Готов ли к школе ваш ребенок?

1

Поступление ребенка в школу – это не только радостное событие для ребенка и родителей, но и большая ответственность. Задача родителей – дать ребенку необходимые знания, сохранив при этом его здоровье.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ребенка отдать в школу можно в возрасте 6 лет и 6 месяцев. При наличии определенных отклонений в физическом или психологическом состоянии – крайняя граница 8 лет.

Как показывает опыт, к началу обучения примерно 10–12 процентов детей к школе не готовы. Они долго адаптируются, не справляются с учебной программой, что, в свою очередь, может привести к переутомлению, ухудшению здоровья.

Чтобы избежать таких последствий, малыша нужно готовить к школе заранее. Такая подготовка идет, практически, с самого рождения, а в возрасте 5-6 лет должна вестись уже целенаправленно.

Детские поликлиники за год до школы проводят полное медицинское обследование, которое и показывает «степень готовности» ребенка к школе. Критериями готовности являются:

  •  физическое развитие
  •  биологический возраст
  •  нервно-психическое развитие
  •  общее состояние здоровья

Состояние нервно-психического развития ребенка оценивается неврологом и психиатром, логопедом и педагогом-психологом. В качестве базовых составляющих этого исследования приняты следующие:

- уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти)

- уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки)

- уровень развития связной речи и звукопроизношения

- эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого)

Проведение полного обследования за год до школы позволяет родителям узнать, готов ли ребенок к таким нагрузкам, и заранее исправить и улучшить некоторые показатели его здоровья.

Как родителям проверить готовность ребенка к школе

Будущий первоклассник должен знать:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст и дату рождения.
  • Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  • Фамилию, имя, отчество родителей.
  • Профессии мамы и папы.
  • Определять время по часам.
  • Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  • Погодные явления.
  • Основные цвета.
  • Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  • Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, птицы, овощи, ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  • Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
  • Уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  • Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  • Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  • Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  • Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Родитель должны ответить для себя на такие вопросы:

  • - Может ли ребенок описать какое-либо событие?
  • - Ответить на вопросы взрослых?
  • - Умеет ли самостоятельно работать?
  • - Играть с другими детьми?
  • - Внимательно слушать чтение книги?
  • - Интересуется ли книгами?

2

Существует множество экспресс-тестов на определение готовности к школе, которые есть как в книгах (например, в книге Коноваленко, С. В. Как подготовить ребенка к школе), так и в Интернете.

Но вот вы проверили своего ребенка и выяснили, что к обучению в школе он еще не готов. Что делать?

Прежде всего, успокоиться. Детский мозг пластичен, приблизительно, до 12-15 лет. С помощью специальных упражнений можно стимулировать в развитии те или иные структуры, и тем самым ускорить развитие ребенка, подготовив его к школе к определенному сроку. Это не так уж сложно, если заниматься регулярно. Даже за лето можно многое сделать.

Как заниматься дома

3

Чтобы занятия были эффективными, нужно придерживаться некоторых правил.

В первую очередь – никакого насилия: нужно заинтересовать, а не заставлять, тем более, не кричать и не бить.

Занятия строить в игровой форме.

Продолжительность уроков – не более 15 минут. В промежутках – 15-20-минутные перерывы.

Необходимо чередовать статические уроки с динамическими. Например, чтение, физкультура, математика.

Прежде чем переходить к следующей теме, убедитесь, что материал усвоен полностью.

Желательно использовать в занятиях книги с яркими, цветными иллюстрациями, интересными текстами и описаниями.

Обязательно нужно воспитывать в ребенке доброту, сочувствие к другим, читать хорошие, добрые книжки.

 

На первом месте должны быть занятия чтением. Умеющему читать ребенку проще будет усвоить другие предметы.

Изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте их, вылепите из пластилина, изобразите при помощи рук, ног. Попросите маленького ученика найти букву в тексте. Пусть придумает короткий рассказ об этой букве. Просите пересказать прочитанный текст.

Также важны уроки математики.

Начните с целых чисел. Пересчитывайте знакомые предметы, конфеты, фрукты. Затем – счетные палочки. Покажите ребенку геометрические фигуры. Подойдут и кондитерские изделия любой формы, и игрушки, и рисунки. Учите пользоваться линейкой и карандашом. Счёт лучше чередовать с геометрией и решением простейших примеров.

