.]. – Челябинск, 2019. – С. 542.
  9. Александр Филиппович Аменд. Полвека в образовании / составители: Н. А. Вахрушева, Т. П. Скребцова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2008. – 431 с.
  10. Аменд, А. «Современные студенты лучше нас» : [беседа с с директором института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ / вела А. Драгун] / А. Аменд // Вечерний Челябинск. – 2004. – 6 февр. – С. 26.
  11. Бречко, Г. В. Педагоги – почетные граждане Челябинска / Г. В. Бречко, Л. А. Мангилева // Компас образования. – 2010. – № 7. – С. 13.
  12. Вахрушева, Н. А. Аменд Александр Филиппович / Н. А. Вахрушева // Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск, 2000. – С. 38.
  13. Вахрушева, Н. А. Аменд Александр Филиппович / Н. А. Вахрушева // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т.1. – Челябинск, 2008. – С. 125.
  14. Вахрушева, Н. А. Аменд Александр Филиппович / Н. А. Вахрушева // Челябинский государственный педагогический университет : энциклопедия. – Челябинск, 2009. – С. 34-35.
  15. Вахрушева, Н. Трудолюбие, творчество и талант / Н. Вахрушева // Почетные граждане города Челябинска / автор-составитель Ю. В. Маше. – 2015. – С. 15-20.
  16. Вахрушева, Н. А. Трудолюбие, творчество и талант Александра Филипповича Аменда / Н. А. Вахрушева // Материалы научно-практической конференции «Архивы России на службе общества и государства», посвященной 90-летию создания архивной службы России. – Челябинск, 2008 . – С. 141-145.
  17. Гайнуллин, М. Учеников встречая у порога : [об открытии мемориальной доски А. Ф. Аменда] / М. Гайнуллин // Южноуральская панорама. – 2013. – 19 февр. – С. 3.
  18. Занимаясь административной работой, А. Ф. Аменд никогда не бросал науку... // Научная школа профессора А. Ф. Аменда : [сайт]. – URL: http://amend-af.narod.ru/index/0-7 (дата обращения: 09.01.24).
  19. Зинченко, Е. А. Памятные доски Центрального района города Челябинска / Е. А. Зинченко, Е. Ф. Зинченко, В. И. Степаненко // Память, словно крепкий гранит, имена и судьбы хранит... : справочник памятных досок города Челябинска. – Челябинск, 2013. – С. 173-174.
  20. Латюшин, В. В. Аменд Александр Филиппович / В. В. Латюшин // Заслуженные учителя школы РСФСР (1949-1991). Заслуженные учителя школы РФ (1992-1995). Заслуженные учителя РФ (1996-2010) : энциклопедия / главный редактор, составитель: Г. С. Шкребень. – Челябинск, 2010. – С. 21-22.
  21. Мемориальная доска в память выдающегося педагога установлена в педуниверситете // Центральный район города Челябинска : официальный сайт администрации района. – 2013. – 19 февр. – URL: http://centradm.ru/news/sa349/ (дата обращения: 14.01.24).
  22. Немов, В. Эпоха Александра Аменда / В. Немов // Южноуральская панорама. – 2009. – 16 янв. – С. 2.
  23. Образование и наука : ректоры, краткая биография // Деловая элита : фотоальбом. – Челябинск, 2000. – С. 185-203.
  24. Почетные граждане Челябинска // Действующие лица. – 2006. – № 9 (95). – С. 66-72.
  25. Родикова, Д. Памяти ученого : [об Аменде А.Ф.] / Д. Родикова // Южноуральская панорама. – 2014. – 16 янв. – С. 21.
  26. Состоялось открытие мемориальной доски памяти А. Ф. Аменда : [18 февраля 2013 года в главном читальном зале Научной библиотеки ЧГПИ] // Научная школа профессора А. Ф. Аменда : [сайт]. – URL: http://amend-af.narod.ru/news/ (дата обращения: 08.01.24).
  27. Худобородов, А. Л. Очерки о ректорах Челябинского государственного педагогического университета / А. Л. Худобородов, Т. Н. Решетко, Н. В. Коршунова ; под редакцией В. В. Латюшина, В. Г. Швеммера ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск : ЧГПИ, 2004. – 171 с. : ил.
  28. Человек – эпоха : [воспоминания соратников и коллег об Александре Филипповиче Аменде] / подготовила О. Сукинова // Вечерний Челябинск. – 2012. – 29 февр. – С. 5. – URL: https://vecherka.su/articles/society/26322/ (дата обращения: 08.01.2024).
  29. Швеммер, В. Эпоха Аменда / В. Швеммер // Вечерний Челябинск. – 2000. – 29 июня. – С. 3.

Источники фото:

https://www.cspu.ru/news, http://amend-af.narod.ru, https://www.cspu.ru, https://archive.vecherka.su, https://vk.com/club34414909

 

Ольга Ткаченко