ico
50 лет со дня учреждения звания «Почетный гражданин города Челябинска»

Тракторозаводцы – почетные граждане города Челябинска
(к 50-летию со дня учреждения звания «Почетный гражданин города Челябинска»)

8 сентября 2017 года - 50 лет со дня учреждения звания «Почетный гражданин города Челябинска».

Главное богатство любого города – это люди. Благодаря их труду и таланту город развивается, растет, процветает.

Но есть граждане, которые внесли особенный вклад. За особые заслуги им присваивается звание «Почетный гражданин». Это высшая форма поощрения и признания.

Почетные граждане города - это представители разных поколений и разных профессий, но их объединяет главное – любовь к родному городу и огромный личный вклад в становление, и процветание Челябинска.

Из истории дореволюционного Челябинска нам известны имена двух почетных граждан это Владимир Корнильевич Покровский и Константин Яковлевич Михайловский. Первый был удостоен звания «Почетный гражданин города Челябинска» в 1907 году за благотворительную деятельность в области народного образования и организацию детского приюта в Челябинске. С именем второго связано строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, положившей начало бурному экономическому развитию Челябинска.

В 1967 году Челябинский горисполком возродил традицию присвоения звания «Почетный гражданин города Челябинска». Первым этого звания был удостоен Иван Степанович Белостоцкий.

В 1973 году в вестибюле здания Челябинского горисполкома был открыт стенд – мраморная плита, на которой золотыми буквами вписали имена пяти почетных граждан: И. С. Белостоцкого, М. Ф. Мороз, В. Н. Гусарова, Я. П. Осадчего. В дальнейшем этот список постоянно дополнялся.

В марте 1996 года главой города было утверждено новое положение о присвоении звания. Согласно ему, награжденный получает специальный диплом, нагрудный именной знак с надписью «Почетный гражданин города Челябинска» и удостоверение.

Имя человека, получившего звание, заносится на стенде городской администрации и в книгу почетных граждан.

По сложившейся традиции присвоение этого звания происходит накануне празднования дня рождения города.

Всего за период с 1967 по 2016 год было награждено 57 человек, среди них - восемь тракторозаводчан, и первым в списке стоит имя Ивана Степановича Белостоцкого.

 

Белостоцкий Иван Степанович
(1882 – 1968)
профессиональный революционер,
организатор здравоохранения на Урале,
основатель Трактростроя,
Почетный гражданин города Челябинска 1967 г.

Белостоцкий 

Иван Степанович Белостоцкий личность легендарная. Он участник трех русских революций. Был лично знаком с Лениным, дружил с Орджоникидзе. Его большая жизнь вместила огромное количество событий, встреч, имен.

Родился Иван Степанович в 1882 году, под Таганрогом, в бедной крестьянской семье. Окончив церковно-приходскую школу, в 13 лет начал трудовую жизнь. Работал токарем на литейном заводе, шахтером в Донбассе. Рано увлекся революционной деятельностью. В 1904 году вступил в большевицкую партию. Участвовал в революции 1905 года. В 1911 году большевицкой организацией был направлен на учебу в партийную школу в Лонжюмо, под Парижем. Среди преподавателей здесь был сам Ленин, а также Зиновьев, Каменев, Крупская, Луначарский. Благодаря этой школе Белостоцкий, не получивший хорошего классического образования, в последствии занимал крупные ответственные посты и успешно справлялся с порученным делом.

После возвращения, в 1912 году, Белостоцкий без всяких выборов был включён в ЦК партии. За свою революционную деятельность он не раз сидел в тюрьме, три года провел в ссылке. Октябрьскую революцию он встретил на Урале, в городе Лысьве. Являлся одним из организаторов Красной армии на Урале. В двадцатые годы он отошел от активной политической борьбы и занимался хозяйственной деятельностью. Иван Степанович стоял у истоков организации здравоохранения на Урале, хотя был далек от медицины. При нем было построено 44 больницы, открыто несколько институтов, в том числе исследовательских, но главное, что ему удалось, это сберечь старые кадры – профессуру медицины.

