Моргулис Григорий Давыдович: 145 лет со дня рождения

Григорий Давыдович Моргулис – музыкант, дирижер, театральный и общественный деятель города Челябинска, действительный член Тобольского отделения Русского музыкального общества, организатор первого симфонического оркестра в городе Челябинске.

1

Григорий Давыдович Моргулис (11.05.1877-10.04.1942) родился в городе Тобольске, в бедной семье кантониста (военнообязанного). Настоящая фамилия музыканта – Шмуль Гирш Давидович. Мальчик очень рано осиротел и до одиннадцати лет был на попечении у родственника музыканта, который, к сожалению, также вскоре умер. Испытывая нужду, поступил учиться в военную музыкальную школу, а после окончания, подкопив немного денег, уехал в Варшаву. Там поступил в филармонию, которая в то время была приравнена к музыкальному институту, и начал постигать музыкальное искусство. Но из-за отсутствия средств к существованию, окончить институт Григорию не удалось. Он вынужден был уйти с 3 курса отделения дирижеров духовых оркестров и вернулся в Тобольск. В возрасте 19 лет начал работать. Преподавал музыку в Тобольской духовной семинарии, а также в женской и мужской гимназиях.

С 1898 по 1900 годы Григория Давыдовича призвали в армию капельмейстером девятого Сибирского стрелкового полка. Зачислили в действительные члены Тобольского отделения Русского музыкального общества. И все вроде бы хорошо, но вскоре музыкант по состоянию здоровья демобилизовался и вынужден был начать работать дирижером оркестра – летом в Минеральных Водах Терской области (ныне Кавказские Минеральные Воды), а в зимнее время дирижировал оркестром в городе Красноуфимске Пермской губернии (ныне Свердловская область).

На Южный Урал Григорий Давыдович переехал в августе 1903 года по приглашению общественного собрания Челябинска для организации симфонического оркестра. Но немного предыстории.

Первое культурное учреждение в Челябинске появилось в 1869 году. На перекрестке улиц Азиатской и Ивановской (ныне улиц Елькина и Труда) в великолепном особняке спиртзаводчика В. Покровского открылся клуб для купечества под названием «Челябинское общественное собрание», где организовывались праздничные музыкальные вечера, святочные и новогодние маскарады.

2

Позже, уже в конце XIX века, в России появились первые «Народные дома» (общедоступные культурно-просветительские учреждения), так называемые клубные дома для жителей уездных городов. Они имели зал для концертов и спектаклей, библиотеку-читальню, чайную и так далее. В Челябинске первый «Народный дом» по проекту архитектора Рудольфа Иосифовича Карвовского начали возводить в 1902 году. Его торжественное открытие состоялось в 1903 году. На открытии выступил семейный оркестр первого управляющего челябинского спиртзавода, инженера М.Д. Кетова. Михаил Дмитриевич был очень музыкален и сам спел арию Ивана Сусанина (русский национальный герой, крестьянин из села Домнино, прославившийся спасением царя Михаила Фёдоровича от польско-литовского отряда во время русско-польской войны) под названием «Ты взойдешь, взойдешь, заря» из оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки.

3

К сожалению, сразу развернуть культурно-просветительскую работу в новом помещении «Народного дома» не удалось, так как в нем разместили лазарет. Шла русско-японская война, и о работе клуба не было и речи. Здание было освобождено только спустя три года, в 1906 году. Челябинские чиновники, торговцы и заводчики стремились приобщиться к музыкальному искусству, даже картежную игру в купеческом клубе и ту старались проводить под музыкальное сопровождение – «игру для слуха», но это не обогащало культурную жизнь Челябинска. Творческие силы города были слабы и долгое время город оставался без профессиональных музыкальных коллективов. Только время от времени появлялись отдельные исполнители, гастролирующие оперные труппы с оркестрами. Это подтолкнуло чиновников подумать о создании собственного оркестра. Позднее его назвали «симфоническим оркестром общественного собрания». Для этой цели в 1903 году пригласили молодого дирижера Григория Давыдовича Моргулиса, внесшего в дальнейшем значительный вклад в развитие культуры Челябинска.

Творческая деятельность Григория Давыдовича на Южном Урале началась в августе 1903 года. Челябинск долгие годы оставался уездным городом, хотя и являлся центром крупнейшего экономического района на Урале. Дома были в основном деревянными, кругом была грязь и распутица, кое-где только вдоль домов тянулись деревянные тротуары. Электрического освещения не было, и только керосиновые фонари, установленные на столбах, освещали перекрестки. О водопроводе жители города только мечтали… Таким увидел город Челябинск Григорий Давыдович. Первое время ему приходилось работать преподавателем музыки в реальном училище («общественный дом» по ул. Ивановской (ныне ул. Труда)).

