Константин Реут
Поэт, о котором помнят

Я чувствовал солнце
в весеннем убранстве,
Я знал эту радость –
гореть в высоте!

Эти строчки принадлежат Константину Реуту – коренному уральцу, рабочему, поэту, журналисту. Когда ему исполнится 21 год, Константина Реута назовут первым комсомольским поэтом Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), в 23 года на Первом съезде российских писателей с высокой трибуны его имя будет названо среди ведущих уральских писателей, а в 32 года он погибнет смертью храбрых близ деревни Князево под Ленинградом.

1

Его жизнь была очень короткой, но наполненной созидательным трудом, творческими поисками и завершилась мужественно и достойно.

21 мая исполняется 110 лет со дня его рождения.

Константин Феликсович Реут родился в 1911 году в селе Катайском Курганской области, в семье агронома. Детские и школьные годы прошли в небольшом уральском городке Камышлове. Писать стихи он начал в подростковом возрасте, и первые публикации стихов появились в газете «Уральский рабочий» уже в 1927 году. Он был активным участником свердловского литературного объединения «На смену!», из которого вышли многие известные уральские поэты и писатели. Первые трудовые навыки получил в профшколе в Перми.

Когда началось строительство Челябинского тракторного завода, весть о котором гремела по всей стране, Константин приехал в Челябинск. Он хотел не только своими глазами увидеть стройку века, но и принять в ней непосредственное участие. Прошел путь от чернорабочего до техника – строителя.

Челябинск затих,
но за трактом
разогрета ночь добела.
Небо дрожит
над тракторным
пожарищем электроламп.

11

Работа на стройке не только делала его участником великого созидательного процесса, но и приносила новые знакомства. «Высокий, белокурый, атлетически сложенный, веселый и задорный, всегда готовый ответить на шутку шуткой» – он легко сходился с людьми. Здесь в Челябинске он начал посещать литературный кружок, созданный для строителей при газете «Наш трактор». В кружке он познакомился и подружился с Сергеем Черепановым и Тихоном Тюричевым, принимал активное участие в работе литературного объединения. На собраниях кружковцы читали свои произведения, обсуждали работы друг друга, читали и спорили о произведениях московских поэтов и писателей. Любимым поэтом К.Реута был В.Маяковский. Его он читал и пропагандировал при всяком удобном случае. Поэзия Маяковского оказала влияние и на творческие искания К.Реута, он явно подражал своему кумиру. Ломаные строки, краткость выражения мысли – это явно от Маяковского. Работая на стройке, Константин продолжал писать стихи, которые публиковались в газете «Наш трактор». Тяжелый труд, скудное питание, жизнь в дощатых бараках не мешали оптимисту и жизнелюбу по натуре – Реуту испытывать чувство восторга от сопричастности к происходящим событиям. Он так писал о состоянии своей души в этот период:

О чем прокричать
в этот радостный день
под звон,
под рожки
и гуденье?
Жить!
Здороветь
и в борьбе,
и в труде,
носить напряженно
всегда и везде
весеннее сердцебиенье!

В редакции газеты вскоре заметили активно пишущего молодого автора и предложили работу в газете. С осени 1930 года основной его работой стала журналистика. В своих репортажах он не только рассказывал о ходе строительства, его людях, но и создавал поэтический образ времени. Выступления Реута на страницах многотиражки пользовались популярностью, имя журналиста обретало известность.

5 7 12

Строительство!
Какой грозе
так грохотать на полустанке.
Ты изумительный музей,
где первобытные землянки
сменяет временный барак,
кирпичный дом стеклом унизан.
И, в небо, бросив флюгера,
встает как снежная гора,
жилье времен социализма.
И люди, пережив в быту,
судьбу всех прежних
поколений,
штурмуют свет и высоту
без колебания и лени.
И побеждает тот, кто смел,
кто не хотел стоять на месте,
что лучше этих честных дел
и что вернее этой чести?
Строительство!
От васильков
и до станков –
в возне и гаме –
в тебе история веков
прошла гигантскими шагами.

Строительство социализма стало главным героем его стихов.

В конце 1932 года К.Реут уезжает в Свердловск, где работает в редакции газеты «Уральский рабочий». По заданию редакции он много ездит по Уралу, увиденные события выливаются в стихотворные строки. Как, например, знаменитые «бетонные вечера», проходившие на площадках Магнитостроя:

Не громкие речи,
не краска трибун –
«Бетонный вечер»
в литейном:
Буденновский марш,
напрягая трубу,
работал совместно
со сменой.
Там цех поглощал
человечье тепло,
формируя энергию в кубы,
там брызги дождя
перемешивал пот
на спинах блестящих,
как трубы.

