«Орленок» - памятник и символ судьбы

К 55-летию со дня открытия

1958-2013

orlenok

Авторы:

- скульптор Лев Николаевич Головницкий;

- архитектор Евгений Викторович Александров.

Открыт: 29 октября 1958 года в г. Челябинске к 40-летию ВЛКСМ.

Посвящен: Комсомольцам-героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале.

Находится: У входа на Алое поле, на пересечении проспекта Ленина (ул. Спартака) и ул. Красная.

Четырехметровая бронзовая скульптура (статуя) установлена на прямоугольном постаменте, облицованном полированным гранитом. Эта скульптура является первым из произведений местных мастеров, отлитых в бронзе.

Общая высота монумента составляет 6,8 метра. Высота постамента 2,8 метра.

На главном фасаде постамента надпись: «Орленок». Буквы бронзовые, накладные.

Ниже этой надписи высечена звезда и текст: «Комсомольцам – героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале».

Под текстом изображение серпа и молота.

На тыльной стороне постамента текст: «Установлен комсомольцами и молодежью Советского района г. Челябинска в день 40-летия ВЛКСМ, 29 октября 1958 года».

У основания постамента текст: «Авторы: скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров».

 

Создание образа «Орленка»

«Орленок» - собирательный образ юности революции и гражданской войны. Решение образа определялось у скульптора Л. Н. Головницкого не сразу. Было много вариантов, эпизодов, поисков в рисунках.

В мастерской скульптора сохранился один из этюдов, по-своему интересный. Юный герой изображен без папахи, но уже в шинели. Руки его, опущенные впереди вниз, связаны веревкой. Особого драматизма, внутреннего сопротивления героя здесь еще не ощущается. Образ кажется приземленный, банально решенным. Парнишка в солдатской шинели представляется каким-то проказником.

Такой образ не мог удовлетворить молодого мастера, скульптора Льва Головницкого. Этот образ стал лишь звеном в долгой цепи поисков. Углубляя образ, скульптор искал нужную композицию, разворот фигуры, уточнял детали одежды, выражения лица, положения рук. Он упорно добывал «ту суть, что укрывается от глаз».

В окончательном варианте появляется станковая скульптура высотой 2 метра. Подросток – красногвардеец в длинной не по росту шинели, в папахе, в больших разбитых ботинках.

Характер одежды имеет особое значение. Герой одет в настоящее воинское обмундирование, которое выступает в зримом контрасте с его тщедушным телом. Изобразив героя в военной одежде, скульптор создал образ юноши сознательно вставшего в ряды бойцов революции.

В этой скульптуре уже появился драматизм и в то же время ощущение непокорности, сопротивления подростка врагам. Руки у «Орленка» уже заведены назад, а веревка опоясывает грудь, плотно стягивая фигуру и руки. Юный герой изображен встречающим смерть (казнь). Он знает, за что умирает, и смело повернулся навстречу врагам и пулям, которые через мгновенье пронзят его сердце.

Но в суровом взгляде полного презрения, в стиснутых кулаках, во всей фигуре юного бойца такое неустрашимое свободолюбие, такая неукротимая вера в Победу, в правоту своего дела, что невольно думается: нет, такие герои не умирают в памяти народной.

 

Скульптор Лев Николаевич Головницкий (1929-1994)

Родился 10 декабря 1929 года в Кургане в семье железнодорожного машиниста. После школы поступил в Саратовское художественно-промышленное училище, которое закончил в 1952 году. Его дипломной работой был скульптурный портрет Николая Островского. Затем он изваял романтический образ Павки Корчагина. Сегодня эти произведения экспонируются в Москве, в музее Н. А. Островского.

В 1952 году Лев Головницкий приезжает в Челябинск. Увлеченность образами Н.Островского закономерно привели скульптора к идее создания «Орленка».

Станковая скульптура «Орленок» была высоко оценена на республиканских выставках. А в 1957 году на Всесоюзной художественной выставке в Москве «Орленок» заслужил широкое признание зрителей и принес известность автору, выдвинув его в ряды ведущих скульпторов. «Орленок» также экспонировался на Всемирных выставках «ЭКСПО» в Брюсселе и Монреале.

За это произведение Л. Головницкому в 1967 году в числе первых в нашей стране была присуждена премия Ленинского комсомола, он был занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ.

Лев Головницкий:

Член Союза художников СССР (1955)

Народный художник РСФСР (1980)

Действительный член Академии Художеств СССР (1988)

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1977)

Лауреат премии Ленинского комсомола (1967)

Награжден серебряной медалью Академии художеств СССР (1980)

С 1932 до 1987 жил и работал в Челябинске.

В 1987-93 годах жил в Красноярске. В 1993-94 годах жил в Свердловске.

 

Архитектор Евгений Викторович Александров (1917-2007)

Соавтором Льва Головницкого был Е. В. Александров.

Он родился 4 февраля 1917 г. в г. Челябинске.

Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт (1940).

Лауреат областной комсомольской премии «Орленок» (1967).

Заслуженный архитектор РСФСР (1974).

Почетный член Академии архитектуры и строительных наук (1994).

Почетный гражданин г. Челябинска (1996).