В 1930 году Белостоцкий получил новое назначение - это был Трактрострой. И дальше вся жизнь связана уже с Челябинском, с Челябинским Тракторным Заводом (ЧТЗ). Он был сначала начальником снабжения, а позднее руководителем работ по монтажу металлоконструкций – возглавил монтажное управлении. Затем стал начальником цеха металлоконструкции.

В войну Ивану Степановичу было уже за 60, но он работал, как все танкоградцы, без скидки на возраст, сутками не покидая завод. Почти 30 лет трудился Иван Сергеевич на ЧТЗ. На пенсию ушел, когда ему было уже за 70.

За заслуги перед государством Иван Степанович награждён многими орденами и медалями. О нем написаны книги. Его именем названа одна из улиц в Тракторозаводском районе. На здании завода управления установлена мемориальная доска, увековечившая память о нём.

 

Мороз Мария Федоровна
(1925 – 1996)
сверловщица,
мастер – наставник,
герой соц. Труда,
Почетный гражданин города Челябинска 1971 г.

Мороз

В 1971 году Почетным гражданином города Челябинска стала простая сверловщица – Мороз Мария Федоровна.

Это было время новых починов, инициатив, коммунистических движений, тогда очень ценились кадры. Ведь от простых кузнецов, токарей, конструкторов зависел успех предприятия, выполнение немыслимо высоких производственных планов.

Мария Федоровна родилась в деревне Зиновьево Орловской области. С детства знала тяжелый крестьянский труд, пережила войну. В 1945 году она уехала в Челябинск и 19 летней девчонкой пришла на ЧТЗ, который стал ее вторым домом и ее судьбой. Здесь она нашла общественное признание, друзей, мужа. Ее трудовой путь начался в цехе, где выпускали танки. Мария Федоровна трудилась сверловщицей. Работала с огоньком, в работу вкладывала душу. План всегда выполняла досрочно, активно осваивала смежные профессии. К работе подходила творчески, иначе просто не могла и не умела. В 1962 году организовала массовое движение по разработке личных планов и мобилизации внутренних резервов на рабочем месте.

Мария Федоровна одна из первых получила право работать с личным клеймом качества. Много лет была депутатом Верховного Совета РСФСР. Депутатские обязанности совмещала с работой. Помогала людям, всегда оставалась чуткой, внимательной, требовательной, работящей – все успевала. Была мастером-наставником, воспитала не одно поколение рабочей молодежи. Выйдя на пенсию, связь с родным заводом не порвала, долгое время состояла в совете ветеранов ЧТЗ.

Герой социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции и Знак Почета – все эти звания - свидетельство признания ее заслуг.

Мороз Мария Федоровна – первая из женщин получившая звание «Почетный гражданин города Челябинска».

 

Трашутин Иван Яковлевич
(1906 – 1986)
конструктор – моторостроитель,
инженер – полковник,
дважды герой соц. Труда,
Почетный гражданин города Челябинска 1978 г.

Трашутин

В 1978 году почетное звание присваивается выдающемуся конструктору, дважды Герою Социалистического Труда, Ивану Яковлевичу Трашутину.

Гений танкового двигателя – так называли Ивана Яковлевича Трашутина. Он был и остаётся одной из самых загадочных и засекреченных личностей на ЧТЗ. Даже о фактах вручения ему первой в 1966 и второй в 1976 году Золотой звезды героя в прессе не упоминалось.

Родился Иван Яковлевич на Украине в рабочей семье. В 12 лет, когда отец ушёл на войну, Иван стал кормильцем семьи – пошёл работать на завод. После 7 лет работы его направили учиться на рабочий факультет Харьковского технологического института. Закончив его на отлично, Трашутин вернулся на завод, в отдел тепловых двигателей, уже инженером-конструктором.

В 1931 год его, талантливого и упорного молодого специалиста направляют на учёбу в США, в престижный Массачусетский технологический институт, со стажировкой на заводах Генри Форда. В 1933 году он успешно защитил диссертацию, и его научный руководитель сказал ему такие напутственные слова: «У нас есть поговорка, он недостаточно умён, чтобы делать простые вещи. О вас этого не скажешь. Вы умеете делать просто – за этим стоит колоссальный труд». Это была высокая оценка.

