Железнодорожный вокзал (Привокзальная площадь, 1)

1

Представляем вашему вниманию рассказ о Челябинском вокзале. О каком? Ведь зданий, собственно говоря, целых три. Это отреставрированное и перестроенное кирпичное здание старого вокзала, принимавшее пассажиров до 60-х годов прошлого века. Новое, сданное в эксплуатацию 5 ноября 1965 года. И Пригородный вокзал со своими собственными пригородными кассами.

Расскажем о самом главном здании – станции Челябинск Главный. В конце 50-х годов пассажиропоток через станцию Челябинск Главный увеличился. Конечно, перестроенный в 30-е годы старый челябинский вокзал с таким количеством пассажиров уже не мог справиться. Проектировать новое здание начали в конце 50-х в головном проектном институте СССР по разработке железнодорожных узлов и станций «Киевгипротранс».

2

К проекту были привлечены архитекторы Л.М. Чуприн, В. Грищенко, С. Крушинский, инженеры Г. Сидамонидзе, Б. Березинский. Леонид Чуприн уже был известен благодаря восстановлению после Великой Отечественной войны вокзала в Кишинёве и строительству вокзала в Одессе. Проект объединенного железнодорожно-автобусного вокзального комплекса в Челябинске, получил премию Совета Министров СССР.

Л.М. Чуприн родился в Ростове-на-Дону. В 1938 г. окончил Всесоюзную Академию художеств по специальности архитектор-художник. С 1945 г. – старший архитектор Львовской экспедиции Киевтрансузелпроекта. С 1953 г. – главный архитектор проектов Киевгипротранса. По его проектам построены и реконструированы крупные вокзалы на станциях: Одесса, Житомир, Черкассы, Кишинев, Борисполь, Самбор, Тернополь, Бендеры, Бессарабская, Минеральные Воды, Магнитогорск, Челябинск, Барнаул, Нижний Тагил, Акмолинск, Новокузнецк. А также административное здание Управления Молдавской железной дороги в Кишиневе, прижелезнодорожный сортировочный почтамт и Дворец пионеров в Киеве. Награжден орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд». Почетный железнодорожник.

3

Строительство начал в 1960 году строительно-монтажный поезд № 150 Южуралтрансстроя. Собирали здание из типовых монолитных бетонных элементов жилищного и промышленного строительства. Так получилось намного дешевле. И вот в ноябре 1965 года – торжественное открытие. Площадь двухэтажного здания составила 20 тысяч кв. м, высота залов – 16 м. Для выхода на платформы возвели конкорс – зал, напоминающий коридор, перейдя через который пассажиры оказываются на нужной платформе. Площадь вокзала достаточна для того чтобы вместить 6000 человек, а за сутки вокзал мог пропустить до 50000 пассажиров. Не просто вокзал – а транспортный узел. В левом крыле расположился автовокзал, а в правом – пригородные кассы электричек. Удобно! В проекте было предусмотрено сплошное остекление главного фасада, купольные перекрытия центральных залов. А ещё комплекс включал здание гостиницы, являющееся высотной доминантой. В 1985-88 оформление фасада было дополнено витражами на втором этаже, выполненными по проекту ленинградских художников А.Королева и В.Буканова.

12

13

На Канадской выставке в Монреале в 1967 году Челябинский вокзал был признан лучшим в Советском союзе и заслужил серебряную медаль.

4

5

Так и служил вокзал людям, но в 1998 году было проведено обследование строительных конструкций комплекса, и специалисты институтов «Челябжелдорпроект» и «Уралниистройпроект» пришли к выводу, что несущие конструкции находятся в неудовлетворительном состоянии, перегружены своды-оболочки. Нужно проводить усиление конструкций здания, посчитали специалисты. Это касалось плит перекрытия и многих других элементов: инженерных сетей, утепления здания и остекления. Изменились нормы энергосбережения, стандарты обслуживания пассажиров. И в августе 1998 года начались подготовительные работы по проведению реконструкции зданий. Победителем тендера, в котором принимали участие 16 фирм, стала югославская фирма «NeimarEngineering».

Проект реконструкции предусматривал не только замену и усиление несущих конструкций, но и изменение внутренней планировки, создание условий для обслуживания инвалидов, реконструкцию гостиницы, служебных помещений. Замене подлежали все внутренние инженерные сети, вместо остекления использовались стеклопакеты. Были предусмотрены эскалаторы для инвалидов. Купольные перекрытия залов покрывались специальными медными листами. Менялся и существовавший пол.

В 1999 году началась комплексная реконструкция здания вокзала. Главный инженер проекта – директор представительства фирмы Р. Одалович, главный архитектор проекта – З. Жункович, проектирование интерьеров – архитекторы Т. Янкович, Ж. Олячич, П. Йович, С. Шумаков, Н. Адайкина, Н. Митрофанова, С. Свентицкая, А. Фитковский.