9

Как любой другой поэт, Реут пытался говорить не только «о времени, но и о себе». Но даже в лирических монологах, личное у него, как правило, растворяется, в общем:

Ты спишь, мой друг!
И город тих,
и лестничные клетки глухи.
И я вынашиваю стих.
Нет фонарей.
Они потухли.
И два окна наискосок
едва в колодец между зданий
успели высыпать песок
ночных часов.
Уже в тумане
бледнеет резко синева.
И Хлебников ушел в обложку.
И тесно в комнате словам.
Они растут. Через окошко
влетают в город.
И тогда
я, убежденный в нашей славе,
беру рубильники заглавий, –
и, дрогнув, строчки провода
поют…

В Свердловске Реут в большей степени занимался публицистикой. В своих очерках он писал о людях индустриального Урала. Корреспонденции Константина Реута, по словам Н.Куштума, всегда были «оперативны и действенны, в них ставились острые и важные жизненные проблемы. Их отличали глубокое знание жизни, сочный и образный язык». В 1933 году его стихотворение «Песня о мировом бригадире» было опубликовано в газете «Правда», что говорило о значительных успехах автора.

1934 год стал для молодого литератора и журналиста памятным: в Свердловске вышел первый сборник стихов К.Реута «Убеждение» и состоялась поездка на первый Всесоюзный съезд советских писателей, с трибуны которого прозвучало и его имя. Спутниками Реута в поездке стали Н.Куштум и Б.Ручьев, бывшие к тому времени уже известными поэтами. Дружеские отношения связывали их до последних дней жизни К.Реута.

3

В 1941 году Константин был призван в армию. В звании старшего сержанта служил начальником связи отдельного лыжного батальона. Погиб в 1942 под деревней Князево Ленинградской области.

4

В 1963 году в Свердловске издали вторую книгу поэта, так рано ушедшего из жизни, но незабытого земляками. Сборник «Весеннее сердцебиение» небольшой. Всего поэтического наследия собрать так и не удалось, многое затерялось в архивах газет и журналов, многое потеряно навсегда.

Выход книги вызвал большой интерес и среди читающих тракторозаводцев. В рецензии на сборник, помещенной в одном из майских номеров заводской газеты «За трудовую доблесть», работница завода Н.Важенина так написала о стихах Константина Реута: «Любимые герои его стихов – рабочие, строители, простые люди. Любимая тема – тема труда. И это понятно, потому что сам Константин – «рабочая косточка», романтик, неутомимый работяга. В самом обычном, будничном он видит необыкновенное, привлекательное, поэтичное. Редкий поэт так ярко опишет обычный трудовой день, как это делает он. Любимое время года – весна. Каждая весна для него «изумительно новая, доступная на осязанья», радостная и желанная… И пусть его нет сейчас с нами, среди живых – живут его стихи, а в них звучит, как песня, его «весеннее сердцебиение».

Все верно. Константина Реута вряд ли можно назвать лирическим поэтом. В его стихах мало личного. Их можно назвать скорее поэтическим документом своего времени, где есть события, есть энергия, героика, ритм и пафос созидательного труда, характерные для страны в 30-е годы.

В 1981 году к 70-летию поэта в Свердловске вышла третья книга поэта, переизданная уже под названием «Ликуй, заря!».

2

Константин Реут – человек явно большого творческого потенциала. Ему не удалось в полной мере раскрыть свой талант. Но он оставил о себе добрую память, его стихи и сейчас могут быть интересны. Подчас они звучат наивно и прямолинейно. Но в них Константин Реут, рассказав о времени энтузиастов и героических свершений, позволяет нам – людям, живущим совсем в другое время, ощутить ритм, динамизм и веру в светлое будущее своей страны поколения 30-х годов.

Некоторые печатные материалы, посвященные жизни и творчеству К.Реута, хранятся в фонде «Замечательные тракторозаводцы», который в течение многих лет собирался в библиотеке №32 им. М.Горького (бывшей библиотеке завкома Челябинского тракторного завода).

 

Использованные материалы:

Важенина Н. Шестидесятая весна /Н.Важенина // За трудовую доблесть. – 1971. – 22 мая. – С.3.

Найдич М. Пульс поэта-бойца / М.Найдич // Урал. – 1981. – №10. – с.169-170.

Реут К. Весеннее серцебиение / Константин Реут. – Свердловск: Свердловское кн. изд.,1963. – 67с.

Тюричев Т. Певец рабочего труда / Тихон Тюричев // За трудовую доблесть. – 1971. – 22 мая. – С.3.

Хоружий П. Далекие, дорогие огоньки… / Павел Хоружий // Урал. – 1977. – №6. – С. 179-185.

Черепанов С. Начало неоконченной биографии / Сергей Черепанов // «За трудовую доблесть». – 1987. – 25 июля. – С.3.

 

Людмила Давыдова,
библиотека №32 им. М. Горького

21.05.2021
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2020 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free