Вернувшись на родной завод, он работает над быстроходным двигателем БД-2.

Репрессии тридцатых годов не обошли Трашутина, и год он провёл в лагерях НКВД. Тем временем производство танковых двигателей выделили в отдельный завод № 75, где он возглавил специальное конструкторское бюро.

В 1941 году завод эвакуировали в Челябинск. За годы войны Трашутин и его команда внесли около 750 важных конструкторских улучшений дизеля. Иван Яковлевич неоднократно выезжал в действующую армию, чтобы на месте разобраться в результатах танковых боёв. Он одним из первых получил орден Ленина в сентябре 1941 года, когда о наградах и не думали. Именно за семью двигателей БД-2 немецкие конструкторы танков в годы войны дали ему кличку Иван-дизель. В послевоенные годы Трашутин со своими учениками разработали дизели для тракторов С–80, С-100, и уникального потрясшего конструкторов всего мира трактор с дизель-электрической передачей ДЭТ -250.

В 1945 году Иван Трашутин и его бюро были награждены орденом Ленина, а в 1946 году Иван Трашутин за дизель мотор получил Государственную премию.

За заслуги в развитии отечественного машиностроения ему дважды было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1983 году в Тракторозаводском районе установили бюст, причем по статусу он должен был установлен на родине героя, но Трашутин настоял, чтобы это был Челябинск. Талантливый, с острым аналитическим умом, скромный и не принуждённый в быту, невероятно общительный он умел создавать в КБ атмосферу, когда талантливо работалось всем, а его главной похвалой было: «Профессионально сделано!»

 

Криницын Анатолий Иванович
(1945)
потомственный рабочий,
полный кавалер ордена Трудовой Славы,
Почетный гражданин города Челябинска 1985 г.

Криницын

Анатолию Ивановичу Криницыну – рабочему сварочного цеха ЧТЗ, потомственному тракторостроителю высокий титул Почетного гражданина города был присвоен в 1985 году, в канун 250-летия города. Но его имени вы не найдете ни на страницах книг, ни на доске почета, потому что он добровольно отказался от звания по политическим причинам и был вычеркнут из почетного списка.

Анатолий Иванович Криницын – коренной челябинец. Отец и мать его трудились на ЧТЗ. Ему было 17 лет, когда он, не поступив в институт, пришёл на завод. «А ведь всё могло сложиться иначе» - вспоминает Анатолий Иванович. Мог уйти в профессиональный спорт, там были успехи, или махнуть на какую-нибудь великую стройку, или стать инженером приборостроителем. Но он продолжил отцовское дело и после армии снова вернулся на завод, о чём никогда не жалел. Работал в холодно-штамповочном цехе №2 и слесарем, и электросварщиком, в короткое время освоил все операции на участке. Природная смекалка, любознательность, щепетильность во всём, огромное чувство ответственности, умение поставить дело выше себя – все эти качества привели к успеху. Он не однократно выходил победителем отраслевого соревнования. Работал с опережением плана – пятилетку выполнял за три года. Один из первых получил право работать с личным клеймом качества. Как итог три ордена Трудовой Славы.

Его называют человек-загадка. Он принципиален во всем: и в работе, и в личных отношениях.

Он никогда не искал выгоды для себя и никогда ни у кого ничего не просил. Квартиру получил, только когда очередь подошла, несмотря на свои трудовые заслуги.

Коммунист, парторг группы, член Тракторозаводского райкома партии, он не смог изменить своим принципам, и осенью 1991 года после распада КПСС, он в знак протеста добровольно отказался от звания Почётного гражданина города Челябинска.

Криницына за принципиальность и честность ценили и уважали. В 1993 году он ушел с ЧТЗ и продолжил работать электросварщиком на заводе монтажных заготовок. В памяти заводчан он остался человеком с обостренным чувством гордости.