Симфонический оркестр создавался медленно, Григорий Давыдович столкнулся с проблемой подбора кадров. Необходимы были профессиональные музыканты, которых в городе не было. Для решения этой проблемы, начиная с 1904 года, дирижер ежегодно ездил в Москву и Санкт-Петербург, чтобы сформировать оркестр из числа профессиональных артистов и студентов старших курсов консерваторий. По традиции, в то время перед началом летнего и зимнего сезонов музыканты и актеры собирались в крупных городах, предлагали свои услуги и заключали контракты с различными коллективами и труппами. Вот так сезонно возникал симфонический оркестр «Челябинского общественного собрания».

4

Григорий Давыдович предоставлял музыкантам ноты на весь рабочий сезон. А для этого занимался комплектованием собственной большой библиотеки. Исторических документов о начальной деятельности оркестра не сохранились, потому что он только создавался. Но историки-краеведы предполагают, что коллектив музыкантов развлекал буржуа легкой салонной музыкой на различных мероприятиях: помпезных балах, дорогих свадьбах и домашних вечерах.

Только 2 сентября 1907 года симфонический оркестр дал в Челябинске свой первый концерт. А затем уже регулярно выступал на различных мероприятиях в городском саду (ныне Городской парк имени А.С. Пушкина) и на сцене «Народного дома» (Челябинский молодежный театр). На первом концерте исполнялись такие великие произведения как Пятая симфония И. Гайдна, произведения Э. Грига, Первая симфония Л. Бетховена, сочинения К. Сен-Санса, Д. Мейербера, Р. Вагнера, а также Тома и Шпиндлера.

Со временем оркестр стал узнаваемым и успешным. Однажды журналист челябинской газеты «Голос Приуралья» написал: «Оркестр в городском саду играл очень и очень прилично, дал много эстетического наслаждения любителям музыки». Музыканты исполнили значительное число сочинений зарубежных и русских композиторов. Некоторые артисты выступали сольно.

5

До революции в Челябинске учебных музыкальных заведений не было, а преподавание музыки в гимназиях и училищах города не давало должного профессионального музыкального образования, соответственно у молодежи не было возможности поступить в музыкальное училище или институт. Должную музыкальную подготовку можно было получить только с помощью частных уроков. Григорий Давыдович был ведущим педагогом и музыкантом города и поэтому очень восстребован. Кроме педагогической деятельности в реальном училище («общественный дом» по ул. Ивановской, ныне ул. Труда) вел частные уроки. Уроки давали ему дополнительный заработок, а в дальнейшем и квалифицированных музыкантов в состав симфонического оркестра. Дирижер гордился ведущими исполнителями оркестра: скрипачами – Глушковским, Геровичем, супругами Гитгарц; тромбонистом Калиновским; трубачом Робенсоном.

Самым прогрессивным для коллектива Г.Д. Моргулиса был 1911 год, когда начали организовываться бесплатные для горожан концерты, когда классическую музыку могли слушать широкие слои населения, а репертуар был разнообразен и очень привлекателен. Музыканты исполняли не только увертюры и симфонии, но и отрывки из опер и балета, небольшие миниатюры и попурри. Систематически разучивали новые музыкальные сочинения, старались не повторяться. Прикладывали для этого много усилий и мастерства. Знатоки отмечали, что уровень челябинского симфонического оркестра был достаточно высок. Например, симфонический оркестр принимал участие в Ирбитской ярмарке (1912), одной из самых значимых в России в то время. Староста ярмарки писал: «Настоящим имею честь заявить Ирбитской городской управе, что приглашенный ею для игры в пассаже через Ирбитское вольно-пожарное общество оркестр господина Г.Д. Моргулиса в течение всей ярмарки до сего дня исполнял свои обязанности прекрасно как по исполнению, так и по разнообразию репертуара, а также по общим отзывам присутствующей публики».

В марте 1917 года в Челябинск пришло известие о Февральской революции. И Григорий Давыдович с гордостью провел под «Марсельезу» по улицам Челябинска свой оркестр и батальон солдат 163 пехотного полка. Он всегда был политически и профессионально активен. В 1918 году пошел сам служить военным капельмейстером, стал председателем Союза оркестрантов Челябинска. Дирижировал оркестром 47 батальона Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). С 1919 по 1927 годы был одним из создателей и руководителем профессионального союза работников искусств (РАБИС), заведующим музыкальной частью кинотеатров города и «Народного дома» (ныне Челябинский молодежный театр).

