Детство под защитой: Несовершеннолетние и закон. Алкоголь и подростки

«Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и
ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее»

Джеймс Грант

detpodzash

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Таким образом, на взрослых лежит огромная ответственность за будущее детей, а значит, и будущее их самих, страны и государства.

Несовершеннолетние и закон

Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Она была принята в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Конвенция включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Знать свои права дети должны с детства, однако для этого совсем не обязательно знакомить их с нормативными документами. Чтобы воспитать маленького гражданина, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.

Предлагаем небольшую подборку книг по правам ребенка.

Эти издания выделяются тем, что в легкой, интересной и занимательной форме знакомят с основными правами и свободами, изложенными в Декларации прав ребенка, учат применять их в жизни

1. Права ребенка - доступно и интересно: кн. для чтения / Ю. Г. Пилявец, Б. В. Зыкин, В. С. Овечкин. – Псков, 2001.

2. Права ребенка – это ваши права!: для детей 7-10 лет. – СПб: Папирус, 1997.

3. Шабельник, Е. С. Ваши права: кн. для учащихся начальных классов. – М.: Вита-Пресс, 1995.

4. Мы все рождены свободными: всеобщая декларация прав человека в картинках. – М.: КомпасГид, 2011.

5. Усачев, А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.

Известный российский адвокат, правовед Павел Астахов выпустил серию книг под названием «Детям о праве». В предисловии к серии он пишет, что право существует для того, чтобы все мы жили в согласии, оно всегда отстаивает наши справедливые интересы. Книги этой серии адресованы школьникам 11-12 лет. Их герои попадают в различные ситуации, и, обращаясь к праву, уточняют, как следует вести себя на дороге, на улице, в школе, в семье, в магазине, на отдыхе.

Представленный материал в следующих изданиях основан на практическом опыте авторов. Он знакомит детей, родителей и учителей с правами ребенка, свободами, обязанностями во всех сферах общественной жизни. Основные задачи этих пособий – формирование правовой культуры. Книги носят развивающий и профилактический характер, стимулируют развитие социальной уверенности ребенка.

1. Наш мир и наши права: что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов: пособие для учителей. – М., 2001.

2. Лопатина А. Права детей в сказках, рисунках и вопросах: правовое воспитание детей. – М.: Амрита-Русь, 2008.

3. Сто уроков по правам ребенка: учебно-методическое пособие. – Минск, 1999.

4. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

5. Куликова А. А. Защита прав ребенка. - М.: Эксмо, 2005.

У многих подростков весьма смутное представление о законе. В силу своего возрастных психологических особенностей они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных своих действий. Поэтому закон, учитывая физическую и умственную незрелость подростка, предполагает, что несовершеннолетний нуждается в специальной охране и заботе, включая особую правовую защиту. В нашей стране к подросткам, совершившим правонарушения, применяется административная и уголовная ответственность.

В увлекательной форме, опираясь на многочисленные примеры из милицейской практики, Волков В. М. в книге «Как избежать беды. Советы подполковника милиции детям» рассказывает о двух бедах, подстерегающих школьника. Первая беда – он может стать жертвой преступника. Вторая беда – подросток может сам пойти по преступной дорожке. В книге приведены советы, как вести себя, чтобы не попасть в опасную криминальную ситуацию и не оказаться среди нарушителей закона. В основе историй, которые предлагаются вниманию ребят, лежат реальные события.

Уголовное право – это серьезно, это та сфера, где наивное «а я не знал, что так нельзя» не освобождает от ответственности. В книге «Уголовный кодекс для детей среднего и выше среднего роста и их родителей» Волобуев А.Н. рассказал о важном и сложном просто, доверительно, с юмором, без скучного назидания. А. Волобуев обращается к известным литературным персонажам, авторитетным личностям, историческим фактам, разъясняя сущность неукоснительных запретов и последствий их нарушений.

Алкоголь и подростки

Алкоголизм – это болезнь, серьезная зависимость, которая в наше время нередко встречается среди подростков. Детский и подростковый алкоголизм – это огромная проблема, которая, к сожалению, с годами становиться все актуальнее.

Причины детского алкоголизма имеют психологический характер, основанный на восприимчивости детской психики. В большинстве случаев основной причиной употребления алкоголя подростками становятся родители и отношение к спиртному в семье. Если ребенок с раннего возраста регулярно видит, как на столе частенько появляется бутылка, то он считает это нормой. Когда в доме собираются гости, они пьют алкоголь, после чего становятся веселыми, добродушными. Ажиотаж взрослых вокруг выпивки стимулирует детское любопытство. Подростку хочется приобрести собственный опыт. Ребенок из неблагополучной, пьющей семьи становится алкоголиком намного чаще, чем из благополучной.