 

Румянцева Валентина Даниловна
(1930)
терапевт,
участковый врач мед. сан. части ЧТЗ,
заслуженный врач РСФСР,
Почетный гражданин города Челябинска 1986 г.

Румянцева

В 80-х годах стратегией государства была забота о населении, прежде всего о здоровье людей, поэтому не случайно в 1986 году звание почетный гражданин города получила врач-терапевт Румянцева Валентина Даниловна.

Румянцева Валентина Даниловна родилась в 1938 году, в Белгородской области, в семье военнослужащего. Город Челябинск оказался последним местом назначения отца, здесь он после демобилизации обосновался с семьей.

Валентина Даниловна мечтала стать врачом. И в достижении своей цели проявила завидное упорство. После окончания школы несколько раз пыталась поступить в медицинский институт и добилась своего лишь с четвертой попытки.

В 1965 году, окончив институт, пришла работать в медсанчасть ЧТЗ и тридцать лет проработала участковым врачом поселка Киргородок. За отличную работу в 1978 году ей было присвоено звание «Лучший участковый города», а в 1984 году «Заслуженный врач РСФСР». Валентина Даниловна была самозабвенно предана работе, переживала за каждого пациента, была настоящим семейным врачом. Она всегда говорила, что на жизненном пути ей встречались только хорошие люди. Она была благодарна коллективу, своим наставникам, у которых научилась многому. И работала честно, с душой, открытым сердцем и с любовью к людям!

 

Зайченко Георгий Васильевич
(1915 – 2004)
организатор производства,
хозяйственный и партийный деятель,
директор ЧТЗ,
Почетный гражданин города Челябинска 2000 г.

Зайченко

12 сентября 2000 года в год своего 85-летия почетным гражданином города становится Георгий Васильевич Зайченко.

Герой Социалистического Труда, крупный хозяйственный деятель, он 18 лет стоял во главе Челябинского Тракторного завода. Это руководитель, которого с полным правом можно назвать созидатель.

Георгий Васильевич Зайченко родился в 1915 году на станции Славянск Харьковской губернии, в семье железнодорожника. Закончив семь классов, он отучился в школе заводского ученичества, где получил сразу две специальности. Учился он со старанием, у него была сильная тяга к знаниям. В 1935 году продолжил образование в Харьковском авиационном институте, был лучшим студентом, сочетал учебу с общественной работой – был секретарем комитета комсомола.

В 1939 году с отличием окончив институт, как молодой специалист продолжил работу на Харьковском государственном заводе № 75, где был специальный дизельный отдел и выпускались танковые двигатели. Зайченко руководил отделом технического контроля, их задачей было следить за качеством выпускаемой продукции.

С началом войны, в 1941 году завод был эвакуирован в Челябинск. Зайченко занимался демонтажем, упаковкой, погрузкой и отправкой оборудования центральной измерительной лаборатории. Последний эшелон ушел за 7 дней до захвата Харькова немцами.

В Челябинске, уже на ЧТЗ, он продолжил возглавлять цеховое бюро технического контроля. В 1945 году он получил орден Красной Звезды и орден Знак Почета за успешное выполнение заданий по обеспечению Красной Армии тяжелыми танками.

В 1949 году Георгий Васильевич возглавил моторное производство и получил новое, уже партийное назначение: заместитель секретаря парткома тракторного завода.

В 1954 году он полностью ушел на партийную работу - стал первым секретарем Тракторозаводского райкома партии, а затем возглавил промышленно-транспортный отдел в областном комитете партии. В его ведении находились все промышленные, в том числе атомные и ракетостроительные предприятия области. Он много времени проводил в сороковке и в Челябинске-70, помогал руководителям в решении сложных задач. Немало сил вложил в организацию и строительство военного производства в Миассе. Он курировал строительство ферм, предприятий, цехов, организовывал выпуск техники для села.