И, конечно, очень важны занятия письмом.

Чтобы облегчить малышу трудную задачу написания букв, необходимо тренировать руки. В этом случае незаменимыми будут упражнения для развития мелкой моторики. Использовать можно любой подручный материал: пуговицы, фасоль, макароны, тесто, не говоря уже о специальных игрушках и мозаиках. Полезно вырезать ножницами по контуру различные фигуры.

Подарите ребенку красивую ручку и объясните, как правильно ее держать. Тетрадь должна соответствовать школьным требованиям. Сначала нужно писать печатные буквы. После проработки всего алфавита перейти к прописным. Детская рука быстро устает, поэтому стоит чаще делать гимнастику для пальчиков.

Не у всех родителей есть время и возможность самим заниматься с ребенком. В таком случае можно воспользоваться специализированными детскими центрами, готовящими детей к поступлению в школу в Челябинске.

Вот координаты некоторых из них:

 

 

Обыкновенное чудо

Детский Центр Психологии и Развития

Адрес: Пр. Победы, 326

Тел.: 8 (982) 292-03-03, 8 (922) 697-02-02

Сайт: http://www.chudo174.ru/

Центр развития детей Радуга

Адрес: Комсомольский пр., 66

Тел.: 777-90-84

Сайт: http://74raduga.ru/

Школа скорочтения,

каллиграфии, развития памяти и интеллекта

Адрес: Пр. Ленина, 29

Тел.: 8 (351) 223-44-03

Сайт: https://iq007.ru/

Автограф

Учебный центр

Адрес: Свердловский пр., 84

Тел.: 232-57-53

Сайт: http://www.autograf74.ru/

Маленькая школа для маленьких

Адреса: Бр. Кашириных, 24в

             Салавата Юлаева, 17в

             250-летия Челябинска, 73

Тел.: 202-00-72

Сайт: http://xn--80aa3adbcr2f.xn--p1ai/

Чиполлино

Адрес: Комсомольский пр., 109

Тел.: 8 908 058 09 43, 8 351 225 39 62

Сайт: http://xn--74-1lcd4b.xn--p1ai/

Алые паруса

Адрес: ул. 250-летия Челябинска, 18

Тел.: +7(922)-710-39-79, 247-39-79

Сайт: http://xn--74-8kcaa2a5b7akkv5g.xn--p1ai/

Бэби-клуб

Адрес: Комсомольский пр., 32д

Тел.: 7 982 332-27-33

Сайт: https://baby-club.ru/clubs/chelyabinsk/komsomolsky/

 

Целенаправленная подготовка просто необходима, если хотите, чтобы ваш ребенок не был «белой вороной» в классе и легко преодолевал все трудности школьной жизни.

Книги в наших библиотеках

Васильева, Н. Н. Развивающие игры для дошкольников: Попул. пособие для родителей и педагогов / Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. - Ярославль, 2000. - 208 с. ЧЗ

Давыдова, М. А. Как правильно подготовить ребенка к школе / Давыдова М., Агапова И. – Москва, 2007. – 220 с. ЧЗ

Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка / Г. Доман, Д. Доман. - Москва, 1995. - 400 с. Ф 14, 31

Коноваленко, С. В. Как подготовить ребенка к школе: [психологические тесты, игры и упражнения]. - Москва, 2004. - 206 с. Ф22

Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - Москва, 1991. - 150 с. КХ, ЧЗ, Ф14, 22

Павлова, Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - Москва, 2007. - 123 с. ЧЗ, Ф1,14

Парамонова Л. Г. Упражнение для развития речи. -Москва, 2003. – 207 с. Ф 29

Печерога, А. В. Развивающие игры для дошкольников. - Москва, 2008. - 191. - Москва, 2008. – 191 с. ЮА, ЧЗ, Ф2, 6, 7, 16, 20, 29, 32

 

Эти и многие другие книги о подготовке детей к школе можно найти в электронном каталоге на нашем сайте.

4

Н. Корлякова

11.06.2019
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2018 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free