Другая причина – это социальная среда, в которой находится подросток. Вы не сможете на сто процентов уберечь подростка от среды, в которой употребляют алкоголь. Потому что это – неотъемлемая часть взросления, молодежной культуры. Находясь вне своей компании, подросток не нуждается в алкоголе, но как только он оказывается в привычном окружении, проявляются стереотипы поведения. Употребление алкоголя очень скоро начинает восприниматься как обязательный элемент общения. На вопросы, почему ты пьешь алкоголь, в большинстве случаев подростки отвечают: хочу избавиться от комплексов при общении, пытаюсь найти понимание в компании, пытаюсь придерживаться традиций, хочется новых ощущений. Алкоголь в среде подростков становится индикатором взросления и тот, кто игнорирует это правило, становится аутсайдером компании.

Немаловажную роль играют и средства массовой информации. В большинстве случаев в фильмах и рекламных роликах употребление спиртного показано в позитивном ключе. Это атрибут приятного времяпрепровождения, достатка, норма жизни. Алкоголь в сознании современных подростков – это не яд, а нечто веселящее, то, что придает жизни яркость.

Помимо этого, к причинам алкоголизма у подростков относят: генетическую предрасположенность; неблагополучную обстановку в семье, чрезмерную опеку или полное отсутствие внимания со стороны родителей; личностные особенности (слабый характер, неумение отстаивать свою позицию); черепно-мозговые травмы; психопатию; большое количество свободного времени, отсутствие увлечений, юношеский максимализм.

Алкоголь и здоровье подростка являются взаимоисключающими понятиями. Комплексное негативное воздействие на молодой организм не приносит ничего, кроме вреда. Подростковый алкоголизм отличен от взрослого. Учитывая неустойчивую психику подрастающего человека, происходит достаточно скорая реакция на зависимость и психические отклонения. При употреблении алкоголя очень быстро развивается физическая зависимость, когда тело подростка испытывает «ломку» и просит добавки. Деструктивное воздействие этанола в первую очередь сказывается на работе мозга. Мозг подростка настроен на обучение, а при регулярном употреблении алкоголя он начинает приспосабливаться к яду, страдает восприимчивость мозга к усвоению новой информации, мыслительная активность резко снижается, процесс интеллектуального развития замедляется. Кроме этого, этанол замедляет рост, физическое развитие. Замедляется процесс развития скелета и мышц. Другие последствия: нарушается работа пищеварительной системы, появляется риск раннего развития сердечно-сосудистых заболеваний, страдает репродуктивная система, подрывается иммунитет. Добавляются психологические нарушения – подавленность, раздражительность, истерики, депрессия.

Основной способ борьбы с подростковым алкоголизмом – это профилактика. Если подросток употребил алкоголь единожды и на протяжении длительного времени к этому занятию не возвращался – проблемы со спиртным у него не будет. Беспокоиться нужно, если подросток пьет любой вид алкогольных напитков даже в небольших количествах, но регулярно. Именно это является признаком развивающегося алкоголизма. Профилактика подросткового алкоголизма в первую очередь должна заключаться в исключении причин для такого образа жизни, а не в установлении страшных наказаний за непослушание.

Что необходимо сделать:

  • Пример родителей. Ребенок должен видеть нормальный образ жизни. На протяжении всего периода взросления человек должен видеть перед собой пример, слова которого соответствуют действиям.
  • Формирование здорового образа жизни: заниматься спортом, следить за питанием, соблюдать режим дня. Иметь хобби, быть все время занятым.
  • Профилактические беседы. Предоставление информации о влиянии алкоголя на здоровье, о последствиях его употребления. Приводить факты и конкретные примеры.
  • Ограничить круг общения, оградить от влияния "плохой" компании. Сменить обстановку, среду, в которой подросток находится большую часть времени.
  • Проявлять интерес к жизни подростка. Знать с кем общается, как проводит время, интересоваться его самочувствием, настроением.

Родителям и всем тем, кто общается с подростками, рекомендуется ознакомиться со следующими изданиями:

1. Шилова Т.А. «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Практическое пособие». В книге раскрыты особенности личности проблемных подростков, особенности их поведения при различных зависимостях. Пособие поможет найти правильный подход к взаимодействию с несовершеннолетними. Выработать наиболее эффективные методы и способы практической психологической работы с такими подростками.

