|
Латфулин Зайнула Нигаматович Зайнула Нигаматович Латфулин – художник, живописец, монументалист, график, рисовальщик, акварелист, гравер, член Союза художников России (1984), член правления Челябинского отделения Союза художников (ЧОСХ), участник создания творческого объединения «Традиция» (1992), председатель Челябинского отделения Союза художников России (2001). Зайнула Нигаматович Латфулин – мастер, поддерживающий традиции башкирского художественного искусства. Творчество художника самобытно и выразительно. В нем слились традиционные мотивы народного лубка, непосредственность быта, национальная неповторимая самобытность. Картины этничны, наивны, но именно в этом и заключается их прелесть. «Всегда в картинах Зайнулы Нигаматовича ощущаешь чувство меры на национальное, и несмотря на простой быт, чувство изысканности. Как ни удивительно, простые половички и интерьеры маленьких избушек, деревенские шкафчики для посуды с цветочными горшками, занавески на окнах становятся какими-то невиданно изящными атрибутами», – делится своим впечатлением о творчестве художника Галина Семеновна Трифонова, кандидат исторических наук, доцент, член Союза художников России. Зайнула Нигаматович родился 13 мая 1947 года в башкирской деревне Курманово Кунашакского района Челябинской области. Спустя год, семья переехала в Челябинск, но все равно мастер считает себя уроженцем тех мест. Семья состояла из 6 человек, из них четверо детей. Папа Нигамат, бывший фронтовик, работал на шахте, а мама Файхана занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Зайнула учился в школе № 9, в колхозном поселке на окраине города Челябинска. По праздникам в доме собирались многочисленные родственники, пели башкирские и русские песни, отец играл на гармошке, а дети наслаждались теплом душевной атмосферы. Талант к рисованию у Зайнулы проснулся рано, и он с удовольствием ходил в изостудию Рудольфа Александровича Павлова при Дворце культуры железнодорожников. После окончания школы поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (ЛВХПУ), ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА), на факультет художественной монументалистики. Учился и набирался опыта у известных преподавателей и замечательных художников Глеба Александровича Савинова и Анатолия Алексеевича Казанцева. Слушал лекции Льва Николаевича Гумилева – российского ученого, писателя и переводчика. Окончив училище, в 1979 году вернулся на Южный Урал, в Челябинск. Галина Трифонова, беря как-то интервью у Зайнулы Нигаматовича поинтересовалась: «Наверное, после такой насыщенной студенческой жизни в Ленинграде не хватало потом этой атмосферы в Челябинске?», но мастер с достоинством ответил: «У меня здесь куча родственников, все мои корни здесь. И это гораздо дороже всего остального». Сразу после окончания учебы в Мухе (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА)), в восьмидесятых годах, Зайнула Нигаматович Латфулин начал активно принимать участие в областных выставках, позже уже в московских, республиканских и общесоюзных. Заявлял о себе как график, станковый живописец и монументалист. Он привнес в искусство нашего края национальную башкирскую самобытность. Живописец Алексей Михайлович Смирнов называл молодого талантливого художника «башкирским Шагалом». Творчество Зайнулы Латфулина национально-выразительно. Он создает сложные жанровые полотна, пейзажи и портреты. Будучи блистательным монументалистом и превосходным живописцем, развивает традиции башкирской художественной культуры. Его работы не спутаешь ни с какими другими. Они отражают первородность национальных традиций и обычаев; жизненный уклад башкирских семей и раздумья о судьбах родных и близких. Обращая внимание на форму исполнения произведений художника, мы можем увидеть характерные черты башкирского народа – этничность, неторопливость и напевность. Работы красочны, спокойны и композиционно свободны.
В произведениях мастера часто повторяются одни и те же «герои»: подвижные дети и подростки; девушки и парни в национальных башкирских костюмах; старики и старухи в окружении деревенской утвари, в простой и добротной одежде. Движения неторопливы, как в замедленной киносъемке, словно они совершают веками установленные ритуалы. Особый трепет чувств и человеческое тепло живописец вносит в изображение пожилых людей. С бережной тщательностью выписывает их морщины, неповторимую форму рук и тела. Изображения выразительны, точны, ёмки. Картины уникальны. Образному мышлению и символизму художника близки фрески, русские иконы, миниатюры Востока и конечно же мозаика. Из особенно значимых для челябинцев работ Зайнулы Нигаматовича Латфулина, как художника-мозаичника, нужно выделить мозаичные панно фасадов: библиотеки башкирской и татарской литературы №15 имени Шайхзада Бабича на ул. Цвиллинга д. 61 в Челябинске (1981), а так же на здании «Объединенного государственного архива Челябинской области» (ГУ ОГАЧО). Южноуральцы, которые редко бывают в выставочных залах или не бывают там совсем, могут полюбоваться ими в любое время и сегодня.
К знаменитым работам мастера также относятся: роспись детского клуба в городе Челябинске (1981); монументальная картина в детском оздоровительном лагере имени Гагарина близ города Кыштыма, которая в 1986 году была признана Республиканским экспертным Советом по монументальному искусству в Москве лучшей; мозаика на фасаде школы в поселке Дубровка Челябинской области (1988); роспись «Площадь павших революционеров» в институте повышения квалификации учителей (1987); мозаичное панно в ПТУ-65 (1992) и другие. В 1992 году Зайнула Латфулин стал одним из организаторов и участников творческого объединения художников «Традиция». По его инициативе было возрождено молодежное объединение и традиционные выставки молодежи при Челябинском отделении Союза художников. И это не случайно. Именно работы Зайнулы Нигаматовича ярко отражают традиции татарского и башкирского народов. Отражают «духовный трепет обыденной жизни простого человека», – так красиво высказываются о творчестве мастера, друзья художника. Долгие годы Зайнула Латфулин преподавал в Челябинском художественном училище, где воспитал большое количество талантливых учеников. Также увлеченно, как и к творчеству, относился к педагогической деятельности. Обучал студентов не просто базовым основам рисунка, но и живописной культуре и мастерству, всегда придавал большое значение этюдам на пленере, работе с натуры, создавал оригинальные натюрмортные постановки. Зайнула Нигаматович – участник всесоюзных, республиканских, региональных и областных выставок. Его работы хранятся в музеях изобразительных искусств Екатеринбурга и Челябинска, Магнитогорской и Челябинской картинных галереях, а также в частных галереях зарубежных и российских ценителей искусства. «Зайнула Латфулин принадлежит к числу цельных натур, наделенных яркой индивидуальностью и мудростью, – делится своими мыслями председатель Челябинского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Анатолий Костюк. – Творчество такого художника всегда неповторимо». Литература о нем:
Источники фото: фото 1 http://www.book-chel.ru/ фото 2, 3, 4, 5 https://74.ru/ фото 6, 7, 8 https://chelchel-ru.livejournal.com/ фото: 9 https://archive74.ru/
Ольга Ткаченко
13.05.2022
|
|