dgdico
Детская железная дорога – 65 лет

С инициативой создания Детской железной дороги (Малой Южно-Уральской железной дороги) выступили комсомольцы школы № 2 (железнодорожная) г. Челябинска.

Исполком Челябинской области Совета депутатов трудящихся в 1940 году утвердил комитет содействия строительству Детской железной дороги. Начальником строительства был назначен А. И. Козырев, ставший впоследствии начальником Детской железной дороги. Стройка стала общей заботой многих городских служб, прежде всего коллектива ЮУЖД.

Проект станционных зданий разработали архитекторы К. Д. Евтеев, Е. В. Александров и др.; геодезические изыскания, рабочий проект и смету составили сотрудники Челябдорпроекта.

12 мая 1940 года на работы по расчистке территории для строительства вышли около 6 тысяч комсомольцев и школьников старших классов.

К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа – День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, оно так и не состоялось.

В годы войны Детская железная дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены.

В первые послевоенные годы средств на восстановление и достройку дороги не было. И только 31 июля 1949 года состоялось торжественное открытие Детской железной дороги. На тот момент дорога, протяженностью около 700 метров, соединяла две тупиковые станции. Одна из них – имени Павлика Морозова – сохранилась до сих пор.

Первый поезд Малой Южно-Уральской прошел под управлением юного железнодорожника Володи Вырина. Поезд состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и паровоза.

К 1953 году протяженность Детской железной дороги увеличилась до 2 км; дорога соединила Центральный парк культуры и отдыха с прилегающим лесопарком и водной станцией.

К концу 1961 года длина дороги составила 4 км.

В связи с прекращением работы Детской железной дороги (1996 год) из-за отсутствия финансирования вопрос о ее дальнейшей судьбе обсудили администрации области, города и ЮУЖД. Было принято решение о восстановлении и реконструкции Детской железной дороги.

В мае 1997 года восстановлен участок пути от станции им. Павлика Морозова до ст. Водная и возобновлено движение поездов. Началось строительство станций Звездная, Лесная (бывшая Пионерская), Солнечная и посадочной платформы Зоопарк.

С 31 июля 1998 поезда стали ходить по всему 5-км пути Детской железной дороги.

Деятельностью дороги руководит совет из 20 активистов. Обслуживают и эксплуатируют Детскую железную дорогу юные железнодорожники: обязанности проводников, операторов, дежурного по станции, осмотрщиков вагонов, машинистов тепловоза выполняют ученики 6–8-х классов железнодорожных школ Челябинска.

Сейчас все станции имеют высокие посадочные платформы. Причем, на станции Водная платформы сооружены у двух приемо-отправочных путей, что позволяет принимать одновременно два поезда, а значит организовать движение двух составов со скрещением по этой станции.

Дорога на всем протяжении оборудована двусторонней полуавтоблокировкой, однако, в целях обеспечения безопасности, на станциях сохранен ручной привод стрелочных переводов.

Руководство дороги не останавливается на достигнутом – есть реальные планы продления Детской железной дороги со строительством двух новых станций. Если это удастся претворить в жизнь, то Малая Южно-Уральская станет дорогой, располагающей самым большим, среди всех детских дорог мира, числом раздельных пунктов.

29.07.2014
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2015 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free