2. В пособии «Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учеб. пособие для вузов» под ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон описаны как общие принципы профилактики, диагностики и терапии, так и апробированные авторами конкретные методики. Изложены новейшие стратегии психологической работы с подростками, страдающими различными формами зависимости. Показаны возможности коррекционного вмешательства на уровне школы, семьи, специальных центров.

3. В книгеКормушиной Ю. В. «Уберечь своего ребенка от опасностей. Как?»затронута тема безопасности нашего повседневного существования, взаимодействия взрослых и детей в повседневной жизни. Практически любой взрослый, не задумываясь, поспешит на помощь ребенку, который оказался в угрожающей ситуации. И что бы кто ни думал, в первую очередь безопасность детей зависит от нас, взрослых людей. Именно мы должны позаботиться о том, чтобы оградить их от опасностей современной жизни.

4. КнигаРуденко В. И. «Курение, алкоголь, наркотики» дает анализ наиболее распространённых проблем подросткового возраста. Одной из таких проблем является употребление пива и других алкогольных напитков. Родители смогут найти практические советы по общению с ребёнком, страдающим алкогольной зависимостью.

5. Нет более несовместимых понятий, чем алкоголь и дети. Галина И.В. в книге «Алкоголь и дети» рассказывает, почему дикий обычай пьянства в семье и приобщение детей к спиртному все ещё встречается. Книга посвящена предупреждению употребления алкоголя родителями и подростками. В ней приводятся данные о вредных свойствах спиртных напитков и патологических реакциях и их поступление в организм человека. Дается описание тех зол, которыми грозит пьянство: ущерб здоровью, изменение психики, падение трудоспособности, распад семьи, растление молодого поколения.

6. Ягодинский В. Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя». Книга посвящена предупреждению курения и употребления алкоголя среди подростков. В ней приводятся: данные о химическом составе табачного дыма и спиртных напитков, их вредных свойствах, патологических реакциях организма на поступление никотина и этилового спирта. Даются яркие картины тех зол, которыми грозят курение в пьянство; ущерб здоровью, изменение психики, снижение работоспособности, преступность и др.

7. «Как просто скатиться на дно» автора Ирбулдина Л.Ю. в журнале «Читаем, учимся, играем» (№10/ 2017) – это сценарий профилактического мероприятия для учащихся, в котором вы прочтете о последствиях пристрастия к алкоголю на примере художественных произведений.

8. Статья «Будущее в моих руках» в журнале № 12 «НаркоНет» за 2017 содержит материал о реализации профилактической интерактивной программы «Здоровая Россия. Общее дело», направленной на профилактику среди подрастающего поколения. «Общее дело» – это общественная организация, созданная неравнодушными людьми, объединенными пониманием необходимости донести до широких слоёв Российского общества правду о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя, табака и других наркотиков.

Поскольку подростки в своем возрасте не могут критически оценивать последствия своих действий, родители должны помочь им выбрать верный путь, чтобы те не утопили свою жизнь в спиртном и не стали алкоголиками.

Политика в интересах детей – дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей. Поэтому реализовываться эта политика должна совместными усилиями. В нашем городе существуют организации, которые отстаивают права детей и подростков, защищают и помогают им в трудных ситуациях.

  • Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Майорова Евгения Викторовна, тел. приемной 8 (351) 264-24-35, факс: 8 (351) 264-24-35
  • Общероссийский единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122
  • Детские телефоны доверия «Горячая линия» «Совета родителей Челябинской области»: 772-43-13, 772-43-33
  • Психологический центр «Сам Я» Адрес: ул. Молодогвардейцев, 65а-231, тел.: 270-78-34
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – 263-69-42.

Источники:

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Декларация прав ребенка
  3. Конституция РФ
  4. Семейный кодекс РФ
  5. https://doctorsos.ru/deti-i-podrostki/vsyo-o-podrostkovom-alkogolizme/
  6. https://zdorovnet.ru/alkogolizm/vliyanie-alkogolya-na-organizm-podrost
  7. http://spirtok.ru/alkogol-i-podrostok/#i-3
  8. https://minjust.ru/ru

 

Наталья Меньщикова

01.06.2020
МКУК "Централизованная библиотечная система" г. Челябинска. Челябоведение. © 2013 - 2020 Все права защищены.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free