ico
С Днём строителя!

Строителям Челябинска посвящается

1

Накануне Дня строителя, а по традиции он отмечается во второе воскресенье августа, расскажем немного об истории строительства в Челябинске.

История строительства в Челябинске началась 285 лет назад со строительства на берегу реки Миасс в 1736 году Челябинской крепости, рубленной из леса. Крепость была прямоугольной формы с выступами по углам и двумя башнями с северной и южной сторон и размерами около 130 х 130 метров и деревянным ограждением. Вокруг крепости селились жители и строили себе избы.

2 Челябинская крепость

20 июня 1742 года немецкий путешественник И. Г. Гмелин составил первое описание крепости: «Эта крепость также находится на реке Миясс, на южном берегу, она похожа на Миясскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих брёвен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей. Она заложена вскоре после Миясской крепости, а имя получила от ближайшего к ней, находящегося выше на южной стороне реки леса, по-башкирски Челябе-Карагай».

23 марта 1748 года в Челябинской крепости был заложен первый каменный храм, ставший главным собором Исетской провинции.

Город продолжал строиться вокруг крепости с прямыми, широкими улицами. Первоначально была застроена территория вокруг крепости на правом берегу реки Миасс. Затем строительство перенеслось на левый берег, а район получил название Заречье. В Заречье была построена Святотроицкая церковь, пожарная каланча, появился первый рынок.

Первый каменный жилой дом «о шести покоях на двух етажах» был построен в 1789 году на берегу реки Миасс купцом Ефимом Сапожниковым. Кирпич был куплен в Троицке и по тем временам стоил баснословных денег. Челябинцев удивляли толстые стены дома, каменный подвал, ворота и железные ставни. И ставни, и ворота, и гвозди-штыри были привозными, чем купец очень гордился. Этот дом простоял до 1924 года и был снесен после опустошительного пожара.

Первый «генеральный» план города утвердил император Николай I в 1838 году. План определил формирование современного центра Челябинска.

Дальнейшее развитие город получил с окончанием строительства в 1892 году Самаро-Златоустовской железной дороги, соединившей Челябинск с европейской частью России, а затем и с Зауральем и Сибирью. В нескольких верстах от города выросли вокзал, паровозное депо, железнодорожный клуб. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков.

Большие изменения произошли в городе в конце XIX - начале XX века, когда начался экономический подъем, стала перестраиваться его центральная часть. На улицах Уфимской, Большой, Азиатской, Никольской, Ключевской, Ивановской, Михайловской, Исетской, Скобелевской, Садовой, Сибирской и других «небольшие деревянные домики заменялись двух- и трехэтажными каменными громадами». Началось интенсивное строительство каменных и кирпичных домов. Строили из кирпича и местного гранита. Благо, и глин, и гранитов вокруг Челябинска предостаточно.

Несколько десятков таких построек сохранилось в городе и до наших дней, например, особняк Архипова, дом Юдиной-Лоренсова, особняк Данцигера-Высоцкого, дом Хованова.

3 Особняк Архипова

4 особняк Данцигера

Украсили улицы Челябинска новые торговые дома. Самые значительные из них сохранились до сегодняшнего дня, и дают возможность нам воочию увидеть, каким был Челябинск много лет назад: Торговый пассаж братьев Яушевых, Торговый дом Валеева.

5 Торговый дом Яушевых

6 Торговый дом Валеева

Работала в Челябинске фирма Всеволода Васильевича Лоренсова – ему принадлежал кирпичный завод изразцовых и терракотовых изделий и огнеупорного кирпича. Выпускали плитку керамическую, облицовочный изразец и кирпичи для кладки печей и домов. Вот и сегодня в некоторых старинных зданиях Челябинска можно встретить камины из каталога завода Лоренсова, например, в особняке Архипова.

7 Завод Лоренсова

Челябинцы очень любят прогуляться в парке имени Ю.А. Гагарина. Шершнёвский бор прекрасный, и от центра недалеко. А в самом бору – многочисленные гранитные карьеры. Им и названия придумали – «Cтуденческий», «Изумрудный». Есть и другие – безымянные. Карьеры – это открытые выработки по добыче гранита.

8 Карьеры

Пройдитесь по Кировке и вы увидите гранит из шершнёвских карьеров и на фасадах зданий, и в фундаментах. Из гранита была когда-то сложена и набережная реки Миасс. А профессии каменщика, печника и плотника были очень востребованы в старом Челябинске.

Челябинск строили многие известные архитекторы, инженеры, строители, подрядчики: Аркадий Фёдоров, Константин Ефимович Жуков, Рудольф Иосифович Карвовский, Александр Францевич Бейвель, Михаил Антонович Лежень, Теодор Мартинович Эрвальд, Андрей Константинович Буров, Федор Львович Серебровский, Мария Петровна Мочалова, Дина Львовна Бернштейн и многие, многие другие. Именно благодаря архитекторам, проектировщикам и строителям Челябинск приобрёл свой нынешний облик. А многие здания вошли в историю архитектуры («Народный дом», особняк Данцигера, Дворец спорта «Юность», Драматический театр имени Н.Орлова, железнодорожный вокзал, Торговый центр).

С именами двух людей связано строительство двух градообразующих и очень важных для Челябинска производственных объектов – Челябинского тракторного завода и Челябинского металлургического завода.