Участник Великой Отечественной войны.

С создания памятника «Орленок» началась многолетнее творческое содружество ваятеля (скульптора) Л. Головницкого с архитектором Е. В. Александровым.

И не зря у основания постамента «Орленка» написан текст: «Авторы: скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров».

 

Открытие памятника «Орленок»

К 40-летию образования ВЛКСМ (29 октября 1958), комсомольцы Челябинска сделали скульптору Головницкому заказ на создание памятника «Орленок» на основе станковой скульптуры. Скульптор горячо откликнулся на эту просьбу, но не просто увеличил выставочный вариант до размеров монумента, а существенно переработал «Орленка». Выразительнее стал общий силуэт, что усилило динамику образа.

«Орленок» создавался практически всей молодежью города. Деньги на памятник зарабатывались на бесконечных субботниках и воскресниках. Спешили. Надо было успеть к юбилею, и 40-летию ВЛКСМ.

Перед установкой памятника шли большие споры, где поставить монумент. Архитектор Е. В. Александров вспоминает, что некоторые из тех, кому довелось решать судьбу нового монумента, считали (предлагали) снести памятник Ленину на Алом поле и на его место водрузить «Орленка». К счастью, здравый смысл победил наше известное стремление к разрушительству, и оба памятника мирно соседствуют на Алом поле, свидетельствуя каждый о своем отрезке нашей истории.

Памятник решили установить у входа на Алое поле, на пересечении пр. Ленина (ул. Спартака) и ул. Красная.

Яму под основание «Орленка» комсомольцы вырыли сами. Для кладки постамента пригласили специалиста – печника. Дело было авральное. Приближался юбилей комсомола, и печник второпях сложил постамент высотой в 2,7 метра на 40 см шире, чем требовалось по проекту. Переделывать было некогда, постамент срочно облицевали гранитом и установили 4-х метровую бронзовую скульптуру.

29 октября 1958 к углу улиц Красной и Спартака (Ленина) с разных концов города двигались колонны молодежи. С песнями шли на открытие памятника «Орленок».

Вечер был ветреный, в огне факелов таял снег. Автор скульптуры Головницкий, не Лев, а Лева, мало кому известный скульптор, стоял у постамента и, кажется, не верил, что, наконец, свершилось, смотрел на дело своих рук, своей души...

Люди говорили, то, что лицо «Орленка» похоже на лицо самого скульптора, - это не случайность. Лева Головницкий в то время был похож на то, что изваял: высокий, худой, буйно кудрявый, с резкими чертами лица. Но – не себя вываял Лев Головницкий в образе гибнущего молодого бойца, а своего брата, павшего в Великую Отечественную войну.

Возле памятника читал свои стихи молодой студент – Костя Скворцов. Сегодня он маститый поэт, драматург. Молодежь пела песни, возлагала к монументу венки.

Орленок

Льву Николаевичу Головницкому

Горит среди листвы зеленой

Луч солнца золотой.

У входа в парк стоит «Орленок» -

Парнишка молодой.

На нем шинель, на нем папаха,

Солдатские ремни...

В его глазах не видно страха,

Он смотрит в наши дни.

И слышит он, как отзвук боя

Летит из-за реки,

Парнишке руки за спиною

Скрутили беляки.

А он молчит перед расстрелом,

Горит отвагой взгляд.

Стоит Орленок гордый, смелый,

Не отступив назад.

Встречая пытки и угрозы

С решимостью бойца,

Таким остался он и в бронзе,

И в песне, и в сердцах.

Горит среди листвы зеленой

Луч солнца золотой

У входа в парк стоит Орленок -

Парнишка молодой.

Е. Ховив

 

«Орленок» - памятник и символ судьбы

Литература

- Александров, Е. Проблемы синтеза и скульптуры на примере Челябинска // Челябинская область. Архитектура. Строительство. - 2004. - № 4 (7). - С. 10-11.

- Гейль, В. В. «Орленок», памятник в г. Челябинске: 50 лет со дня открытия // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2008 / сост.: И. Н. Пережогина [и др.]. - Челябинск, 2007. - С. 210-211.

- Колпакова, В. С. Скульптор Л. Н. Головницкий: штрихи к портрету // Исторические чтения: материалы науч. конф. «Культура Челябинска: поиски и находки» (1998). - Челябинск, 2000. - Вып. 5. - С. 89-95.

- Самсонов. В. Ф. Памятник орлиному имени // Самсонов В. Ф. Память о подвиге и славе: по мемор. местам Челябинска. - Челябинск, 2005. - С. 74-78.

- Золотов, А. А. «Орленок» - начало творческого отсчета / А. А. Золотов // Причастность: скульптор Лев Головницкий / А. А. Золотов. - Челябинск, 2008. – С. 25-33

- Самсонов, В. Ф. Памятник орлиному имени / В. Ф. Самсонов // Память о подвиге и славе: по мемор. местам Челябинска / В. Ф. Самсонов. - Челябинск, 2005. - С. 74-78.

- Фонотов, М. Орленок / М. Фонотов // Родная старина : очерки истории Южного Урала / М. Фонотов. - Челябинск, 2011. - С. 199-200.

 

18.04.2014
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2015 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free