Станислав Васильевич Бережнов – джазовый музыкант, аранжировщик, дирижер, педагог, заслуженный артист РФ (2005), лауреат народной премии «Светлое прошлое» (2014), основатель первого муниципального «Центра джазовой музыки» в Челябинске (1994), один из организаторов международных джазовых фестивалей в городе. По инициативе музыканта было открыто первое эстрадно-джазовое отделение «Музыкальное искусство эстрады» в Южно-Уральском государственном институте искусств имени П.И. Чайковского (2007).

1

Станислав Васильевич Бережнов родился 13 июня 1942 года в небольшом рабочем поселке Северный Рудник под Копейском. После войны вместе с мамой переехал в Челябинск. Жили в комнате двухэтажного деревянного дома, примыкающего к театру драмы, где мама Стаса трудилась оформителем-бутафором. Мальчик рос в окружении артистов и был очень музыкален. Позже уже, в возрасте двенадцати лет впервые попробовал на слух подобрать на «трофейном» аккордеоне отчима песню «Плещут холодные волны». «Страсть, как хотелось поиграть. Через час получилось двумя руками. После этого, с разрешения родителей инструмент перешел в мою собственность», – вспоминает маэстро. Стас, имея феноменальный слух, без знания нот мог подбирать мелодии, которые его окружали. В 14 лет по радиоприемнику услышал композицию гениального музыканта Дюка Эллингтона «В сочных тонах» и с тех пор с джазом не расставался. Учился Станислав в школе №10 (ныне школа искусств на ул. Елькина) города Челябинска. Под руководством Володи Гожия попал в небольшой городской оркестрик, в котором начал делать первые шаги в музыкальном искусстве. Первый концерт состоялся в актовом зале школы, вспоминает Станислав Васильевич: «Мы сыграли две пьесы, после этого на сцену поднялся наш директор Глеб Константинович Пластинин и самолично закрыл занавес. А потом приказал всем артистам следовать за ним в кабинет. И мы получили разнос, за то что «развели буржуазную музыку»». Но это не остановило молодого, задорного юношу, и он продолжил следовать своим мечтам.

В 17 лет, после окончания школы в 1959 году, Станислав поступил в Челябинское музыкальное училище (ныне Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И.Чайковского) на дирижерско-хоровое отделение. Взяли его «по блату», как признается он сам, так как не знал даже нотной грамоты. Но упорство и интерес помогли юноше не спеша, методично изучить сольфеджио, музыкальную грамоту и другие предметы. На первом курсе попробовал писать аранжировки для разных джазовых коллективов, сначала на слух, потом с пластинок. Начав работать аккордеонистом в джаз-оркестре кинотеатра «Кировец» под руководством Михаила Владимировича Папашики, предложил для биг-бэнда первую свою по-настоящему значимую аранжировку. Это был красивый блюз польского джазового оркестра. После окончания музыкального училища поступил в Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского на хоровое отделение, но учиться не стал, бросил. Поступило заманчивое предложение от Кировской филармонии поработать аранжировщиком и руководителем «джазовой десятки», от которого он не смог отказаться.

За свою творческую карьеру Станислав Васильевич работал в разных коллективах: объединении музыкальных ансамблей города Сочи; в биг-бенде Тульской  государственной филармонии, под управлением знаменитого челябинского земляка Анатолия Кролла. В родной город вернулся только в 1967 году в качестве аранжировщика, пианиста, руководителя нескольких ансамблей: Дворца культуры Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), Дворца спорта «Юность», Дворца культуры ПО «Полёт», Дворца культуры железнодорожников.

2

Жизнь учила Станислава Васильевича быть мобильным. Несколько лет трудился инспектором эстрадных оркестров и ансамблей отдела культуры горисполкома, начальником отдела эстрадных жанров Челябинской областной филармонии. Педагогической деятельностью начал заниматься в 1991 году, 3 года преподавал гармонию в джазе и историю джазовых стилей на кафедре эстрадно-оркестрового творчества Челябинского государственного института искусства и культуры (ЧГИИК), ныне Челябинский государственный институт культуры (ЧГИК). «Конечно, в музыкальных учебных заведениях того времени никто никого джазу не учил. Все молодые музыканты, увлекшиеся этим удивительным жанром, были самоучками. Их единственными учителями были передачи Voice of America (Голос Америки) «Час джаза с Уиллисом Конновером» и джазовые пластинки, которые начали появляться в СССР в конце 50-х годов», – вспоминает Станислав Васильевич.

