Макаров Владимир Николаевич

1

Владимир Николаевич Макаров – заслуженный работник культуры РФ, возглавлял Челябинский областной театра кукол, Челябинский академический театр драмы имени С.М. Цвиллинга (ныне им. Н. Орлова), с 2004 по 2010 годы – министр культуры Челябинской области, избран членом-корреспондентом Международной академии общественных наук, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За обустройство земли Российской», медалью «Патриот России», его имя занесено в «Золотую книгу Нации».

Владимир Макаров родился 19 февраля 1951 г в рабочем поселке Магнитка, расположенном в Кусинском районе Челябинской области.

Будучи ребенком, играл в кукольный театр. Под руководством девочки Оли, которая про театр кукол знала «все», во дворе делали ширму, разыгрывали спектакли. В пятом классе школьный театр организовала Люся Батурина. Она не только придумывала спектакли, но еще умела делать кукол, учила «артистов» ими управлять, устраивала показы для первоклашек. Правда, следующие лет двадцать о театре кукол Макаров не вспоминал.

В семье Макаровых развлечения не были приняты. Отец-инженер все время что-то чертил, мама работала на фабрике, вела хозяйство. А вот тетя Шура, двоюродная бабушка, страшно любила музыку, у нее был патефон. Лет с пяти мальчик заслушивался Шульженко.

– Ее голос меня завораживал – слушал часами, – рассказывает Владимир Николаевич. – Может, поэтому и в оперу вошел легко, без принуждения. Отец приносил с работы билеты на елку, и почему-то всегда в оперный. Помню, в седьмом классе меня потрясла «Травиата». Красавица Дроздова пела Виолетту, Лудер исполнял Альфреда. Все было понятно, красиво, волнующе. Тем более что учительница русского и литературы, которая водила наш класс в театр, очень интересно рассказывала о каждом спектакле. Мы заранее знали, что нас ждет.

При выборе профессии Владимир Макаров отдал предпочтение точным наукам. Он поступил на энергетический факультет Челябинского политехнического института (сейчас ЮУрГУ).

Но и в институте выписывал журналы «Театр» и «Музыкальная жизнь», газету «Советская культура», не пропускал ни одной премьеры в оперном театре, знал все составы, познакомился с кассирами. Макаров вспоминает: «Они (кассиры) оставляли для меня билетики в амфитеатр, предупреждая друг друга, что подойдет молодой студент... Так я попал на Архипову, видел Максимову с Васильевым в «Жизели», Евгению Мирошниченко в «Травиате». В зале царил праздник, восторг, и мне хотелось попасть туда еще и еще...»

На свою первую стройотрядовскую зарплату Владимир Макаров купил стереофоническую радиолу «Эстония» с колонками, и началась погоня за стереопластинками. Первую купил в универмаге на улице Кирова, где ныне «Молодежная мода»: на одной стороне Эдуард Хиль, на другой – Мария Пахоменко. Со временем собралась приличная фонотека. Это была одна из лучших коллекций в Челябинске – около 2000 пластинок.

«Все курсовые готовил, теоретические основы электротехники изучал под музыку. Включал «Евгения Онегина», романсы Чайковского или что-нибудь из записей Мравинского. К пятому курсу окончательно понял, что без театра жить не смогу. На мое счастье на распределении «вытянул» Челябинск», – рассказывает о себе Владимир Макаров.

По распределению Владимир Николаевич попал на Челябинский тракторный завод, в отдел главного энергетика. И никак не предполагал, что большая часть жизни будет связана с театром.

Но перед этим он успел еще поработать заведующим организационным отделом Тракторозаводского райкома ВЛКСМ, командиром городского студенческого строительного отряда, заместителем генерального директора производственного объединения «Челябоблбыттехника».

В 1983 году в жизнь Владимира Макарова вошел Челябинский областной театра кукол, где он проработал 5 лет.

– Предложению стать директором театра кукол не обрадовался, – говорит Владимир Николаевич. – С третьего класса не был там ни разу. Еще подумал тогда: «Если бы в драму, ТЮЗ или директором цирка... Кукольный – не тот масштаб». Но когда посмотрел «Карьеру Артура Уи, которой могло не быть» в постановке Валерия Вольховского, увидел кукол художницы Лены Луценко, блистательных актеров – Витю Голованова, Валю Ширяеву, Володю Рябкова, – то к концу спектакля решил – иду в этот театр.

2 февраля Владимир Макаров стал директором, а в апреле родилась у него двойня – сын Петр и дочь Мария. Днем осваивал профессию, изучал документацию, пытаясь понять, что такое театр. В свободную минуту бежал на молочную кухню. А в десять вечера начиналась третья смена: пеленки, домашние заботы. Спал три часа – и все начиналось сначала.

– Это были счастливые времена, – продолжает Владимир Николаевич. – Я забыл про все на свете. Даже не знаю, как в эти годы развивался мой любимый оперный, что происходило в драме. Я был и директором, и администратором, сам билеты распространял. Но стоило зайти в зал – уйти не мог, сидел до конца спектакля. «Мертвые души» раз сто посмотрел.

Вспоминаю спектакль Вольховского «Мы играем в Чебурашку», когда не на сцену смотришь, а на зрительный зал. Когда родители с детьми увлекаются и выходят потом радостные и счастливые – все, можно сказать, этот ребенок уже наш. Он пойдет потом и в Театр юного зрителя, он пойдет и в «серьезный» Драматический театр.

Под руководством Владимира Николаевича Макарова театр кукол стал одним из ведущих в стране; побывал на гастролях в Москве, Ленинграде, Венгрии.