Ко всем заслугам Григория Давыдовича Моргулиса присоединяется инициатива создания в феврале 1920 года первой на Южном Урале школы искусств (МБУДО «Детская школа искусств №1» города Челябинска). Необходимо отметить, что «Первую музыкальную» окончили такие знаменитости, как профессор, заслуженный работник культуры РФ, профессор Челябинского государственного института культуры (ЧГИК) Элина Болодурина; композитор, народный артист Российской Федерации, дирижер, пианист Анатолий Кролл; композитор, заслуженный деятель искусств РФ, пианист Владимир Рябов и многие другие.

Григорий Давыдович Моргулис долгие годы был бессменным дирижером симфонического оркестра, поддерживал традицию ежегодных летних концертов на открытых городских площадках. Насыщенные программы несли просветительский характер, были подлинными весточками музыкальной культуры города. 2 марта 1939 года в театре драмы (ныне Челябинский молодежный театр) состоялся торжественный вечер, посвященный сорокалетию музыкальной и общественной деятельности Г.Д. Моргулиса, внесшего значитительный вклад в развитие культуры Челябинска и Челябинской области.

Литература о нём:

  1. Андреева, Т. А. Культурно-просветительная деятельность уральской интеллигенции между буржуазно-демократическими революциями (1907–1916) / Т. А. Андреева. – Текст : непосредственный // Народное образование на Урале в XVIII - начале XX вв. – Свердловск, 1990.
  2. Весновский, В. Весь Челябинск и его окрестности (1909) / В. Весновский. – Текст : непосредственный // Дореволюционный Челябинск в слове современников: собрание текстов. – Челябинск, 1997.
  3. Жилой дом Шиховых (Покровских). – Текст : электронный // Группа «АрхиСтраж»: [сайт]. – URL : https://arhistrazh.livejournal.com/30315.html (дата обращения: 20.04.2022).
  4. История развития музыкальной культуры в Челябинской области. – Текст : электронный // ЧелМамы : [сайт]. – URL : https://chelmami.ru/obzory/istoriya-razvitiya-muzykalnoy-kultury-v-chelyabinskoy-oblasti.html (дата обращения: 20.04.2022).
  5. Моргулис Григорий Давыдович. – Текст : электронный // Челябинская область. – URL : http://chel-portal.ru/encyclopedia/Morgulis/t/10977 (дата обращения: 20.04.2022).
  6. Моргулис Григорий Давыдович. Человек-оркестр. – Текст : электронный // Образовательный портал Челябинска. – URL : https://chel-edu.ru/additional/100letie/puteshestviya/porteti/morgulis (дата обращения: 20.04.2022).
  7. Музыкальный Челябинск. – URL : https://chelchel-ru.livejournal.com/805202.html (дата обращения: 11.04.2022).
  8. Протасов, В. Записки челябинского старожила / В. Протасов. – Текст : непосредственный // Челябинск неизвестный: краеведческий сборник. – Челябинск, 1996. – Вып. 1.
  9. Сутягина, Е. Б. Музыкальная культура дореволюционного Челябинска / Е. Б. Сутягина. – Текст : непосредственный // Музыкальные традиции современной России. – Челябинск, 2005. – Вып. 1. – С. 46-48.
  10. Туркин, А. Челябинская жизнь / А. Туркин. – Текст : непосредственный // Исторические чтения: материалы научной конференции «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998) / редактор-составитель Э. Б. Дружинина. – Челябинск, 2000. – Вып. 5.
  11. Центральная библиотека имени А. С. Пушкина города Челябинска к 210-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина... – Текст : электронный // Вечерний Челябинск. – URL : https://vecherka.su/articles/society/38643 (дата обращения: 20.04.2022).
  12. Школа искусств №1 Челябинска включена в нацпроект «Культура». – Текст : электронный. – URL : https://mincult.gov74.ru/mincult/news/view.htm?id=10468746@egNews (дата обращения: 20.04.2022).

 

Источники фото:

фото 1 http://www.book-chel.ru

фото 2 https://arhistrazh.livejournal.com

фото 3, 5 http://pochel.ru

фото 4 https://dg048.livejournal.com/l

 

Ольга Ткаченко

11.05.2022
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2020 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free