В январе 1961 года Зайченко возвратился на родной Тракторный завод уже в должности директора. Это были самые яркие годы в истории ЧТЗ. В 1961 году поставлен на серийное производство трактор ДЭТ-250, который неоднократно завоевывал золотые медали на различных международных выставках. В 1966 году запускается в производство не знавшая аналогов БМП (боевая машина пехоты). Была построена кузница № 5. В 1970 году началась реконструкция завода. Нужно было без снижения темпов производства модернизировать и перестроить завод, чтобы перейти на выпуск новых видов тракторов. «Битвой в пути» назвал Георгий Васильевич реконструкцию и гордился, что завод стал Ударной комсомольской стройкой. За время реконструкции завод обновился, расширился, появились заводы-филиалы и ЧТЗ стал именоваться производственным объединением. В 1971 году за достигнутые успехи завод был награжден Орденом Ленина.

Большое значение Георгий Васильевич придавал кадрам. При его непосредственном участии в помещении бывшей школы № 84 был создан профтехцентр для обучения школьников района рабочим профессиям, открылся вечерний рабочий факультет при Челябинском политехническом институте, укреплялись базы машиностроительного техникума, профессионального училища №1.

По его инициативе появился музей ЧТЗ, в 1965 году на Комсомольской площади установили памятник – танк ИС-3, в 1975 году в саду Победы - памятник тракторозаводцам, погибшим в годы войны. Благодаря Георгию Васильевичу в детском парке открыли дом юных техников, построили дворец спорта «Надежда», плавательный бассейн, профилакторий «Солнечный», санаторий «Уралец» в Ессентуках. При нем строились общежития, жилье, для удобства рабочих от заводоуправления пущены новые троллейбусные и трамвайные линии.

Оставив пост в 1979 году, он работал в рядовой должности инженера-конструктора. Честный, скромный, порядочный и очень ответственный таким запомнили его коллеги. Более 60 лет своей трудовой деятельности отдал он ЧТЗ, Тракторозаводскому району, городу и области. Заслуги Георгия Васильевича высоко оценены правительством и руководством.

 

Ложченко Николай Родионович
(1930 – 2015)
заслуженный рационализатор РСФСР,
заслуженный работник промышленности СССР,
генеральный директор ЧТЗ,
Почетный гражданин города Челябинска 2005 г.

Ложченко

Еще одного Почетного гражданина и директора ЧТЗ дала нам Украина.

В 2005 году почетным гражданином стал крупный руководитель, бывший генеральный директор ЧТЗ, заслуженный рационализатор РСФСР, заслуженный работник промышленности СССР Ложченко Николай Родионович.

Он родом с Украины. Мальчишкой пережил военное лихолетье: и голод, и тяжёлый крестьянский труд, и немецкую оккупацию. После войны окончив Кременчугский машиностроительный техникум, по распределению попал в Челябинск, на Тракторный завод.

Начинал в должности технолога. Работал творчески, проявил себя как активный рационализатор (однажды сам написал в заводскую газету об изобретении), даже получил звание «Заслуженный рационализатор РСФСР».

Без отрыва от производства окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Был назначен начальником цеха. Должности следовали одна за другой, кто-то может назвать его счастливчиком, но всего в жизни Николай Родионович добивался сам: не было у него влиятельного помощника. А помогало ему лишь то, чему научили его деревенские родители - умение работать, быть честным, порядочным в отношениях с людьми.

Николай Родионович прошёл все ступени обычные для настоящего производственника: от технолога до директора завода. Он всегда отличался умением нестандартно мыслить, настойчивостью, упорством, обладал организаторскими способностями. Кем бы он ни работал, всегда на максимуме, на пределе своих возможностей.

В 1979 году Ложченко возглавил Челябинский тракторный завод и руководил им до 1995 года. Этот период совпал с реконструкцией: строились новые производственные корпуса, линии, запускался новый конвейер, увеличивались производственные мощности. Это был нелегкий период. Дел было так много, что не хватало рабочей недели. Как сказал сам Ложченко: «Нам не хватило трёх лет социализма, чтобы довести реконструкцию до конца».