6

Обновлённое здание приняло пассажиров 24 августа 2004 г. Вокзал торжественно открывали первый президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев, полномочный представитель президента в УрФО П. Латышев, губернатор Челябинской области П.И. Сумин.

Очень изменился интерьер здания: в отделке стен и полов были использованы плитки из отделочного камня, купола освещали угловые светильники, появилась наружная подсветка здания, было установлено несколько новых фонтанов, организован зимний сад.

8

В здании железнодорожного вокзала смонтировано несколько фонтанов. Фонтан возле входа называется «Каменный цветок». Он искусно отделан змеевиком. Выполнена подсветка фонтана.

7

Около лестницы на второй этаж находится фонтан «Шар» – большой шар из гранита, который крутится на струе воды.

9

Гордостью вокзала стал фонтан, украшенный статуей «Россия».

10

Украшением вокзала являются гравюры, выполненные мастерами Златоуста, рассказывающие об истории железных дорог и города Челябинска. Гравюры разбиты на тематические группы. На первой группе изображено строительство Транссибирской магистрали и приезд царя Николая II. Вторая группа рассказывает о работе железной дороги. Третья группа – вклад Урала в победу в Великой Отечественной войне. Последняя группа – это картины современной жизни.

11

Для отделки здания вокзала было использовано 25 000 квадратных метров камня. Породы: мрамор, гранит, змеевик. Только гранита присутствует более 10 сортов с многочисленными оттенками. Его доставляли со всего Урала и из Башкирии. Камень зелёного оттенка, хибинит, привезли из Мурманской области, а благородный габбро – из Карелии.

В декабре 2005 г. было открыто реконструированное 9-этажное здание гостиницы. Компания «РЖД» выделила 100 млн. рублей на финансирование этого проекта. Реконструкцию провели специалисты строительно-монтажного поезда № 11 ЮУЖД. Во время строительных работ функцию гостиницы выполняли 3 вагона, стоявшие на первом пути. Сейчас в номерном фонде гостиницы номера люкс, повышенной комфортности, номера для гостей с ограниченными физическими возможностями. А с верхнего этажа открывается панорама города.

Время не стоит на месте, и Российские железные дороги планируют новые изменения, которые будут соответствовать современным требованиям. Вокзал – как «ворота» в город всегда открыт челябинцам и гостям столицы Южного Урала.

14

О челябинском вокзале, истории российских железных дорог, о труде железнодорожников можно прочитать в Интернете и книгах, находящихся в фондах библиотек Централизованной библиотечной системы и краеведческого отдела Центральной библиотеки имени А. С. Пушкина:

Арсеньев Б.В., Шуклина Н.Я. Челябинск, станция — статья в энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Изд. испр. и доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – 1112 с.

15

Вехи Великой Победы : воспоминания ветеранов Южно-Уральской железной дороги / редактор А. Л. Казаков. – Челябинск : Автограф, 2010. – 638 с.

Вознюк, Л.Ю. Вокзал железнодорожный / Л.Ю. Вознюк., Н.Я. Шуклина // Челябинск: энциклопедия / сост. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск, Каменный пояс, 2001. – С. 160.

Внутри «ворот» Челябинска: реконструкция железнодорожного вокзала обошлась области и ЮУЖД в 600 миллионов рублей // Челябинский рабочий. – 2004. – 21 янв. – С. 4

Косолапов, Виктор. «Ворота города» стали его лицом / В. Косолапов, М. Пономарева // Южноуральская панорама. – 2007. – 1 марта (№ 41). – С. 4;

Кудзоев О.А. Скульптурная летопись края / О. А. Кудзоев, А. С. Ваганов. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1989. – 240 с.

16

Локомотивщики : история локомотивного хозяйства Южно-Уральской железной дороги / [редактор-составитель А. Л. Казаков]. – Екатеринбург : СВ-96, 2007. – 601, [6] с. : фот., портр.

17

МАГИСТРАЛЬ в будущее : 75 лет Советскому району города Челябинска ; [авт.-сост. К. А. Шишов]. – Челябинск : Творческая лаборатория Enterprise, 2012. – 255 с.

«Новый облик вокзала», статья от 20.06.2007 г. в газете Вечерний Челябинск на сайте ЮУЖД.

Уральский исток Транссиба : история Южно-Уральской железной дороги / [редактор-составитель А.Л. Казаков]. – Челябинск : Автограф, 2004. – 518 с. : ил., портр., карты, фот.

 

Источники:

http://chelyabinsk.dzvr.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинск-Главный

http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=740273

http://bankrabot.com/part2/work_51921.html

http://uralpress.ru/news/2010/11/02/chelyabinskiy-zheleznodorozhnyy-vokzal-otmechaet-45-letie

https://ssgen.livejournal.com/912204.html

 

Виктор Красуский

 

05.11.2020
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2020 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free