9 Казимир Ловин

Казимир Петрович Ловин руководил строительством Челябинского тракторного завода. Он же был его первым директором. В газете «Вечерний Челябинск» была опубликована статья «Казимир Ловин: мудрость крестьянского сына», в которой подробно рассказано о первом директоре Челябинского тракторного. Родился Казимир Ловин 23 февраля 1893 года в деревне Сушки Дриссенского уезда Витебской губернии в крестьянской семье. Уехал работать в Санкт-Петербурге. Окончил шесть классов реального училища. Работал слесарем, помощником монтера, трансформаторщиком на петербургских электростанциях. В 1925 году окончил Московский электромеханический институт по специальности «электрик». В ноябре 1929 года был назначен начальником «Челябтракторстроя». В 1930 году с группой специалистов побывал в США, где знакомился с опытом работы фирм «Катерпиллер», «Аллис Чалмерс», «Аллиганс», а затем создал в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск тракторплэнт». С 29 сентября 1933 года по 5 марта 1934 года Казимир Ловин – директор Челябинского тракторного завода. За успехи в развитии тяжелого машиностроения Казимир Петрович был награжден орденом Ленина. По обвинению в шпионаже, руководстве террористической организацией и подготовке теракта против Сталина приговорен ВК ВС СССР к расстрелу. Расстрелян в Москве 15 ноября 1937 года. Реабилитирован 29 августа 1956 года Военной коллегией Верховного Суда СССР. В 1999 году на ЧТЗ учреждена премия имени Ловина, которой удостаиваются отличившиеся руководители заводских производств. А в Челябинске в Тракторозаводском районе есть улица имени строителя и первого директора завода.

10 А.Н. Комаровский

Второй значимый для Челябинска производственный объект – Челябинский металлургический завод, строил военный строитель Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и государственных премий, доктор технических наук, профессор, генерал-полковник инженерно-технической службы Александр Николаевич Комаровский. Александр Николаевич написал несколько книг, которые и сегодня будут интересны для прочтения всем, кто интересуется строительством. В своей книге «Записки строителя» Комаровский делится опытом, рассказывает о строительстве канала имени Москвы, оборонительных рубежей в годы Великой Отечественной войны, Челябинского металлургического завода, атомной станции в Обнинске, Московского государственного университета и многих других сооружений.

В 60-80-е годы среди многих построенных зданий было и несколько архитектурных брендов Челябинска: Дворец спорта «Юность», железнодорожный вокзал, Торговый центр, цирк, театр драмы.

Дворец спорта «Юность» сооружен в 1967 году по проекту Минского дворца спорта, но челябинский отличается посадкой на высокий стилобат, динамичной формой закруглённого козырька с большим выносом. Первыми посетителями Дворца спорта стали строители, именно для них в этот день был устроен торжественный приём.

В здании Торгового центра с куполообразной крышей, площадь которого 102 х 102 метра (почти как размеры челябинской крепости XVIII века) нет ни одной поддерживающей колонны. Макет купола экспонировался на международных выставках в Нью-Йорке (1974) и в Лондоне (1978). Работа строителей была отмечена дипломом первой степени ВДНХ СССР.

На Канадской выставке в Монреале в 1967 году Челябинский вокзал был признан лучшим в Советском Союзе и заслужил серебряную медаль.

Здание театра драмы построено в 1973–82 годы для Челябинского драматического театра им. С. Цвиллинга. Овальное здание выстроено из железобетона и стекла и облицовано беломраморными плитами. Авторский коллектив архитекторов и проектировщиков удостоен в 1991 г. Государственной премии РСФСР.

Хорошо узнаваемые, они стали символами Челябинска.

11 Кирилл Шишов

В Челябинске живёт уникальный человек, совместивший строительную профессию с преподаванием, литературной деятельностью и охраной культурного наследия – Кирилл Алексеевич Шишов (Шишев). Родился он 19.11.1940 года в Челябинске. Кирилл Алексеевич – кандидат технических наук (1970), член СРП, заслуженный работник культуры РФ (2006). Окончил ЧПИ (Челябинский политехнический институт) в 1963 году. До 1988 года младший научный сотрудник, доцент, заведующий кафедрой металлических и деревянных конструкций ЧПИ. Автор свыше 30 научных работ. Автор книг, более 200 статей, публикаций в газетах и журналах. Общественный деятель и публицист, Кирилл Алексеевич – известный краевед и специалист по истории Челябинска.

Среди жителей города Челябинска много людей, внесших свой вклад в создание нашего города, удостоенных ответственного и значимого звания «Почетный гражданин города Челябинска». Архитектор Евгений Викторович Александров, заслуженный строитель РСФСР Виктор Яковлевич Боос, Федор Фомич Верещагин, Мария Петровна Мочалова, Николай Семенович Патоличев, Заслуженный строитель РСФСР, почетный строитель Леонид Дмитриевич Семичастный, почетный строитель Виталий Иванович Соломин.

Этот список ещё будет продолжен. Строительство Челябинска не окончено.

12

Может быть кто-то из молодых челябинцев внесёт свой вклад в строительство нашего города.

А получить строительную профессию можно в высших учебных заведениях и в колледжах.

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет). Архитектурно-строительный институт.

Южно-Уральский технологический университет.

Южно-Уральский институт управления и экономики.

Челябинский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения».

Южно-Уральский государственный технический колледж

Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова.

Специальности, по которым готовят в учебных заведениях: строитель, мастер производственного обучения, прораб, сметчик, менеджер-проектировщик, инженер-гидротехник, инженер по проектно-сметной документации, инженер по проектно-сметному надзору, инженер ПТО и другим.

Представляем высотные новостройки Челябинска и поздравление строителей с праздником.

13

Поздравляем всех челябинских строителей с профессиональным праздником!

 

Виктор Красуский

06.08.2021
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2020 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free