Много сил и труда вложил Николай Родионович в решение социальных вопросов. При нем построено много жилья. Возведен 11 микрорайон, застроена высотками территория возле сада Победы. Особенной заслугой было строительство специальных домов для молодых семей. Открывались детские сады, в то время их было построено более 20. Все это способствовало закреплению молодежи на заводе. Благодаря его содействию была открыта поликлиника на территории завода, оснащенная по тем временам современнейшим оборудованием и поликлиника детской больницы.

В 90 годы, с распадом СССР и началом рыночных отношений упало все производство. ЧТЗ, как и все машиностроение, оказался в тяжелом положении. Началась приватизация, затем последовала смена собственника, в это смутное время Ложченко пришлось завершить свою заводскую карьеру.

Оставив пост в 1995 году, он с 1996 по 2002 год оставался советником генерального директора, пригодились его огромный опыт и компетентность. Он пользовался уважением. Его мнение всегда было очень ценным.

С 2003 года, Ложченко возглавлял Совет ветеранов. Его огромный авторитет позволял решать многие проблемы быстро и эффективно.

Судьба завода волновала его, не скрывая душевной боли, он верил, что ЧТЗ займет достойное место среди лучших предприятий страны.

 

Видгоф Борис Ефимович
(1964)
предприниматель,
общественный и политический деятель,
Почетный гражданин города Челябинска 2016 г.

Видгоф

В 2016 году список почетных тракторозаводчан пополнился. Почетное звание получил Видгоф Борис Ефимович.

Человек реальных дел – так называют Бориса Ефимовича. Он инициативный, энергичный и талантливый руководитель.

Трудолюбие, пунктуальность, порядочность и умение доводить любое дело до конца – такова формула успеха Бориса Видгофа.

Он родился в Челябинске, в 1964 году. Вся его жизнь связана с Тракторозаводским районом. Он вырос в Киргородке, учился в 107 школе, серьезно занимался спортом, играл в хоккей.

В семье все были гуманитарии. Дед работал в редакции газеты «Вечерний Челябинск», мама - в челябинской филармонии, и сам он, тоже окончив Челябинский институт культуры, какое-то время заведовал клубом в машиностроительном техникуме.

Его лидерские качества проявились еще во время службы в армии. А служил он в суровой Чукотке, в Краснознаменном Дальневосточном округе. Вернувшись из армии в 1986 году, устроился работать на ЧТЗ слесарем, в цех сборки моторов. Через два года решил проявить себя в бизнесе и ушел на вольные хлеба.

В 1991 году уже набравшись опыта, создал и возглавил ЗАО ПКП «БОВИД» - торговый дом, специализирующийся на поставках запчастей и техники таких крупных заводов, как «ЧТЗ-УралТрак», «Мотордеталь», и «УралАз». Сейчас это крупный многопрофильный холдинг, постоянно расширяющийся.

Борис Видгоф активно участвует в политической жизни города. Он трижды был избран депутатом Челябинской городской Думы. С 2001 года занимал пост заместителя председателя постоянной комиссии по бюджету, экономической политике и налогам. Награжден Почетной грамотой Челябинской городской Думы.

Борис Видгоф ведет активную благотворительную деятельность, в первую очередь в Тракторозаводском районе, где вырос и работает. Он помогает школам, детским домам, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Он поддерживает детские клубы, учреждения культуры. На протяжении многих лет спонсирует детскую школу «Трактор» и помогает мастерам команды «Трактор», за что получил благодарность Федерации хоккея России.

В последнее время Борис Видгоф успешно развивает строительное направление. В 2011 году он был удостоен звания «Почетный строитель России», а в 2017 ему году вручили орден Российского союза строителей. В 2013 году награжден знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».

Борис Ефимович Видгоф называет своим жизненным кредо фразу «К успеху – вместе». Он считает, что к успеху приводит не везение и счастливый случай, а слаженная работа единого коллектива, где все единомышленники, работающие на общее дело. Без команды, которой доверяешь, не может быть результата ни в чем: ни в бизнесе, ни в производстве, ни в политике. И он благодарен своей команде за профессионализм, поддержку и понимание.

Впереди новые герои и нам остается надеяться, что в этом списке вновь появятся имена тракторозаводчан.

 

Татьяна Котова

12.09.2017
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2015 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free