Станислав Васильевич Бережнов известен в российском музыкальном мире как активный джазовый подвижник. В 1994 году был инициатором открытия первого в городе художественного муниципального учреждения культуры «Центр джазовой музыки» и стал его руководителем. Благодаря этому в Челябинске состоялись гастроли джазменов из Австрии, Германии, Англии, Швейцарии, Финляндии, Франции, Голландии, США, Новой Зеландии, Австралии и других стран. Но долгие годы мечтал о собственном коллективе. Хотел собрать в Челябинске биг-бэнд. Обращался за помощью в Законодательное собрание, в Министерство культуры. И наконец 5 мая 2004 года (официальная дата начала работы коллектива) мечта сбылась: появился  муниципальный биг-бэнд «Джаз-Академия». Участниками ансамбля стали как  опытные музыканты, такие как: Виктор Риккер, Владимир Лысенко, так и молодые таланты: Дмитрий Коба, Дмитрий Грисяк, вокалистка Альмира Марганова и другие. Произошло замечательное таинство – слияние мудрого опыта и задорной молодости. Джазовый оркестр был многократным лауреатом международных фестивалей в Екатеринбурге, Тольятти, Оренбурге и, конечно же, в Челябинске. Феерического успеха коллектив добился на пятом, юбилейном Московском международном фестивале биг-бэндов «Российские звезды мирового джаза – лучшие оркестры России». Тогда «Джаз-Академия» получила самую высокую оценку бэндлидеров и джазовых критиков России, что очень радовало и воодушевляло музыкантов.

3

Постоянный состав участников музыкального коллектива «Джаз-Академия» – 24 человека. Концертмейстер оркестра Владимир Лысенко. В репертуаре около семидесяти аранжировок Сэма Нистико, Каунта Бэйси, Дана Себески, Дюка Эллингтона, Гордона Гудвина, Роба Макконелла и многих других. Это настоящая джазовая академия, великолепная школа оркестровой игры и замечательная возможность каждого участника ансамбля выразить себя в музыке. Коллектив единомышленников, входящий в десятку лучших профессиональных джазовых ансамблей России, всегда имел и имеет своего благодарного и преданного зрителя. Выступает с джазовыми программами на городских мероприятиях, например «День города», и на площадках концертных залов Челябинской государственной филармонии и Челябинского государственного института культуры (ЧГИК).

По инициативе Станислава Васильевича Бережнова в 2007 году в Южно-Уральском государственном институте искусств имени П.И.Чайковского открылось первое эстрадно-джазовое отделение «Музыкальное искусство эстрады» (инструменты эстрадного оркестра), где он был заведующим с 2007 по 2009 годы, а затем и преподавателем. Основной задачей отделения являлось и является подготовка квалифицированных эстрадно-джазовых исполнителей и специалистов для концертных организаций и учебных заведений Урала. Станислав Васильевич подготовил и дал путевку в жизнь многим музыкантам, которые известны в Челябинске и далеко за его пределами. Профессиональный музыкант и уважаемый педагог преподает такие дисциплины как дирижирование, эстрадный оркестр, инструментовка, аранжировка, работа с творческим коллективом. Обучая студентов, произносит такие слова: «Рецепт начинающим музыкантам стар как мир: если хочешь стать профессиональным музыкантом, работай над собой по несколько часов в день, отдавай себя музыке без остатка, тогда придет успех. Без воли, упорного труда и преданности музыке ничего не получится. Утверждение банальное, но другого рецепта не бывает. Надо просто очень и очень любить музыку, и она ответит тебе тем же».

4

В послужном списке именитого музыканта примерно две тысячи аранжировок для малых джазовых ансамблей и биг-бэндов. Его аранжировки звучали в исполнении оркестров Юрия Саульского, Анатолия Кролла, «Уральского Диксиленда Игоря Бурко» и многих других. Однако этой деятельностью талант юбиляра не ограничивается. Станислав Васильевич владеет такими инструментами, как мелодика, аккордеон и фортепиано и часто на них играет. Есть композиторские способности, благодаря которым он сочинил музыку к спектаклям Челябинского государственного театра кукол и Камерного театра, к сказкам «Маленькая баба-яга» и «Три поросенка». У Станислава Бережнова есть хобби – любит рыбачить. В этом он дока. Как говорится «талантливый человек талантлив во всем», но все равно, основным и главным делом его жизни был и остается «тот самый джаз».

