Телефонное мошенничество

1

Каждый хоть раз сталкивался с мошенниками по телефону, этот вид вымогательства денег существует очень давно и активно развивается. В статье мы расскажем, как уберечь себя и не попасть на крючок обманщикам.

Первая и самая распространенная схема с банковскими картами: вам звонит якобы сотрудник банка и сообщает о подозрительных операциях по карте, уточняет, совершали ли вы покупки в ближайшее время, делали переводы, далее следует предложение о дополнительной безопасности вашего счета. Мошенники просят номер карты, срок ее действия и трехзначный код с обратной стороны, а также могут попросить сообщить им код из смс. После получения этих данных происходит списание средств с карты жертвы.

Запомните!

  • Разговор с банковским работником всегда записывается, об этом вас предупреждают в начале звонка.
  • У настоящего сотрудника банка есть личные данные о вас и по вашей карте, никакой дополнительной информации они не потребуют. Если у вас начинают спрашивать какие-либо данные – бросайте трубку.
  • Официальный номер банка указан на сайте, на карте, в договорах, которые вы заключали с банком. Проверьте входящий вызов, совпадает ли номер.
  • НИКОГДА и НИКОМУ не сообщайте трехзначный код с обратной стороны карты и код из смс. Даже если очень просят, эта информация должна быть известна только вам!
  • Обратитесь в банк и сообщите им о попытке украсть у вас деньги с личного счета, предоставьте им номер мошенников.

Второй вид мошенничества. «Я в больнице, нужны деньги, переведи по номеру…»

Вам звонят с незнакомого или даже скрытого номера, голос похожий на вашего близкого человека жалуется, что попал в больницу/полицию, затем трубку берет якобы сотрудник больницы или полиции, подтверждает слова своего соучастника. Предлагает решить проблему деньгами. Жертва, переживая за сына/дочь/мужа/родителя, соглашается и переводит деньги злоумышленникам.

Запомните!

  • Прежде чем верить в случившееся лично свяжитесь с «попавшим в беду» по телефону.
  • Не переводите деньги, требуйте личной встречи и скажите, что заплатите только наличкой, мошенники бросят трубку.
  • Не паникуйте! Сотрудники больницы или правоохранительных органов не имеют права требовать от вас какой-либо оплаты по телефону.

Третий вид. «Я ошибся номером, верните деньги»

Вам приходит смс с текстом о пополнении счета на небольшую сумму. Тут же приходит следом смс с просьбой вернуть деньги, т.к. ошиблись номером. Честный человек, конечно же, вернет деньги по указанному номеру. Стоит отметить, что подобные сообщения приходят в отдельной ветке на телефоне и совсем не от оператора, например, не от Beeline, а от Beeeline. Случается, что деньги действительно пришли, но после возврата на счет мошенника, он идет в офис оператора, показывает чек и пишет заявление об ошибочном переводе. Оператор может снять деньги с телефона жертвы и вернуть их злоумышленнику.

Запомните!

  • Проверьте свой баланс, а также номер, правильно ли написан оператор в шапке сообщения.
  • Если деньги вам действительно были зачислены, лучше сходить в офис оператора и объяснить им ситуацию. Так вы обезопасите себя от двойного списания со счета.

Четвертый вид. «Вам положены выплаты»

Псевдосотрудники из пенсионного фонда или соцзащиты обещают выплаты для льготников, пенсионеров, инвалидов. Это может быть прибавка к пенсии или выплаты пособий. Но для зачисления денежных средств им нужны данные карты, которые доверчивые люди легко сообщают. Никаких выплат, конечно же, не поступает, но зато деньги со счета уходят к мошенникам.

Запомните!

  • У сотрудников пенсионного фонда или соцзащиты ваши данные есть, они могут проинформировать по телефону, но для каких-либо выплат необходимо будет ваше личное присутствие.
  • Лично перезванивайте по официальным контактам ПФР/соцзащиты и уточняйте информацию.
  • НИКОМУ НЕ СООБЩАЙТЕ ДАННЫЕ КАРТЫ!

Пятый вид. «Хочу купить, диктуйте номер карты»

Если вы продаете товар на просторах интернета, то наверняка сталкивались, что кроме номера карты или телефона, к которому она привязана, покупатель просит какие-то дополнительные реквизиты. Бывает так, что покупатель переводит деньги якобы с карты друга/брата/мамы и т.д., тем самым, не выдавая свои данные, однако, человек, который перевел вам деньги сам может быть жертвой-покупателем. Тем самым мошенник остается в стороне с товаром, оплаченным совершенно другим человеком. А продавец остается крайним, ведь это на его карту поступили средства.

Запомните!

  • По возможности продавайте товар за наличные средства, так вы уменьшите риск быть обманутым.
  • Если от вас просят дополнительные реквизиты – прекращайте диалог.
  • Просите покупателя перевести деньги с указанием основных параметров товара в комментарии перевода, так вы будете уверены, что покупатель в курсе за что платит.

Шестой вид. «Перейдите по ссылке»

Вам приходит смс с неизвестного номера с предложением поучаствовать в конкурсе или посмотреть актуальную информацию в соцсетях, погоду, гороскоп и т.д., и прилагается ссылка. При переходе по этой ссылке вы попадете на рекламную страничку, а с вашего счета будут списаны деньги.

Запомните!

  • Не нужно переходить по сомнительным ссылкам в смс.
  • Подобного рода сообщения лучше всего игнорировать и удалять сразу же. Любопытство может стоить очень дорого.

2

Мошенников можно и нужно наказывать по УК РФ.

В случае, если вы не попались на уловки мошенников, их можно привлечь к уголовной ответственности по 30 статье УК РФ. «Приготовление к преступлению и покушение на преступление».

Когда все-таки мошенникам удалось вас обмануть, пишите заявление в полицию по статье 158 УК РФ. Кража, статье 159 УК РФ. Мошенничество.

Обязательно укажите номера, с которых вам звонили, время звонка, все что вам говорил преступник, его имя (если он называл себя). По возможности записывайте подозрительные разговоры (в каждом телефоне есть встроенная функция записи звонков). Предоставьте полиции все возможные данные о происшествии.

При отказе принять у вас заявление – обращайтесь в прокуратуру, так же следует поступить при отказе в возбуждении уголовного дела.

Телефонные мошенничества удачно раскрываются, главное бороться за свои права и быть предельно бдительным при операциях с денежными средствами.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательств, сразу звоните по телефону «102» или «112» и сообщите о возможном мошенничестве.

 

Анна Вилькина

10.06.2020
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2020 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free