В 1988 году Макарова назначают директором Челябинского академического театра драмы имени С.М. Цвиллинга (ныне им. Н. Орлова). Нового директора коллектив ждал в зале на малой сцене. Свободных мест не было. Пришли все, включая работников технических цехов.

– Этот день помню до сих пор, – тяжело вздохнув, вспоминает министр культуры области Макаров. – Шел – ног под собой не чуял. О драме рассказывали всякие страсти: страшный театр, директоров «едят» в одночасье. Но выбор был сделан... Единственное, что я смог обещать на том собрании, – сделать все возможное, чтобы театру было хорошо. Актеры – очень чуткие люди. Они чувствовали, что я искренне этого хочу, помогали. И в первую очередь, Наум Юрьевич Орлов. Гениальный человек, Мастер. Он всегда умел найти необыкновенные слова, ободрить или остудить. Я летел в театр на крыльях, забывая о выходных, отпусках.

Коллектив театра тогда жил единой дружной семьей. Лучшие годы театра. Яркие постановки. Гастроли труппы в Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, Ташкенте, Фрунзе, в Мюнхене и Ганновере.

Об одержимости директора тогда ходили легенды. Он сам встречал публику у входа. Следил за порядком в зале во время спектакля. Выводил из буфета задержавшихся там зрителей.

Через 9 лет, в 1997 году Владимир Николаевич соглашается на должность начальника управления культуры. Он вспоминает: «Было очень страшно взять все и бросить. Помню: иду мимо театра в управление, а душа не лежит, ноги туда не несут... Меня спас директор публичной библиотеки Зинаида Семеновна Савостина. На второй день она пригласила в библиотеку, показала хозяйство — встряхнула, заговорила. И вдруг я понял, что кроме театра есть другие объекты, где жизнь должна быть не менее интересной».

2

С 2004 по 2010 годы Владимир Николаевич Макаров – министр культуры Челябинской области. Он уделял большое внимание выстраиванию взаимоотношений министерства с администрациями муниципальных образований по вопросам культурного обслуживания населения области, укреплению материально-технической базы, поиску дополнительных источников финансирования. Под руководством Владимира Николаевича в Челябинской области проводились Международный фестиваль оперного искусства «Ирина Архипова представляет...», Международный фестиваль баянистов-аккордеонистов, театральные фестивали «Сцена», «Камерата», «Театральные опыты», «Театр без границ», Бажовский и Ильменский фестивали, кинофестивали и многое другое.

Макаров занимался восстановлением киносети на селе. При нем были открыты Концертный зал им. С. С. Прокофьева в Челябинске, Концертный зал им. С. Г. Эйдинова в Магнитогорске.

По инициативе Владимира Николаевича Макарова был создан областной Дом дружбы народов, проводились Дни культуры городов и районов области, фестивали национальных культур; возобновились гастроли театров и концертных организаций в селах и малых городах области.

К его заслугам можно отнести летний лагерь творчества детей «Уральская жемчужина», где отдыхают и занимаются в творческих мастерских дети из всех уголков области.

Под руководством В.Н.Макарова решались вопросы сохранения историко-культурного наследия, проводилась реставрация памятников. За два года было построено уникальное здание краеведческого музея, по своим параметрам не уступающее столичным и даже некоторым мировым. Возродились южноуральские библиотеки.

Также Макаров участвовал в разработке законов: «Об объектах культурного наследия (памятниках культуры и искусства) в Челябинской области», «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области», «О библиотечном деле в Челябинской области». Он возглавлял комиссию по присуждению Государственных премий Челябинской области в сфере культуры и искусства.

В 2000 году Владимир Николаевич Макаров был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ». В 2006 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие театрального искусства.

Кроме того, в 2008 году Макаров стал обладателем «Оскара фольклора», высшей награды Международной фольклорной ассоциации IGF. В том же году он в числе двадцати деятелей культуры (Лев Лещенко, Михаил Турецкий и др.) удостоен ордена «За обустройство земли Российской» в номинации «Культура». Церемония награждения проходила в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Департамент государственной политики Министерства культуры России наградил Владимира Макарова медалью «Патриот России». Он избран членом-корреспондентом Международной академии общественных наук, его имя занесено в «Золотую книгу Нации».

3

Есть у Владимира Николаевича Макарова жизненные принципы, лично им выработанные правила, которых он придерживается и в которые верит, среди них такой: «в жизни надо волю приложить, перебороть неуверенность, чтобы добиться результата. Когда передо мной стоит задача, кажущаяся невыполнимой, ощущаю, что я вышел на длинную дистанцию и должен дойти до конца, иначе будет страшный позор».

 

Источники:

  1. Бавильский Д. Центр удовольствия /Д. Бавильский, В. Макаров // Уральская парадигма. – 2000. – № 8. – URL: http://paradigma.urc.ac.ru/8/8_7.shtml (дата обращения: 04.02.2021).
  2. Макаров, В. «Курсовые я делал под музыку» : [о министре культуры Челябинской области] / В. Макаров // Вечерний Челябинск. – 2006. – 20 янв. – С. 27.
  3. Моргулис И. «Оскар» для министра культуры / И. Моргулис // Южноуральская панорама. – 2008. – 22 мая.
  4. Садчикова, Л. Инженер на фабрике прекрасного / Л. Садчикова // Челябинский рабочий. – 2011. – 19 фев. (№ 31).
  5. Садчикова, Л. Макаров как зеркало человеческой культуры / Л. Садчикова // Челябинский рабочий. – 2001. – 2 фев. (№ 33).

 

Михаил Скрябин

17.02.2021
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2020 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free