Памятник «Самолет» (Боевой бомбардировщик ИЛ-28 №30)

1

Открыт: 9 мая 1975, к 30-й годовщине Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Посвящен: подвигу летчиков-штурманов, отдавшим жизнь за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне

Находится: на площади у входа в городок Челябинского военного авиационного института штурманов (ЧВВАКУШ)

Памятник «Самолет» - памятник-reality, так как в его основе лежит реальный экземпляр самолета

Этот самолет стал первым реактивным фронтовым бомбардировщиком, принятым в вооружение в СССР. Благодаря отличным пилотажным и боевым качествам, он долгое время входил в число основных самолетов советских ВВС.

По окончании Второй Мировой войны Советский союз нуждался в срочном обновлении парка боевой авиации. Поршневые машины, которые верой и правдой служили десятки лет, устаревали прямо на глазах. Требовались самолеты нового поколения – реактивные.

В 1945 году конструкторское бюро Сергея Ильюшина получило задание: разработать реактивную машину – ударный фронтовой самолет с максимальной скоростью 900 км/час и дальностью полета 2000 км. Его бомбовая нагрузка состояла от 1 до 3 тонн.

Ил-28 оказался исключительно удачным, от поршневых самолетов предыдущего поколения он отличался высокой скоростью, мощным оборонительным вооружением, современным радиоэлектронным оборудованием, наличием оптического и радиолокационного прицелов. Бомбардировщик мог эффективно поражать цели в оперативной и тактической глубине. По технике пилотирования он был доступен даже молодым летчикам. Бомбардировщик продолжал нормальный горизонтальный полет даже при отказе одного двигателя. Единственным недостатком стало отсутствие удобной системы перекачки топлива. Ил-28 стоял на службе в советских вооруженных силах почти четверть века.

За создание реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 Сергей Ильюшин и группа конструкторов его КБ получили государственную премию.

Прежде, чем стать полноценным памятником, самолет претерпел некоторые изменения – в частности были сняты шасси и некоторые другие элементы для завершения композиции. Кроме того все стеклянные элементы укрепили железными листами и окрасили в голубой цвет – вероятно, для придания памятнику большей устойчивости к внешним воздействиям.

На самолете сохранились даже некоторые надписи, которые не смогла скрыть покраска и время. Самолет Ил-28 был установлен на постаменте у входа в Челябинское высшее военное краснознаменное училище штурманов честь 30-летия Великой Победы, что и символизирует номер «30» на его фюзеляже. Этот памятник напоминает о заслугах училища в деле подготовки кадровых офицеров-штурманов.

2

Самолет на постаменте, сооруженном на площадке перед воротами училища, виден издалека. Но открывается он взору неожиданно. Строгие, стремительные контуры серебристой крылатой машины ильюшинской конструкции, вознесенной над землей на двух узких бетонных пилонах, кажутся поднятыми на реактивных струях. Заслуженный «ИЛ» отнюдь не выглядит застывшим навечно на своем пьедестале. Глядя на него, испытываешь ощущение, будто он идет на взлет. «ИЛ» весь устремлен ввысь, в небо.

 

Составитель: Н. С. Кастрюлина,
библиотека №25, МКУК ЦБС

13.05.2014
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2015 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free