«Мне кажется, что джаз невозможно не любить, это музыка души, музыка романтики. Когда слышишь ее, сердце переполняется эмоциями», – делится своими чувствами Станислав Васильевич. – «Это та самая константа. Самое стабильное, что у меня есть в жизни, – это любовь к джазу».

5

Литература о нём:

  1. Бережнов Станислав Васильевич. – Текст : электронный // Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского : [сайт] https://uyrgii.ru/berezhnov-stanislav-vasilevich (дата обращения: 17.05.2022).
  2. Бережнов Станислав Васильевич. – Текст : электронный // Энциклопедия Челябинск: [сайт]. – URL : http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3371 (дата обращения: 17.05.2022).
  3. Бережнов Станислав Васильевич. – Текст : электронный. – URL : https://uyrgii.ru/berezhnov-stanislav-vasilevich (дата обращения: 17.05.2022).
  4. Бережнов, С. В. От гармошки до свинга : [беседа с руководителем большого джаз-оркестра Челябинска Станиславом Бережновым ; записала Антонина Винникова] / С. В. Бережнов. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 2007. – 4 июля.
  5. Бережнов, С. В. Станислав Бережнов: «Джаз – самое стабильное, что у меня есть в жизни» : [беседа с джазовым музыкантом, руководителем и дирижером челябинского биг-бенда «Джаз-академия» Станиславом Бережновым ; вела Виктория Олиферчук] / С. В. Бережнов. – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – 2012.– 29 июня. – С. 9.
  6. Бутман Forever. – Текст : непосредственный // Челябинский рабочий. – 2000. – 29 ноября.
  7. Гизатуллин, Э. Станислав Бережнов: «От джаза нет иммунитета!» / Э. Гизатуллин. – Текст : непосредственный // Аргументы и факты. – 2000. – № 48.
  8. «Джаз-Академия». – Текст : электронный // Челябинская область: [сайт]. – URL : http://chel-portal.ru/enc/dzhaz-akademiya (дата обращения: 18.05.2022).
  9. Джаз плюс джаз. – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – 1987. – 16 мая.
  10. Как «давали джазу» в Челябинске: семь замечательных фактов. – Текст : электронный. – URL : https://hornews.com/top/kak_davali_jazzu/ (дата обращения: 17.05.2022).
  11. Как стать джазменом. – Текст : непосредственный // Деловой Урал. – 2000. – 7 декабря.
  12. Любовь по имени «джаз». – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – – 15 июня.
  13. Мы играли «джем» с оркестром Лундстрема. – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – – 16 февраля.
  14. Олиферчук, В. Лавры от народа / В. Олиферчук. – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – 2015. – 21 янв. – C. 3.
  15. Риккер Н. Г. Джаз в Челябинске : история с продолжением... / Н. Г. Риккер –Челябинск ; Белгород : Челябинская государственная филармония : Константа, 2019. – 551, [4] с. – Текст: непосредственный.
  16. Риккер, Н. Станислав Бережнов / Н. Риккер. – Текст : электронный // Полный джаз. – 2007. – 16 июня. – URL : https://www.jazz.ru/mag/388/default.htm (дата обращения: 17.05.2022).
  17. Снова встреча с «Аллегро» . – Текст : непосредственный // Комсомолец. – 1983. – 2 апреля.
  18. Солнечный, К. Станислав Бережнов, джазмен: «Моя жизнь – сплошной джаз…» / К. Солнечный. – Текст : электронный. – URL : https://74.ru/text/entertainment/2008/11/10/58279621/ (дата обращения: 17.05.2022).
  19. Станислав Бережнов: «Джаз — самое стабильное, что у меня есть в жизни». – Текст : электронный // Вечерний Челябинск. – 2012. – 29 июня. https://vecherka.su/articles/society/24474/ (дата обращения: 17.05.2022).
  20. Федорова, Л. Джаз для каждого из нас / Л. Федорова. – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – 1997. – 20 июня.
  21. Федорова, Л. И джазист, и ... карпист / Л. Федорова. – Текст : непосредственный // Уральский курьер. – 2000. – 29 августа.
  22. Федорова, Л. Сегодня он играет джаз. А завтра? / Л. Федорова. – Текст : непосредственный // Вечерний Челябинск. – 1999. – 11 июня.

 

Источники фото:
фото 1 https://uyrgii.ru
фото 2, 3  https://www.chel.kp.ru
фото 4 https://hornews.com
фото 5 https://www.uyrgii.ru

 

Ольга Ткаченко